Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 04.08.2014 ПО ДЕЛУ N А60-4149/2014

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 августа 2014 г. по делу N А60-4149/2014


Резолютивная часть решения объявлена 30 июля 2014 года
Полный текст решения изготовлен 04 августа 2014 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи М.Л. Сергеевой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ю.Г. Сулеймановой, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества "Востокнефтегазстройкомплект" (ИНН 6660010856, ОГРН 1026604963032)
к ТУ Росимущества в Свердловской области (ИНН 6670262066, ОГРН 1096670022107)
о признании незаконным отказа,
третье лицо Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, открытое акционерное общество "Российские железные дороги"
при участии в судебном заседании:
от истца Талонпойка Н.М., представитель по доверенности N 33-юрот 11.02.2014,
от ответчика Воронов А.И., представитель по доверенности от 30.10.2013,
от третьего лица (ОАО "РЖД") Лагунова А.Г., представитель по доверенности N 46/12-НЮ от 13.08.2012.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено. Третье лицо заявило ходатайство о приобщении к материалам дела документов. Истец заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнения.

Истец, с учетом ходатайства об уточнении предмета заявленных требований, просит признать незаконным решение ТУ Росимущества в Свердловской области, изложенное в письме N АР-242/09 от 14 января 2014 г, об отказе в предоставлении в собственность земельного участка площадью 14230 кв. м с кадастровым номером 66:41:0001001:120, а также возложить на Теруправление Росимущества в Свердловской области обязанности по устранению допущенных прав и законных интересов ЗАО "Востокнефтегазстройкомплект" путем совершения следующих действий: принять решение об образовании земельного участка площадью 14230 кв. м с кадастровым номером 66:41:0001001:120 путем раздела земельного участка площадью 16265 кв. м с кадастровым номером 66:41:0001001:110, зарегистрировать за Российской Федерацией право собственности на образованный земельный участок площадью 14230 кв. м с кадастровым номером 66:41:0001001:120, принять решение о предоставлении земельного участка площадью 14230 кв. м с кадастровым номером 66:41:0001001:120 в собственность ЗАО "Востокнефтегазстройкомплект".
Ответчик с заявленными требованиями не согласен, по мотивам изложенным в отзыве.
Третье лицо представило отзыв, в котором указало, что спорный земельный участок ему не принадлежит.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

установил:

ЗАО "Востокнефтегазстройкомплект" письмом N 163-юр от 28 апреля 2011 г. обратилось в Территориальное управление Федерального Агентства по управлению федеральным имуществом в Свердловской области (далее - ТУ Росимущества) с заявлением о предоставлении в собственность земельных участков, расположенных по адресу: г. Екатеринбург, ул. Аппаратная, 14, в том числе и земельного участка с кадастровым номером 66:41:0001001:110 площадью 16265 кв. м под комплексом недвижимого имущества в составе: открытая грузовая площадка для хранения оборудования площадью 7620 кв. м, подкрановые пути и железнодорожные подъездные пути, находящимся в собственности ЗАО "Востокнефтегазстройкомплект" (свидетельство о государственной регистрации права собственности 66 АВ 192511).
При проведении проверки ТУ Росимущества представленных заявителем документов было выявлено, что на испрашиваемом заявителем земельном участке площадью 16265 кв. м расположены имущество, не являющиеся собственностью ЗАО "Востокнефтегазстройкомплект".
В результате вышеуказанного, с согласия ТУ Росимущества (письмо N АР-17508 от 07 ноября 2011 г.) из земельного участка площадью 16265 кв. м был образован земельный участок с кадастровым номером 66:41:0001001:120 площадью 14320 кв. м непосредственно под объектами недвижимого имущества заявителя. Земельный участок с кадастровым номером 66:41:0001001:120 площадью 14320 кв. м поставлен на кадастровый учет.
В связи с тем, что Заявитель не подтвердил право собственности на еще одни подкрановые пути, расположенные на земельном участке площадью 16265 кв. м, постановлением за N 1580 от 18.04.2012 г. (приложение N 2) Администрация г. Екатеринбурга с согласия ТУ Росимущества утвердила новую схему расположения земельного участка площадью 14230 кв. м по ул. Аппаратная, 14 с указанием того же фактического использования земельного участка, что и в постановлении N 3292 от 30.07.2009 г, поскольку в соответствии с п. 1(3) Правил установления и использования полос отвода и охранных зон ж/д дорог, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 611 от 12.10.2006 г, в соответствии с которым - земельные участки (их части) полосы отвода ж/д дорог, не занятые объектами ж/д транспорта и объектами, предназначенными для обеспечения безопасности движения и эксплуатации ж/д транспорта, могут использоваться: для складирования грузов, устройства погрузо-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов, иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных Федеральными законами, т.е. именно для такого использования, которое установлено в приказе N 618 от 22.12.2010 г, т.е. Администрация города Екатеринбурга уточнила разрешенное использование земельного участка и не вышла за рамки использования земельного участка, предусмотренного действующим законодательством РФ.
На основании Постановления Администрации города Екатеринбурга N 1580 от 18.04.2012 г. заявитель провел межевание земельного участка площадью 14230 кв. м по ул. Аппаратная, 14 и его постановку на кадастровый учет. В порядке, предусмотренном ст. 36 Земельного кодекса РФ, обратился к ТУ Росимущества в Свердловской области за предоставлением земельного участка в собственность, приложив к заявлению кадастровый паспорт.
После раздела земельного участка с кадастровым номером 66:41:0001001:110 площадью 16265 кв. м. ЗАО "Востокнефтегазстройкомплект" вновь обратилось письмом N 253-юр от 06.06.2012 г. к ТУ Росимущества с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 14230 кв. м с кадастровым номером 66:41:0001001:120.
Письмом N АР-2685/09 от 01.03.2013 г. ТУ Росимущества сообщило о том, что право собственности Российской Федерации на земельный участок кадастровым номером 66:41:0001001:120 не зарегистрировано, требуется дополнительное пояснение по поводу образования земельного участка с указанным кадастровым номером.
Письмом N 71-юр от 27.03.2013 г. ЗАО "Востокнефтегазстройкомплект" пояснило о том, что земельный участок с кадастровым номером площадью 14230 кв. м образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером 66:41:0001001:110 площадью 16265 кв. м, право собственности на который за Российской Федерацией зарегистрировано, а также просило: принять решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 66:41:0001001:110 площадью 16265 кв. м, зарегистрировать право собственности Российской Федерации на вновь образованный земельный участок площадью 14230 кв. м с кадастровым номером 66:41:0001001:120, принять решение о предоставлении данного земельного участка в собственность заявителя.
Письмом N АР-5214 от 17.04.2013 г. ТУ Росимущества сообщило о том, что в соответствии с Положением о ТУ Росимущества в Свердловской области заявка истца с пакетом документов направлена для рассмотрения в Росимущество РФ.
ТУ Росимущества письмом N АР-242/09 от 14.01.2014 г. сообщило о том, что в образовании и предоставлении испрашиваемого истцом земельного участка отказано, поскольку приказ ТУ Росимущества за N 618 от 22.10.2010 г, в соответствии с которым образован земельный участок площадью 16265 кв. м с кадастровым номером 66:41:0001001:110, по мнению Росимущества РФ издан с нарушением действующего законодательства и подлежит отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.96 г. N 6/8, ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (п. 6 ст. 11.4 ЗК РФ).
Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса (ст. 11.3 ЗК РФ).
Решения об образовании земельных участков принимаются на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки (п. 2 ст. 11.3 ЗК РФ). При этом к данным заявлениям в обязательном порядке прилагаются следующие документы: кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Исходя из указанных правовых норм осуществление кадастрового учета образуемого земельного участка предшествует принятию уполномоченным органом решения о разделе исходного земельного участка. В отсутствие такого решения земельный участок не может быть признан образованным надлежащим образом.
В силу п. 2.1 ст. 11.3 ЗК РФ исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления запрашивают документы, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в органах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них). Землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков при подаче заявления, указанного в пункте 2 настоящей статьи, прилагают к нему правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, если указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них) не находятся в распоряжении органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
Согласно п. 2.15. "Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по продаже (приватизации) земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости", утвержденный Приказом Министерства экономического развития РФ от 07.11.2011 г. N 622 (далее по тексту - Административный регламент) предусматривает исчерпывающие основания для отказа в предоставлении государственной услуги, причем, согласно п. 3.9.4. Административного регламента указывает, что при наличии оснований для отказа в предоставлении государственной услуги ответственный исполнитель территориального органа Росимущества РФ обеспечивает подготовку, согласование и подписание в адрес заявителя соответствующего письма.
В рассматриваемом ответе основания отказа со ссылкой на нормы Административного регламента не указаны. Те основания, которые можно выделить путем анализа из общего текста письма и приложенных к нему документов, не относятся к основаниям для отказа, закрепленным п. 2.15 Административного регламента.
В частности, в подтверждение наличия оснований для отказа приложено внутриведомственное письмо Росимущества РФ за N ПП-10/60105 от 20.12.2013 г. адресованное ТУ Росимущества, в содержании которого содержатся следующие основания для отказа:
- имевшие место, с точки зрения Росимущества РФ, нарушения законодательства РФ, допущенные ТУ Росимущества в приказе N 618 от 22.12.2010 г.
- ссылка на п. 5.3.18 Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, согласно которого принятие решений об образовании земельных участков из земельных участков, которые находятся в федеральной собственности, в целях установления границ полосы отвода железных дорог относится к компетенции Федерального агентства железнодорожного транспорта.
В соответствии со ст. 2 ФЗ "О железнодорожном транспорте" от 10.01.2003 г. N 17-ФЗ земли под объектами железнодорожного транспорта это, в том числе, земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах.
Согласно этой же статье ФЗ "О железнодорожном транспорте" - полоса отвода железных дорог - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, а также земельные участки занятые такими путями.
В соответствии с п. 3(1) Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 611 от 12.10.2006 г., земельные участки (их части) полосы отвода железных дорог, не занятые объектами железнодорожного транспорта и объектами, предназначенными для обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, могут использоваться в соответствии с законодательством Российской Федерации для складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами, т.е. именно для такого использования, которое установлено в приказе ТУ Росимущества N 618 от 22.12.2010 г.
Исходя из анализа Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, такое использование возможно без получения какого-либо дополнительного разрешения уполномоченных органов. Указанное в приказе N 618 от 22.10.2010 г. разрешенное использование вновь образуемых земельных участков не противоречит требованиям действующего законодательства РФ, а является лишь уточнением (принимая во внимание характеристики каждого из вновь образуемых участков) разрешенного использования земельного участка и не выходит за рамки использования земельного участка, предусмотренного действующим законодательством РФ.
Однако, как пояснило третье лицо, спорный земельный участок с кадастровым номером 66:41:0001001:120 не принадлежит ОАО "РЖД" на каком-либо праве.
Смежный земельный участок с кадастровым номером 66:41:0001001:113 зарегистрирован в государственную собственность и предоставлен ОАО "РЖД" по договору аренды от 16.11.2012 N АЗФ-1694/161.
Данный земельный участок был образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером 66:41:0001001:29, который ранее был предоставлен ОАО "РЖД" в аренду по договору от 29.01.2007 N АЗФ-2/1254. В соответствии с распоряжением ТУ ФАУГИ по Свердловской области от 23.10.2012 N 743-р договор аренды был расторгнут путем подписания соглашения о расторжении договора от 09.11.2012.
Земельный участок с кадастровым номером 66:41:0001001:113, находящийся в аренде у ОАО "РЖД", площадью 1235099 кв. м согласно плану указанной выше публичной кадастровой карты имеет код 143003010000 - для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, расположен в центральной и северной, что указано в приказе N 618 от 22.12.2010 г.
Как пояснил истец, земельный участок с кадастровым номером 66:41:0001001:120 площадью 14230 кв. м не находится в полосе отвода железной дороги и должен быть предоставлен нашему предприятию в собственность по основаниям, указанным в п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ.
Кроме того, пункт 2.15 Административного регламента не содержит такого основания для отказа как несоответствие Приказа ТУ Росимущества требованиям действующего законодательства РФ.
С учетом положений статьи 29 ЗК РФ, Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. N 432, именно заинтересованное лицо является органом, уполномоченным на принятие решения об образовании земельного участка площадью 14230 кв. м с кадастровым номером 66:41:0001001:120 путем раздела земельного участка площадью 16265 кв. м с кадастровым номером 66:41:0001001:110.
Таким образом, заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицом, участвующим в деле, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются со стороны.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать незаконным решение ТУ Росимущества в Свердловской области, изложенное в письме N АР-242/09 от 14 января 2014 г, об отказе в предоставлении в собственность земельного участка площадью 14230 кв. м с кадастровым номером 66:41:0001001:120.
Обязать Теруправление Росимущества в Свердловской области обязанности по устранению допущенных прав и законных интересов ЗАО "Востокнефтегазстройкомплект" в течение месяца со дня вступления решения в законную силу в отношение земельного участка площадью 14230 кв. м с кадастровым номером 66:41:0001001:120.
3. В порядке распределения судебных расходов взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области в пользу закрытого акционерного общества "Востокнефтегазстройкомплект" (ИНН 6660010856, ОГРН 1026604963032) 2000 рублей 00 копеек, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья
М.Л.СЕРГЕЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)