Судебные решения, арбитраж
Охрана земель; Экономика и управление земельными участками
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Мазнева Т.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Вологдиной Т.И.
судей Нюхтилиной А.В., Овчинниковой Л.Д.
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга на решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 22 мая 2014 года по гражданскому делу N 2-1720/14 по иску прокурора Фрунзенского района Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга об обязании совершить определенные действия,
Заслушав доклад судьи Вологдиной Т.И., выслушав объяснения явившихся участников процесса,
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Прокуратурой Фрунзенского района Санкт-Петербурга была проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации в области природоохранного законодательства на территории Фрунзенского района Санкт-Петербурга на земельном участке по адресу: <адрес>, кадастровый номер <...>.
В ходе проведенной проверки прокуратурой установлено, что на вышеуказанном участке наличествует несанкционированная свалка отходов, которая в адресную программу ликвидации несанкционированных свалок администрацией Фрунзенского района Санкт-Петербурга на 2013 год не была включена. Сведений о наличии зарегистрированных прав на указанный объект недвижимости прокуратурой района не установлено.
Прокурор Фрунзенского района Санкт-Петербурга в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц во Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга с иском к администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга, в котором просил обязать администрацию Фрунзенского района Санкт-Петербурга в 15-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу включить в адресную программу ликвидации несанкционированных свалок администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга на 2013 год земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер <...>, обязать администрацию Фрунзенского района в 150-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов на вышеуказанном земельном участке.
Определением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 10.04.2014 года производство по настоящему гражданскому делу прекращено в части требований об обязании администрации Фрунзенского района СПб в 15-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу включить в адресную программу ликвидации несанкционированных свалок администрации Фрунзенского района СПб земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый номер <...> в связи с добровольным удовлетворением данных требований ответчиком.
Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 22 мая 2014 года иск удовлетворен.
Суд обязал администрацию Фрунзенского района Санкт-Петербурга в течение 150 дней со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов на земельном участке по адресу: <адрес>, кадастровый номер <...>.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, полагая его неправильным.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся участников процесса, не находит оснований для отмены постановленного решения суда.
Право граждан на благоприятную окружающую среду установлено статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре в Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно статье 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, отвал горных пород и другое).
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно Положению об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденному Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26 августа 2008 г. N 1078, задачами администрации являются: осуществление мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 2.3.8); реализация мероприятий по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности на территории района в соответствии с действующим законодательством (п. 2.3.9); участие в реализации мероприятий по организации сбора и вывоза отходов производства и потребления, ликвидации несанкционированных свалок, если иное не установлено законодательством Санкт-Петербурга о местном самоуправлении (п. 2.4.4).
Судом установлено, что адрес <адрес>, кадастровый номер <...>, была включен в адресную программу ликвидации несанкционированных свалок на 2014 год только после обращения прокурора с исковыми требованиями. При этом планируемый срок ликвидации свалочных масс по указанному адресу определен - сентябрь 2014 года.
Разрешая спор, суд правильно применил законодательство, регулирующее спорные правоотношения, исходил из того, что в материалы дела не представлено доказательств того, что работы по ликвидации несанкционированных свалок отходов на момент разрешения спора по существу были организованы и проведены, в связи с чем, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований прокурора о понуждении ликвидировать несанкционированную свалку отходов на указанном земельном участке в целях защиты прав граждан.
Данный вывод суда является правильным, соответствует представленным по делу доказательствам, оценка которых произведена судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ. Выводы суда мотивированы и подробно изложены в решении.
Доводы апелляционной жалобы ответчика, не согласного с изложенными выводами суда и судебной оценкой доказательств, при вышеизложенных обстоятельствах несостоятельны.
При этом судебная коллегия учитывает то обстоятельство, что реализация мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок со стороны Администрации не может быть ограничена лишь формальной разработкой адресной программы, либо включением в данную программу конкретного адреса, в то время как установленный судом первой инстанции срок по осуществлению действий, направленных на ликвидацию свалки, не расходится с положениями адресной программы и позволяет ответчику ликвидировать свалку без превышения предельных объемов финансирования текущего финансового года.
При таких обстоятельствах оснований к отмене постановленного судом решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 22 мая 2014 года оставить без изменения, поданную апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 16.09.2014 N 33-13691/2014
Разделы:Охрана земель; Экономика и управление земельными участками
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 сентября 2014 г. N 33-13691/2014
Судья: Мазнева Т.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Вологдиной Т.И.
судей Нюхтилиной А.В., Овчинниковой Л.Д.
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга на решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 22 мая 2014 года по гражданскому делу N 2-1720/14 по иску прокурора Фрунзенского района Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга об обязании совершить определенные действия,
Заслушав доклад судьи Вологдиной Т.И., выслушав объяснения явившихся участников процесса,
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Прокуратурой Фрунзенского района Санкт-Петербурга была проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации в области природоохранного законодательства на территории Фрунзенского района Санкт-Петербурга на земельном участке по адресу: <адрес>, кадастровый номер <...>.
В ходе проведенной проверки прокуратурой установлено, что на вышеуказанном участке наличествует несанкционированная свалка отходов, которая в адресную программу ликвидации несанкционированных свалок администрацией Фрунзенского района Санкт-Петербурга на 2013 год не была включена. Сведений о наличии зарегистрированных прав на указанный объект недвижимости прокуратурой района не установлено.
Прокурор Фрунзенского района Санкт-Петербурга в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц во Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга с иском к администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга, в котором просил обязать администрацию Фрунзенского района Санкт-Петербурга в 15-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу включить в адресную программу ликвидации несанкционированных свалок администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга на 2013 год земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер <...>, обязать администрацию Фрунзенского района в 150-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов на вышеуказанном земельном участке.
Определением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 10.04.2014 года производство по настоящему гражданскому делу прекращено в части требований об обязании администрации Фрунзенского района СПб в 15-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу включить в адресную программу ликвидации несанкционированных свалок администрации Фрунзенского района СПб земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый номер <...> в связи с добровольным удовлетворением данных требований ответчиком.
Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 22 мая 2014 года иск удовлетворен.
Суд обязал администрацию Фрунзенского района Санкт-Петербурга в течение 150 дней со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов на земельном участке по адресу: <адрес>, кадастровый номер <...>.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, полагая его неправильным.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся участников процесса, не находит оснований для отмены постановленного решения суда.
Право граждан на благоприятную окружающую среду установлено статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре в Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно статье 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, отвал горных пород и другое).
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно Положению об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденному Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26 августа 2008 г. N 1078, задачами администрации являются: осуществление мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 2.3.8); реализация мероприятий по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности на территории района в соответствии с действующим законодательством (п. 2.3.9); участие в реализации мероприятий по организации сбора и вывоза отходов производства и потребления, ликвидации несанкционированных свалок, если иное не установлено законодательством Санкт-Петербурга о местном самоуправлении (п. 2.4.4).
Судом установлено, что адрес <адрес>, кадастровый номер <...>, была включен в адресную программу ликвидации несанкционированных свалок на 2014 год только после обращения прокурора с исковыми требованиями. При этом планируемый срок ликвидации свалочных масс по указанному адресу определен - сентябрь 2014 года.
Разрешая спор, суд правильно применил законодательство, регулирующее спорные правоотношения, исходил из того, что в материалы дела не представлено доказательств того, что работы по ликвидации несанкционированных свалок отходов на момент разрешения спора по существу были организованы и проведены, в связи с чем, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований прокурора о понуждении ликвидировать несанкционированную свалку отходов на указанном земельном участке в целях защиты прав граждан.
Данный вывод суда является правильным, соответствует представленным по делу доказательствам, оценка которых произведена судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ. Выводы суда мотивированы и подробно изложены в решении.
Доводы апелляционной жалобы ответчика, не согласного с изложенными выводами суда и судебной оценкой доказательств, при вышеизложенных обстоятельствах несостоятельны.
При этом судебная коллегия учитывает то обстоятельство, что реализация мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок со стороны Администрации не может быть ограничена лишь формальной разработкой адресной программы, либо включением в данную программу конкретного адреса, в то время как установленный судом первой инстанции срок по осуществлению действий, направленных на ликвидацию свалки, не расходится с положениями адресной программы и позволяет ответчику ликвидировать свалку без превышения предельных объемов финансирования текущего финансового года.
При таких обстоятельствах оснований к отмене постановленного судом решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 22 мая 2014 года оставить без изменения, поданную апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)