Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Рехтина Е.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кулеш О.А.,
судей Новиковой Н.В., Вегель А.А.,
при секретаре Ц.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе заявителя Л. на решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 23 апреля 2014 года по делу по заявлению Л. об оспаривании решения органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Вегель А.А., судебная коллегия
установила:
Л. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) комитета по земельным ресурсам и землеустроительству города Барнаула, выразившееся в отказе в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>; возложении обязанности на комитет по земельным ресурсам и землеустроительству города Барнаула предоставить заявителю в собственность земельный участок по указанному адресу.
В обоснование заявленных требований Л. указала, что она является собственником жилого дома, литер Б, расположенного по адресу: <адрес>. Данный жилой дом расположен на земельном участке площадью <...> кв.м с кадастровым номером ***, земельный участок относится к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием: индивидуальные жилые дома. С целью приобретения в собственность названного земельного участка заявитель обратилась в комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула (далее - Комитет) с соответствующим заявлением и приложением необходимых документов. Письмом от ДД.ММ.ГГ N *** Комитет отказал в предоставлении в собственность земельного участка на том основании, что предоставление земельного участка повлечет нарушение строительных, санитарных норм и правил, требований земельного и градостроительного законодательства, охраняемых законом прав и интересов других лиц. С действиями Комитета и самим отказом заявитель не согласна, считая его противоречащим п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, отказом нарушаются права Л. на получение земельного участка в собственность.
В ходе рассмотрения к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено муниципальное унитарное предприятие "Землеустройство и геодезия" г. Барнаула (далее - МУП "Землеустройство и геодезия" г. Барнаула).
Решением Железнодорожного районного суда г. Барнаула от 23 апреля 2014 года заявление Л. оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Л. просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении ее заявления в полном объеме, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает на то, что не основан на законе и обстоятельствах дела вывод суда о том, что в границах земельного участка с кадастровым номером *** имеется часть земельного участка, находящегося в собственности заявителя. Ссылается на то, что названный земельный участок ранее имел площадь <...> кв.м, впоследствии по причине кадастровой ошибки границы земельного участка были уточнены и площадь его определена <...> кв.м, о чем имеется отметка в межевом плане от ДД.ММ.ГГ. После дополнительного согласования с Комитетом местоположения границ земельного участка, он прошел государственную регистрацию и образован как новый участок. Полагает, что заинтересованным лицом не представлено доказательств того, что в границах сформированного земельного участка с кадастровым номером *** расположен еще один земельный участок или имеется наслоение границ двух земельных участков. Кроме того, указывает, что распоряжением от ДД.ММ.ГГ *** утверждена схема земельного участка на кадастровом плане площадью <...> га для эксплуатации жилого дома, в указанных границах и площади земельный участок поставлен на кадастровый учет, имеется согласование комитета по строительству, архитектуре и развитию города, в соответствии с распоряжением которого от ДД.ММ.ГГ *** произведена переадресация участков и земельному участку с кадастровым номером *** присвоен адрес <адрес>. В решении суда содержится разъяснение относительно того, что заявитель вправе уточнить границы земельного участка с составлением нового межевого плана, однако согласно ответу МУП Землеустройство и геодезия такое уточнение не представляется возможным выполнить.
В судебное заседание не явились представители заинтересованных лиц Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула, МУП "Землеустройство и геодезия" города Барнаула не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав заявителя Л., ее представителя К., настаивавших на удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела (п. 3 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Л. разделила свой земельный участок с кадастровым номером *** площадью <...> кв.м на два земельных участка: один площадью <...> кв.м, границы которого внесены в кадастр, и второй участок - площадью <...> кв.м, при этом границы данного земельного участка в кадастр не внесены. Поскольку сведения о земельном участке площадью <...> кв.м в кадастр не внесены, данный земельный участок в государственную или муниципальную собственность не передавался, то часть земельного участка, находящаяся в собственности Л., входит в состав вновь образованного земельного участка площадью <...> кв.м. В связи с чем, суд пришел к выводу о законности отказа Комитета в предоставлении в собственность Л. земельного участка.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции не соглашается, поскольку они не основаны на законе и обстоятельствах дела.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Исходя из п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (п. 8 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Решением Барнаульской городской Думы от 14 декабря 2012 года N 23 утвержден Порядок предоставления земельных участков в границах городского округа - города Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (далее - Порядок).
Согласно п. 2.2. Порядка распоряжение земельными участками, находящимися в границах муниципального образования города Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, оформляемыми (переоформляемыми) для эксплуатации жилых домов, в том числе незавершенных строительством или самовольно созданных, и земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, на которых расположены здания, строения, сооружения, осуществляет комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула (далее - Комитет).
Для приобретения прав на земельный участок, на котором расположены здания, строения, сооружения, граждане или юридические лица обращаются в Комитет с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Комитет при отсутствии оснований для отказа, предусмотренных пунктом 2.12 настоящего Порядка, в месячный срок со дня поступления заявления о приобретении прав на земельный участок принимает распоряжение о предоставлении земельного участка в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование (п. 2.7 Порядка).
Исходя из пп. 2 п. 2.12 Порядка одним из оснований отказа в предоставлении земельного участка является, если предоставление земельного участка повлечет нарушение строительных, санитарных норм и правил, требований земельного и градостроительного законодательства, охраняемых законом прав и интересов других лиц.
В силу п. 2.13 Порядка Комитет в двухнедельный срок с даты регистрации заявления, при наличии оснований для отказа, предусмотренных пунктом 2.12 настоящего Порядка, дает заявителю мотивированный отказ в предоставлении земельного участка и направляет заявителю уведомление об отказе в предоставлении земельного участка по адресу, указанному в заявлении.
Как следует из материалов дела, Л. на основании постановления администрации города <...> от ДД.ММ.ГГ *** и договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГ *** выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГ на земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <...> кв.м.
На указанном земельном участке находится жилой дом площадью <...> кв.м. Литер А, А1, принадлежащий заявителю на праве собственности.
По данному адресу Л. также был возведен одноэтажный деревянный жилой дом Литер Б, являющийся самовольной постройкой.
Решением <...> районного суда г. <...> от ДД.ММ.ГГ за Л. признано право собственности на самовольную постройку - жилой дом Литер Б, общей площадью <...> кв.м, расположенную на земельном участке по адресу: <адрес>.
На основании названного решения суда ДД.ММ.ГГ заявителю выдано свидетельство о праве собственности на жилой дом Литер Б.
ДД.ММ.ГГ Л. обратилась к директору муниципального унитарного предприятия "Землеустройство и геодезия" г. Барнаула с заявлением о выполнении кадастровых работ по уточнению границ и площади земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> для эксплуатации жилого дома.
По данному заявлению кадастровым инженером проведены кадастровые работы по уточнению границ и площади земельного участка с кадастровым номером ***. Согласно заключению кадастрового инженера, отраженного в межевом плане (л.д. 71), целью выполнения кадастровых работ является исправление кадастровой ошибки, выявленной в процессе установления границ земельного участка, для приведения в соответствие границ земельного участка с их фактическим использованием. При выполнении кадастровых работ площадь земельного участка составила <...> га, координаты точек 1, 2, 10, 9, 8, 7, 6, 5 прошедших кадастровый учет, оставлены без изменения, точка 3 прекратила свое существование.
Межевой план по результатам выполнения кадастровых работ изготовлен ДД.ММ.ГГ, на листе *** изображена схема земельного участка после уточнения его границ и площади (л.д. 73). Из указанной схемы следует, что на земельном участке расположен только жилой дом литер А, А1.
На основании заявления Л. от ДД.ММ.ГГ N *** Комитетом по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** принято распоряжение об адресации объектов недвижимости, в соответствии с которым образованному земельному участку *** и расположенному на нем жилому дому (Лит. Б) присвоен адрес: <адрес>; образованному земельному участку *** и расположенному на нем жилому дому (Лит. А, А1) присвоен адрес: <адрес>.
С учетом переадресации земельного участка и жилого дома Литер А, А1, ДД.ММ.ГГ Л. выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью <...> кв.м с кадастровым номером ***, адрес земельного участка указан: <адрес>.
Распоряжением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** утверждена схема расположения земельного участка из земель населенных пунктов на кадастровом плане территории в кадастровом квартале *** ориентировочной площадью <...> га по адресу: <адрес> (цель использования - для эксплуатации жилого дома).
По заявлению Л. кадастровым инженером были проведены кадастровые работы по образованию земельного участка площадью <...> кв.м, на котором расположен объект недвижимости Литер Б площадью <...> кв.м.
ДД.ММ.ГГ образованный земельный участок поставлен на учет, ему присвоен кадастровый номер ***.
ДД.ММ.ГГ Л. обратилась с заявлением о предоставлении ей в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГ Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула на указанное заявление дан ответ за номером ***, согласно которому Л. отказано в предоставлении в собственность земельного участка по <адрес> по причине нарушения земельного законодательства со ссылкой на пп. 2 п. 2.12 раздела II Правил.
Таким образом, поскольку Л. изначально на праве собственности принадлежал один земельный участок по <адрес>, площадью <...> кв.м, границы которого в последующем были уточнены по причине кадастровой ошибки, после проведения кадастровых работ площадь земельного участка составила <...> кв.м, с заявлением о выделе или разделе земельного участка Л. не обращалась, то суд пришел к неправильному выводу о том, что Л. фактически произвела раздел земельных участка на два - площадью <...> кв.м и <...> кв.м.
Кроме того, судом в качестве обстоятельств, установленных вступившим в законную силу решением <...> районного суда г. <...> от ДД.ММ.ГГ, принято то, что самовольно возведенный жилой дом Литер Б расположен на земельном участке площадью <...> кв.м, принадлежащем на праве собственности заявителю.
Однако в данном случае эти обстоятельства не могли быть приняты во внимание, учитывая, что после вступления указанного решения в законную силу - в ДД.ММ.ГГ, были произведены работы по уточнению границ и площади земельного участка в связи с выявлением кадастровой ошибки.
Помимо изложенного, судебная коллегия учитывает, что основанием для отказа Л. в предоставлении земельного участка по <адрес> послужило то обстоятельство, что предоставление земельного участка повлечет нарушение строительных, санитарных норм и правил, требований земельного и градостроительного законодательства, охраняемых законом прав и интересов других лиц (пп. 2 п. 2.12 Порядка). Указано, что в предоставлении земельного участка отказано по причине нарушения земельного законодательства.
Однако в нарушение требований п. 2.13 Порядка причины отказа не мотивированы, конкретных норм земельного законодательства, требования которых будут нарушены при предоставлении Л. земельного участка по <адрес> не представлено.
В судебном заседании представитель Комитета пояснял, что Л. уже владеет частью земельного участка, который просит предоставить ей в собственность, что установлено решением <...> районного суда г. <...> от ДД.ММ.ГГ, в связи с чем истребуемый заявителем земельный участок частично не является муниципальной собственностью, следовательно, Комитет не вправе им распоряжаться (л.д. 54, 101).
Поскольку из отказа Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула от ДД.ММ.ГГ N *** невозможно установить требование каких норм земельного законодательства препятствуют предоставлению Л. земельного участка, отказ не мотивирован, то вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований нельзя признать верным.
Названным отказом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула нарушаются права заявителя на приобретение в собственность земельного участка для эксплуатации принадлежащего Л. жилого дома.
В соответствии с ч. 4 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявления Л. о признании незаконным отказа Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула от ДД.ММ.ГГ N *** в предоставлении в собственность земельного участка по адресу: <адрес>.
Учитывая, что причина отказа не мотивирована, а также то, что уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, находящимися в границах муниципального образования города Барнаула, является Комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула, с целью восстановления нарушенного права заявителя, судебная коллегия принимает решение о возложении на указанный орган обязанности рассмотреть заявление Л. о предоставлении в собственность земельного участка по адресу: <адрес> в установленном законом порядке.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 328, п. 3 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 23 апреля 2014 года отменить и принять по делу новое решение.
Признать незаконным отказ Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула от ДД.ММ.ГГ N *** в предоставлении Л. в собственность земельного участка по адресу: <адрес>.
Возложить на Комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула обязанность рассмотреть заявление Л. о предоставлении в собственность земельного участка по адресу: <адрес>, в установленном законом порядке.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 08.07.2014 ПО ДЕЛУ N 33-5610/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 июля 2014 г. по делу N 33-5610/2014
Судья Рехтина Е.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кулеш О.А.,
судей Новиковой Н.В., Вегель А.А.,
при секретаре Ц.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе заявителя Л. на решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 23 апреля 2014 года по делу по заявлению Л. об оспаривании решения органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Вегель А.А., судебная коллегия
установила:
Л. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) комитета по земельным ресурсам и землеустроительству города Барнаула, выразившееся в отказе в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>; возложении обязанности на комитет по земельным ресурсам и землеустроительству города Барнаула предоставить заявителю в собственность земельный участок по указанному адресу.
В обоснование заявленных требований Л. указала, что она является собственником жилого дома, литер Б, расположенного по адресу: <адрес>. Данный жилой дом расположен на земельном участке площадью <...> кв.м с кадастровым номером ***, земельный участок относится к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием: индивидуальные жилые дома. С целью приобретения в собственность названного земельного участка заявитель обратилась в комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула (далее - Комитет) с соответствующим заявлением и приложением необходимых документов. Письмом от ДД.ММ.ГГ N *** Комитет отказал в предоставлении в собственность земельного участка на том основании, что предоставление земельного участка повлечет нарушение строительных, санитарных норм и правил, требований земельного и градостроительного законодательства, охраняемых законом прав и интересов других лиц. С действиями Комитета и самим отказом заявитель не согласна, считая его противоречащим п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, отказом нарушаются права Л. на получение земельного участка в собственность.
В ходе рассмотрения к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено муниципальное унитарное предприятие "Землеустройство и геодезия" г. Барнаула (далее - МУП "Землеустройство и геодезия" г. Барнаула).
Решением Железнодорожного районного суда г. Барнаула от 23 апреля 2014 года заявление Л. оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Л. просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении ее заявления в полном объеме, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает на то, что не основан на законе и обстоятельствах дела вывод суда о том, что в границах земельного участка с кадастровым номером *** имеется часть земельного участка, находящегося в собственности заявителя. Ссылается на то, что названный земельный участок ранее имел площадь <...> кв.м, впоследствии по причине кадастровой ошибки границы земельного участка были уточнены и площадь его определена <...> кв.м, о чем имеется отметка в межевом плане от ДД.ММ.ГГ. После дополнительного согласования с Комитетом местоположения границ земельного участка, он прошел государственную регистрацию и образован как новый участок. Полагает, что заинтересованным лицом не представлено доказательств того, что в границах сформированного земельного участка с кадастровым номером *** расположен еще один земельный участок или имеется наслоение границ двух земельных участков. Кроме того, указывает, что распоряжением от ДД.ММ.ГГ *** утверждена схема земельного участка на кадастровом плане площадью <...> га для эксплуатации жилого дома, в указанных границах и площади земельный участок поставлен на кадастровый учет, имеется согласование комитета по строительству, архитектуре и развитию города, в соответствии с распоряжением которого от ДД.ММ.ГГ *** произведена переадресация участков и земельному участку с кадастровым номером *** присвоен адрес <адрес>. В решении суда содержится разъяснение относительно того, что заявитель вправе уточнить границы земельного участка с составлением нового межевого плана, однако согласно ответу МУП Землеустройство и геодезия такое уточнение не представляется возможным выполнить.
В судебное заседание не явились представители заинтересованных лиц Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула, МУП "Землеустройство и геодезия" города Барнаула не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав заявителя Л., ее представителя К., настаивавших на удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела (п. 3 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Л. разделила свой земельный участок с кадастровым номером *** площадью <...> кв.м на два земельных участка: один площадью <...> кв.м, границы которого внесены в кадастр, и второй участок - площадью <...> кв.м, при этом границы данного земельного участка в кадастр не внесены. Поскольку сведения о земельном участке площадью <...> кв.м в кадастр не внесены, данный земельный участок в государственную или муниципальную собственность не передавался, то часть земельного участка, находящаяся в собственности Л., входит в состав вновь образованного земельного участка площадью <...> кв.м. В связи с чем, суд пришел к выводу о законности отказа Комитета в предоставлении в собственность Л. земельного участка.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции не соглашается, поскольку они не основаны на законе и обстоятельствах дела.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Исходя из п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (п. 8 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Решением Барнаульской городской Думы от 14 декабря 2012 года N 23 утвержден Порядок предоставления земельных участков в границах городского округа - города Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (далее - Порядок).
Согласно п. 2.2. Порядка распоряжение земельными участками, находящимися в границах муниципального образования города Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, оформляемыми (переоформляемыми) для эксплуатации жилых домов, в том числе незавершенных строительством или самовольно созданных, и земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, на которых расположены здания, строения, сооружения, осуществляет комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула (далее - Комитет).
Для приобретения прав на земельный участок, на котором расположены здания, строения, сооружения, граждане или юридические лица обращаются в Комитет с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Комитет при отсутствии оснований для отказа, предусмотренных пунктом 2.12 настоящего Порядка, в месячный срок со дня поступления заявления о приобретении прав на земельный участок принимает распоряжение о предоставлении земельного участка в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование (п. 2.7 Порядка).
Исходя из пп. 2 п. 2.12 Порядка одним из оснований отказа в предоставлении земельного участка является, если предоставление земельного участка повлечет нарушение строительных, санитарных норм и правил, требований земельного и градостроительного законодательства, охраняемых законом прав и интересов других лиц.
В силу п. 2.13 Порядка Комитет в двухнедельный срок с даты регистрации заявления, при наличии оснований для отказа, предусмотренных пунктом 2.12 настоящего Порядка, дает заявителю мотивированный отказ в предоставлении земельного участка и направляет заявителю уведомление об отказе в предоставлении земельного участка по адресу, указанному в заявлении.
Как следует из материалов дела, Л. на основании постановления администрации города <...> от ДД.ММ.ГГ *** и договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГ *** выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГ на земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <...> кв.м.
На указанном земельном участке находится жилой дом площадью <...> кв.м. Литер А, А1, принадлежащий заявителю на праве собственности.
По данному адресу Л. также был возведен одноэтажный деревянный жилой дом Литер Б, являющийся самовольной постройкой.
Решением <...> районного суда г. <...> от ДД.ММ.ГГ за Л. признано право собственности на самовольную постройку - жилой дом Литер Б, общей площадью <...> кв.м, расположенную на земельном участке по адресу: <адрес>.
На основании названного решения суда ДД.ММ.ГГ заявителю выдано свидетельство о праве собственности на жилой дом Литер Б.
ДД.ММ.ГГ Л. обратилась к директору муниципального унитарного предприятия "Землеустройство и геодезия" г. Барнаула с заявлением о выполнении кадастровых работ по уточнению границ и площади земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> для эксплуатации жилого дома.
По данному заявлению кадастровым инженером проведены кадастровые работы по уточнению границ и площади земельного участка с кадастровым номером ***. Согласно заключению кадастрового инженера, отраженного в межевом плане (л.д. 71), целью выполнения кадастровых работ является исправление кадастровой ошибки, выявленной в процессе установления границ земельного участка, для приведения в соответствие границ земельного участка с их фактическим использованием. При выполнении кадастровых работ площадь земельного участка составила <...> га, координаты точек 1, 2, 10, 9, 8, 7, 6, 5 прошедших кадастровый учет, оставлены без изменения, точка 3 прекратила свое существование.
Межевой план по результатам выполнения кадастровых работ изготовлен ДД.ММ.ГГ, на листе *** изображена схема земельного участка после уточнения его границ и площади (л.д. 73). Из указанной схемы следует, что на земельном участке расположен только жилой дом литер А, А1.
На основании заявления Л. от ДД.ММ.ГГ N *** Комитетом по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** принято распоряжение об адресации объектов недвижимости, в соответствии с которым образованному земельному участку *** и расположенному на нем жилому дому (Лит. Б) присвоен адрес: <адрес>; образованному земельному участку *** и расположенному на нем жилому дому (Лит. А, А1) присвоен адрес: <адрес>.
С учетом переадресации земельного участка и жилого дома Литер А, А1, ДД.ММ.ГГ Л. выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью <...> кв.м с кадастровым номером ***, адрес земельного участка указан: <адрес>.
Распоряжением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** утверждена схема расположения земельного участка из земель населенных пунктов на кадастровом плане территории в кадастровом квартале *** ориентировочной площадью <...> га по адресу: <адрес> (цель использования - для эксплуатации жилого дома).
По заявлению Л. кадастровым инженером были проведены кадастровые работы по образованию земельного участка площадью <...> кв.м, на котором расположен объект недвижимости Литер Б площадью <...> кв.м.
ДД.ММ.ГГ образованный земельный участок поставлен на учет, ему присвоен кадастровый номер ***.
ДД.ММ.ГГ Л. обратилась с заявлением о предоставлении ей в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГ Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула на указанное заявление дан ответ за номером ***, согласно которому Л. отказано в предоставлении в собственность земельного участка по <адрес> по причине нарушения земельного законодательства со ссылкой на пп. 2 п. 2.12 раздела II Правил.
Таким образом, поскольку Л. изначально на праве собственности принадлежал один земельный участок по <адрес>, площадью <...> кв.м, границы которого в последующем были уточнены по причине кадастровой ошибки, после проведения кадастровых работ площадь земельного участка составила <...> кв.м, с заявлением о выделе или разделе земельного участка Л. не обращалась, то суд пришел к неправильному выводу о том, что Л. фактически произвела раздел земельных участка на два - площадью <...> кв.м и <...> кв.м.
Кроме того, судом в качестве обстоятельств, установленных вступившим в законную силу решением <...> районного суда г. <...> от ДД.ММ.ГГ, принято то, что самовольно возведенный жилой дом Литер Б расположен на земельном участке площадью <...> кв.м, принадлежащем на праве собственности заявителю.
Однако в данном случае эти обстоятельства не могли быть приняты во внимание, учитывая, что после вступления указанного решения в законную силу - в ДД.ММ.ГГ, были произведены работы по уточнению границ и площади земельного участка в связи с выявлением кадастровой ошибки.
Помимо изложенного, судебная коллегия учитывает, что основанием для отказа Л. в предоставлении земельного участка по <адрес> послужило то обстоятельство, что предоставление земельного участка повлечет нарушение строительных, санитарных норм и правил, требований земельного и градостроительного законодательства, охраняемых законом прав и интересов других лиц (пп. 2 п. 2.12 Порядка). Указано, что в предоставлении земельного участка отказано по причине нарушения земельного законодательства.
Однако в нарушение требований п. 2.13 Порядка причины отказа не мотивированы, конкретных норм земельного законодательства, требования которых будут нарушены при предоставлении Л. земельного участка по <адрес> не представлено.
В судебном заседании представитель Комитета пояснял, что Л. уже владеет частью земельного участка, который просит предоставить ей в собственность, что установлено решением <...> районного суда г. <...> от ДД.ММ.ГГ, в связи с чем истребуемый заявителем земельный участок частично не является муниципальной собственностью, следовательно, Комитет не вправе им распоряжаться (л.д. 54, 101).
Поскольку из отказа Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула от ДД.ММ.ГГ N *** невозможно установить требование каких норм земельного законодательства препятствуют предоставлению Л. земельного участка, отказ не мотивирован, то вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований нельзя признать верным.
Названным отказом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула нарушаются права заявителя на приобретение в собственность земельного участка для эксплуатации принадлежащего Л. жилого дома.
В соответствии с ч. 4 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявления Л. о признании незаконным отказа Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула от ДД.ММ.ГГ N *** в предоставлении в собственность земельного участка по адресу: <адрес>.
Учитывая, что причина отказа не мотивирована, а также то, что уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, находящимися в границах муниципального образования города Барнаула, является Комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула, с целью восстановления нарушенного права заявителя, судебная коллегия принимает решение о возложении на указанный орган обязанности рассмотреть заявление Л. о предоставлении в собственность земельного участка по адресу: <адрес> в установленном законом порядке.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 328, п. 3 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 23 апреля 2014 года отменить и принять по делу новое решение.
Признать незаконным отказ Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула от ДД.ММ.ГГ N *** в предоставлении Л. в собственность земельного участка по адресу: <адрес>.
Возложить на Комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула обязанность рассмотреть заявление Л. о предоставлении в собственность земельного участка по адресу: <адрес>, в установленном законом порядке.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)