Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 29 мая 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зориной Ю.В., судей Романовой А.В. и Шадриной А.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.М.,
при участии от Государственной компании "Российские автомобильные дороги" Неустроева А.А. по доверенности от 29.08.2013 N Д-13140324, Богданова В.В. по доверенности от 29.08.2013 N Д-13140325, от индивидуального предпринимателя Уткина Анатолия Вадимовича Тараториной Е.А. по доверенности от 23.04.2013, Антоновой М.К. по доверенности от 23.04.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Уткина Анатолия Вадимовича на решение Арбитражного суда Тверской области от 12 февраля 2014 года по делу N А66-5086/2013 (судья Голубева Л.Ю.),
установил:
Государственная компания "Российские автомобильные дороги" в лице Тверского территориального управления (ОГРН 1097799013652; далее - Компания) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Уткину Анатолию Вадимовичу (ОГРНИП 304690105000256; далее - Предприниматель) об образовании земельных участков для размещения скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке км 58 - км 684 (с последующей эксплуатацией на платной основе):
- - земельного участка, расположенного по адресу: Тверская область, Вышневолоцкий район, Княщинское с/п, в границах административного образования "Ильинское", с кадастровым номером 69:06:0000024:509, площадью 137 948 кв. м, - путем раздела земельного участка с кадастровым номером 69:06:0000024:406, расположенного по адресу: Тверская область, Вышневолоцкий район, Княщинское с/п, в границах административного образования "Ильинское";
- - земельного участка, расположенного по адресу: Тверская область, Вышневолоцкий район, Княщинское с/п, с кадастровым номером 69:06:0000024:513, площадью 8673 кв. м, - путем раздела земельного участка с кадастровым номером 69:06:0000024:350, расположенного по адресу: Тверская область, Вышневолоцкий район, Княщинское с/п;
- - земельного участка, расположенного по адресу: Тверская область, Вышневолоцкий район, Княщинское с/п, с кадастровым номером 69:06:0000024:515, площадью 16 699 кв. м, - путем раздела земельного участка с кадастровым номером 69:06:0000024:370, расположенного по адресу: Тверская область, Вышневолоцкий район, Княщинское с/п;
- - земельного участка, расположенного по адресу: Тверская область, Вышневолоцкий район, Княщинское с/п, с кадастровым номером 69:06:0000024:512, площадью 197 кв. м, - путем раздела земельного участка с кадастровым номером 69:06:0000024:342, расположенного по адресу: Тверская область, Вышневолоцкий район, Княщинское с/п;
- - земельного участка, расположенного по адресу: Тверская область, Вышневолоцкий район, Княщинское с/п, с кадастровым номером 69:06:0000024:519, площадью 48 484 кв. м, - путем раздела земельного участка с кадастровым номером 69:06:0000024:358, расположенного по адресу: Тверская область, Вышневолоцкий район, Княщинское с/п (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Истец также просил обязать Предпринимателя произвести государственную регистрацию права собственности на вновь образованные земельные участки.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (далее - Управление), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Тверского филиала (далее - Кадастровая палата) и открытое акционерное общество "Новгородземпредприятие" (далее - ОАО "Новгородземпредприятие").
Решением суда от 12.02.2014 уточненные исковые требования удовлетворены в полном объеме. Кроме того, с Предпринимателя в доход федерального бюджета взыскано 24 000 руб. государственной пошлины.
Предприниматель с судебным актом не согласился, в апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему:
- - в материалах дела отсутствуют письменные доказательства отказа ответчика от дачи согласия на образование земельных участков. В связи с этим у Компании отсутствовали основания для обращения в суд с исковыми требованиями;
- - истец не обосновал необходимость и законность требования о разделе земельного участка с кадастровым номером 69:06:0000024:406, поскольку данного участка нет в акте выбора земельного участка, следовательно проектная документация не содержит информацию о том, что дорога проходит по этому участку;
- - истец требует образования земельных участков, которые уже образованы и поставлены на кадастровый учет;
- - межевание участков проведено в отсутствие собственника, чем были нарушены его права;
- - истцом не был доказан факт необходимости образования спорных земельных участков;
- - при формировании участков путем деления на два самостоятельных участка истец превысил предоставленные ему законом полномочия, причинив ответчику убытки, которые он понесет при регистрации прав на образованные по решению суда участки;
- - истец, настаивая на выбранном им способе защиты, не обосновал невозможность изъятия земельных участков целиком;
- - при разделе земельного участка с кадастровым номером 69:06:0000024:342 нарушен пункт 60 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития от 04.02.2010 N 42 (далее - Порядок N 42);
- - вынесенное решение ограничивает право предпринимателя на проведение кадастровых работ по своему усмотрению на части участков, не вошедших в полосу отвода строящейся автодороги;
- - суд должен был убедиться в законности раздела и отсутствии нарушений прав собственника независимо от того, что спорные земельные участки поставлены на кадастровый учет;
- - суд не принял во внимание тот факт, что формально производился раздел земель сельскохозяйственного назначения без учета уже построенной на них насыпной без съездов скоростной автомобильной дороги;
- - в результате образования изымаемых земельных участков у Предпринимателя не будет возможности использовать оставшиеся земельные участки, в связи с отсутствием доступа к ним;
- - оставшиеся части земельных участков, находящиеся в придорожной полосе, невозможно будет использовать в соответствии с их целевым назначением;
- - регистрация прав на земельные участки носит заявительный характер, в связи с чем требование о понуждении ответчика зарегистрировать право собственности на образованные участки является незаконным;
- - апеллянт возражает относительно взыскания с него государственной пошлины в размере 24 000 руб., так как Компания не является государственным органом, который освобожден от ее уплаты.
Представители Предпринимателя поддержали доводы апелляционной жалобы, просили ее удовлетворить.
Истец в отзыве на жалобу и его представители в судебном заседании апелляционной инстанции возразили против ее доводов и требований, просили решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Кадастровая палата в отзыве на апелляционную жалобу указала на отсутствие оснований для отмены состоявшегося судебного акта.
Третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства объявлялся перерыв в порядке статьи 163 АПК РФ.
Заслушав представителей истца и ответчика, исследовав доказательства по делу, доводы жалобы и отзывов на нее, проверив законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Материалами дела подтверждается, что Уткин А.В. является собственником земельных участков:
- с кадастровым номером 69:06:0000024:406 (земли сельхозназначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства), площадью 571 945 кв. м, свидетельство от 13.11.2010 серии 69-АВ N 168430;
- с кадастровым номером 69:06:0000024:0342 (земли сельхозназначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства), площадью 80 156 кв. м, свидетельство от 17.02.2010 серии 69-АБ N 639484;
- с кадастровым номером 69:06:0000024:0370 (земли сельхозназначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства), площадью 290 545 кв. м, свидетельство от 17.02.2010 серии 69-АБ N 639487;
- с кадастровым номером 69:06:0000024:0358 (земли сельхозназначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства), площадью 1 037 047 кв. м, свидетельство от 17.02.2010 серии 69-АБ N 639485;
- с кадастровым номером 69:06:0000024:0350 (земли сельхозназначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства), площадью 105 818 кв. м, свидетельство от 17.02.2010 серии 69-АБ N 639486.
Все указанные выше земельные участки расположены на территории Вышневолоцкого района Тверской области, с/п Княщинское.
Ранее участки принадлежали Травкину И.А.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 2146-р (с изменениями в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.11.2011 N 1989-р) утверждена Программа деятельности Государственной компании "Российские автомобильные дороги" на долгосрочный период (2010 - 2015 годы), в соответствии с которой на истца возложены задачи по проведению комплекса работ по проектированию и строительству автодороги М-11.
Выбор земельных участков для строительства автодороги М-11 в административных границах Вышневолоцкого муниципального района Тверской области осуществлен в соответствии с проектной документацией (т. 4, л.д. 38 - 56).
Итоговый протокол общественных слушаний оформлен 18.12.2009.
Информация о строительстве скоростной автодороги размещена для ознакомления в период с 18.11.2009 по 18.11.2009 в здании администрации Вышневололцкого муниципального района Тверской области.
На основании заявления федерального государственного учреждения "Дороги России" (далее - ФГУ "Дороги России") от 27.08.2009 N ДДР-01-13/1698 и распоряжения Главы администрации Вышневолоцкого муниципального района Тверской области от 11.11.2009 N 601-р, 25.12.2009 оформлен акт о выборе земельного участка для строительства скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке км 274 + 700 - км 333 + 300, в Вышневолоцком районе Тверской области (за исключением лесных участков) (т. 1 л.д. 31 - 50).
Постановлением администрации Вышневолоцкого муниципального района Тверской области от 26.07.2010 N 480 "Об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровых планах территории муниципального образования "Вышневолоцкий район Тверской области" для строительства скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург", в пункте 1, согласован ФГУ "Дороги России" акт от 25.12.2009 о выборе земельного участка для строительства федеральной скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке км 274 + 700 - км 333 + 300, Тверская область, Вышневолоцкий район (за исключением лесных участков). Пунктом 2 постановления утверждена схема расположения земельных участков на кадастровых планах территории муниципального образования "Вышневолоцкий район Тверской области" для строительства автодороги (т. 1 л.д. 26 - 30).
Постановлением администрации Вышневолоцкого муниципального района Тверской области от 24.06.2013 N 554 в постановление от 26.07.2010 N 480 внесены изменения и из него исключены пункты 2.4, 2.6, 2.7, 2.8, 2.9, 2.22, в том числе и касающиеся участков Уткина А.В. (пункты 2.6, 2.7, 2.8, 2.9), в связи с возражениями Предпринимателя.
Постановлением администрации Вышневолоцкого муниципального района Тверской области от 19.11.2013 N 991 в постановление от 19.11.2013 N 480 внесены изменения. Пункт 2 Постановления изложен в следующей редакции: "Утвердить схему расположения земельных участков на кадастровых планах кадастровых кварталов территории муниципального образования "Вышневолоцкий район Тверской области" для строительства скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке км 274 + 700 - км 333 + 300 (за исключением лесных участков)".
Администрацией Вышневолоцкого муниципального района, в соответствии с пунктом 4 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), проводились предварительные общественные слушания, информация о которых была размещена в газете "Земля Вышневолоцкая" от 18.12.2009 N 45, а также опубликована на официальном сайте администрации района.
Собственником указанных выше земельных участков на момент проведения слушаний являлся Травкин И.А., право собственности Уткина А.В. на спорные участки было зарегистрировано 17.02.2010, на земельный участок с кадастровым номером 69:06:0000024:406 право собственности зарегистрировано 13.11.2010.
Соответственно, на момент перехода прав на земельные участки прежний собственник должен был знать о предстоящем прохождении по принадлежащим ему участкам скоростной автомобильной дороги, информация доведена до жителей района и собственников участков через средства массовой информации, что надлежаще подтверждено.
Указанные обстоятельства Предпринимателем не оспариваются.
Необходимость проведения слушаний была обусловлена последующей передачей проектной документации и результатов инженерных изысканий "Строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке км 58 - км 684 (с последующей эксплуатацией на платной основе)" 5 этап, км 258 - км 334 (Тверская область) на государственную экспертизу.
Положительное экспертное заключение N 952-10/ГГЭ-4081/04 (номер в реестре 00-1-4-3827-10) на проектную документацию "Строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке км 58 - км 684" оформлено и утверждено 08.10.2010 федеральным государственным учреждением "ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗА РОССИИ" (т. 7, л.д. 1 - 115).
В последующем, 02.03.2011, в газете "Земля Вышневолоцкая" за N 8 опубликована информация о предстоящем изъятии земельных участков и предоставлении их для строительства автодороги со списком правообладателей и указанием на кадастровые номера участков и место их расположения.
В ходе урегулирования спора в досудебном порядке Компанией письмами от 08.06.2011 N 4369-АЖ, от 05.08.2011 N 6431-АЖ, от 29.12.2011 N 31 и от 09.02.2012 N 30 в адрес Предпринимателя были направлены обращения с просьбой дать согласие на образование земельных участков под полосу отвода автомобильной дороги М-11.
Приложением к письму от 29.12.2011 N 31 ответчику были направлены результаты предварительной оценки выкупной стоимости земельных участков в Вышневолоцком районе, а также схемы раздела принадлежащих ему земельных участков.
Согласие на образование земельных участков ответчиком не дано.
Вопреки доводам подателя жалобы отсутствие в материалах дела письменного отказа в образовании спорных земельных участков при отсутствии выраженного согласия не препятствует обращению истца с настоящим иском в суд.
Необходимые для строительства земельные участки, подлежащие изъятию для государственных нужд, были поставлены истцом на временный кадастровый учет, однако по заявлению ответчика, не давшего согласие на образование земельных участков, временный кадастровый учет участков аннулирован.
Отсутствие согласия Уткина А.В., собственника земельных участков, на образование из них земельных участков, необходимых для строительства автодороги М-11, что препятствует их изъятию для государственных нужд, послужило основанием для обращения Компании за образованием земельных участков в суд.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными по праву и удовлетворил иск.
В соответствии со статьей 49 ЗК РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, в том числе в случаях, связанных с размещением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Условия и порядок изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд устанавливаются статьей 55 настоящего Кодекса.
Принудительное отчуждение земельного участка может осуществляться в соответствии с решением федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (статья 279 Гражданского кодекса Российской Федерации), органов местного самоуправления (статьи 11, 63 ЗК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 37 Федерального закона от 17.07.2009 N 145-ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 145-ФЗ) в целях изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Компании по поручению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, Компания осуществляет следующие полномочия:
1) подготовка проектов решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Компании;
2) уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Компании;
3) подготовка и заключение с оценщиком договоров об оценке изымаемых для размещения автомобильных дорог Компании земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества и об оценке убытков, причиненных таким изъятием;
4) подготовка и заключение от имени Российской Федерации соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд для размещения автомобильных дорог Компании (далее - соглашение);
5) обращение от имени Российской Федерации в суд с исками об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Компании;
6) обращение с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета изымаемых для размещения автомобильных дорог Компании земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, а также с заявлениями об учете изменений таких земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества;
7) обращение от имени Российской Федерации с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на изъятые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Компании.
Согласно части 3 статьи 37 Закона N 145-ФЗ в случае, если в соответствии с документацией по планировке территории для размещения автомобильных дорог Компании или решениями о предварительном согласовании мест размещения автомобильных дорог Компании предусмотрено образование земельных участков путем раздела, объединения, перераспределения существующих земельных участков или выдела из существующих земельных участков, решение об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества в целях размещения автомобильных дорог Компании может быть принято в отношении образуемых земельных участков при условии согласия собственников земельных участков, землепользователей (за исключением государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных или муниципальных учреждений), землевладельцев на образование земельных участков из существующих земельных участков. В этом случае указанное решение об изъятии принимается до образования земельных участков из существующих земельных участков.
В случае отказа собственника земельного участка, землепользователя (за исключением государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного или муниципального учреждения), землевладельца от образования земельного участка в соответствии с документацией по планировке территории для размещения автомобильных дорог Компании или решениями о предварительном согласовании мест размещения таких автомобильных дорог Компания согласно части 4 статьи 37 Закона N 145-ФЗ вправе обратиться:
1) в суд с иском об образовании земельного участка для размещения автомобильных дорог Компании;
2) в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, с заявлением об изъятии существующего земельного участка, из которого в соответствии с указанными документацией по планировке территории или решением должен быть образован земельный участок.
Поскольку Предприниматель не дал согласия на образование спорных земельных участков, истец правомерно обратился с рассматриваемым иском в суд при отсутствии решения уполномоченного органа об изъятии земельных участков.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе схемы межевания земельных участков и кадастровые паспорта (т. 7 л.д. 116 - 155, т. 8 л.д. 1 - 57), суд первой инстанции не усмотрел наличия объективных причин, препятствующих образованию земельных участков.
Апелляционная коллегия согласна с выводами суда первой инстанции в указанной части.
Доводы подателя жалобы о невозможности использования земельных участков, оставшихся после образования истребуемых земельных участков, в связи с нахождением их в полосе отвода автодороги, отклоняются апелляционной коллегией, поскольку они были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Доказательств того, что после образования земельных участков для строительства автодороги у ответчика останутся земельные участки, находящиеся в полосе отвода, а также доказательств невозможности использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, материалы дела не содержат.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 4 той же статьи Кодекса образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 настоящей статьи.
Пункт 6 статьи 11.2 ЗК РФ предусматривает возможность образования земельных участков на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Исходя из анализа норм Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) земельный участок является образованным с момента его государственного кадастрового учета.
Порядок согласования границ земельных участков предусмотрен статьей 39 Закона о государственном кадастре недвижимости.
В силу статьи 40 того же Закона согласование местоположения границ земельных участков оформляется соответствующим актом, являющимся неотъемлемой частью межевого плана.
При этом Предприниматель не относится к числу лиц, с которыми проводится согласование местоположения границ, с учетом специфики правоотношений по реализации установленного порядка изъятия земельных участков для нужд Российской Федерации.
Комплекс земельно-кадастровых работ по межеванию земельных участков в полосе отвода строящейся скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург выполняло ОАО "Новгородземпредприятие" в рамках договора от 16.01.2012 N 1-Сп/2012. При выполнении работ в отношении всех земельных участков в полосе отвода указанной автомобильной дороги, в том числе земельных участков, принадлежащих Уткину А.В., использовалась прошедшая государственную экспертизу проектная и рабочая документация по строительству скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург, содержащая сведения о координатах полосы отвода данной автомобильной дороги.
При таких обстоятельствах нарушение прав ответчика в результате проведенного межевания участков судебная коллегия не усматривает.
Апелляционная коллегия также отклоняет довод ответчика о том, что в связи с постановкой Компанией на кадастровый учет спорных земельных участков отсутствует предмет спора.
В рассматриваемом случае межевание и постановка на временный кадастровый учет проведены истцом с целью индивидуализации земельных участков, являющихся предметом спора в рамках настоящего дела.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 37 Закона N 145-ФЗ в целях изъятия земельных участков для размещения автомобильных дорог Компания вправе обращаться с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета изымаемых для размещения автомобильных дорог земельных участков, а также с заявлениями об учете изменений таких земельных участков.
При этом сведения государственного кадастра недвижимости, носящие временный характер, в соответствии с частью 9 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости, до утраты ими в установленном порядке такого характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также выполнением кадастровых работ.
В рассматриваемом случае содержащиеся в кадастровом учете сведения о спорных земельных участках носят временный характер и ввиду отсутствия согласия собственника для того, чтобы земельные участки были образованы, требуется решение суда и регистрация на его основании права собственности на указанные земельные участки.
Доводы ответчика о нарушении пункта 60 Порядка N 42 при разделе земельного участка с кадастровым номером 69:06:0000024:342 были справедливо отклонены судом первой инстанции на том основании, что требований об обязательном разделе всех земельных участков, входящих в состав единого землепользования, пункт 60 Порядка N 42 не содержит.
Довод ответчика о том, что в результате образования земельных участков не будет обеспечен доступ к оставшимся земельным участкам, не подтвержден документально.
Способы обеспечения доступа к образуемым или измененным земельным участкам предусмотрены в межевых планах, которые были исследованы специалистами Кадастровой палаты и приняты в качестве надлежащих документов, необходимых для кадастрового учета образуемых земельных участков.
Разрешение вопросов о судьбе оставшихся у Предпринимателя в собственности земельных участков после образования испрашиваемых для размещения автодороги земельных участков находится за рамками рассмотрения настоящего дела.
Подтверждая правильность решения суда первой инстанции в части удовлетворения иска об образовании земельных участков, апелляционная коллегия приходит к выводу об отсутствии у суда первой инстанции законных оснований для возложения на ответчика обязанности по регистрации права собственности на вновь образованные земельные участки, поскольку возможность понуждения собственника земельного участка осуществить государственную регистрацию прав на образованные земельные участки в целях последующего изъятия некоторых из них для государственных нужд законом не предусмотрена.
Кроме того, в результате раздела только часть земельных участков будет изъята, а часть - останется в собственности Предпринимателя, в связи с чем не может быть признано законным понуждение собственника осуществлять какие-либо действия относительно тех земельных участков, которые не подлежат изъятию.
Судебная коллегия считает, что вопросы государственной регистрации права собственности на изымаемые земельные участки подлежат рассмотрению после принятия решения об их изъятии.
При таких обстоятельствах решение суда в указанной части подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ.
В силу положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственная компания освобождена от уплаты государственной пошлины, как лицо, действующее в государственных и общественных интересах, в связи с чем позиция Уткина А.В. относительно незаконности возложения на него расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска в части удовлетворенных исковых требований судебной коллегией не поддерживается.
Остальные доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают правильность выводов суда, по существу направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с чем подлежат отклонению.
В соответствии со статьей 100 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям по иску и апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 12 февраля 2014 года по делу N А66-5086/2013 отменить в части обязания индивидуального предпринимателя Уткина Анатолия Вадимовича произвести государственную регистрацию права собственности на вновь образованные земельные участки, а также распределения расходов по уплате государственной пошлины.
Отказать Государственной компании "Российские автомобильные дороги" в лице Тверского территориального управления в удовлетворении иска в указанной части.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Уткина Анатолия Вадимовича (ОГРНИП 304690105000256) в доход федерального бюджета 20 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение иска.
Взыскать с Государственной компании "Российские автомобильные дороги" (ОГРН 1097799013652) в пользу индивидуального предпринимателя Уткина Анатолия Вадимовича (ОГРНИП 304690105000256) 1000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий
Ю.В.ЗОРИНА
Судьи
А.В.РОМАНОВА
А.Н.ШАДРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.05.2014 ПО ДЕЛУ N А66-5086/2013
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 мая 2014 г. по делу N А66-5086/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 29 мая 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зориной Ю.В., судей Романовой А.В. и Шадриной А.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.М.,
при участии от Государственной компании "Российские автомобильные дороги" Неустроева А.А. по доверенности от 29.08.2013 N Д-13140324, Богданова В.В. по доверенности от 29.08.2013 N Д-13140325, от индивидуального предпринимателя Уткина Анатолия Вадимовича Тараториной Е.А. по доверенности от 23.04.2013, Антоновой М.К. по доверенности от 23.04.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Уткина Анатолия Вадимовича на решение Арбитражного суда Тверской области от 12 февраля 2014 года по делу N А66-5086/2013 (судья Голубева Л.Ю.),
установил:
Государственная компания "Российские автомобильные дороги" в лице Тверского территориального управления (ОГРН 1097799013652; далее - Компания) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Уткину Анатолию Вадимовичу (ОГРНИП 304690105000256; далее - Предприниматель) об образовании земельных участков для размещения скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке км 58 - км 684 (с последующей эксплуатацией на платной основе):
- - земельного участка, расположенного по адресу: Тверская область, Вышневолоцкий район, Княщинское с/п, в границах административного образования "Ильинское", с кадастровым номером 69:06:0000024:509, площадью 137 948 кв. м, - путем раздела земельного участка с кадастровым номером 69:06:0000024:406, расположенного по адресу: Тверская область, Вышневолоцкий район, Княщинское с/п, в границах административного образования "Ильинское";
- - земельного участка, расположенного по адресу: Тверская область, Вышневолоцкий район, Княщинское с/п, с кадастровым номером 69:06:0000024:513, площадью 8673 кв. м, - путем раздела земельного участка с кадастровым номером 69:06:0000024:350, расположенного по адресу: Тверская область, Вышневолоцкий район, Княщинское с/п;
- - земельного участка, расположенного по адресу: Тверская область, Вышневолоцкий район, Княщинское с/п, с кадастровым номером 69:06:0000024:515, площадью 16 699 кв. м, - путем раздела земельного участка с кадастровым номером 69:06:0000024:370, расположенного по адресу: Тверская область, Вышневолоцкий район, Княщинское с/п;
- - земельного участка, расположенного по адресу: Тверская область, Вышневолоцкий район, Княщинское с/п, с кадастровым номером 69:06:0000024:512, площадью 197 кв. м, - путем раздела земельного участка с кадастровым номером 69:06:0000024:342, расположенного по адресу: Тверская область, Вышневолоцкий район, Княщинское с/п;
- - земельного участка, расположенного по адресу: Тверская область, Вышневолоцкий район, Княщинское с/п, с кадастровым номером 69:06:0000024:519, площадью 48 484 кв. м, - путем раздела земельного участка с кадастровым номером 69:06:0000024:358, расположенного по адресу: Тверская область, Вышневолоцкий район, Княщинское с/п (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Истец также просил обязать Предпринимателя произвести государственную регистрацию права собственности на вновь образованные земельные участки.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (далее - Управление), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Тверского филиала (далее - Кадастровая палата) и открытое акционерное общество "Новгородземпредприятие" (далее - ОАО "Новгородземпредприятие").
Решением суда от 12.02.2014 уточненные исковые требования удовлетворены в полном объеме. Кроме того, с Предпринимателя в доход федерального бюджета взыскано 24 000 руб. государственной пошлины.
Предприниматель с судебным актом не согласился, в апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему:
- - в материалах дела отсутствуют письменные доказательства отказа ответчика от дачи согласия на образование земельных участков. В связи с этим у Компании отсутствовали основания для обращения в суд с исковыми требованиями;
- - истец не обосновал необходимость и законность требования о разделе земельного участка с кадастровым номером 69:06:0000024:406, поскольку данного участка нет в акте выбора земельного участка, следовательно проектная документация не содержит информацию о том, что дорога проходит по этому участку;
- - истец требует образования земельных участков, которые уже образованы и поставлены на кадастровый учет;
- - межевание участков проведено в отсутствие собственника, чем были нарушены его права;
- - истцом не был доказан факт необходимости образования спорных земельных участков;
- - при формировании участков путем деления на два самостоятельных участка истец превысил предоставленные ему законом полномочия, причинив ответчику убытки, которые он понесет при регистрации прав на образованные по решению суда участки;
- - истец, настаивая на выбранном им способе защиты, не обосновал невозможность изъятия земельных участков целиком;
- - при разделе земельного участка с кадастровым номером 69:06:0000024:342 нарушен пункт 60 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития от 04.02.2010 N 42 (далее - Порядок N 42);
- - вынесенное решение ограничивает право предпринимателя на проведение кадастровых работ по своему усмотрению на части участков, не вошедших в полосу отвода строящейся автодороги;
- - суд должен был убедиться в законности раздела и отсутствии нарушений прав собственника независимо от того, что спорные земельные участки поставлены на кадастровый учет;
- - суд не принял во внимание тот факт, что формально производился раздел земель сельскохозяйственного назначения без учета уже построенной на них насыпной без съездов скоростной автомобильной дороги;
- - в результате образования изымаемых земельных участков у Предпринимателя не будет возможности использовать оставшиеся земельные участки, в связи с отсутствием доступа к ним;
- - оставшиеся части земельных участков, находящиеся в придорожной полосе, невозможно будет использовать в соответствии с их целевым назначением;
- - регистрация прав на земельные участки носит заявительный характер, в связи с чем требование о понуждении ответчика зарегистрировать право собственности на образованные участки является незаконным;
- - апеллянт возражает относительно взыскания с него государственной пошлины в размере 24 000 руб., так как Компания не является государственным органом, который освобожден от ее уплаты.
Представители Предпринимателя поддержали доводы апелляционной жалобы, просили ее удовлетворить.
Истец в отзыве на жалобу и его представители в судебном заседании апелляционной инстанции возразили против ее доводов и требований, просили решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Кадастровая палата в отзыве на апелляционную жалобу указала на отсутствие оснований для отмены состоявшегося судебного акта.
Третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства объявлялся перерыв в порядке статьи 163 АПК РФ.
Заслушав представителей истца и ответчика, исследовав доказательства по делу, доводы жалобы и отзывов на нее, проверив законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Материалами дела подтверждается, что Уткин А.В. является собственником земельных участков:
- с кадастровым номером 69:06:0000024:406 (земли сельхозназначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства), площадью 571 945 кв. м, свидетельство от 13.11.2010 серии 69-АВ N 168430;
- с кадастровым номером 69:06:0000024:0342 (земли сельхозназначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства), площадью 80 156 кв. м, свидетельство от 17.02.2010 серии 69-АБ N 639484;
- с кадастровым номером 69:06:0000024:0370 (земли сельхозназначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства), площадью 290 545 кв. м, свидетельство от 17.02.2010 серии 69-АБ N 639487;
- с кадастровым номером 69:06:0000024:0358 (земли сельхозназначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства), площадью 1 037 047 кв. м, свидетельство от 17.02.2010 серии 69-АБ N 639485;
- с кадастровым номером 69:06:0000024:0350 (земли сельхозназначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства), площадью 105 818 кв. м, свидетельство от 17.02.2010 серии 69-АБ N 639486.
Все указанные выше земельные участки расположены на территории Вышневолоцкого района Тверской области, с/п Княщинское.
Ранее участки принадлежали Травкину И.А.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 2146-р (с изменениями в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.11.2011 N 1989-р) утверждена Программа деятельности Государственной компании "Российские автомобильные дороги" на долгосрочный период (2010 - 2015 годы), в соответствии с которой на истца возложены задачи по проведению комплекса работ по проектированию и строительству автодороги М-11.
Выбор земельных участков для строительства автодороги М-11 в административных границах Вышневолоцкого муниципального района Тверской области осуществлен в соответствии с проектной документацией (т. 4, л.д. 38 - 56).
Итоговый протокол общественных слушаний оформлен 18.12.2009.
Информация о строительстве скоростной автодороги размещена для ознакомления в период с 18.11.2009 по 18.11.2009 в здании администрации Вышневололцкого муниципального района Тверской области.
На основании заявления федерального государственного учреждения "Дороги России" (далее - ФГУ "Дороги России") от 27.08.2009 N ДДР-01-13/1698 и распоряжения Главы администрации Вышневолоцкого муниципального района Тверской области от 11.11.2009 N 601-р, 25.12.2009 оформлен акт о выборе земельного участка для строительства скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке км 274 + 700 - км 333 + 300, в Вышневолоцком районе Тверской области (за исключением лесных участков) (т. 1 л.д. 31 - 50).
Постановлением администрации Вышневолоцкого муниципального района Тверской области от 26.07.2010 N 480 "Об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровых планах территории муниципального образования "Вышневолоцкий район Тверской области" для строительства скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург", в пункте 1, согласован ФГУ "Дороги России" акт от 25.12.2009 о выборе земельного участка для строительства федеральной скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке км 274 + 700 - км 333 + 300, Тверская область, Вышневолоцкий район (за исключением лесных участков). Пунктом 2 постановления утверждена схема расположения земельных участков на кадастровых планах территории муниципального образования "Вышневолоцкий район Тверской области" для строительства автодороги (т. 1 л.д. 26 - 30).
Постановлением администрации Вышневолоцкого муниципального района Тверской области от 24.06.2013 N 554 в постановление от 26.07.2010 N 480 внесены изменения и из него исключены пункты 2.4, 2.6, 2.7, 2.8, 2.9, 2.22, в том числе и касающиеся участков Уткина А.В. (пункты 2.6, 2.7, 2.8, 2.9), в связи с возражениями Предпринимателя.
Постановлением администрации Вышневолоцкого муниципального района Тверской области от 19.11.2013 N 991 в постановление от 19.11.2013 N 480 внесены изменения. Пункт 2 Постановления изложен в следующей редакции: "Утвердить схему расположения земельных участков на кадастровых планах кадастровых кварталов территории муниципального образования "Вышневолоцкий район Тверской области" для строительства скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке км 274 + 700 - км 333 + 300 (за исключением лесных участков)".
Администрацией Вышневолоцкого муниципального района, в соответствии с пунктом 4 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), проводились предварительные общественные слушания, информация о которых была размещена в газете "Земля Вышневолоцкая" от 18.12.2009 N 45, а также опубликована на официальном сайте администрации района.
Собственником указанных выше земельных участков на момент проведения слушаний являлся Травкин И.А., право собственности Уткина А.В. на спорные участки было зарегистрировано 17.02.2010, на земельный участок с кадастровым номером 69:06:0000024:406 право собственности зарегистрировано 13.11.2010.
Соответственно, на момент перехода прав на земельные участки прежний собственник должен был знать о предстоящем прохождении по принадлежащим ему участкам скоростной автомобильной дороги, информация доведена до жителей района и собственников участков через средства массовой информации, что надлежаще подтверждено.
Указанные обстоятельства Предпринимателем не оспариваются.
Необходимость проведения слушаний была обусловлена последующей передачей проектной документации и результатов инженерных изысканий "Строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке км 58 - км 684 (с последующей эксплуатацией на платной основе)" 5 этап, км 258 - км 334 (Тверская область) на государственную экспертизу.
Положительное экспертное заключение N 952-10/ГГЭ-4081/04 (номер в реестре 00-1-4-3827-10) на проектную документацию "Строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке км 58 - км 684" оформлено и утверждено 08.10.2010 федеральным государственным учреждением "ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗА РОССИИ" (т. 7, л.д. 1 - 115).
В последующем, 02.03.2011, в газете "Земля Вышневолоцкая" за N 8 опубликована информация о предстоящем изъятии земельных участков и предоставлении их для строительства автодороги со списком правообладателей и указанием на кадастровые номера участков и место их расположения.
В ходе урегулирования спора в досудебном порядке Компанией письмами от 08.06.2011 N 4369-АЖ, от 05.08.2011 N 6431-АЖ, от 29.12.2011 N 31 и от 09.02.2012 N 30 в адрес Предпринимателя были направлены обращения с просьбой дать согласие на образование земельных участков под полосу отвода автомобильной дороги М-11.
Приложением к письму от 29.12.2011 N 31 ответчику были направлены результаты предварительной оценки выкупной стоимости земельных участков в Вышневолоцком районе, а также схемы раздела принадлежащих ему земельных участков.
Согласие на образование земельных участков ответчиком не дано.
Вопреки доводам подателя жалобы отсутствие в материалах дела письменного отказа в образовании спорных земельных участков при отсутствии выраженного согласия не препятствует обращению истца с настоящим иском в суд.
Необходимые для строительства земельные участки, подлежащие изъятию для государственных нужд, были поставлены истцом на временный кадастровый учет, однако по заявлению ответчика, не давшего согласие на образование земельных участков, временный кадастровый учет участков аннулирован.
Отсутствие согласия Уткина А.В., собственника земельных участков, на образование из них земельных участков, необходимых для строительства автодороги М-11, что препятствует их изъятию для государственных нужд, послужило основанием для обращения Компании за образованием земельных участков в суд.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными по праву и удовлетворил иск.
В соответствии со статьей 49 ЗК РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, в том числе в случаях, связанных с размещением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Условия и порядок изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд устанавливаются статьей 55 настоящего Кодекса.
Принудительное отчуждение земельного участка может осуществляться в соответствии с решением федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (статья 279 Гражданского кодекса Российской Федерации), органов местного самоуправления (статьи 11, 63 ЗК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 37 Федерального закона от 17.07.2009 N 145-ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 145-ФЗ) в целях изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Компании по поручению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, Компания осуществляет следующие полномочия:
1) подготовка проектов решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Компании;
2) уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Компании;
3) подготовка и заключение с оценщиком договоров об оценке изымаемых для размещения автомобильных дорог Компании земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества и об оценке убытков, причиненных таким изъятием;
4) подготовка и заключение от имени Российской Федерации соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд для размещения автомобильных дорог Компании (далее - соглашение);
5) обращение от имени Российской Федерации в суд с исками об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Компании;
6) обращение с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета изымаемых для размещения автомобильных дорог Компании земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, а также с заявлениями об учете изменений таких земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества;
7) обращение от имени Российской Федерации с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на изъятые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Компании.
Согласно части 3 статьи 37 Закона N 145-ФЗ в случае, если в соответствии с документацией по планировке территории для размещения автомобильных дорог Компании или решениями о предварительном согласовании мест размещения автомобильных дорог Компании предусмотрено образование земельных участков путем раздела, объединения, перераспределения существующих земельных участков или выдела из существующих земельных участков, решение об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества в целях размещения автомобильных дорог Компании может быть принято в отношении образуемых земельных участков при условии согласия собственников земельных участков, землепользователей (за исключением государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных или муниципальных учреждений), землевладельцев на образование земельных участков из существующих земельных участков. В этом случае указанное решение об изъятии принимается до образования земельных участков из существующих земельных участков.
В случае отказа собственника земельного участка, землепользователя (за исключением государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного или муниципального учреждения), землевладельца от образования земельного участка в соответствии с документацией по планировке территории для размещения автомобильных дорог Компании или решениями о предварительном согласовании мест размещения таких автомобильных дорог Компания согласно части 4 статьи 37 Закона N 145-ФЗ вправе обратиться:
1) в суд с иском об образовании земельного участка для размещения автомобильных дорог Компании;
2) в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, с заявлением об изъятии существующего земельного участка, из которого в соответствии с указанными документацией по планировке территории или решением должен быть образован земельный участок.
Поскольку Предприниматель не дал согласия на образование спорных земельных участков, истец правомерно обратился с рассматриваемым иском в суд при отсутствии решения уполномоченного органа об изъятии земельных участков.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе схемы межевания земельных участков и кадастровые паспорта (т. 7 л.д. 116 - 155, т. 8 л.д. 1 - 57), суд первой инстанции не усмотрел наличия объективных причин, препятствующих образованию земельных участков.
Апелляционная коллегия согласна с выводами суда первой инстанции в указанной части.
Доводы подателя жалобы о невозможности использования земельных участков, оставшихся после образования истребуемых земельных участков, в связи с нахождением их в полосе отвода автодороги, отклоняются апелляционной коллегией, поскольку они были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Доказательств того, что после образования земельных участков для строительства автодороги у ответчика останутся земельные участки, находящиеся в полосе отвода, а также доказательств невозможности использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, материалы дела не содержат.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 4 той же статьи Кодекса образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 настоящей статьи.
Пункт 6 статьи 11.2 ЗК РФ предусматривает возможность образования земельных участков на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Исходя из анализа норм Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) земельный участок является образованным с момента его государственного кадастрового учета.
Порядок согласования границ земельных участков предусмотрен статьей 39 Закона о государственном кадастре недвижимости.
В силу статьи 40 того же Закона согласование местоположения границ земельных участков оформляется соответствующим актом, являющимся неотъемлемой частью межевого плана.
При этом Предприниматель не относится к числу лиц, с которыми проводится согласование местоположения границ, с учетом специфики правоотношений по реализации установленного порядка изъятия земельных участков для нужд Российской Федерации.
Комплекс земельно-кадастровых работ по межеванию земельных участков в полосе отвода строящейся скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург выполняло ОАО "Новгородземпредприятие" в рамках договора от 16.01.2012 N 1-Сп/2012. При выполнении работ в отношении всех земельных участков в полосе отвода указанной автомобильной дороги, в том числе земельных участков, принадлежащих Уткину А.В., использовалась прошедшая государственную экспертизу проектная и рабочая документация по строительству скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург, содержащая сведения о координатах полосы отвода данной автомобильной дороги.
При таких обстоятельствах нарушение прав ответчика в результате проведенного межевания участков судебная коллегия не усматривает.
Апелляционная коллегия также отклоняет довод ответчика о том, что в связи с постановкой Компанией на кадастровый учет спорных земельных участков отсутствует предмет спора.
В рассматриваемом случае межевание и постановка на временный кадастровый учет проведены истцом с целью индивидуализации земельных участков, являющихся предметом спора в рамках настоящего дела.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 37 Закона N 145-ФЗ в целях изъятия земельных участков для размещения автомобильных дорог Компания вправе обращаться с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета изымаемых для размещения автомобильных дорог земельных участков, а также с заявлениями об учете изменений таких земельных участков.
При этом сведения государственного кадастра недвижимости, носящие временный характер, в соответствии с частью 9 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости, до утраты ими в установленном порядке такого характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также выполнением кадастровых работ.
В рассматриваемом случае содержащиеся в кадастровом учете сведения о спорных земельных участках носят временный характер и ввиду отсутствия согласия собственника для того, чтобы земельные участки были образованы, требуется решение суда и регистрация на его основании права собственности на указанные земельные участки.
Доводы ответчика о нарушении пункта 60 Порядка N 42 при разделе земельного участка с кадастровым номером 69:06:0000024:342 были справедливо отклонены судом первой инстанции на том основании, что требований об обязательном разделе всех земельных участков, входящих в состав единого землепользования, пункт 60 Порядка N 42 не содержит.
Довод ответчика о том, что в результате образования земельных участков не будет обеспечен доступ к оставшимся земельным участкам, не подтвержден документально.
Способы обеспечения доступа к образуемым или измененным земельным участкам предусмотрены в межевых планах, которые были исследованы специалистами Кадастровой палаты и приняты в качестве надлежащих документов, необходимых для кадастрового учета образуемых земельных участков.
Разрешение вопросов о судьбе оставшихся у Предпринимателя в собственности земельных участков после образования испрашиваемых для размещения автодороги земельных участков находится за рамками рассмотрения настоящего дела.
Подтверждая правильность решения суда первой инстанции в части удовлетворения иска об образовании земельных участков, апелляционная коллегия приходит к выводу об отсутствии у суда первой инстанции законных оснований для возложения на ответчика обязанности по регистрации права собственности на вновь образованные земельные участки, поскольку возможность понуждения собственника земельного участка осуществить государственную регистрацию прав на образованные земельные участки в целях последующего изъятия некоторых из них для государственных нужд законом не предусмотрена.
Кроме того, в результате раздела только часть земельных участков будет изъята, а часть - останется в собственности Предпринимателя, в связи с чем не может быть признано законным понуждение собственника осуществлять какие-либо действия относительно тех земельных участков, которые не подлежат изъятию.
Судебная коллегия считает, что вопросы государственной регистрации права собственности на изымаемые земельные участки подлежат рассмотрению после принятия решения об их изъятии.
При таких обстоятельствах решение суда в указанной части подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ.
В силу положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственная компания освобождена от уплаты государственной пошлины, как лицо, действующее в государственных и общественных интересах, в связи с чем позиция Уткина А.В. относительно незаконности возложения на него расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска в части удовлетворенных исковых требований судебной коллегией не поддерживается.
Остальные доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают правильность выводов суда, по существу направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с чем подлежат отклонению.
В соответствии со статьей 100 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям по иску и апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 12 февраля 2014 года по делу N А66-5086/2013 отменить в части обязания индивидуального предпринимателя Уткина Анатолия Вадимовича произвести государственную регистрацию права собственности на вновь образованные земельные участки, а также распределения расходов по уплате государственной пошлины.
Отказать Государственной компании "Российские автомобильные дороги" в лице Тверского территориального управления в удовлетворении иска в указанной части.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Уткина Анатолия Вадимовича (ОГРНИП 304690105000256) в доход федерального бюджета 20 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение иска.
Взыскать с Государственной компании "Российские автомобильные дороги" (ОГРН 1097799013652) в пользу индивидуального предпринимателя Уткина Анатолия Вадимовича (ОГРНИП 304690105000256) 1000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий
Ю.В.ЗОРИНА
Судьи
А.В.РОМАНОВА
А.Н.ШАДРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)