Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 22.12.2014 ПО ДЕЛУ N 33-524/2014, А-25

Требование: Об отмене постановления о предоставлении земельного участка, прекращении права собственности на участок, аннулировании записи в ЕГРП.

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Установлено, что ряд участков числится в государственном кадастре недвижимости как земли сельскохозяйственного назначения. В результате сопоставления данных обследования и материалов лесоустройства установлено, что территория находится на землях лесного фонда.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 декабря 2014 г. по делу N 33-524/2014, А-25


Судья Иванова Л.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
Председательствующего: Макаровой Ю.М.,
судей: Парамзиной И.М., Деева А.В.,
с участием прокурора Андреева А.И.,
при секретаре: В.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Парамзиной И.М. гражданское дело по исковому заявлению прокурора Емельяновского района, действующего в интересах РФ, к К., Ц., администрации Емельяновского района, Управлению земельно-имущественных отношений администрации Емельяновского района о признании недействительными постановления о предоставлении земельного участка и договоров купли-продажи земельного участка, прекращении права собственности на земельный участок, аннулировании соответствующих записей о правах на спорный земельный участок в ЕГРП,
по апелляционной жалобе представителя КГКУ "Емельяновское лесничество" В.С.
на решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 19 июня 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Емельяновского района, действующего в интересах РФ, к К., Ц. администрации Емельяновского района, Управлению земельно-имущественных; отношений администрации Емельяновского района о признании недействительными постановления о предоставлении земельного участка и договоров купли-продажи земельного участка, прекращении права собственности на земельный участок, аннулировании соответствующих записей о правах на спорный земельный участок ЕГРП, оставить без удовлетворения.
Меры, принятые в обеспечение иска определением суда от 25.12.2012 года, отменить по вступлению решения в законную силу".
Выслушав докладчика, судебная коллегия

установила:

Прокурор Емельяновского района, действующий в интересах РФ, обратился в суд с исковым заявлением (с учетом уточнений) к Ц., администрации Емельяновского района, Управлению земельно-имущественных отношений администрации Емельяновского района о признании постановления главы администрации Емельяновского района от 28 апреля 2011 года N 1033 "О предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Россия, <данные изъяты> договора купли-продажи земельного участка от 11 мая 2011 года N 1018 недействительными, прекращении права собственности К. и Ц. на земельный участок, с кадастровым номером <данные изъяты>, аннулировании соответствующей записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Емельяновского района в ходе проверки соблюдения требований земельного законодательства администрацией Емельяновского района при предоставлении земельных участков на территории Емельяновского района, установлены следующие нарушения.
28 апреля 2011 года администрацией Емельяновского района было издано постановление N 1033 "О предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты> В соответствии с указанным постановлением К. был предоставлен земельный участок из категории земель: сельскохозяйственного назначения, общей площадью 1003 кв. м, с кадастровым номером <данные изъяты> расположенный по указанному адресу, с видом разрешенного использования - для ведения садоводства, в собственность за плату.
На основании указанного постановления отделом по управлению муниципальной собственностью и фондами администрации Емельяновского района с К. был заключен договор купли-продажи земельного участка N 1018 от 11 мая 2011 года, согласно которому К. приобрела вышеуказанный земельный участок за 20 498 рублей 11 коп.
В ходе выездной проверки с привлечением специалистов было проведено обследование границ лесного участка, расположенного на территории Емельяновского района Красноярского края, с целью определения местоположения участка в процессе геодезической съемки с определением координат принадлежности данного лесного участка к землям лесного фонда.
По результатам обследования установлено, что ряд участков, в том числе и участок с кадастровым номером <данные изъяты> предоставленный в собственность К. числятся в государственном кадастре недвижимости как земли сельскохозяйственного назначения. В то же время, в результате сопоставления данных проведенного натурного обследования и имеющихся материалов лесоустройства 1990 года Емельяновского лесничества установлено, что обследованная территория (в том спорный земельный участок) находится на землях лесного фонда и расположена: <данные изъяты>
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 12 августа 2011 года серии <данные изъяты> указанные лесные участки, расположенные в выделах 27 и 12 квартала 11 совхоза "Элита" Емельяновского участкового лесничества являются собственностью Российской Федерации.
В соответствии с Земельным кодексом РФ, администрация Емельяновского района как орган местного самоуправления не имела полномочий по предоставлению указанного земельного участка в собственность. Предоставление земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного по адресу: <данные изъяты> К. для ведения садоводства противоречило требованиям земельного и лесного законодательства. С 03 августа 2011 года по настоящее время вышеуказанный земельный участок принадлежит Ц.
Поскольку указанный земельный участок является федеральной собственностью, нарушены права Российской Федерации, просит требования удовлетворить.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель КГКУ "Емельяновское лесничество" В.С. просит решением суда первой инстанции отменить, ссылается на то, что решение вынесено на основании копий документов, не заверенных надлежащим образом. Земельным законодательством полномочия районных Советов народных депутатов по изъятию земель лесного фонда, являющегося собственностью государства, ограничены; решений, распоряжений Исполнительных комитетов областных, краевых Советов народных депутатов, Советов Министров, которым такие полномочия были предоставлены, материалы дела не содержат. Постановление администрации Емельяновского района N 483 от 13 августа 1997 года, указанное в качестве основания для изъятия земель лесного фонда, не может являться надлежащим доказательством изъятия земель лесного фонда Мининского опытно-механизированного лесхоза, в связи с тем, что оно противоречит нормам действующего в период предполагаемого изъятия Лесного кодекса РФ от 29 января 1997 года, положения которого не приняты судом во внимание, Кроме того, содержащийся в материалах дела план отвода испрашиваемого земельного участка под коллективные сады, оформленный рукописно, представленный также в виде копии, не позволяет идентифицировать расположение земельного участка. Кроме того законодательством не предусмотрена передача спорных земельных участков в собственность гражданам и юридическим лицам. Судом первой инстанции допущены нарушения процессуального характера: апеллянту было необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства о проведении землеустроительной экспертизы, а Совхоз "Элита", права которого затрагиваются, в качестве третьего лица не привлекалось. Спорные участки были выделены неуполномоченными на то органами, в связи с чем, нарушено право Российской Федерации как собственника земель лесного фонда.
Согласно ч. 1 ст. 327 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке.
Стороны надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы. Доказательств, подтверждающих уважительность неявки в суд апелляционной инстанции, не представили. Поскольку суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции, коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края - Т., поддержавшую жалобу представителя КГКУ "Емельяновское лесничество", представителя Ц. и СНТ "Долина" - Г., Ц., согласившихся с решением суда, прокурора Андреева А.И., полагавшего решение, подлежащим отмене, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение, подлежащим отмене.
Возникшие правоотношения регулируются нормами Земельного кодекса РФ и Лесного кодекса РФ.
Земельный кодекс устанавливает, что все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в частности, земли поселений (населенных пунктов), земли лесного фонда (ст. 7 ЗК РФ).
Согласно п. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Действующее законодательство не предоставляет органам местного самоуправления полномочий по распоряжению участками лесного фонда, расположенных в пределах соответствующих муниципальных образований.
Статьей 7 Лесного кодекса РФ установлено, что лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. ст. 67, 69 и 92 Лесного кодекса РФ.
Как следует их положений ст. 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Исходя из смысла данной правовой нормы, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.
Согласно п. 2 ст. 9 Земельного кодекса РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе по организации и проведению соответствующих аукционов.
По смыслу приведенной правовой нормы решения об образовании земельных (лесных) участков в случаях, предусмотренных п. 2 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ, принимаются уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу п. 2 ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
Таким образом, в федеральном законе отсутствует прямое указание на возможность предоставления в собственность граждан земельных участков из состава лесного фонда.
Согласно ст. 23 Лесного кодекса РФ земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. В отношении лесничеств, лесопарков осуществляются установление расчетной лесосеки, проведение лесоустройства, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, ведение государственного лесного реестра.
Статьей 25 действующего Лесного кодекса РФ определены виды использования лесов. Предоставление гражданам лесных участков под индивидуальное жилищное строительство и эксплуатацию жилого фонда действующим лесным законодательством РФ не предусмотрено.

Как следует из материалов дела, постановлением администрации Емельяновского района от 28.04.11 г. N 1033 "О предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты> предоставлен в собственность за плату земельный участок из категории земель сельхозназначения, площадью 1003 кв. м с кадастровым номером <данные изъяты>, с видом разрешенного использования - для ведения садоводства (л.д. 9 т. 1). Решение о постановке земельного участка на кадастровый учет состоялось 21 июня 2010 года. Согласно кадастрового паспорта границы участка установлены, площадь участка соответствует материалам межевания (л.д. 12. т. 1).
По договору купли-продажи от 11 мая 2011 г. N 1018 Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района осуществило отчуждение данного земельного участка К. за плату в сумме 20 498,11 руб. (л.д. 7 т. 1).
Согласно договора купли-продажи от 15 июля 2011 г. К. продала спорный земельный участок Ц. за 50 000 руб. Право собственности Ц. в установленном порядке зарегистрировано 03.08.11 г. (л.д. 221 т. 1).
Предъявляя иск о признании недействительным постановления администрации Емельяновского района N<данные изъяты> о предоставлении земельного участка в СНТ "<данные изъяты>" N<данные изъяты>, о прекращении права собственности К., Ц. на данный земельный участок, прокурор Емельяновского района обосновывал требования тем, что земельный участок из категории земель сельхозназначения, площадью 1003 кв. м с кадастровым номером <данные изъяты> с видом разрешенного использования - для ведения садоводства находится на землях лесного фонда и расположен: <данные изъяты> а значит данные земли в силу ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте.
Отказывая прокурору в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на то, что спорный земельный участок был сформирован как вновь образуемый, границы данного земельного участка были согласованы со всеми заинтересованными лицами, в том числе, с руководителем КГКУ "Емельяновское лесничество" Синяком В.С.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем Постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" указал, что решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (п. 2).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости, допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленный фактов.
Постановленное по делу решение суда не отвечает вышеуказанным требованиям.
Согласно акта выездной проверки с привлечением специалистов КГКУ "Емельяновское лесничество", ГККУ "Дирекция по особо охраняемым природным территориям", Агентства лесной отрасли Красноярского края, Емельяновского отдела Управления Росреестра по Красноярскому краю, МАУ "Земля", членов СНТ "Аграрник" от 27.07.11 г. установлено, что ряд земельных участков, в том числе - с кадастровым номером <данные изъяты> поставленных на учет с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, расположены на землях лесного фонда: <данные изъяты>, что установлено путем сопоставления данных проведенного натурного обследования по материалам лесоустройства 1990 года Емельяновского лесничества (л.д. 16 т. 1).
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 12.08.11 г. серии <данные изъяты> лесные участки, расположенные в выделах 27 и 12 квартала 11 совхоза "Элита" являются собственностью Российской Федерации (т. 1 л.д. 20).
Как установлено статьей 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 201-ФЗ), в случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Такие земельные участки признаются ранее учтенными объектами недвижимости, а лесной план - юридически действительным (статья 4.2 Федерального закона N 201-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 14 вышеуказанного Федерального закона, вплоть до утверждения лесных планов субъектов Российской Федерации и лесохозяйственных регламентов, в установленном Лесным кодексом Российской Федерации порядке, но не более чем через два года со дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, - использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляется на основании лесоустроительной документации в части, не противоречащей Лесному кодексу Российской Федерации.
При таких условиях следует признать, что материалы лесоустройства являются надлежащими доказательствами места расположения земельных участков и принадлежности их к лесному фонду. В суде на обозрение и в материалы дела был представлен План лесонасаждений совхоза "Элита Емельяновского лесничества (материалы лесоустройства 1990 года), обзорный план проектируемых мероприятий совхоза "<данные изъяты>" Емельяновского лесничества (материалы лесоустройства 1990 года), лесная карта-схема Емельяновского района по материалам лесоустройства 1985, 1986, 1991, 1992, 1997 гг., планшет N 15 землепользование совхоза "Элита" (лесоустройство 1997 г.) (л.д. 23 - 24, 194 - 198).
Из схемы расположения спорного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, составленным государственным предприятием ФГУП "Рослесинфорг" "Востсиблеспрокт" и представленным в материалы дела в суде первой инстанции, следует, что на территории Емельяновского лесничества значится 12 квартал, который с одной стороны граничит с 11 кварталом. Составной частью 12 квартала является выдел (номер 32) с ярко выраженными границами. Согласно условным обозначениям спорный земельный участок расположен на территории Емельяновского лесничества (л.д. 124 т. 1). Данные обстоятельства подтвердил в суде первой инстанции, допрошенный в качестве специалиста землеустроитель ФГУП "Рослесинфорг" Ф. Из его пояснений следует, что спорный земельный участок находится на территории Емельяновского лесничества, материалы лесоустройства 1990 года являются легитимными, подтверждающими расположение земельных участков, относящихся к землям лесного фонда (л.д. 259 т. 1).
В суде первой инстанции установлено, что право собственности на данные лесные участки, расположенные в выделах 32 квартала 12 совхоза "Элита" Емельяновского участкового лесничества зарегистрировано 12 августа 2011 г. за Российской Федерацией.
Лесным участком, в соответствии со ст. 7 Лесного кодекса РФ от 04.12.06 г. N 200-ФЗ является земельный участок, границы которого определяются, в соответствии с проведенным лесоустройством (ст. 67), а местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно, по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади (ст. 69).
При этом кадастровый учет - это система учета, включающая изготовление кадастрового плана межевого дела, в том числе с согласованием границ (в координатах: х - у), а лесной учет осуществляется через определение квартала-выдела.
Судебная коллегия считает, что в ходе рассмотрения данного спора установлен факт наложения границ земель лесного фонда на земли спорного земельного участка, которое было допущено в результате кадастровых работ по определению границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>. Данное стало возможным, в том числе, в связи с тем, что при проведении межевания земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> нарушена процедура согласования местоположения границ названного участка на местности со смежными землепользователями, предусмотренная ст. 39 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", поскольку не в полной мере руководителем ККБУ "Емельяновское лесничество" проведена проверка принадлежности земельного участка, что подтверждается материалами гражданского дела, в частности протоколами объяснений сотрудников ККБУ "Емельяновское лесничество", данных ими в УЭБиПК ГУ МВД по Красноярскому краю (л.д. 17 - 22 т. 1).
До настоящего времени отсутствует план застройки территории СНТ "Долина", в связи с чем, утверждение стороны ответчика о том, что территория земельного участка N 285, предоставленная К. администрацией Емельяновского района по договору купли-продажи 11.05.11 г., ранее была выделена коллективному саду "Связист" (впоследствии реорганизован в СНТ "<данные изъяты>") путем изъятия земель из земель лесного фонда, являются несостоятельными.
В суде апелляционной инстанции нашел подтверждение тот факт, что спорный земельный участок территориально расположен на окраине СНТ. Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с доводами ответчика о том, что указанная территория была предоставлена СНТ "Долина" постановлением администрации Емельяновского района N 483 от 13.08.97 г. из земель <данные изъяты> лесхоза. Согласно п. 2 данного постановления администрация Емельяновского района просит администрацию Красноярского края утвердить настоящее постановление, содержащее в п. 1 решение об изъятии из земель Мининского лесхоза 8,2 га для расширения СНТ "<данные изъяты>" (л.д. 108 т. 1). Материалы дела не содержат последующего утверждения данного решения, вместе с тем, изъятие земель лесного фонда в 1997 году должно было производиться по нормам действующего на тот период Лесного кодекса РФ от 29.01.97 г. N 22-ФЗ.
Так, в силу ст. 19 Лесного кодекса РФ 1997 года лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. В соответствии с федеральным законом допускается передача части лесного фонда собственность субъектов Российской Федерации.
Перевод лесных земель в нелесные земли в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользование лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда в лесах первой группы относится к полномочиям Российской Федерации, а в лесах второй и третьей групп - к полномочиям субъектов РФ (ст. 46, ст. 47 Лесного кодекса РФ 1997 года). Порядок перевода лесных земель в нелесные земли указан в ст. 63 Лесного кодекса РФ 1997 года, согласно которой перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда осуществляется в лесах первой группы - Правительством Российской Федерации по представлению органа государственной власти субъекта российской федерации, согласованному с федеральным органом управления лесным хозяйством; в лесах второй и третьей групп - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению соответствующего территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством.
Судебная коллегия соглашается с доводами жалобы в той части, что до 1997 года предоставление (изъятие) земель из земель лесного фонда должно было осуществляться по нормам Земельного кодекса РСФСР от 01.07.1970, действовавшего на момент выдачи исполкомом Емельяновского районного Совета народных депутатов Коллективному саду "Связист" государственного Акта о закреплении в бессрочное пользование 4,0 га земли от 18 мая 1990 г.
В соответствии со статьей 74 ЗК РСФСР 1970 года земельные участки для коллективного садоводства предоставлялись предприятиям, организациям и учреждениям из земель государственного запаса, государственного лесного фонда и несельскохозяйственного назначения за пределами пригородной и зеленой зоны городов и других населенных пунктов. При отсутствии указанных земель для коллективного садоводства могли предоставляться земельные участки из земель государственного лесного фонда, не покрытых лесом, в пригородных и зеленых зонах городов и других населенных пунктов с учетом перспективного расширения территории населенных пунктов.
Согласно статье 76 ЗК РСФСР 1970 года земельные участки для коллективного садоводства предоставлялись предприятиям, организациям и учреждениям в бессрочное пользование в порядке, установленном статьями 12 - 18 данного Кодекса.
В соответствии со статьей 13 ЗК РСФСР 1970 года земельные участки из земель государственного лесного фонда общей площадью до 50 гектаров в районах с лесистостью от 50 процентов и выше и до 25 гектаров - в районах с лесистостью ниже 50 процентов, предоставляли Исполнительные комитеты областных, краевых Советов народных депутатов, Советы Министров автономных республик.
Согласно статье 34 ЗК РСФСР 1970 года изъятие земельных участков из земель и в пределах, указанных в статье 13 данного Кодекса, вправе производить только Совет Министров РСФСР, Советы Министров автономных республик, исполнительные комитеты краевых, областных Советов народных депутатов.
Вместе с тем, обосновывая свои доводы о законности постановления администрации Емельяновского района N <данные изъяты> о выделении в 2011 г. К. земельного участка с адресацией в СНТ "<данные изъяты>", ответчики утверждали, что спорный земельный участок был выведен из состава земель лесного фонда в 1990 году органом местного самоуправления, которым в тот период являлся исполнительный комитет Емельяновского Совета народных депутатов.
Как следует из материалов дела, в качестве доказательства отвода земель для СНТ "<данные изъяты>" представлен рукописный вариант плана отвода испрашиваемого земельного участка под коллективные сады с\\т "<данные изъяты>", заверенный председателем СНТ "<данные изъяты>", который, по мнению, судебной коллегии, не свидетельствует о законности отвода земель (л.д. 190 т. 1).
С учетом изложенного, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> находится на землях государственного лесного фонда, а потому администрация Емельяновского района не имела полномочий по его предоставлению физическим лицам ни в аренду, ни в собственность.
В соответствии со ст. 1 Земельного кодекса РФ земельный участок должен относиться только к одной категории земель и образование земельного участка, относящегося одновременно к двум категориям земель, недопустимо.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается, в случае установления или изменения границы населенного пункта.
Из приведенных норм закона следует, что даже с включением земель государственного лесного фонда в границы поселения, автоматического перевода земель в муниципальную собственность не происходит. Лесной контроль на землях государственного лесного фонда, в силу п. 5 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ, осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а не органы местного самоуправления.
Учитывая, что фактические обстоятельства дела свидетельствуют о нарушении права собственности Российской Федерации в отношении земельного участка из состава земель лесного фонда, а утверждение границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> 11 июня 2010 г. и передача его гражданину осуществлена с нарушением требований ст. 7, 8 Земельного кодекса РФ, ст. 8 Лесного кодекса РФ, судебная коллегия, применив положения ст. ст. 167, 168 ГК РФ, считает, что постановление администрации Емельяновского района N<данные изъяты> от 28.04.11 г. и договор купли-продажи от 11.05.11 г. следует признать недействительными. В связи с этим, подлежит прекращению право собственности на земельный участок К., Ц.
Судебная коллегия пришла к выводу, что земельный участок, занимаемый Емельяновским лесничеством, выбыл из владения его собственника - Российской Федерации помимо его воли и в дальнейшем был отчужден лицом, не имеющим на это право.
Глава администрации Емельяновского района в данном случае распорядился земельным участком, который не входил в состав земель не разграниченной государственной собственности, а входил в состав земель лесного фонда Российской Федерации.
Поскольку судом установлен факт незаконности возникновения права собственности на земельный участок у К., возражения стороны ответчика о том, что Ц. является добросовестным приобретателем указанного земельного участка, по заключенной с К. сделке, не могут повлиять на законность требований истца о недействительности сделки и прекращении права собственности.
Учитывая, что государственная регистрация права собственности ответчиков на указанные земельные участки произведена по недействительным, в силу их ничтожности, сделкам, в порядке применения последствий недействительности указанных сделок, судебная коллегия считает возможным аннулировать запись в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за N <данные изъяты> от 03.08.11 г.
Поскольку в результате межевания земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <данные изъяты>, он стал расположен на землях государственного лесного фонда, следовательно, межевание земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения на землях лесного фонда проведено незаконно, в нарушение требований ст. 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. "О государственном кадастре недвижимости" о порядке согласования местоположения границ земельных участков. Учитывая изложенное, отсутствуют основания для сохранения в государственном кадастре записи о земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, в связи с чем, он подлежит снятию с кадастрового учета.
Доводы представителя Ц. и СНТ "<данные изъяты>" о том, что у судебной коллегии отсутствует право на рассмотрение апелляционной жалобы представителя КГКУ "Емельяновское лесничество" В.С., в связи с отзывом доверенности представителя и отсутствием представителя апеллянта в суде апелляционной инстанции, основаны на неверном понимании и толковании норм процессуального права.
Суду апелляционной инстанции не было представлено отказа от апелляционной жалобы КГКУ "Емельяновское лесничество", поэтому основания для прекращения производства по апелляционной жалобе по правилам ст. 326 ГПК РФ у судебной коллегии отсутствовали.
Учитывая, что КГКУ "Емельяновское лесничество", в установленном порядке надлежаще 01 декабря 2014 г. извещено о дате рассмотрения апелляционной жалобы, о чем свидетельствует почтовое уведомление о вручении судебного извещения представителю учреждения, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы, либо иных ходатайств не поступило, судебная коллегия не усматривает нарушения норм ГПК РФ при рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя КГКУ "Емельяновское лесничество".
Представленные суду апелляционной инстанции представителем СНТ "<данные изъяты>" дополнительные документы - ксерокопия землеустроительного дела СНТ"<данные изъяты>", схема границ земельного участка СНТ "<данные изъяты> (составленного ООО "Геосервис" 25 мая 2014 г.) не влияют на выводы судебной коллегии о незаконности распоряжения земельным участком, находящемся в составе земель лесного фонда.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела (п. 1 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ), несоответствие выводов суда первой инстанции, обстоятельствам дела (п. 3 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ), а также в связи с неправильным применением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ) повлекло за собой ошибочный вывод суда об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Емельяновского района. В связи с чем, решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 19 июня 2013 г. об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Емельяновского района Красноярского края, действующего в интересах РФ, к К., Ц., администрации Емельяновского района, Управлению земельно-имущественных отношений администрации Емельяновского района о признании недействительными постановления о предоставлении земельного участка и договоров купли-продажи земельного участка, прекращении права собственности на земельный участок, аннулировании соответствующих записей о правах на спорный земельный участок в ЕГРП, - отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования прокурора Емельяновского района Красноярского края, действующего в интересах Российской Федерации к К., Ц., администрации Емельяновского района, Управлению земельно-имущественных отношений администрации Емельяновского района удовлетворить.
Признать недействительными постановление и.о. главы администрации Емельяновского района Ш. от 28.04.11 г. N 1033 "О предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты> договора купли-продажи земельного участка между Управлением земельно-имущественных отношений администрации Емельяновского района и К. от 11 мая 2011 года N 1018.
Прекратить право собственности К. и Ц. на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты>.
Аннулировать запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за N <данные изъяты> от 03.08.11 г.
Снять земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> с кадастрового учета.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)