Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 марта 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барановой Ю.И.
судей Ванина В.В., Пономаревой И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Айдинян Т.Г.
при участии:
- от истца: извещен, не явился;
- от ответчика: извещен, не явился;
- от третьего лица: извещен, не явился
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования город Армавир
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 21.11.2014 по делу N А32-26347/2014
по иску индивидуального предпринимателя Полевого Сергея Валерьевича
к ответчику - Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю
при участии третьего лица - Администрации муниципального образования город Армавир
об установлении кадастровой стоимости земельных участков, внесении изменений в государственный кадастр недвижимости
принятое в составе судьи Назыкова А.Л.
установил:
индивидуальный предприниматель Полевой С.В. обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером 23:38:0104035:16, 23:38:0104035:17 в размере рыночной стоимости.
Решением суда от 21.11.2014 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:38:0104035:16 общей площадью 2286 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Армавир, ул. Ефремова, 250 в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2011 и составляющей 1 958 000 рублей. Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Росреестра" филиал по Краснодарскому краю обязано в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу внести соответствующие изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, установив размер кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:38:0104035:16 равным его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2011 в размере 1 958 000 рублей. Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:38:0104035:17 общей площадью 7824 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Армавир, ул. 30 лет Победы, 110 в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2011 и составляющей 6 163 000 рублей. Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Росреестра" филиал по Краснодарскому краю обязано в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу внести соответствующие изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, установив размер кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:38:0104035:17 равным его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2011 в размере 6 163 000 рублей.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что Администрации не были предоставлены отчеты об оценке спорных земельных участков. Суд оставил без внимания ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица БАНК ВТБ 24 (ЗАО).
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. От истца поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Полевому С.В. принадлежит на праве собственности из земель населенных пунктов земельный участок с кадастровым номером 23:38:0104035:16 общей площадью 2286 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Армавир, ул. Ефремова, 250, а также земельный участок с кадастровым номером 23:38:0104035:17 общей площадью 7824 кв. м, расположенные в г. Армавире.
Согласно кадастровому паспорту от 10.06.2014 N 2343/12/14-496004 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:38:0104035:16 составляет 14 493 011,4 руб. По кадастровому паспорту от 10.06.2014 N 2343/12/14-495958 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:38:0104035:17 составляет 49 612 218,72 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость земельных участков завышена, индивидуальный предприниматель Полевой С.В. обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной. Следовательно, законодательство допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000 следует, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с пунктами 2.2.1, 2.2.5, 2.2.6 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России N 39 от 15.02.2007, расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10, 1.2.17 настоящих Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей. Для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости. Построение статистических моделей расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется на основе сведений о рыночной стоимости и (или) рыночной информации о цене указанных земельных участков.
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об утверждении стоимости предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии с пунктами 1, 10, 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами (в настоящее время ФГБУ "ФКП Росреестра").
Как указал Высший Арбитражный суд Российской Федерации в постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11, требование об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой, в случае необходимости, судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
В материалы дела истцом представлены отчеты экспертной организации ООО "Академия оценки бизнеса" об определении рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 23:38:0104035:16, 23:38:0104035:17, по состоянию на 01.01.2011. Оценщик, подготовивший указанные отчеты, является членом саморегулируемой организации некоммерческое партнерство "Межрегиональный союз оценщиков", свидетельство от 17.03.2014 N 1173.
Согласно отчетам ООО "Академия оценки бизнеса" от 30.06.2014 N А-0074/14 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:38:0104035:16 составила 1 958 000 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:38:0104035:17 составила 6 163 000 рублей.
Оценки объектов проведены по состоянию на 01.01.2011. Рыночная стоимость участков определена сравнительным подходом. При определении стоимости земельных участков оценщиком исследованы стоимости объектов-аналогов.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" установлено, что в силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно статье 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 АПК РФ).
Применительно к данному отчету представлены экспертное заключение от 15.07.2014 N 500/11-14 некоммерческого партнерства "Межрегиональный союз оценщиков", которым проведена нормативно-методическая экспертиза отчета от 30.06.2014 N А-0074/14, и экспертное заключение от 17.07.2014 N 500/12-14, которым проведена нормативно-методическая экспертиза отчета N А-0075/14 от 30.06.2014. Согласно экспертным заключениям НП "Межрегиональный союз оценщиков" методы оценки в рамках использованных оценщиком подходов к оценке обоснованны, выполненные расчеты стоимости объектов оценки в отчете соответствуют применяемым подходам и методам, технических ошибок и замечаний, влияющих на итоговый результат, не выявлено. Отчет об определении рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 23:38:0104035:16, 23:38:0104035:17 соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки.
Ходатайств о назначении судебной экспертизы для проверки представленных истцом отчетов или для определения рыночной стоимости земельного участка ответчик, третье лицо не заявили.
По смыслу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта (Постановление Президиума ВАС РФ N 913/11 от 28.06.2011).
Установив значительное превышение кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером 23:38:0104035:16 и 23:38:0104035:17 их рыночной стоимости, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
Доводы апелляционной жалобы третьего лица прямо противоречат указанным разъяснениям, данным в постановлении Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 N 10761/11. Заявитель жалобы просит отменить решение, не учитывая того правового значения, который имеет иск об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости (преобразовательный иск).
Заявитель не предлагает иной рыночной стоимости земельного участка, не представил экспертного заключения, опровергающего заявленную истцом рыночную стоимость, определенной по результатам судебной экспертизы.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что уменьшение кадастровой стоимости спорного земельного участка повлияет на размер арендной платы за пользование данным участком и приведет к уменьшению бюджетных поступлений, так как в силу положений статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить только законно установленные налоги и сборы.
Возможность определения кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной установлена нормой пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и не ставится в зависимость от полномочий органов власти по формированию бюджета.
Указание заявителя жалобы на непредставление истцом Администрации отчетов об оценке спорных земельных участков не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку суд обоснованно отметил на возможность заблаговременного ознакомления с материалами дела.
Ссылка заявителя жалобы на не рассмотрение ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица БАНК ВТБ 24 (ЗАО) подлежит отклонению судебной коллегией, необходимость привлечения БАНК ВТБ 24 (ЗАО) заявитель не указал, документально не подтвердил. Само по себе нахождение участков в залоге не влияет на установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
Кроме того, апелляционный суд также отмечает, что спор об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости не имеет непосредственного отношения к правам и обязанностям администрации, поскольку заинтересованность этого органа в сохранении повышенной кадастровой стоимости носит не правовой, а экономический характер, связанный с сохранением первоначальной налогооблагаемой базы для земельного налога. Между тем, процедура изменения кадастровой стоимости в целях приведения ее в соответствие с рыночной предусмотрена федеральным законом и подтверждена практикой Президиума ВАС РФ.
Таким образом, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном понимании норм материального права заявителями.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции. Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.11.2014 по делу N А32-26347/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Ю.И.БАРАНОВА
Судьи
В.В.ВАНИН
И.В.ПОНОМАРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.03.2015 N 15АП-1161/2015 ПО ДЕЛУ N А32-26347/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 марта 2015 г. N 15АП-1161/2015
Дело N А32-26347/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 марта 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барановой Ю.И.
судей Ванина В.В., Пономаревой И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Айдинян Т.Г.
при участии:
- от истца: извещен, не явился;
- от ответчика: извещен, не явился;
- от третьего лица: извещен, не явился
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования город Армавир
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 21.11.2014 по делу N А32-26347/2014
по иску индивидуального предпринимателя Полевого Сергея Валерьевича
к ответчику - Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю
при участии третьего лица - Администрации муниципального образования город Армавир
об установлении кадастровой стоимости земельных участков, внесении изменений в государственный кадастр недвижимости
принятое в составе судьи Назыкова А.Л.
установил:
индивидуальный предприниматель Полевой С.В. обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером 23:38:0104035:16, 23:38:0104035:17 в размере рыночной стоимости.
Решением суда от 21.11.2014 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:38:0104035:16 общей площадью 2286 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Армавир, ул. Ефремова, 250 в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2011 и составляющей 1 958 000 рублей. Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Росреестра" филиал по Краснодарскому краю обязано в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу внести соответствующие изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, установив размер кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:38:0104035:16 равным его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2011 в размере 1 958 000 рублей. Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:38:0104035:17 общей площадью 7824 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Армавир, ул. 30 лет Победы, 110 в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2011 и составляющей 6 163 000 рублей. Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Росреестра" филиал по Краснодарскому краю обязано в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу внести соответствующие изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, установив размер кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:38:0104035:17 равным его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2011 в размере 6 163 000 рублей.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что Администрации не были предоставлены отчеты об оценке спорных земельных участков. Суд оставил без внимания ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица БАНК ВТБ 24 (ЗАО).
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. От истца поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Полевому С.В. принадлежит на праве собственности из земель населенных пунктов земельный участок с кадастровым номером 23:38:0104035:16 общей площадью 2286 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Армавир, ул. Ефремова, 250, а также земельный участок с кадастровым номером 23:38:0104035:17 общей площадью 7824 кв. м, расположенные в г. Армавире.
Согласно кадастровому паспорту от 10.06.2014 N 2343/12/14-496004 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:38:0104035:16 составляет 14 493 011,4 руб. По кадастровому паспорту от 10.06.2014 N 2343/12/14-495958 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:38:0104035:17 составляет 49 612 218,72 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость земельных участков завышена, индивидуальный предприниматель Полевой С.В. обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной. Следовательно, законодательство допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000 следует, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с пунктами 2.2.1, 2.2.5, 2.2.6 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России N 39 от 15.02.2007, расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10, 1.2.17 настоящих Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей. Для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости. Построение статистических моделей расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется на основе сведений о рыночной стоимости и (или) рыночной информации о цене указанных земельных участков.
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об утверждении стоимости предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии с пунктами 1, 10, 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами (в настоящее время ФГБУ "ФКП Росреестра").
Как указал Высший Арбитражный суд Российской Федерации в постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11, требование об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой, в случае необходимости, судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
В материалы дела истцом представлены отчеты экспертной организации ООО "Академия оценки бизнеса" об определении рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 23:38:0104035:16, 23:38:0104035:17, по состоянию на 01.01.2011. Оценщик, подготовивший указанные отчеты, является членом саморегулируемой организации некоммерческое партнерство "Межрегиональный союз оценщиков", свидетельство от 17.03.2014 N 1173.
Согласно отчетам ООО "Академия оценки бизнеса" от 30.06.2014 N А-0074/14 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:38:0104035:16 составила 1 958 000 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:38:0104035:17 составила 6 163 000 рублей.
Оценки объектов проведены по состоянию на 01.01.2011. Рыночная стоимость участков определена сравнительным подходом. При определении стоимости земельных участков оценщиком исследованы стоимости объектов-аналогов.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" установлено, что в силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно статье 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 АПК РФ).
Применительно к данному отчету представлены экспертное заключение от 15.07.2014 N 500/11-14 некоммерческого партнерства "Межрегиональный союз оценщиков", которым проведена нормативно-методическая экспертиза отчета от 30.06.2014 N А-0074/14, и экспертное заключение от 17.07.2014 N 500/12-14, которым проведена нормативно-методическая экспертиза отчета N А-0075/14 от 30.06.2014. Согласно экспертным заключениям НП "Межрегиональный союз оценщиков" методы оценки в рамках использованных оценщиком подходов к оценке обоснованны, выполненные расчеты стоимости объектов оценки в отчете соответствуют применяемым подходам и методам, технических ошибок и замечаний, влияющих на итоговый результат, не выявлено. Отчет об определении рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 23:38:0104035:16, 23:38:0104035:17 соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки.
Ходатайств о назначении судебной экспертизы для проверки представленных истцом отчетов или для определения рыночной стоимости земельного участка ответчик, третье лицо не заявили.
По смыслу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта (Постановление Президиума ВАС РФ N 913/11 от 28.06.2011).
Установив значительное превышение кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером 23:38:0104035:16 и 23:38:0104035:17 их рыночной стоимости, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
Доводы апелляционной жалобы третьего лица прямо противоречат указанным разъяснениям, данным в постановлении Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 N 10761/11. Заявитель жалобы просит отменить решение, не учитывая того правового значения, который имеет иск об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости (преобразовательный иск).
Заявитель не предлагает иной рыночной стоимости земельного участка, не представил экспертного заключения, опровергающего заявленную истцом рыночную стоимость, определенной по результатам судебной экспертизы.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что уменьшение кадастровой стоимости спорного земельного участка повлияет на размер арендной платы за пользование данным участком и приведет к уменьшению бюджетных поступлений, так как в силу положений статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить только законно установленные налоги и сборы.
Возможность определения кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной установлена нормой пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и не ставится в зависимость от полномочий органов власти по формированию бюджета.
Указание заявителя жалобы на непредставление истцом Администрации отчетов об оценке спорных земельных участков не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку суд обоснованно отметил на возможность заблаговременного ознакомления с материалами дела.
Ссылка заявителя жалобы на не рассмотрение ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица БАНК ВТБ 24 (ЗАО) подлежит отклонению судебной коллегией, необходимость привлечения БАНК ВТБ 24 (ЗАО) заявитель не указал, документально не подтвердил. Само по себе нахождение участков в залоге не влияет на установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
Кроме того, апелляционный суд также отмечает, что спор об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости не имеет непосредственного отношения к правам и обязанностям администрации, поскольку заинтересованность этого органа в сохранении повышенной кадастровой стоимости носит не правовой, а экономический характер, связанный с сохранением первоначальной налогооблагаемой базы для земельного налога. Между тем, процедура изменения кадастровой стоимости в целях приведения ее в соответствие с рыночной предусмотрена федеральным законом и подтверждена практикой Президиума ВАС РФ.
Таким образом, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном понимании норм материального права заявителями.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции. Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.11.2014 по делу N А32-26347/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Ю.И.БАРАНОВА
Судьи
В.В.ВАНИН
И.В.ПОНОМАРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)