Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпачевой М.И.,
судей Румянцева А.А., Богдановской Г.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Улесовой М.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска и Администрации города Челябинска на решение Арбитражного суда челябинской области от 28.10.2014 по делу N А76-19528/2014 (судья Костылев И.В.).
В судебном заседании до перерыва принял участие представитель:
- общества с ограниченной ответственностью "Содействие" - Чиненов Константин Валерьевич (решение от 28.10.2014 N 4);
- после перерыва принял участие представитель:
Администрации города Челябинска - Артемов Евгений Геннадьевич (доверенность N 05-415 от 25.04.2014).
Общество с ограниченной ответственностью "Содействие" (далее - ООО "Содействие", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации города Челябинска (далее - Администрация, заинтересованное лицо), в котором просило:
- -признать незаконным отказ Администрации, изложенный в письме от 06.05.2014 024-5/865 в предоставлении земельного участка для строительства павильона по адресу: пересечение ул. Жукова и Электростальская в Металлургическом районе г. Челябинск;
- -обязать Администрацию устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "Содействие" и в 30-ти дневный срок с момента вступления в законную силу решения по настоящему делу утвердить и выдать ООО "Содействие" схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории для строительства временного павильона по адресу: пересечение ул. Жукова и Электростальская в Металлургическом районе г. Челябинск (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) - л.д. 32).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Челябинска (далее - ГУАиГ Администрации г. Челябинска, третье лицо), Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска (далее - КУИиЗО г. Челябинска, третье лицо), Управление по торговле и услугам Администрации г. Челябинска (далее - Управление по торговле, третье лицо)(л.д. 1-2, л.д. 40).
Решением суда первой инстанции от 28.10.2014 (резолютивная часть от 21.10.2014) заявленные требования удовлетворены (л.д. 59-62).
С указанным решением не согласились Администрация и ГУАиГ Администрации г. Челябинска и обжаловали его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе ГУАиГ Администрации г. Челябинска (далее также - податель жалобы, апеллянт) просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований (л.д. 65-67).
В апелляционной жалобе ее податель указал, что в соответствии с Постановлением Правительства Челябинской области от 16.11.2010 N 261-П "О Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности" Администрацией города Челябинска постановлением от 15.10.2013 N 239-п утверждена "Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска" (далее - Схема). Схема опубликована в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов.
В соответствии с п. 20 Порядка сведения о включенных в утвержденную Схему нестационарных торговых объектах направляются в течение 5 дней с даты ее утверждения в ГУАиГ Администрации г. Челябинска для подготовки в месячный срок схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и в КУИиЗО г. Челябинска для организации торгов на приобретение права аренды этих земельных участков.
Действия заявителя, проигнорировавшего установленный законом порядок, и не представившего документы для включения нестационарного торгового объекта в Схему, обжаловавшего ответ Администрации, направлены на обход действующего порядка. Между тем при решении вопроса о включении объекта в Схему решаются вопросы о целесообразности размещения объекта в связи с достижением установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; о наличии ограничений, предусмотренных градостроительными, строительными, техническими, санитарно-эпидемиологическими и другими нормами и правилами, обязательными для исполнения. Только после разрешения данных вопросов готовится схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
По мнению апеллянта, решение суда, обязывающее Администрацию города Челябинска утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории, позволяет заявителю обойти установленный законом и обязательный для всех порядок предоставления земельных участков.
Администрация в апелляционной жалобе также просила решение суда первой отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Доводы апелляционной жалобы Администрации по существу повторяют доводы ГУАиГ Администрации г. Челябинска.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 18 АПК РФ, п. 37 Регламента арбитражных судов Российской Федерации в связи с нахождением в отпуске судьи Пивоваровой Л.В. произведена замена судьи в составе суда: председательствующий судья Карпачева М.И., судьи Пивоварова Л.В., Румянцев А.А. - заменена судья Пивоварова Л.В. судьей Богдановской Г.Н.
В судебном заседании 21.01.2015 судом апелляционной инстанции был объявлен перерыв до 28.01.2015.
К дате судебного заседания отзывы на апелляционные жалобы в порядке статьи 262 АПК РФ в суд апелляционной инстанции не поступили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители заявителя и третьих лиц после перерыва не явились.
С учетом мнения заинтересованного лица и в соответствии со статьями 123, 156, 159 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие ООО "Содействие", ГУАиГ Администрации г. Челябинска, КУИиЗО г. Челябинска и Управления по торговле.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе в полном объеме.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 24.04.2014 ООО "Содействие" обратилось с заявлением (л.д. 7) в Администрацию города Челябинска о предоставлении в аренду земельного участка для строительства павильона ориентировочной площадью 10 кв. м, по адресу: г. Челябинск, Металлургический район, пересечение ул. Жукова и ул. Электростальская.
К заявлению были приложены, в частности, анкета застройщика (л.д. 48), характеристика объекта (л.д. 49), схема расположения земельного участка (л.д. 50).
В ответ на данное обращение Управлением по торговле и услугам Администрации г. Челябинска был дан ответ в письме от 06.05.2014 N 024-5/865 (л.д. 6). В данном письме указано, что в соответствии в пунктом 18 решения Челябинской городской Думы от 25.06.2013 N 43/25 "Об утверждении Порядка оформления документов для предоставления земельных участков для размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов на территории города Челябинска" (далее - Порядок оформления документов) для возможности всестороннего и полного рассмотрения вопроса к заявлению о включении нестационарного торгового объекта в Схему должен быть приложен ситуационный план (1:500), содержащий предполагаемые размеры и местоположение земельного участка. Кроме того, Управление по торговле указало, что заявление ООО "Содействие" может быть рассмотрено на заседании Комиссии по вопросам предоставления земельных участков для размещения временных нестационарных объектов после предоставления названного документа.
Заявитель, полагая, что отказ в предоставлении земельного участка в аренду является незаконным, нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемый отказ противоречит ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В решении суд первой инстанции указал на то, что правила, установленные Порядком оформления документов не подлежат применению в рассматриваемом случае, поскольку заявитель не обращался с заявлением о включении нестационарного объекта в Схему.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 АПК РФ, судебная коллегия пришла к выводу о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Из анализа норм статей 198, 200 АПК РФ следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: незаконность принятого заинтересованным лицом решения об отказе в государственной регистрации и нарушение данным отказом прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности оспариваемого решения лежит на соответствующем органе. Вместе с тем, в соответствии со статьей 65 АПК РФ, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя лежит на последнем.
В рассматриваемом деле такая совокупность условий для удовлетворения заявленных требований отсутствует.
Из материалов настоящего дела следует, что заявителем обжалуется выраженный в письме от 06.05.2014 N 024-5/865 отказ Управления по торговле и услугам администрации г. Челябинска в предоставлении ООО "Содействие" земельного участка на праве аренды для строительства павильона в связи с непредставлением необходимого документа - ситуационного плана, выполненного в масштабе 1:500, содержащего предполагаемые размеры и местоположение земельного участка.
В соответствии с п. 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п. 3 ст. 34 ЗК РФ).
В соответствии с п. 4 ст. 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в п. 2 данной статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 ЗК РФ, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
На основании п. 5 ст. 34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в п. 4 данной статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
В силу п. 6 ст. 34 ЗК РФ договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в п. 5 настоящей статьи решения.
Отношения по предоставлению в аренду земельных участков, для размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов на территории города Челябинска на момент обращения заявителя урегулировано Порядком оформления документов для предоставления земельных участков для размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов на территории города Челябинска" (далее - Порядок оформления документов), утвержденным решением Челябинской городской Думы от 25.06.2013 N 43/25.
В соответствии с указанным документом Порядок оформления документов определяет права и обязанности органов местного самоуправления муниципального образования и их структурных подразделений при предоставлении земельных участков в аренду для размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов, выдаче акта соответствия временного нестационарного объекта эскизному проекту, местоположению и границам занимаемого земельного участка (далее - Акт соответствия), а также ответственность владельцев временных нестационарных объектов при их размещении и эксплуатации (пункт 2).
Согласно пункту 5 Порядка оформления документов размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках осуществляется на основании Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ) исключительно в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска (далее - Схема) с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Пунктом 17 Порядка оформления документов установлено, что схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска разрабатывается и утверждается Администрацией города на основании заявлений физических и юридических лиц, структурных подразделений и органов управления Администрации города Челябинска, органов государственной власти Челябинской области по итогам рассмотрения этих заявлений на заседании комиссии при Администрации города (далее - Комиссия), состав и Положение о которой определяется правовыми актами Администрации города или должностного лица Администрации города, принятого в пределах его компетенции, установленной муниципальным правовым актом Администрации города.
Заявление о включении нестационарного торгового объекта в Схему, внесении изменений, уточнений и дополнений в нее подается на имя Главы Администрации города Челябинска с приложением ситуационного плана (М 1:500), содержащего предполагаемые размеры и местоположение земельного участка, и регистрируется в установленном порядке (пункт 18).
Сведения о включенных в утвержденную Схему нестационарных торговых объектах направляются в течение 5 дней с даты ее утверждения в Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска (далее - ГУАиГ) для подготовки в месячный срок схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и в Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее - КУИиЗО города Челябинска) для организации торгов на приобретение права аренды этих земельных участков (пункт 20).
Предоставление земельного участка в аренду для размещения (установки) и эксплуатации временного нестационарного объекта, за исключением открытых площадок для складирования строительных материалов, осуществляется по результатам торгов на приобретение права аренды земельного участка на срок четыре года одиннадцать месяцев с заключением договора аренды земельного участка для размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов в течение 5 дней со дня подписания протокола о результатах торгов (пункт 21).
Пунктом 23 Порядка оформления документов установлено, что в состав документации о торгах в том числе входит схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, подготовленная ГУАиГ и утвержденная Администрацией города или должностным лицом Администрации города, действующим в пределах его компетенции, установленной муниципальным правовым актом Администрации города, в месячный срок после получения уведомления о включении нового объекта в Схему размещения. Схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории направляется ГУАиГ в КУИиЗО города Челябинска в течение трех рабочих дней со дня ее утверждения.
Из приведенных выше норм следует, что предоставление земельного участка в аренду для размещения (установки) и эксплуатации временного нестационарного объекта осуществляется исключительно на торгах по приобретению права аренды земельного участка, а уведомление уполномоченного органа о включении объекта в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска предшествует процедуре оформления и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Согласно п. 15 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации, в том числе на территориях муниципальных образований, определены Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ.
В силу ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Нестационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение (ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ).
Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ).
Таким образом, размещение нестационарных торговых объектов вне указанной схемы или в обход ее не допускается.
В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Целью утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов является не ограничение прав организаций и предпринимателей на использование земель для целей, не связанных со строительством, а необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Таким образом, предоставление земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов не в соответствии с установленным порядком их размещения будет противоречить целям государственного регулирования торговой деятельности.
Из пояснений представителя заявителя, данных в суде апелляционной инстанции, следует, что предполагаемый к установке на испрашиваемом земельном участке павильон будет предназначен для осуществления торговой деятельности.
При указанных обстоятельствах, следует признать ошибочным вывод суда о том, что правила, установленные Порядком оформления документов не подлежат применению в рассматриваемом случае, поскольку заявитель не обращался с заявлением о включении нестационарного объекта в Схему размещения.
Указанный судом первой инстанции факт не предоставляет заявителю право на получение земельного участка для эксплуатации временного нестационарного объекта в обход процедуры, регламентированной решением Челябинской городской Думы от 25.06.2013 N 43/25.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что среди приложенных к заявлению от 24.04.2014 документов отсутствовал ситуационный план (М 1:500), содержащий предполагаемые размеры и местоположение земельного участка, что исключало возможность уполномоченному органу рассмотреть указанное заявление ООО "Содействие" по существу для решения вопроса о включении или не включении нестационарного торгового объекта в Схему размещения.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о законности обжалуемого отказа и исключают основания для удовлетворения заявленных требований.
С учетом изложенного, доводы апелляционных жалоб Администрации и ГУАиГ Администрации г. Челябинска являются обоснованными и подлежат удовлетворению, а решение суда первой инстанции - отмене на основании пунктов 3, 4 части 1 ст. 270 АПК РФ (несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права).
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 АПК РФ, и в связи с удовлетворением апелляционной жалобы относятся на ООО "Содействие". Поскольку Администрация и ГУАиГ Администрации г. Челябинска освобождены от уплаты государственной пошлины, судебные расходы между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными ст. 110 АПК РФ, не распределяются.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда челябинской области от 28.10.2014 по делу N А76-19528/2014 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Содействие" отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
М.И.КАРПАЧЕВА
Судьи
А.А.РУМЯНЦЕВ
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.02.2015 N 18АП-14657/2014, 18АП-15242/2014 ПО ДЕЛУ N А76-19528/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 февраля 2015 г. N 18АП-14657/2014, 18АП-15242/2014
Дело N А76-19528/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпачевой М.И.,
судей Румянцева А.А., Богдановской Г.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Улесовой М.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска и Администрации города Челябинска на решение Арбитражного суда челябинской области от 28.10.2014 по делу N А76-19528/2014 (судья Костылев И.В.).
В судебном заседании до перерыва принял участие представитель:
- общества с ограниченной ответственностью "Содействие" - Чиненов Константин Валерьевич (решение от 28.10.2014 N 4);
- после перерыва принял участие представитель:
Администрации города Челябинска - Артемов Евгений Геннадьевич (доверенность N 05-415 от 25.04.2014).
Общество с ограниченной ответственностью "Содействие" (далее - ООО "Содействие", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации города Челябинска (далее - Администрация, заинтересованное лицо), в котором просило:
- -признать незаконным отказ Администрации, изложенный в письме от 06.05.2014 024-5/865 в предоставлении земельного участка для строительства павильона по адресу: пересечение ул. Жукова и Электростальская в Металлургическом районе г. Челябинск;
- -обязать Администрацию устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "Содействие" и в 30-ти дневный срок с момента вступления в законную силу решения по настоящему делу утвердить и выдать ООО "Содействие" схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории для строительства временного павильона по адресу: пересечение ул. Жукова и Электростальская в Металлургическом районе г. Челябинск (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) - л.д. 32).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Челябинска (далее - ГУАиГ Администрации г. Челябинска, третье лицо), Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска (далее - КУИиЗО г. Челябинска, третье лицо), Управление по торговле и услугам Администрации г. Челябинска (далее - Управление по торговле, третье лицо)(л.д. 1-2, л.д. 40).
Решением суда первой инстанции от 28.10.2014 (резолютивная часть от 21.10.2014) заявленные требования удовлетворены (л.д. 59-62).
С указанным решением не согласились Администрация и ГУАиГ Администрации г. Челябинска и обжаловали его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе ГУАиГ Администрации г. Челябинска (далее также - податель жалобы, апеллянт) просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований (л.д. 65-67).
В апелляционной жалобе ее податель указал, что в соответствии с Постановлением Правительства Челябинской области от 16.11.2010 N 261-П "О Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности" Администрацией города Челябинска постановлением от 15.10.2013 N 239-п утверждена "Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска" (далее - Схема). Схема опубликована в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов.
В соответствии с п. 20 Порядка сведения о включенных в утвержденную Схему нестационарных торговых объектах направляются в течение 5 дней с даты ее утверждения в ГУАиГ Администрации г. Челябинска для подготовки в месячный срок схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и в КУИиЗО г. Челябинска для организации торгов на приобретение права аренды этих земельных участков.
Действия заявителя, проигнорировавшего установленный законом порядок, и не представившего документы для включения нестационарного торгового объекта в Схему, обжаловавшего ответ Администрации, направлены на обход действующего порядка. Между тем при решении вопроса о включении объекта в Схему решаются вопросы о целесообразности размещения объекта в связи с достижением установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; о наличии ограничений, предусмотренных градостроительными, строительными, техническими, санитарно-эпидемиологическими и другими нормами и правилами, обязательными для исполнения. Только после разрешения данных вопросов готовится схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
По мнению апеллянта, решение суда, обязывающее Администрацию города Челябинска утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории, позволяет заявителю обойти установленный законом и обязательный для всех порядок предоставления земельных участков.
Администрация в апелляционной жалобе также просила решение суда первой отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Доводы апелляционной жалобы Администрации по существу повторяют доводы ГУАиГ Администрации г. Челябинска.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 18 АПК РФ, п. 37 Регламента арбитражных судов Российской Федерации в связи с нахождением в отпуске судьи Пивоваровой Л.В. произведена замена судьи в составе суда: председательствующий судья Карпачева М.И., судьи Пивоварова Л.В., Румянцев А.А. - заменена судья Пивоварова Л.В. судьей Богдановской Г.Н.
В судебном заседании 21.01.2015 судом апелляционной инстанции был объявлен перерыв до 28.01.2015.
К дате судебного заседания отзывы на апелляционные жалобы в порядке статьи 262 АПК РФ в суд апелляционной инстанции не поступили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители заявителя и третьих лиц после перерыва не явились.
С учетом мнения заинтересованного лица и в соответствии со статьями 123, 156, 159 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие ООО "Содействие", ГУАиГ Администрации г. Челябинска, КУИиЗО г. Челябинска и Управления по торговле.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе в полном объеме.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 24.04.2014 ООО "Содействие" обратилось с заявлением (л.д. 7) в Администрацию города Челябинска о предоставлении в аренду земельного участка для строительства павильона ориентировочной площадью 10 кв. м, по адресу: г. Челябинск, Металлургический район, пересечение ул. Жукова и ул. Электростальская.
К заявлению были приложены, в частности, анкета застройщика (л.д. 48), характеристика объекта (л.д. 49), схема расположения земельного участка (л.д. 50).
В ответ на данное обращение Управлением по торговле и услугам Администрации г. Челябинска был дан ответ в письме от 06.05.2014 N 024-5/865 (л.д. 6). В данном письме указано, что в соответствии в пунктом 18 решения Челябинской городской Думы от 25.06.2013 N 43/25 "Об утверждении Порядка оформления документов для предоставления земельных участков для размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов на территории города Челябинска" (далее - Порядок оформления документов) для возможности всестороннего и полного рассмотрения вопроса к заявлению о включении нестационарного торгового объекта в Схему должен быть приложен ситуационный план (1:500), содержащий предполагаемые размеры и местоположение земельного участка. Кроме того, Управление по торговле указало, что заявление ООО "Содействие" может быть рассмотрено на заседании Комиссии по вопросам предоставления земельных участков для размещения временных нестационарных объектов после предоставления названного документа.
Заявитель, полагая, что отказ в предоставлении земельного участка в аренду является незаконным, нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемый отказ противоречит ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В решении суд первой инстанции указал на то, что правила, установленные Порядком оформления документов не подлежат применению в рассматриваемом случае, поскольку заявитель не обращался с заявлением о включении нестационарного объекта в Схему.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 АПК РФ, судебная коллегия пришла к выводу о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Из анализа норм статей 198, 200 АПК РФ следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: незаконность принятого заинтересованным лицом решения об отказе в государственной регистрации и нарушение данным отказом прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности оспариваемого решения лежит на соответствующем органе. Вместе с тем, в соответствии со статьей 65 АПК РФ, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя лежит на последнем.
В рассматриваемом деле такая совокупность условий для удовлетворения заявленных требований отсутствует.
Из материалов настоящего дела следует, что заявителем обжалуется выраженный в письме от 06.05.2014 N 024-5/865 отказ Управления по торговле и услугам администрации г. Челябинска в предоставлении ООО "Содействие" земельного участка на праве аренды для строительства павильона в связи с непредставлением необходимого документа - ситуационного плана, выполненного в масштабе 1:500, содержащего предполагаемые размеры и местоположение земельного участка.
В соответствии с п. 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п. 3 ст. 34 ЗК РФ).
В соответствии с п. 4 ст. 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в п. 2 данной статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 ЗК РФ, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
На основании п. 5 ст. 34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в п. 4 данной статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
В силу п. 6 ст. 34 ЗК РФ договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в п. 5 настоящей статьи решения.
Отношения по предоставлению в аренду земельных участков, для размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов на территории города Челябинска на момент обращения заявителя урегулировано Порядком оформления документов для предоставления земельных участков для размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов на территории города Челябинска" (далее - Порядок оформления документов), утвержденным решением Челябинской городской Думы от 25.06.2013 N 43/25.
В соответствии с указанным документом Порядок оформления документов определяет права и обязанности органов местного самоуправления муниципального образования и их структурных подразделений при предоставлении земельных участков в аренду для размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов, выдаче акта соответствия временного нестационарного объекта эскизному проекту, местоположению и границам занимаемого земельного участка (далее - Акт соответствия), а также ответственность владельцев временных нестационарных объектов при их размещении и эксплуатации (пункт 2).
Согласно пункту 5 Порядка оформления документов размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках осуществляется на основании Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ) исключительно в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска (далее - Схема) с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Пунктом 17 Порядка оформления документов установлено, что схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска разрабатывается и утверждается Администрацией города на основании заявлений физических и юридических лиц, структурных подразделений и органов управления Администрации города Челябинска, органов государственной власти Челябинской области по итогам рассмотрения этих заявлений на заседании комиссии при Администрации города (далее - Комиссия), состав и Положение о которой определяется правовыми актами Администрации города или должностного лица Администрации города, принятого в пределах его компетенции, установленной муниципальным правовым актом Администрации города.
Заявление о включении нестационарного торгового объекта в Схему, внесении изменений, уточнений и дополнений в нее подается на имя Главы Администрации города Челябинска с приложением ситуационного плана (М 1:500), содержащего предполагаемые размеры и местоположение земельного участка, и регистрируется в установленном порядке (пункт 18).
Сведения о включенных в утвержденную Схему нестационарных торговых объектах направляются в течение 5 дней с даты ее утверждения в Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска (далее - ГУАиГ) для подготовки в месячный срок схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и в Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее - КУИиЗО города Челябинска) для организации торгов на приобретение права аренды этих земельных участков (пункт 20).
Предоставление земельного участка в аренду для размещения (установки) и эксплуатации временного нестационарного объекта, за исключением открытых площадок для складирования строительных материалов, осуществляется по результатам торгов на приобретение права аренды земельного участка на срок четыре года одиннадцать месяцев с заключением договора аренды земельного участка для размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов в течение 5 дней со дня подписания протокола о результатах торгов (пункт 21).
Пунктом 23 Порядка оформления документов установлено, что в состав документации о торгах в том числе входит схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, подготовленная ГУАиГ и утвержденная Администрацией города или должностным лицом Администрации города, действующим в пределах его компетенции, установленной муниципальным правовым актом Администрации города, в месячный срок после получения уведомления о включении нового объекта в Схему размещения. Схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории направляется ГУАиГ в КУИиЗО города Челябинска в течение трех рабочих дней со дня ее утверждения.
Из приведенных выше норм следует, что предоставление земельного участка в аренду для размещения (установки) и эксплуатации временного нестационарного объекта осуществляется исключительно на торгах по приобретению права аренды земельного участка, а уведомление уполномоченного органа о включении объекта в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска предшествует процедуре оформления и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Согласно п. 15 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации, в том числе на территориях муниципальных образований, определены Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ.
В силу ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Нестационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение (ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ).
Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ).
Таким образом, размещение нестационарных торговых объектов вне указанной схемы или в обход ее не допускается.
В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Целью утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов является не ограничение прав организаций и предпринимателей на использование земель для целей, не связанных со строительством, а необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Таким образом, предоставление земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов не в соответствии с установленным порядком их размещения будет противоречить целям государственного регулирования торговой деятельности.
Из пояснений представителя заявителя, данных в суде апелляционной инстанции, следует, что предполагаемый к установке на испрашиваемом земельном участке павильон будет предназначен для осуществления торговой деятельности.
При указанных обстоятельствах, следует признать ошибочным вывод суда о том, что правила, установленные Порядком оформления документов не подлежат применению в рассматриваемом случае, поскольку заявитель не обращался с заявлением о включении нестационарного объекта в Схему размещения.
Указанный судом первой инстанции факт не предоставляет заявителю право на получение земельного участка для эксплуатации временного нестационарного объекта в обход процедуры, регламентированной решением Челябинской городской Думы от 25.06.2013 N 43/25.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что среди приложенных к заявлению от 24.04.2014 документов отсутствовал ситуационный план (М 1:500), содержащий предполагаемые размеры и местоположение земельного участка, что исключало возможность уполномоченному органу рассмотреть указанное заявление ООО "Содействие" по существу для решения вопроса о включении или не включении нестационарного торгового объекта в Схему размещения.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о законности обжалуемого отказа и исключают основания для удовлетворения заявленных требований.
С учетом изложенного, доводы апелляционных жалоб Администрации и ГУАиГ Администрации г. Челябинска являются обоснованными и подлежат удовлетворению, а решение суда первой инстанции - отмене на основании пунктов 3, 4 части 1 ст. 270 АПК РФ (несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права).
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 АПК РФ, и в связи с удовлетворением апелляционной жалобы относятся на ООО "Содействие". Поскольку Администрация и ГУАиГ Администрации г. Челябинска освобождены от уплаты государственной пошлины, судебные расходы между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными ст. 110 АПК РФ, не распределяются.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда челябинской области от 28.10.2014 по делу N А76-19528/2014 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Содействие" отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
М.И.КАРПАЧЕВА
Судьи
А.А.РУМЯНЦЕВ
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)