Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения; Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "18" декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "24" декабря 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Борисова Г.Н., Морозовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чистяковой Н.С.,
при участии:
от заявителя (общества с ограниченной ответственностью "Соград"): Паниной Ю.А., представителя по доверенности от 22.01.2013,
от ответчика (Департамента градостроительства администрации города Красноярска): Лузаковой Ю.В., представителя по доверенности от 06.08.2013, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента градостроительства администрации города Красноярска
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "23" сентября 2013 года по делу N А33-11072/2013, принятое судьей Куликовой Д.С.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Соград" (далее - ООО "Соград", общество, заявитель, ИНН 2465105377, ОГРН 1062465076959) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Департаменту градостроительства администрации города Красноярска (далее - департамент, ответчик, ИНН 2466216619, ОГРН 1082468060476) о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 05.04.2013 N 16/3206 дг "О направлении информации"; об обязании повторно рассмотреть заявление истца о продлении срока действия распоряжения от 09.04.2010 N 429-ж с учетом положений статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Красноярска.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 23 сентября 2013 года заявление удовлетворено, признан незаконным отказ Департамента градостроительства администрации города Красноярска, изложенный в письме от 05.04.2013 N 16/3206 дг "О направлении информации". Суд обязал Департамент градостроительства администрации города Красноярска повторно рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью "Соград" о продлении срока действия распоряжения от 09.04.2010 N 429-ж с учетом положений статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации.
Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой с решением суда первой инстанции от 23.09.2013 не согласен, ссылается на то, что спорный земельный участок не использовался обществом для строительства; обществу отказано в выдаче разрешения на строительство; обществом не получено положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, в связи с чем представленные обществом в материалы дела отчет об инженерно-геологических изысканиях и проектная документация не подтверждают освоение земельного участка.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация г. Красноярска в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие Администрации г. Красноярска.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Распоряжением администрации города Красноярска от 24.10.2008 N 1304-ж обществу с ограниченной ответственностью "КрасНорд" предварительно согласовано место размещения здания культурно-бытового обслуживания с магазином смешанных товаров на земельном участке из земель населенных пунктов, площадью 1084 кв. м, расположенном по адресу: г. Красноярск, Советский район, пр-т Металлургов, 32-34; утвержден акт о выборе вышеназванного земельного участка от 12.08.2008; земельный участок передан в аренду на один год для проведения проектно-изыскательских работ.
Распоряжением администрации города Красноярска от 09.04.2010 N 429-ж обществу с ограниченной ответственностью "КрасНорд" в аренду на три года предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 24:50:0400171:330 площадью 1084 кв. м, расположенный по адресу: г. Красноярск, Советский район, пр-т Металлургов, 32-34, для строительства здания культурно-бытового обслуживания с магазином смешанных товаров и инженерного обеспечения (далее - спорный земельный участок).
Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (арендодатель) и ООО "КрасНорд" (арендатор) 09.07.2010 подписан договор аренды земельного участка N 1092, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с категорией земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером 24:50:0400171:330, для использования в целях строительства здания культурно-бытового обслуживания с магазином смешанных товаров и инженерного обеспечения в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, который прилагается к договору и является его неотъемлемой частью, общей площадью 1084 кв. м (пункт 1.1 договора). По акту приема-передачи арендодатель передал, а арендатор принял земельный участок в пользование. Срок аренды участка устанавливается с 09.04.2010 по 08.04.2013 (пункт 2.1 договора). Согласно отметке регистрирующего органа договор прошел государственную регистрацию 26.08.2010.
30.08.2010 ООО "КрасНорд" (арендатор) и ООО "Соград" (приобретатель прав) подписан договор уступки прав требования, по условиям которого арендатор уступает приобретателю право требования от арендодателя предоставления земельного участка общей площадью 1084 кв. м с категорией земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером 24:50:0400171:330, находящийся по адресу: г. Красноярск, Советский район, пр-т Металлургов, 32-34, для использования в целях строительства здания культурно-бытового обслуживания с магазином смешанных товаров и инженерного обеспечения в границах, указанных в кадастровом паспорте участка (пункты 1, 3 договора уступки).
Договор прошел государственную регистрацию 13.10.2010.
Дополнением от 24.11.2010 N 7505 департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска и ООО "Соград", в соответствии с договором уступки от 30.08.2010, внесли изменения в договор аренды от 09.07.2010 N 1092 в наименование арендатора. Дополнение прошло государственную регистрацию 08.12.2010.
Распоряжением администрации города Красноярска от 28.12.2012 N 2266-арх утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400171:330 площадью 1084 га, расположенного по адресу: г. Красноярск, Советский район, пр-т Металлургов, 32-34.
В материалы дела заявителем представлены копии: проектной документации 031/12-ПЗ на здание культурно-бытового обслуживания по проспекту Металлургов 32-34 в г. Красноярске; договора подряда от 08.11.2012 N 1 на проведение инженерно-геологических работ; отчета об инженерно-геологических изысканиях (шифр 26-12-ИЗ).
ООО "Соград" обратилось в адрес руководителя Департамента градостроительства администрации города Красноярска с заявлением (вх. N 1195-ек от 08.02.2013) о продлении срока аренды земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400171:330. К заявлению приложены копии следующих документов: договора аренды от 09.07.2010 N 1092, дополнения к договору от 24.11.2010 N 7505, договора уступки прав требования от 30.08.2010, распоряжения от 09.04.2010 N 429-ж, распоряжения от 28.12.2012 N 2266-арх, ТУ от 10.01.2013 N КЦО-13/13976, ТУ от 25.01.2013 N 20.24.12352.12, уставных документов.
Согласно акту обследования от 15.02.2013 на земельном участке, расположенном по адресу: г. Красноярск, Советский район, пр-т Металлургов, 32-34, территория участка огорожена забором, свободна от каких-либо временных сооружений, вырыт котлован, имеются насаждения (деревья).
Письмом от 26.03.2012 N 01/2834дг департаментом отказано обществу с ограниченной ответственностью "Соград" в выдаче разрешения на строительство.
Письмом от 05.04.2013 N 16/3206-дг Департамент градостроительства администрации города Красноярска со ссылкой на статью 46 Земельного кодекса Российской Федерации отказал ООО "Соград" в продлении срока действия распоряжения от 09.04.2010 N 429-ж в связи с неиспользованием земельного участка, а также неполучением разрешения на строительство.
Ссылаясь на то, что отказ, изложенный в письме от 05.04.2013 N 16/3206-ек, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО "Соград" обратилось с настоящим заявлением в суд.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемый отказ, изложенный в письме от 05.04.2013 N 16/3206-е (л.д. 16), не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя на основании следующего.
Письмом от 05.04.2013 N 16/3206-дг департамент со ссылкой на пункт 4 статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 16 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по продлению срока предоставления земельного участка для строительства, утвержденного распоряжением администрации города Красноярска от 04.12.2012 N 249-р (далее - Административный регламент), отказал обществу в продлении срока действия распоряжения от 09.04.2010 N 429-ж, в соответствии с которым спорный земельный участок предоставлен в аренду для строительства здания культурно-бытового обслуживания с магазином смешанных товаров и инженерного обеспечения (л.д. 24) сроком на три года, в связи с неиспользованием земельного участка, а также неполучением разрешения на строительство.
Правовой режим земель в период строительства имеет особенности, установленные земельным законодательством, которые, в частности, заключаются в возложении на арендатора определенных обязанностей на период строительства и установлении в законе специальных оснований для прекращения договора аренды.
Основания прекращения аренды земельного участка установлены в статье 46 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату вынесения оспариваемого акта) основанием для прекращения договора аренды земельного участка, предназначенного для строительства, является его неиспользование в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом или договором аренды земельного участка.
Обстоятельством, исключающим прекращение договора аренды земельного участка, в силу названной нормы Кодекса является время, необходимое для освоения земельного участка.
При этом частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для получения разрешения на строительство необходимо представление, в том числе правоустанавливающих документов на земельный участок, градостроительного плана земельного участка, проекта организации строительства, положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.
Из представленных в материалы дела копий проектной документации 031/12-ПЗ на здание культурно-бытового обслуживания по проспекту Металлургов 32-34 в г. Красноярске; договора подряда от 08.11.2012 N 1 на проведение инженерно-геологических работ (л.д. 200-202); отчета об инженерно-геологических изысканиях (шифр 26-12-ИЗ) (л.д. 203-237), градостроительного плана земельного участка следует, что заявителем совершены необходимые действия по разработке проектной документации, выполнены иные подготовительные работы, направленные на освоение земельного участка в соответствии с целью его предоставления в аренду.
Согласно акту обследования от 15.02.2013 (л.д. 169-170) на земельном участке, расположенном по адресу: г. Красноярск, Советский район, пр-т Металлургов, 32-34, территория участка огорожена забором, свободна от каких-либо временных сооружений, вырыт котлован, имеются насаждения (деревья).
Как следует из материалов дела, общество обращалось в департамент с заявлением о выдаче разрешения на строительство, однако, согласно письму департамента от 26.03.2013 N 01/2834дг в выдаче разрешения обществу отказано (л.д. 19-20).
Учитывая, что заявителем совершены необходимые действия, направленные на освоение спорного земельного участка в соответствии с целью его предоставления в аренду, то время, необходимое для такого освоения спорного земельного участка, подлежит исключению из трехлетнего срока аренды земельного участка.
Кроме того, суд апелляционной инстанции исходит из того, что действующее законодательство не предусматривает в качестве основания в отказе в продлении срока предоставления земельного участка отсутствие разрешения на строительство.
Довод департамента о том, что представленные обществом в материалы дела отчет об инженерно-геологических изысканиях и проектная документация не подтверждают освоение земельного участка, поскольку обществом не получено положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, не могут быть приняты судом апелляционной инстанции, поскольку данное обстоятельство не опровергает вывода суда о совершении обществом необходимых действий, направленных на освоение спорного земельного участка в соответствии с целью его предоставления в аренду.
При таких обстоятельствах, департамент неправомерно отказал обществу в продлении аренды спорного земельного участка в связи с его неиспользованием для строительства.
В качестве второго основания отказа обществу в продлении срока аренды спорного земельного участка в оспариваемом письме указано на отсутствие разрешения на строительства со ссылкой на пункт 16 Административного регламента.
Согласно пункту 16 Административного регламента одним из оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги по приему заявлений и выдаче решений о продлении срока предоставления земельного участка для строительства объекта является неполучение в установленном порядке разрешения на строительство (пункт 4).
На основании пункта 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, состоит из Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.
Как определено в пункте 4 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе издавать акты, содержащие нормы земельного права в пределах своих полномочий.
Таким образом, нормативные правовые акты органов местного самоуправления о продлении сроков предоставления земельных участков для строительства принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
При этом ни Земельным кодексом Российской Федерации, ни другими нормами федерального законодательства, законодательства Красноярского края не предусмотрено право органов местного самоуправления устанавливать дополнительные основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги по приему заявлений и выдаче решений о продлении срока предоставления земельного участка для строительства объекта.
Кроме того, подпунктом 7 пункта 2 статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату вынесения оспариваемого отказа) предусмотрено, что аренда может быть прекращена по инициативе арендодателя в иных случаях, предусмотренных федеральными законами. Административный регламент предоставления муниципальной услуги по продлению срока предоставления земельного участка для строительства, утвержденный распоряжением администрации города Красноярска от 04.12.2012 N 249-р, не является федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
В силу изложенных норм права, подпункт 4 пункта 16 Административного регламента не подлежит применению арбитражным судом при рассмотрении настоящего спора как противоречащий Земельному кодексу Российской Федерации.
Поскольку департаментом не доказано наличие надлежащих правовых оснований для отказа в продлении обществу распоряжения администрации города Красноярска от 09.04.2010 N 429-ж, суд первой инстанции правомерно признал незаконным оспариваемый отказ департамента, изложенный в письме от 05.04.2013 N 16/3206дг.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции правомерно обязал департамент повторно рассмотреть заявление общества о продлении срока действия распоряжения от 09.04.2010 N 429-ж с учетом положений статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации департамент освобожден от уплаты государственной пошлины, в том числе за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "23" сентября 2013 года по делу N А33-11072/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Г.А.КОЛЕСНИКОВА
Судьи
Г.Н.БОРИСОВ
Н.А.МОРОЗОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.12.2013 ПО ДЕЛУ N А33-11072/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения; Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 декабря 2013 г. по делу N А33-11072/2013
Резолютивная часть постановления объявлена "18" декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "24" декабря 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Борисова Г.Н., Морозовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чистяковой Н.С.,
при участии:
от заявителя (общества с ограниченной ответственностью "Соград"): Паниной Ю.А., представителя по доверенности от 22.01.2013,
от ответчика (Департамента градостроительства администрации города Красноярска): Лузаковой Ю.В., представителя по доверенности от 06.08.2013, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента градостроительства администрации города Красноярска
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "23" сентября 2013 года по делу N А33-11072/2013, принятое судьей Куликовой Д.С.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Соград" (далее - ООО "Соград", общество, заявитель, ИНН 2465105377, ОГРН 1062465076959) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Департаменту градостроительства администрации города Красноярска (далее - департамент, ответчик, ИНН 2466216619, ОГРН 1082468060476) о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 05.04.2013 N 16/3206 дг "О направлении информации"; об обязании повторно рассмотреть заявление истца о продлении срока действия распоряжения от 09.04.2010 N 429-ж с учетом положений статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Красноярска.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 23 сентября 2013 года заявление удовлетворено, признан незаконным отказ Департамента градостроительства администрации города Красноярска, изложенный в письме от 05.04.2013 N 16/3206 дг "О направлении информации". Суд обязал Департамент градостроительства администрации города Красноярска повторно рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью "Соград" о продлении срока действия распоряжения от 09.04.2010 N 429-ж с учетом положений статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации.
Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой с решением суда первой инстанции от 23.09.2013 не согласен, ссылается на то, что спорный земельный участок не использовался обществом для строительства; обществу отказано в выдаче разрешения на строительство; обществом не получено положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, в связи с чем представленные обществом в материалы дела отчет об инженерно-геологических изысканиях и проектная документация не подтверждают освоение земельного участка.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация г. Красноярска в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие Администрации г. Красноярска.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Распоряжением администрации города Красноярска от 24.10.2008 N 1304-ж обществу с ограниченной ответственностью "КрасНорд" предварительно согласовано место размещения здания культурно-бытового обслуживания с магазином смешанных товаров на земельном участке из земель населенных пунктов, площадью 1084 кв. м, расположенном по адресу: г. Красноярск, Советский район, пр-т Металлургов, 32-34; утвержден акт о выборе вышеназванного земельного участка от 12.08.2008; земельный участок передан в аренду на один год для проведения проектно-изыскательских работ.
Распоряжением администрации города Красноярска от 09.04.2010 N 429-ж обществу с ограниченной ответственностью "КрасНорд" в аренду на три года предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 24:50:0400171:330 площадью 1084 кв. м, расположенный по адресу: г. Красноярск, Советский район, пр-т Металлургов, 32-34, для строительства здания культурно-бытового обслуживания с магазином смешанных товаров и инженерного обеспечения (далее - спорный земельный участок).
Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (арендодатель) и ООО "КрасНорд" (арендатор) 09.07.2010 подписан договор аренды земельного участка N 1092, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с категорией земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером 24:50:0400171:330, для использования в целях строительства здания культурно-бытового обслуживания с магазином смешанных товаров и инженерного обеспечения в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, который прилагается к договору и является его неотъемлемой частью, общей площадью 1084 кв. м (пункт 1.1 договора). По акту приема-передачи арендодатель передал, а арендатор принял земельный участок в пользование. Срок аренды участка устанавливается с 09.04.2010 по 08.04.2013 (пункт 2.1 договора). Согласно отметке регистрирующего органа договор прошел государственную регистрацию 26.08.2010.
30.08.2010 ООО "КрасНорд" (арендатор) и ООО "Соград" (приобретатель прав) подписан договор уступки прав требования, по условиям которого арендатор уступает приобретателю право требования от арендодателя предоставления земельного участка общей площадью 1084 кв. м с категорией земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером 24:50:0400171:330, находящийся по адресу: г. Красноярск, Советский район, пр-т Металлургов, 32-34, для использования в целях строительства здания культурно-бытового обслуживания с магазином смешанных товаров и инженерного обеспечения в границах, указанных в кадастровом паспорте участка (пункты 1, 3 договора уступки).
Договор прошел государственную регистрацию 13.10.2010.
Дополнением от 24.11.2010 N 7505 департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска и ООО "Соград", в соответствии с договором уступки от 30.08.2010, внесли изменения в договор аренды от 09.07.2010 N 1092 в наименование арендатора. Дополнение прошло государственную регистрацию 08.12.2010.
Распоряжением администрации города Красноярска от 28.12.2012 N 2266-арх утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400171:330 площадью 1084 га, расположенного по адресу: г. Красноярск, Советский район, пр-т Металлургов, 32-34.
В материалы дела заявителем представлены копии: проектной документации 031/12-ПЗ на здание культурно-бытового обслуживания по проспекту Металлургов 32-34 в г. Красноярске; договора подряда от 08.11.2012 N 1 на проведение инженерно-геологических работ; отчета об инженерно-геологических изысканиях (шифр 26-12-ИЗ).
ООО "Соград" обратилось в адрес руководителя Департамента градостроительства администрации города Красноярска с заявлением (вх. N 1195-ек от 08.02.2013) о продлении срока аренды земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400171:330. К заявлению приложены копии следующих документов: договора аренды от 09.07.2010 N 1092, дополнения к договору от 24.11.2010 N 7505, договора уступки прав требования от 30.08.2010, распоряжения от 09.04.2010 N 429-ж, распоряжения от 28.12.2012 N 2266-арх, ТУ от 10.01.2013 N КЦО-13/13976, ТУ от 25.01.2013 N 20.24.12352.12, уставных документов.
Согласно акту обследования от 15.02.2013 на земельном участке, расположенном по адресу: г. Красноярск, Советский район, пр-т Металлургов, 32-34, территория участка огорожена забором, свободна от каких-либо временных сооружений, вырыт котлован, имеются насаждения (деревья).
Письмом от 26.03.2012 N 01/2834дг департаментом отказано обществу с ограниченной ответственностью "Соград" в выдаче разрешения на строительство.
Письмом от 05.04.2013 N 16/3206-дг Департамент градостроительства администрации города Красноярска со ссылкой на статью 46 Земельного кодекса Российской Федерации отказал ООО "Соград" в продлении срока действия распоряжения от 09.04.2010 N 429-ж в связи с неиспользованием земельного участка, а также неполучением разрешения на строительство.
Ссылаясь на то, что отказ, изложенный в письме от 05.04.2013 N 16/3206-ек, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО "Соград" обратилось с настоящим заявлением в суд.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемый отказ, изложенный в письме от 05.04.2013 N 16/3206-е (л.д. 16), не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя на основании следующего.
Письмом от 05.04.2013 N 16/3206-дг департамент со ссылкой на пункт 4 статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 16 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по продлению срока предоставления земельного участка для строительства, утвержденного распоряжением администрации города Красноярска от 04.12.2012 N 249-р (далее - Административный регламент), отказал обществу в продлении срока действия распоряжения от 09.04.2010 N 429-ж, в соответствии с которым спорный земельный участок предоставлен в аренду для строительства здания культурно-бытового обслуживания с магазином смешанных товаров и инженерного обеспечения (л.д. 24) сроком на три года, в связи с неиспользованием земельного участка, а также неполучением разрешения на строительство.
Правовой режим земель в период строительства имеет особенности, установленные земельным законодательством, которые, в частности, заключаются в возложении на арендатора определенных обязанностей на период строительства и установлении в законе специальных оснований для прекращения договора аренды.
Основания прекращения аренды земельного участка установлены в статье 46 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату вынесения оспариваемого акта) основанием для прекращения договора аренды земельного участка, предназначенного для строительства, является его неиспользование в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом или договором аренды земельного участка.
Обстоятельством, исключающим прекращение договора аренды земельного участка, в силу названной нормы Кодекса является время, необходимое для освоения земельного участка.
При этом частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для получения разрешения на строительство необходимо представление, в том числе правоустанавливающих документов на земельный участок, градостроительного плана земельного участка, проекта организации строительства, положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.
Из представленных в материалы дела копий проектной документации 031/12-ПЗ на здание культурно-бытового обслуживания по проспекту Металлургов 32-34 в г. Красноярске; договора подряда от 08.11.2012 N 1 на проведение инженерно-геологических работ (л.д. 200-202); отчета об инженерно-геологических изысканиях (шифр 26-12-ИЗ) (л.д. 203-237), градостроительного плана земельного участка следует, что заявителем совершены необходимые действия по разработке проектной документации, выполнены иные подготовительные работы, направленные на освоение земельного участка в соответствии с целью его предоставления в аренду.
Согласно акту обследования от 15.02.2013 (л.д. 169-170) на земельном участке, расположенном по адресу: г. Красноярск, Советский район, пр-т Металлургов, 32-34, территория участка огорожена забором, свободна от каких-либо временных сооружений, вырыт котлован, имеются насаждения (деревья).
Как следует из материалов дела, общество обращалось в департамент с заявлением о выдаче разрешения на строительство, однако, согласно письму департамента от 26.03.2013 N 01/2834дг в выдаче разрешения обществу отказано (л.д. 19-20).
Учитывая, что заявителем совершены необходимые действия, направленные на освоение спорного земельного участка в соответствии с целью его предоставления в аренду, то время, необходимое для такого освоения спорного земельного участка, подлежит исключению из трехлетнего срока аренды земельного участка.
Кроме того, суд апелляционной инстанции исходит из того, что действующее законодательство не предусматривает в качестве основания в отказе в продлении срока предоставления земельного участка отсутствие разрешения на строительство.
Довод департамента о том, что представленные обществом в материалы дела отчет об инженерно-геологических изысканиях и проектная документация не подтверждают освоение земельного участка, поскольку обществом не получено положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, не могут быть приняты судом апелляционной инстанции, поскольку данное обстоятельство не опровергает вывода суда о совершении обществом необходимых действий, направленных на освоение спорного земельного участка в соответствии с целью его предоставления в аренду.
При таких обстоятельствах, департамент неправомерно отказал обществу в продлении аренды спорного земельного участка в связи с его неиспользованием для строительства.
В качестве второго основания отказа обществу в продлении срока аренды спорного земельного участка в оспариваемом письме указано на отсутствие разрешения на строительства со ссылкой на пункт 16 Административного регламента.
Согласно пункту 16 Административного регламента одним из оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги по приему заявлений и выдаче решений о продлении срока предоставления земельного участка для строительства объекта является неполучение в установленном порядке разрешения на строительство (пункт 4).
На основании пункта 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, состоит из Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.
Как определено в пункте 4 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе издавать акты, содержащие нормы земельного права в пределах своих полномочий.
Таким образом, нормативные правовые акты органов местного самоуправления о продлении сроков предоставления земельных участков для строительства принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
При этом ни Земельным кодексом Российской Федерации, ни другими нормами федерального законодательства, законодательства Красноярского края не предусмотрено право органов местного самоуправления устанавливать дополнительные основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги по приему заявлений и выдаче решений о продлении срока предоставления земельного участка для строительства объекта.
Кроме того, подпунктом 7 пункта 2 статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату вынесения оспариваемого отказа) предусмотрено, что аренда может быть прекращена по инициативе арендодателя в иных случаях, предусмотренных федеральными законами. Административный регламент предоставления муниципальной услуги по продлению срока предоставления земельного участка для строительства, утвержденный распоряжением администрации города Красноярска от 04.12.2012 N 249-р, не является федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
В силу изложенных норм права, подпункт 4 пункта 16 Административного регламента не подлежит применению арбитражным судом при рассмотрении настоящего спора как противоречащий Земельному кодексу Российской Федерации.
Поскольку департаментом не доказано наличие надлежащих правовых оснований для отказа в продлении обществу распоряжения администрации города Красноярска от 09.04.2010 N 429-ж, суд первой инстанции правомерно признал незаконным оспариваемый отказ департамента, изложенный в письме от 05.04.2013 N 16/3206дг.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции правомерно обязал департамент повторно рассмотреть заявление общества о продлении срока действия распоряжения от 09.04.2010 N 429-ж с учетом положений статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации департамент освобожден от уплаты государственной пошлины, в том числе за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "23" сентября 2013 года по делу N А33-11072/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Г.А.КОЛЕСНИКОВА
Судьи
Г.Н.БОРИСОВ
Н.А.МОРОЗОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)