Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 02 октября 2009 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Пивоваровой Л.В., судей Баканова В.В., Ермолаевой Л.П., при ведении протокола секретарем судебного заседания Бакшаевой Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.02.2009 по делу N А76-22421/2008 (судья Воронин Е.А.), при участии от Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области - Катайцевой Э.В. (доверенность от 12.01.2009), от общества с ограниченной ответственностью "Капитал-Групп" - Огибениной А.А. (доверенность от 19.01.2009),
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Челябинской области (далее - истец, ТУ ФАУГИ, податель апелляционной жалобы) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к Министерству промышленности и природных ресурсов Челябинской области (далее - ответчик, Минпром) с иском о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок общей площадью 57 343 кв. м, категория земель: земли поселений, расположенный по адресу: Челябинская область, г. Кыштым, ул. Нязепетровская, кадастровый номер 74:32:0403003:0001; признании недействительным зарегистрированного права собственности Челябинской области на указанный земельный участок.
В обоснование заявленных требований истец сослался на ст. ст. 12, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ), ст. ст. 2, 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации). Также истец указал, что спорный земельный участок в связи с прекращением права постоянного (бессрочного) пользования данным земельным участком федеральным государственным учреждением "Кыштымский лесхоз" (далее - ФГУ "Кыштымский лесхоз") включен в казну Российской Федерации, в связи с чем является собственностью Российской Федерации. Спорный земельный участок был ошибочно включен в перечень земельных участков, передаваемых по распоряжению Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области от 29.10.2007 N 1722-р в собственность Челябинской области. В целях исправления допущенной ошибки Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области принято распоряжение от 31.07.2008 N 897-р о внесении изменений в распоряжение от 29.10.2007 N 1722-р, которым спорный земельный участок исключен из перечня имущества, передаваемого в собственность Челябинской области.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной регистрационной службы по Челябинской области, Областное государственное учреждение "Кыштымский лесхоз" (т. 1 л.д. 1, 61), общество с ограниченной ответственностью "Капитал-Групп" (далее - ООО "Капитал-Групп") (т. 1 л.д. 63).
Решением суда от 12.02.2009 (резолютивная часть от 12.02.2009) в удовлетворении исковых требований отказано.
Мотивируя принятое решение, суд исходил из того, что распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области от 29.10.2007 N 1722-р, которым спорный земельный участок был передан в собственность Челябинской области, в установленном законом порядке не отменено и не признано судом недействительным. Распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области от 31.07.2008 N 897-р "О внесении изменений в распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области от 29.10.2007 N 1722-р" не имеет юридической силы, поскольку фактически направлено на отмену зарегистрированного права собственности, а такой способ прекращения права собственности действующим законодательством не предусмотрен.
ТУ ФАУГИ с решением суда не согласилось, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, удовлетворив исковые требования.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указал, что суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу о том, что передача спорного земельного участка была осуществлена в соответствии с п. 11 ст. 154 Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, так как спорный земельный участок до его передачи в собственность Челябинской области не использовался ни органами государственной власти субъекта Российской Федерации, ни государственными учреждениями субъекта Российской Федерации. При этом ТУ ФАУГИ отметило, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком ФГУ "Кыштымский лесхоз" было прекращено по заявлению последнего на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области от 28.11.2006 N 1776-р. Распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области от 29.10.2007 N 1722-р в части передачи в собственность Челябинской области спорного земельного участка противоречит нормам п. 5 ст. 58, п. 2 ст. 300, п. 4 ст. 214 ГК РФ, в связи с чем в порядке ст. 12 ГК РФ не должно применяться судами при рассмотрении настоящего спора. Кроме того, распоряжение от 29.10.2007 N 1722-р издано Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области с превышением полномочий, так как согласно п. 9 раздела 11 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 01.02.2005 N 37, Территориальное управление осуществляет действия по передаче имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъекта Российской Федерации по поручению Росимущества, которого не было.
Минпром в письменном отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласился, указав, что право собственности Челябинской области на спорный земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП). При этом участок был передан в собственность области добровольно. Распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области от 28.11.2006 N 1776-р о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком ФГУ "Кыштымский лесхоз" фактически исполнено не было, так как, передавая земельный участок в собственность Челябинской области распоряжением от 29.10.2007 N 1722-р, управление указало на принадлежность участка ФГУ "Кыштымский лесхоз". Истец не представил документы, подтверждающие действительную передачу спорного земельного участка в казну Российской Федерации.
ООО "Капитал-Групп" в письменном мнении по апелляционной жалобе согласилось с доводами ТУ ФАУГИ, дополнительно отметив, что в соответствии с п. 3 ст. 53 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком у ФГУ "Кыштымский лесхоз" прекратилось с момента издания распоряжения от 28.11.2006 N 1776-р, так как указанное право не было зарегистрировано в ЕГРП. Соответственно, с данного же момента земельный участок вошел в казну Российской Федерации. Следовательно, при вынесении распоряжения от 29.10.2007 N 1722-р правовых оснований для передачи участка в собственность Челябинской области не было.
Иные лица, участвующие в деле, письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2009 производство по настоящей апелляционной жалобе было приостановлено до вступления в законную силу окончательного судебного акта по делу N А76-5079/2009, возбужденному по заявлению ТУ ФАУГИ к Минпрому о признании недействительным ненормативного правового акта органа государственной власти - распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области от 29.10.2007 N 1722-р в части передачи в собственность Челябинской области земельного участка общей площадью 57 343 кв. м, категория земель: земли поселений, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Кыштым, ул. Нязепетровская, кадастровый номер 74:32:0403003:0001.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 10.06.2009 производство по указанному выше делу N А76-5079/2009 прекращено. Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2009 указанный выше судебный акт оставлен без изменения.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2009 назначено судебное заседание по рассмотрению вопроса о возобновлении производства по настоящей апелляционной жалобе на 01.10.2009.
В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции в судебном заседании 01.10.2009 возобновил производство по апелляционной жалобе, рассмотрел данную жалобу по существу.
Представители Минпрома и ООО "Капитал-Групп" в судебном заседании поддержали доводы, изложенные соответственно в указанных выше письменных мнениях на апелляционную жалобу.
На основании ст. 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб.
Законность и обоснованность обжалованного судебного акта проверяются судом апелляционной инстанции в порядке, определенном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных в качестве юридического лица на территории Челябинской области, и иного федерального имущества, расположенного на территории Челябинской области, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам; осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации в установленном порядке по вопросам, относящимся к его компетенции; осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью расположенных на территории Челябинской области земельных участков, находящихся в федеральной собственности и в государственной собственности (до разграничения государственной собственности на землю); вправе издавать в пределах своей компетенции правоприменительные акты по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом, проведения государственной политики в сфере имущественных и земельных отношений, контролировать выполнение указанных актов, а также давать разъяснения по вопросам их применения; вправе представительствовать в суде, в том числе обращаться в суд с исками и заявлениями от имени Российской Федерации в защиту государственных интересов по вопросам управления, распоряжения и использования федерального имущества, в том числе: признания права собственности Российской Федерации на объекты гражданских прав (Положение о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области, утвержденное Приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 01.02.2005 N 37; т. 1, л.д. 20-27).
На основании приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.06.2008 N 117 (т. 1, л.д. 27-29) Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области переименовано в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Челябинской области (копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серия 74 N 004950503; т. 1, л.д. 30).
11 октября 2006 г. в ЕГРП на основании п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" внесена запись N 74-74-32/036/2006-117 о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, общей площадью 57 343 кв. м, категория земель: земли поселений, адрес (местоположение): Челябинская область, г. Кыштым, ул. Нязепетровская, кадастровый номер 74:32:0403003:0001, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 11.10.2006 серии 74АБ N 516850 (т. 1, л.д. 18).
На основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области от 28.11.2006 N 1776-р (т. 1, л.д. 9) на основании заявления директора Кыштымского лесхоза Агентства лесного хозяйства по Челябинской области со ссылкой на п. 2 ст. 9, ст. 45 Земельного кодекса Российской Федерации с 11.10.2006 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ФГУ "Кыштымский лесхоз" на указанный выше земельный участок с кадастровым номером 74:32:0403003:0001.
На основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федерального имущества по Челябинской области от 28.12.2006 N 2025-р (т. 1, л.д. 10, 11) со ссылкой на ч. 11 ст. 154 Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ федеральные государственные учреждения - лесхозы, находящиеся в ведении Федерального агентства лесного хозяйства, указанные в приложении к настоящему распоряжению переданы в государственную собственность Челябинской области, в том числе ФГУ "Кыштымский лесхоз".
Во исполнение названного выше распоряжения истец по акту приема-передачи федеральных государственных учреждений - лесхозов, подведомственных Федеральному агентству лесного хозяйства, передаваемых в государственную собственность Челябинской области, передал, а ответчик принял имущественный комплекс ФГУ "Кыштымский лесхоз" (позиция 13; т. 1, л.д. 12, 13).
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области от 26.09.2007 N 1535-р (т. 1, л.д. 69, 70) в целях повышения эффективности использования земельных участков, находящихся в федеральной собственности, принято решение о проведении торгов по продаже земельного участка с кадастровым номером 74:32:0403003:0001; определена форма торгов - аукцион, открытый по составу участников и по форме подачи предложений о цене; определен срок проведения аукциона - IV квартал 2007 года - I квартал 2008 года.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области от 29.10.2007 N 1722-р (т. 1, л.д. 14) со ссылкой на Закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ (в редакции от 31.12.2005 N 199-ФЗ), постановление Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374, распоряжение Территориального управления Росимущества по Челябинской области от 28.12.2006 N 2025-р, письмо Министерства экономического развития торговли Российской Федерации от 18.09.2007 N 13971-КА/Д08 земельные участки (в количестве 46), находящиеся в пользовании Федерального агентства лесного хозяйства, переданы в собственность Челябинской области, согласно акту приема-передачи (п. 1 распоряжения); отделу регистрации и учета земельных участков предписано исключить из реестра федеральной собственности земельные участки Федерального агентства лесного хозяйства на территории Челябинской области, переданные по акту приема-передачи в собственность Челябинской области (п. 2 распоряжения).
В перечень земельных участков, находящихся в пользовании Федерального агентства лесного хозяйства по Челябинской области и передаваемых в собственность Челябинской области, на которые зарегистрировано право собственности Российской Федерации (приложение N 1 к акту приема-передачи имущества), включен земельный участок ФГУ "Кыштымский лесхоз" с кадастровым номером 74:32:0403003:0001 (позиция 2; т. 1, л.д. 15)
26 декабря 2007 г. в ЕГРП на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области от 29.10.2007 N 1722-р внесена запись N 74-74-32/083/2007-157 о государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации - Челябинская область на земельный участок площадью 57 343 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под нижний склад N 1, адрес (местоположение): Челябинская область, г. Кыштым, ул. Нязепетровская, кадастровый номер 74:32:0403003:0001, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.12.2007 серии 74АА N 267434 (т. 1, л.д. 17).
Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области издано распоряжение "О внесении изменений в распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области от 29.10.2007 N 1722-р" от 31.07.2008 N 897-р (т. 1, л.д. 16), которым со ссылкой на ст. 209 ГК РФ из акта приема-передачи имущества, находящегося в федеральной собственности и составляющего казну Российской Федерации, в собственность Челябинской области исключен земельный участок с кадастровым номером 74:32:0403003:0001 (п. 2 распоряжения).
Истец направил ответчику письмо от 18.08.2008 N 11103 (т. 1, л.д. 95, 96) с просьбой подписать акт приема-передачи спорного земельного участка и в срок до 20.08.2008 направить в адрес истца.
Ответчик в письме от 18.08.2008 N 1/6897 (т. 1, л.д. 6) сообщил истцу, что 26.12.2007 зарегистрировано право собственности Челябинской области на спорный земельный участок, указав, что зарегистрированное возможно оспорить только в судебном порядке.
Указанные обстоятельства послужили основаниями для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке ст. ст. 268, 269, 271 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно ст. 2 Закона о регистрации государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке.
Как следует из п. 1 ст. 11 ГК РФ, арбитражный суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав способами, предусмотренными ст. 12 названного Кодекса.
При этом под способами защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление нарушенных или оспоренных прав.
Из материалов дела усматривается, что ТУ ФАУГИ оспаривает зарегистрированное право собственности субъекта Российской Федерации - Челябинская область на спорный земельный участок, ссылаясь на ошибочность включения данного участка в перечень земельных участков, передаваемых по распоряжению Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области от 29.10.2007 N 1722-р в собственность Челябинской области. Одновременно ТУ ФАУГИ заявляет требование о признании права федеральной собственности на объект спора.
Из содержания заявленных истцом требований следует, что по своей сути они направлены на прекращение права собственности субъекта Российской Федерации - Челябинская область на спорный земельный участок, исключение записи о государственной регистрации данного права из ЕГРП и восстановление в ЕГРП записи о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок.
Таким образом, в рассматриваемом случае оспаривание зарегистрированного права означает доказывание отсутствия оснований для регистрации права, в частности, путем оспаривания тех оснований (правоустанавливающих документов), по которым возникло конкретное право определенного лица, то есть избранный истцом способ защиты состоит в доказывании недействительности административного акта, являющегося основанием для регистрации права, - распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области от 29.10.2007 N 1722-р.
Между тем распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области от 28.12.2006 N 2025-р "О безвозмездной передаче федеральных государственных учреждений в государственную собственность Челябинской области", явившееся основанием для передачи лесхозов в государственную собственность Челябинской области, не оспаривается истцом и не является предметом рассмотрения настоящего дела. Данное распоряжение в установленном законом порядке не отменено, не признано судом недействительным.
Довод жалобы о необоснованности вывода суда первой инстанции о том, что передача спорного земельного участка была осуществлена в соответствии с п. 11 ст. 154 Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, так как спорный земельный участок до его передачи в собственность Челябинской области не использовался ни органами государственной власти субъекта Российской Федерации, ни государственными учреждениями субъекта Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает неверным, так как спорный земельный участок были передан в собственность Челябинской области в составе имущественного комплекса ФГУ "Кыштымский лесхоз".
Доказательств превышения полномочий при принятии распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области от 29.10.2007 N 1722-р в материалах дела не имеется.
Суд апелляционной инстанции не усматривает каких-либо иных оснований незаконности распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области от 29.10.2007 N 1722-р, в связи с чем указанный ненормативный акт не подлежал бы применению в рамках настоящего дела.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции считает обоснованным неприменение судом первой инстанции распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области от 31.07.2008 N 897-р "О внесении изменений в распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области от 29.10.2007 N 1722-р", так как в нарушение ст. 209 ГК РФ данный ненормативный акт государственного органа фактически направлен на отмену зарегистрированного права собственности другого лица. Тогда как такой способ прекращения права собственности действующим законодательством не предусмотрен.
При указанных обстоятельствах правовые основания для удовлетворения иска у суда первой инстанции отсутствовали. Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 258, 268 - 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.02.2009 по делу N А76-22421/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья
Л.В.ПИВОВАРОВА
Судьи
В.В.БАКАНОВ
Л.П.ЕРМОЛАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.10.2009 N 18АП-2400/2009 ПО ДЕЛУ N А76-22421/2008
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 октября 2009 г. N 18АП-2400/2009
Дело N А76-22421/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 02 октября 2009 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Пивоваровой Л.В., судей Баканова В.В., Ермолаевой Л.П., при ведении протокола секретарем судебного заседания Бакшаевой Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.02.2009 по делу N А76-22421/2008 (судья Воронин Е.А.), при участии от Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области - Катайцевой Э.В. (доверенность от 12.01.2009), от общества с ограниченной ответственностью "Капитал-Групп" - Огибениной А.А. (доверенность от 19.01.2009),
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Челябинской области (далее - истец, ТУ ФАУГИ, податель апелляционной жалобы) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к Министерству промышленности и природных ресурсов Челябинской области (далее - ответчик, Минпром) с иском о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок общей площадью 57 343 кв. м, категория земель: земли поселений, расположенный по адресу: Челябинская область, г. Кыштым, ул. Нязепетровская, кадастровый номер 74:32:0403003:0001; признании недействительным зарегистрированного права собственности Челябинской области на указанный земельный участок.
В обоснование заявленных требований истец сослался на ст. ст. 12, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ), ст. ст. 2, 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации). Также истец указал, что спорный земельный участок в связи с прекращением права постоянного (бессрочного) пользования данным земельным участком федеральным государственным учреждением "Кыштымский лесхоз" (далее - ФГУ "Кыштымский лесхоз") включен в казну Российской Федерации, в связи с чем является собственностью Российской Федерации. Спорный земельный участок был ошибочно включен в перечень земельных участков, передаваемых по распоряжению Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области от 29.10.2007 N 1722-р в собственность Челябинской области. В целях исправления допущенной ошибки Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области принято распоряжение от 31.07.2008 N 897-р о внесении изменений в распоряжение от 29.10.2007 N 1722-р, которым спорный земельный участок исключен из перечня имущества, передаваемого в собственность Челябинской области.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной регистрационной службы по Челябинской области, Областное государственное учреждение "Кыштымский лесхоз" (т. 1 л.д. 1, 61), общество с ограниченной ответственностью "Капитал-Групп" (далее - ООО "Капитал-Групп") (т. 1 л.д. 63).
Решением суда от 12.02.2009 (резолютивная часть от 12.02.2009) в удовлетворении исковых требований отказано.
Мотивируя принятое решение, суд исходил из того, что распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области от 29.10.2007 N 1722-р, которым спорный земельный участок был передан в собственность Челябинской области, в установленном законом порядке не отменено и не признано судом недействительным. Распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области от 31.07.2008 N 897-р "О внесении изменений в распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области от 29.10.2007 N 1722-р" не имеет юридической силы, поскольку фактически направлено на отмену зарегистрированного права собственности, а такой способ прекращения права собственности действующим законодательством не предусмотрен.
ТУ ФАУГИ с решением суда не согласилось, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, удовлетворив исковые требования.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указал, что суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу о том, что передача спорного земельного участка была осуществлена в соответствии с п. 11 ст. 154 Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, так как спорный земельный участок до его передачи в собственность Челябинской области не использовался ни органами государственной власти субъекта Российской Федерации, ни государственными учреждениями субъекта Российской Федерации. При этом ТУ ФАУГИ отметило, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком ФГУ "Кыштымский лесхоз" было прекращено по заявлению последнего на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области от 28.11.2006 N 1776-р. Распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области от 29.10.2007 N 1722-р в части передачи в собственность Челябинской области спорного земельного участка противоречит нормам п. 5 ст. 58, п. 2 ст. 300, п. 4 ст. 214 ГК РФ, в связи с чем в порядке ст. 12 ГК РФ не должно применяться судами при рассмотрении настоящего спора. Кроме того, распоряжение от 29.10.2007 N 1722-р издано Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области с превышением полномочий, так как согласно п. 9 раздела 11 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 01.02.2005 N 37, Территориальное управление осуществляет действия по передаче имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъекта Российской Федерации по поручению Росимущества, которого не было.
Минпром в письменном отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласился, указав, что право собственности Челябинской области на спорный земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП). При этом участок был передан в собственность области добровольно. Распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области от 28.11.2006 N 1776-р о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком ФГУ "Кыштымский лесхоз" фактически исполнено не было, так как, передавая земельный участок в собственность Челябинской области распоряжением от 29.10.2007 N 1722-р, управление указало на принадлежность участка ФГУ "Кыштымский лесхоз". Истец не представил документы, подтверждающие действительную передачу спорного земельного участка в казну Российской Федерации.
ООО "Капитал-Групп" в письменном мнении по апелляционной жалобе согласилось с доводами ТУ ФАУГИ, дополнительно отметив, что в соответствии с п. 3 ст. 53 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком у ФГУ "Кыштымский лесхоз" прекратилось с момента издания распоряжения от 28.11.2006 N 1776-р, так как указанное право не было зарегистрировано в ЕГРП. Соответственно, с данного же момента земельный участок вошел в казну Российской Федерации. Следовательно, при вынесении распоряжения от 29.10.2007 N 1722-р правовых оснований для передачи участка в собственность Челябинской области не было.
Иные лица, участвующие в деле, письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2009 производство по настоящей апелляционной жалобе было приостановлено до вступления в законную силу окончательного судебного акта по делу N А76-5079/2009, возбужденному по заявлению ТУ ФАУГИ к Минпрому о признании недействительным ненормативного правового акта органа государственной власти - распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области от 29.10.2007 N 1722-р в части передачи в собственность Челябинской области земельного участка общей площадью 57 343 кв. м, категория земель: земли поселений, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Кыштым, ул. Нязепетровская, кадастровый номер 74:32:0403003:0001.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 10.06.2009 производство по указанному выше делу N А76-5079/2009 прекращено. Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2009 указанный выше судебный акт оставлен без изменения.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2009 назначено судебное заседание по рассмотрению вопроса о возобновлении производства по настоящей апелляционной жалобе на 01.10.2009.
В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции в судебном заседании 01.10.2009 возобновил производство по апелляционной жалобе, рассмотрел данную жалобу по существу.
Представители Минпрома и ООО "Капитал-Групп" в судебном заседании поддержали доводы, изложенные соответственно в указанных выше письменных мнениях на апелляционную жалобу.
На основании ст. 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб.
Законность и обоснованность обжалованного судебного акта проверяются судом апелляционной инстанции в порядке, определенном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных в качестве юридического лица на территории Челябинской области, и иного федерального имущества, расположенного на территории Челябинской области, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам; осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации в установленном порядке по вопросам, относящимся к его компетенции; осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью расположенных на территории Челябинской области земельных участков, находящихся в федеральной собственности и в государственной собственности (до разграничения государственной собственности на землю); вправе издавать в пределах своей компетенции правоприменительные акты по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом, проведения государственной политики в сфере имущественных и земельных отношений, контролировать выполнение указанных актов, а также давать разъяснения по вопросам их применения; вправе представительствовать в суде, в том числе обращаться в суд с исками и заявлениями от имени Российской Федерации в защиту государственных интересов по вопросам управления, распоряжения и использования федерального имущества, в том числе: признания права собственности Российской Федерации на объекты гражданских прав (Положение о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области, утвержденное Приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 01.02.2005 N 37; т. 1, л.д. 20-27).
На основании приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.06.2008 N 117 (т. 1, л.д. 27-29) Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области переименовано в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Челябинской области (копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серия 74 N 004950503; т. 1, л.д. 30).
11 октября 2006 г. в ЕГРП на основании п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" внесена запись N 74-74-32/036/2006-117 о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, общей площадью 57 343 кв. м, категория земель: земли поселений, адрес (местоположение): Челябинская область, г. Кыштым, ул. Нязепетровская, кадастровый номер 74:32:0403003:0001, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 11.10.2006 серии 74АБ N 516850 (т. 1, л.д. 18).
На основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области от 28.11.2006 N 1776-р (т. 1, л.д. 9) на основании заявления директора Кыштымского лесхоза Агентства лесного хозяйства по Челябинской области со ссылкой на п. 2 ст. 9, ст. 45 Земельного кодекса Российской Федерации с 11.10.2006 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ФГУ "Кыштымский лесхоз" на указанный выше земельный участок с кадастровым номером 74:32:0403003:0001.
На основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федерального имущества по Челябинской области от 28.12.2006 N 2025-р (т. 1, л.д. 10, 11) со ссылкой на ч. 11 ст. 154 Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ федеральные государственные учреждения - лесхозы, находящиеся в ведении Федерального агентства лесного хозяйства, указанные в приложении к настоящему распоряжению переданы в государственную собственность Челябинской области, в том числе ФГУ "Кыштымский лесхоз".
Во исполнение названного выше распоряжения истец по акту приема-передачи федеральных государственных учреждений - лесхозов, подведомственных Федеральному агентству лесного хозяйства, передаваемых в государственную собственность Челябинской области, передал, а ответчик принял имущественный комплекс ФГУ "Кыштымский лесхоз" (позиция 13; т. 1, л.д. 12, 13).
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области от 26.09.2007 N 1535-р (т. 1, л.д. 69, 70) в целях повышения эффективности использования земельных участков, находящихся в федеральной собственности, принято решение о проведении торгов по продаже земельного участка с кадастровым номером 74:32:0403003:0001; определена форма торгов - аукцион, открытый по составу участников и по форме подачи предложений о цене; определен срок проведения аукциона - IV квартал 2007 года - I квартал 2008 года.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области от 29.10.2007 N 1722-р (т. 1, л.д. 14) со ссылкой на Закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ (в редакции от 31.12.2005 N 199-ФЗ), постановление Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374, распоряжение Территориального управления Росимущества по Челябинской области от 28.12.2006 N 2025-р, письмо Министерства экономического развития торговли Российской Федерации от 18.09.2007 N 13971-КА/Д08 земельные участки (в количестве 46), находящиеся в пользовании Федерального агентства лесного хозяйства, переданы в собственность Челябинской области, согласно акту приема-передачи (п. 1 распоряжения); отделу регистрации и учета земельных участков предписано исключить из реестра федеральной собственности земельные участки Федерального агентства лесного хозяйства на территории Челябинской области, переданные по акту приема-передачи в собственность Челябинской области (п. 2 распоряжения).
В перечень земельных участков, находящихся в пользовании Федерального агентства лесного хозяйства по Челябинской области и передаваемых в собственность Челябинской области, на которые зарегистрировано право собственности Российской Федерации (приложение N 1 к акту приема-передачи имущества), включен земельный участок ФГУ "Кыштымский лесхоз" с кадастровым номером 74:32:0403003:0001 (позиция 2; т. 1, л.д. 15)
26 декабря 2007 г. в ЕГРП на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области от 29.10.2007 N 1722-р внесена запись N 74-74-32/083/2007-157 о государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации - Челябинская область на земельный участок площадью 57 343 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под нижний склад N 1, адрес (местоположение): Челябинская область, г. Кыштым, ул. Нязепетровская, кадастровый номер 74:32:0403003:0001, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.12.2007 серии 74АА N 267434 (т. 1, л.д. 17).
Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области издано распоряжение "О внесении изменений в распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области от 29.10.2007 N 1722-р" от 31.07.2008 N 897-р (т. 1, л.д. 16), которым со ссылкой на ст. 209 ГК РФ из акта приема-передачи имущества, находящегося в федеральной собственности и составляющего казну Российской Федерации, в собственность Челябинской области исключен земельный участок с кадастровым номером 74:32:0403003:0001 (п. 2 распоряжения).
Истец направил ответчику письмо от 18.08.2008 N 11103 (т. 1, л.д. 95, 96) с просьбой подписать акт приема-передачи спорного земельного участка и в срок до 20.08.2008 направить в адрес истца.
Ответчик в письме от 18.08.2008 N 1/6897 (т. 1, л.д. 6) сообщил истцу, что 26.12.2007 зарегистрировано право собственности Челябинской области на спорный земельный участок, указав, что зарегистрированное возможно оспорить только в судебном порядке.
Указанные обстоятельства послужили основаниями для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке ст. ст. 268, 269, 271 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно ст. 2 Закона о регистрации государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке.
Как следует из п. 1 ст. 11 ГК РФ, арбитражный суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав способами, предусмотренными ст. 12 названного Кодекса.
При этом под способами защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление нарушенных или оспоренных прав.
Из материалов дела усматривается, что ТУ ФАУГИ оспаривает зарегистрированное право собственности субъекта Российской Федерации - Челябинская область на спорный земельный участок, ссылаясь на ошибочность включения данного участка в перечень земельных участков, передаваемых по распоряжению Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области от 29.10.2007 N 1722-р в собственность Челябинской области. Одновременно ТУ ФАУГИ заявляет требование о признании права федеральной собственности на объект спора.
Из содержания заявленных истцом требований следует, что по своей сути они направлены на прекращение права собственности субъекта Российской Федерации - Челябинская область на спорный земельный участок, исключение записи о государственной регистрации данного права из ЕГРП и восстановление в ЕГРП записи о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок.
Таким образом, в рассматриваемом случае оспаривание зарегистрированного права означает доказывание отсутствия оснований для регистрации права, в частности, путем оспаривания тех оснований (правоустанавливающих документов), по которым возникло конкретное право определенного лица, то есть избранный истцом способ защиты состоит в доказывании недействительности административного акта, являющегося основанием для регистрации права, - распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области от 29.10.2007 N 1722-р.
Между тем распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области от 28.12.2006 N 2025-р "О безвозмездной передаче федеральных государственных учреждений в государственную собственность Челябинской области", явившееся основанием для передачи лесхозов в государственную собственность Челябинской области, не оспаривается истцом и не является предметом рассмотрения настоящего дела. Данное распоряжение в установленном законом порядке не отменено, не признано судом недействительным.
Довод жалобы о необоснованности вывода суда первой инстанции о том, что передача спорного земельного участка была осуществлена в соответствии с п. 11 ст. 154 Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, так как спорный земельный участок до его передачи в собственность Челябинской области не использовался ни органами государственной власти субъекта Российской Федерации, ни государственными учреждениями субъекта Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает неверным, так как спорный земельный участок были передан в собственность Челябинской области в составе имущественного комплекса ФГУ "Кыштымский лесхоз".
Доказательств превышения полномочий при принятии распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области от 29.10.2007 N 1722-р в материалах дела не имеется.
Суд апелляционной инстанции не усматривает каких-либо иных оснований незаконности распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области от 29.10.2007 N 1722-р, в связи с чем указанный ненормативный акт не подлежал бы применению в рамках настоящего дела.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции считает обоснованным неприменение судом первой инстанции распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области от 31.07.2008 N 897-р "О внесении изменений в распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области от 29.10.2007 N 1722-р", так как в нарушение ст. 209 ГК РФ данный ненормативный акт государственного органа фактически направлен на отмену зарегистрированного права собственности другого лица. Тогда как такой способ прекращения права собственности действующим законодательством не предусмотрен.
При указанных обстоятельствах правовые основания для удовлетворения иска у суда первой инстанции отсутствовали. Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 258, 268 - 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.02.2009 по делу N А76-22421/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья
Л.В.ПИВОВАРОВА
Судьи
В.В.БАКАНОВ
Л.П.ЕРМОЛАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)