Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора <адрес> к Думе <адрес>, Главе Администрации <адрес> об оспаривании нормативного правового акта,
Прокурор <адрес> обратился в суд с заявлением, в котором просил признать карту градостроительного зонирования Владивостокского городского округа. <адрес> и <адрес>; карту зон с особыми условиями использования территории Владивостокского городского округа. <адрес> и <адрес>; карту запретных зон и запретных районов войсковых частей на территории Владивостокского городского округа. <адрес> и <адрес>. Части II Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы <адрес> от дд.мм.гггг N, противоречащими закону и недействующими. Обязать Думу <адрес> отменить данный муниципальный правовой акт в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
В обоснование требований указано, что в соответствии со ст. 87 Земельного кодекса Российской Федерации землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений.
Постановлением <адрес> от дд.мм.гггг N -па из границ <адрес> исключена часть земельных участков с изменением категории земель "земли населенного пункта" на категорию земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения". Основанием для исключения указанных земельных участков из границ <адрес> явилось строительство и дальнейшая эксплуатация на данных участках магистрального газопровода "Сахалин - Хабаровск - Владивосток". Согласно приложению N к Постановлению Правительства Российской Федерации от дд.мм.гггг N "Об утверждении Федеральной целевой программы "Экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" объект - магистральный газопровод "Сахалин - Хабаровск - Владивосток" является мероприятием подпрограммы "Развитие <адрес> как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе", то сеть является объектом саммита АТЭС.
Решением Думы <адрес> от дд.мм.гггг N в Генеральный план Владивостокского городского округа внесены изменения, касающиеся исключения из границ населенного пункта <адрес> полосы земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения на полуострове Муравьева-Амурского до границы с муниципальным образованием <адрес>). Вместе с тем, при внесении изменений в Правила землепользования и застройки данные изменения не учитывались, указанные в картах градостроительного зонирования Владивостокского городского округа территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования, в том числе налагаются на земельные участки, которые в настоящее время не являются территорией Владивостокского городского округа.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Правил землепользования и застройки настоящие Правила вводят на территории Владивостокского городского округа систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах Владивостокского городского округа на территориальные зоны. Таким образом, Правила землепользования и застройки, в том числе, карты градостроительного зонирования, распространяются исключительно на территорию Владивостокского городского округа. Поскольку карты градостроительного зонирования, утвержденных решением Думы <адрес> от дд.мм.гггг N, частично распространяют свое действие на территорию, не являющуюся территорией Владивостокского городского округа, Правила землепользования и застройки (с учетом внесенных изменений) в настоящее время противоречат действующему законодательству.
Также в обоснование требований указал, что в составе трех территориальных зон, в том числе территориальной зоны Ж-4 (зона застройки индивидуальными жилыми домами), где допускается предоставление земельных участков для ведения дачного хозяйства и садоводства, расположены вторая и третья зоны округа санитарной охраны курортной зоны <адрес> на побережье Амурского залива. Курортная зона на побережье Амурского залива утверждена постановлением Совета Министров РСФСР от дд.мм.гггг N и является курортом федерального значения.
Согласно ст. 1 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", статьей 2, пунктом 3 статьи 32 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" курорт и округ его санитарной охраны являются особо охраняемой природной территорией.
В силу п. 7 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещается предоставление садовых и дачных участков.
С учетом изложенного, поскольку в настоящее время карта градостроительного зонирования Владивостокского городского округа части II Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа допускает предоставление земельных участков для садоводства и дачного хозяйства во второй и третей зоне округа санитарной охраны курортной зоны <адрес>, она противоречит требованиям действующего законодательства.
В качестве заинтересованного лица также был привлечен Глава Администрации <адрес>.
В судебном заседании пом. прокурора <адрес> Т.И.А. поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в иске, настаивал на их удовлетворении в полном объеме
Представитель Думы <адрес> Г.Д.Н. с требованиями не согласился. Представил письменный отзыв, согласно которому в соответствии с главой 24 ГПК РФ при рассмотрении заявления об оспаривании нормативного правового акта суд дает оценку соответствия обжалуемого акта нормам федерального законодательства либо иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. При этом, решение Думы <адрес> от дд.мм.гггг N и решение Думы <адрес> от дд.мм.гггг N "О внесении изменений в решение Думы <адрес> от дд.мм.гггг N "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" являются равнозначными по юридической силе, в связи с чем положения норм главы 24 ГПК РФ не подлежат применению в данном случае.
Также указал, что при утверждении правил землепользования и застройки представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта вправе утвердить правила либо отправить проект главе муниципального образования на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний согласно статье 32 Градостроительного кодекса. Законодательством Российской Федерации проверка проекта правил землепользования и застройки на соответствие генеральному плану муниципального образования не отнесена к компетенции представительного органа муниципального образования.
Также считает требование прокурора <адрес> о возложении обязанности на Думу <адрес> отменить муниципальный правовой не подлежащими удовлетворению, поскольку в силу принципа разделения властей суд не может вмешиваться представительного органа власти. Указанная правовая позиция Думы <адрес> изложена в определении судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда от дд.мм.гггг по делу N, а также в решении Ленинского районного суда <адрес> от дд.мм.гггг по делу N.
Поддержал доводы представителя Главы <адрес>.
Представитель Главы <адрес> Т.В.В. с иском не согласился, представил письменный отзыв, согласно которому в заявлении не указано, каким из нормативных правовых актов противоречат приведенные в заявлении карты части II ПЗЗ ВГО. В заявлении по первому основанию заявления содержатся лишь общие ссылки на нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) о понятии правил землепользования и застройки и о полномочиях органов местного самоуправления по утверждению данных правил. Заявление содержит взаимоисключающие требования. В первом требовании заявитель просит суд признать отдельные карты части II ПЗЗ ВГО недействующими, а во втором - обязать Думу <адрес> отменить данный муниципальный правовой акт. При этом не уточняется, какой муниципальный правовой акт должен быть признан недействующим. В заявлении утверждается, что, поскольку в генеральный план Владивостокского городского округа (далее - ВГО) решением Думы от дд.мм.гггг N внесены изменения, касающиеся исключения из границ населенного пункта <адрес> полосы земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения на полуострове Муравьева-Амурского (далее - земли промышленности и транспорта) до границы с муниципальным образованием <адрес>), приведенные в заявлении карты части II ПЗЗ ВГО противоречат действующему законодательству, так как частично распространяют свое действие на территорию, не являющуюся территорией ВГО, с чем представитель не согласен, поскольку:, из границ населенного пункта <адрес> не исключается полоса земель промышленности и транспорта. Решением Думы от дд.мм.гггг N в генеральный план ВГО внесены изменения, которыми из границ земель населенного пункта <адрес> исключена часть этих земель (земель населенного пункта <адрес>) и изменена их категория с земель населенного пункта <адрес> на земли промышленности и транспорта. Кроме того, в соответствии с <адрес> от дд.мм.гггг N -КЗ "О Владивостокском городском округе" (далее - Закон ПК N - КЗ), статьей 2 Устава <адрес> в состав ВГО входят населенные пункты <адрес>, поселки Попова, Русский, Трудовое, Рейнеке и <адрес>. В соответствии с частью 2 статьи 83 ЗК РФ границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
При этом в соответствии с пунктами 3 - 5 части 1 статьи 11 Федерального закона от дд.мм.гггг N -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 2 Устава <адрес> территорию муниципального образования (ВГО) составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения на полуострове Муравьева-Амурского (далее - земли промышленности и транспорта) до границы с муниципальным образованием <адрес>), приведенные в заявлении карты части II ПЗЗ ВГО противоречат действующему законодательству, так как частично распространяют свое действие на территорию, не являющуюся территорией ВГО.
Между тем, с таким утверждением согласиться нельзя.
Во-первых, из границ населенного пункта <адрес> не исключается полоса земель промышленности и транспорта. Решением Думы от дд.мм.гггг N в генеральный план ВГО внесены изменения, которыми из границ земель населенного пункта <адрес> исключена часть этих земель (земель населенного пункта <адрес>) и изменена их категория с земель населенного пункта <адрес> на земли промышленности и транспорта.
Во-вторых, в соответствии с <адрес> от дд.мм.гггг N -КЗ "О Владивостокском городском округе" (далее - Закон ПК N -КЗ), статьей 2 Устава <адрес> в состав ВГО входят населенные пункты <адрес>, поселки Попова, Русский, Трудовое, Рейнеке и <адрес>.
В соответствии с частью 2 статьи 83 ЗК РФ границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Таким образом, территорию вышеназванных населенных пунктов, в том числе <адрес>, составляют земли населенных пунктов.
При этом в соответствии с пунктами 3 - 5 части 1 статьи 11 Федерального закона от дд.мм.гггг N -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 2 Устава <адрес> территорию муниципального образования (ВГО) составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. В состав территории поселения, в том числе ВГО входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. В состав территории городского поселения (ВГО) могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями).
Таким образом, территорию муниципального образования (ВГО) составляют земли населенных пунктов (земли населенных пунктов <адрес>, поселков Попов, Русский, Трудовое, Рейнеке и села Береговое) и земли иных категорий. Граница территорий ВГО не является границей территории населенного пункта <адрес>. Указанные границы, а, следовательно, и земли ВГО и населенного пункта <адрес> не совпадают.
К землям иных категорий как раз и относятся земли, которые были исключены из земель населенного пункта <адрес> решением Думы от дд.мм.гггг N (о внесении изменений в генеральный план ВГО) и в отношении которых изменена категория земель с земель населенного пункта <адрес> на земли промышленности и транспорта.
При этом граница территории ВГО и входящих в него земель в связи с указанным исключением земельных участков населенного пункта <адрес> изменена не была.
Данное утверждение также подтверждается и тем, что в <адрес> N -КЗ изменений в отношении границ ВГО внесено не было, в генеральном плане ВГО изменились лишь границы населенного пункта <адрес>, а не границы ВГО.
На основании изложенного, поскольку ПЗЗ ВГО являются документом градостроительного зонирования, содержат карты градостроительного зонирования территории ВГО и в отличие от генерального плана ВГО не устанавливают границ населенных пунктов, к тому же территория ВГО не изменилась, доводы прокурора <адрес> о противоречии приведенных в заявлении карт части II ПЗЗ ВГО в связи с внесенными изменениями в генеральный план ВГО, которыми из земель населенного пункта <адрес> исключены некоторые участки земель населенного пункта <адрес>, не состоятельны.
Во втором основании заявления (дополнении к заявлению) указано, что указанные в заявлении карты части II ПЗЗ ВГО противоречат законодательству, поскольку в составе трех территориальных зон, в том числе территориальной зоны Ж-4 (зона застройки индивидуальными жилыми домами), где допускается предоставление земельных участков для ведения дачного хозяйства и садоводства, расположены вторая и третья зоны округа санитарной охраны курортной зоны <адрес> на побережье Амурского залива (далее - зоны округа санитарной охраны курорта).
Между тем, в соответствии с генеральным планом ВГО зоны санитарной охраны курорта не определены как земли в составе ВГО отдельной категорией земель особо охраняемых территорий и объектов, а включены в соответствии со статьей 85 ЗК РФ, статьей 35 ГрК РФ и статьей 56 ПЗЗ ВГО в состав земель населенного пункта <адрес> в виде территориальных зон особо охраняемых территорий. Данные зоны отображены на карте зон с особыми условиями использования территории ВГО. <адрес> и <адрес> части II ПЗЗ ВГО.
Поскольку согласно пункту 1 статьи 83 ЗК РФ земли населенного пункта - это земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов, зоны округа санитарной охраны курорта, за исключением первой зоны, которая выделена в обособленную зону особо охраняемой территории, налагаются на зоны жилой застройки, в том числе зону Ж-4.
Возможность такого определения зон с особыми условиями использования территории определена частью 3 статьи 34 ГрК РФ, согласно которой границы зон с особыми условиями использования территорий, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут не совпадать с границами территориальных зон.
Кроме этого, в соответствии с пунктом 3 статьи 96 ЗК РФ использование земельных участков в границах санитарных зон курортов возможно за исключением первой зоны санитарной охраны курортов. Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной охраны курортов ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Статья 16 Федерального закона от дд.мм.гггг N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", статья 32 Федерального закона от дд.мм.гггг N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Постановление Правительства Российской Федерации от дд.мм.гггг N "Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения" запретов на размещение в границах второй и третьей зон санитарной охраны курортов различных территориальных зон, в том числе зоны Ж-4 не содержат, при условии соблюдения установленных к использованию ограничений (пункт 4 статьи 32 ФЗ N 33-ФЗ).
Ссылку прокурора <адрес> на пункт 7 статьи 95 ЗК РФ о запрете предоставления на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения садовых и дачных участков считает несостоятельной, поскольку в отношении именно земель второй и третьей зон санитарной охраны курортов действует вышеприведенные специальная норма пункта 3 статьи 96 ЗК РФ о землях курортов и названные федеральные нормативные правовые акты. Пункт 7 статьи 95 ЗК РФ применяется в отношении земель государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
На основании приведенных выше положений федерального законодательства первая зона санитарной охраны курорта выделена на карте зон с особыми условиями использования территории ВГО. <адрес> и <адрес>, части II ПЗЗ ВГО в отдельную зону особо охраняемой природной территории, статьей 59 ПЗЗ ВГО установлены ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории округа санитарной охраны курортной зоны <адрес> на побережье Амурского залива.
Пунктом 6 статьи 5 ПЗЗ ВГО определено, что в случае, если земельный участок и объект капитального строительства расположены на территории зон с особыми условиями использования территорий, правовой режим использования и застройки территории указанного земельного участка определяется совокупностью ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Позиция по данному вопросу подтверждена судебной практикой арбитражных судов по конкретному делу (постановление ФАС <адрес> от дд.мм.гггг N ФОЗ-487/2011).
Суд, выслушав пояснения сторон, пришел к выводу, что требования прокурора <адрес> не подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 83 ч. 2 Земельного кодекса РФ границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Согласно <адрес> от дд.мм.гггг N -КЗ "О Владивостокском городском округе", которым установлены границы Владивостокского городского округа, ст. 11 Федерального закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 2 Устава <адрес>: территорию Владивостокского городского округа составляют исторически сложившиеся земли <адрес>, как центра муниципального образования Владивостокский городской округ, поселков Попова, Рейнеке, Русский, Трудовое, села Берегового, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения Владивостокского городского округа, рекреационные земли, земли для развития Владивостокского городского округа независимо от форм собственности и целевого назначения.
Постановлением Правительства РФ от дд.мм.гггг N "Об утверждении Федеральной целевой программы "Экологическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" объект магистральный газопровод "Сахалин - Хабаровск - Владивосток" является мероприятием подпрограммы "Развитие <адрес> как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
В соответствии с постановлением <адрес> от дд.мм.гггг N -па "Об исключении земельных участков из границы <адрес> городского округа", Уставом <адрес>, Регламентом Думы <адрес> решением Думы <адрес> от дд.мм.гггг N были внесены изменения в Генеральный план Владивостокского городского округа, согласно которым из границ земель населенного пункта <адрес> соответствующие земли были исключены до границы с муниципальным образованием <адрес>).
При этом в <адрес> N -КЗ "О Владивостокском городском округе" в части изменения границ округа изменения не вносились.
Согласно п. п. 3, 4 ст. 23 Градостроительного Кодекса РФ Генеральные планы включают в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, а также содержат положения о территориальном планировании и соответствующие карты (схемы). Положения о территориальном планировании, содержащиеся в генеральных планах, включают в себя границы функциональных зон с отображением параметров планируемого развития таких зон.
Согласно п. 2 ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
В соответствии со ст. 83 Земельного кодекса РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Статья 84. Земельного кодекса РФ определен порядок установления или изменения границ населенных пунктов. Установлением или изменением границ населенных пунктов является, в том числе и утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования. При этом включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
В соответствии со ст. 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам.
Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса РФ Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно ст. 20 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, градостроительные регламенты не распространяются на определенные земельные участки, в том числе и на занятые линейными объектами, в связи с чем их использование определяется уполномоченными органами исполнительной власти в соответствии с федеральным законодательством.
Правилами землепользования и застройки на территории ВГО, утвержденные решением Думы <адрес> N от дд.мм.гггг являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и внесения в него изменений. Данный документ разработан с целью создания условий для устойчивого развития территории ВГО, сохранения окружающей среды и объектов культурного населения; создания условий для планировки ВГО, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, создания условий для инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Таким образом, при рассмотрении вопросов, связанных с распоряжением земельными участками, уполномоченный на то орган обязан установить наличие прав третьих лиц и возможность использовать указанные участки с учетом установленных ограничений.
Такое основание для рассмотрения главой <адрес> вопроса о внесении изменений в Правила, как несоответствие Правил Генеральному плану Владивостокского городского округа, возникшее в результате внесения изменений в Генеральный план, предусмотрено непосредственно оспариваемым правовым актом, т.е. п. 1 ч. 2 ст. 13 Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа.
В Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, в том числе карты градостроительного зонирования, утвержденные решением Думы N от дд.мм.гггг, изменения внесены не были, в связи с чем они оспорены Прокурором <адрес>.
Также в силу ст. 95 п. 7 Земельного кодекса РФ на землях особо охраняемых природных территориях федерального значения запрещается предоставление садовых и дачных участков.
Карта градостроительного зонирования Владивостокского городского округа часть II Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, в том числе карты градостроительного зонирования, утвержденные решением Думы N от дд.мм.гггг, поскольку в составе трех территориальных зон, в том числе зоны Ж-4 (зона застройки индивидуальными жилыми домами), где допускается предоставление земельных участков для ведения дачного хозяйства и садоводства, расположены вторая и третья зоны округа санитарной охраны курортной зоны <адрес> на побережье Амурского залива, в связи с чем она оспорена прокурором <адрес>.
Постановлением Совета Министров РСФСР от дд.мм.гггг N был определен перечень курортов РСФСР, имеющих республиканское значение, куда включена курортная зона <адрес> на побережье Амурского залива.
Постановлением Совмина РСФСР от дд.мм.гггг N 458 были установлены границы и режим округов санитарной охраны курортной зоны <адрес> на побережье Амурского залива.
Согласно ст. 16 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", ст. 32 Федерального Закона "Об особо охраняемых природных территориях", Постановления Правительства РФ от дд.мм.гггг N "Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения" размещение в границах второй и третьей зоны санитарной охраны курортов различных территориальных зон допускается при условии соблюдения установленных ограничений в их использовании.
Кроме того, согласно ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Таким образом, по смыслу данной статьи признание нормативного правового акта недействительным, поставлено в зависимость от совокупности двух условий, а именно несоответствие оспариваемого акта федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушения указанным актом прав и законных интересов заявителей.
В случае обращения прокурора с подобным заявлением привлечения к участию в рассмотрении дела лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются оспариваемым нормативным актом, не требуется, поскольку в данном случае прокурор обращается в суд не в защиту прав указанных лиц, а в целях осуществления надзора за соответствием нормативных правовых актов федеральному законодательству в пределах своей компетенции.
При этом в соответствии со ст. 45 ГПК РФ указанное обстоятельство не исключает обязанности прокурора обосновать заявление и указать сведения, в чьих интересах оно подано и в чем заключается нарушение прав.
Ни в исковом заявлении, ни в ходе судебного заседания представителем Прокуратуры <адрес> не представлено сведений о нарушении оспариваемым правовым актом прав законных интересов кого-либо из участников гражданско-правовых отношений.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст. ст. 194 - 199, 251 - 253 ГПК РФ, суд
Заявление Прокуратуры <адрес> к Думе <адрес>, Главе <адрес> об оспаривании нормативного правового акта оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня вынесения решения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ ЛЕНИНСКОГО РАЙОННОГО СУДА Г. ВЛАДИВОСТОКА ОТ 09.02.2012 N 2-997/12
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЛЕНИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД Г. ВЛАДИВОСТОКА
ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 9 февраля 2012 г. N 2-997/12
Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора <адрес> к Думе <адрес>, Главе Администрации <адрес> об оспаривании нормативного правового акта,
установил:
Прокурор <адрес> обратился в суд с заявлением, в котором просил признать карту градостроительного зонирования Владивостокского городского округа. <адрес> и <адрес>; карту зон с особыми условиями использования территории Владивостокского городского округа. <адрес> и <адрес>; карту запретных зон и запретных районов войсковых частей на территории Владивостокского городского округа. <адрес> и <адрес>. Части II Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы <адрес> от дд.мм.гггг N, противоречащими закону и недействующими. Обязать Думу <адрес> отменить данный муниципальный правовой акт в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
В обоснование требований указано, что в соответствии со ст. 87 Земельного кодекса Российской Федерации землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений.
Постановлением <адрес> от дд.мм.гггг N -па из границ <адрес> исключена часть земельных участков с изменением категории земель "земли населенного пункта" на категорию земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения". Основанием для исключения указанных земельных участков из границ <адрес> явилось строительство и дальнейшая эксплуатация на данных участках магистрального газопровода "Сахалин - Хабаровск - Владивосток". Согласно приложению N к Постановлению Правительства Российской Федерации от дд.мм.гггг N "Об утверждении Федеральной целевой программы "Экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" объект - магистральный газопровод "Сахалин - Хабаровск - Владивосток" является мероприятием подпрограммы "Развитие <адрес> как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе", то сеть является объектом саммита АТЭС.
Решением Думы <адрес> от дд.мм.гггг N в Генеральный план Владивостокского городского округа внесены изменения, касающиеся исключения из границ населенного пункта <адрес> полосы земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения на полуострове Муравьева-Амурского до границы с муниципальным образованием <адрес>). Вместе с тем, при внесении изменений в Правила землепользования и застройки данные изменения не учитывались, указанные в картах градостроительного зонирования Владивостокского городского округа территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования, в том числе налагаются на земельные участки, которые в настоящее время не являются территорией Владивостокского городского округа.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Правил землепользования и застройки настоящие Правила вводят на территории Владивостокского городского округа систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах Владивостокского городского округа на территориальные зоны. Таким образом, Правила землепользования и застройки, в том числе, карты градостроительного зонирования, распространяются исключительно на территорию Владивостокского городского округа. Поскольку карты градостроительного зонирования, утвержденных решением Думы <адрес> от дд.мм.гггг N, частично распространяют свое действие на территорию, не являющуюся территорией Владивостокского городского округа, Правила землепользования и застройки (с учетом внесенных изменений) в настоящее время противоречат действующему законодательству.
Также в обоснование требований указал, что в составе трех территориальных зон, в том числе территориальной зоны Ж-4 (зона застройки индивидуальными жилыми домами), где допускается предоставление земельных участков для ведения дачного хозяйства и садоводства, расположены вторая и третья зоны округа санитарной охраны курортной зоны <адрес> на побережье Амурского залива. Курортная зона на побережье Амурского залива утверждена постановлением Совета Министров РСФСР от дд.мм.гггг N и является курортом федерального значения.
Согласно ст. 1 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", статьей 2, пунктом 3 статьи 32 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" курорт и округ его санитарной охраны являются особо охраняемой природной территорией.
В силу п. 7 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещается предоставление садовых и дачных участков.
С учетом изложенного, поскольку в настоящее время карта градостроительного зонирования Владивостокского городского округа части II Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа допускает предоставление земельных участков для садоводства и дачного хозяйства во второй и третей зоне округа санитарной охраны курортной зоны <адрес>, она противоречит требованиям действующего законодательства.
В качестве заинтересованного лица также был привлечен Глава Администрации <адрес>.
В судебном заседании пом. прокурора <адрес> Т.И.А. поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в иске, настаивал на их удовлетворении в полном объеме
Представитель Думы <адрес> Г.Д.Н. с требованиями не согласился. Представил письменный отзыв, согласно которому в соответствии с главой 24 ГПК РФ при рассмотрении заявления об оспаривании нормативного правового акта суд дает оценку соответствия обжалуемого акта нормам федерального законодательства либо иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. При этом, решение Думы <адрес> от дд.мм.гггг N и решение Думы <адрес> от дд.мм.гггг N "О внесении изменений в решение Думы <адрес> от дд.мм.гггг N "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" являются равнозначными по юридической силе, в связи с чем положения норм главы 24 ГПК РФ не подлежат применению в данном случае.
Также указал, что при утверждении правил землепользования и застройки представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта вправе утвердить правила либо отправить проект главе муниципального образования на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний согласно статье 32 Градостроительного кодекса. Законодательством Российской Федерации проверка проекта правил землепользования и застройки на соответствие генеральному плану муниципального образования не отнесена к компетенции представительного органа муниципального образования.
Также считает требование прокурора <адрес> о возложении обязанности на Думу <адрес> отменить муниципальный правовой не подлежащими удовлетворению, поскольку в силу принципа разделения властей суд не может вмешиваться представительного органа власти. Указанная правовая позиция Думы <адрес> изложена в определении судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда от дд.мм.гггг по делу N, а также в решении Ленинского районного суда <адрес> от дд.мм.гггг по делу N.
Поддержал доводы представителя Главы <адрес>.
Представитель Главы <адрес> Т.В.В. с иском не согласился, представил письменный отзыв, согласно которому в заявлении не указано, каким из нормативных правовых актов противоречат приведенные в заявлении карты части II ПЗЗ ВГО. В заявлении по первому основанию заявления содержатся лишь общие ссылки на нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) о понятии правил землепользования и застройки и о полномочиях органов местного самоуправления по утверждению данных правил. Заявление содержит взаимоисключающие требования. В первом требовании заявитель просит суд признать отдельные карты части II ПЗЗ ВГО недействующими, а во втором - обязать Думу <адрес> отменить данный муниципальный правовой акт. При этом не уточняется, какой муниципальный правовой акт должен быть признан недействующим. В заявлении утверждается, что, поскольку в генеральный план Владивостокского городского округа (далее - ВГО) решением Думы от дд.мм.гггг N внесены изменения, касающиеся исключения из границ населенного пункта <адрес> полосы земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения на полуострове Муравьева-Амурского (далее - земли промышленности и транспорта) до границы с муниципальным образованием <адрес>), приведенные в заявлении карты части II ПЗЗ ВГО противоречат действующему законодательству, так как частично распространяют свое действие на территорию, не являющуюся территорией ВГО, с чем представитель не согласен, поскольку:, из границ населенного пункта <адрес> не исключается полоса земель промышленности и транспорта. Решением Думы от дд.мм.гггг N в генеральный план ВГО внесены изменения, которыми из границ земель населенного пункта <адрес> исключена часть этих земель (земель населенного пункта <адрес>) и изменена их категория с земель населенного пункта <адрес> на земли промышленности и транспорта. Кроме того, в соответствии с <адрес> от дд.мм.гггг N -КЗ "О Владивостокском городском округе" (далее - Закон ПК N - КЗ), статьей 2 Устава <адрес> в состав ВГО входят населенные пункты <адрес>, поселки Попова, Русский, Трудовое, Рейнеке и <адрес>. В соответствии с частью 2 статьи 83 ЗК РФ границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
При этом в соответствии с пунктами 3 - 5 части 1 статьи 11 Федерального закона от дд.мм.гггг N -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 2 Устава <адрес> территорию муниципального образования (ВГО) составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения на полуострове Муравьева-Амурского (далее - земли промышленности и транспорта) до границы с муниципальным образованием <адрес>), приведенные в заявлении карты части II ПЗЗ ВГО противоречат действующему законодательству, так как частично распространяют свое действие на территорию, не являющуюся территорией ВГО.
Между тем, с таким утверждением согласиться нельзя.
Во-первых, из границ населенного пункта <адрес> не исключается полоса земель промышленности и транспорта. Решением Думы от дд.мм.гггг N в генеральный план ВГО внесены изменения, которыми из границ земель населенного пункта <адрес> исключена часть этих земель (земель населенного пункта <адрес>) и изменена их категория с земель населенного пункта <адрес> на земли промышленности и транспорта.
Во-вторых, в соответствии с <адрес> от дд.мм.гггг N -КЗ "О Владивостокском городском округе" (далее - Закон ПК N -КЗ), статьей 2 Устава <адрес> в состав ВГО входят населенные пункты <адрес>, поселки Попова, Русский, Трудовое, Рейнеке и <адрес>.
В соответствии с частью 2 статьи 83 ЗК РФ границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Таким образом, территорию вышеназванных населенных пунктов, в том числе <адрес>, составляют земли населенных пунктов.
При этом в соответствии с пунктами 3 - 5 части 1 статьи 11 Федерального закона от дд.мм.гггг N -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 2 Устава <адрес> территорию муниципального образования (ВГО) составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. В состав территории поселения, в том числе ВГО входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. В состав территории городского поселения (ВГО) могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями).
Таким образом, территорию муниципального образования (ВГО) составляют земли населенных пунктов (земли населенных пунктов <адрес>, поселков Попов, Русский, Трудовое, Рейнеке и села Береговое) и земли иных категорий. Граница территорий ВГО не является границей территории населенного пункта <адрес>. Указанные границы, а, следовательно, и земли ВГО и населенного пункта <адрес> не совпадают.
К землям иных категорий как раз и относятся земли, которые были исключены из земель населенного пункта <адрес> решением Думы от дд.мм.гггг N (о внесении изменений в генеральный план ВГО) и в отношении которых изменена категория земель с земель населенного пункта <адрес> на земли промышленности и транспорта.
При этом граница территории ВГО и входящих в него земель в связи с указанным исключением земельных участков населенного пункта <адрес> изменена не была.
Данное утверждение также подтверждается и тем, что в <адрес> N -КЗ изменений в отношении границ ВГО внесено не было, в генеральном плане ВГО изменились лишь границы населенного пункта <адрес>, а не границы ВГО.
На основании изложенного, поскольку ПЗЗ ВГО являются документом градостроительного зонирования, содержат карты градостроительного зонирования территории ВГО и в отличие от генерального плана ВГО не устанавливают границ населенных пунктов, к тому же территория ВГО не изменилась, доводы прокурора <адрес> о противоречии приведенных в заявлении карт части II ПЗЗ ВГО в связи с внесенными изменениями в генеральный план ВГО, которыми из земель населенного пункта <адрес> исключены некоторые участки земель населенного пункта <адрес>, не состоятельны.
Во втором основании заявления (дополнении к заявлению) указано, что указанные в заявлении карты части II ПЗЗ ВГО противоречат законодательству, поскольку в составе трех территориальных зон, в том числе территориальной зоны Ж-4 (зона застройки индивидуальными жилыми домами), где допускается предоставление земельных участков для ведения дачного хозяйства и садоводства, расположены вторая и третья зоны округа санитарной охраны курортной зоны <адрес> на побережье Амурского залива (далее - зоны округа санитарной охраны курорта).
Между тем, в соответствии с генеральным планом ВГО зоны санитарной охраны курорта не определены как земли в составе ВГО отдельной категорией земель особо охраняемых территорий и объектов, а включены в соответствии со статьей 85 ЗК РФ, статьей 35 ГрК РФ и статьей 56 ПЗЗ ВГО в состав земель населенного пункта <адрес> в виде территориальных зон особо охраняемых территорий. Данные зоны отображены на карте зон с особыми условиями использования территории ВГО. <адрес> и <адрес> части II ПЗЗ ВГО.
Поскольку согласно пункту 1 статьи 83 ЗК РФ земли населенного пункта - это земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов, зоны округа санитарной охраны курорта, за исключением первой зоны, которая выделена в обособленную зону особо охраняемой территории, налагаются на зоны жилой застройки, в том числе зону Ж-4.
Возможность такого определения зон с особыми условиями использования территории определена частью 3 статьи 34 ГрК РФ, согласно которой границы зон с особыми условиями использования территорий, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут не совпадать с границами территориальных зон.
Кроме этого, в соответствии с пунктом 3 статьи 96 ЗК РФ использование земельных участков в границах санитарных зон курортов возможно за исключением первой зоны санитарной охраны курортов. Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной охраны курортов ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Статья 16 Федерального закона от дд.мм.гггг N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", статья 32 Федерального закона от дд.мм.гггг N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Постановление Правительства Российской Федерации от дд.мм.гггг N "Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения" запретов на размещение в границах второй и третьей зон санитарной охраны курортов различных территориальных зон, в том числе зоны Ж-4 не содержат, при условии соблюдения установленных к использованию ограничений (пункт 4 статьи 32 ФЗ N 33-ФЗ).
Ссылку прокурора <адрес> на пункт 7 статьи 95 ЗК РФ о запрете предоставления на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения садовых и дачных участков считает несостоятельной, поскольку в отношении именно земель второй и третьей зон санитарной охраны курортов действует вышеприведенные специальная норма пункта 3 статьи 96 ЗК РФ о землях курортов и названные федеральные нормативные правовые акты. Пункт 7 статьи 95 ЗК РФ применяется в отношении земель государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
На основании приведенных выше положений федерального законодательства первая зона санитарной охраны курорта выделена на карте зон с особыми условиями использования территории ВГО. <адрес> и <адрес>, части II ПЗЗ ВГО в отдельную зону особо охраняемой природной территории, статьей 59 ПЗЗ ВГО установлены ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории округа санитарной охраны курортной зоны <адрес> на побережье Амурского залива.
Пунктом 6 статьи 5 ПЗЗ ВГО определено, что в случае, если земельный участок и объект капитального строительства расположены на территории зон с особыми условиями использования территорий, правовой режим использования и застройки территории указанного земельного участка определяется совокупностью ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Позиция по данному вопросу подтверждена судебной практикой арбитражных судов по конкретному делу (постановление ФАС <адрес> от дд.мм.гггг N ФОЗ-487/2011).
Суд, выслушав пояснения сторон, пришел к выводу, что требования прокурора <адрес> не подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 83 ч. 2 Земельного кодекса РФ границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Согласно <адрес> от дд.мм.гггг N -КЗ "О Владивостокском городском округе", которым установлены границы Владивостокского городского округа, ст. 11 Федерального закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 2 Устава <адрес>: территорию Владивостокского городского округа составляют исторически сложившиеся земли <адрес>, как центра муниципального образования Владивостокский городской округ, поселков Попова, Рейнеке, Русский, Трудовое, села Берегового, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения Владивостокского городского округа, рекреационные земли, земли для развития Владивостокского городского округа независимо от форм собственности и целевого назначения.
Постановлением Правительства РФ от дд.мм.гггг N "Об утверждении Федеральной целевой программы "Экологическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" объект магистральный газопровод "Сахалин - Хабаровск - Владивосток" является мероприятием подпрограммы "Развитие <адрес> как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
В соответствии с постановлением <адрес> от дд.мм.гггг N -па "Об исключении земельных участков из границы <адрес> городского округа", Уставом <адрес>, Регламентом Думы <адрес> решением Думы <адрес> от дд.мм.гггг N были внесены изменения в Генеральный план Владивостокского городского округа, согласно которым из границ земель населенного пункта <адрес> соответствующие земли были исключены до границы с муниципальным образованием <адрес>).
При этом в <адрес> N -КЗ "О Владивостокском городском округе" в части изменения границ округа изменения не вносились.
Согласно п. п. 3, 4 ст. 23 Градостроительного Кодекса РФ Генеральные планы включают в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, а также содержат положения о территориальном планировании и соответствующие карты (схемы). Положения о территориальном планировании, содержащиеся в генеральных планах, включают в себя границы функциональных зон с отображением параметров планируемого развития таких зон.
Согласно п. 2 ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
В соответствии со ст. 83 Земельного кодекса РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Статья 84. Земельного кодекса РФ определен порядок установления или изменения границ населенных пунктов. Установлением или изменением границ населенных пунктов является, в том числе и утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования. При этом включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
В соответствии со ст. 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам.
Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса РФ Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно ст. 20 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, градостроительные регламенты не распространяются на определенные земельные участки, в том числе и на занятые линейными объектами, в связи с чем их использование определяется уполномоченными органами исполнительной власти в соответствии с федеральным законодательством.
Правилами землепользования и застройки на территории ВГО, утвержденные решением Думы <адрес> N от дд.мм.гггг являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и внесения в него изменений. Данный документ разработан с целью создания условий для устойчивого развития территории ВГО, сохранения окружающей среды и объектов культурного населения; создания условий для планировки ВГО, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, создания условий для инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Таким образом, при рассмотрении вопросов, связанных с распоряжением земельными участками, уполномоченный на то орган обязан установить наличие прав третьих лиц и возможность использовать указанные участки с учетом установленных ограничений.
Такое основание для рассмотрения главой <адрес> вопроса о внесении изменений в Правила, как несоответствие Правил Генеральному плану Владивостокского городского округа, возникшее в результате внесения изменений в Генеральный план, предусмотрено непосредственно оспариваемым правовым актом, т.е. п. 1 ч. 2 ст. 13 Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа.
В Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, в том числе карты градостроительного зонирования, утвержденные решением Думы N от дд.мм.гггг, изменения внесены не были, в связи с чем они оспорены Прокурором <адрес>.
Также в силу ст. 95 п. 7 Земельного кодекса РФ на землях особо охраняемых природных территориях федерального значения запрещается предоставление садовых и дачных участков.
Карта градостроительного зонирования Владивостокского городского округа часть II Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, в том числе карты градостроительного зонирования, утвержденные решением Думы N от дд.мм.гггг, поскольку в составе трех территориальных зон, в том числе зоны Ж-4 (зона застройки индивидуальными жилыми домами), где допускается предоставление земельных участков для ведения дачного хозяйства и садоводства, расположены вторая и третья зоны округа санитарной охраны курортной зоны <адрес> на побережье Амурского залива, в связи с чем она оспорена прокурором <адрес>.
Постановлением Совета Министров РСФСР от дд.мм.гггг N был определен перечень курортов РСФСР, имеющих республиканское значение, куда включена курортная зона <адрес> на побережье Амурского залива.
Постановлением Совмина РСФСР от дд.мм.гггг N 458 были установлены границы и режим округов санитарной охраны курортной зоны <адрес> на побережье Амурского залива.
Согласно ст. 16 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", ст. 32 Федерального Закона "Об особо охраняемых природных территориях", Постановления Правительства РФ от дд.мм.гггг N "Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения" размещение в границах второй и третьей зоны санитарной охраны курортов различных территориальных зон допускается при условии соблюдения установленных ограничений в их использовании.
Кроме того, согласно ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Таким образом, по смыслу данной статьи признание нормативного правового акта недействительным, поставлено в зависимость от совокупности двух условий, а именно несоответствие оспариваемого акта федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушения указанным актом прав и законных интересов заявителей.
В случае обращения прокурора с подобным заявлением привлечения к участию в рассмотрении дела лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются оспариваемым нормативным актом, не требуется, поскольку в данном случае прокурор обращается в суд не в защиту прав указанных лиц, а в целях осуществления надзора за соответствием нормативных правовых актов федеральному законодательству в пределах своей компетенции.
При этом в соответствии со ст. 45 ГПК РФ указанное обстоятельство не исключает обязанности прокурора обосновать заявление и указать сведения, в чьих интересах оно подано и в чем заключается нарушение прав.
Ни в исковом заявлении, ни в ходе судебного заседания представителем Прокуратуры <адрес> не представлено сведений о нарушении оспариваемым правовым актом прав законных интересов кого-либо из участников гражданско-правовых отношений.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст. ст. 194 - 199, 251 - 253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление Прокуратуры <адрес> к Думе <адрес>, Главе <адрес> об оспаривании нормативного правового акта оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня вынесения решения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)