Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.11.2014 N 09АП-37367/2014 ПО ДЕЛУ N А40-35826/2014

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 ноября 2014 г. N 09АП-37367/2014

Дело N А40-35826/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 ноября 2014 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Якутова Э.В.
Судей Бекетовой И.В.
Свиридова В.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сатаевым Д.Ш.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ООО ТК "Алладин" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.06.2014 по делу N А40-35826/2014 судьи Сизовой О.В. (84-305)
по заявлению ООО ТК "Алладин" (ОГРН 1047796886686; 117556, г. Москва, Варшавское шоссе, д. 85, к. 2)
к Департаменту городского имущества города Москвы
третьи лица Правительство Москвы
о признании недействительным пункта распоряжения
при участии:
- от заявителя: Киселева Е.Е. по дов. от 08.04.2014, Старых О.Ю. по дов. от 10.01.2014;
- от ответчика: Дубчак Р.В. по дов. от 31.03.2014;
- от третьего лица: Дубчак Р.В. по дов. от 04.04.2014,

установил:

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 27.06.2014 ООО ТК "Алладин" (далее - Общество) было отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным с момента принятия пункта 3 распоряжения Департамента городского имущества города Москвы (далее - ДГИ) от 09.10.2013 N 5632-03 ДГИ "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью Торговому комплексу "АЛЛАДИН" в аренду земельного участка, по адресу: г. Москва, ул. Сокольнический Вал, вл. 37 (Восточный административный округ города Москвы)" в части установления размера арендной платы за первый год срока аренды земельного участка в размере полной рыночной стоимости земельного участка, что в соответствии с отчетом об определении рыночной стоимости права на заключение договора аренды земельного участка составляет 195 000 000 (сто девяносто пять миллионов) рублей.
Общество не согласилось с решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой считает его незаконным и необоснованным.
Просит решение суда отменить полностью, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
В судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Указал на то, что применение ставки арендной платы в размере 100% рыночной стоимости земельного участка незаконно, поскольку ставка арендной платы должна исчисляться в соответствии с постановлением Правительства Москвы исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Представитель ДГИ и Правительства Москвы в судебном заседании выразил единую правовую позицию, поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Указал на то, что ДГИ как представитель собственника земельного участка вправе определять ставку арендной платы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит отмене на основании п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 01.04.2010 по делу N А40-139996/09 удовлетворены требования Общества о признании незаконным бездействия Правительства Москвы, выразившегося, в том числе, в непредоставлении ООО ТК "Алладин" в долгосрочную аренду земельного участка площадью 0,5 га по адресу: ул. Сокольнический Вал, вл. 37 для строительства гостиничного комплекса III категории на 200 номеров.
09.10.2013 ДГИ г. Москвы было издано распоряжения N 5623-03 ДГИ "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью Торговому комплексу "АЛЛАДИН" в аренду земельного участка, по адресу: г. Москва, ул. Сокольнический Вал, вл. 37 (Восточный административный округ города Москвы".
Пунктом 3 распоряжения установлен размер арендной платы за первый год срока аренды земельного участка в размере полной рыночной стоимости земельного участка, что в соответствии с отчетом об определении рыночной стоимости права на заключение договора аренды земельного участка составляет 195 000 000 (сто девяносто пять миллионов) рублей.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое в части распоряжение соответствует действующему законодательству, не нарушает прав и законных интересов заявителя.
При этом, суд указал на то, что в соответствии с п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Как следует из п. 3 ст. 65 ЗК РФ, порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно п. 1 ст. 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
Подпунктом "г" п. 2 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582, одним из способов определения размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации предусмотрено его определение на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу абз. 2 ст. 3 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ (далее - Закон N 135-ФЗ) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Согласно ст. 8 Закона N 135-ФЗ проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду.
Из положений данной нормы следует, что в рассматриваемой ситуации, поскольку имущество, вовлекаемое в сделку в качестве предмета договора аренды, принадлежит Российской Федерации, оценка его необходима.
При этом следует учитывать также положения ст. 10 Закона N 135-ФЗ. Так, в ч. 5 ст. 10 Закона N 135-ФЗ указано, что в отношении оценки объектов, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, договор на проведение оценки от имени заказчика заключается лицом, уполномоченным собственником на совершение сделок с объектами, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Следовательно, законодательством обязанность по осуществлению оценки передаваемого в аренду федерального имущества возлагается на арендодателя.
К такому выводу пришел Президиум ВАС РФ, указав в Постановлении от 02.02.2010 N 11923/09 по делу N А45-9398/2008-46/266, что вопросы, связанные с оценкой сдаваемых в аренду объектов федерального имущества, обязан решать непосредственно арендодатель; договор на оценку заключается без участия арендатора.
Исследуя материалы дела, суд первой инстанции установил, что ответчиком была проведена оценка в порядке, предусмотренном законодательством (отчет N 612г-142/12), по результатам произведенных расчетов рыночная стоимость права на заключение договора аренды земельного участка площадью 5 000 кв. м, кадастровый номер 77:03:0001001:83, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Сокольнический Вал, вл. 37 составляет 195 000 000 рублей.
Кроме того, суд отметил, что распоряжение о предоставлении вышеуказанного земельного участка и об утверждении рыночной стоимости арендной платы принималось Градостроительно-земельной комиссией города Москвы, что подтверждается протоколом заседания ГЗК от 11.10.2012 N 37.
В то же время, судом не было учтено следующее.
На основании п. 7 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ, п. 1 и п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 17 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" использование земли в городе Москве является платным.
В силу п. 2 ст. 17 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" формами платы за использование земельных участков являются земельный налог и арендная плата.
Пунктом 5 ст. 17 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" установлено, что плата за приобретение права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается и взимается в соответствии со статьей 19 Закона.
В соответствии с п. 1 ст. 19 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" за право на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, взимается плата на условиях, определенных Правительством Москвы.
Согласно п. 2 ст. 19 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" если решением о предоставлении земельного участка в аренду предусмотрено внесение платы за право на заключение договора аренды, то в соответствующий договор аренды земельного участка включается положение, согласно которому арендатор приобретает право на совершение сделок с правом аренды земельного участка при условии внесения платы за право на заключение договора аренды в полном объеме.
Из сложившейся судебной практики толкования действующего земельного и налогового законодательства следует, что прямого запрета на взимание платы за право на заключение договора аренды законодательство не содержит.
С учетом этого, в распорядительном акте о предоставлении земельного участка в аренду, договоре аренды орган исполнительной власти вправе определить в составе арендных платежей плату за право на заключение договора аренды и размер (ставки) арендной платы.
Как следует из пункта 3 распоряжения, данной нормой установлен размер арендной платы за первый год срока аренды земельного участка.
При этом, размер арендной платы определен как полная рыночная стоимость земельного участка.
Величина арендной платы указана в соответствии с отчетом N 612г-142/12.
В то же время, порядок определения арендной платы за земельные участки, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" такого размера арендной платы как полная рыночная стоимость земельного участка не предусматривает.
Положенный в основу исчисления размера арендной платы отчет N 612г-142/12 в качестве объекта оценки определяет не размер арендной платы, а рыночную стоимость права на заключение договора аренды земельного участка.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что размер арендной платы за земельный участок и плата за право аренды земельного участка являются различными видами платы за землю, а основания взимания и определение порядка установления размера этих платежей регламентируются разными нормами права.
Исходя из этого, п. 3 распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 09.10.2013 N 5632-03 ДГИ "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью Торговому комплексу "АЛЛАДИН" в аренду земельного участка, по адресу: г. Москва, ул. Сокольнический Вал, вл. 37 (Восточный административный округ города Москвы)" не соответствует ни ст. ст. 17, 19 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве", ни постановлению Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве".
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
При этом, суд апелляционной инстанции принимает во внимание то, что спор об определении арендной платы при заключении договора является предметом рассмотрения по делу Арбитражного суда г. Москвы А40-119866/14.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает необоснованным и не основанным на законе вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Принимая во внимание изложенное и, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.06.2014 по делу N А40-35826/2014 отменить.
Признать недействительным пункт 3 распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 09.10.2013 N 5632-03 ДГИ "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью Торговому комплексу "АЛЛАДИН" в аренду земельного участка, по адресу: г. Москва, ул. Сокольнический Вал, вл. 37 (Восточный административный округ города Москвы) в части установления размера арендной платы за первый год срока аренды земельного участка в размере полной рыночной стоимости земельного участка, что в соответствии с отчетом об определении рыночной стоимости права на заключение договора аренды земельного участка составляет 195 000 000 (сто девяносто пять миллионов) рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья
Э.В.ЯКУТОВ

Судьи
И.В.БЕКЕТОВА
В.А.СВИРИДОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)