Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 декабря 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Безгиной А.Е.,
с участием:
- от заявителя - Двойникова А.С., доверенность от 14 июня 2013 г. N 6874;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - извещен, не явился;
- от третьих лиц:
- от общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Самара" - извещен, не явился;
- от администрации муниципального района Сергиевский Самарской области - извещен, не явился;
- от открытого акционерного общества "Газпром" - Мячина Ю.Ю., доверенность от 01 июля 2013 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 08 августа 2013 г. по делу N А55-8873/2013 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Самара", г. Самара,
администрация муниципального района Сергиевский Самарской области, с. Сергиевск, Самарская обл.,
открытое акционерное общество "Газпром", г. Москва,
о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - заявитель, Теруправление) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - регистрирующий орган) от 21 января 2013 г. N 31/016/2012-417 в государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, Сергиевский район, с кадастровым номером 63:31:0000000:31, площадью 2 206,60 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под газопровод-отвод и газораспределительную станцию 111 пос. Серноводск, и обязании осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на вышеуказанный земельный участок.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08 августа 2013 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, регистрирующий орган подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что при разграничении государственной собственности на землю в данном случае учитываются одновременно два критерия:
- 1. категория земель (земли промышленности и иного специального назначения);
- 2. наличие в границах земельного участка объектов, перечисленных в п. 4 ст. 87 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) или иных объектов, отнесенных к ведению РФ.
Согласно сведениям ЕГРП земельный участок с кадастровым номером 63:31:0000000:31, общей площадью 2 206,60 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, р-н Сергиевский, находится в аренде у ОАО "Газпром" на основании договора аренды земельных участков от 14 декабря 2010 г. N 1, дата регистрации 28 декабря 2011 г., запись N 63-63-31/020/2011-270.
Как было установлено в процессе правовой экспертизы, на данном земельном участке находится объект единой системы газоснабжения ОАО "Газпром" - газопровод-отвод и газораспределительную станцию 111 пос. Серноводск, являющийся федеральной собственностью.
Вместе с тем, помимо нахождения на земельном участке объектов, являющихся федеральной собственностью, п. 4 ст. 87 ЗК РФ устанавливает, что категория такого земельного участка должна быть "земли промышленности и иного специального назначения". То есть, только совокупность условий о категории земельного участка и о наличии права федеральной собственности на объекты, расположенные на этом земельном участке, позволяют говорить о возникновении у РФ права собственности на земельный участок в силу указанной нормы закона.
Однако согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 63:31:0000000:31 (Выписка из ГКН от 27 июля 2011 г. N 63-00-102/11-146522) категорией данного земельного участка является "земли населенных пунктов". В процессе правовой экспертизы государственным регистратором был сделан запрос в Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра по Самарской области" с целью уточнить информацию о категории данного земельного участка. Согласно ответу Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Самарской области" от 13 ноября 2012 г. N 30763 актуальной категорией данного земельного участка является "земли населенных пунктов", Сведения об изменении категории в органе кадастрового учета отсутствуют.
Более того, в обжалуемом решении суда также не установлено, что объект единой системы газоснабжения ОАО "Газпром" - газопровод-отвод и газораспределительную станцию 111 пос. Серноводск является федеральной собственностью, а лишь указано на то, что единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в РФ и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством РФ.
Согласно данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним спорный земельный участок отнесен к категории "земли населенных пунктов", а не к категории "земли промышленности и иного специального назначения" как этого требует п. 4 ст. 87 ЗК РФ, на основании которой заявлены регистрационные действия.
В судебном заседании представители заявителя и ОАО "Газпром" просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, Сергиевский район, с кадастровым номером 63:31:0000000:31 имеет вид разрешенного использования - под газопровод-отвод и газораспределительную станцию 111 пос. Серноводск.
Данное обстоятельство подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии 63-АВ N 792917 от 05 июня 2008 г., серии 63-АВ N 792924 от 05 июня 2008 г.
11 сентября 2012 г. Российская Федерация в лице представителя по доверенности обратилась в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, Сергиевский район, с кадастровым номером 63:31:0000000:31, площадью 2 206,60 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов.
Сообщением от 21 января 2013 г. N 31/016/2012-417 регистрирующий орган отказал в государственной регистрации, так как не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Считая, что отказ является незаконным и нарушающим права и законные интересы Российской Федерации, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 и ч. 3 ст. 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним регулируется Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ).
В силу пунктов 1 и 2 ст. 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в том числе, являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
Пунктом 1 ст. 20 Закона N 122-ФЗ предусмотрено, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Согласно ст. 30.1 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.
В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Пунктом 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
- земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;
- земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Исходя из п. 1 ст. 85 ЗК РФ, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
С учетом изложенного суд первой инстанции признал правомерным довод заявителя о том, что утверждение регистрирующего органа о том, что указанный земельный участок не подпадает под действие ст. 87 ЗК РФ, является необоснованным.
В силу ст. 5 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации. Федеральная система газоснабжения - совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения, Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций.
Единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс. Единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в Российской Федерации и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 14 Закона о газоснабжении для обеспечения надежного газоснабжения, безопасного и устойчивого функционирования объектов Единой системы газоснабжения, связанных общим технологическим режимом добычи, транспортировки и поставок газа, разделение Единой системы газоснабжения не допускается.
Поскольку на спорном земельном участке расположены объекты, которые принадлежат субъекту газоснабжения и используется им для эксплуатации субъектов Единой системы газоснабжения, суд первой инстанции правомерно указал, что данный участок относится к землям, занятым федеральными энергетическими системами, и в силу прямого указания Закона является федеральной собственностью.
В рассматриваемом случае судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что заявителем на государственную регистрацию представлены заявление, доверенность, кадастровый паспорт земельного участка, что подтверждается распиской о приеме документов на государственную регистрацию.
В соответствии с п. п. 2, 3 ст. 17 Закона N 122-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации; основания для государственной регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества, указанные в статьях 25, 25.2, 25.3, 25.4, 25.5 и 30.1 настоящего Федерального закона, установлены в данных статьях.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый отказ противоречит требованиям ст. ст. 18, 20 Закона N 122-ФЗ и нарушает права и законные интересы заявителя, что явилось основанием для удовлетворения заявленных требований.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 08 августа 2013 г. по делу N А55-8873/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Т.С.ЗАСЫПКИНА
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.12.2013 ПО ДЕЛУ N А55-8873/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 декабря 2013 г. по делу N А55-8873/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 декабря 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Безгиной А.Е.,
с участием:
- от заявителя - Двойникова А.С., доверенность от 14 июня 2013 г. N 6874;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - извещен, не явился;
- от третьих лиц:
- от общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Самара" - извещен, не явился;
- от администрации муниципального района Сергиевский Самарской области - извещен, не явился;
- от открытого акционерного общества "Газпром" - Мячина Ю.Ю., доверенность от 01 июля 2013 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 08 августа 2013 г. по делу N А55-8873/2013 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Самара", г. Самара,
администрация муниципального района Сергиевский Самарской области, с. Сергиевск, Самарская обл.,
открытое акционерное общество "Газпром", г. Москва,
о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - заявитель, Теруправление) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - регистрирующий орган) от 21 января 2013 г. N 31/016/2012-417 в государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, Сергиевский район, с кадастровым номером 63:31:0000000:31, площадью 2 206,60 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под газопровод-отвод и газораспределительную станцию 111 пос. Серноводск, и обязании осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на вышеуказанный земельный участок.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08 августа 2013 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, регистрирующий орган подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что при разграничении государственной собственности на землю в данном случае учитываются одновременно два критерия:
- 1. категория земель (земли промышленности и иного специального назначения);
- 2. наличие в границах земельного участка объектов, перечисленных в п. 4 ст. 87 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) или иных объектов, отнесенных к ведению РФ.
Согласно сведениям ЕГРП земельный участок с кадастровым номером 63:31:0000000:31, общей площадью 2 206,60 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, р-н Сергиевский, находится в аренде у ОАО "Газпром" на основании договора аренды земельных участков от 14 декабря 2010 г. N 1, дата регистрации 28 декабря 2011 г., запись N 63-63-31/020/2011-270.
Как было установлено в процессе правовой экспертизы, на данном земельном участке находится объект единой системы газоснабжения ОАО "Газпром" - газопровод-отвод и газораспределительную станцию 111 пос. Серноводск, являющийся федеральной собственностью.
Вместе с тем, помимо нахождения на земельном участке объектов, являющихся федеральной собственностью, п. 4 ст. 87 ЗК РФ устанавливает, что категория такого земельного участка должна быть "земли промышленности и иного специального назначения". То есть, только совокупность условий о категории земельного участка и о наличии права федеральной собственности на объекты, расположенные на этом земельном участке, позволяют говорить о возникновении у РФ права собственности на земельный участок в силу указанной нормы закона.
Однако согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 63:31:0000000:31 (Выписка из ГКН от 27 июля 2011 г. N 63-00-102/11-146522) категорией данного земельного участка является "земли населенных пунктов". В процессе правовой экспертизы государственным регистратором был сделан запрос в Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра по Самарской области" с целью уточнить информацию о категории данного земельного участка. Согласно ответу Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Самарской области" от 13 ноября 2012 г. N 30763 актуальной категорией данного земельного участка является "земли населенных пунктов", Сведения об изменении категории в органе кадастрового учета отсутствуют.
Более того, в обжалуемом решении суда также не установлено, что объект единой системы газоснабжения ОАО "Газпром" - газопровод-отвод и газораспределительную станцию 111 пос. Серноводск является федеральной собственностью, а лишь указано на то, что единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в РФ и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством РФ.
Согласно данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним спорный земельный участок отнесен к категории "земли населенных пунктов", а не к категории "земли промышленности и иного специального назначения" как этого требует п. 4 ст. 87 ЗК РФ, на основании которой заявлены регистрационные действия.
В судебном заседании представители заявителя и ОАО "Газпром" просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, Сергиевский район, с кадастровым номером 63:31:0000000:31 имеет вид разрешенного использования - под газопровод-отвод и газораспределительную станцию 111 пос. Серноводск.
Данное обстоятельство подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии 63-АВ N 792917 от 05 июня 2008 г., серии 63-АВ N 792924 от 05 июня 2008 г.
11 сентября 2012 г. Российская Федерация в лице представителя по доверенности обратилась в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, Сергиевский район, с кадастровым номером 63:31:0000000:31, площадью 2 206,60 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов.
Сообщением от 21 января 2013 г. N 31/016/2012-417 регистрирующий орган отказал в государственной регистрации, так как не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Считая, что отказ является незаконным и нарушающим права и законные интересы Российской Федерации, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 и ч. 3 ст. 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним регулируется Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ).
В силу пунктов 1 и 2 ст. 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в том числе, являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
Пунктом 1 ст. 20 Закона N 122-ФЗ предусмотрено, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Согласно ст. 30.1 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.
В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Пунктом 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
- земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;
- земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Исходя из п. 1 ст. 85 ЗК РФ, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
С учетом изложенного суд первой инстанции признал правомерным довод заявителя о том, что утверждение регистрирующего органа о том, что указанный земельный участок не подпадает под действие ст. 87 ЗК РФ, является необоснованным.
В силу ст. 5 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации. Федеральная система газоснабжения - совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения, Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций.
Единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс. Единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в Российской Федерации и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 14 Закона о газоснабжении для обеспечения надежного газоснабжения, безопасного и устойчивого функционирования объектов Единой системы газоснабжения, связанных общим технологическим режимом добычи, транспортировки и поставок газа, разделение Единой системы газоснабжения не допускается.
Поскольку на спорном земельном участке расположены объекты, которые принадлежат субъекту газоснабжения и используется им для эксплуатации субъектов Единой системы газоснабжения, суд первой инстанции правомерно указал, что данный участок относится к землям, занятым федеральными энергетическими системами, и в силу прямого указания Закона является федеральной собственностью.
В рассматриваемом случае судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что заявителем на государственную регистрацию представлены заявление, доверенность, кадастровый паспорт земельного участка, что подтверждается распиской о приеме документов на государственную регистрацию.
В соответствии с п. п. 2, 3 ст. 17 Закона N 122-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации; основания для государственной регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества, указанные в статьях 25, 25.2, 25.3, 25.4, 25.5 и 30.1 настоящего Федерального закона, установлены в данных статьях.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый отказ противоречит требованиям ст. ст. 18, 20 Закона N 122-ФЗ и нарушает права и законные интересы заявителя, что явилось основанием для удовлетворения заявленных требований.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 08 августа 2013 г. по делу N А55-8873/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Т.С.ЗАСЫПКИНА
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)