Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.04.2015 N 11АП-1027/2015 ПО ДЕЛУ N А55-19404/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 апреля 2015 г. по делу N А55-19404/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 апреля 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Захаровой Е.И., Семушкина В.С.,
при ведении протокола судебного заседания Загнедкиной Н.Н., с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Поволжские торговые ряды" - представителя Коган В.Е. (доверенность от 01 марта 2015 года),
от министерства имущественных отношений Самарской области - представителя Белоусовой Е.М. (доверенность от 30 декабря 2014 года),
от правительства Самарской области - представитель не явился, извещено,
от третьего лица: государственного бюджетного учреждения Самарской области "Региональный центр недвижимости" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 30 марта 2015 года апелляционные жалобы министерства имущественных отношений Самарской области, правительства Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15 декабря 2014 года по делу N А55-19404/2014 (судья Черномырдина Е.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Поволжские торговые ряды" (ИНН 6312038434, ОГРН 1026300772937), г. Самара, к министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, третье лицо: государственное бюджетное учреждение Самарской области "Региональный центр недвижимости" (ОГРН 1106315001154, ИНН 6315856438), г. Самара,
о признании незаконными приказа от 11 июня 2014 года N 1280, действий,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Поволжские торговые ряды" (далее - ООО "Поволжские торговые ряды", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом изменения предмета требований, принятого судом в соответствии со ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным приказа министерства имущественных отношений Самарской области (далее - министерство, ответчик) от 11 июня 2014 года N 1280; о признании незаконными действий министерства имущественных отношений Самарской области, выраженных в отказе о предоставлении ООО "Поволжские торговые ряды" в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, в красных линиях ул. Ставропольской/ пр.Кирова, площадью 147,00 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0229002:2006, под установку временного павильона без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией; об обязании министерства имущественных отношений Самарской области по вступлении в законную силу решения суда по делу устранить допущенные нарушения прав ООО "Поволжские торговые ряды" путем принятия к рассмотрению заявления ООО "Поволжские торговые ряды", расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, в красных линиях ул. Ставропольской/пр.Кирова, площадью 147,00 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0229002:2006, под установку временного павильона без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией, обеспечить проведение оценки земельного участка в порядке, установленном законодательством об оценочной деятельности, и публикацию в газете "Волжская коммуна" о предоставлении в аренду земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное бюджетное учреждение Самарской области "Региональный центр недвижимости".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15 декабря 2014 года заявление удовлетворено, приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 11 июня 2014 года N 1280 признан незаконным. Действия министерства имущественных отношений Самарской области, выраженные в отказе о предоставлении ООО "Поволжские торговые ряды" в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, в красных линиях ул. Ставропольской/ пр. Кирова, площадью 147,00 кв. м с кадастровым номером 63:01:0229002:2006, под установку временного павильона без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией признаны незаконными. На министерство имущественных отношений Самарской области возложена обязанность по вступлении в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Поволжские торговые ряды" путем принятия к рассмотрению заявления ООО "Поволжские торговые ряды" о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, в красных линиях ул. Ставропольской/пр.Кирова, площадью 147,00 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0229002:2006, под установку временного павильона без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией, обеспечения проведения оценки земельного участка в порядке, установленном законодательством об оценочной деятельности, и публикации в газете "Волжская коммуна" о предоставлении в аренду земельного участка. С министерства имущественных отношений Самарской области в пользу ООО "Поволжские торговые ряды" взысканы расходы по уплате государственной пошлине в сумме 4000 рублей.
В апелляционных жалобах министерство имущественных отношений Самарской области и правительство Самарской области просят решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что размещение торгового объекта, принадлежащего заявителю, на испрашиваемом земельном участке схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара, утвержденной постановлением главы городского округа Самара от 19.04.2013 N 377, не предусмотрено. Кроме того, испрашиваемый земельный участок находится в собственности Самарской области, в связи с чем на основании п. 2.8 Порядка предоставления земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 26.12.2007 N 280, полномочия по распоряжению им принадлежат правительству Самарской области.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
На основании ч. 5 ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 27 февраля 2015 года рассмотрение дела было отложено на 09 час 40 мин 30 марта 2015 года, поскольку от ООО "Поволжские торговые ряды" поступило ходатайство об отложении судебного заседания в связи с неполучением копий апелляционных жалоб министерства имущественных отношений Самарской области и правительства Самарской области.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей правительства Самарской области и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы апелляционных жалоб, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления общества.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, распоряжением департамента строительства и архитектуры г.о.Самара от 22 июля 2009 года N РД-180 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в красных линиях ул. Ставропольской и пр.Кирова в Кировском районе г. Самары под установку временного павильона, принадлежащего ООО "Поволжские торговые ряды" (т. 1, л.д. 34).
Участок был поставлен на временный кадастровый учет с номером 63:01:0229002:511. ООО "Поволжские торговые ряды" 19 мая 2009 года обратилось с заявлением N 12-2/0107/09 о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, в красных линиях ул. Ставропольской/ пр.Кирова в Кировском районе г. Самары, площадью 146,90 кв. м, под установку временного павильона без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией.
В соответствии с пунктом 2.12 Порядка предоставления министерством имущественных отношений Самарской области был принят приказ от 01 апреля 2010 года N 491 о проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды указанного земельного участка под установку именного павильона без устройства фундамента с дальнейшей эксплуатацией по реализации продуктов питания сроком на один год. Главным управлением организации торгов Самарской области 20 мая 2010 года был проведен аукцион, по результатам которого составлен протокол об итогах аукциона. На основании данного протокола аукционной комиссией к участию в аукционе допущены ООО "Поволжские торговые ряды" и ООО "Адмирал". Поскольку наиболее высокий размер годовой арендной платы предложило ООО "Поволжские торговые ряды", указанное общество было признано комиссией победителем аукциона.
В министерство имущественных отношений Самарской области 25 мая 2010 года поступило заявление ООО "Поволжские торговые ряды" об отказе заключить с министерством договор аренды земельного участка с кадастровым номером: 63:01:0229002:511 в связи с завышенной арендной платой.
ООО "Поволжские торговые ряды" 12 ноября 2013 года повторно обратилось с заявлением N 12-1/3032/2013 о предоставлении в аренду указанного земельного участка. Письмом от 27 ноября 2013 года 12-2/3032/2013 министерство отказало ООО "Поволжские торговые ряды" в предоставлении земельного участка площадью 146,90 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, в красных линиях ул. Ставропольской/ пр.Кирова в Кировском районе г. Самары, в связи с тем, что согласно схеме размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением главы городского округа Самара от 19 апреля 2013 года N 377, размещение торгового объекта, принадлежащего заявителю, на испрашиваемом земельном участке не предусмотрено. Земельный участок был 28 ноября 2013 года повторно поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером: 63:01:0229002:2006.
ООО "Поволжские торговые ряды" 12 декабря 2013 года обратилось с заявлением N 12-1/3213/13 о предоставлении земельного участка в аренду, по результатам рассмотрения которого письмом от 19 декабря 2013 года N 12-1/3213/13 был направлен отказ в предоставлении заявителю земельного участка по аналогичным основаниям (т. 1, л.д. 96-97).
Как следует из представленных документов, в период с осени 2009 года по 2013 год на участке находился принадлежащий ООО "Поволжские торговые ряды" торговый павильон, который был демонтирован.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21 февраля 2014 года и постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 апреля 2013 года по делу N А55-24325/2013 были признаны незаконными действия департамента потребительского рынка и услуг администрации г.о.Самара и администрации Кировского района г.о.Самара по демонтажу и вывозу принадлежащего ООО "Поволжские торговые ряды" торгового павильона, располагавшегося по адресу: г. Самара, ул. Ставропольская, 198/пр.Кирова.
Вышеуказанным постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 апреля 2014 года на администрацию Кировского района г. Самары и департамент потребительского рынка и услуг администрации г.о.Самара возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов ООО "Поволжские торговые ряды", в результате действий по демонтажу и вывозу принадлежащих ему объектов, путем восстановления и приведения демонтированных объектов в первоначальное состояние.
ООО "Поволжские торговые ряды" 02 июля 2014 года обратилось в министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением N 12-1/1698/14 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером: 63:01:0229002:2006.
Письмом от 15 июля 2014 года министерство имущественных отношений Самарской области отказало в предоставлении земельного участка на том основании, что на основании ранее поступившего заявления министерством принято решение о предоставлении вышеуказанного участка иному лицу (приказ от 11 июня 2014 года N 1280) (т. 1, л.д. 73-74).
Считая отказ в предоставлении земельного участка незаконным и нарушающим его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В связи с изданием постановления правительства Самарской области от 13 июня 2006 года N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, были возложены на министерство имущественных отношений Самарской области.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством определен положениями статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации и принятого во исполнение положений данной нормы постановления Правительства Самарской области N 74 от 21 июня 2006 года, которым утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок).
В соответствии с пунктами 2.1. и 2.2. указанного Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством подают заявления по форме, указанной в Приложении N 1 к Порядку. В заявлении о предоставлении земельного участка указываются цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Согласно пункту 2.7 Порядка в целях обеспечения публикации информации о предоставлении земельного участка на определенном праве с указанием условий предоставления в недельный срок начиная с даты поступления утвержденной схемы расположения земельного участка министерство направляет соответствующее обращение в газету "Волжская коммуна", а также размещает указанную информацию на официальном сайте Правительства Самарской области.
Граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков, на основании информации, указанной в пункте 2.7 настоящего Порядка, вправе подать заявление о предоставлении земельного участка в министерство в течение двух недель со дня публикации информации. Заявление должно соответствовать требованиям, указанным в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка. Министерство не позднее следующего дня с даты поступления указанных документов проводит их проверку на соответствие установленным требованиям (пункт 2.9 Порядка). Рассмотрению подлежат все заявления, поступившие до истечения установленного срока. В случае если заявление не соответствует установленным требованиям, министерство в трехдневный срок уведомляет заявителя об отказе в рассмотрении заявления.
В случае поступления после публикации информации, указанной в пункте 2.7 указанного Порядка, двух и более заявлений о предоставлении земельного участка министерство обеспечивает проведение в отношении данного земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Орган, осуществляющий государственный кадастровый учет земельных участков, обеспечивает постановку на учет земельного участка и изготовление его кадастрового паспорта в срок, не превышающий двадцати рабочих дней с момента поступления вышеуказанного обращения министерства.
Министерство обеспечивает проведение оценки земельного участка в порядке, установленном законодательством об оценочной деятельности, в срок, не превышающий тридцати дней с момента получения кадастрового паспорта земельного участка. В недельный срок, начиная с даты получения кадастрового паспорта земельного участка и отчета о рыночной стоимости, министерство принимает решение о проведении торгов в форме аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка и уведомляет о принятом решении лиц, подавших заявления о предоставлении земельного участка.
Таким образом, Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, предусматривает общее правило проведения торгов по продаже земельных участков или права на заключение договора аренды. Без организации и проведения процедуры торгов земельный участок для целей, не связанных со строительством, может быть предоставлен исключительно либо в случае подачи одного заявления, либо в случаях, определенных в пункте 3.1. Порядка.
Пунктом 3.1 Порядка установлено, что в случае если земельный участок испрашивается заявителем в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование в случаях, установленных действующим законодательством, положения о проведении торгов по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка не применяются.
На основании вышеуказанной нормы Земельного кодекса Российской Федерации, а также в соответствии с Порядком, государственное бюджетное учреждение Самарской области "Региональный центр недвижимости" обратилось с заявлением о предоставлении в безвозмездное срочное пользование земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, в красных линиях ул. Ставропольской/пр.Кирова, под размещение временного объекта.
Как следует из текста оспариваемого отказа, спорный земельный участок был предоставлен государственному бюджетному учреждению Самарской области "Региональный центр недвижимости" на основании приказа министерства имущественных отношений Самарской области от 11 июня 2014 года N 1280.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, личности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом уполномочить на явление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Как следует из объяснений заинтересованного лица, согласно данной статье министерство осуществило публикацию в газете "Волжская Коммуна" от 10 июня 2014 года N 148 (29000) и разместило информацию о предоставлении в безвозмездное срочное пользование земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, в красных линиях ул. Ставропольской/пр.Кирова, под размещение временного объекта, данная публикация носила информационный характер.
Таким образом, опубликовав информационное сообщение 10 июня 2014 года и издав приказ уже 11 июня 2014 года, министерство грубо нарушило принцип публичности, открытости и прозрачности процедур, тем самым, нарушив права заявителя на участие в предоставлении рассматриваемого земельного участка.
Из представленных государственным бюджетным учреждением Самарской области "Региональный центр недвижимости" пояснений следует, что на основании приказа министерства имущественных отношений Самарской области от 11 июня 2014 года N 1280 между заинтересованным лицом и учреждением заключен договор N 129п-2014/2015 от 18 июня 2014 года безвозмездного срочного пользование земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара, для целей, не связанных со строительством.
На момент вынесения министерством приказа N 1280 от 11 июня 2014 года и заключения с ГБУ СО "Региональный центр недвижимости" договора N 129п-2014/2015 от 18 июня 2014 года права третьих лиц на указанный земельный участок отсутствовали. Процедура предоставления земельного участка была произведена в соответствии с положениями статей 20, 24 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 17.1 Федеральный закон от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", статьи 5.1 Закона Самарской области "О земле", разделом 3 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2014 года N 74.
Из материалов дела следует, что 05 августа 2014 года произведена государственная регистрация права Самарской области на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение временного объекта, общая площадь 147 кв. м, адрес объекта: Самарская область, г. Самара, Кировский район, в красных линиях улицы Ставропольской/проспекта Кирова, что подтверждается представленным в материалы дела свидетельством о государственной регистрации права N 63-АН N 336014.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что соглашением от 01 сентября 2014 года договор N 129п-2014/2015 от 18 июня 2014 года расторгнут. На данный момент приказ N 1280 от 11 июня 2014 года исполнен, правоотношения между государственным бюджетным учреждением Самарской области "Региональный центр недвижимости" и министерством имущественных отношений Самарской области, возникшие на основании приказа N 1280 от 11 июня 2014 года, прекращены. ГБУ СО "Региональный центр недвижимости" не является землепользователем по договору N 129п-2014/2015 от 18 июня 2014 года.
Более того, согласно информации, размещенной на сайте государственного бюджетного учреждения Самарской области "Региональный центр недвижимости" основной целью деятельности учреждения является предоставление услуг по осуществлению комплекса юридически значимых действий в целях проведения государственной регистрации права собственности Самарской области, прав собственности физических и юридических лиц на недвижимое имущество, их ограничений (обременении), а также перехода права собственности от одного собственника к другому. Каких-либо видов деятельности, для которых учреждение необходим земельный участок, учреждение не осуществляет.
Кроме того, как следует из информации, предоставленной заявителю отделом полиции N 1 УВД по г. Самара, на участке фактически размещается нелегальная автостоянка (т. 1, л.д. 136).
Данное обстоятельство подтверждается также постановлением мирового судьи судебного участка N 12 Кировского судебного района г. Самары Самарской области от 25 сентября 2014 года N 5-379/14 о признании Чекурова А.В. виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ (т. 2, л.д. 12).
В соответствии со статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для признания незаконными решений (действий, бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, установленные судом по рассматриваемому спору обстоятельства позволяют сделать вывод о том, оспариваемые приказ и действия противоречат ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушают права и законные интересы заявителя, так как препятствуют оформлению его прав на земельный участок, что в силу статей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для признания их незаконными и возложения на министерство обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
При таких обстоятельствах требования заявителя обоснованно удовлетворены судом первой инстанции в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы о том, что испрашиваемый земельный участок находится в собственности Самарской области, в связи с чем на основании п. 2.8 Порядка предоставления земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 26.12.2007 N 280, полномочия по распоряжению им принадлежат правительству Самарской области, несостоятельны.
В соответствии с п. 2.8 Порядка предоставления земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 26.12.2007 N 280, распоряжение Правительства Самарской области о предоставлении земельного участка принимается Губернатором - председателем Правительства Самарской области (лицом, его замещающим) единолично.
Вместе с тем согласно п. 2.1 Порядка предоставления земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 26.12.2007 N 280, заявление о предоставлении земельного участка регистрируется в управлении делопроизводства и документооборота аппарата Правительства Самарской области и не позднее следующего дня передается в министерство имущественных отношений Самарской области (далее - министерство) для его проверки на соответствие требованиям, установленным пунктом 2.2 настоящего Порядка.
Доводы апелляционных жалоб о том, что утвержденная постановлением главы городского округа Самара от 19.04.2013 N 377 схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара не предусматривает размещения торгового объекта, принадлежащего заявителю, на испрашиваемом земельном участке, подлежат отклонению. Учитывая, что нестанционраный торговый объект заявителя был размещен на спорном земельном участке до утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара, исходя из части 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" само по себе отсутствие объекта торговли, принадлежащего заявителю, в вышеуказанной схеме не может препятствовать дальнейшему его размещению на спорном земельном участке.
При этом, частью 4 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов.
Испрашиваемый участок сформирован и изначально занят под временным строением задолго до утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара (утверждена постановлением администрации городского округа Самара от 19 апреля 2013 года N 377).
Отсутствие объекта нестационарной торговли в вышеназванной Схеме также не является препятствием для предоставления участка.
Министерство имущественных отношений Самарской области в силу абзаца 49 пункта 2.2 Положения о министерстве имущественных отношений Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области N 79 от 20 июня 2007 года, представляет интересы Самарской области в сфере имущественных и земельных отношений в судах общей юрисдикции, арбитражных судах.
Довод представителя министерства о привлечении к участию в деле правительства Самарской области подлежит отклонению, так как суд апелляционной инстанции не находит оснований для привлечения к участию в деле правительства Самарской области, которое оспариваемый приказ не издавало; предметом оспаривания в рамках настоящего дела являются действия министерства, а не правительства Самарской области.
Доводы апелляционных жалоб о том, что спорный земельный участок был необходим для нужд Самарской области, не принимаются. Судом на основании представленных в материалы дела доказательств установлено, что на участке располагается нелегальная автостоянка.
Ссылки в апелляционных жалобах на то, что вывод суда об отсутствии необходимости в предоставлении участка ГБУ "РЦН" неверен, необоснованны. Заключив с министерством договор безвозмездного срочного пользования 18 июня 2014 года, ГБУ "РЦН" 01 сентября 2014 года расторгло указанный договор; 05 августа 2014 года была проведена регистрация права собственности Самарской области на спорный земельный участок.
Таким образом, целью предоставления участка в безвозмездное срочное пользование было оформление участка в собственность Самарской области на основании норм Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Между тем статьей 18 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в собственности субъекта РФ могут находиться земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности.
В данном случае, ни одного из указанных в ст. 18 ЗК РФ оснований не имеется, а потому оформленный таким образом перевод участка в собственность Самарской области, не соответствует закону.
Из системного толкования положений статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Самарской области от 21 июня 2006 года N 74 "О Порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" следует, что указанными нормами предусмотрено предоставление гражданам и юридическим лицам, заинтересованным в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, свободных земельных участков (постановление ФАС ПО от 26 июня 2014 года по делу N А55-7270/14).
В соответствии с постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06 мая 2014 года по делу N А55-24325/2013 (в котором министерство было привлечено третьим лицом, и представитель министерства участвовал во всех заседаниях), департамент потребительского рынка и услуг администрации г.о.Самара и администрация Кировского района г. Самары были обязаны восстановить на спорном земельном участке объект, принадлежавший заявителю.
Таким образом, на момент издания приказа от 11 июня 2014 года участок не был свободен от прав третьих лиц.
Как следует из материалов дела, ООО "Поволжские торговые ряды" неоднократно обращалось в министерство за предоставлением спорного участка в аренду. Более пяти лет министерство имущественных отношений Самарской области не осуществляло каких-либо действий по распоряжению этим земельным участком.
Оспариваемый приказ о предоставлении этого земельного участка в пользование государственному бюджетному учреждению Самарской области "Региональный центр недвижимости" издан министерством имущественных отношений Самарской области после вступления в силу решения суда об обязании восстановить на спорном участке объект, принадлежавший ООО "Поволжские торговые ряды".
Вышеназванные обстоятельства свидетельствуют о том, что издание оспариваемого приказа имело также целью воспрепятствовать ООО "Поволжские торговые ряды" оформить права аренды на земельный участок, что в силу части 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации может рассматриваться как злоупотребление правом.
Таким образом, приведенные в апелляционных жалобах доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 15 декабря 2014 года следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на министерство и правительство Самарской области, однако взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 15 декабря 2014 года по делу N А55-19404/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА

Судьи
Е.И.ЗАХАРОВА
В.С.СЕМУШКИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)