Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Баркановой Я.В., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Веселовой М.А.
при участии:
от заявителя: Мурыгова В.Е., доверенность от 07.04.2015,
от заинтересованного лица: не явился, извещен,
рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4278/2015) ООО "Титан" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.10.2014 по делу N А26-3293/2014 (судья Подкопаев А.В.), принятое
по заявлению ООО "Титан"
заинтересованное лицо: Администрация Лахденпохского муниципального района Республики Карелия
о признании незаконными отказов у утверждении схем расположения земельных участков,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Титан" (ОГРН: 1071007000481; Республика Карелия, Лахденпохский район, г. Лахденпохья, Мелиоративный пер., д. 15, оф. 6; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконными отказов администрации Лахденпохского муниципального района (ОГРН: 1021000993815; Республика Карелия, Лахденпохский район, г. Лахденпохья, ул. Советская, д. 7а; далее - Администрация) в утверждении схем расположения земельных участков N 6448 от 19.12.2013, N 477 от 29.01.2014, N 1262 от 04.03.2014.
Решением суда от 29.10.2014 отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает, что Положение, на которое ссылается Администрация в своих отказах, было принято после обращения Общества с заявлениями о предоставлении земельных участков в 2009 году, в связи с чем не подлежит применению к рассматриваемому спору. Также податель жалобы указывает, что им не был пропущен срок для обращения в суд с заявлением о признании незаконными отказов от 29.01.2014 и от 04.03.2014.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Администрацию с заявлением от 03.12.2013 об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу Карелия, Лахденпохский район, пос. Тиурула, о. Кильпола, общей площадью 350 000 кв. м.
Письмом от 19.12.2013 N 6448 Администрация указала, что в соответствии с пунктом 7.1 Положения о предоставлении земельных участков на территории Лахденпохского муниципального района Республики Карелия, утвержденного решением сессии Совета Лахденпохского муниципального района от 22.04.2010 N 47 предоставление земельных участков для целей, связанных с использованием в коммерческих целях, при отсутствии социальной направленности предполагаемого объекта капитального строительства осуществляется исключительно на торгах.
31.12.2013 Общество обратилось в Администрацию с просьбой пересмотреть решение, изложенное в письме от 19.12.2013 N 6448.
Письмом от 29.01.2014 N 477 Администрация указала на отсутствие оснований для отмены ранее принятого решения.
25.02.2014 Общество обратилось в Администрацию с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу Карелия, Лахденпохский район, пос. Тиурула, о. Вяйвяренсари.
Письмом от 04.03.2014 N 1202 Администрация указала, что в соответствии с пунктом 7.1 Положения о предоставлении земельных участков на территории Лахденпохского муниципального района Республики Карелия, утвержденного решением сессии Совета Лахденпохского муниципального района от 22.04.2010 N 47 предоставление земельных участков для целей, связанных с использованием в коммерческих целях, при отсутствии социальной направленности предполагаемого объекта капитального строительства осуществляется исключительно на торгах.
Полагая отказы Администрации незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, правильно применив нормы материального и процессуального права, отказал в удовлетворении заявления.
Апелляционный суд, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Пунктом 1 статьи 34 ЗК РФ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом. Для этого указанные органы обязаны:
- - принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- - уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- - обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Во исполнение пункта 1 статьи 34 ЗК РФ, решением сессии Совета Лахденпохского муниципального района от 22.04.2010 N 47 утверждено Положение о предоставлении земельных участков на территории Лахденпохского муниципального района Республики Карелия (далее - Положение), которое определяет единый порядок рассмотрения заявлений граждан и юридических лиц и принятия муниципальных правовых актов на территории Лахденпохского муниципального района при предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам на определенном виде права.
В соответствии с пунктом 7.1 Положения предоставление земельных участков для целей, связанных с использованием в коммерческих целях, при отсутствии социальной направленности предполагаемого объекта капитального строительства осуществляется исключительно на торгах.
Общество не оспаривает, что испрашивает земельные участки для использования в коммерческих целях.
При этом апелляционный суд отклоняет довод подателя жалобы о том, что данное Положение не может быть применено к спорным отношениям, как принятое после обращения Общества в 2009 году с заявлениями о предоставлении земельных участков.
Действительно, из материалов дела следует, что Общество в сентябре - октябре 2009 года обращалось в Администрацию с заявлениями (т. 1, л.д. 27-31) о предоставлении в аренду земельных участков для сельскохозяйственной деятельности, в Лахденпохском районе Республики Карелия, о. Кильпола, и район п. Тиурула, о. Вяйвяренсари: площадью 230 000 м(2), 13 000 м(2), 240 000 м(2), 8 000 м(2), 21 000 м(2).
Вместе с тем, оспариваемые отказы приняты Администрацией на основании заявлений Общества об утверждении схем расположения земельных участков, поданных в октябре 2013 года и в феврале 2014 года, то есть в тот период, когда Положение о предоставлении земельных участков на территории Лахденпохского муниципального района являлось действующим нормативным правовым актом (с 5 мая 2010 года) и Администрация готовила земельные участки для продажи с торгов.
На день рассмотрения дела в суде 8 из 9 испрашиваемых обществом земельных участков поставлены на кадастровый учет в 2014 году, их размеры и границы существенно отличаются от первоначально испрашиваемых обществом земельных участков.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемые обществом отказы в утверждении схем расположения земельных участков соответствуют требованиям действующего законодательства, поэтому оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Трехмесячный срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ, для оспаривания решения Администрации, изложенного в письме от 19.12.2013 N 6448, истек 19 марта 2014. Общество обратилось с заявлением в суд с нарушением срока - 21 апреля 2014 года.
Оснований для восстановления пропущенного срока по оспариванию решения Администрации, изложенного в письме от 19.12.2013 N 6448, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел ввиду отсутствия уважительных причин пропуска срока.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены или изменения принятого решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.10.2014 по делу N А26-3293/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Е.В.ЖИЛЯЕВА
Судьи
Я.В.БАРКАНОВА
И.А.ТИМУХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.05.2015 N 13АП-4278/2015 ПО ДЕЛУ N А26-3293/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 мая 2015 г. по делу N А26-3293/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Баркановой Я.В., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Веселовой М.А.
при участии:
от заявителя: Мурыгова В.Е., доверенность от 07.04.2015,
от заинтересованного лица: не явился, извещен,
рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4278/2015) ООО "Титан" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.10.2014 по делу N А26-3293/2014 (судья Подкопаев А.В.), принятое
по заявлению ООО "Титан"
заинтересованное лицо: Администрация Лахденпохского муниципального района Республики Карелия
о признании незаконными отказов у утверждении схем расположения земельных участков,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Титан" (ОГРН: 1071007000481; Республика Карелия, Лахденпохский район, г. Лахденпохья, Мелиоративный пер., д. 15, оф. 6; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконными отказов администрации Лахденпохского муниципального района (ОГРН: 1021000993815; Республика Карелия, Лахденпохский район, г. Лахденпохья, ул. Советская, д. 7а; далее - Администрация) в утверждении схем расположения земельных участков N 6448 от 19.12.2013, N 477 от 29.01.2014, N 1262 от 04.03.2014.
Решением суда от 29.10.2014 отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает, что Положение, на которое ссылается Администрация в своих отказах, было принято после обращения Общества с заявлениями о предоставлении земельных участков в 2009 году, в связи с чем не подлежит применению к рассматриваемому спору. Также податель жалобы указывает, что им не был пропущен срок для обращения в суд с заявлением о признании незаконными отказов от 29.01.2014 и от 04.03.2014.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Администрацию с заявлением от 03.12.2013 об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу Карелия, Лахденпохский район, пос. Тиурула, о. Кильпола, общей площадью 350 000 кв. м.
Письмом от 19.12.2013 N 6448 Администрация указала, что в соответствии с пунктом 7.1 Положения о предоставлении земельных участков на территории Лахденпохского муниципального района Республики Карелия, утвержденного решением сессии Совета Лахденпохского муниципального района от 22.04.2010 N 47 предоставление земельных участков для целей, связанных с использованием в коммерческих целях, при отсутствии социальной направленности предполагаемого объекта капитального строительства осуществляется исключительно на торгах.
31.12.2013 Общество обратилось в Администрацию с просьбой пересмотреть решение, изложенное в письме от 19.12.2013 N 6448.
Письмом от 29.01.2014 N 477 Администрация указала на отсутствие оснований для отмены ранее принятого решения.
25.02.2014 Общество обратилось в Администрацию с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу Карелия, Лахденпохский район, пос. Тиурула, о. Вяйвяренсари.
Письмом от 04.03.2014 N 1202 Администрация указала, что в соответствии с пунктом 7.1 Положения о предоставлении земельных участков на территории Лахденпохского муниципального района Республики Карелия, утвержденного решением сессии Совета Лахденпохского муниципального района от 22.04.2010 N 47 предоставление земельных участков для целей, связанных с использованием в коммерческих целях, при отсутствии социальной направленности предполагаемого объекта капитального строительства осуществляется исключительно на торгах.
Полагая отказы Администрации незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, правильно применив нормы материального и процессуального права, отказал в удовлетворении заявления.
Апелляционный суд, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Пунктом 1 статьи 34 ЗК РФ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом. Для этого указанные органы обязаны:
- - принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- - уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- - обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Во исполнение пункта 1 статьи 34 ЗК РФ, решением сессии Совета Лахденпохского муниципального района от 22.04.2010 N 47 утверждено Положение о предоставлении земельных участков на территории Лахденпохского муниципального района Республики Карелия (далее - Положение), которое определяет единый порядок рассмотрения заявлений граждан и юридических лиц и принятия муниципальных правовых актов на территории Лахденпохского муниципального района при предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам на определенном виде права.
В соответствии с пунктом 7.1 Положения предоставление земельных участков для целей, связанных с использованием в коммерческих целях, при отсутствии социальной направленности предполагаемого объекта капитального строительства осуществляется исключительно на торгах.
Общество не оспаривает, что испрашивает земельные участки для использования в коммерческих целях.
При этом апелляционный суд отклоняет довод подателя жалобы о том, что данное Положение не может быть применено к спорным отношениям, как принятое после обращения Общества в 2009 году с заявлениями о предоставлении земельных участков.
Действительно, из материалов дела следует, что Общество в сентябре - октябре 2009 года обращалось в Администрацию с заявлениями (т. 1, л.д. 27-31) о предоставлении в аренду земельных участков для сельскохозяйственной деятельности, в Лахденпохском районе Республики Карелия, о. Кильпола, и район п. Тиурула, о. Вяйвяренсари: площадью 230 000 м(2), 13 000 м(2), 240 000 м(2), 8 000 м(2), 21 000 м(2).
Вместе с тем, оспариваемые отказы приняты Администрацией на основании заявлений Общества об утверждении схем расположения земельных участков, поданных в октябре 2013 года и в феврале 2014 года, то есть в тот период, когда Положение о предоставлении земельных участков на территории Лахденпохского муниципального района являлось действующим нормативным правовым актом (с 5 мая 2010 года) и Администрация готовила земельные участки для продажи с торгов.
На день рассмотрения дела в суде 8 из 9 испрашиваемых обществом земельных участков поставлены на кадастровый учет в 2014 году, их размеры и границы существенно отличаются от первоначально испрашиваемых обществом земельных участков.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемые обществом отказы в утверждении схем расположения земельных участков соответствуют требованиям действующего законодательства, поэтому оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Трехмесячный срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ, для оспаривания решения Администрации, изложенного в письме от 19.12.2013 N 6448, истек 19 марта 2014. Общество обратилось с заявлением в суд с нарушением срока - 21 апреля 2014 года.
Оснований для восстановления пропущенного срока по оспариванию решения Администрации, изложенного в письме от 19.12.2013 N 6448, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел ввиду отсутствия уважительных причин пропуска срока.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены или изменения принятого решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.10.2014 по делу N А26-3293/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Е.В.ЖИЛЯЕВА
Судьи
Я.В.БАРКАНОВА
И.А.ТИМУХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)