Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июля 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Богдановской Г.Н., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ахмадуллиной А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.04.2014 по делу N А07-2505/2014 (судья Архиереев Н.В.).
Индивидуальный предприниматель Нурисламов Дмитрий Илдарович (далее - заявитель, предприниматель, Нурисламов Д.И.) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории города Уфа.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.04.2014 (резолютивная часть оглашена 16.04.2014) заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным, ввиду несоответствия статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации, бездействие Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории города Уфа вдоль автодороги Уфа-Охлебинино для размещения временной стоянки грузовой техники. Обязал Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в течение 15 суток после вступления в законную силу решения Арбитражного суда Республики Башкортостан предоставить индивидуальному предпринимателю Нурисламову Дмитрию Илдаровичу утвержденную схему расположения земельного участка площадью 3 187 кв. м на кадастровом плане территории города Уфа в кадастровом квартале 02:55:040608 вдоль автодороги Уфа-Охлебинино для размещения временной стоянки грузовой техники.
С вынесенным решением не согласилось заинтересованное лицо, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Управление (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на расположение испрашиваемого предпринимателем земельного участка в границах кадастрового квартала зарезервированного для муниципальных нужд, как территории общего пользования. Указывает на ограничение оборотоспособности таких земельных участков и недопустимость их предоставления в собственность по основаниям подпункта 13 пункта 5 статьи 27, пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Нурисламов Дмитрий Илдарович 16.12.2013 обратился в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка для размещения временной стоянки грузовой техники в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации. В заявлении указана площадь земельного участка 3 187 кв. м, его местоположение - Октябрьский район города Уфа, вдоль автодороги Уфа-Охлебино, кадастровый номер квартала-02:55:040608 и координаты границ земельного участка. К заявлению прилагалась схема расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории, выполненная кадастровым инженером (л.д. 10-11).
Сведений о рассмотрении заявления материалы дела не содержат.
Ссылаясь на отсутствие ответа на заявление от 16.12.2013 в установленные законодательством сроки, предприниматель обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с настоящим заявлением.
При рассмотрении заявленных требований суд первой инстанции пришел к выводу о наличии неправомерного бездействия Управления по рассмотрению заявления предпринимателя об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровой карте (кадастровом плане) соответствующей территории и отсутствии доказательств, свидетельствующих о наличии оснований для отказа в ее утверждении. Установив, что такое бездействие нарушает право предпринимателя на предоставление ему земельного участка в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, суд удовлетворил заявленные требования.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказать соответствие обжалуемых ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону лежит на принявшим их государственном органе, органе местного самоуправления, ином органе, должностном лице.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе путем предоставления в аренду, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, предусмотрен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
В соответствии с пунктом 4 указанной статьи орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В силу пункта 5 указанной статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка, принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации на органы государственной власти и органы местного самоуправления возложена обязанность по принятию соответствующего акта, устанавливающего процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия по ним решений.
В соответствии с Положением о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденным решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 23.11.2011 N 43/7, предоставление земельного участка для целей, не связанных со строительством, осуществляется на основании заявления физического лица или юридического лица (индивидуального предпринимателя), заинтересованного в предоставлении земельного участка (пункт 2.1).
В заявлении указывается цель использования земельного участка; площадь, местоположение, кадастровый номер земельного участка (если имеется); испрашиваемое право на земельный участок.
К заявлению физического лица прилагается следующий перечень документов: копия паспорта; нотариально заверенная доверенность, подтверждающая полномочия лица, действующего в интересах заявителя (при необходимости); схема расположения земельного участка или кадастровый паспорт земельного участка (при наличии) (пункт 2.2).
Заявление с приложением документов на имя главы администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставляется в администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан для регистрации и, после наложения резолюции главой администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (либо уполномоченным заместителем главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан), в трехдневный срок, копии заявления и приложенных документов направляются для рассмотрения в Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
В случае, если к заявлению не приложен кадастровый паспорт земельного участка, Управление на основании заявления с учетом зонирования территорий, в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Если в процессе утверждения расположения земельного участка на кадастровой карте либо выяснения возможности предоставления земельного участка, стоящего на государственном кадастровом учете, выясняется, что этот земельный участок не может быть предоставлен для испрашиваемых целей в силу наличия прав третьих лиц, либо в силу противоречия требованиям градостроительного регламента, либо по иным причинам, установленным действующим законодательством, то Управлением в двухнедельный срок готовится мотивированный отказ заявителю о невозможности формирования земельного участка и его предоставления (пункт 2.3).
Из изложенных положений следует, что утверждение схемы расположения земельного участка необходимо для постановки испрашиваемого, в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, земельного участка на кадастровый учет для дальнейшего рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка заявителю и является необходимым этапом предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в случаях отсутствия формирования земельного участка, что имеет место в рассматриваемом случае. В рамках названного этапа проводится формирование границ земельного участка с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории и корректировка границ и площади согласовываемого земельного участка по сравнению с земельным участком, указанным ориентировочно в заявлении.
Из материалов дела и содержания апелляционной жалобы следует, что бездействие по утверждению схемы расположения земельного участка мотивировано органом местного самоуправления расположением испрашиваемого предпринимателем земельного участка в границах кадастрового квартала, зарезервированного для муниципальных нужд, как территории общего пользования.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в совокупности, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии в материалах дела сведений о резервировании земельного участка либо его расположении в границах красных линий.
Решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22.10.2012 N 10/12 "О внесении изменений в решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 23 декабря 2010 года N 32/15 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" вместе со "Схемой размещения зарезервированных земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд", "Перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель" были зарезервированы полностью или частично земельные участки согласно приложению N 2.
Указанное приложение не содержит сведений об осуществлении резервирования кадастрового квартала 02:55:040608 в целом. Оснований для вывода о совпадении испрашиваемого заявителем земельного участка (в соответствии с приведенной схемой и описанием границ) с одним из зарезервированных земельных участков, расположенных в названном квартале у судебной коллегии не имеется.
Иного, включая расположение испрашиваемого земельного участка на землях общего пользования, в нарушение положений пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителем не доказано.
Таким образом, приведенные Управлением возражения не являются фактами, исключающими возможность утверждения схемы расположения земельного участка, испрашиваемого предпринимателем.
Судебной коллегией отмечается, что нормы Земельного кодекса Российской Федерации не содержат запрета в предоставлении в аренду земельных участков, находящихся в резерве для государственных или муниципальных нужд, поскольку в соответствии с пунктом 3.1 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, заключается на срок, продолжительность которого не может превышать срок резервирования таких земель.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно признал бездействие Управления не соответствующим положениям закона и нарушающим права и законные интересы ИП Нурисламова Д.И. в сфере предпринимательской деятельности и в качестве меры восстановления нарушенного права, по правилам пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязал заинтересованное лицо утвердить и выдать схему расположения спорного земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Ее взыскание в доход федерального бюджета не производится ввиду освобождения Администрации от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.47 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.04.2014 по делу N А07-2505/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.07.2014 N 18АП-6626/2014 ПО ДЕЛУ N А07-2505/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июля 2014 г. N 18АП-6626/2014
Дело N А07-2505/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июля 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Богдановской Г.Н., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ахмадуллиной А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.04.2014 по делу N А07-2505/2014 (судья Архиереев Н.В.).
Индивидуальный предприниматель Нурисламов Дмитрий Илдарович (далее - заявитель, предприниматель, Нурисламов Д.И.) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории города Уфа.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.04.2014 (резолютивная часть оглашена 16.04.2014) заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным, ввиду несоответствия статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации, бездействие Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории города Уфа вдоль автодороги Уфа-Охлебинино для размещения временной стоянки грузовой техники. Обязал Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в течение 15 суток после вступления в законную силу решения Арбитражного суда Республики Башкортостан предоставить индивидуальному предпринимателю Нурисламову Дмитрию Илдаровичу утвержденную схему расположения земельного участка площадью 3 187 кв. м на кадастровом плане территории города Уфа в кадастровом квартале 02:55:040608 вдоль автодороги Уфа-Охлебинино для размещения временной стоянки грузовой техники.
С вынесенным решением не согласилось заинтересованное лицо, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Управление (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на расположение испрашиваемого предпринимателем земельного участка в границах кадастрового квартала зарезервированного для муниципальных нужд, как территории общего пользования. Указывает на ограничение оборотоспособности таких земельных участков и недопустимость их предоставления в собственность по основаниям подпункта 13 пункта 5 статьи 27, пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Нурисламов Дмитрий Илдарович 16.12.2013 обратился в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка для размещения временной стоянки грузовой техники в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации. В заявлении указана площадь земельного участка 3 187 кв. м, его местоположение - Октябрьский район города Уфа, вдоль автодороги Уфа-Охлебино, кадастровый номер квартала-02:55:040608 и координаты границ земельного участка. К заявлению прилагалась схема расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории, выполненная кадастровым инженером (л.д. 10-11).
Сведений о рассмотрении заявления материалы дела не содержат.
Ссылаясь на отсутствие ответа на заявление от 16.12.2013 в установленные законодательством сроки, предприниматель обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с настоящим заявлением.
При рассмотрении заявленных требований суд первой инстанции пришел к выводу о наличии неправомерного бездействия Управления по рассмотрению заявления предпринимателя об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровой карте (кадастровом плане) соответствующей территории и отсутствии доказательств, свидетельствующих о наличии оснований для отказа в ее утверждении. Установив, что такое бездействие нарушает право предпринимателя на предоставление ему земельного участка в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, суд удовлетворил заявленные требования.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказать соответствие обжалуемых ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону лежит на принявшим их государственном органе, органе местного самоуправления, ином органе, должностном лице.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе путем предоставления в аренду, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, предусмотрен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
В соответствии с пунктом 4 указанной статьи орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В силу пункта 5 указанной статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка, принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации на органы государственной власти и органы местного самоуправления возложена обязанность по принятию соответствующего акта, устанавливающего процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия по ним решений.
В соответствии с Положением о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденным решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 23.11.2011 N 43/7, предоставление земельного участка для целей, не связанных со строительством, осуществляется на основании заявления физического лица или юридического лица (индивидуального предпринимателя), заинтересованного в предоставлении земельного участка (пункт 2.1).
В заявлении указывается цель использования земельного участка; площадь, местоположение, кадастровый номер земельного участка (если имеется); испрашиваемое право на земельный участок.
К заявлению физического лица прилагается следующий перечень документов: копия паспорта; нотариально заверенная доверенность, подтверждающая полномочия лица, действующего в интересах заявителя (при необходимости); схема расположения земельного участка или кадастровый паспорт земельного участка (при наличии) (пункт 2.2).
Заявление с приложением документов на имя главы администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставляется в администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан для регистрации и, после наложения резолюции главой администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (либо уполномоченным заместителем главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан), в трехдневный срок, копии заявления и приложенных документов направляются для рассмотрения в Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
В случае, если к заявлению не приложен кадастровый паспорт земельного участка, Управление на основании заявления с учетом зонирования территорий, в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Если в процессе утверждения расположения земельного участка на кадастровой карте либо выяснения возможности предоставления земельного участка, стоящего на государственном кадастровом учете, выясняется, что этот земельный участок не может быть предоставлен для испрашиваемых целей в силу наличия прав третьих лиц, либо в силу противоречия требованиям градостроительного регламента, либо по иным причинам, установленным действующим законодательством, то Управлением в двухнедельный срок готовится мотивированный отказ заявителю о невозможности формирования земельного участка и его предоставления (пункт 2.3).
Из изложенных положений следует, что утверждение схемы расположения земельного участка необходимо для постановки испрашиваемого, в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, земельного участка на кадастровый учет для дальнейшего рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка заявителю и является необходимым этапом предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в случаях отсутствия формирования земельного участка, что имеет место в рассматриваемом случае. В рамках названного этапа проводится формирование границ земельного участка с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории и корректировка границ и площади согласовываемого земельного участка по сравнению с земельным участком, указанным ориентировочно в заявлении.
Из материалов дела и содержания апелляционной жалобы следует, что бездействие по утверждению схемы расположения земельного участка мотивировано органом местного самоуправления расположением испрашиваемого предпринимателем земельного участка в границах кадастрового квартала, зарезервированного для муниципальных нужд, как территории общего пользования.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в совокупности, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии в материалах дела сведений о резервировании земельного участка либо его расположении в границах красных линий.
Решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22.10.2012 N 10/12 "О внесении изменений в решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 23 декабря 2010 года N 32/15 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" вместе со "Схемой размещения зарезервированных земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд", "Перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель" были зарезервированы полностью или частично земельные участки согласно приложению N 2.
Указанное приложение не содержит сведений об осуществлении резервирования кадастрового квартала 02:55:040608 в целом. Оснований для вывода о совпадении испрашиваемого заявителем земельного участка (в соответствии с приведенной схемой и описанием границ) с одним из зарезервированных земельных участков, расположенных в названном квартале у судебной коллегии не имеется.
Иного, включая расположение испрашиваемого земельного участка на землях общего пользования, в нарушение положений пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителем не доказано.
Таким образом, приведенные Управлением возражения не являются фактами, исключающими возможность утверждения схемы расположения земельного участка, испрашиваемого предпринимателем.
Судебной коллегией отмечается, что нормы Земельного кодекса Российской Федерации не содержат запрета в предоставлении в аренду земельных участков, находящихся в резерве для государственных или муниципальных нужд, поскольку в соответствии с пунктом 3.1 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, заключается на срок, продолжительность которого не может превышать срок резервирования таких земель.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно признал бездействие Управления не соответствующим положениям закона и нарушающим права и законные интересы ИП Нурисламова Д.И. в сфере предпринимательской деятельности и в качестве меры восстановления нарушенного права, по правилам пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязал заинтересованное лицо утвердить и выдать схему расположения спорного земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Ее взыскание в доход федерального бюджета не производится ввиду освобождения Администрации от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.47 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.04.2014 по делу N А07-2505/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
И.Ю.СОКОЛОВА
И.Ю.СОКОЛОВА
Судьи
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
Л.А.СУСПИЦИНА
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
Л.А.СУСПИЦИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)