Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Гафурова С.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,
судей Полуэктовой С.К. и Нефедова О.Н.,
при секретаре М.А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и З.В.Ю. В*** Ю*** на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 09 декабря 2013 года, по которому постановлено:
Исковые требования З.В.А. В*** А***, М.М. М*** К***, Е. А*** Н***, Ц. Н*** Н*** удовлетворить частично.
Признать решение филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Ульяновской области о снятии с государственного кадастрового учета земельных участков, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, местоположение: Ульяновская область, Ульяновский район, МО "Т*** сельское поселение", с кадастровыми номерами ***108, ***109, ***110 незаконным.
Обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Ульяновской области восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельных участках, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, местоположение: Ульяновская область, Ульяновский район, МО "Т*** сельское поселение", с кадастровыми номерами ***:108, ***:109, ***:110.
Признать действия ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Ульяновской области по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами ***:117, ***:118, ***:119 незаконными.
Признать межевой план земельных участков с кадастровыми номерами ***:117, ***:118, ***:119 от 29.08.2013 кадастрового инженера ООО "А***" М.О. недействительным.
Признать решение Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ульяновской области от 26 августа 2013 года об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности З.В.А. В*** А***, М.М. М*** К***, Е. А*** Н***, Ц. Н*** Н*** на земельные участки, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, местоположение: Ульяновская область, Ульяновский район, МО "Т*** сельское поселение", с кадастровыми номерами ***:108, ***:109, ***:110 незаконным.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ульяновской области осуществить государственную регистрацию права общей долевой собственности З.В.А. В*** А*** (доля в праве 1/6), М.М. М*** К*** (доля в праве 4/6) земельного участка площадью 84 300 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, местоположение: Ульяновская область, Ульяновский район, МО "Т*** сельское поселение", с кадастровым номером ***:109.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ульяновской области осуществить государственную регистрацию права общей долевой собственности Е. А*** Н*** (доля в праве 1/75) земельного участка площадью 6 322 500 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, местоположение: Ульяновская область, Ульяновский район, МО "Т*** сельское поселение", с кадастровым номером ***:108.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ульяновской области осуществить государственную регистрацию права общей долевой собственности Ц. Н*** Н*** (доля в праве 1/4) земельного участка площадью 134 880 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, местоположение: Ульяновская область, Ульяновский район, МО "Т*** сельское поселение", с кадастровым номером ***:110.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Решение является основанием для прекращения права общей долевой собственности З.В.А. В*** А***, М.М. М*** К***, Е. А*** Н***, Ц. Н*** Н*** на земельный участок площадью 5123 га, расположенный по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, СПК имени Я.М. С***, кадастровый ***:7.
Заслушав доклад судьи Нефедова О.Н., объяснения представителя Управления Росреестра по Ульяновской области М.А.К., представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" Г., представителя З.В.Ю. Н.О., поддержавших доводы своих апелляционных жалоб; представителей З.В.А., М.М., Е., Ц. - С. и Х., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
З.В.А., М.М., Е. и Ц. обратились в суд с уточненным в ходе рассмотрения дела иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (Управление Росреестра по Ульяновской области), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") в котором просили:
- признать незаконным решение филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области о снятии с государственного кадастрового учета земельных участков, расположенных по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, МО "Т*** сельское поселение", с кадастровыми номерами ***:108, ***:109, ***:110;
- обязать филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения об указанных земельных участках;
- признать незаконными действия филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами ***:117, ***:118, ***:119;
- признать межевой план от 29.08.2013 указанных земельных участков, подготовленный кадастровым инженером М.О., недействительным;
- признать незаконным решение Управления Росреестра по Ульяновской области от 26 августа 2013 г. об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности З.В.А., М.М., Е., Ц. на земельные участки с кадастровыми номерами ***:108, ***:109, ***:110;
- обязать Управление Росреестра по Ульяновской области осуществить государственную регистрацию права общей долевой собственности З.В.А. (доля в праве 1/6), М.М. (доля в праве 4/6) на земельный участок площадью 84 300 кв. м, с кадастровым номером ***:109; Е. (доля в праве 1/75) - на земельный участок площадью 6 322 500 кв. м, с кадастровым номером ***:108; Ц. (доля в праве 1/4) - на земельный участок площадью 134 880 кв. м, с кадастровым номером ***:110;
- обязать Управление Росреестра по Ульяновской области и ФГБУ "ФКП Росреестра" устранить препятствия в пользовании земельными участками с кадастровыми номерами ***:108, ***:109, ***:110.
Требования мотивировали тем, что на основании решения от 15.07.2013 общего собрания участников общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером ***:7, расположенный в границах землепользования СПК им. Я.М. С*** Ульяновского района Ульяновской области, филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области 29.08.2013 снял с кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами: ***:108, ***:109, ***:110, которые ранее - 20.06.2013 были в установленном законом порядке поставлены на кадастровый учет. Вместо этих участков на кадастровый учет поставлены участки с кадастровыми номерами ***:117, ***:118 ***:119, которые были образованы в пределах границ земельного участка с кадастровым номером ***:7.
Оспариваемое решение о снятии с учета земельных участков с кадастровыми номерами ***:108, ***:109, ***:110 могло быть принято только на основании заявления собственников сформированных участков. Кроме того, общее собрание участников общей долевой собственности от 15.07.2013 было проведено с нарушением установленной Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" процедуры, в отсутствие кворума.
09.07.2013 они - истцы обратились в Управление Росреестра по Ульяновской области с заявлением о регистрации права общей долевой собственности на земельные участки с кадастровыми номерами ***:108, ***:109, ***:110.
26.08.2013 в их адрес направлено сообщение об отказе в государственной регистрации права по причине того, что заключение об отсутствии возражений относительно размера и местоположения границ образуемых земельных участков составлено до истечения 30 календарных дней.
Отказ в государственной регистрации права является незаконным, так как кадастровые работы по формированию земельных участков были проведены в соответствии с действующим законодательством, никто из участников общей долевой собственности в установленные сроки не ознакомился с проектом межевания и не направил своих возражений ни кадастровому инженеру, ни в ФГБУ "ФКП Росреестра".
Поскольку при проведении кадастровых работ по образованию земельных участков с кадастровыми номерами ***:117, ***:118, ***:119 были нарушены требования законодательства (к проекту межевания не приложены заверенные копии документов, удостоверяющих права на земельные доли; проектный план составлен без картографической основы; образованные земельные участки пересекают границы сформированных ранее земельных участков), межевой план указанных участков, составленный кадастровым инженером М.О., является недействительным.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены З.В.Ю. В*** Ю*** и кадастровый инженер М.О. О*** А***.
Рассмотрев по существу предъявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.
ФГБУ "ФКП Росреестра" в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. Полагает, что решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 31.07.2013, которым З.В.Ю. было отказано в снятии земельных участков с кадастровыми номерами ***:108, ***:109, ***:110, ***:111 с государственного кадастрового учета, в рассматриваемом деле не имеет преюдициального значения, поскольку различаются предмет и основания заявленных требований. Установление законности постановки на государственный кадастровый учет указанных участков не отменяет оснований для подачи заявления о снятии их с государственного кадастрового учета в соответствии с п. 5 ст. 24 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Не соглашается с преюдициальным значением решения Ульяновского районного суда Ульяновской области от 06.11.2013, которым были признаны незаконными решения общего собрания участников общей долевой собственности на земельный участок от 05.08.2013, поскольку оно не вступило в законную силу.
Полагает необоснованным вывод суда о недействительности межевого плана от 29.08.2013 земельных участков с кадастровыми номерами ***:117, ***:118, ***:119, так как вопрос о несоответствии указанного межевого плана требованиям действующего законодательства, в том числе приказу Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков", не исследовался.
Также не соглашается с выводом суда о том, что земельные участки не могли быть сняты с кадастрового учета по заявлению З.В.Ю., которая решением общего собрания участников общей долевой собственности от 05.08.2013 была наделена соответствующими полномочиями. В соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" участники общей долевой собственности на общем собрании могут принять решение о лице, уполномоченном от имени участников долевой собственности действовать без доверенности, в том числе при обращении с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета. Соответственно, на основании заявлений З.В.Ю., уполномоченной собственниками исходного объекта недвижимости, земельные участки с кадастровыми номерами ***:108, ***:109, ***:110, кадастровый учет которых носил временный характер, обоснованно сняты с учета.
Ссылаясь на п. 2 ст. 20 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", считает ошибочным вывод суда о том, что за постановкой на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами ***:117, ***:118, ***:119 обратилось неуполномоченное лицо.
В апелляционной жалобе третье лицо З.В.Ю. также просит решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование указывает, что снятие с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами ***:108, ***:109, ***:110, сведения о которых носили временный характер, произведено уполномоченным органом в соответствии с п. 5 ст. 24 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" на основании ее заявления. Полагает, что она как участник долевой собственности на преобразуемый земельный участок с кадастровым номером ***:7 вправе была обратиться с таким заявлением.
Не соглашается с выводом суда о том, что снять данные участки с кадастрового учета могли только собственники земельных долей, из которых сформированы указанные земельные участки. Необходимость согласования заявителем с иными участниками долевой собственности (посредством проведения общего собрания и т.п.) решения об обращении в орган кадастрового учета с заявлением о снятии временного земельного участка законом не установлена. Более того, Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" вообще не предусмотрено рассмотрение общим собранием участников долевой собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения вопросов о снятии каких-либо земельных участков с кадастрового учета.
По мнению З.В.Ю., суд не принял во внимание то обстоятельство, что в отношении земельных участков ***:117, ***:118, ***:119 на момент рассмотрения дела в суде уже было зарегистрировано право собственности. Обязывая орган кадастрового учета снять данные земельные участки с кадастрового учета, суд фактически лишает граждан права собственности. Несмотря на то, что рассмотрением спора затрагивались законные интересы лиц, чьи права на указанные земельные участки были зарегистрированы, суд не привлек их к участию в деле.
Третье лицо также считает недоказанным вывод суда о том, что границы земельных участков ***:117, ***:118, ***:119 накладываются на границы земельного участка ***:108.
Обращает внимание, что судом не дана правовая оценка одновременного изменения истцами при рассмотрении дела как предмета, так и основания иска. В резолютивной части решения, касающейся осуществления государственной регистрации права общей долевой собственности З.В.А. и М.М., не указаны местонахождение и кадастровый номер земельного участка.
Управление Росреестра по Ульяновской области в апелляционной жалобе просит отменить решение в части признания незаконным решения об отказе в проведении государственной регистрации права общей долевой собственности на земельные участки с кадастровыми номерами ***:108, ***:109, ***:110, и принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении требований. Не соглашается с выводами суда о том, что из толкования п. 12. ст. 13.1. Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не следует, что заключение об отсутствии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка может быть составлено только по истечении 30 дней. Полагает, что в соответствии с данной нормой кадастровый инженер составляет заключение об отсутствии возражений относительно размера и местоположения границ земельного участка только после того, как проект межевания будет считаться согласованным, т.е. только в случае, если в течение 30 дней будут отсутствовать возражения. В рассматриваемом споре заключение было составлено преждевременно. Обращает внимание на ошибочное исчисление судом соответствующего срока, который по состоянию на 06.07.2013 не истек.
Представитель З.В.А., М.М., Е., Ц. - С. в возражениях на апелляционные жалобы ФГБУ "ФКП Росреестра" и З.В.Ю. просит оставить решение без изменения.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание З.В.А., М.М., Е., Ц., З.В.Ю., М.О., извещенных о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах и в возражениях на жалобы.
Материалами дела установлено, что истцы являются сособственниками земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером ***:7, площадью 5123 га, расположенного по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, СПК имени Я.М.С***. Доля в праве З.В.А. составляет 1/3792, М.М. - 2/1896, Е. - 2/3160, Ц. - 2/3160.
В соответствии с положениями ст. 13 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" Х., действующий от имени истцов и от имени Н.С., Н.З., обратился к кадастровому инженеру с целью выдела земельных участков в счет земельных долей.
Кадастровым инженером был подготовлен проект межевания земельного участка 73:19:050101:7, согласно которому в результате межевания образуются участки с кадастровыми номерами ***:108, ***:109, ***:110, ***:111 в счет 80/632 и 3 1896 долей.
08.05.2013 в газете "Ульяновская правда" кадастровым инженером размещены извещения о намерении выделить земельные участки в счет долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером ***:7, и о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков, в которых указаны срок подачи возражений, место и время ознакомления с проектом межевания земельных участков и проведения собрания о согласовании.
В течение тридцатидневного срока и после его окончания возражений и заявлений о спорах по местоположению выделяемых земельных участков от других участников общей долевой собственности не поступило.
20.06.2013 органом кадастрового учета принято решение о постановке на учет выделенных земельных участков с кадастровыми номерами ***:108, ***:109, ***:110, ***:111.
09.07.2013 истцами было подано заявление в Управление Росреестра по Ульяновской области о государственной регистрации права общей долевой собственности на земельные участки с кадастровыми номерами ***:108, ***:109, ***:110.
Сообщением от 26.08.2013 истцам отказано в государственной регистрации права на основании абз. 4 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" по причине несоответствия документов, представленных на государственную регистрацию, требованиям действующего законодательства, а именно: заключение кадастрового инженера об отсутствии возражений относительно размера и местоположения границ образуемых земельных участков, являющееся частью представленного проекта межевания, составлено до истечения 30 календарных дней.
Вступившим в законную силу решением Ульяновского районного суда Ульяновской области от 31.07.2013 отказано в удовлетворении заявления З.В.Ю. о признании незаконной постановки на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами ***:108, ***:109, ***:110, ***:111 и о снятии их с государственного кадастрового учета. При рассмотрении заявления З.В.Ю. судом было установлено, что при выделе земельных участков соблюдены требования норм действующего законодательства, постановка на кадастровый учет выделенных земельных участков, в том числе земельных участков с кадастровыми номерами ***:108, ***:109, ***:110, является законной, нарушений прав З.В.Ю., как собственника доли земельного участка с кадастровым номером ***:7, не имеется.
Несмотря на это, решением филиала ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Ульяновской области от 29.08.2013, принятым по заявлению З.В.Ю., земельные участки с кадастровыми номерами ***:108, ***:109, ***:110 сняты с государственного кадастрового учета. При этом З.В.Ю. действовала на основании решения общего собрания участников долевой собственности земельного участка с кадастровым номером ***:7 от 05.08.2013, которым постановлено снять с кадастрового учета спорные участки и избрать ее представителем собственников земельных долей.
Решением Ульяновского районного суда Ульяновской области от 06.11.2013 по иску К. признаны незаконными общее собрание участников общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером ***:7, расположенный на землях СПК им. Я.М. С*** Ульяновского района Ульяновской области, проведенное 05 августа 2013 г., и решение общего собрания (протокол от 05 августа 2013 г.) о снятии с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами ***:108, ***:109, ***:110, ***; признаны незаконными действия филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами ***:117, ***:118, ***:119; на филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области возложена обязанность восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером ***:108.
Как установлено п. 1 ст. 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и указанным Федеральным законом.
В частности, земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки (п. 3 ст. 13).
Согласно п. п. 4 - 6 ст. 13 названного Федерального закона, если указанное в пункте 3 этой статьи решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.
Размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером в порядке, установленном ст. 13.1. указанного Федерального закона.
В соответствии с п. п. 6, 12 ст. 13.1. Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ при подготовке проекта межевания кадастровый инженер обеспечивает правообладателям земельного участка или земельных участков, из которых будут выделяться земельные участки в счет земельной доли или земельных долей (исходный земельный участок), органу местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения каждого исходного земельного участка и, если заказчик кадастровых работ не является правообладателем исходного земельного участка или исходных земельных участков, заказчику кадастровых работ возможность ознакомиться с этим проектом до его утверждения и представить предложения о его доработке.
В случае, если в течение тридцати дней со дня надлежащего извещения участников долевой собственности о согласовании проекта межевания земельного участка в соответствии с п. п. 9 - 11 ст. 13.1 от участников долевой собственности не поступят возражения, проект межевания земельного участка считается согласованным.
Согласно ч. 5 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
При этом пунктом 3 ст. 14 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" вопрос о снятии земельного участка с кадастрового учета не отнесен к перечню вопросов, по которым могут быть приняты решения общим собранием собственников земельных долей.
Руководствуясь приведенными нормами закона и обстоятельствами, установленными по ранее рассмотренным гражданским делам, связанным с землепользованием в отношении участка сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, СПК имени Я.М. С***, суд обоснованно удовлетворил в части предъявленные З.В.А., М.М., Е. и Ц. требования.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы правильность выводов суда не опровергают.
В частности, материалами дела установлено, что собственники долей земельного участка с кадастровым номером ***:7 полномочиями на снятие земельных участков с кадастрового учета З.В.Ю. не наделяли.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у З.В.Ю. полномочий на обращение с заявлением в орган кадастрового учета, в связи с чем признал незаконным решение о снятии с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами ***:108, ***:109, ***:110, и возложил на филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области обязанность восстановить в государственном кадастре недвижимости исключенные сведения об указанных земельных участках.
В соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
В рассматриваемом деле доказательств нарушения порядка согласования размера и местоположения границ земельного участка с кадастровыми номерами ***:108, ***:109, ***:110 представлено не было.
В течение тридцати дней со дня извещения участников долевой собственности о согласовании проекта межевания возражений относительно размера и местоположения границ выделяемых в счет земельных долей истцов земельных участков не поступило.
Иных оснований для отказа в государственной регистрации права приведено не было.
При данных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал решение Росреестра по Ульяновской области об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности на земельные участки с кадастровыми номерами ***:108, ***:109, ***:110 незаконным и обязал произвести регистрацию права.
Этот вывод мотивирован, соответствует требованиям закона, и основания для признания его неправильным отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы З.В.Ю. о том, что за снятием земельных участков с кадастрового учета она обратилась как собственник доли земельного участка с кадастровым номером ***:7, а не как уполномоченное общим собранием собственников лицо, судебной коллегией отклоняются. Из материалов кадастрового дела на спорные земельные участки следует, что З.В.Ю. обращалась с заявлением на основании протокола общего собрания участников общей долевой собственности от 05.08.2013.
Доводы апелляционной жалобы Управления Росреестра по Ульяновской области о преждевременности составления кадастровым инженером заключения об отсутствии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемых истцам земельных участков, подлежат отклонению. З.В.Ю. и иными собственниками долей земельного участка с кадастровым номером ***:7 ни в течение 30 дней с 08.05.2013 (дата опубликования извещения о намерении выделить земельный участок), ни по истечении указанного срока, не было подано соответствующих возражений.
Доводы апелляционных жалоб ФГБУ "ФКП Росреестра" и З.В.Ю. о том, что общее собрание собственников невыделенных земельных долей было вправе решать вопрос о снятии земельных участков с кадастрового учета и избирать лицо для снятия земельных участков с кадастрового учета, основаны на неверном толковании закона. Как указывалось выше, в силу п. 3 ст. 14 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" снятие земельного участка с кадастрового учета не отнесено к перечню вопросов, по которым могут быть приняты решения общим собранием собственников земельных долей.
Доводы апелляционной жалобы ФГБУ "ФКП Росреестра" об отсутствии в рассматриваемом деле преюдициальности решения Ульяновского районного суда Ульяновской области от 31.07.2013 по гражданскому делу N 2-2298/2013 по заявлению З.В.Ю. о признании незаконной постановки на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами ***:108, ***:109, ***:110, ***:111 являются несостоятельными.
Упомянутым решением отказано в удовлетворении заявления З.В.Ю. о признании незаконной постановки на кадастровый учет указанных земельных участков и о снятии их с государственного кадастрового учета. ФГБУ "ФКП Росреестра" было привлечено к участию в деле. Согласно выводам суда, изложенным в мотивировочной части решения, действия по осуществлению государственного кадастрового учета проведены органом кадастрового учета в соответствии с действующим законодательством, права и законные интересы заявителя З.В.Ю. не нарушены.
В этой связи суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями ст. 61 ГПК РФ и пришел к выводу о том, что законность постановки на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами ***:108, ***:109, ***:110 не подлежит оспариванию в рамках рассматриваемого дела.
Необходимость оценки межевого плана от 29.08.2013 земельных участков с кадастровыми номерами ***:117, ***:118, ***:119 на соответствие требованиям приказу Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412, на что ссылается ФГБУ "ФКП Росреестра", отсутствует. Недействительность этого межевого плана следует уже в силу того, что он составлен без учета постановки на кадастровый учет участков ***:108, ***:109, ***:110, ***:111.
Не являются основанием для отмены обжалуемого решения доводы жалобы о том, что на момент рассмотрения иска З.В.А., М.М., Е. и Ц. решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 06.11.2013 по гражданскому делу N 2-2417/2013 по иску К. не вступило в законную силу. Определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 28.01.2014 решение по указанному делу (N 2-2417/2013) оставлено без изменения.
Довод апелляционной жалобы З.В.Ю. о том, что в отношении земельных участков с кадастровыми номерами ***:117, ***:118, ***:119 зарегистрировано право собственности иных лиц, не привлеченных к участию в деле, также не может случить основанием для отмены обжалуемого решения.
Участники общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером ***:7, расположенный на землях СПК имени Я.М.С*** Ульяновского района Ульяновской области, не могли не знать о том, что выдел данных участков с кадастровыми номерами ***:117, ***:118, ***:119 состоялся позднее (15.07.2013), чем выдел земельных участков с кадастровыми номерами ***:108, ***:109, ***:110, которые уже 20.06.2013 были поставлены на кадастровый учет.
О том, что земельные участки с кадастровыми номерами ***:117, ***:118, ***:119 накладываются на границы земельных участков истцов, остальные собственники тоже не могли не знать.
При наличии имеющегося судебного решения от 31.07.2013 о законности постановки на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами ***:108, ***:109, ***:110 и ***:111, исходя из п. 1 ст. 10 ГК РФ, судебная коллегия приходит к выводу, что, регистрируя право общей долевой собственности на земельные участки ***:117, ***:118, ***:119, собственники действовали явно недобросовестно, поскольку осознавали, что подобная регистрация нарушит права иных сособственников и исключит возможность регистрации права общей долевой собственности на земельные участки с кадастровыми номерами ***:108, ***:109, ***:110 и ***:111.
Кроме того, судебная коллегия руководствуется тем, что согласно решению Ульяновского районного суда Ульяновской области от 06.11.2013 по делу N 2-2417/2013 земельные участки с кадастровыми номерами ***:117, ***:118, ***:119 подлежат снятию с государственного кадастрового учета.
Приведенный З.В.Ю. в апелляционной жалобе довод об отсутствии указания в резолютивной части решения местонахождения и кадастрового номера земельного участка, в отношении которого подлежит регистрации право общей долевой собственности З.В.А. и М.М., отклоняется. Данная неточность, являющаяся следствием описки и допускающая исправление в порядке ст. 200 ГПК РФ, не исключает законность решения.
Доводы жалобы З.В.Ю. о том, что нет доказательств наложения земельных участков, опровергаются материалами дела.
Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не усматривается.
В этой связи решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционных жалоб не подлежит.
Руководствуясь статьями 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 09 декабря 2013 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и З.В.Ю. В*** Ю*** - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ УЛЬЯНОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 25.02.2014 ПО ДЕЛУ N 33-614/2014
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 февраля 2014 г. по делу N 33-614/2014
Судья Гафурова С.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,
судей Полуэктовой С.К. и Нефедова О.Н.,
при секретаре М.А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и З.В.Ю. В*** Ю*** на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 09 декабря 2013 года, по которому постановлено:
Исковые требования З.В.А. В*** А***, М.М. М*** К***, Е. А*** Н***, Ц. Н*** Н*** удовлетворить частично.
Признать решение филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Ульяновской области о снятии с государственного кадастрового учета земельных участков, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, местоположение: Ульяновская область, Ульяновский район, МО "Т*** сельское поселение", с кадастровыми номерами ***108, ***109, ***110 незаконным.
Обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Ульяновской области восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельных участках, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, местоположение: Ульяновская область, Ульяновский район, МО "Т*** сельское поселение", с кадастровыми номерами ***:108, ***:109, ***:110.
Признать действия ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Ульяновской области по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами ***:117, ***:118, ***:119 незаконными.
Признать межевой план земельных участков с кадастровыми номерами ***:117, ***:118, ***:119 от 29.08.2013 кадастрового инженера ООО "А***" М.О. недействительным.
Признать решение Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ульяновской области от 26 августа 2013 года об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности З.В.А. В*** А***, М.М. М*** К***, Е. А*** Н***, Ц. Н*** Н*** на земельные участки, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, местоположение: Ульяновская область, Ульяновский район, МО "Т*** сельское поселение", с кадастровыми номерами ***:108, ***:109, ***:110 незаконным.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ульяновской области осуществить государственную регистрацию права общей долевой собственности З.В.А. В*** А*** (доля в праве 1/6), М.М. М*** К*** (доля в праве 4/6) земельного участка площадью 84 300 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, местоположение: Ульяновская область, Ульяновский район, МО "Т*** сельское поселение", с кадастровым номером ***:109.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ульяновской области осуществить государственную регистрацию права общей долевой собственности Е. А*** Н*** (доля в праве 1/75) земельного участка площадью 6 322 500 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, местоположение: Ульяновская область, Ульяновский район, МО "Т*** сельское поселение", с кадастровым номером ***:108.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ульяновской области осуществить государственную регистрацию права общей долевой собственности Ц. Н*** Н*** (доля в праве 1/4) земельного участка площадью 134 880 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, местоположение: Ульяновская область, Ульяновский район, МО "Т*** сельское поселение", с кадастровым номером ***:110.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Решение является основанием для прекращения права общей долевой собственности З.В.А. В*** А***, М.М. М*** К***, Е. А*** Н***, Ц. Н*** Н*** на земельный участок площадью 5123 га, расположенный по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, СПК имени Я.М. С***, кадастровый ***:7.
Заслушав доклад судьи Нефедова О.Н., объяснения представителя Управления Росреестра по Ульяновской области М.А.К., представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" Г., представителя З.В.Ю. Н.О., поддержавших доводы своих апелляционных жалоб; представителей З.В.А., М.М., Е., Ц. - С. и Х., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
З.В.А., М.М., Е. и Ц. обратились в суд с уточненным в ходе рассмотрения дела иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (Управление Росреестра по Ульяновской области), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") в котором просили:
- признать незаконным решение филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области о снятии с государственного кадастрового учета земельных участков, расположенных по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, МО "Т*** сельское поселение", с кадастровыми номерами ***:108, ***:109, ***:110;
- обязать филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения об указанных земельных участках;
- признать незаконными действия филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами ***:117, ***:118, ***:119;
- признать межевой план от 29.08.2013 указанных земельных участков, подготовленный кадастровым инженером М.О., недействительным;
- признать незаконным решение Управления Росреестра по Ульяновской области от 26 августа 2013 г. об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности З.В.А., М.М., Е., Ц. на земельные участки с кадастровыми номерами ***:108, ***:109, ***:110;
- обязать Управление Росреестра по Ульяновской области осуществить государственную регистрацию права общей долевой собственности З.В.А. (доля в праве 1/6), М.М. (доля в праве 4/6) на земельный участок площадью 84 300 кв. м, с кадастровым номером ***:109; Е. (доля в праве 1/75) - на земельный участок площадью 6 322 500 кв. м, с кадастровым номером ***:108; Ц. (доля в праве 1/4) - на земельный участок площадью 134 880 кв. м, с кадастровым номером ***:110;
- обязать Управление Росреестра по Ульяновской области и ФГБУ "ФКП Росреестра" устранить препятствия в пользовании земельными участками с кадастровыми номерами ***:108, ***:109, ***:110.
Требования мотивировали тем, что на основании решения от 15.07.2013 общего собрания участников общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером ***:7, расположенный в границах землепользования СПК им. Я.М. С*** Ульяновского района Ульяновской области, филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области 29.08.2013 снял с кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами: ***:108, ***:109, ***:110, которые ранее - 20.06.2013 были в установленном законом порядке поставлены на кадастровый учет. Вместо этих участков на кадастровый учет поставлены участки с кадастровыми номерами ***:117, ***:118 ***:119, которые были образованы в пределах границ земельного участка с кадастровым номером ***:7.
Оспариваемое решение о снятии с учета земельных участков с кадастровыми номерами ***:108, ***:109, ***:110 могло быть принято только на основании заявления собственников сформированных участков. Кроме того, общее собрание участников общей долевой собственности от 15.07.2013 было проведено с нарушением установленной Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" процедуры, в отсутствие кворума.
09.07.2013 они - истцы обратились в Управление Росреестра по Ульяновской области с заявлением о регистрации права общей долевой собственности на земельные участки с кадастровыми номерами ***:108, ***:109, ***:110.
26.08.2013 в их адрес направлено сообщение об отказе в государственной регистрации права по причине того, что заключение об отсутствии возражений относительно размера и местоположения границ образуемых земельных участков составлено до истечения 30 календарных дней.
Отказ в государственной регистрации права является незаконным, так как кадастровые работы по формированию земельных участков были проведены в соответствии с действующим законодательством, никто из участников общей долевой собственности в установленные сроки не ознакомился с проектом межевания и не направил своих возражений ни кадастровому инженеру, ни в ФГБУ "ФКП Росреестра".
Поскольку при проведении кадастровых работ по образованию земельных участков с кадастровыми номерами ***:117, ***:118, ***:119 были нарушены требования законодательства (к проекту межевания не приложены заверенные копии документов, удостоверяющих права на земельные доли; проектный план составлен без картографической основы; образованные земельные участки пересекают границы сформированных ранее земельных участков), межевой план указанных участков, составленный кадастровым инженером М.О., является недействительным.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены З.В.Ю. В*** Ю*** и кадастровый инженер М.О. О*** А***.
Рассмотрев по существу предъявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.
ФГБУ "ФКП Росреестра" в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. Полагает, что решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 31.07.2013, которым З.В.Ю. было отказано в снятии земельных участков с кадастровыми номерами ***:108, ***:109, ***:110, ***:111 с государственного кадастрового учета, в рассматриваемом деле не имеет преюдициального значения, поскольку различаются предмет и основания заявленных требований. Установление законности постановки на государственный кадастровый учет указанных участков не отменяет оснований для подачи заявления о снятии их с государственного кадастрового учета в соответствии с п. 5 ст. 24 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Не соглашается с преюдициальным значением решения Ульяновского районного суда Ульяновской области от 06.11.2013, которым были признаны незаконными решения общего собрания участников общей долевой собственности на земельный участок от 05.08.2013, поскольку оно не вступило в законную силу.
Полагает необоснованным вывод суда о недействительности межевого плана от 29.08.2013 земельных участков с кадастровыми номерами ***:117, ***:118, ***:119, так как вопрос о несоответствии указанного межевого плана требованиям действующего законодательства, в том числе приказу Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков", не исследовался.
Также не соглашается с выводом суда о том, что земельные участки не могли быть сняты с кадастрового учета по заявлению З.В.Ю., которая решением общего собрания участников общей долевой собственности от 05.08.2013 была наделена соответствующими полномочиями. В соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" участники общей долевой собственности на общем собрании могут принять решение о лице, уполномоченном от имени участников долевой собственности действовать без доверенности, в том числе при обращении с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета. Соответственно, на основании заявлений З.В.Ю., уполномоченной собственниками исходного объекта недвижимости, земельные участки с кадастровыми номерами ***:108, ***:109, ***:110, кадастровый учет которых носил временный характер, обоснованно сняты с учета.
Ссылаясь на п. 2 ст. 20 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", считает ошибочным вывод суда о том, что за постановкой на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами ***:117, ***:118, ***:119 обратилось неуполномоченное лицо.
В апелляционной жалобе третье лицо З.В.Ю. также просит решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование указывает, что снятие с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами ***:108, ***:109, ***:110, сведения о которых носили временный характер, произведено уполномоченным органом в соответствии с п. 5 ст. 24 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" на основании ее заявления. Полагает, что она как участник долевой собственности на преобразуемый земельный участок с кадастровым номером ***:7 вправе была обратиться с таким заявлением.
Не соглашается с выводом суда о том, что снять данные участки с кадастрового учета могли только собственники земельных долей, из которых сформированы указанные земельные участки. Необходимость согласования заявителем с иными участниками долевой собственности (посредством проведения общего собрания и т.п.) решения об обращении в орган кадастрового учета с заявлением о снятии временного земельного участка законом не установлена. Более того, Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" вообще не предусмотрено рассмотрение общим собранием участников долевой собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения вопросов о снятии каких-либо земельных участков с кадастрового учета.
По мнению З.В.Ю., суд не принял во внимание то обстоятельство, что в отношении земельных участков ***:117, ***:118, ***:119 на момент рассмотрения дела в суде уже было зарегистрировано право собственности. Обязывая орган кадастрового учета снять данные земельные участки с кадастрового учета, суд фактически лишает граждан права собственности. Несмотря на то, что рассмотрением спора затрагивались законные интересы лиц, чьи права на указанные земельные участки были зарегистрированы, суд не привлек их к участию в деле.
Третье лицо также считает недоказанным вывод суда о том, что границы земельных участков ***:117, ***:118, ***:119 накладываются на границы земельного участка ***:108.
Обращает внимание, что судом не дана правовая оценка одновременного изменения истцами при рассмотрении дела как предмета, так и основания иска. В резолютивной части решения, касающейся осуществления государственной регистрации права общей долевой собственности З.В.А. и М.М., не указаны местонахождение и кадастровый номер земельного участка.
Управление Росреестра по Ульяновской области в апелляционной жалобе просит отменить решение в части признания незаконным решения об отказе в проведении государственной регистрации права общей долевой собственности на земельные участки с кадастровыми номерами ***:108, ***:109, ***:110, и принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении требований. Не соглашается с выводами суда о том, что из толкования п. 12. ст. 13.1. Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не следует, что заключение об отсутствии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка может быть составлено только по истечении 30 дней. Полагает, что в соответствии с данной нормой кадастровый инженер составляет заключение об отсутствии возражений относительно размера и местоположения границ земельного участка только после того, как проект межевания будет считаться согласованным, т.е. только в случае, если в течение 30 дней будут отсутствовать возражения. В рассматриваемом споре заключение было составлено преждевременно. Обращает внимание на ошибочное исчисление судом соответствующего срока, который по состоянию на 06.07.2013 не истек.
Представитель З.В.А., М.М., Е., Ц. - С. в возражениях на апелляционные жалобы ФГБУ "ФКП Росреестра" и З.В.Ю. просит оставить решение без изменения.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание З.В.А., М.М., Е., Ц., З.В.Ю., М.О., извещенных о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах и в возражениях на жалобы.
Материалами дела установлено, что истцы являются сособственниками земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером ***:7, площадью 5123 га, расположенного по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, СПК имени Я.М.С***. Доля в праве З.В.А. составляет 1/3792, М.М. - 2/1896, Е. - 2/3160, Ц. - 2/3160.
В соответствии с положениями ст. 13 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" Х., действующий от имени истцов и от имени Н.С., Н.З., обратился к кадастровому инженеру с целью выдела земельных участков в счет земельных долей.
Кадастровым инженером был подготовлен проект межевания земельного участка 73:19:050101:7, согласно которому в результате межевания образуются участки с кадастровыми номерами ***:108, ***:109, ***:110, ***:111 в счет 80/632 и 3 1896 долей.
08.05.2013 в газете "Ульяновская правда" кадастровым инженером размещены извещения о намерении выделить земельные участки в счет долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером ***:7, и о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков, в которых указаны срок подачи возражений, место и время ознакомления с проектом межевания земельных участков и проведения собрания о согласовании.
В течение тридцатидневного срока и после его окончания возражений и заявлений о спорах по местоположению выделяемых земельных участков от других участников общей долевой собственности не поступило.
20.06.2013 органом кадастрового учета принято решение о постановке на учет выделенных земельных участков с кадастровыми номерами ***:108, ***:109, ***:110, ***:111.
09.07.2013 истцами было подано заявление в Управление Росреестра по Ульяновской области о государственной регистрации права общей долевой собственности на земельные участки с кадастровыми номерами ***:108, ***:109, ***:110.
Сообщением от 26.08.2013 истцам отказано в государственной регистрации права на основании абз. 4 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" по причине несоответствия документов, представленных на государственную регистрацию, требованиям действующего законодательства, а именно: заключение кадастрового инженера об отсутствии возражений относительно размера и местоположения границ образуемых земельных участков, являющееся частью представленного проекта межевания, составлено до истечения 30 календарных дней.
Вступившим в законную силу решением Ульяновского районного суда Ульяновской области от 31.07.2013 отказано в удовлетворении заявления З.В.Ю. о признании незаконной постановки на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами ***:108, ***:109, ***:110, ***:111 и о снятии их с государственного кадастрового учета. При рассмотрении заявления З.В.Ю. судом было установлено, что при выделе земельных участков соблюдены требования норм действующего законодательства, постановка на кадастровый учет выделенных земельных участков, в том числе земельных участков с кадастровыми номерами ***:108, ***:109, ***:110, является законной, нарушений прав З.В.Ю., как собственника доли земельного участка с кадастровым номером ***:7, не имеется.
Несмотря на это, решением филиала ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Ульяновской области от 29.08.2013, принятым по заявлению З.В.Ю., земельные участки с кадастровыми номерами ***:108, ***:109, ***:110 сняты с государственного кадастрового учета. При этом З.В.Ю. действовала на основании решения общего собрания участников долевой собственности земельного участка с кадастровым номером ***:7 от 05.08.2013, которым постановлено снять с кадастрового учета спорные участки и избрать ее представителем собственников земельных долей.
Решением Ульяновского районного суда Ульяновской области от 06.11.2013 по иску К. признаны незаконными общее собрание участников общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером ***:7, расположенный на землях СПК им. Я.М. С*** Ульяновского района Ульяновской области, проведенное 05 августа 2013 г., и решение общего собрания (протокол от 05 августа 2013 г.) о снятии с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами ***:108, ***:109, ***:110, ***; признаны незаконными действия филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами ***:117, ***:118, ***:119; на филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области возложена обязанность восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером ***:108.
Как установлено п. 1 ст. 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и указанным Федеральным законом.
В частности, земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки (п. 3 ст. 13).
Согласно п. п. 4 - 6 ст. 13 названного Федерального закона, если указанное в пункте 3 этой статьи решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.
Размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером в порядке, установленном ст. 13.1. указанного Федерального закона.
В соответствии с п. п. 6, 12 ст. 13.1. Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ при подготовке проекта межевания кадастровый инженер обеспечивает правообладателям земельного участка или земельных участков, из которых будут выделяться земельные участки в счет земельной доли или земельных долей (исходный земельный участок), органу местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения каждого исходного земельного участка и, если заказчик кадастровых работ не является правообладателем исходного земельного участка или исходных земельных участков, заказчику кадастровых работ возможность ознакомиться с этим проектом до его утверждения и представить предложения о его доработке.
В случае, если в течение тридцати дней со дня надлежащего извещения участников долевой собственности о согласовании проекта межевания земельного участка в соответствии с п. п. 9 - 11 ст. 13.1 от участников долевой собственности не поступят возражения, проект межевания земельного участка считается согласованным.
Согласно ч. 5 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
При этом пунктом 3 ст. 14 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" вопрос о снятии земельного участка с кадастрового учета не отнесен к перечню вопросов, по которым могут быть приняты решения общим собранием собственников земельных долей.
Руководствуясь приведенными нормами закона и обстоятельствами, установленными по ранее рассмотренным гражданским делам, связанным с землепользованием в отношении участка сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, СПК имени Я.М. С***, суд обоснованно удовлетворил в части предъявленные З.В.А., М.М., Е. и Ц. требования.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы правильность выводов суда не опровергают.
В частности, материалами дела установлено, что собственники долей земельного участка с кадастровым номером ***:7 полномочиями на снятие земельных участков с кадастрового учета З.В.Ю. не наделяли.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у З.В.Ю. полномочий на обращение с заявлением в орган кадастрового учета, в связи с чем признал незаконным решение о снятии с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами ***:108, ***:109, ***:110, и возложил на филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области обязанность восстановить в государственном кадастре недвижимости исключенные сведения об указанных земельных участках.
В соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
В рассматриваемом деле доказательств нарушения порядка согласования размера и местоположения границ земельного участка с кадастровыми номерами ***:108, ***:109, ***:110 представлено не было.
В течение тридцати дней со дня извещения участников долевой собственности о согласовании проекта межевания возражений относительно размера и местоположения границ выделяемых в счет земельных долей истцов земельных участков не поступило.
Иных оснований для отказа в государственной регистрации права приведено не было.
При данных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал решение Росреестра по Ульяновской области об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности на земельные участки с кадастровыми номерами ***:108, ***:109, ***:110 незаконным и обязал произвести регистрацию права.
Этот вывод мотивирован, соответствует требованиям закона, и основания для признания его неправильным отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы З.В.Ю. о том, что за снятием земельных участков с кадастрового учета она обратилась как собственник доли земельного участка с кадастровым номером ***:7, а не как уполномоченное общим собранием собственников лицо, судебной коллегией отклоняются. Из материалов кадастрового дела на спорные земельные участки следует, что З.В.Ю. обращалась с заявлением на основании протокола общего собрания участников общей долевой собственности от 05.08.2013.
Доводы апелляционной жалобы Управления Росреестра по Ульяновской области о преждевременности составления кадастровым инженером заключения об отсутствии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемых истцам земельных участков, подлежат отклонению. З.В.Ю. и иными собственниками долей земельного участка с кадастровым номером ***:7 ни в течение 30 дней с 08.05.2013 (дата опубликования извещения о намерении выделить земельный участок), ни по истечении указанного срока, не было подано соответствующих возражений.
Доводы апелляционных жалоб ФГБУ "ФКП Росреестра" и З.В.Ю. о том, что общее собрание собственников невыделенных земельных долей было вправе решать вопрос о снятии земельных участков с кадастрового учета и избирать лицо для снятия земельных участков с кадастрового учета, основаны на неверном толковании закона. Как указывалось выше, в силу п. 3 ст. 14 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" снятие земельного участка с кадастрового учета не отнесено к перечню вопросов, по которым могут быть приняты решения общим собранием собственников земельных долей.
Доводы апелляционной жалобы ФГБУ "ФКП Росреестра" об отсутствии в рассматриваемом деле преюдициальности решения Ульяновского районного суда Ульяновской области от 31.07.2013 по гражданскому делу N 2-2298/2013 по заявлению З.В.Ю. о признании незаконной постановки на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами ***:108, ***:109, ***:110, ***:111 являются несостоятельными.
Упомянутым решением отказано в удовлетворении заявления З.В.Ю. о признании незаконной постановки на кадастровый учет указанных земельных участков и о снятии их с государственного кадастрового учета. ФГБУ "ФКП Росреестра" было привлечено к участию в деле. Согласно выводам суда, изложенным в мотивировочной части решения, действия по осуществлению государственного кадастрового учета проведены органом кадастрового учета в соответствии с действующим законодательством, права и законные интересы заявителя З.В.Ю. не нарушены.
В этой связи суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями ст. 61 ГПК РФ и пришел к выводу о том, что законность постановки на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами ***:108, ***:109, ***:110 не подлежит оспариванию в рамках рассматриваемого дела.
Необходимость оценки межевого плана от 29.08.2013 земельных участков с кадастровыми номерами ***:117, ***:118, ***:119 на соответствие требованиям приказу Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412, на что ссылается ФГБУ "ФКП Росреестра", отсутствует. Недействительность этого межевого плана следует уже в силу того, что он составлен без учета постановки на кадастровый учет участков ***:108, ***:109, ***:110, ***:111.
Не являются основанием для отмены обжалуемого решения доводы жалобы о том, что на момент рассмотрения иска З.В.А., М.М., Е. и Ц. решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 06.11.2013 по гражданскому делу N 2-2417/2013 по иску К. не вступило в законную силу. Определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 28.01.2014 решение по указанному делу (N 2-2417/2013) оставлено без изменения.
Довод апелляционной жалобы З.В.Ю. о том, что в отношении земельных участков с кадастровыми номерами ***:117, ***:118, ***:119 зарегистрировано право собственности иных лиц, не привлеченных к участию в деле, также не может случить основанием для отмены обжалуемого решения.
Участники общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером ***:7, расположенный на землях СПК имени Я.М.С*** Ульяновского района Ульяновской области, не могли не знать о том, что выдел данных участков с кадастровыми номерами ***:117, ***:118, ***:119 состоялся позднее (15.07.2013), чем выдел земельных участков с кадастровыми номерами ***:108, ***:109, ***:110, которые уже 20.06.2013 были поставлены на кадастровый учет.
О том, что земельные участки с кадастровыми номерами ***:117, ***:118, ***:119 накладываются на границы земельных участков истцов, остальные собственники тоже не могли не знать.
При наличии имеющегося судебного решения от 31.07.2013 о законности постановки на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами ***:108, ***:109, ***:110 и ***:111, исходя из п. 1 ст. 10 ГК РФ, судебная коллегия приходит к выводу, что, регистрируя право общей долевой собственности на земельные участки ***:117, ***:118, ***:119, собственники действовали явно недобросовестно, поскольку осознавали, что подобная регистрация нарушит права иных сособственников и исключит возможность регистрации права общей долевой собственности на земельные участки с кадастровыми номерами ***:108, ***:109, ***:110 и ***:111.
Кроме того, судебная коллегия руководствуется тем, что согласно решению Ульяновского районного суда Ульяновской области от 06.11.2013 по делу N 2-2417/2013 земельные участки с кадастровыми номерами ***:117, ***:118, ***:119 подлежат снятию с государственного кадастрового учета.
Приведенный З.В.Ю. в апелляционной жалобе довод об отсутствии указания в резолютивной части решения местонахождения и кадастрового номера земельного участка, в отношении которого подлежит регистрации право общей долевой собственности З.В.А. и М.М., отклоняется. Данная неточность, являющаяся следствием описки и допускающая исправление в порядке ст. 200 ГПК РФ, не исключает законность решения.
Доводы жалобы З.В.Ю. о том, что нет доказательств наложения земельных участков, опровергаются материалами дела.
Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не усматривается.
В этой связи решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционных жалоб не подлежит.
Руководствуясь статьями 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 09 декабря 2013 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и З.В.Ю. В*** Ю*** - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)