Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.01.2014 N 17АП-15280/2013-ГК ПО ДЕЛУ N А50-16265/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 января 2014 г. N 17АП-15280/2013-ГК

Дело N А50-16265/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 января 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю.В.,
судей Дюкина В.Ю., Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Глушенковой С.А.,
при участии от заявителя - закрытого акционерного общества "Универсам "СЕМЬЯ" - Троегубов И.В. (доверенность от 15.01.2014),
иные лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы заинтересованных лиц, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю,
на решение Арбитражного суда Пермского края от 21 октября 2013 года
по делу N А50-16265/2013,
принятое судьей Ремянниковой И.Е.
по заявлению закрытого акционерного общества "Универсам "СЕМЬЯ" (ОГРН 1025900509744, ИНН 5902180992)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра по Пермскому краю), Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Комиссия)
о признании решения об отклонении заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка незаконным, возложении обязанности принять решение о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка,

установил:

Закрытое акционерное общество "Универсам "СЕМЬЯ" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Управлению Росреестра по Пермскому краю и Комиссии (заинтересованные лица) о признании незаконным принятого Комиссией решения от 02.07.2013 N 540 об отклонении заявления общества о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410127:13, местоположение: Пермский край, г. Пермь, Ленинский район, ул. Борчанинова, 13, с юго-восточной стороны магазина "Универсам", (участок 2), площадью 808, 40 кв. м, разрешенное использование: под автостоянку открытого типа; обязании Комиссии принять решение об определении кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости - 2 847 000 руб.
Решением суда от 21.10.2013 заявленные требования удовлетворены. С Управления Росреестра по Пермскому краю в пользу общества взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб.
Заинтересованные лица, Управление Росреестра по Пермскому краю и Комиссия с принятым решением не согласны, обжалуют его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе Комиссия указывает на правомерность принятого ею решения, просит решение суда изменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Ссылается на то, что при рассмотрении представленных заявителем документов и определения целесообразности пересмотра кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410127:13 членами комиссии установлено, что расчет рыночной стоимости земельного участка был произведен независимым оценщиком с применением сравнительного подхода, а именно в рамках метода "многомерного корреляционно-регрессионного анализа". В связи с невозможностью проверки расчета рыночной стоимости данным методом, а также при отсутствии причин невозможности применения при расчете наиболее стандартных методов оценки, в пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка было отказано. Ссылается также на то, что при наличии положительного экспертного заключения безусловно не следует, что решение Комиссии должно быть принято в пользу пересмотра кадастровой стоимости.
Управление Росреестра по Пермскому краю, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права, считает решение суда подлежащим изменению в части сделанных судом выводов в отношении процессуального статуса Управления Росреестра по Пермскому краю по делу и как следствие, возложение на Управление расходов по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб. По утверждению Управления Росреестра по Пермскому краю, оно не может является ответчиком по настоящему делу, поскольку арбитражным судом не установлено, что Управлением принято незаконное решение, либо совершено незаконное действие (бездействие). Как полагает заявитель, Комиссия, созданная при Управлении Росреестра по Пермскому краю, является самостоятельным органом, Управлению Росреестра по Пермскому краю не подчиняется, на Управление Росреестра по Пермскому краю возложено лишь техническое обеспечение работы Комиссии.
Принявший участие в судебном заседании от 16.01.2014 представитель общества представил отзывы на апелляционные жалобы заинтересованных лиц. Указал на несостоятельность изложенных в жалобах доводов.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410127:13 общей площадью 808,4 кв. м, расположенный по адресу Пермский край, г. Пермь, Ленинский район, ул. Борчанинова, 13, с юго-восточной стороны магазина "Универсам".
Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2011 N 727-п "Об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края" установлена кадастровая стоимость данного земельного участка по состоянию на 01.01.2010 в размере 8 797 501,92 руб.
Общество 11.06.2013 обратилось в Комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410127:13 и установлении ее в размере рыночной на основании отчета от 16.04.2013 N 16/Н-12.
Решением Комиссии от 02.07.2013 N 540 заявление общества отклонено.
Полагая, что решение Комиссии является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 198, ч. 5 ст. 200 АПК РФ, исходил из следующего.

В силу п. 3 ст. 65 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
В названной статье закреплено, что комиссии создаются органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В состав комиссии входят по одному представителю органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, органа кадастрового учета, Национального совета по оценочной деятельности.
Как правильно установлено судом первой инстанции, заявитель в установленном порядке обратился в Комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410127:13, в связи с определением в отношении этого земельного участка рыночной стоимости.
В подтверждение определения рыночной стоимости земельного участка заявителем были представлены отчет о рыночной стоимости от 16.04.2013 N 16/Н-1, согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2010 (дата, на которую определена кадастровая стоимость) составляет 2 847 000 руб., положительное экспертное заключение N 840/2013, подготовленное Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков".
Порядок создания и работы Комиссии определен Приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263 "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу Приказа Минэкономразвития России от 22.02.2011 N 69 "Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости".
В пункте 20 указанного Порядка установлено, что в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, которая отличается от его кадастровой стоимости не более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, - положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков).
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 68, 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оснований для принятия решения об отклонении заявления общества не имелось.
Доводы апелляционной жалобы Комиссии судом апелляционной инстанции отклоняются.
Надлежащих доказательств, свидетельствующих об иной величине рыночной стоимости земельного участка, или недостоверности рыночной стоимости, определенной в отчете от 16.04.2013 N 16/Н-12, экспертном заключении N 840/2013, суду не представлено. Ссылка на несоответствие отчета от 16.04.2013 N 16/Н-12 установленным требованиям ничем не подтверждена.
Доводы апелляционной жалобы Управления Росреестра по Пермскому краю судом апелляционной инстанции также подлежат отклонению.
В силу положений Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, приказов Росреестра от 11.03.2010 N П/93, от 26.12.2011 N П/531 органом кадастрового учета, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке земель, является Управление Росреестра.
В рассматриваемом споре заявителем оспаривается решение Комиссии, созданной Управлением Росреестра по Пермскому краю, как территориальным органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке.
В материалах дела отсутствуют сведения о том, что комиссия является самостоятельным органом, обладает собственным имуществом, имеет расчетный счет. Техническое обеспечение работы комиссии возлагается на территориальный орган уполномоченного федерального органа на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Следовательно, отнесение судом первой инстанции на Управление Росреестра по Пермскому краю судебных расходов соответствует требованиям процессуального законодательства (ст. 110 АПК РФ, статьи 333.37 НК РФ, разъяснениям, данным Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Информационном письме от 11.05.2010 N 139 "О внесении изменений в информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" и от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации").
С учетом изложенного, решение суда от 21.10.2013 является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 21.10.2013 по делу N А50-16265/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий
Ю.В.СКРОМОВА

Судьи
В.Ю.ДЮКИН
Г.Л.ПАНЬКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)