Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 09.07.2014 ПО ДЕЛУ N А46-12475/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июля 2014 г. по делу N А46-12475/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2014 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Триля А.В.,
судей Бушмелевой Л.В.
Тихомирова В.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 11.12.2013 (судья Ярковой С.В.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2014 (судьи: Смольникова М.В., Семенова Т.П., Шарова Н.А.), общества с ограниченной ответственностью "Райдер-сервис" на постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2014 по делу N А46-12475/2013.
Суд

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Райдер-сервис" (644024, г. Омск, ул. Лермонтова, 46, ОГРН 1025500976819, ИНН 5504076953, далее - ООО "Райдер-сервис") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации г. Омска (644043, г. Омск, ул. Гагарина, 32, 1 ОГРН 1025500761142, ИНН 5503031117, далее - департамент) о признании незаконным распоряжения от 19.09.2013 N 2364-р "Об отказе ООО "Райдер-сервис" в размещении выставочных залов в 180 метрах юго-западнее относительно строения 1а по ул. Енисейская в Кировском административном округе г. Омска". В качестве восстановления нарушенного права обязать департамент:
- - оформить результаты выбора земельного участка площадью 15 000 квадратных метров актом о выборе земельного участка под строительство выставочных залов, местоположение которых установлено в 180 метрах юго-западнее относительно строения 1а по ул. Енисейская в Кировском административном округе г. Омска;
- - принять решение о предварительном согласовании размещения выставочных залов, местоположение которых установлено в 180 метрах юго-западнее относительно строения 1а по ул. Енисейская в Кировском административном округе г. Омска, утверждающее акт о выборе земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Заявленные требования мотивированы незаконностью отказа в выборе земельного участка и нарушением прав общества "Райдер-сервис".
Решением Арбитражного суда Омской области от 11.12.2013 заявленные требования удовлетворены. Распоряжение от 19.09.2013 N 2364-р "Об отказе ООО "Райдер-сервис" в размещении выставочных залов в 180 метрах юго-западнее относительно строения 1а по ул. Енисейская в Кировском административном округе г. Омска" признано незаконным. На департамент возложена обязанность:
- - оформить результаты выбора земельного участка площадью 15 000 квадратных метров актом о выборе земельного участка под строительство выставочных залов, местоположение которых установлено в 180 метрах юго-западнее относительно строения 1а по ул. Енисейская в Кировском административном округе г. Омска;
- - принять решение о предварительном согласовании размещения выставочных залов, местоположение которых установлено в 180 метрах юго-западнее относительно строения 1а по ул. Енисейская в Кировском административном округе г. Омска, утверждающее акт о выборе земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что проект планировки территории, расположенной в границах: Ленинградский проспект - улица Волгоградская - улица Конева - левый берег реки Иртыш в Кировском административном округе города Омска, допускает размещение выставочных залов, являющихся объектами административно-делового и общественного назначения.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2014 решение суда изменено. Апелляционный суд признал незаконным распоряжение департамента от 19.09.2013 N 2364-р "Об отказе ООО "Райдер-сервис" в размещении выставочных залов в 180 метрах юго-западнее относительно строения 1а по ул. Енисейская в городе Омске". Обязал департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Изменяя решение суда в отношении требований о восстановлении права, апелляционная инстанция исходила из того, что на момент принятия оспариваемого распоряжения предоставление испрашиваемого заявителем земельного участка могло быть осуществлено исключительно на торгах.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Райдер-сервис" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит постановление в части изменения решения отменить, оставить в силе в этой части решение суда.
Заявитель жалобы ссылается на то, что с заявлением о выборе земельного участка обратился в департамент 19.03.2013, то есть до вступления в силу решений Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 и от 20.11.2013 N 183, предусматривающих предоставление земельных участков на торгах. Отношения по выбору спорного земельного участка возникли до вступления в силу указанных решений.
Обратившийся также с кассационной жалобой департамент указывает на то, что спорный земельный участок расположен в зоне размещения объектов обслуживания (гостиницы), что исключает возможность размещения на нем выставочных залов. По его мнению, вывод суда о том, что материалы по обоснованию проекта планировки не могут определять возможность или невозможность размещения выставочного зала на испрашиваемом земельном участке, не основан на нормах действующего законодательства.
Департамент просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления в полном объеме.
Рассмотрев доводы кассационных жалоб, кассационная инстанция считает, что постановление апелляционного суда в части изменения решения суда подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, 19.03.2013 ООО "Райдер-сервис" обратилось в департамент с заявлением о выборе земельного участка, площадью 15 000 квадратных метров для строительства выставочных залов, местоположение которого установлено в 180 метрах юго-западнее относительно строения 1а по ул. Енисейская в Кировском административном округе г. Омска, и предварительном согласовании места размещения данного объекта.
Департаментом вынесено распоряжение 19.09.2013 N 2364-р "Об отказе ООО "Райдер-сервис" в размещении выставочных залов в 180 метрах юго-западнее относительно строения 1а по ул. Енисейская в Кировском административном округе г. Омска".
Общество "Райдер-сервис", полагая, что ненормативный акт департамента является незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования места размещения объекта либо с предварительным согласованием места размещения объекта.
В случае предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта ему должен предшествовать выбор участка для строительства.
В силу статьи 31 Земельного кодекса лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка, обращается в уполномоченный орган с заявлением о выборе земельного участка, в котором должно быть указано назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера участка, а также испрашиваемое право на земельный участок.
Уполномоченный орган по такому заявлению обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения соответствующих процедур согласования (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса).
Оценив и исследовав представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу, что размещение выставочного зала не противоречит утвержденной основной части проекта планировки, определяющей границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства, а также размещение объектов инженерной и транспортной инфраструктур, поскольку участок располагается в зоне планируемого размещения объектов административно-делового и общественного назначения 14.2.
Судом учтено, что согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных решением Омского городского Совета N 201 от 10.12.2008, испрашиваемый участок расположен в зоне ОД-1.
В силу статьи 45 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201, зона объектов административно-делового и общественного назначения (ОД-1) включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения административно-деловых, общественных, культурных и иных объектов федерального, регионального и общегородского значения, коммерческих объектов, объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания и иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.
Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне объектов административно-делового и общественного назначения приведены в таблице N 1 (статья 42 Правил) и статье 43 данных Правил.
Согласно таблице N 1 статьи 42 Правил к основным видам разрешенного использования земельных участков в зоне объектов административно-делового и общественного назначения (ОД-1) отнесено размещение выставочных залов.
Установив, что проект планировки территории, расположенной в границах: Ленинградский проспект - улица Волгоградская - улица Конева - левый берег реки Иртыш в Кировском административном округе города Омска, утвержденный постановлением администрации города Омска от 10.09.2010 N 805-п, допускает размещение выставочных залов, являющихся объектами административно-делового и общественного назначения, суд признал незаконным распоряжение департамента от 19.09.2013 N 2364-р
Довод департамента о том, что в соответствии с чертежом планировки территории, отображающим объекты капитального строительства с элементами благоустройства, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне размещения объектов обслуживания (гостиницы), что исключает возможность размещения на нем выставочных залов, был предметом рассмотрения суда и мотивировано отклонен.
При этом суд, руководствуясь статьями 30, 42, 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, исходил из того, что материалы по обоснованию проекта планировки не могут определять возможность или невозможность размещения выставочного зала на испрашиваемом земельном участке, тогда как размещение выставочного зала не противоречит основной части проекта планировки, определяющей границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства, а также размещение объектов инженерной и транспортной инфраструктур (участок располагается в зоне планируемого размещения объектов административно-делового и общественного назначения 14.2). Оснований для иных выводов у кассационной инстанции не имеется. Судебные акты в части признания незаконным распоряжения департамента являются законными и обоснованными.
Изменяя решение суда в части способа восстановления нарушенного права заявителя, апелляционный суд исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Согласно пункту 34 статьи 2 решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах", вступившего в законную силу 29.06.2013, предоставление находящихся в муниципальной собственности города Омска земельных участков и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Омска, осуществляется исключительно на торгах в случае строительства, в том числе, выставочных залов.
Статьей 9 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-03 "О регулировании земельных отношений в Омской области" установлен шестимесячный срок на обеспечение выбора земельных участков для строительства, а решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, принимается уполномоченным органом в течение одного месяца.
Судом установлено, что с заявлением о выборе спорного земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта ООО "Райдер-сервис" обратилось 19.03.2013.
Таким образом, на момент принятия департаментом распоряжения (19.09.2013) предоставление испрашиваемого заявителем земельного участка, по мнению суда, могло быть осуществлено исключительно на торгах.
Суд апелляционной инстанции отметил, что устранение допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя не должно противоречить нормативным актам, действующим в период времени, когда произошло нарушение права.
Между тем суд апелляционной инстанции не учел следующее.
Согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяются на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
В решении Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 не предусмотрено, что данный нормативный акт распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие.
Основанием возникновения правоотношений по выбору земельного участка является действие - подача заинтересованным лицом заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
С соответствующим заявлением общество обратилось к департаменту до вступления в законную силу решения от 19.06.2013 N 131.
Ссылка департамента в кассационной жалобе на постановление Омского городского Совета от 20.11.2013 N 655 "Об официальном толковании применения во времени решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах", согласно которому решение от 19.06.2013 N 131 имеет обратную силу, во внимание не принимается по следующим основаниям.
Как было указано выше, отношения по выбору земельного участка возникают с момента подачи заинтересованным лицом заявления о выборе земельного участка. Ссылаясь на данное постановление, департамент не учитывает правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.07.2011 N 20-П, о недопустимости придания обратной силы новому регулированию, если оно ухудшает положение лица, ограничивает его права, уже существующие в конкретных правоотношениях.
Более того, распоряжение департамента об отказе в предоставлении земельного участка принято 19.09.2013, то есть до вступления в силу постановления от 20.11.2013 N 655. При этом в распоряжении об отказе в предоставлении земельного участка самим департаментом указаны основания для отказа иные, чем необходимость проведения торгов при предоставлении земельных участков для строительства.
При изложенных обстоятельствах постановление апелляционной инстанции в этой части принято с нарушением норм материального права, в связи с чем подлежит отмене.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктами 1, 5 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2014 по делу N А46-12475/2013 в части требований о восстановлении нарушенного права отменить, оставить в силе в этой части решение Арбитражного суда Омской области от 11.12.2013. В остальной части решение и постановление оставить без изменения.
Взыскать с Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска в пользу ООО "Райдер-сервис 2 000 руб. госпошлины по кассационной жалобе.

Председательствующий
А.В.ТРИЛЬ

Судьи
Л.В.БУШМЕЛЕВА
В.В.ТИХОМИРОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)