Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 13.03.2014 ПО ДЕЛУ N 33-5102/2014

Требование: О признании незаконным уведомления о приостановлении госрегистрации, обязании осуществить госрегистрацию права собственности на земельный участок.

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Заявительница подала документы для госрегистрации перехода права собственности на земельный участок, госрегистрация была приостановлена, поскольку при проведении правовой экспертизы документов, представленных на госрегистрацию, регистратором установлены нарушения требований закона.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 марта 2014 г. по делу N 33-5102/2014


Судья: Козлов В.Г.

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Е.И.,
судей Шелудько В.В., Кудинова А.В.,
по докладу судьи краевого суда Шелудько В.В.,
при секретаре С.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе начальника Красноармейского отдела управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Ш. на решение Красноармейского районного суда Краснодарского края от 28 июня 2013 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

установила:

А.Л.Р. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным уведомления Красноармейского отдела управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - отдел Росреестра) от 28 мая 2013 года N 24/036/2013-294 о приостановлении государственной регистрации. Просила обязать отдел Росреестра осуществить государственную регистрацию права собственности заявителя на земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен> категории земель - земли сельскохозяйственного назначения площадью 46 га, расположенного по адресу: <адрес обезличен>.
В зале судебного заседания представитель А.Л.Р. по доверенности М. настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Представитель отдела Росреестра по доверенности С.Л. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований заявления.
Обжалуемым решением Красноармейского районного суда Краснодарского края от 28 июня 2013 года требования А.Л.Р. удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе начальник отдела Росреестра Ш. просит решение районного суда отменить, полагая его незаконным, необоснованным, принятым с нарушением норм материального права, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований А.Л.Р.
Исследовав материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции отменить.
Как следует из материалов дела, на основании решения Арбитражного суда Краснодарского края от 07 декабря 2005 года А.Л.Р. является собственником недвижимого имущества - плодового сада, расположенного в <адрес обезличен>.
Администрацией МО Красноармейский район А.Л.Р. предоставлен в собственность за плату земельный участок под принадлежащим объектом недвижимости - плодовыми насаждениями.
В отдел Росреестра 21 мая 2013 года А.Л.Р. подала документы для государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, кадастровый (условный) номер: <номер обезличен>, на основании договора купли-продажи от 12 апреля 2013 года, заключенного между муниципальным образованием Красноармейский район, выступающим в качестве продавца и А.Л.Р., выступающей в качестве покупателя.
Государственная регистрация перехода права на земельный участок приостановлена 28 мая 2013 года на срок один месяц, поскольку при проведении правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию, на основании ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" регистратором установлены нарушения требований статьи 11 Земельного кодекса РФ, ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса".
В обоснование приостановления указано, что А.Л.Р. на государственную регистрацию права предоставлен кадастровый паспорт на вышеуказанный земельный участок от 04 февраля 2013 года N 2343/12/13-77736, согласно которому земельный участок площадью 30 га с кадастровым номером <номер обезличен> относится к категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного использования - размещение многолетних насаждений. У государственного регистратора возникли сомнения в наличии полномочий администрации муниципального образования Красноармейский район по распоряжению вышеуказанным земельным участком.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что требование отдела Росреестра о предоставлении дополнительных документов необоснованно и противоречит положениям Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, кроме того, не может быть признано законным в силу решения Красноармейского районного суда Краснодарского края от 19 декабря 2012 года.
Однако судебная коллегия не согласна с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
На основании положений Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственным регистратором, в том числе, проводиться правовая экспертиза документов, проверка законности сделки в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления (п. 1 ст. 13).
Государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений (п. 1 ст. 19).
В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса РФ, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.
В силу положений закона Краснодарского края от 10.10.2006 N 1101-КЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, из фонда перераспределения земель Краснодарского края", органы местного самоуправления распоряжаются земельными участками фонда перераспределения земель Краснодарского края.
А.Л.Р. принадлежит на праве собственности объект недвижимого имущества плодовый сад, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, с количеством деревьев в 1660 ед., под которым ей постановлением главы МО Красноармейский район Краснодарского края от 30.03.2012 N 307 уже был предоставлен в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен>, общей площадью 570000 кв. м, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, предназначенный для сельскохозяйственного использования - размещения многолетних насаждений - плодового сада.
Таким образом, А.Л.Р. уже воспользовалась своим правом на приобретение земельного участка в собственность за плату под имеющимся у нее объектом недвижимости, что позволяет прийти к выводу об отсутствии нарушения прав А.Л.Р. в сфере землепользования.
Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" были внесены изменения в статью 130 ГК РФ и статью 1 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 N 122-ФЗ и из состава объектов недвижимого имущества многолетние насаждения исключены.
Вместе с тем, право собственности А.Л.Р. на объект недвижимости под сомнение не ставится, но регистратор правомерно указал на невозможность применения к такому объекту требований ст. 36 Земельного кодекса РФ, с учетом изменения законодательства.
Решением от 19 декабря 2012 года судом признано незаконным решение управления муниципальной собственностью МО Красноармейский район об отказе в предоставлении А.Л.Р. испрашиваемого земельного участка. При этом на управление Росреестра по Краснодарскому краю какие-либо обязанности не возлагались.
В силу ч. 4 ст. 258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Поскольку действия заинтересованного лица являются законными, прав заявителя не нарушают, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции и отказа в удовлетворении заявления А.Л.Р.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу начальника Красноармейского отдела управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Ш. удовлетворить.
Решение Красноармейского районного суда Краснодарского края от 28 июня 2013 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении заявления А.Л.Р. об оспаривании действий государственного регистратора Красноармейского отдела управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю, отказать.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)