Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НИЖЕГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 08.04.2015 ПО ДЕЛУ N 33-3408/2015

Требование: Об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка, обязании рассмотреть вопрос о предоставлении в аренду земельного участка.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Заявитель считает, что отказ вынесен с нарушением действующего законодательства, решение об отказе в размещении объекта должно приниматься в форме постановления, а не в форме письма.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 апреля 2015 г. по делу N 33-3408/2015


Судья: Швецов Д.И.

Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи - Дороднова Г.И.,
судей Кручинина М.А. и Гущевой Н.В.,
при секретаре судебного заседания - Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Р. на решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 17.12.2014 года по делу по заявлению Р. о признании недействительным отказа администрации г. Дзержинска Нижегородской области в предоставлении земельного участка, изложенного в письме от 09.10.2014 г. недействительным, об обязании администрацию г. Дзержинска рассмотреть вопрос о предоставлении в аренду земельного участка.
Заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Г.И. Дороднова, выслушав объяснения представителя администрации г. Дзержинска - ФИО8, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда,

установила:

Р. обратился в суд с заявлением о признании недействительным отказа администрации г. Дзержинска Нижегородской области в предоставлении земельного участка.
В обоснование требований указал, что 26 июня 2013 г. он обратился в администрацию г. Дзержинска о выделении земельного участка ориентировочной площадью ФИО12 кв. м, расположенного в <адрес> <адрес>, с восточной стороны <адрес>. Рабочая группа инвестиционного совета при Губернаторе Нижегородской области решением от 18.07.2014 г. N 10858-112Р-5376, рассмотрев его заявку на реализацию инвестиционного проекта "Строительство производственного предприятия химической продукции", решила: Считать возможным предоставление ему (Р.) в аренду на период строительства земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного в <адрес> <адрес>, с восточной стороны <адрес>, южнее ОАО ДПО "<данные изъяты>" для строительства производственного предприятия химической продукции с предварительным согласованием места размещения объекта при условии уточнения границ запрашиваемого земельного участка и заявленного объема инвестиций, согласования с департаментом по недропользованию по ПФО и ПСУ НО "ГУАД", соблюдения требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для объекта не опаснее четвертого класса вредности, Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах".
15.07.2013 г. Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Дзержинска Нижегородской области письмом N 4567 предложило представить предпроектную планировочную проработку (градостроительное обоснование) размещения объекта, выполненную лицензированным специалистом или организацией на материалах инженерных изысканий, с указанием подъезда к земельному участку.
06.11.2013 г. Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Дзержинска Нижегородской области в письме N 7192 указало, что считает возможным строительство производственного предприятия химической продукции в районе <адрес> в соответствии с градостроительным обоснованием шифр 116-13.
Градостроительное обоснование выполнено МУП "<данные изъяты>", (свидетельство о допуске к работам N <данные изъяты>) по заказу Р. согласно которому выбранный участок соответствует зонированию данной территории, площадь участка достаточна для строительства объекта.
18.08.2014 г. между МУП "<данные изъяты>" г. Дзержинска и Р. заключен договор N 32/03 на выполнение работ и оказание услуг по формированию земельного участка для строительства производственного предприятия химической продукции на земельном участке с восточной стороны <адрес>, южнее ОАО ДПО "<данные изъяты>".
29.09.2014 г. платежным поручением N 310 денежные средства в размере <данные изъяты> руб. были перечислены на счет МУП "<данные изъяты>".
29.08.2014 г. в газете "Дзержинские Ведомости" администрация города Дзержинска проинформировала жителей города о возможном предоставлении земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного в <адрес> <адрес>, с восточной стороны <адрес>, южнее ОАО ДПО "<данные изъяты>" для строительства производственного предприятия химической продукции.
09.10.2014 г. глава администрации города ФИО9 в письме N 5377/4 сообщил, что в связи с наличием нескольких заявлений о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного с восточной стороны <адрес>, южнее ОАО ДПО "<данные изъяты>", для строительства производственного предприятия химической продукции, реализация права на испрашиваемый земельный участок будет осуществляться через торги.
С вышеуказанным ответом заявитель не согласен, считает, что нарушаются его права, а данный отказ вынесен с нарушением действующего законодательства.
Решение администрации г. Дзержинска об отказе в размещении объекта должно приниматься в форме постановления, а не в форме письма.
На основании изложенного, просил Р. признать отказ администрации г. Дзержинска в предоставлении земельного участка, изложенного в письме Главы администрации города ФИО13 N 5377/4 от 09.10.2014 г. недействительным.
Обязать администрацию г. Дзержинска Нижегородской области рассмотреть вопрос о предоставлении Р. в аренду земельного участка ориентировочной площадью 10000 кв. м, расположенного в <адрес> <адрес>, с восточной стороны <адрес>, южнее ОАО ДПО "<данные изъяты>" для строительства производственного предприятия химической продукции в установленный судом срок.
Решением Дзержинского городского суда Нижегородской области от 17.12.2014 года заявление Р. о признании недействительным отказа администрации г. Дзержинска Нижегородской области в предоставлении земельного участка, изложенного в письме главы администрации г. Дзержинск ФИО9 N 5377/4 от 09.10.2014 г., об обязании администрацию г. Дзержинска рассмотреть вопрос о предоставлении в аренду земельного участка, ориентировочной площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного в <адрес> <адрес>, с восточной стороны <адрес>, южнее ОАО ДПО "<данные изъяты>" для строительства производственного предприятия химической продукции - оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Р. ставится вопрос об отмене решения Дзержинского городского суда Нижегородской области от 17.12.2014 года за незаконностью и необоснованностью.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель администрации г. Дзержинска ФИО8 просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Р. обратился в суд с заявлением о признании отказа администрации г. Дзержинска в предоставлении земельного участка, изложенного в письме главы администрации города ФИО9 N 5377/4 от 09.10.2014 г. недействительным; обязании администрации г. Дзержинска Нижегородской области рассмотреть вопрос о предоставлении Р. в аренду земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного в <адрес> <адрес>, с восточной стороны <адрес>, южнее ОАО ДПО "<данные изъяты>" для строительства производственного предприятия химической продукции в установленный судом срок.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований. При этом суд исходил из того, что со стороны администрации г. Дзержинска Нижегородской области не было допущено нарушений действующего законодательства и прав заявителя на предоставление земельного участка.
Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны с учетом требований закона и установленным по делу обстоятельствам, исследованных в полном объеме.
Статья 46 Конституции Российской Федерации предоставляет гражданину и юридическому лицу право обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
В силу части первой статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Порядок предоставления земельного участка в соответствии со ст. 31 ЗК РФ в случае, если на данный земельный участок претендуют несколько лиц, не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным ст. 31 ЗК РФ.
Статья 30 ЗК РФ регламентирует порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Предоставление земельных участков для целей строительства может осуществляться в двух формах: с предварительным согласованием мест размещения объектов и без предварительного согласования мест размещения объектов (п. 1 ст. 30 ЗК РФ).
В силу п. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В соответствии с положениями ст. 31 ЗК РФ (пункты 1, 2, 3, 5, 6) гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В силу п. 1 - 2 ст. 32 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе.
По смыслу приведенных правовых норм предоставление земельного участка под строительство с предварительным согласованием мест размещения объектов должно осуществляться в силу п. 3 ст. 31 ЗК РФ с обязательным информированием населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.
Действующее законодательство не содержит запрета лицам, заинтересованным в предоставлении земельного участка, обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка после публикации сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства. При этом Земельный кодекс РФ не регламентирует порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют несколько лиц. Однако, поскольку право аренды земельного участка может быть предоставлено только одному лицу, - данное лицо должно быть определено органом местного самоуправления, в связи с чем в сложившейся ситуации право на заключение договора аренды подлежит выставлению на торги по правилам, предусмотренным п. 4 ст. 30 ЗК РФ. Указанный способ предоставления земельного участка призван обеспечить соблюдение принципов справедливости, открытости, публичности предоставления земельного участка, закрепленных в ст. 1 ЗК РФ.
Судом первой инстанции установлено, что 26 июня 2013 г. Р. обратился в Администрацию г. Дзержинска о выделении земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного в <адрес>, с восточной стороны <адрес>. Рабочая группа инвестиционного совета при Губернаторе Нижегородской области решением от 18.07.2014 г. N 10858-112Р-5376, рассмотрев заявку Р. на реализацию инвестиционного проекта "Строительство производственного предприятия химической продукции", решила: считать возможным предоставление Р. в аренду на период строительства земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного в <адрес> <адрес>, с восточной стороны <адрес>, южнее ОАО ДПО "<данные изъяты>" для строительства производственного предприятия химической продукции с предварительным согласованием места размещения объекта при условии уточнения границ запрашиваемого земельного участка и заявленного объема инвестиций, согласования с департаментом по недропользованию по ПФО и ПСУ НО "ГУАД", соблюдения требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для объекта не опаснее четвертого класса вредности, Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах".
15.07.2013 г. Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Дзержинска Нижегородской области письмом N 4567 предложило Р. представить предпроектную планировочную проработку (градостроительное обоснование) размещения объекта, выполненную лицензированным специалистом или организацией на материалах инженерных изысканий, с указанием подъезда к земельному участку.
06.11.2013 г. Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Дзержинска Нижегородской области в письме N 7192 указало, что считает возможным строительство производственного предприятия химической продукции в районе Игумновского шоссе в соответствии с градостроительным обоснованием шифр 116-13.
Градостроительное обоснование выполнено МУП "<данные изъяты>", (свидетельство о допуске к работам N СРО-П-107-5249000706-29032010-0048) по заказу Р. согласно которому выбранный участок соответствует зонированию данной территории, площадь участка достаточна для строительства объекта.
18.08.2014 г. между МУП "<данные изъяты>" г. Дзержинска и Р. заключен договор N 32/03 на выполнение работ и оказание услуг по формированию земельного участка для строительства производственного предприятия химической продукции на земельном участке с восточной стороны <адрес>, южнее ОАО ДПО "<данные изъяты>".
29.08.2014 г. в газете "Дзержинские Ведомости" администрация города Дзержинска проинформировала жителей города о возможном предоставлении земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного в <адрес> <адрес>, с восточной стороны <адрес>, южнее ОАО ДПО "<данные изъяты>" для строительства производственного предприятия химической продукции.
После указанной публикации в адрес администрации г. Дзержинска от граждан и юридических лиц поступило 11 заявление о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного в <адрес> <адрес>, с восточной стороны <адрес>, южнее ОАО ДПО "<данные изъяты>" для строительства производственного предприятия химической продукции.
Также установлено, что на момент рассмотрения дела администрацией г. Дзержинска не издано никакого постановления об утверждении схем расположения спорного земельного участка.
В отношении земельного участка кадастровые работы не проведены, земельный участок площадью 10000 кв. м на кадастровый учет не поставлен, кадастровый номер не присвоен, в настоящее время земельный участок не сформирован.
09.10.2014 г. главой администрации г. Дзержинска в адрес Р. было направлено письмо, в котором сообщалось о невозможности предоставления земельного участка без выставления права на заключение договора аренды на торги в связи с наличием нескольких заявлений о предоставлении земельного участка от других лиц.
Проанализировав вышеуказанные обстоятельства с вышеприведенными нормами закона, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии со стороны администрации г. Дзержинска Нижегородской области каких-либо нарушений действующего законодательства и прав заявителя на предоставление земельного участка, и как, следствие, обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Что же касается доводов апелляционной жалобы Р. об отмене решения суда первой инстанции, то они по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, и они не могут служить основанием для отмены определения суда.
На основании изложенного, решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 17.12.2014 года следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда

определила:

Решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 17.12.2014 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Р. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)