Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.03.2015 N 09АП-1306/2015 ПО ДЕЛУ N А40-123014/14

Разделы:
Охрана земель; Экономика и управление земельными участками

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 марта 2015 г. N 09АП-1306/2015

Дело N А40-123014/14

резолютивная часть постановления объявлена 19.02.2015
постановление изготовлено в полном объеме 19.03.2015
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей Кольцовой Н.Н., Мухина С.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тер-Акопян Г.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Газпромнефть-МНПЗ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.12.2014
по делу N А40-123014/14, принятое судьей Лапшиной В.В. (94-1040)
по заявлению ОАО "Газпромнефть-МНПЗ" (ОГРН 1027700500190; 109429, Москва, 2-й квартал Капотни, дом 1, корпус 3)
к Департаменту Росприроднадзора по Центральному федеральному округу (ОГРН 1057748853690; 117105, Москва, Варшавское шоссе, дом 39А)
- об оспаривании постановления;
- при участии:
- от заявителя: Сапрыкин А.А. по доверенности от 01.07.2014;
- от заинтересованного лица: Бабченко А.Д. по доверенности от 03.06.2014;

- установил:

решением Арбитражного суда г. Москвы от 17.12.2014 в удовлетворении заявления ОАО "Газпромнефть-МНПЗ" о признании незаконным и отмене постановления Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу от 23.07.2014 N 10-35/1431 о привлечении о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказано.
Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
Представители общества и Департамента в судебное заседание явились, поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в ходе проведенной на основании приказа Департамента Росприроднадзора по ЦФО от 10.04.2014 N 843-пр внеплановой выездной проверки ОАО "Газпромнефть-МНПЗ" по адресу: 109429, Москва, Капотня, 2-й квартал, д. 1, корп. 3 на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами, законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения по использованию и охране земель, по результатам, которой составлен акт проверки от 16.05.2014 N А-843 и установлено, что обществом превышены утвержденные нормативы образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР).
ОАО "Газпромнефть-МНГО", является предприятием нефтепереработки, расположенным в г. Москве, в юго-восточной промзоне г. Москвы. Профиль НПЗ - топливный. Выпускает бензины марок АИ-80ЭК, АИ-92ЭК, АИ-95ЭК, дизельное топливо, топливо для реактивных двигателей, битумы, серу и т.п. Основными видами деятельности общества, которые сопровождаются образованием отходов, являются: очистка сточных вод, ремонтно-профилактические мероприятия, замена отработанного масла, ликвидация проливов и утечек, использование реагентов, в результате чего образуется отработанная тара, жизнедеятельность сотрудников и хозяйственно-бытовое обслуживание.
В ходе проверки выявлены несоответствия образования отходов, способы и условия хранения и транспортирования отходов, обеспечивающие соблюдение природоохранных норм и правил пожарной безопасности утвержденному проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР); обществом не определены способы и порядок выполнения операций, обеспечивающих требования экологической безопасности и техники безопасности, лимиты на размещение отходов рассчитаны без учета фактического образования отходов, не разработаны планы мероприятий по снижению количества образования и размещения отходов, обеспечению соблюдения действующих норм и правил в области обращения с отходами. Состав материалов представленного ПНООЛР и приложений к нему не соответствуют фактическому обращению с отходами, не отвечает требованиям Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.10.2007 N 703, и других действующих нормативных документов.
ПНООЛР для общества разработан на основании проведенной инвентаризации, которая не соответствует образующимся в ходе производственной деятельности Общества отходам, установленных показателей объемов и состава отходов.
ПНООЛР разработан в 2013.
Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение N 384-0 выдан Департаментом Росприроднадзора по ЦФО 14.02.2014
Используемые сведения для установления нормативов образования отходов и лимита на их размещение приняты за 2009 - 2011.
На сооружениях водоподготовки и очистки сточных вод (стр. 18 ПНООЛР) непрерывно образуются осадки сточных вод, которые в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО), утвержден Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 N 786, относятся к группе отходов "отходы от водоподготовки, обработки сточных вод и использования воды" - код отходов по ФККО - 940 000 0000 00 0.
Сведения об образования отхода не представлены.
На новых очистных сооружениях образуется отход - обезвоженный нефтешлам (стр. 119 ПНООЛР).
Сведения об указанном отходе в проекте отсутствуют.
Протоколы анализов на опасные отходы (стр. 209 - 292 ПНООЛР) для определения классов опасности выполнены Обществом с ограниченной ответственностью "ГЕОПРОМЭКОЛОГИЯ" (ООО "ГПЭ"), которое не имеет аккредитованной лаборатории для выполнения указанных работ.
По факту выявленных нарушений административным органом в отношении ОАО "Газпромнефть-МНПЗ" составлен протокол от 08.07.2014 г. N 10-33/1257 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании протокола административным органом при участии представителя Ерохина Ю.Ю. по доверенности N 286 от 20.12.2013 рассмотрено дело об административном правонарушении и вынесено оспариваемое постановление от 23.07.2014 N 10-33/1431 о привлечении ОАО "Газпромнефть-МНПЗ" к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде взыскания штрафа в размере 175.000 руб.
Не согласившись с выводами административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая обществу в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения и соблюдения процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении.
В соответствии со ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 100.000 до 250.000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Объективной стороной состава данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении конкретных экологических и санитарно- эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектом правонарушения являются лица, которые в силу закона, договора, либо иного документа являются уполномоченными на ведение деятельности с соблюдением экологических требований.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной или иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены в Федеральном законе N 89-ФЗ.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем 6 месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона, на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Документом, подтверждающим отнесение отхода к конкретному классу опасности для окружающей природной среды, согласно п. 2.7 Порядка организации работы по паспортизации опасных отходов, утвержденного приказом Ростехнадзора от 15.08.2007 N 570, является свидетельство о классе опасности отхода для окружающей среды, которое выдается для каждого конкретного вида отходов.
Согласно п. 2.5.2 Порядка компонентный состав отхода указывается на основании протоколов отбора проб и анализов, выполненных аккредитованной на проведение количественных химических анализов лабораторией, а также сведений о компонентном составе исходного сырья и технологических процессах его переработки. Для отходов, представленных товарами (продукцией), утратившими свои потребительские свойства, указываются сведения о компонентном составе исходного товара (продукции) согласно техническим условиям и др.
Отнесение опасного отхода к конкретному классу опасности для окружающей среды осуществляется в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды, утвержденными Приказом МПР России от 15.06.2001 N 511.
Согласно п. 3 Критериев отнесение отходов к классу опасности для ОПС может осуществляться расчетным или экспериментальным методами.
Согласно п. 5 Критериев отнесение отходов к классу опасности для ОПС расчетным методом осуществляется на основании показателя (К), характеризующего степень опасности отхода при его воздействии на ОПС, рассчитанного по сумме показателей опасности веществ, составляющих отход (далее компоненты отхода), для ОПС (Ki).
Перечень компонентов отхода и их количественное содержание устанавливаются по составу исходного сырья и технологическим процессам его переработки или по результатам количественного химического анализа отходов.
Образование отхода обезвоженный нефтешлам (кек) подтверждается обществом, так как указанный отход имеет место согласно представленным актам выполненных работ.
По мнению общества, обезвоживание нефтешлама свойства отхода не меняется, изменение содержания воды в нефтешламе не меняет физико-химические свойств отхода, не влияет на класс опасности отхода. Изменение физико-химических свойств нефтешламов было подтверждено соответствующей экспертизой; сточные воды после обработки на очистных сооружениях где они смешиваются с ливневыми и производственными сточными водами предприятия по составу не меняются.
Вместе с тем, состав отходов уже после обработки на очистных сооружениях претерпевает изменения как по составу, так и по свойствам, а после операции обезвоживания радикально изменяется как агрегатное состояние отхода так и его опасные свойства, так как опасные свойства при удаление воды как менее опасного компонента увеличивает опасные свойства отхода.
На странице 18 проекта НООЛР раздел проекта "цех N 16 - цех очистных сооружений, водоснабжения и канализации (вспомогательное производство)", в котором дается характеристика производственной деятельности, осуществляемой в цехе N 16.
На 19 странице проекта НООЛР в п. 1 краткого описания технологической схемы процесса очистки сточных вод (к блок-схеме МОС) дана характеристика функционирования блока предварительной очистки, согласно которой указанный блок включает в себя осадитель, на который поступают все стоки завода - промысленные и дренажно-ливневые; на этой ступени очистки происходит отделение твердых механических примесей от потока воды, направляющегося на физико-химическую очистку; механические примеси собираются на площадке для твердого мусора в виде песка, загрязненного бензином и мазутом.
Согласно разделу 3 Государственного стандарта "ГОСТ Р 17.4.3.07-2001. Охрана природы. Почвы. Требования к свойствам осадков сточных вод при использовании их в качестве удобрений", принятого и введенного в действие Постановлением Госстандарта РФ от 23.01.2001 N 30-ст, под осадками сточных вод понимается твердая фракция сточных вод, состоящая из органических и минеральных веществ, выделенных в процессе очистки сточных вод методом отстаивания (сырой осадок), и комплекса микроорганизмов, участвовавших в процессе биологической очистки сточных вод и выведенных из технологического процесса (избыточный активный ил).
Следовательно, в результате функционирования блока предварительной очистки цеха N 16 образуется отход - осадки сточных вод, что указано в проекте НООЛР общества.
Таким образом, доводы заявителя о недоказанности факта образования на новых очистных сооружениях отхода - осадки сточных вод несостоятельные.
Доводы общества, изложенные в п. 2 заявления, о расчете всех нормативов отходов в проекте НООЛР и о безусловном соответствии сведений, представленных в проекте НООЛР, фактическим в силу утверждения данного проекта Департаментом, противоречат материалам дела и основаны на неверном толковании законодательства.
В разделе проекта "цех N 16 - цех очистных сооружений, водоснабжения и канализации (вспомогательное производство)" (стр. 19 проекта НООЛР) в п. 3 краткого описания технологической схемы процесса очистки сточных вод (к блок-схеме МОС) дана характеристика функционирования блока обезвоживания, согласно которой в результате функционирования указанного блока образуется обезвоженный нефтешлам, выгружаемый через шнековый бункер и перевозимый на площадку временного накопления нефтешлама. О том, что обезвоженный нефтешлам (кек) является отходом, который различен своим видом с иными нефтесодержащими отходами общества, на которые составлены паспорта опасных отходов и которые отражены в иной разрешительной документации, сообщено в письменных объяснениях Департамента по вопросу образования в результате деятельности общества обезвоженного нефтешлама (кека).
Обществом в проекте НООЛР рассчитаны нормативы отходов без учета отходов - осадка сточных вод и обезвоженного нефтешлама (кека), образуемых в результате деятельности цеха N 16 общества.
Таким образом, несостоятелен довод заявителя о расчете всех нормативов отходов в проекте НООЛР общества.
Согласно ст. ст. 11 и 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" природопользователи самостоятельно разрабатывают проекты НООЛР, а территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, в соответствии с Порядком разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных приказом МПР РФ от 25.02.2010 N 50, а также в соответствии с Методическими указаниями по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 N 703 (зарегистрировано в Минюсте РФ 17.01.2008 N 10891), рассматривают соответствие объемов образования отходов, заявленных природопользователями, тем материалам, которые представлены самими природопользователями в проекте НООЛР.
Непосредственная проверка достоверности представленных природопользователями в проекты НООЛР материалов осуществляется территориальными органами Росприроднадзора в ходе контрольно-надзорных мероприятий.
За несоответствие фактического количества образованных и размещенных природопользователем отходов, заявленному в проекте НООЛР, природопользователь привлекается к административной ответственности, установленной ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе проверки Департаментом выявлена недостоверность сведений, представленных в проекте НООЛР общества, фактическим, за что общество привлечено к административной ответственности.
Образование обезвоженного нефтешлама (кека) подтверждается документами: справка от 07.04.2014 Нижегородского института прикладных технологий об образовании 2 000 куб. м обезвоженного нефтешлама (кека); акт от 07.04.2014 о выгрузке обезвоженного нефтешлама (кека) на площадку микробиологического обезвреживания в объеме 1 700 куб. м; акт от 12.03.2014 о выгрузке обезвоженного нефтешлама (кека) на площадку микробиологического обезвреживания в объеме 300 куб. м; акт от 13.03.2014 о выгрузке обезвоженного нефтешлама (кека) на площадку микробиологического обезвреживания в объеме 300 куб. м.
Довод общества о том, что вид отхода обезвоженный нефтешлам (кек) не существует, поскольку обществом он отнесен к шламу нефтеотделительных установок, однако среди отходов цеха N 16 (ПНООЛР стр. 35 - 37) отхода нефтеотделительных установок нет, так как указанный отход образуется при других технологических процессах в цехах N 11 (ПНООЛР стр. 33 - 34), отклоняется, поскольку в ПНООЛР (стр. 18 - 19) образование указанного отхода - обезвоженный нефтешлам (кек) - после технологического процесса обезвоживания на очистных сооружениях подтверждается.
Из представленных материалов следует, что в ходе проведенной проверки Департамента с привлечением специалистов и в присутствии понятых (должностных лиц общества) отобраны пробы с площадки накопления обезвоженного нефтешлама (кека), места его выгрузки из центрифуги, площадки биоремедиации, места использования обезвоженного нефтешлама (кека) и буферного пруда Общества, о чем был составлен протокол отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственный среды от 28.04.2014.
Отбор проб нефтешлама обезвоженного на центрифуге зафиксирован протоколом отбора проб почвы, осадков очистных сооружений, отходов производства от 28.04.2014. N 2 аттестованной и аккредитованной испытательной лаборатории охраны окружающей среды N 2 Некоммерческого партнерства "Союз защиты экологических прав населения Московской области".
По результатам количественного химического и морфологического анализа (КХА) отобранных почв испытательной лабораторией составлены протоколы КХА N 179\\1-179\\5.
В протоколах КХА N 179\\1 и 179\\2 отражены 12 результаты КХА проб нефтешлама обезвоженного на центрифуге, отбор которых зафиксирован в протоколе отбора проб N 2.
Из протоколов КХА N 179\\1 и 179\\2 следует, что выявленный отход отличается по происхождению, химическому составу, агрегатному состоянию и классом опасности от нефтесодержащих отходов III класса опасности, образуемых у общества, и на которые составлены паспорта опасных отходов, и которые отражены в иной разрешительной документации.
В отличие от нефтесодержащего отходов III класса опасности - указанного шлама нефтеотделительных установок, образуемого у общества в результате деятельности по первичной переработке нефти, обезвоженный нефтешлам (кек) образуется у общества в результате иного вида деятельности - очистки сточных вод, в частности обезвоживания нефтешлама (стр. 18 проекта НООЛР).
Таким образом, обезвоженный нефтешлам (кек) отличен от иных видов нефтесодержащих отходов III класса опасности, образуемых у Общества, по происхождению и условиям образования.
Из сравнения данных, содержащихся в протоколе КХА N 179\\1 пробы обезвоженного нефтешлама (кека) и паспорта опасного отхода, составленного обществом на шлам нефтеотделительных установок, следует, что указанные отходы также отличны друг от друга, по химическому (компонентному) составу.
Из акта проверки, фотоматериалов, приложенных к нему, и иных материалов следует, нефтесодержащие отходы общества III класса опасности, которые согласно коду по ФККО имеют пастообразное агрегатное состояние (физическую форму), в результате процесса обезвоживания и иных процессов, которые происходят в цехе N 16, при преобразовании в новый вид отхода - обезвоженный нефтешлам (кек) меняют агрегатное состояние на твердое.
Таким образом, обезвоженный нефтешлам (кек) отличается от иных нефтесодержащих отходов общества и агрегатным состоянием.
Согласно ст. 4.1 Закона об отходах, отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, предусмотренные ст. 4.1 Закона об отходах, из которых 13 утверждены Приказом Министерства природных ресурсов России от 15.06.2001 N 511.
Департаментом, применив методику расчета классов опасности отходов, предусмотренную Критериями, использовав данные протоколов КХА N 179Л1 и 179Y2, установлено, что обезвоженный нефтешлам (кек), образуемый в результате деятельности общества, является отходом IV класса опасности.
Следовательно, обезвоженный нефтешлам (кек), образуемый у общества, отличается от нефтесодержащих отходов, которые образуются у общества, на которые составлены паспорта опасных отходов, и которые отражены в иной разрешительной документации, и классом опасности для окружающей природной среды.
Согласно п. 5.1 Межгосударственного стандарта "ГОСТ 30772-2001. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", утвержденного и введенного в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2009 N 1091-ст (далее - ГОСТ 30772-2001), классом опасности (токсичности) отходов является числовая характеристика отходов, определяющая вид и степень его опасности (токсичности)
В соответствии с п. 5.18 ГОСТ 30772-2001 под идентификацией отходов понимается деятельность, связанная с определением принадлежности данного объекта к отходам того или иного вида, сопровождающаяся установлением данных о его опасных, ресурсных, технологических и других характеристиках. При этом в примечании к вышеназванному пункту ГОСТ 30772-2001 указано, что идентификацию отходов проводят на основе анализа предъявленных экспертизе уполномоченным юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем эксплуатационно-информационных документов, в том числе паспорта отходов.
Из этого следует что, обезвоженный нефтешлам (кек) является иным видом отхода, нежели отходы, на которые обществом разработаны и согласованы паспорта, и которые отражены в иной разрешительной документации.
Отнесение отхода к соответствующему виду зависит от его химического состава и класса опасности для окружающей природной среды.
Таким образом, обезвоженный нефтешлам (кек) является отходом, на который обществом в силу требований Закона об отходах должен быть составлен отдельный паспорт опасного отхода, и который должен быть отражен в разрешительной документации Общества отдельно от иных нефтесодержащих отходов.
Заявитель, представив расчет класса обезвоженного нефтешлама (кека), произведенный ООО Фирма "Эко-Экспресс" при помощи программного комплекса по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение 14 "Отходы", выпускаемого по техническому заданию на разработку программного комплекса по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение "Отходы" от 09.10.2002 ООО "Фирма Интеграл" (далее - программа "Отходы"), утверждает, что Департаментом допущены неточности при расчете класса опасности обезвоженного нефтешлама (кека), в то время как ООО "Эко-Экспресс" таких неточностей допустить не могло в силу того, что для расчета класса опасности использовало сертифицированную программу "Отходы".
Вместе с тем, из пояснений (таблицы N 1 и N 2) Департамента от 27.10.2014 следует, что расчет класса опасности обезвоженного нефтешлама (кека) также произведен при помощи программного обеспечения - экологического программного комплекса ООО Предприятие "ЛиДа инж." "РОСА", прошедшего необходимые сертификации и согласования.
Применение Департаментом программы "РОСА" исключается возможность допущения в расчете класса опасности математической или иной ошибки.
Заявитель, приведя довод о необоснованности результатов протоколов КХА N 179Л1 и N 179Л2, дает оценку научной обоснованности экспертных результатов испытательной лаборатории, которая имеет соответствующий аттестат аккредитации.
Согласно п. п. 5.1.7 и 5.1.11 Положения о Федеральной службе по аккредитации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 N 845 "О Федеральной службе по аккредитации" (вместе с "Положением о Федеральной службе по аккредитации"), Росаккредитация является уполномоченным органом исполнительной власти по осуществлению контроля за деятельностью 15 аккредитованных лиц и контроля за соблюдением испытательными лабораториями (центрами) принципов надлежащей лабораторной практики, соответствующих принципам надлежащей лабораторной практики Организации экономического сотрудничества и развития.
Законодательством не установлены полномочия иных органов и лиц по осуществлению подобного контроля.
Организацией, осуществляющей подтверждение классов опасности отходов в Российской Федерации, является Федеральное бюджетное учреждение "Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия" (ФБУ "ФЦАО") (письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15.09.2014 N 05-12-44/20925 "О направлении разъяснений по подтверждению отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности и паспортизации отходов", письма Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 08.08.2014 N ВК-03-04-36/12086 и от 03.09.2014 N ВК-03-04-36/13543).
Департамент письмом от 24.10.2014 N 10-25/13702 обратился в ФБУ "ФЦАО" с просьбой о предоставлении заключения по вопросу о необходимости учета отхода - обезвоженного нефтешлама (кека) при проведении обществом инвентаризации и разработке проекта HOOJIP, представив материалы проверки (приложение N 8 к 16 объяснениям).
В ответ на обращение ФБУ "ФЦАО" письмом от 28.10.2014 N 05/2258 представлено заключение, согласно которому обезвоженный нефтешлам (кек), образуемый в результате деятельности общества, является иным видом отхода, нежели нефтесодержащие отходы III класса, на которые составлены паспорта и отражены в иной разрешительной документации, в том числе в силу различного их происхождения и агрегатных состояний (приложение N 9 к объяснениям).
Таким образом, обезвоженный нефтешлам (кек) является отходом, на который обществом в силу требований Закона об отходах должен быть составлен отдельный паспорт опасного отхода, и который должен быть отражен в разрешительной документации общества отдельно от иных нефтесодержащих отходов.
Несостоятелен довод общества, что в материалах проверки отсутствуют исследования Росприроднадзора, с привлечением экспертных организаций, подтверждающие образование отхода: "обезвоженный нефтешлам" в технологии производства общества и его отличие от отхода: "шлам нефтеотделительных установок" безоснователен, критерии, которыми руководствовался Росприроднадзор, выявляя новый вид отхода в материалах проверки отсутствуют.
Результаты количественного химического анализа отхода обезвоженный нефтешлам проведенные аккредитованной лабораторией СЗЭПНМО показывают на большое количество тяжелых металлов в отходе, которые в паспорте отхода шлам нефтеотделительных установок отсутствуют.
Согласно п. 3.1 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" к отходам относятся остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью.
Заявитель указывает, что поступающие на очистные сооружения отходы (шлам от очистки трубопроводов, шлам нефтеотделительных установок) в результате обработки обезвоженный нефтепродукт возвращается в производство, а обезвоженный нефтешлам выгружается на площадку накопления, что указывает не только на различный состав и свойства отхода, но также и на различное применение.
Таким образом, порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 (регистрация - Минюст РФ от 02.04.2010 N 16796) нормативы образования отходов который служит для определения ожидаемых количеств образующихся 17 отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг обществом нарушен.
Довод о том, что протоколы анализов (83 шт.) на опасные отходы (стр. 209 - 292 проекта ЛРО) для определения классов опасности выполнены ООО "ГЕОПРОМЭКОЛОГИЯ" (адрес 125009, Москва, Газетный пер., дом 3 - 5, стр. 1, офис 169), которая не имеет аккредитованной лаборатории для выполнения указанных работ, не принимается, поскольку указанная лаборатория имеет аккредитацию, аттестат имеется (том 2 л.д. 60).
Факт несоблюдения заявителем требований законодательства об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения, подтверждается материалами дела и обществом документально не опровергнут.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу ч. 2 ст. 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из оспариваемого постановления следует, что вопрос вины заявителя в совершении правонарушения исследовался административным органом при рассмотрении административного дела, в постановлении данный вопрос отражен применительно к конкретным обстоятельствам дела и собранным доказательствам.
В материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие об отсутствии у заявителя возможности для соблюдения требований экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства при осуществлении предпринимательской деятельности, при наличии возможности для соблюдения требований природоохранного законодательства обществом не предприняты меры по их соблюдению.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о виновных действиях (бездействии) общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 Кодекса, посягает на безопасность окружающей среды и природопользования.
Объект посягательства представляет собой совокупность общественных отношений в области охраны окружающей среды и природопользования, являющихся общественно значимыми и взаимосвязанными с правами неограниченного круга лиц на безопасную окружающую природную среду.
Таким образом, в действиях (бездействии) заявителя административным органом правомерно установлен состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процессуальных нарушений закона при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, обществу обеспечена возможность воспользоваться предоставленными ему законом правами и гарантиями. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела заявитель извещен надлежащим образом, что им не оспаривается и свидетельствует о соблюдении административным органом требований ст. 25.1, ст. 28.2 Кодекса.
Административное наказание назначено в пределах санкции ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом наиболее строгой мерой ответственности является административное приостановление деятельности, которая в отношении заявителя не применялась. При определении размера штрафа должностным лицом была учтена степень общественной опасности и характер совершенного правонарушения.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, поскольку не содержат сведений о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.12.2014 по делу N А40-123014/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья
Т.Т.МАРКОВА

Судьи
Н.Н.КОЛЬЦОВА
С.М.МУХИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)