Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 2 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 9 сентября 2014 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Протасова А.И.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Малыгиной Е.Г.,
при участии:
- от Комитета по управлению имуществом Курской области: Чеканова И.А., по доверенности;
- от закрытого акционерного общества "К-электросетьстройпроект": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 10.06.2014 по делу N А35-719/2014 (судья Морозова М.Н.) по заявлению закрытого акционерного общества "К-электросетьстройпроект" (ОГРН 1074632025654) к Комитету по управлению имуществом Курской области (ОГРН 1024600947502) о признании незаконными действий и решения,
установил:
Закрытое акционерное общество "К - Электросетьстройпроект" (далее - ЗАО "К - Электросетьстройпроект", Общество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением (с учетом уточнения) о признании незаконными действий Комитета по управлению имуществом Курской области (далее - Комитет), изложенных в письме от 14.01.2014 N 02.2-01-20/154 выразившихся в отказе направить в Администрацию города Курска (далее - Администрация) материалы для выбора земельного участка для строительства складских зданий по адресу город Курск, в районе улицы 1-я Прогонная, дом N 46-В, примерной площадью 1 Га; о признании недействительным решения Комитета от 29.01.2014 N 01-19/110 "О проведении подготовительных мероприятий по проведению торгов (конкурс, аукцион) по продаже права аренды на заключение договора аренды земельного участка"; об обязании Комитета направить в Администрацию материалы для выбора земельного участка для строительства складских зданий по адресу город Курск, в районе улицы 1-я Прогонная, дом N 46-В, примерной площадью 1 Га.
Решением арбитражного суда от 10.06.2014 заявленные требования удовлетворены.
Принимая решение, суд исходил из наличия оснований, предусмотренных статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Не согласившись с решением суда, Комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение суда отменить, принять новый судебный акт.
Указывает на то, что испрашиваемый земельный участок находится на территории 1% подтопляемости, что предоставление земельных участков для строительства складских объектов осуществляется исключительно на торгах.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Комитета поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять новый судебный акт.
Доводы отзыва Общества на апелляционную жалобу сводятся к тому, что в решении суда верно установлены существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка.
Общество в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечило.
Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данного лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие его представителей в порядке статей 156 и 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
В адрес Комитета по управлению имуществом Курской области (далее - Комитет) 19.02.2013 поступило обращение ЗАО "К-Электросетьстройпроект" по вопросу предоставления в аренду земельного участка ориентировочной площадью 10 000 кв. м, по ул. 1-я Прогонная в г. Курске, для строительства складских зданий.
Указанная заявка была рассмотрена Комитетом в порядке статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации - с предварительным согласованием места размещения объекта. Было получено заключение комитета архитектуры и градостроительства города Курска, согласно которому испрашиваемый земельный участок накладывается на территорию обводненного объекта.
В связи с чем, необходимо согласование данного вопроса с комитетом экологической безопасности и природопользования города Курска.
По информации комитета экологической безопасности и природопользования города Курска указанный земельный участок располагается на территории 1% подтопляемости.
Также, на прилегающей территории располагается обводненный карьер, который имеет охраняемые территории.
Подъездная дорога к испрашиваемому земельному участку проходит по береговой полосе и прибрежной защитной зоне водного объекта.
Таким образом, до проведения вышеуказанных работ комитет письмом от 27.05.2013 исх.N 02.2-01-20/5812 отказал ЗАО "К-Электросетьстройпроект" в предоставлении в аренду земельного участка по ул. 1-я Прогонная, для строительства складских зданий.
Комитетом экологической безопасности и природопользования города Курска в адрес комитета 16.10.2013 направлено письмо о возможности предоставления земельного участка по ул. 1-я Прогонная, 46В в г. Курске, ориентировочной площадью 10 000 кв. м, для строительства складских зданий с приложением графических материалов, в которых были указаны новые границы названного земельного участка.
Комитет повторно направил запрос в адрес комитета архитектуры и градостроительства города Курска с целью уточнения вопроса о возможности предоставления указанного земельного участка для испрашиваемых целей.
Согласно заключению комитета архитектуры и градостроительства города Курска в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Город Курск", утвержденными решением Курского городского Собрания от 23.10.2007 N 388-3-РС (в редакции от 21.05.2013 N 28-5-РС) данный земельный участок расположен в территориальной зоне П-1 - для производственных предприятий V класса вредности (санитарно-защитная зона до 50 м). Размещение в данной зоне складских объектов соответствует основному виду разрешенного использования.
Комитет экологической безопасности и природопользования г. Курска письмом от 14.05.2013 N 911/02.2.01-06 также сообщил комитету по управлению имуществом Курской области о том, что подъездная дорога к испрашиваемому ЗАО "Электросетьстройпроект" земельному участку проходит по береговой полосе и прибрежной защитной зоне водного объекта. Комитет экологической безопасности и природопользования г. Курска в письме от 14.05.2013 N 911/02.2.01-06 сообщил о возможности предоставления ЗАО "К-Электросетьстройпроект" испрашиваемого участка при условии уточнения прибрежной защитной полосы и схемы прохождения подъездного пути к участку.
В письме от 28.06.2013 N 1477/02.2.01-06 комитет экологической безопасности и природопользования г. Курска вновь подтвердил возможность предоставления ЗАО "К-Электросетьпроект" земельного участка по адресу город Курск, улица 1-я Прогонная, дом N 46-В после уточнения прибрежной защитной полосы и схемы прохождения подъездного пути к участку ЗАО "К-Электросетьстройпроект" с комитетом экологической безопасности и природопользования были проведены работы по согласованию прибрежной защитной полосы и схемы прохождения подъездного пути к участку.
Письмом от 12.12.2013 исх. N 02.2-01-20/13454 Комитет проинформировал ЗАО "К-Электросетьстройпроект" о том, что в настоящее время проводятся мероприятия по формированию данного земельного участка с целью его последующего выставления на торги.
ЗАО "К-Электросетьстройпроект" 18.12.2013 направило в адрес комитета письмо с просьбой исполнить обязанность, возложенную на комитет по управлению имуществом Курской области ст. 30 - 31 Земельного кодекса РФ по предварительному согласованию места размещения объекта.
Однако письмом от 14.01.2014 N 02.2-01-20/154 Комитет отказал в предоставлении испрашиваемого участка по причине того, что в соответствии с постановлением Администрации Курской области от 22.02.2013 N 80-па предоставление земельных участков для строительства складских объектов осуществляется исключительно на торгах.
Посчитав незаконными действия Комитета, изложенные в письме от 14.01.2014 N 02.2-01-20/154 выразившиеся в отказе направить в Администрацию материалы для выбора земельного участка для строительства складских зданий по адресу город Курск, в районе улицы 1-я Прогонная, дом N 46-В, примерной площадью 1 Га; а также недействительным решение Комитета от 29.01.2014 N 01-19/110 "О проведении подготовительных мероприятий по проведению торгов (конкурс, аукцион) по продаже права аренды на заключение договора аренды земельного участка", нарушающими права и законные интересы Общества, последнее обратилось в суд с указанным заявлением.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав пояснения представителя Комитета, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом ненормативные правовые акты могут быть признаны недействительными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно части 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов. 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов, (пункт 1 статьи 30 ЗК РФ).
В силу пункта 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, (пункт 1 статьи 31 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 30 ЗК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Постановлением Администрации Курской области от 22.02.2013 N 80-па установлены случаи, при которых, земельные участки государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в границах города Курска, распоряжение которыми в соответствии с Законом Курской области "О регулировании некоторых вопросов в сфере земельных отношений в Курской области" отнесено к полномочиям Администрации Курской области, предоставляются исключительно на торгах.
Однако в соответствии с пунктом 2 постановления Администрации Курской области от 22.02.2013 N 80-па действие данного постановления не распространяется на правоотношения по предоставлению земельных участков для строительства гражданам и юридическим лицам, обратившимся до вступления в силу данного постановления в установленном законодательством порядке.
Из материалов дела следует, что ЗАО "К - Электросетьстройпроект" обратилось за выделением испрашиваемого участка 19.02.2013, в то время как постановление Администрации Курской области от 22.02.2013 N 80-па вступило в силу 25.02.2013 (размещено на официальном сайте Администрации Курской области http://adm.rkursk.ru. 25.02.2013 опубликовано в газете "Курская правда" N 23.02.03.2013).
Следовательно, постановление Администрации Курской области от 22.02.2013 N 80-па не распространяется на правоотношения по предоставлению земельного участка для строительства складских зданий по адресу город Курск, улица 1-я Прогонная, дом N 46-В, примерной площадью 1 га.
В силу части 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр.
Как следует из материалов дела, Комитет в рамках своих полномочий направлял письма в комитет архитектуры и градостроительства г. Курска и комитет экологической безопасности и природопользования г. Курска.
Комитет архитектуры и градостроительства г. Курска сообщил комитету по управлению имуществом Курской области о том, что испрашиваемый ЗАО "К-Электросетьпроект" земельный участок находится в территориальной зоне П-1 в которой возможно строительство ЗАО "К-Электросетьстройпроект" на испрашиваемом земельном участке складского здания.
Предоставление испрашиваемого заявителем участка не нарушает экологические, градостроительные и иные условия использования соответствующей территории, согласовано Комитетом экологической безопасности и природопользования г. Курска.
Также, материалами дела подтверждается тот факт, что в использовании заявителем спорного земельного участка отсутствуют какие-либо еще ограничения, в том числе: изъятие участка из оборота, ограничение участка в обороте, резервирование участка для государственных или муниципальных нужд, установление генеральным планом развития города или иной документацией по планировке территории размещения на участке объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Арбитражный суд области правильно исходил из того, что процедура формирования была инициирована обращением Общества, имевшим место 19.02.2013 года, а не позднее, на этой стадии иных претендентов не имелось, и оснований для применения постановления Администрации Курской области от 22.02.2013 N 80-па не усматривается.
Таким образом, арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о том, что Комитет не имел правовых основания для отказа заявителю в осуществлении процедуры выбора испрашиваемого земельного участка, в связи с чем, отказ направить в Администрацию города Курска материалы для выбора земельного участка для строительства складских зданий по адресу город Курск, в районе улицы 1-я Прогонная, дом N 46-В, примерной площадью 1 Га является незаконными.
Следовательно, решение Комитета по управлению имуществом Курской области от 29.01.2014 N 01-19/110 "О проведении подготовительных мероприятий по проведению торгов (конкурс, аукцион) по продаже права аренды на заключение договора аренды земельного участка" на данной стадии, когда не имелось иных претендентов, также является незаконным.
Оспариваемые действия и решение Комитета непосредственно затрагивают права и интересы заявителя, поскольку создают препятствия для осуществления предпринимательской и экономической деятельности Обществом.
Следовательно, судом установлено нарушение прав заявителя и несоответствии оспариваемых действий закону.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
С учетом результатов рассмотрения спора, в соответствии со статьей 110 АПК РФ, расходы по уплате государственной пошлине относятся на заявителя.
Налоговым кодексом Российской Федерации органы государственной власти от уплаты государственной пошлины освобождены, в связи с чем, вопрос о взыскании государственной пошлины с Комитета судом не решается.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Курской области от 10.06.2014 по делу N А35-719/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок согласно части 1 статьи 275 АПК РФ.
Председательствующий судья
Н.Д.МИРОНЦЕВА
Судьи
А.И.ПРОТАСОВ
Е.А.СЕМЕНЮТА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.09.2014 ПО ДЕЛУ N А35-719/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 сентября 2014 г. по делу N А35-719/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 2 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 9 сентября 2014 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Протасова А.И.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Малыгиной Е.Г.,
при участии:
- от Комитета по управлению имуществом Курской области: Чеканова И.А., по доверенности;
- от закрытого акционерного общества "К-электросетьстройпроект": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 10.06.2014 по делу N А35-719/2014 (судья Морозова М.Н.) по заявлению закрытого акционерного общества "К-электросетьстройпроект" (ОГРН 1074632025654) к Комитету по управлению имуществом Курской области (ОГРН 1024600947502) о признании незаконными действий и решения,
установил:
Закрытое акционерное общество "К - Электросетьстройпроект" (далее - ЗАО "К - Электросетьстройпроект", Общество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением (с учетом уточнения) о признании незаконными действий Комитета по управлению имуществом Курской области (далее - Комитет), изложенных в письме от 14.01.2014 N 02.2-01-20/154 выразившихся в отказе направить в Администрацию города Курска (далее - Администрация) материалы для выбора земельного участка для строительства складских зданий по адресу город Курск, в районе улицы 1-я Прогонная, дом N 46-В, примерной площадью 1 Га; о признании недействительным решения Комитета от 29.01.2014 N 01-19/110 "О проведении подготовительных мероприятий по проведению торгов (конкурс, аукцион) по продаже права аренды на заключение договора аренды земельного участка"; об обязании Комитета направить в Администрацию материалы для выбора земельного участка для строительства складских зданий по адресу город Курск, в районе улицы 1-я Прогонная, дом N 46-В, примерной площадью 1 Га.
Решением арбитражного суда от 10.06.2014 заявленные требования удовлетворены.
Принимая решение, суд исходил из наличия оснований, предусмотренных статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Не согласившись с решением суда, Комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение суда отменить, принять новый судебный акт.
Указывает на то, что испрашиваемый земельный участок находится на территории 1% подтопляемости, что предоставление земельных участков для строительства складских объектов осуществляется исключительно на торгах.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Комитета поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять новый судебный акт.
Доводы отзыва Общества на апелляционную жалобу сводятся к тому, что в решении суда верно установлены существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка.
Общество в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечило.
Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данного лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие его представителей в порядке статей 156 и 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
В адрес Комитета по управлению имуществом Курской области (далее - Комитет) 19.02.2013 поступило обращение ЗАО "К-Электросетьстройпроект" по вопросу предоставления в аренду земельного участка ориентировочной площадью 10 000 кв. м, по ул. 1-я Прогонная в г. Курске, для строительства складских зданий.
Указанная заявка была рассмотрена Комитетом в порядке статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации - с предварительным согласованием места размещения объекта. Было получено заключение комитета архитектуры и градостроительства города Курска, согласно которому испрашиваемый земельный участок накладывается на территорию обводненного объекта.
В связи с чем, необходимо согласование данного вопроса с комитетом экологической безопасности и природопользования города Курска.
По информации комитета экологической безопасности и природопользования города Курска указанный земельный участок располагается на территории 1% подтопляемости.
Также, на прилегающей территории располагается обводненный карьер, который имеет охраняемые территории.
Подъездная дорога к испрашиваемому земельному участку проходит по береговой полосе и прибрежной защитной зоне водного объекта.
Таким образом, до проведения вышеуказанных работ комитет письмом от 27.05.2013 исх.N 02.2-01-20/5812 отказал ЗАО "К-Электросетьстройпроект" в предоставлении в аренду земельного участка по ул. 1-я Прогонная, для строительства складских зданий.
Комитетом экологической безопасности и природопользования города Курска в адрес комитета 16.10.2013 направлено письмо о возможности предоставления земельного участка по ул. 1-я Прогонная, 46В в г. Курске, ориентировочной площадью 10 000 кв. м, для строительства складских зданий с приложением графических материалов, в которых были указаны новые границы названного земельного участка.
Комитет повторно направил запрос в адрес комитета архитектуры и градостроительства города Курска с целью уточнения вопроса о возможности предоставления указанного земельного участка для испрашиваемых целей.
Согласно заключению комитета архитектуры и градостроительства города Курска в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Город Курск", утвержденными решением Курского городского Собрания от 23.10.2007 N 388-3-РС (в редакции от 21.05.2013 N 28-5-РС) данный земельный участок расположен в территориальной зоне П-1 - для производственных предприятий V класса вредности (санитарно-защитная зона до 50 м). Размещение в данной зоне складских объектов соответствует основному виду разрешенного использования.
Комитет экологической безопасности и природопользования г. Курска письмом от 14.05.2013 N 911/02.2.01-06 также сообщил комитету по управлению имуществом Курской области о том, что подъездная дорога к испрашиваемому ЗАО "Электросетьстройпроект" земельному участку проходит по береговой полосе и прибрежной защитной зоне водного объекта. Комитет экологической безопасности и природопользования г. Курска в письме от 14.05.2013 N 911/02.2.01-06 сообщил о возможности предоставления ЗАО "К-Электросетьстройпроект" испрашиваемого участка при условии уточнения прибрежной защитной полосы и схемы прохождения подъездного пути к участку.
В письме от 28.06.2013 N 1477/02.2.01-06 комитет экологической безопасности и природопользования г. Курска вновь подтвердил возможность предоставления ЗАО "К-Электросетьпроект" земельного участка по адресу город Курск, улица 1-я Прогонная, дом N 46-В после уточнения прибрежной защитной полосы и схемы прохождения подъездного пути к участку ЗАО "К-Электросетьстройпроект" с комитетом экологической безопасности и природопользования были проведены работы по согласованию прибрежной защитной полосы и схемы прохождения подъездного пути к участку.
Письмом от 12.12.2013 исх. N 02.2-01-20/13454 Комитет проинформировал ЗАО "К-Электросетьстройпроект" о том, что в настоящее время проводятся мероприятия по формированию данного земельного участка с целью его последующего выставления на торги.
ЗАО "К-Электросетьстройпроект" 18.12.2013 направило в адрес комитета письмо с просьбой исполнить обязанность, возложенную на комитет по управлению имуществом Курской области ст. 30 - 31 Земельного кодекса РФ по предварительному согласованию места размещения объекта.
Однако письмом от 14.01.2014 N 02.2-01-20/154 Комитет отказал в предоставлении испрашиваемого участка по причине того, что в соответствии с постановлением Администрации Курской области от 22.02.2013 N 80-па предоставление земельных участков для строительства складских объектов осуществляется исключительно на торгах.
Посчитав незаконными действия Комитета, изложенные в письме от 14.01.2014 N 02.2-01-20/154 выразившиеся в отказе направить в Администрацию материалы для выбора земельного участка для строительства складских зданий по адресу город Курск, в районе улицы 1-я Прогонная, дом N 46-В, примерной площадью 1 Га; а также недействительным решение Комитета от 29.01.2014 N 01-19/110 "О проведении подготовительных мероприятий по проведению торгов (конкурс, аукцион) по продаже права аренды на заключение договора аренды земельного участка", нарушающими права и законные интересы Общества, последнее обратилось в суд с указанным заявлением.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав пояснения представителя Комитета, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом ненормативные правовые акты могут быть признаны недействительными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно части 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов. 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов, (пункт 1 статьи 30 ЗК РФ).
В силу пункта 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, (пункт 1 статьи 31 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 30 ЗК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Постановлением Администрации Курской области от 22.02.2013 N 80-па установлены случаи, при которых, земельные участки государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в границах города Курска, распоряжение которыми в соответствии с Законом Курской области "О регулировании некоторых вопросов в сфере земельных отношений в Курской области" отнесено к полномочиям Администрации Курской области, предоставляются исключительно на торгах.
Однако в соответствии с пунктом 2 постановления Администрации Курской области от 22.02.2013 N 80-па действие данного постановления не распространяется на правоотношения по предоставлению земельных участков для строительства гражданам и юридическим лицам, обратившимся до вступления в силу данного постановления в установленном законодательством порядке.
Из материалов дела следует, что ЗАО "К - Электросетьстройпроект" обратилось за выделением испрашиваемого участка 19.02.2013, в то время как постановление Администрации Курской области от 22.02.2013 N 80-па вступило в силу 25.02.2013 (размещено на официальном сайте Администрации Курской области http://adm.rkursk.ru. 25.02.2013 опубликовано в газете "Курская правда" N 23.02.03.2013).
Следовательно, постановление Администрации Курской области от 22.02.2013 N 80-па не распространяется на правоотношения по предоставлению земельного участка для строительства складских зданий по адресу город Курск, улица 1-я Прогонная, дом N 46-В, примерной площадью 1 га.
В силу части 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр.
Как следует из материалов дела, Комитет в рамках своих полномочий направлял письма в комитет архитектуры и градостроительства г. Курска и комитет экологической безопасности и природопользования г. Курска.
Комитет архитектуры и градостроительства г. Курска сообщил комитету по управлению имуществом Курской области о том, что испрашиваемый ЗАО "К-Электросетьпроект" земельный участок находится в территориальной зоне П-1 в которой возможно строительство ЗАО "К-Электросетьстройпроект" на испрашиваемом земельном участке складского здания.
Предоставление испрашиваемого заявителем участка не нарушает экологические, градостроительные и иные условия использования соответствующей территории, согласовано Комитетом экологической безопасности и природопользования г. Курска.
Также, материалами дела подтверждается тот факт, что в использовании заявителем спорного земельного участка отсутствуют какие-либо еще ограничения, в том числе: изъятие участка из оборота, ограничение участка в обороте, резервирование участка для государственных или муниципальных нужд, установление генеральным планом развития города или иной документацией по планировке территории размещения на участке объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Арбитражный суд области правильно исходил из того, что процедура формирования была инициирована обращением Общества, имевшим место 19.02.2013 года, а не позднее, на этой стадии иных претендентов не имелось, и оснований для применения постановления Администрации Курской области от 22.02.2013 N 80-па не усматривается.
Таким образом, арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о том, что Комитет не имел правовых основания для отказа заявителю в осуществлении процедуры выбора испрашиваемого земельного участка, в связи с чем, отказ направить в Администрацию города Курска материалы для выбора земельного участка для строительства складских зданий по адресу город Курск, в районе улицы 1-я Прогонная, дом N 46-В, примерной площадью 1 Га является незаконными.
Следовательно, решение Комитета по управлению имуществом Курской области от 29.01.2014 N 01-19/110 "О проведении подготовительных мероприятий по проведению торгов (конкурс, аукцион) по продаже права аренды на заключение договора аренды земельного участка" на данной стадии, когда не имелось иных претендентов, также является незаконным.
Оспариваемые действия и решение Комитета непосредственно затрагивают права и интересы заявителя, поскольку создают препятствия для осуществления предпринимательской и экономической деятельности Обществом.
Следовательно, судом установлено нарушение прав заявителя и несоответствии оспариваемых действий закону.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
С учетом результатов рассмотрения спора, в соответствии со статьей 110 АПК РФ, расходы по уплате государственной пошлине относятся на заявителя.
Налоговым кодексом Российской Федерации органы государственной власти от уплаты государственной пошлины освобождены, в связи с чем, вопрос о взыскании государственной пошлины с Комитета судом не решается.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Курской области от 10.06.2014 по делу N А35-719/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок согласно части 1 статьи 275 АПК РФ.
Председательствующий судья
Н.Д.МИРОНЦЕВА
Судьи
А.И.ПРОТАСОВ
Е.А.СЕМЕНЮТА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)