Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2015 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Дудкиной О.В.
судей: Кузнецова А.М., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истцов: 1) Администрации городского поселения Красково Люберецкого района Московской области - Пономарева М.И. по дов. от 18.11.2014 N 2944; Асриенц А.Р. по дов. от 13.01.2015 N 0004
2) Администрации Люберецкого муниципального района Московской области - Асриенц А.Р. по дов. от 04.06.2014 N 42/11-30
от ответчиков: 1) ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области - не явился, извещен
2) Росимущество - не явился, извещен
от третьих лиц: 1) ТУ Росимущества в Московской области - не явился, извещен
2) Управление Росреестра по Московской области - не явился, извещен
3) Комитет лесного хозяйства Московской области - Присакарь А.А. по дов. от 25.12.2014 N 24Дов-493
4) Федеральное агентство лесного хозяйства - Фролова А.А. по дов. N ИВ-03-28/13161 от 07.11.2014
рассмотрев 12 февраля 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского поселения Красково Люберецкого района Московской области
на решение от 11 сентября 2014 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Кузьминой О.А.
по делу N А41-17224/14
по иску Администрации городского поселения Красково Люберецкого района Московской области, Администрации Люберецкого муниципального района Московской области к ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, Росимуществу
о признании отсутствующим права собственности
третьи лица: ТУ Росимущества в Московской области; Управление Росреестра по Московской области; Комитет лесного хозяйства Московской области; Федеральное агентство лесного хозяйства
установил:
Администрация муниципального образования городского поселения Красково Люберецкого района Московской области (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - кадастровая палата, Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области) и к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом:
- - об обязании внести в государственный кадастр недвижимости изменения сведений о земельном участке с кадастровым номером 50:22:0000000:97229, указав категорию земель: "земли населенных пунктов";
- - признать отсутствующим права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
В качестве соистца к участию в деле судом привлечена Администрация Люберецкого района Московской области.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены ТУ Росимущества по Московской области, Управление Росреестра по Московской области, Комитет лесного хозяйства по Московской области, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз).
Решением Арбитражного суда Московской области от 11 сентября 2014 года в удовлетворении иска отказано.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось, в связи с пропуском Администрацией процессуального срока на апелляционное обжалование и отказом в удовлетворении ходатайства о его восстановлении.
В кассационной жалобе Администрация просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новый судебный акт. При этом указывает, что процедура согласования проекта Генерального плана городского поселения Красково в части включения в его границы земельного участка с кадастровым номером 50:22:0000000:97229 полностью соблюдена в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
От Рослесхоза поступил письменный отзыв на кассационную жалобу, доказательств направления отзыва иным лицам, участвующим в деле, не представлено.
Суд, совещаясь на месте, определил: поступивший отзыв возвратить представителю Рослесхоза в судебном заседании под роспись, поскольку им при подачи отзыва были нарушены положения статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители ответчиков - Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области и Федерального агентства по управлению государственным имуществом, а также третьих лиц - ТУ Росимущества по Московской области и Управления Росреестра по Московской области, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
С учетом мнения представителей истцов и явившихся третьих лиц, суд, совещаясь на месте, определил: рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Представители Администрации муниципального образования городского поселения Красково Люберецкого района Московской области и Администрации Люберецкого района Московской области в судебном заседании поддержали доводы кассационной жалобы.
Представители третьих лиц - Рослесхоза и Комитета лесного хозяйства по Московской области возражали против отмены судебных актов по изложенным в них мотивам, указали на отсутствие правовых и фактических оснований для присоединения к землям населенного пункта земель лесного фонда, являющихся собственностью Российской Федерации.
Выслушав представителей истцов и третьих лиц, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта суда первой инстанции в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Администрация городского поселения Красково обратилась в Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости (ГКН) изменений в сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:22:0000000:97229 общей площадью 9841 кв. м, расположенном по адресу: Московская область, Люберецкий муниципальный район, Виноградовское лесничество, Малаховское участковое лесничество, квартал 55, в части его отнесения к категории земель "земли населенных пунктов" в связи с утверждением Генерального плана городского поселения Красково (далее - Генеральный план).
Согласно Генеральному плану, спорный земельный участок включен в состав населенного пункта - дачный поселок Красково Люберецкого района Московской области.
Между тем, согласно кадастровой выписке земельный участок с кадастровым номером 50:22:0000000:97229 относится к категории земель - "земли лесного фонда".
Решением от 05.03.2014 N МО-14/РКФ-129705 кадастровая палата отказала во внесении изменений сведений об объекте недвижимости.
Полагая, что ответчиком нарушены положения Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую", и ошибочное отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда нарушает права городского поселения Красково на часть земель, входящих в состав его границ, которые могут быть защищены лишь путем признания отсутствующим права собственности Российской Федерации на данный земельный участок, Администрация городского поселения Красково обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, проанализировав в совокупности и руководствуясь применительно к установленным им фактическим обстоятельствам спора положениями статей 1, 5, 7, 16, 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", статей 8, 11, 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", статей 23, 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 6, 8, 67, 69, 92 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктов 5, 6 Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов территориального планирования муниципальных образований, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 N 178, действовавшего в период обращения Администрации в Минрегион России за согласованием проекта Генерального плана (на 25.05.2011), а также Положением о федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736, установил, что предусмотренная действующим в период возникновения спорных правоотношений законодательством процедура согласования проекта Генерального плана с уполномоченным органом Администрацией не соблюдена. В связи с этим суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы жалобы Администрации о том, что процедуру согласования надлежит считать ею соблюденной, поскольку таким уполномоченным органом являлся Минрегион России, куда письмом от 25.05.2011 и был направлен на согласование проект Генерального плана, а также о том, что Генеральный план в соответствии с п. 8 ст. 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации считается согласованным Минрегионом, поскольку от последнего в установленные Приказом Министерства регионального развития РФ от 27.02.2012 N 69 сроки (до 26.08.2011) сводное заключение в Администрацию не поступило, были предметом проверки судом первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Судом установлено, что спорный земельный участок общей площадью 9841 кв. м относится к категории земель: "земли лесного фонда", вид разрешенного использования: "заготовка древесины (включая СОМ); заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; осуществление рекреационной деятельности; строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов; осуществление религиозной деятельности; изыскательские работы", что подтверждается кадастровой выпиской на данный земельный участок, а также представленной в материалы дела копией кадастрового дела.
Согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Пунктом 1 части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что перевод земель, находящихся в федеральной собственности, из одной категории в другую осуществляется Правительством Российской Федерации.
Особенности и порядок перевода земель из одной категории в другую регулируются нормами Федерального закона от 22.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон от 22.12.2004 N 172-ФЗ).
В силу положений пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 22.12.2004 N 172-ФЗ, перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае установления или изменения границы населенного пункта.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае включения в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе, образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
Согласно пункту 5 Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов территориального планирования муниципальных образований, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 N 178 "Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации" (действовало на момент обращения Администрации в мае 2011 года за согласованием проекта генерального плана), в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда, заказчик направляет проект документа территориального планирования на согласование в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политике и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, для рассмотрения и предоставления заключения в части вопросов, входящих в компетенцию уполномоченного отраслевого органа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736 утверждено Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства, согласно которому к полномочиям Рослесхоза относится рассмотрение проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральных планов гг. Москвы и Санкт-Петербурга, схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции.
Также, в пункте 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736 указано, что Федеральное агентство лесного хозяйства до 01.01.2015 согласовывает включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, исключение земельных участков из границ населенных пунктов и включение их в состав земель лесного фонда, установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков земель лесного фонда (за исключением случаев, если полномочия по распоряжению лесными участками переданы в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации, органу государственной власти субъекта Российской Федерации).
С учетом вышеизложенных правовых норм, является правильным вывод суда первой инстанции о том, что проект генерального плана, содержащий предложения по включению земель лесного фонда в границы населенного пункта поселения, подлежал согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства (Рослесхоз).
Поскольку доказательств обращения Администрации в Рослесхоз - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере лесного хозяйства, не представлено, суд пришел к правильному выводу о том, что установленный законом порядок согласования проекта Генерального плана городского поселения Красково истцом не соблюден.
Ссылка Администрации на Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.02.2012 N 69 "Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований" не свидетельствует о допущенной по делу судебной ошибке, поскольку на момент обращения Администрации за согласованием проекта генерального плана - 25.05.2011 данный Приказ не действовал (вступил в законную силу 29.04.2012).
К тому же, положения данного Приказа не изменяют вышеприведенных положений нормативных актов (Кодексов и Законов Российской Федерации), имеющих большую юридическую силу, и не вступают в противоречия с ними, поскольку в соответствии с данным Приказом (равно как и с ранее действовавшим порядком согласования) генеральный план считается согласованным при наличии согласия с проектом генерального плана федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, в данном случае - Рослесхозом.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствует заключение Рослесхоза о согласии с проектом генерального плана, равно как и такое заключение Минрегионразвития России.
Что касается требований о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, то судом первой инстанции правомерно сделан вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска в указанной части, поскольку право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда возникает в силу закона (статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации, статья 17 Земельного кодекса Российской Федерации).
Иные доводы жалобы повторяют позицию Администрации по делу и выводов суда не опровергают.
В соответствии с положениями ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права.
Суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать установленными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении, либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанции.
Таким образом, несогласие Администрации городского поселения Красково с выводами суда, иная оценка ей фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для отмены судебного акта судом кассационной инстанции.
Неправильного применения судом первой инстанции норм материального права и нарушения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 11 сентября 2014 года по делу N А41-17224/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
О.В.ДУДКИНА
Судьи
А.М.КУЗНЕЦОВ
Р.Р.ЛАТЫПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 16.02.2015 N Ф05-17019/2014 ПО ДЕЛУ N А41-17224/14
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 февраля 2015 г. по делу N А41-17224/14
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2015 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Дудкиной О.В.
судей: Кузнецова А.М., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истцов: 1) Администрации городского поселения Красково Люберецкого района Московской области - Пономарева М.И. по дов. от 18.11.2014 N 2944; Асриенц А.Р. по дов. от 13.01.2015 N 0004
2) Администрации Люберецкого муниципального района Московской области - Асриенц А.Р. по дов. от 04.06.2014 N 42/11-30
от ответчиков: 1) ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области - не явился, извещен
2) Росимущество - не явился, извещен
от третьих лиц: 1) ТУ Росимущества в Московской области - не явился, извещен
2) Управление Росреестра по Московской области - не явился, извещен
3) Комитет лесного хозяйства Московской области - Присакарь А.А. по дов. от 25.12.2014 N 24Дов-493
4) Федеральное агентство лесного хозяйства - Фролова А.А. по дов. N ИВ-03-28/13161 от 07.11.2014
рассмотрев 12 февраля 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского поселения Красково Люберецкого района Московской области
на решение от 11 сентября 2014 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Кузьминой О.А.
по делу N А41-17224/14
по иску Администрации городского поселения Красково Люберецкого района Московской области, Администрации Люберецкого муниципального района Московской области к ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, Росимуществу
о признании отсутствующим права собственности
третьи лица: ТУ Росимущества в Московской области; Управление Росреестра по Московской области; Комитет лесного хозяйства Московской области; Федеральное агентство лесного хозяйства
установил:
Администрация муниципального образования городского поселения Красково Люберецкого района Московской области (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - кадастровая палата, Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области) и к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом:
- - об обязании внести в государственный кадастр недвижимости изменения сведений о земельном участке с кадастровым номером 50:22:0000000:97229, указав категорию земель: "земли населенных пунктов";
- - признать отсутствующим права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
В качестве соистца к участию в деле судом привлечена Администрация Люберецкого района Московской области.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены ТУ Росимущества по Московской области, Управление Росреестра по Московской области, Комитет лесного хозяйства по Московской области, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз).
Решением Арбитражного суда Московской области от 11 сентября 2014 года в удовлетворении иска отказано.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось, в связи с пропуском Администрацией процессуального срока на апелляционное обжалование и отказом в удовлетворении ходатайства о его восстановлении.
В кассационной жалобе Администрация просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новый судебный акт. При этом указывает, что процедура согласования проекта Генерального плана городского поселения Красково в части включения в его границы земельного участка с кадастровым номером 50:22:0000000:97229 полностью соблюдена в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
От Рослесхоза поступил письменный отзыв на кассационную жалобу, доказательств направления отзыва иным лицам, участвующим в деле, не представлено.
Суд, совещаясь на месте, определил: поступивший отзыв возвратить представителю Рослесхоза в судебном заседании под роспись, поскольку им при подачи отзыва были нарушены положения статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители ответчиков - Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области и Федерального агентства по управлению государственным имуществом, а также третьих лиц - ТУ Росимущества по Московской области и Управления Росреестра по Московской области, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
С учетом мнения представителей истцов и явившихся третьих лиц, суд, совещаясь на месте, определил: рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Представители Администрации муниципального образования городского поселения Красково Люберецкого района Московской области и Администрации Люберецкого района Московской области в судебном заседании поддержали доводы кассационной жалобы.
Представители третьих лиц - Рослесхоза и Комитета лесного хозяйства по Московской области возражали против отмены судебных актов по изложенным в них мотивам, указали на отсутствие правовых и фактических оснований для присоединения к землям населенного пункта земель лесного фонда, являющихся собственностью Российской Федерации.
Выслушав представителей истцов и третьих лиц, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта суда первой инстанции в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Администрация городского поселения Красково обратилась в Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости (ГКН) изменений в сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:22:0000000:97229 общей площадью 9841 кв. м, расположенном по адресу: Московская область, Люберецкий муниципальный район, Виноградовское лесничество, Малаховское участковое лесничество, квартал 55, в части его отнесения к категории земель "земли населенных пунктов" в связи с утверждением Генерального плана городского поселения Красково (далее - Генеральный план).
Согласно Генеральному плану, спорный земельный участок включен в состав населенного пункта - дачный поселок Красково Люберецкого района Московской области.
Между тем, согласно кадастровой выписке земельный участок с кадастровым номером 50:22:0000000:97229 относится к категории земель - "земли лесного фонда".
Решением от 05.03.2014 N МО-14/РКФ-129705 кадастровая палата отказала во внесении изменений сведений об объекте недвижимости.
Полагая, что ответчиком нарушены положения Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую", и ошибочное отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда нарушает права городского поселения Красково на часть земель, входящих в состав его границ, которые могут быть защищены лишь путем признания отсутствующим права собственности Российской Федерации на данный земельный участок, Администрация городского поселения Красково обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, проанализировав в совокупности и руководствуясь применительно к установленным им фактическим обстоятельствам спора положениями статей 1, 5, 7, 16, 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", статей 8, 11, 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", статей 23, 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 6, 8, 67, 69, 92 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктов 5, 6 Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов территориального планирования муниципальных образований, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 N 178, действовавшего в период обращения Администрации в Минрегион России за согласованием проекта Генерального плана (на 25.05.2011), а также Положением о федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736, установил, что предусмотренная действующим в период возникновения спорных правоотношений законодательством процедура согласования проекта Генерального плана с уполномоченным органом Администрацией не соблюдена. В связи с этим суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы жалобы Администрации о том, что процедуру согласования надлежит считать ею соблюденной, поскольку таким уполномоченным органом являлся Минрегион России, куда письмом от 25.05.2011 и был направлен на согласование проект Генерального плана, а также о том, что Генеральный план в соответствии с п. 8 ст. 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации считается согласованным Минрегионом, поскольку от последнего в установленные Приказом Министерства регионального развития РФ от 27.02.2012 N 69 сроки (до 26.08.2011) сводное заключение в Администрацию не поступило, были предметом проверки судом первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Судом установлено, что спорный земельный участок общей площадью 9841 кв. м относится к категории земель: "земли лесного фонда", вид разрешенного использования: "заготовка древесины (включая СОМ); заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; осуществление рекреационной деятельности; строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов; осуществление религиозной деятельности; изыскательские работы", что подтверждается кадастровой выпиской на данный земельный участок, а также представленной в материалы дела копией кадастрового дела.
Согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Пунктом 1 части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что перевод земель, находящихся в федеральной собственности, из одной категории в другую осуществляется Правительством Российской Федерации.
Особенности и порядок перевода земель из одной категории в другую регулируются нормами Федерального закона от 22.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон от 22.12.2004 N 172-ФЗ).
В силу положений пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 22.12.2004 N 172-ФЗ, перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае установления или изменения границы населенного пункта.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае включения в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе, образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
Согласно пункту 5 Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов территориального планирования муниципальных образований, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 N 178 "Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации" (действовало на момент обращения Администрации в мае 2011 года за согласованием проекта генерального плана), в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда, заказчик направляет проект документа территориального планирования на согласование в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политике и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, для рассмотрения и предоставления заключения в части вопросов, входящих в компетенцию уполномоченного отраслевого органа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736 утверждено Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства, согласно которому к полномочиям Рослесхоза относится рассмотрение проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральных планов гг. Москвы и Санкт-Петербурга, схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции.
Также, в пункте 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736 указано, что Федеральное агентство лесного хозяйства до 01.01.2015 согласовывает включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, исключение земельных участков из границ населенных пунктов и включение их в состав земель лесного фонда, установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков земель лесного фонда (за исключением случаев, если полномочия по распоряжению лесными участками переданы в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации, органу государственной власти субъекта Российской Федерации).
С учетом вышеизложенных правовых норм, является правильным вывод суда первой инстанции о том, что проект генерального плана, содержащий предложения по включению земель лесного фонда в границы населенного пункта поселения, подлежал согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства (Рослесхоз).
Поскольку доказательств обращения Администрации в Рослесхоз - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере лесного хозяйства, не представлено, суд пришел к правильному выводу о том, что установленный законом порядок согласования проекта Генерального плана городского поселения Красково истцом не соблюден.
Ссылка Администрации на Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.02.2012 N 69 "Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований" не свидетельствует о допущенной по делу судебной ошибке, поскольку на момент обращения Администрации за согласованием проекта генерального плана - 25.05.2011 данный Приказ не действовал (вступил в законную силу 29.04.2012).
К тому же, положения данного Приказа не изменяют вышеприведенных положений нормативных актов (Кодексов и Законов Российской Федерации), имеющих большую юридическую силу, и не вступают в противоречия с ними, поскольку в соответствии с данным Приказом (равно как и с ранее действовавшим порядком согласования) генеральный план считается согласованным при наличии согласия с проектом генерального плана федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, в данном случае - Рослесхозом.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствует заключение Рослесхоза о согласии с проектом генерального плана, равно как и такое заключение Минрегионразвития России.
Что касается требований о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, то судом первой инстанции правомерно сделан вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска в указанной части, поскольку право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда возникает в силу закона (статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации, статья 17 Земельного кодекса Российской Федерации).
Иные доводы жалобы повторяют позицию Администрации по делу и выводов суда не опровергают.
В соответствии с положениями ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права.
Суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать установленными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении, либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанции.
Таким образом, несогласие Администрации городского поселения Красково с выводами суда, иная оценка ей фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для отмены судебного акта судом кассационной инстанции.
Неправильного применения судом первой инстанции норм материального права и нарушения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 11 сентября 2014 года по делу N А41-17224/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
О.В.ДУДКИНА
Судьи
А.М.КУЗНЕЦОВ
Р.Р.ЛАТЫПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)