Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 сентября 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ермолаевой Л.П.,
судей Карпачевой М.И., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Савчук А.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу прокурора Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.07.2015 по делу N А76-4651/2015 (судья Белякович Е.В.).
В судебном заседании приняли участие представители:
- Прокуратуры Челябинской области - Смолина Е.В. (удостоверение ТО N 182075);
- общества с ограниченной ответственностью "Вертикаль" - Тюлюнова Н.В. (доверенность от 19.03.2015, паспорт);
- общества с ограниченной ответственностью "Татнефть-АЗС Центр" - Кадыров И.Э. (доверенность от 03.09.2015 N 134, паспорт), Столяров К.А. (доверенность от 08.02.2014 N 44, паспорт).
Прокурор Челябинской области (далее - прокурор, истец) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Администрации города Челябинска, ИНН 7421000263, ОГРН 1027402920225 (далее - Администрация), к Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, ИНН 7421000190, ОГРН 1027402931500 (далее - Комитет), к обществу с ограниченной ответственностью "Вертикаль", ИНН 7451218531, ОГРН 1057423531307 (далее - ООО "Вертикаль"), к обществу с ограниченной ответственностью "Татнефть-АЗС Центр", ИНН 1644040195, ОГРН 1061644064371 (далее - ООО "Татнефть-АЗС Центр"), в котором потребовал:
- - признать недействительным распоряжение главы Администрации от 01.07.2014 N 3773 "О предоставлении земельного участка в аренду для строительства автомобильного комплекса с автомойкой и автозаправочной станцией на пересечении Комсомольского проспекта и улицы Татищева в Центральном районе города Челябинска ООО "Вертикаль";
- - признать недействительным (ничтожным) договор краткосрочной аренды земельного участка города Челябинска от 04.08.2014 серии УЗ N 012977-К-2014, заключенный между Комитетом и ООО "Вертикаль" в отношении земельного участка с кадастровым номером 74:36:0501002:34, площадью 1 687 кв. м, расположенного на пересечении Комсомольского проспекта и улицы Татищева в Центральном районе города Челябинска;
- - признать недействительным (ничтожным) соглашение от 22.09.2014 о передаче прав и обязанностей по краткосрочному договору аренды земли города Челябинска от 04.08.2014, заключенное между ООО "Вертикаль" и ООО "Татнефть-АЗС Центр" в отношении земельного участка с кадастровым номером 74:36:0501002:34;
- - применить последствия недействительности ничтожной сделки путем приведения сторон в первоначальное положение, возложив на ООО "Татнефть-АЗС Центр" обязанность по передаче Комитету земельного участка с кадастровым номером 74:36:0501002:34, по соответствующему акту приема-передачи в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу;
- - погасить запись регистрации N 74-74-01/526/2014-59 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 01.10.2014 о регистрации права аренды ООО "Татнефть-АЗС Центр" на земельный участок с кадастровым номером 74:36:0501002:34 на основании соглашения от 22.09.2014 (т. 1, л.д. 3-11).
Исковое заявление принято к производству арбитражного суда первой инстанции определением от 06.03.2015, делу присвоен номер А76-4651/2015.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра) и Главное управление архитектуры и градостроительства администрации города Челябинска (далее - Управление архитектуры) (т. 1, л.д. 1-2).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 06.07.2015 (резолютивная часть объявлена 29.06.2015) в удовлетворении исковых требований отказано (т. 2, л.д. 68-76).
В апелляционной жалобе прокурор ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить. Приводит следующие доводы.
Выводы суда первой инстанции о том, что в данном случае имеет место спор о праве и требования прокурора не подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства, что удовлетворение требования о признании недействительным распоряжения главы Администрации не приведет к восстановлению нарушенных прав, противоречат статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 2, 4, 52, 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статье 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации". Оспариваемый ненормативный правовой акт является необходимым условием предоставления земельного участка и основанием для заключения договора аренды. Требования прокурора объединены в одном заявлении для более полного и объективного рассмотрения дела, в том числе для целей исключения риска принятия противоречащих друг другу судебных актов.
Вывод суда первой инстанции о соблюдении предусмотренного законом порядка предоставления земельного участка в аренду противоречит требованиям статей 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации. Обращение ООО "Вертикаль", зарегистрированное в Администрации 31.01.2011, не соответствует требованиям статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, так как в нем не указана площадь испрашиваемого земельного участка и обоснование размера соответствующей площади, а также испрашиваемое право на земельный участок. В нарушение правил, предусмотренных Решением Челябинской городской Думы от 26.06.2012 N 35/41, информационное сообщение о предстоящем предоставлении земельного участка опубликовано Администрацией не в печатных изданиях "Вечерний Челябинск", "Сборник нормативных правовых актов Челябинской городской Думы (официальное издание)", а в газете "Челябинск за неделю", номер 04 (430) от 08.02.2011. Текст информационного сообщения не содержит необходимых сведений (не указана площадь и точное местоположение земельного участка), что препятствует достижению целей публикации такого сообщения. Помимо прочего, органом местного самоуправления нарушено правило пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, так как земельный участок предоставлен по истечении трехлетнего срока со дня утверждения акта выбора, предварительного согласования места размещения объекта строительства.
В силу нарушения процедуры предоставления публичных земель в аренду частным лицам заключенные ответчиками гражданско-правовые сделки (договор аренды и соглашение о перенайме) противоречат требованиям закона и являются недействительными (ничтожными).
Суд первой инстанции не принял во внимание то обстоятельство, что земельный участок предоставлен в аренду с нарушением требований градостроительного законодательства Российской Федерации. Так, согласно Правилам землепользования и застройки, утвержденным Решением Челябинской городской Думы от 09.10.2012 N 37/13, спорный участок расположен в зоне Г.2, для которой размещение автозаправочной станции является условно разрешенным видом использования. На основании статей 37, 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации право на применение условно разрешенного вида использования земельного участка может быть предоставлено только по результатам проведения публичных слушаний. Однако в данном случае публичные слушания проведены не были, соответствующих доказательств Администрация не представила.
Таким образом, прокурор настаивает на удовлетворении заявленных требований, в полном объеме (т. 2, л.д. 79-87).
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Администрация, Комитет, Управление архитектуры и Управление Росреестра явку своих представителей не обеспечили.
С учетом мнения представителей прокурора, ООО "Вертикаль" и ООО "Татнефть-АЗС Центр" и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей иных, участвующих в деле лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Из материалов настоящего дела следует, что в январе 2011 года общество "Вертикаль" обратилось в Администрацию и Управление архитектуры с заявлением о предоставлении земельного участка под проектирование и строительство автокомплекса с автомойкой и АЗС на пересечении Комсомольского проспекта и улицы Татищева (т. 1, л.д. 45).
В печатном издании "Челябинск за неделю", N 04 (430) от 08.02.2011, опубликовано информационное сообщение о том, что ООО "Вертикаль" обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного на пересечении Комсомольского проспекта и улицы Татищева в Центральном районе города, для строительства автокомплекса с автомойкой и АЗС. Также в сообщении указано на проведение работ по формированию земельного участка (т. 1, л.д. 46).
В марте 2011 года Управлением архитектуры рассмотрено заявление ООО "Вертикаль" и подготовлен акт выбора земельного участка N 007199-05-2011 для размещения автокомплекса с автомойкой и автозаправочной станцией. Площадь земельного участка - 2 000 кв. м. Расположение земельного участка - на пересечении Комсомольского проспекта и улицы Татищева в Центральном районе города Челябинска. Объект расположен в зоне Г.2.2. "Зоны коммунально-складских объектов 4, 5 классов (СЗЗ от 50 до 100 м)". В разделе II акта "Условия размещения объектов капитального строительства" отмечено, что заявленный объект (то есть автокомплекс с автомойкой и автозаправочной станцией) соответствует разрешенным видам использования земельного участка (т. 1, л.д. 17-23).
18 апреля 2011 года Администрацией в рамках рассмотрения заявления ООО "Вертикаль" издано распоряжение N 2269 об утверждении схемы N 007199-05-2011 расположения земельного участка на кадастровом плане территории, акта выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения автокомплекса с автомойкой и автозаправочной станцией. Расположение земельного участка - на пересечении Комсомольского проспекта и улицы Татищева в Центральном районе города Челябинска (т. 1, л.д. 13-16).
В апреле 2014 года ООО "Вертикаль" обратилось в Администрацию и Управление архитектуры с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 74:36:0501002:34 в аренду для строительства указанного выше автокомплекса (т. 1, л.д. 44).
01 июля 2014 года Администрацией издано распоряжение N 3773 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 74:36:0501002:34 в аренду ООО "Вертикаль" сроком на 2 года для строительства автомобильного комплекса с автомойкой и автозаправочной станцией (т. 1, л.д. 37).
09 июля 2014 года ООО "Вертикаль" обратилось в Комитет с заявлением о подготовке договора аренды земельного участка (т. 1, л.д. 38).
04 августа 2014 года на основании распоряжения Администрации от 01.07.2014 N 3773 между Комитетом (арендодатель) и ООО "Вертикаль" (арендатор) подписан договор краткосрочной аренды земельного участка города Челябинска серии "УЗ" N 012977-К-2014. По условиям данной сделки Комитет обязался предоставить ООО "Вертикаль" во временное владение и пользование на срок с 01.07.2014 до 01.07.2016 для размещения автомобильного комплекса с автомойкой и автозаправочной станцией земельный участок с кадастровым номером 74:36:0501002:34 (т. 1, л.д. 24-35).
По акту приема-передачи от 04.08.2014 земельный участок площадью 1 687 кв. м передан в аренду ООО "Вертикаль" (т. 1, л.д. 36).
08 августа 2014 года обременение земельного участка с кадастровым номером 74:36:0501002:34 в виде аренды в пользу ООО "Вертикаль", возникшее на основании договора от 04.08.2014 N 012977-К-2014, зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП). Запись регистрации номер 74-74-01/439/2014-344 (уведомление от 15.08.2014 - т. 1, л.д. 39).
22 сентября 2014 года между ООО "Вертикаль" (первоначальный арендатор) и ООО "Татнефть-АЗС Центр" (новый арендатор) подписано соглашение "по уступке прав и обязанностей по договору УЗ N 012977-К-2014 от 04.08.2014 аренды земли г. Челябинска". На основании данной сделки ООО "Вертикаль" в полном объеме передало ООО "Татнефть-АЗС Центр" права и обязанности арендатора земельного участка с кадастровым номером 74:36:0501002:34 из поименованного выше договора аренды (т. 1, л.д. 41-42).
Соглашение от 22.09.2014, обременение участка в пользу общества "Татнефть-АЗС Центр" зарегистрировано в установленном законом порядке 01.10.2014. Запись регистрации номер 74-74-01/526/2014-59 (т. 1, л.д. 43, 51).
17 декабря 2014 года помощником прокурора города Челябинска проведена проверка исполнения земельного и градостроительного законодательства. По результатам проверки составлен акт, в котором отражены обстоятельства осмотра земельного участка с кадастровым номером 74:36:0501002:34 (т. 1, л.д. 53-54).
Ссылаясь на нарушение органом местного самоуправления требований земельного и градостроительного законодательства Российской Федерации при предоставлении земельного участка с кадастровым номером 74:36:0501002:34 в аренду ООО "Вертикаль", прокурор обратился в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением (о признании недействительными ненормативного правового акта, договоров аренды и перенайма).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о соблюдении органом местного самоуправления установленного законом порядка предоставления земельного участка в аренду для строительства капитального объекта с предварительным согласованием места размещения объекта. При рассмотрении требования о признании недействительным распоряжения от 01.07.2014 N 3773 суд указал, что истцом избран ненадлежащий способ защиты права.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд, в том числе: с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (статья 52 АПК РФ).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) (в редакции, действовавшей на момент заключения договора аренды) сделка недействительна по основаниям, установленным данным кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом.
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (статья 167 Гражданского кодекса).
Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (статья 168 Гражданского кодекса).
Суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу о том, что договор аренды и соглашение о передаче прав и обязанностей арендатора земельного участка с кадастровым номером 74:36:0501002:34 не противоречат требованиям закона, поскольку при осуществлении процедуры выбора и предоставлении земельного участка в аренду органом местного самоуправления не были допущены нарушения норм материального права.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного кодекса.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов (пункт 1 статьи 30 Земельного кодекса).
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Земельного кодекса).
Отсутствие в тексте заявления ООО "Вертикаль" о предоставлении земельного участка, поступившего в Администрацию в январе 2011 года, площади объекта и испрашиваемого права, как верно указано судом первой инстанции, не повлияло на результат рассмотрения заявления хозяйствующего субъекта. Данное обстоятельство не является достаточным основанием для вывода о нарушении требований закона, которое влечет за собой квалификацию сделок в качестве недействительных (ничтожных), поскольку отсутствие названных сведений в заявлении не привело к нарушению прав публично-правового образования либо неопределенного круга лиц.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса).
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (пункт 3 статьи 31 Земельного кодекса). Приведенное нормативное положение призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан. Публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10).
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию, предшествующий реализации последующих этапов процедуры.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса стадий и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
Содержание размещенной органом местного самоуправления публикации о планируемом предоставлении земельного участка в аренду под строительство, с учетом целей публичного информирования, не должно оставлять сомнений, как у неопределенного круга лиц, так и у потенциальных претендентов на земельный участок относительно предмета и целей такого информирования. При этом, учитывая, что выбор земельного участка производится до формирования земельного участка и определения его границ на местности, местоположение планируемого к строительству земельного участка должно быть указано с той степенью достоверности и точности, которая позволяет определить территорию, в пределах которой планируется строительство объекта недвижимости, а также позволяет неопределенному кругу лиц заявить свои притязания на земельный участок либо выразить возражения против предстоящего строительства.
В данном случае информационное сообщение о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства автокомплекса с автомойкой и АЗС опубликовано в газете "Челябинск за неделю", N 04 (430) от 08.02.2011. В сообщении указано местоположение земельного участка, на который претендует ООО "Вертикаль": на пересечении Комсомольского проспекта и улицы Татищева в Центральном районе города (т. 1, л.д. 46).
Довод подателя жалобы о том, что информационное сообщение должно было быть опубликовано в иных средствах массовой информации, не основано на нормах материального права. Согласно Решениям Челябинской городской Думы от 29.09.2009 N 6/6, от 26.06.2012 N 35/41 "О порядке опубликования и вступления в силу муниципальных правовых актов органов местного самоуправления города Челябинска" газеты "Вечерний Челябинск" и "Сборник правовых актов Челябинской городской Думы (официальное издание)" являются официальными источниками для опубликования муниципальных правовых актов. Однако информационное сообщение о предстоящем предоставлении земельного участка не является муниципальным правовым актом.
Описание местонахождения земельного участка, указанное в информационном сообщении, позволяет установить примерное расположение объекта недвижимости. Следует отметить, что данное описание совпадает с описанием местонахождения данного объекта недвижимости, указанным в акте выбора, договоре аренды и кадастровом паспорте земельного участка, согласно данным публичной кадастровой карты.
Схематичное расположение земельного участка отображено на ситуационном плане. При необходимости к тому заинтересованное в предоставлении земельного участка лицо вправе было обратиться в орган местного самоуправления с целью уточнения сведений, получения дополнительной информации о размещении участка.
Документов, свидетельствующих о возможности более точной идентификации спорного земельного участка на момент публикации сведений о его предстоящем предоставлении в средствах массовой информации, в материалах дела не имеется.
В силу этого доводы истца, положенные в основу предъявленных требований, не свидетельствуют о недействительности договора аренды и соглашения о передаче прав и обязанностей арендатора.
Доводы апелляционной жалобы относительно вида разрешенного использования земельного участка и необходимости проведения публичных слушаний, суд апелляционной инстанции находит несостоятельными.
Согласно статье 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1).
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 названной статьи федерального закона).
Физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию (часть 1). Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях (часть 2 статьи 39 ГрК РФ).
Строительство и размещение в границах спорного земельного участка автозаправочной станции в составе автомобильного комплекса предусмотрено актом выбора земельного участка 2011 года на основании ранее действовавших правовых актов муниципального образования (т. 1, л.д. 17-23).
Земельный участок, как следует из акта выбора, расположен в зоне Г.2.2. "Зоны коммунально-складских объектов 4, 5 классов (СЗЗ от 50 до 100 м)".
На момент утверждения акта выбора действовало Решение Челябинской городской Думы от 27.04.2004 N 36/8 "Об утверждении Правового зонирования территории города Челябинска".
Согласно данному документу зона Г.2.2. имеет следующее назначение - это зона эксплуатации, модернизации и реконструкции размещения объектов коммунально-складского хозяйства (специализированных складов, торговых баз, учреждений коммунального и транспортного обслуживания), иных объектов торговой и коммерческой деятельности. Разрешенные "по праву" виды землепользования: коммунально-складская деятельность, коммунальное инженерно-техническое обеспечение (размещение новых, эксплуатация существующих, реконструкция). Разрешенные виды использования, сопутствующие основным видам землепользования и не требующие решения согласительной комиссии: среди прочего, поименованы автозаправочные станции (2.13) и станции техобслуживания автомобилей, авторемонтные предприятия (2.14).
Тем самым, орган местного самоуправления правомерно утвердил акт выбора, предполагающий предоставление в дальнейшем земельного участка для строительства капитальных объектов - автомобильного комплекса с автомойкой и автозаправочной станцией.
То обстоятельство, что Решением Челябинской городской Думы от 09.10.2012 N 37/13 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Челябинский городской округ", в связи с чем, изменены основные, вспомогательные и условно разрешенные виды использования земельных участков, не свидетельствует о незаконности действий органа местного самоуправления.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса).
Утверждение акта выбора фиксирует условия дальнейшего предоставления земельного участка в части описания, расположения объекта недвижимости, его назначения (допустимого использования). После утверждения акта выбора заявитель не вправе требовать внесения изменений в назначение и площадь земельного участка. В свою очередь, орган местного самоуправления не вправе лишать хозяйствующего субъекта возможности реализовать соответствующий коммерческий проект, который заключается в оформлении права аренды, подготовке проектной документации, получении необходимых разрешений и непосредственном осуществлении строительства капитального объекта, указанного в акте выбора.
В силу того, что ранее действовавший правовой акт допускал размещение в границах спорного участка автозаправочной станции, право размещения такого объекта подтверждено актом выбора земельного участка, орган местного самоуправления правомерно и обоснованно, при соблюдении требований закона принял решение и заключил с обществом "Вертикаль" договор аренды, допускающий строительство АЗС в границах участка.
Довод истца о том, что ненормативный правовой акт о предоставлении земельного участка и договор аренды оформлены за пределами трехлетнего срока с момента утверждения акта выбора, не влияют на законность действий органа местного самоуправления. Трехлетний срок, предусмотренный в пункте 8 статьи 31 Земельного кодекса, устанавливает временные ограничения для реализации заинтересованным лицом (застройщиком) права на обращение с заявлением о предоставлении сформированного земельного участка (в данном случае ООО "Вертикаль" обратилось в пределах трехлетнего срока). Норма статьи 31 Земельного кодекса не содержит императивного указания на срок, за пределами (по истечении) которого орган власти не вправе предоставлять земельный участок ранее обратившемуся лицу.
Таким образом, основания для удовлетворения исковых требований прокурора у арбитражного суда первой инстанции отсутствовали.
С учетом изложенного выше решение по настоящему делу отмене (изменению) не подлежит. В свою очередь, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Процессуальных нарушений, предусмотренных частями 3, 4 статьи 270 АПК РФ, арбитражным судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.07.2015 по делу N А76-4651/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу прокурора Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Л.П.ЕРМОЛАЕВА
Судьи
М.И.КАРПАЧЕВА
Л.В.ПИВОВАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.09.2015 N 18АП-9797/2015 ПО ДЕЛУ N А76-4651/2015
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 сентября 2015 г. N 18АП-9797/2015
Дело N А76-4651/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 сентября 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ермолаевой Л.П.,
судей Карпачевой М.И., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Савчук А.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу прокурора Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.07.2015 по делу N А76-4651/2015 (судья Белякович Е.В.).
В судебном заседании приняли участие представители:
- Прокуратуры Челябинской области - Смолина Е.В. (удостоверение ТО N 182075);
- общества с ограниченной ответственностью "Вертикаль" - Тюлюнова Н.В. (доверенность от 19.03.2015, паспорт);
- общества с ограниченной ответственностью "Татнефть-АЗС Центр" - Кадыров И.Э. (доверенность от 03.09.2015 N 134, паспорт), Столяров К.А. (доверенность от 08.02.2014 N 44, паспорт).
Прокурор Челябинской области (далее - прокурор, истец) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Администрации города Челябинска, ИНН 7421000263, ОГРН 1027402920225 (далее - Администрация), к Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, ИНН 7421000190, ОГРН 1027402931500 (далее - Комитет), к обществу с ограниченной ответственностью "Вертикаль", ИНН 7451218531, ОГРН 1057423531307 (далее - ООО "Вертикаль"), к обществу с ограниченной ответственностью "Татнефть-АЗС Центр", ИНН 1644040195, ОГРН 1061644064371 (далее - ООО "Татнефть-АЗС Центр"), в котором потребовал:
- - признать недействительным распоряжение главы Администрации от 01.07.2014 N 3773 "О предоставлении земельного участка в аренду для строительства автомобильного комплекса с автомойкой и автозаправочной станцией на пересечении Комсомольского проспекта и улицы Татищева в Центральном районе города Челябинска ООО "Вертикаль";
- - признать недействительным (ничтожным) договор краткосрочной аренды земельного участка города Челябинска от 04.08.2014 серии УЗ N 012977-К-2014, заключенный между Комитетом и ООО "Вертикаль" в отношении земельного участка с кадастровым номером 74:36:0501002:34, площадью 1 687 кв. м, расположенного на пересечении Комсомольского проспекта и улицы Татищева в Центральном районе города Челябинска;
- - признать недействительным (ничтожным) соглашение от 22.09.2014 о передаче прав и обязанностей по краткосрочному договору аренды земли города Челябинска от 04.08.2014, заключенное между ООО "Вертикаль" и ООО "Татнефть-АЗС Центр" в отношении земельного участка с кадастровым номером 74:36:0501002:34;
- - применить последствия недействительности ничтожной сделки путем приведения сторон в первоначальное положение, возложив на ООО "Татнефть-АЗС Центр" обязанность по передаче Комитету земельного участка с кадастровым номером 74:36:0501002:34, по соответствующему акту приема-передачи в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу;
- - погасить запись регистрации N 74-74-01/526/2014-59 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 01.10.2014 о регистрации права аренды ООО "Татнефть-АЗС Центр" на земельный участок с кадастровым номером 74:36:0501002:34 на основании соглашения от 22.09.2014 (т. 1, л.д. 3-11).
Исковое заявление принято к производству арбитражного суда первой инстанции определением от 06.03.2015, делу присвоен номер А76-4651/2015.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра) и Главное управление архитектуры и градостроительства администрации города Челябинска (далее - Управление архитектуры) (т. 1, л.д. 1-2).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 06.07.2015 (резолютивная часть объявлена 29.06.2015) в удовлетворении исковых требований отказано (т. 2, л.д. 68-76).
В апелляционной жалобе прокурор ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить. Приводит следующие доводы.
Выводы суда первой инстанции о том, что в данном случае имеет место спор о праве и требования прокурора не подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства, что удовлетворение требования о признании недействительным распоряжения главы Администрации не приведет к восстановлению нарушенных прав, противоречат статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 2, 4, 52, 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статье 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации". Оспариваемый ненормативный правовой акт является необходимым условием предоставления земельного участка и основанием для заключения договора аренды. Требования прокурора объединены в одном заявлении для более полного и объективного рассмотрения дела, в том числе для целей исключения риска принятия противоречащих друг другу судебных актов.
Вывод суда первой инстанции о соблюдении предусмотренного законом порядка предоставления земельного участка в аренду противоречит требованиям статей 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации. Обращение ООО "Вертикаль", зарегистрированное в Администрации 31.01.2011, не соответствует требованиям статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, так как в нем не указана площадь испрашиваемого земельного участка и обоснование размера соответствующей площади, а также испрашиваемое право на земельный участок. В нарушение правил, предусмотренных Решением Челябинской городской Думы от 26.06.2012 N 35/41, информационное сообщение о предстоящем предоставлении земельного участка опубликовано Администрацией не в печатных изданиях "Вечерний Челябинск", "Сборник нормативных правовых актов Челябинской городской Думы (официальное издание)", а в газете "Челябинск за неделю", номер 04 (430) от 08.02.2011. Текст информационного сообщения не содержит необходимых сведений (не указана площадь и точное местоположение земельного участка), что препятствует достижению целей публикации такого сообщения. Помимо прочего, органом местного самоуправления нарушено правило пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, так как земельный участок предоставлен по истечении трехлетнего срока со дня утверждения акта выбора, предварительного согласования места размещения объекта строительства.
В силу нарушения процедуры предоставления публичных земель в аренду частным лицам заключенные ответчиками гражданско-правовые сделки (договор аренды и соглашение о перенайме) противоречат требованиям закона и являются недействительными (ничтожными).
Суд первой инстанции не принял во внимание то обстоятельство, что земельный участок предоставлен в аренду с нарушением требований градостроительного законодательства Российской Федерации. Так, согласно Правилам землепользования и застройки, утвержденным Решением Челябинской городской Думы от 09.10.2012 N 37/13, спорный участок расположен в зоне Г.2, для которой размещение автозаправочной станции является условно разрешенным видом использования. На основании статей 37, 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации право на применение условно разрешенного вида использования земельного участка может быть предоставлено только по результатам проведения публичных слушаний. Однако в данном случае публичные слушания проведены не были, соответствующих доказательств Администрация не представила.
Таким образом, прокурор настаивает на удовлетворении заявленных требований, в полном объеме (т. 2, л.д. 79-87).
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Администрация, Комитет, Управление архитектуры и Управление Росреестра явку своих представителей не обеспечили.
С учетом мнения представителей прокурора, ООО "Вертикаль" и ООО "Татнефть-АЗС Центр" и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей иных, участвующих в деле лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Из материалов настоящего дела следует, что в январе 2011 года общество "Вертикаль" обратилось в Администрацию и Управление архитектуры с заявлением о предоставлении земельного участка под проектирование и строительство автокомплекса с автомойкой и АЗС на пересечении Комсомольского проспекта и улицы Татищева (т. 1, л.д. 45).
В печатном издании "Челябинск за неделю", N 04 (430) от 08.02.2011, опубликовано информационное сообщение о том, что ООО "Вертикаль" обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного на пересечении Комсомольского проспекта и улицы Татищева в Центральном районе города, для строительства автокомплекса с автомойкой и АЗС. Также в сообщении указано на проведение работ по формированию земельного участка (т. 1, л.д. 46).
В марте 2011 года Управлением архитектуры рассмотрено заявление ООО "Вертикаль" и подготовлен акт выбора земельного участка N 007199-05-2011 для размещения автокомплекса с автомойкой и автозаправочной станцией. Площадь земельного участка - 2 000 кв. м. Расположение земельного участка - на пересечении Комсомольского проспекта и улицы Татищева в Центральном районе города Челябинска. Объект расположен в зоне Г.2.2. "Зоны коммунально-складских объектов 4, 5 классов (СЗЗ от 50 до 100 м)". В разделе II акта "Условия размещения объектов капитального строительства" отмечено, что заявленный объект (то есть автокомплекс с автомойкой и автозаправочной станцией) соответствует разрешенным видам использования земельного участка (т. 1, л.д. 17-23).
18 апреля 2011 года Администрацией в рамках рассмотрения заявления ООО "Вертикаль" издано распоряжение N 2269 об утверждении схемы N 007199-05-2011 расположения земельного участка на кадастровом плане территории, акта выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения автокомплекса с автомойкой и автозаправочной станцией. Расположение земельного участка - на пересечении Комсомольского проспекта и улицы Татищева в Центральном районе города Челябинска (т. 1, л.д. 13-16).
В апреле 2014 года ООО "Вертикаль" обратилось в Администрацию и Управление архитектуры с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 74:36:0501002:34 в аренду для строительства указанного выше автокомплекса (т. 1, л.д. 44).
01 июля 2014 года Администрацией издано распоряжение N 3773 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 74:36:0501002:34 в аренду ООО "Вертикаль" сроком на 2 года для строительства автомобильного комплекса с автомойкой и автозаправочной станцией (т. 1, л.д. 37).
09 июля 2014 года ООО "Вертикаль" обратилось в Комитет с заявлением о подготовке договора аренды земельного участка (т. 1, л.д. 38).
04 августа 2014 года на основании распоряжения Администрации от 01.07.2014 N 3773 между Комитетом (арендодатель) и ООО "Вертикаль" (арендатор) подписан договор краткосрочной аренды земельного участка города Челябинска серии "УЗ" N 012977-К-2014. По условиям данной сделки Комитет обязался предоставить ООО "Вертикаль" во временное владение и пользование на срок с 01.07.2014 до 01.07.2016 для размещения автомобильного комплекса с автомойкой и автозаправочной станцией земельный участок с кадастровым номером 74:36:0501002:34 (т. 1, л.д. 24-35).
По акту приема-передачи от 04.08.2014 земельный участок площадью 1 687 кв. м передан в аренду ООО "Вертикаль" (т. 1, л.д. 36).
08 августа 2014 года обременение земельного участка с кадастровым номером 74:36:0501002:34 в виде аренды в пользу ООО "Вертикаль", возникшее на основании договора от 04.08.2014 N 012977-К-2014, зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП). Запись регистрации номер 74-74-01/439/2014-344 (уведомление от 15.08.2014 - т. 1, л.д. 39).
22 сентября 2014 года между ООО "Вертикаль" (первоначальный арендатор) и ООО "Татнефть-АЗС Центр" (новый арендатор) подписано соглашение "по уступке прав и обязанностей по договору УЗ N 012977-К-2014 от 04.08.2014 аренды земли г. Челябинска". На основании данной сделки ООО "Вертикаль" в полном объеме передало ООО "Татнефть-АЗС Центр" права и обязанности арендатора земельного участка с кадастровым номером 74:36:0501002:34 из поименованного выше договора аренды (т. 1, л.д. 41-42).
Соглашение от 22.09.2014, обременение участка в пользу общества "Татнефть-АЗС Центр" зарегистрировано в установленном законом порядке 01.10.2014. Запись регистрации номер 74-74-01/526/2014-59 (т. 1, л.д. 43, 51).
17 декабря 2014 года помощником прокурора города Челябинска проведена проверка исполнения земельного и градостроительного законодательства. По результатам проверки составлен акт, в котором отражены обстоятельства осмотра земельного участка с кадастровым номером 74:36:0501002:34 (т. 1, л.д. 53-54).
Ссылаясь на нарушение органом местного самоуправления требований земельного и градостроительного законодательства Российской Федерации при предоставлении земельного участка с кадастровым номером 74:36:0501002:34 в аренду ООО "Вертикаль", прокурор обратился в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением (о признании недействительными ненормативного правового акта, договоров аренды и перенайма).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о соблюдении органом местного самоуправления установленного законом порядка предоставления земельного участка в аренду для строительства капитального объекта с предварительным согласованием места размещения объекта. При рассмотрении требования о признании недействительным распоряжения от 01.07.2014 N 3773 суд указал, что истцом избран ненадлежащий способ защиты права.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд, в том числе: с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (статья 52 АПК РФ).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) (в редакции, действовавшей на момент заключения договора аренды) сделка недействительна по основаниям, установленным данным кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом.
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (статья 167 Гражданского кодекса).
Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (статья 168 Гражданского кодекса).
Суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу о том, что договор аренды и соглашение о передаче прав и обязанностей арендатора земельного участка с кадастровым номером 74:36:0501002:34 не противоречат требованиям закона, поскольку при осуществлении процедуры выбора и предоставлении земельного участка в аренду органом местного самоуправления не были допущены нарушения норм материального права.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного кодекса.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов (пункт 1 статьи 30 Земельного кодекса).
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Земельного кодекса).
Отсутствие в тексте заявления ООО "Вертикаль" о предоставлении земельного участка, поступившего в Администрацию в январе 2011 года, площади объекта и испрашиваемого права, как верно указано судом первой инстанции, не повлияло на результат рассмотрения заявления хозяйствующего субъекта. Данное обстоятельство не является достаточным основанием для вывода о нарушении требований закона, которое влечет за собой квалификацию сделок в качестве недействительных (ничтожных), поскольку отсутствие названных сведений в заявлении не привело к нарушению прав публично-правового образования либо неопределенного круга лиц.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса).
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (пункт 3 статьи 31 Земельного кодекса). Приведенное нормативное положение призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан. Публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10).
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию, предшествующий реализации последующих этапов процедуры.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса стадий и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
Содержание размещенной органом местного самоуправления публикации о планируемом предоставлении земельного участка в аренду под строительство, с учетом целей публичного информирования, не должно оставлять сомнений, как у неопределенного круга лиц, так и у потенциальных претендентов на земельный участок относительно предмета и целей такого информирования. При этом, учитывая, что выбор земельного участка производится до формирования земельного участка и определения его границ на местности, местоположение планируемого к строительству земельного участка должно быть указано с той степенью достоверности и точности, которая позволяет определить территорию, в пределах которой планируется строительство объекта недвижимости, а также позволяет неопределенному кругу лиц заявить свои притязания на земельный участок либо выразить возражения против предстоящего строительства.
В данном случае информационное сообщение о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства автокомплекса с автомойкой и АЗС опубликовано в газете "Челябинск за неделю", N 04 (430) от 08.02.2011. В сообщении указано местоположение земельного участка, на который претендует ООО "Вертикаль": на пересечении Комсомольского проспекта и улицы Татищева в Центральном районе города (т. 1, л.д. 46).
Довод подателя жалобы о том, что информационное сообщение должно было быть опубликовано в иных средствах массовой информации, не основано на нормах материального права. Согласно Решениям Челябинской городской Думы от 29.09.2009 N 6/6, от 26.06.2012 N 35/41 "О порядке опубликования и вступления в силу муниципальных правовых актов органов местного самоуправления города Челябинска" газеты "Вечерний Челябинск" и "Сборник правовых актов Челябинской городской Думы (официальное издание)" являются официальными источниками для опубликования муниципальных правовых актов. Однако информационное сообщение о предстоящем предоставлении земельного участка не является муниципальным правовым актом.
Описание местонахождения земельного участка, указанное в информационном сообщении, позволяет установить примерное расположение объекта недвижимости. Следует отметить, что данное описание совпадает с описанием местонахождения данного объекта недвижимости, указанным в акте выбора, договоре аренды и кадастровом паспорте земельного участка, согласно данным публичной кадастровой карты.
Схематичное расположение земельного участка отображено на ситуационном плане. При необходимости к тому заинтересованное в предоставлении земельного участка лицо вправе было обратиться в орган местного самоуправления с целью уточнения сведений, получения дополнительной информации о размещении участка.
Документов, свидетельствующих о возможности более точной идентификации спорного земельного участка на момент публикации сведений о его предстоящем предоставлении в средствах массовой информации, в материалах дела не имеется.
В силу этого доводы истца, положенные в основу предъявленных требований, не свидетельствуют о недействительности договора аренды и соглашения о передаче прав и обязанностей арендатора.
Доводы апелляционной жалобы относительно вида разрешенного использования земельного участка и необходимости проведения публичных слушаний, суд апелляционной инстанции находит несостоятельными.
Согласно статье 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1).
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 названной статьи федерального закона).
Физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию (часть 1). Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях (часть 2 статьи 39 ГрК РФ).
Строительство и размещение в границах спорного земельного участка автозаправочной станции в составе автомобильного комплекса предусмотрено актом выбора земельного участка 2011 года на основании ранее действовавших правовых актов муниципального образования (т. 1, л.д. 17-23).
Земельный участок, как следует из акта выбора, расположен в зоне Г.2.2. "Зоны коммунально-складских объектов 4, 5 классов (СЗЗ от 50 до 100 м)".
На момент утверждения акта выбора действовало Решение Челябинской городской Думы от 27.04.2004 N 36/8 "Об утверждении Правового зонирования территории города Челябинска".
Согласно данному документу зона Г.2.2. имеет следующее назначение - это зона эксплуатации, модернизации и реконструкции размещения объектов коммунально-складского хозяйства (специализированных складов, торговых баз, учреждений коммунального и транспортного обслуживания), иных объектов торговой и коммерческой деятельности. Разрешенные "по праву" виды землепользования: коммунально-складская деятельность, коммунальное инженерно-техническое обеспечение (размещение новых, эксплуатация существующих, реконструкция). Разрешенные виды использования, сопутствующие основным видам землепользования и не требующие решения согласительной комиссии: среди прочего, поименованы автозаправочные станции (2.13) и станции техобслуживания автомобилей, авторемонтные предприятия (2.14).
Тем самым, орган местного самоуправления правомерно утвердил акт выбора, предполагающий предоставление в дальнейшем земельного участка для строительства капитальных объектов - автомобильного комплекса с автомойкой и автозаправочной станцией.
То обстоятельство, что Решением Челябинской городской Думы от 09.10.2012 N 37/13 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Челябинский городской округ", в связи с чем, изменены основные, вспомогательные и условно разрешенные виды использования земельных участков, не свидетельствует о незаконности действий органа местного самоуправления.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса).
Утверждение акта выбора фиксирует условия дальнейшего предоставления земельного участка в части описания, расположения объекта недвижимости, его назначения (допустимого использования). После утверждения акта выбора заявитель не вправе требовать внесения изменений в назначение и площадь земельного участка. В свою очередь, орган местного самоуправления не вправе лишать хозяйствующего субъекта возможности реализовать соответствующий коммерческий проект, который заключается в оформлении права аренды, подготовке проектной документации, получении необходимых разрешений и непосредственном осуществлении строительства капитального объекта, указанного в акте выбора.
В силу того, что ранее действовавший правовой акт допускал размещение в границах спорного участка автозаправочной станции, право размещения такого объекта подтверждено актом выбора земельного участка, орган местного самоуправления правомерно и обоснованно, при соблюдении требований закона принял решение и заключил с обществом "Вертикаль" договор аренды, допускающий строительство АЗС в границах участка.
Довод истца о том, что ненормативный правовой акт о предоставлении земельного участка и договор аренды оформлены за пределами трехлетнего срока с момента утверждения акта выбора, не влияют на законность действий органа местного самоуправления. Трехлетний срок, предусмотренный в пункте 8 статьи 31 Земельного кодекса, устанавливает временные ограничения для реализации заинтересованным лицом (застройщиком) права на обращение с заявлением о предоставлении сформированного земельного участка (в данном случае ООО "Вертикаль" обратилось в пределах трехлетнего срока). Норма статьи 31 Земельного кодекса не содержит императивного указания на срок, за пределами (по истечении) которого орган власти не вправе предоставлять земельный участок ранее обратившемуся лицу.
Таким образом, основания для удовлетворения исковых требований прокурора у арбитражного суда первой инстанции отсутствовали.
С учетом изложенного выше решение по настоящему делу отмене (изменению) не подлежит. В свою очередь, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Процессуальных нарушений, предусмотренных частями 3, 4 статьи 270 АПК РФ, арбитражным судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.07.2015 по делу N А76-4651/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу прокурора Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Л.П.ЕРМОЛАЕВА
Судьи
М.И.КАРПАЧЕВА
Л.В.ПИВОВАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)