Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "15" апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "17" апреля 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шошина П.В.,
судей: Белан Н.Н., Петровской О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бахтеевой Э.Б.,
без участия представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Тыва
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от "03" февраля 2014 года по делу N А69-3439/2013, принятое судьей Сарыглар Д.В.,
установил:
Чернявский Андрей Петрович обратился в Арбитражный суд Республики Тыва с исковым заявлением к Федеральному бюджетному государственному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Тыва об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 17:18:0105006:132, общей площадью 557 кв. м, расположенного по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Кочетова, д. 168 "а", равной его рыночной стоимости в размере 616 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 03 февраля 2014 года иск удовлетворен.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своих доводов заявитель в апелляционной жалобе указывает на следующее:
- - истцом не доказана рыночная стоимость земельного участка на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельного участка;
- - иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, поскольку полномочиями по утверждению результатов государственной кадастровой оценки обладает Правительство Республики Тыва, в силу чего именно данный орган исполнительной власти должен быть привлечен в качестве ответчика.
Истец направил отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонил доводы апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Определением от 20.03.2014 апелляционная жалоба принята к производству Третьего арбитражного апелляционного суда, назначено судебное заседание на 15.04.2014.
Лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения от 20.03.2014 о принятии апелляционной жалобы, а также путем размещения данного судебного акта на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 29.05.2013 N 17-АВ 192122 земельный участок, из категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование под магазин, общей площадью 557 кв. м, находящееся по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Кочетова, д. 168 "а", принадлежит Чернявскому Андрею Петровичу на праве собственности (т. 1, л.д. 13).
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Тыва утверждены Постановлением Правительства Республики Тыва от 29.12.2012 N 736 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Тыва".
В соответствии с Приложением 1 к указанному постановлению (размещено на официальном сайте Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва http://www.to17.rosreestr.ru/kadastr/cadastral_estimation/gosozenka/) кадастровая стоимость земельного участка, с кадастровым номером 17:18:0105006:132 составляет 1 959 152 рубля 81 копейку.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости земельного участка от 12.06.2013 N 4-24-13-020, выполненному независимым оценщиком Салчак А.К. по заказу Чернявского Андрея Петровича, рыночная стоимость земельного участка общей площадью 557 кв. м, с кадастровым номером 17:18:0105006:132, расположенного по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Кочетова, д. 168 "а", составляет 616 000 рублей (т. 1, л.д. 19-39).
Ссылаясь на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, истец обратился в Арбитражный суд Республики Тыва и иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере 616 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 03 февраля 2014 года иск удовлетворен.
Ответчик, считая решение арбитражного суда первой инстанции незаконным и необоснованным, обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с рассматриваемой жалобой.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на момент утверждения Правительством Республики Тыва результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Тыва, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, приведенные нормы Земельного кодекса Российской Федерации допускают не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования исходил из того, что при отсутствии доказательств недостоверности рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 17:18:0105006:132 представленный отчет об оценке от 12.06.2013 N 4-24-13-020 является надлежащим доказательством рыночной стоимости указанного земельного участка.
Вместе с тем судом первой инстанции не учтено следующее.
В силу положений статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, истец, как собственник земельного участка и плательщик налога на имущество, для определения размера которого используется кадастровая стоимость земельного участка, вправе обращаться с требованием об установлении кадастровой стоимости земельного участка, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу первому статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости находящихся в государственной или муниципальной собственности объектов недвижимости могут быть оспорены физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в арбитражном суде. При этом согласно абзацу второму названной нормы права, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости. При этом Президиум исходил из того, что хотя установленная этим Законом административная процедура пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости и определения кадастровой стоимости в размере рыночной на спорные отношения не распространяется, кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером).
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Именно поэтому статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку. Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11.
Из материалов дела следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 17:18:0105006:132 в размере 1 959 152 рубля утверждена постановлением Правительства Республики Тыва от 29.12.2012 N 736 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Тыва", вступившим в силу 01.01.2013, то есть после введения в действие главы III.1 "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Следовательно, к установлению кадастровой стоимости земельного участка подлежали применению положения статьи 24.19, содержащейся в названной главе Закона.
Постановление Правительства Республики Тыва от 29.12.2012 N 736 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Тыва" не содержит указания на дату, по состоянию на которую производилась государственная кадастровая оценка, в связи с чем, принимая во внимание, что фактическое изменение кадастровой стоимости земельных участков происходит с момента вступления в силу нормативного акта органа исполнительной власти, утверждающего результаты государственной кадастровой оценки, при отсутствии доказательств более ранней даты, по состоянию на которую производилась государственная кадастровая оценка, такой датой для настоящего дела следует считать 01.01.2013.
Учитывая, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 17:18:0105006:132 общей площадью 557 кв. м, расположенного по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Кочетова, д. 168 "а" в сумме 616 000 рублей, согласно отчету об оценке от 12.06.2013 N 4-24-13-020, выполненному независимым оценщиком Салчак А.К. по заказу Чернявского Андрея Петровича, установлена на 12.06.2013 (т. 1, л.д. 21), а не на дату установления кадастровой стоимости земельного участка, суд апелляционной инстанции полагает, что указанный отчет об оценке не может быть принят в качестве достоверного доказательства, подтверждающего рыночную стоимость земельного участка.
Иных надлежащих доказательств, подтверждающих рыночную стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2013, в материалы дела истцом не представлено, поэтому суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" является ненадлежащим ответчиком по предъявленному иску, является несостоятельным и обоснованно отклонен судом первой инстанции в силу следующего.
Согласно статье 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета). Предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В силу пунктов 1, 4 Положения "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", осуществление государственного кадастрового учета является одной из функций федерального органа исполнительной власти Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" федеральные государственные учреждения, в том числе федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Республике Тыва (правопредшественник федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"), наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, наделение властными полномочиями федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" произошло в порядке делегирования перечисленных полномочий, на основании указания закона, в связи с чем указанное учреждение является надлежащим ответчиком по требованиям об установлении размера кадастровой стоимости земельных участков, равном их рыночной стоимости.
Исходя из изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации вопрос о распределении расходов по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не подлежит разрешению, поскольку заявитель апелляционной жалобы в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от "03" февраля 2014 года по делу N А69-3439/2013 отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении иска отказать.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
П.В.ШОШИН
Судьи
Н.Н.БЕЛАН
О.В.ПЕТРОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.04.2014 ПО ДЕЛУ N А69-3439/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 апреля 2014 г. по делу N А69-3439/2013
Резолютивная часть постановления объявлена "15" апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "17" апреля 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шошина П.В.,
судей: Белан Н.Н., Петровской О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бахтеевой Э.Б.,
без участия представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Тыва
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от "03" февраля 2014 года по делу N А69-3439/2013, принятое судьей Сарыглар Д.В.,
установил:
Чернявский Андрей Петрович обратился в Арбитражный суд Республики Тыва с исковым заявлением к Федеральному бюджетному государственному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Тыва об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 17:18:0105006:132, общей площадью 557 кв. м, расположенного по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Кочетова, д. 168 "а", равной его рыночной стоимости в размере 616 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 03 февраля 2014 года иск удовлетворен.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своих доводов заявитель в апелляционной жалобе указывает на следующее:
- - истцом не доказана рыночная стоимость земельного участка на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельного участка;
- - иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, поскольку полномочиями по утверждению результатов государственной кадастровой оценки обладает Правительство Республики Тыва, в силу чего именно данный орган исполнительной власти должен быть привлечен в качестве ответчика.
Истец направил отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонил доводы апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Определением от 20.03.2014 апелляционная жалоба принята к производству Третьего арбитражного апелляционного суда, назначено судебное заседание на 15.04.2014.
Лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения от 20.03.2014 о принятии апелляционной жалобы, а также путем размещения данного судебного акта на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 29.05.2013 N 17-АВ 192122 земельный участок, из категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование под магазин, общей площадью 557 кв. м, находящееся по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Кочетова, д. 168 "а", принадлежит Чернявскому Андрею Петровичу на праве собственности (т. 1, л.д. 13).
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Тыва утверждены Постановлением Правительства Республики Тыва от 29.12.2012 N 736 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Тыва".
В соответствии с Приложением 1 к указанному постановлению (размещено на официальном сайте Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва http://www.to17.rosreestr.ru/kadastr/cadastral_estimation/gosozenka/) кадастровая стоимость земельного участка, с кадастровым номером 17:18:0105006:132 составляет 1 959 152 рубля 81 копейку.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости земельного участка от 12.06.2013 N 4-24-13-020, выполненному независимым оценщиком Салчак А.К. по заказу Чернявского Андрея Петровича, рыночная стоимость земельного участка общей площадью 557 кв. м, с кадастровым номером 17:18:0105006:132, расположенного по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Кочетова, д. 168 "а", составляет 616 000 рублей (т. 1, л.д. 19-39).
Ссылаясь на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, истец обратился в Арбитражный суд Республики Тыва и иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере 616 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 03 февраля 2014 года иск удовлетворен.
Ответчик, считая решение арбитражного суда первой инстанции незаконным и необоснованным, обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с рассматриваемой жалобой.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на момент утверждения Правительством Республики Тыва результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Тыва, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, приведенные нормы Земельного кодекса Российской Федерации допускают не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования исходил из того, что при отсутствии доказательств недостоверности рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 17:18:0105006:132 представленный отчет об оценке от 12.06.2013 N 4-24-13-020 является надлежащим доказательством рыночной стоимости указанного земельного участка.
Вместе с тем судом первой инстанции не учтено следующее.
В силу положений статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, истец, как собственник земельного участка и плательщик налога на имущество, для определения размера которого используется кадастровая стоимость земельного участка, вправе обращаться с требованием об установлении кадастровой стоимости земельного участка, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу первому статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости находящихся в государственной или муниципальной собственности объектов недвижимости могут быть оспорены физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в арбитражном суде. При этом согласно абзацу второму названной нормы права, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости. При этом Президиум исходил из того, что хотя установленная этим Законом административная процедура пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости и определения кадастровой стоимости в размере рыночной на спорные отношения не распространяется, кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером).
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Именно поэтому статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку. Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11.
Из материалов дела следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 17:18:0105006:132 в размере 1 959 152 рубля утверждена постановлением Правительства Республики Тыва от 29.12.2012 N 736 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Тыва", вступившим в силу 01.01.2013, то есть после введения в действие главы III.1 "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Следовательно, к установлению кадастровой стоимости земельного участка подлежали применению положения статьи 24.19, содержащейся в названной главе Закона.
Постановление Правительства Республики Тыва от 29.12.2012 N 736 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Тыва" не содержит указания на дату, по состоянию на которую производилась государственная кадастровая оценка, в связи с чем, принимая во внимание, что фактическое изменение кадастровой стоимости земельных участков происходит с момента вступления в силу нормативного акта органа исполнительной власти, утверждающего результаты государственной кадастровой оценки, при отсутствии доказательств более ранней даты, по состоянию на которую производилась государственная кадастровая оценка, такой датой для настоящего дела следует считать 01.01.2013.
Учитывая, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 17:18:0105006:132 общей площадью 557 кв. м, расположенного по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Кочетова, д. 168 "а" в сумме 616 000 рублей, согласно отчету об оценке от 12.06.2013 N 4-24-13-020, выполненному независимым оценщиком Салчак А.К. по заказу Чернявского Андрея Петровича, установлена на 12.06.2013 (т. 1, л.д. 21), а не на дату установления кадастровой стоимости земельного участка, суд апелляционной инстанции полагает, что указанный отчет об оценке не может быть принят в качестве достоверного доказательства, подтверждающего рыночную стоимость земельного участка.
Иных надлежащих доказательств, подтверждающих рыночную стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2013, в материалы дела истцом не представлено, поэтому суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" является ненадлежащим ответчиком по предъявленному иску, является несостоятельным и обоснованно отклонен судом первой инстанции в силу следующего.
Согласно статье 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета). Предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В силу пунктов 1, 4 Положения "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", осуществление государственного кадастрового учета является одной из функций федерального органа исполнительной власти Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" федеральные государственные учреждения, в том числе федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Республике Тыва (правопредшественник федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"), наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, наделение властными полномочиями федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" произошло в порядке делегирования перечисленных полномочий, на основании указания закона, в связи с чем указанное учреждение является надлежащим ответчиком по требованиям об установлении размера кадастровой стоимости земельных участков, равном их рыночной стоимости.
Исходя из изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации вопрос о распределении расходов по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не подлежит разрешению, поскольку заявитель апелляционной жалобы в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от "03" февраля 2014 года по делу N А69-3439/2013 отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении иска отказать.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
П.В.ШОШИН
Судьи
Н.Н.БЕЛАН
О.В.ПЕТРОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)