Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.04.2015 N 11АП-3961/2015 ПО ДЕЛУ N А55-26907/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 апреля 2015 г. по делу N А55-26907/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 апреля 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Семушкина В.С., при ведении протокола судебного заседания Загнедкиной Н.Н., с участием:
от индивидуального предпринимателя Понькина С.А. - представителя Садонцевой Н.В. (доверенность от 21 октября 2014 года),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - представителя Устинова О.В. (доверенность от 29 декабря 2014 года),
от третьего лица: министерства строительства Самарской области - представителя Тамодлиной О.В. (доверенность от 15 июля 2014 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 апреля 2015 года апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 05 февраля 2015 года по делу N А55-26907/2014 (судья Агеенко С.В.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Понькина Сергея Александровича, г. Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, третье лицо: министерства строительства Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным решения от 06 октября 2014 года N 01/760/2014-868,

установил:

Индивидуальный предприниматель Понькин Сергей Александрович (далее - предприниматель, заявитель, ИП Понькин С.А.) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области, регистрирующий орган) от 06 октября 2014 года N 01/760/2014-868 об отказе Понькину Сергею Александровичу в государственной регистрации договора аренды N 862 от 27 июня 2014 года земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, п.Береза и об обязании Управления Росреестра по Самарской области по вступлении в законную силу настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и интересов ИП Понькина С.А. путем принятия решения о государственной регистрации договора аренды от 27 июня 2014 года N 862 земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, п.Береза.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство строительства Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05 февраля 2015 года решение Управления Росреестра по Самарской области от 06 октября 2014 года N 01/760/2014-868 об отказе Понькину Сергею Александровичу в государственной регистрации договора аренды N 862 от 27 июня 2014 года земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, п.Береза, признано незаконным. На Управление Росреестра по Самарской области возложена обязанность по вступлении в законную силу настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и интересов ИП Понькина С.А. путем принятия решения о государственной регистрации договора аренды от 27.06.2014 года N 862 земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, п.Береза.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Самарской области просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на законность оспариваемого отказа в государственной регистрации договора аренды земельного участка. По мнению регистрирующего органа, административная процедура предоставления спорного земельного участка была начата до вступления в силу постановления правительства Самарской области от 09 ноября 2012 года N 639 от 09.11.2012 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства исключительно на торгах", однако на момент вступления в законную силу данного постановления акт о выборе земельного участка не был утвержден, решение о предварительном согласовании места размещения объекта не было принято.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Самарской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления предпринимателя.
Представитель предпринимателя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ИП Понькин С.А. 08 июня 2011 года обратился в министерство строительства Самарской области с заявлением о предоставлении в аренду для строительства авторемонтного предприятия земельного участка площадью 6 947 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Красноглинский район, пос.Береза, и с заявлением об обеспечении выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта (л.д. 98).
Министерством строительства Самарской области 09 июня 2011 года заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта направлено в адрес департамента строительства и архитектуры городского округа Самара (л.д. 68).
Из материалов дела следует, что заявителем в 2011 году получены все необходимые согласования и заключения, подтверждающие возможность размещения на испрашиваемом земельном участке объекта капитального строительства (л.д. 96-119).
Распоряжением департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 12 апреля 2013 года N РД-333 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 6 926 кв. м (в том числе земельный участок площадью 69,9 кв. м, находящийся в охранной зоне инженерных коммуникаций) в поселке Береза в Красноглинском районе города Самары, относящегося по категории к землям населенных пунктов, в пределах территории зоны предприятий и складов V-IV классов вредности по карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года N 61, для строительства авторемонтного предприятия (на 10 постов) (л.д. 17).
Приказом министерства строительства Самарской области от 22 ноября 2013 года N 340-п утвержден акт о выборе земельного участка площадью 6 926 кв. м для строительства авторемонтного предприятия (на 10 постов) в поселке Береза в Красноглинском районе города Самара и заявителю предварительного согласовано место размещения авторемонтного предприятия (на 10 постов) на испрашиваемом земельном участке (л.д. 22-24).
Приказом министерства строительства Самарской области от 03 февраля 2014 года N 46-п заявителю предоставлен в аренду сроком на три года без права выкупа в собственность земельный участок (кадастровый номер 63:01:0352003-551) площадью 6 926 кв. м, относящийся к категории "земли населенных пунктов", расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, п.Береза, для строительства авторемонтного предприятия (на 10 постов) (л.д. 16).
Между заявителем и министерством строительства Самарской области 27 июня 2014 года заключен договор аренды N 862 вышеуказанного земельного участка сроком на три года (л.д. 32-38).
Заявитель 26 сентября 2014 года обратился к заинтересованному лицу с заявлением о государственной регистрации договора аренды земельного участка от 27 июня 2014 года N 862.
Сообщением от 06 октября 2014 года N 01/760/2014-868 Управления Росреестра по Самарской области отказало предпринимателю в государственной регистрации вышеуказанного договора аренды (л.д. 12-14). В качестве основания для принятия данного решения регистрирующий орган указал несоблюдение процедуры предоставления земельного участка, установленной постановлением правительства Самарской области от 09 ноября 2012 года N 639 от 09.11.2012 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства исключительно на торгах", согласно которому предоставление испрашиваемого земельного участка возможно только лишь путем проведения торгов.
Согласно п. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В рассматриваемом случае предоставление предпринимателю земельного участка для строительства авторемонтного предприятия осуществлялось с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу п. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 настоящего Кодекса.
В п. 1 ст. 32 ЗК РФ указано, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (п. 8 ст. 31 ЗК РФ).
Согласно п. 2 ст. 32 ЗК РФ решение о предоставлении земельного участка для строительства принимается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в двухнедельный срок на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка.
Судом установлено, что с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства и с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта заявитель обратился 08 июня 2011 года, а 09 июня 2011 года его заявление направлено в адрес департамента строительства и архитектуры городского округа Самара для проведения работ о его выбору и утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Таким образом, процедура предоставления заявителю земельного участка для строительства начата 09 июня 2011 года - с момента направления министерством строительства Самарской области заявления в адрес департамента строительства и архитектуры городского округа Самара.
Исходя из указанных обстоятельств, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что постановление правительства Самарской области от 09 ноября 2012 года N 639 не подлежит применению в связи с тем, что оно принято после обращения индивидуального предпринимателя с заявлением, то есть после начала процедуры предоставления земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства, до вступления в силу названного постановления.
Если нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления земельных участков исключительно на торгах, вступил в силу после начала процедуры предоставления земельного участка для строительства, это свидетельствует об отсутствии оснований для его применения к соответствующей процедуре предоставления земельного участка по заявлению заинтересованного лица. В этом случае возможность завершения предоставления земельного участка по процедуре с предварительным согласованием места размещения объекта (без торгов) сохраняется.
Данная правовая позиция содержится в постановлении ФАС Поволжского округа от 18 апреля 2014 года по делу N А55-14237/2013.
Принимая во внимание, что заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства к министерству строительства Самарской области 06 июня 2011 года и все необходимые согласования были получены в 2011 году, утверждение департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории 12 апреля 2013 года года, то есть спустя более полутора лет со дня поступления заявления и одного года с момента получения всех необходимых согласований, а также утверждение министерством строительства Самарской области акта выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта 22 ноября 2013 года, свидетельствует о незаконном бездействии уполномоченных органов по предоставлению испрашиваемого земельного участка в аренду для целей, связанных со строительством.
Указанное бездействие, по мнению суда, лишило возможности заявителя в разумные сроки пройти процедуру предоставления испрашиваемого земельного участка для строительства авторемонтного предприятия до момента вступления в законную силу постановления правительства Самарской области от 09 ноября 2012 года N 639-23 ноября 2012 года.
Отсутствие обращений заявителя в судебные органы с соответствующими заявлениями о признании незаконным бездействия уполномоченных органов не может влиять на правоотношения по предоставлению земельного участка для строительства, возникшие между заявителем и министерством строительства Самарской области.
При указанных обстоятельствах заявленные предприятием требования судом первой инстанции обоснованно удовлетворены.
Доводы апелляционной жалобы о том, что на момент вступления в законную силу данного постановления правительства Самарской области N 639 акт о выборе земельного участка не был утвержден, решение о предварительном согласовании места размещения объекта не было принято, отклоняются. Определяющим моментом для применения процедуры предоставления земельного участка в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта в данном случае является дата обращения предпринимателя за предоставлением ему земельного участка в соответствии с данной процедурой. Принятие впоследствии постановления правительства Самарской области N 639, предусматривающего предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, исключительно на торгах, не может ограничивать права заявителя не предоставление земельного участка в рамках процедуры с предварительным согласованием места размещения объекта (без торгов), возникшего на основании законодательства, действовавшего в момент обращения с таким заявлением. При этом постановление правительства Самарской области N 639 не предусматривает положений, позволяющих распространить установленную им процедуру предоставления земельных участков исключительно на торгах в отношении обращений о предоставлении земельных участков, поступивших в соответствующие органы до его принятия.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
На основании изложенного решение суда от 05 февраля 2015 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу регистрирующего органа - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на Управление Росреестра по Самарской области, однако взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 05 февраля 2015 года по делу N А55-26907/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА

Судьи
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
В.С.СЕМУШКИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)