Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.12.2009 N 07АП-9634/09 ПО ДЕЛУ N А27-10131/2009

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 декабря 2009 г. N 07АП-9634/09


Резолютивная часть постановления объявлена 09.12.2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 16.12.2009 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Залевской Е.А.,
судей: Ждановой Л.И., Солодилова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Ждановой Л.И.,
при участии представителей:
от заявителя Закрытого акционерного общества "Новокузнецкий рынок" -Лобанова Н.Г. по доверенности от 21.07.2009 года,
от заинтересованного лица Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области - без участия,
от заинтересованного лица Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля" - без участия,
от третьего лица Коллегии Администрации Кемеровской области - без участия,
рассмотрев апелляционную жалобу Закрытого акционерного общества "Новокузнецкий рынок" на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 29.09.2009/2009 года по делу N А27-10131/2009 по заявлению Закрытого акционерного общества "Новокузнецкий рынок" к Управлению Федерального агентства кадастра объекта недвижимости по Кемеровской области, Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля" о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки, признании незаконными действий,

установил:

Закрытое акционерное общество "Новокузнецкий рынок" (далее по тексту - ЗАО "Новокузнецкий рынок", Общество, апеллянт) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207049:17 площадью 5632 кв. метра, проведенной Федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" в сумме 32 564 392,96 рублей и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 5782,03 рубля за 1 кв. метр, признании незаконными действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (далее по тексту - Управление) по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207049:17 площадью 5632 кв. метра в сумме 32 564 392,96 рублей и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 5782,03 рубля за 1 кв. метр.
Общество просило также обязать Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области исключить из государственного земельного кадастра сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207049:17 площадью 5632 кв. метра в сумме 32 564 392,96 рублей и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 5782,03 рубля за 1 кв. метр.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований привлечена Коллегия Администрации Кемеровской области.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 29.09.2009 года в удовлетворении указанных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, Общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование жалобу указывает, что действующее законодательство устанавливает, что кадастровая стоимость земельных участков населенных пунктов не может значительно отличаться от рыночной стоимости, поскольку основана на анализе рыночной стоимости земельных участков, определяемой на основании законодательства об оценочной деятельности. Доказательств использования при определении кадастровой стоимости земельного участка рыночной информации о стоимости земельных участков и удельного показателя.
Представленные в материалы дела результаты оценки земельного участка, содержащиеся в "Отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области" (далее по тексту - Отчет), произведенные Федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее по тексту ФГУП "Земля") не соответствуют статье 11 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", пунктам 13, 15 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 20.07.2007 года N 254, пункту 9.2 Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 года N 215 (далее по тексту - Административный регламент), поскольку не позволяют установить правомерность определения в данном отчете удельного показателя и кадастровой стоимости земельного участка.
Кроме того, полномочия по проверке данного Отчета отнесены к исключительной компетенции Роснедвижимости и в нарушение пунктов 1, 4, 9, 8 и приложения Административного регламента проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в Кемеровской области Роснедвижимостью не проводилась, действия по передаче полномочий по проверке Отчета непосредственному исполнителю ФГУП "Земля" не соответствуют действующему законодательству.
Подробно доводы апелляционной жалобы изложены в письменном виде.
Управление возразило на апелляционную жалобу в письменном отзыве, указывая, что суд первой инстанции, изучив представленные доказательства, пришел к обоснованному выводу о том, что при определении кадастровой стоимости земельных участков в Отчете использовалась рыночная информация о земельных участках и иных объектах недвижимости.
Действующее законодательство об оценочной деятельности позволяет производить оценку с использованием объектов- аналогов. Оценщиков в рассматриваемом случае использовалась рыночная стоимость объектов- аналогов - земельных участков для размещения гаражей и автостоянок, при этом был определен коэффициент для определения соотносимой цены применительно к земельным участкам 9 вида разрешенного использовании. Поэтому Отчет N 1/ГКР/140-029 д мог быть использован ФГУП "Земля" при составлении Отчета.
Работы про проведению кадастровой стоимости земельного участка велись с использованием специального программного обеспечения, согласованного с Роснедвижимостью и предусмотренного государственным контрактом от 29.06.2007 года N 140, заключенного между Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области и ФГУП "Земля".
Довод Общества о том, что Роснедвижимость не осуществляла как государственный орган контроль за деятельностью подрядчика правильно не принят судом первой инстанции, поскольку опровергается материалами дела. Факт проведения проверки Отчета на соответствие техническому заданию подтвержден протоколом предварительной проверки от 11.11.2008 года. Также Роснедвижимость направила в адрес Управления Роснедвижимости по Кемеровской области Акт проверки, в соответствии с которым установлено, что Отчет соответствует Методическим указаниям по государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 года N 39. Данный акт составлен и подписан должностным лицом Роснедвижимости Волочковой В.В.
Подробно возражения Управления изложены в письменном виде.
ФГУП "Земля" также возразила в письменном отзыве против доводов апелляционной жалобы Общества, указав, что работы по составлению Отчета производились на основании государственного контракта от 29.06.2007 года N 140, заключенного с Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области и в строгом соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 года N 39.
Источником рыночной информации о стоимости земельных участков послужили сведения печатных и электронных средств массовой информации, а также сведения, полученные на сайтах сети "Интернет", вся информация о рыночных ценах приведена в таблицах приложения N 7 Отчета.
В части вопроса несоответствия величины кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости имеется определение Верховного суда от 17.09.2008 года за N 16-Г08-10 о неравенстве данных величин.
Подробно возражения ФГУП "Земля" изложены в письменном виде.
Коллегия Администрации Кемеровской области отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В судебном заседании представитель Общества поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Представители заинтересованных лиц и третьего лица в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом. Суд апелляционной инстанции счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области проверена Седьмым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, в полном объеме в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Как следует из материалов дела, Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 года N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке населенных пунктов.
Приказом Роснедвижимости от 06.02.2007 года N П/0017 "Об организации работ по государственной кадастровой оценке земель в 2007 году" утвержден Перечень мероприятий по государственной кадастровой оценке земель на 2007 год.
Распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 04.06.2007 года N 627-р были поставлены задачи по осуществлению в Кемеровской области работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области, организации областной комиссии по рассмотрению хода выполнения работ и результатов государственной кадастровой оценки земель, даны рекомендации органам местного самоуправления.
Работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области были выполнены по государственному контракту N 140 от 29.06.2007 года, заключенному по результатам открытого конкурса. Подрядчиком был выбран ФГУП "ФКЦ "Земля" (г. Москва). Заказчик вышеуказанных работ - Управление Роснедвижимости по Кемеровской области.
По завершении работ подрядчиком был подготовлен Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
На основании данного отчета Управлением утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207049:17 площадью 5632 кв. метра, которая составила 32 564 392,96 рублей при удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 5782,03 рубля за 1 кв. метр.
Не согласившись с результатом государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207049:17 произведенной ФГУП "Земля" по заказу и под контролем Управления, а также действиями Управления по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о стоимости указанного выше земельного участка, Общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями.
Отказывая Обществу в удовлетворении заявления, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что государственная оценка кадастровой стоимости земельного участка произведена в соответствии с законодатель действующим порядком, исходя из данных о рыночной стоимости при соблюдении регламентированной процедуры утверждения и не нарушает прав и законных интересов Общества.
Заслушав представителя Общества, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что постановленное решение подлежит отмене.
Так, судом первой инстанции правильно установлено, что Общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207049:17 площадью 5632 кв. метра, расположенного по адресу: г. Новокузнецк, проезд Вокзальный, дом 18, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 18.02.2003 года, регистрационная запись 42-01/06-4/2003-309.
26.03.2009 года Обществом была получена выписка из государственного кадастра объектов недвижимости за N 4200/001/09-69081, согласно которой стоимость указанного земельного участка составляет 32 564 392,96 рублей, удельный показатель кадастровой стоимости составляет 5782,03 рубля за 1 кв. метр.
Управление письмом от 26.06.2009 года N 7/12-2920 разъяснило Обществу порядок определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенного в государственный кадастр недвижимости, из которого следует, что кадастровая стоимость указанного земельного участка определена согласно Методическим указаниям, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 года N 39 "Об утверждении методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", в 2007-2008 годах проведены работы по актуализации государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области, результаты такой оценки утверждены Постановлениями Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 года N 519 "Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)" и N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области", опубликованы.
Общество обратилось к независимому оценщику - Обществу с ограниченной ответственностью Центр профессиональной оценки "Трио", которое составило отчет от 16.07.2009 года N 078-06/09,согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207049:17 составляет 3 942 400 руб.
Установив, что государственная кадастровая стоимость, превышает рыночную стоимость, Общество обжаловало действия Управления в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции считает, что доводы Общества обсосаны как материалами дела, так и действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 и пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель, которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
В соответствии с пунктом 9 Правил проведения государственной оценки земель (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 11.04.2006 года N 206, от 14.12.2006 года N 767, от 17.09.2007 года N 590) кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Согласно пункту 5 Правил, государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
В силу пункта 11 Правил методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания).
Порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов урегулирован разделом 2 Методических указаний.
В соответствии с пунктом 2.2.1 данных Методических указаний расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10 настоящих Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей.
Однако, доказательств, свидетельствующих о том, что указанный в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10 Методических указаний порядок построения статистической модели соблюден, в том числе, определен состав факторов стоимости, проведен сбор сведений о значении этих факторов, проведен сбор рыночной информации, а также расчет кадастровой стоимости с учетом перечисленных элементов, в материалы дела не представлено.
Заинтересованными лицами вообще не представлено данных, свидетельствующих о том, что при проведении оценки земельных участков была собрана достаточная и достоверная информация о земельных участках, необходимая для проведения государственной кадастровой оценки земель, а кадастровая оценка проведена на основании статистического анализа рыночных цен, как того требует пункт 5 Правил.
Так, судом установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что при построении статистической модели расчета кадастровой стоимости ФГУП "Земля" использовало только 2 из возможных 56 факторов, влияющих на данную стоимость без указания на причину по которой остальные факторы во внимание не приняты. В то же время, ФГУП "Земля" в своем отзыве настаивает на факте использования информации о рыночных ценах, официально опубликованных органами средств массовой информации и в сети Интернет.
Однако, суду не представлено убедительных доказательств того, что ФГУП "Земля" использовало рыночные цены.
Данное обстоятельство подтверждается и предоставленным Обществом Отчетом от 16.07.2009 года N 078-06/09, составленным Обществом с ограниченной ответственностью Центр профессиональной оценки "Трио", из содержания которого следует, что при проведении оценки рыночной стоимости участка им как оценщиком были соблюдены Федеральный стандарт оценки N 1 "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 года N 256, Федеральный стандарт оценки N 2 "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 года N 255, Федеральный стандарт оценки N 3 "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 года N 254.
Изложенное указывает, что данная оценка произведена с учетом требований государственных стандартов, действующих в области оценочной деятельности, в нем также приведены данные о рыночной стоимости участков, согласно которой и определена итоговая оценка. Определенная Обществом с ограниченной ответственностью Центр профессиональной оценки "Трио" рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207049:17 ниже кадастровой стоимости, внесенной Управлением в Государственный земельный кадастр в 8,2 раза.
Обосновывая свою позицию, Управление указывает, что действия административного органа соответствует действующему законодательству, а государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Кемеровской области проведена в соответствии с установленной процедурой, в определенной последовательности.
Анализ части 2 пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 10 Правил проведения государственной оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года N 316 позволяет сделать вывод, что правомочия по утверждению результатов среднего уровня государственной кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) возложены на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 Административного регламента в обязанность Управления входит контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации.
В силу пункта 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры:
- - подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации;
- - формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации;
- - выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
- - контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
- - проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение;
- - утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Формальное соблюдение административной процедуры не свидетельствует о возможности утверждения кадастровой стоимости земельного участка определенной не в соответствии с требованиями действующего законодательства без определения состава факторов стоимости, проведения сбора сведений о значении этих факторов, проведения сбора рыночной информации, а также расчета кадастровой стоимости без учета перечисленных элементов.
Расчет удельного показателя стоимости земельного участка должен производиться с учетом сведений о рыночной стоимости земельных участков, суду не представлено доказательств того, что а кадастровая оценка проведена с учетом статистического анализа рыночных цен.
При таких обстоятельствах, исходя из отсутствия достаточных доказательств использования при расчете удельного показателя кадастровой стоимости рыночной информации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для признания действий Управления по формированию в государственном земельном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка не соответствующими требованиям статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 года N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденным приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 года N 215, нарушающими права апеллянта, связанные с уплатой установленного законодательством земельного налога.
Таким образом, внесение Управлением недостоверных сведений о стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207049:17 площадью 5632 кв. метра, расположенного по адресу: г. Новокузнецк, проезд Вокзальный, дом 18, в государственный кадастр объектов недвижимости следует признать незаконными.
Сделанные выводы подтверждаются и сложившейся судебной практикой (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 27 ноября 2009 года по делу N А27-5018/2009, от 1 декабря 2009 года по делу N А27-6989/2009).
Иные доводы изложенные в апелляционной жалобе не опровергают правильность сделанного вывода.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы подтвердились, решение суда первой инстанции подлежит отмене в силу пункта 3 части1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как постановленное без учета обстоятельств дела.
Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что Обществом была излишне уплачена государственная пошлина при подаче заявления, поскольку требование об обязании Управления произвести действия по устранению нарушений прав Общества не обязательно для заявления согласно статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при обращении в суд, а значит, не может облагаться госпошлиной. Следовательно, госпошлина по платежному поручению N 124 от 22.06.2009 года в сумме 2000 рублей уплачена Обществом излишне и подлежит возврату из федерального бюджета согласно пункту 1 части 1 статьи 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации.
Остальные расходы по оплате госпошлины за рассмотрение дела судом первой и апелляционной инстанций в сумме 5000 рублей в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат взысканию с Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области и с Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля" в пользу Общества в равных долях.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает в отношении государственного органа - Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, что соответствии со статьей 105 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Статьей 14 Федерального закона от 25.12.2008 года N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившего в действие с 30.01.2009 года, пункт 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации дополнен подпунктом 1.1, в соответствии с которым государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов и ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, после прекращения отношений заявителя с государством по поводу уплаты государственной пошлины и рассмотрения судом дела, возникают отношения между сторонами судебного спора (заявителем и заинтересованным лицом) по поводу возмещения судебных расходов, в состав которых законодателем включена уплаченная сумма государственной пошлины.
При этом суд, взыскивая с Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области уплаченную заявителем в бюджет государственную пошлину, возлагает на заинтересованное лицо обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации заявителю денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
Законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Напротив, в части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.
Изменения, внесенные статьей 14 Федерального закона от 25.12.2008 года N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в пункт 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, не распространяются на распределение судебных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 (часть 2), 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд,

постановил:

РешениеАрбитражного суда Кемеровской области от 29.09.2009 года по делу N А27-10131/2009 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Признать недостоверными результаты государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207049:17 площадью 5632 кв. метра, проведенной Федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" в сумме 32 564 392,96 рублей и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 5782,03 рубля за 1 кв. метр.
Признать незаконными действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207049:17 площадью 5632 кв. метра в сумме 32 564 392,96 рублей и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 5782,03 рубля за 1 кв. метр.
Обязать Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области исключить из государственного земельного кадастра сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207049:17 площадью 5632 кв. метра в сумме 32 564 392,96 рублей и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 5782,03 рубля за 1 кв. метр.
Взыскать с Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области в пользу Закрытого акционерного общества "Новокузнецкий рынок" 2 500 рублей в счет возмещения расходов по оплате госпошлины.
Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля" в пользу Закрытого акционерного общества "Новокузнецкий рынок" 2 500 рублей в счет возмещения расходов по оплате госпошлины.
Возвратить Закрытому акционерному обществу "Новокузнецкий рынок" 2000 рублей госпошлины из федерального бюджета.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Е.А.ЗАЛЕВСКАЯ

Судьи
Л.И.ЖДАНОВА
А.В.СОЛОДИЛОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)