Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 15.01.2015
Постановление изготовлено в полном объеме 16.01.2015
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Сорокиной И.В.
судей Солодовой Л.В., Леоновой Л.В.
при участии в заседании:
от истца
общества с ограниченной ответственностью "Фаэтон" Струговец С.А. - представитель (дов. б/н от 24.10.2014, сроком на 1 год)
от ответчиков
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области представитель не явился, извещен надлежаще
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области представитель не явился, извещен надлежаще
от третьих лиц
Правительства Брянской области представитель не явился, извещен надлежаще
администрации Брянского района представитель не явился, извещен надлежаще
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Брянской области, г. Брянск, на решение Арбитражного суда Брянской области от 09.09.2014 по делу N А09-10575/2013,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Фаэтон", с. Супонево Брянского района Брянской *** (ОГРН 1053233023689) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Брянской области, г. Брянск (ОГРН 1027700485757) и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, г. Брянск (ОГРН 1043244052092) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N 32:02:0160103:104, площадью 13 533 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Брянский район, с. Супонево, ул. Шоссейная, уч. 42 в размере его рыночной стоимости 6 068 123 руб. на дату определения кадастровой стоимости - 01.01.2010, с учетом уточнения заявленных исковых требований, в порядке ст. 49 АПК РФ.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Брянской области и администрация Брянского района.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 09.09.2014 (судья Прудникова М.С.) заявленные исковые требования удовлетворены.
Определением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2014 апелляционная жалоба Правительства Брянской области на решение суда области возвращена заявителю, в связи с отказом в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока для подачи жалобы.
Ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, Правительство Брянской области обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании представитель истца, считая доводы кассационной жалобы необоснованными, просил оставить ее без удовлетворения, а судебный акт - без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, своих представителей в суд округа не направили. Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся сторон, в порядке, предусмотренном ст. 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, выслушав представителя истца, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в силу следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Фаэтон" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым N 32:02:0160103:104, площадью 13 533 кв. м, расположенный по адресу Брянская область, Брянский район, с. Супонево, ул. Шоссейная, уч. 42, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 32АЖ N 339769 от 23.07.2013.
Постановлением администрации Брянской области от 30.11.2012 N 1112 были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Брянской области, которые рекомендованы органам местного самоуправления для использования в целях налогообложения, в соответствии с которым в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о новом значении кадастровой стоимости земельного участка площадью 13 533 кв. м с кадастровым N 32:02:0160103:104.
Согласно кадастровому паспорту спорного земельного участка, выданному филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области, его стоимость составляет 39 365 196 руб. 39 коп.
Ссылаясь на то, что кадастровая стоимость земельного участка завышена, истец обратился в Арбитражный суд Брянской области с настоящим иском.
По мнению кассационной инстанции, удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу п. 3 ст. 66 ЗК РФ в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
В ходе рассмотрения настоящего дела по ходатайству истца судом области была назначена судебная экспертиза с целью определения рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2010.
Согласно заключению эксперта ООО "Приоритет Плюс" Крамарева С.Л. от 06.03.2014 N 0002/ЗУ/03 рыночная стоимость земельного участка площадью 13 533 кв. м, с кадастровым N 32:02:0160103:104, расположенного по адресу Брянская область, Брянский район, с. Супонево, ул. Шоссейная, уч. 42 составляет 5 792 124 руб.
Поскольку в заключении не была указана дата на которую определялась рыночная стоимость земельного участка, судом по ходатайству истца была назначена дополнительная экспертиза.
Согласно заключению эксперта ООО "Росэкспертиза" Пронина А.А. от 07.07.2014 по состоянию 01.01.2010 рыночная стоимость вышеуказанного земельного участка составляет 6 068 123 руб.
Ссылаясь на то, что Правительство Брянской области не было уведомлено о дате проведения осмотра, при подборе аналогов спорного земельного участка оценщиком сделаны допущения в части ряда характеристик земельных участков, Правительством Брянской области было заявлено о недостоверности, представленной в материалы дела экспертизы и полученной по ее результатам величины рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010.
Однако суд первой инстанции пришел к верному выводу о несостоятельности доводов третьего лица, поскольку в приложении к экспертному заключению имеется уведомление, которое получено Правительством Брянской области 01.07.2014.
Более того, из отчета от 07.07.2012 следует, что экспертом анализировался рынок продаж аналогичных объектов. В качестве объектов-аналогов оценщиком в отчете названы: аналог N 1 - земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 16 000 кв. м по адресу: Брянская область, Брянский район, 2 км от с. Супонево; аналог N 2 - земельный участок из земель населенных пунктов площадью 10 143 кв. м, расположенный по адресу: Брянская область, Брянский район, с. Супонево, ул. Шоссейная; аналог N 3 - земельный участок из земель населенных пунктов площадью 16 230 кв. м, расположенный по адресу: Брянская область, Брянский район, с. Добрунь; аналог N 4 - земельный участок из земель населенных пунктов площадью 5 500 руб. расположенный по адресу Брянская область, Брянский район, п. Мичуринский.
Принадлежащий истцу земельный участок имеет следующие характеристики: площадь 13 533 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, адрес месторасположения Брянская область, Брянский район, с. Супонево, ул. Шоссейная, уч. 42.
Все земельные участки находятся в собственности, категория земли всех объектов аналогов - земли населенных пунктов, как и у объекта оценки. Разрешенное использование участка объектов-аналогов и объекта оценки различные, вместе с тем для аналогов экспертом были подобраны земельные участки с разрешенным использованием для коммерческих целей и экспертом учтено, что переход от одного разрешенного использования к другому разрешенному использованию осуществляется бесплатно на основании заявления собственника земельного участка.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что экспертом верно выбраны аналоги для реализации сравнительного подхода методом сравнения продаж, поскольку на формирование рыночной цены земельного участка влияют, прежде всего его местоположение, разрешенное использование и площадь.
При этом, оспаривая достоверность экспертизы, Правительство Брянской области не представило никаких документов, свидетельствующих о том, что рыночная стоимость спорного участка является иной, ходатайств о назначении повторной или дополнительной экспертизы не заявляло.
Кроме того, определение рыночной стоимости спорных участков на дату проведения государственной кадастровой оценки земель - 01.01.2010 соответствует сложившейся арбитражной практике (Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 и от 25.06.2013 N 0761/11).
При таких обстоятельствах, суд области пришел к правомерному выводу о доказанной истцом рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию 01.01.2010 в размере 6 068 123 руб. и обоснованно удовлетворил заявленные исковые требования.
Иные доводы кассатора не опровергают выводы суда, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемых судебных актах выводов. В силу ст. 286 АПК РФ переоценка доказательств не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены судебного акта не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 09.09.2014 по делу N А09-10575/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.
Председательствующий
И.В.СОРОКИНА
Судьи
Л.В.СОЛОДОВА
Л.В.ЛЕОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 16.01.2015 ПО ДЕЛУ N А09-10575/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 января 2015 г. по делу N А09-10575/2013
Резолютивная часть постановления оглашена 15.01.2015
Постановление изготовлено в полном объеме 16.01.2015
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Сорокиной И.В.
судей Солодовой Л.В., Леоновой Л.В.
при участии в заседании:
от истца
общества с ограниченной ответственностью "Фаэтон" Струговец С.А. - представитель (дов. б/н от 24.10.2014, сроком на 1 год)
от ответчиков
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области представитель не явился, извещен надлежаще
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области представитель не явился, извещен надлежаще
от третьих лиц
Правительства Брянской области представитель не явился, извещен надлежаще
администрации Брянского района представитель не явился, извещен надлежаще
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Брянской области, г. Брянск, на решение Арбитражного суда Брянской области от 09.09.2014 по делу N А09-10575/2013,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Фаэтон", с. Супонево Брянского района Брянской *** (ОГРН 1053233023689) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Брянской области, г. Брянск (ОГРН 1027700485757) и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, г. Брянск (ОГРН 1043244052092) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N 32:02:0160103:104, площадью 13 533 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Брянский район, с. Супонево, ул. Шоссейная, уч. 42 в размере его рыночной стоимости 6 068 123 руб. на дату определения кадастровой стоимости - 01.01.2010, с учетом уточнения заявленных исковых требований, в порядке ст. 49 АПК РФ.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Брянской области и администрация Брянского района.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 09.09.2014 (судья Прудникова М.С.) заявленные исковые требования удовлетворены.
Определением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2014 апелляционная жалоба Правительства Брянской области на решение суда области возвращена заявителю, в связи с отказом в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока для подачи жалобы.
Ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, Правительство Брянской области обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании представитель истца, считая доводы кассационной жалобы необоснованными, просил оставить ее без удовлетворения, а судебный акт - без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, своих представителей в суд округа не направили. Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся сторон, в порядке, предусмотренном ст. 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, выслушав представителя истца, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в силу следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Фаэтон" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым N 32:02:0160103:104, площадью 13 533 кв. м, расположенный по адресу Брянская область, Брянский район, с. Супонево, ул. Шоссейная, уч. 42, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 32АЖ N 339769 от 23.07.2013.
Постановлением администрации Брянской области от 30.11.2012 N 1112 были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Брянской области, которые рекомендованы органам местного самоуправления для использования в целях налогообложения, в соответствии с которым в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о новом значении кадастровой стоимости земельного участка площадью 13 533 кв. м с кадастровым N 32:02:0160103:104.
Согласно кадастровому паспорту спорного земельного участка, выданному филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области, его стоимость составляет 39 365 196 руб. 39 коп.
Ссылаясь на то, что кадастровая стоимость земельного участка завышена, истец обратился в Арбитражный суд Брянской области с настоящим иском.
По мнению кассационной инстанции, удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу п. 3 ст. 66 ЗК РФ в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
В ходе рассмотрения настоящего дела по ходатайству истца судом области была назначена судебная экспертиза с целью определения рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2010.
Согласно заключению эксперта ООО "Приоритет Плюс" Крамарева С.Л. от 06.03.2014 N 0002/ЗУ/03 рыночная стоимость земельного участка площадью 13 533 кв. м, с кадастровым N 32:02:0160103:104, расположенного по адресу Брянская область, Брянский район, с. Супонево, ул. Шоссейная, уч. 42 составляет 5 792 124 руб.
Поскольку в заключении не была указана дата на которую определялась рыночная стоимость земельного участка, судом по ходатайству истца была назначена дополнительная экспертиза.
Согласно заключению эксперта ООО "Росэкспертиза" Пронина А.А. от 07.07.2014 по состоянию 01.01.2010 рыночная стоимость вышеуказанного земельного участка составляет 6 068 123 руб.
Ссылаясь на то, что Правительство Брянской области не было уведомлено о дате проведения осмотра, при подборе аналогов спорного земельного участка оценщиком сделаны допущения в части ряда характеристик земельных участков, Правительством Брянской области было заявлено о недостоверности, представленной в материалы дела экспертизы и полученной по ее результатам величины рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010.
Однако суд первой инстанции пришел к верному выводу о несостоятельности доводов третьего лица, поскольку в приложении к экспертному заключению имеется уведомление, которое получено Правительством Брянской области 01.07.2014.
Более того, из отчета от 07.07.2012 следует, что экспертом анализировался рынок продаж аналогичных объектов. В качестве объектов-аналогов оценщиком в отчете названы: аналог N 1 - земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 16 000 кв. м по адресу: Брянская область, Брянский район, 2 км от с. Супонево; аналог N 2 - земельный участок из земель населенных пунктов площадью 10 143 кв. м, расположенный по адресу: Брянская область, Брянский район, с. Супонево, ул. Шоссейная; аналог N 3 - земельный участок из земель населенных пунктов площадью 16 230 кв. м, расположенный по адресу: Брянская область, Брянский район, с. Добрунь; аналог N 4 - земельный участок из земель населенных пунктов площадью 5 500 руб. расположенный по адресу Брянская область, Брянский район, п. Мичуринский.
Принадлежащий истцу земельный участок имеет следующие характеристики: площадь 13 533 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, адрес месторасположения Брянская область, Брянский район, с. Супонево, ул. Шоссейная, уч. 42.
Все земельные участки находятся в собственности, категория земли всех объектов аналогов - земли населенных пунктов, как и у объекта оценки. Разрешенное использование участка объектов-аналогов и объекта оценки различные, вместе с тем для аналогов экспертом были подобраны земельные участки с разрешенным использованием для коммерческих целей и экспертом учтено, что переход от одного разрешенного использования к другому разрешенному использованию осуществляется бесплатно на основании заявления собственника земельного участка.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что экспертом верно выбраны аналоги для реализации сравнительного подхода методом сравнения продаж, поскольку на формирование рыночной цены земельного участка влияют, прежде всего его местоположение, разрешенное использование и площадь.
При этом, оспаривая достоверность экспертизы, Правительство Брянской области не представило никаких документов, свидетельствующих о том, что рыночная стоимость спорного участка является иной, ходатайств о назначении повторной или дополнительной экспертизы не заявляло.
Кроме того, определение рыночной стоимости спорных участков на дату проведения государственной кадастровой оценки земель - 01.01.2010 соответствует сложившейся арбитражной практике (Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 и от 25.06.2013 N 0761/11).
При таких обстоятельствах, суд области пришел к правомерному выводу о доказанной истцом рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию 01.01.2010 в размере 6 068 123 руб. и обоснованно удовлетворил заявленные исковые требования.
Иные доводы кассатора не опровергают выводы суда, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемых судебных актах выводов. В силу ст. 286 АПК РФ переоценка доказательств не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены судебного акта не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 09.09.2014 по делу N А09-10575/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.
Председательствующий
И.В.СОРОКИНА
Судьи
Л.В.СОЛОДОВА
Л.В.ЛЕОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)