Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: Отказы мотивированы непредставлением обществом документов, необходимых для проведения государственной регистрации прав.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Петрушкина В.А., Карповой В.А.,
при участии представителей:
заявителя - Осиповой Е.В., доверенность от 25.08.2014,
заинтересованного лица - Елисеевой Л.В., доверенность от 12.01.2015 N 14,
третьего лица (прокуратуры Ульяновской области) - Гумеровой Г.Р., удостоверение N 147254,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле - извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2015 (председательствующий судья Бажан П.В., судьи Рогалева Е.М., Кувшинов В.Е.)
по делу N А72-13580/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Простор", (ИНН 6319174027), г. Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, г. Ульяновск, с участием третьих лиц: Правительства Ульяновской области, г. Ульяновск, муниципального учреждения администрации муниципального образования "Мирновское сельское поселение" Чердаклинского района Ульяновской области, поселок Мирный Чердаклинского района Ульяновской области, общества с ограниченной ответственностью "Аметист", г. Саратов, общества с ограниченной ответственностью "Возрождение", г. Ульяновск, общества с ограниченной ответственностью "Скиф", г. Самара, Прокуратуры Ульяновской области, г. Ульяновск, о признании незаконными отказов, об обязании,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Простор" (далее - ООО "Простор", заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (далее - Управление Росреестра по Ульяновской области, Управление), с привлечением в качестве третьих лиц Правительства Ульяновской области, Муниципального учреждения администрации муниципального образования "Мирновское сельское поселение" Чердаклинского района Ульяновской области, общества с ограниченной ответственностью "Аметист", общества с ограниченной ответственностью "Возрождение", общества с ограниченной ответственностью "Скиф", при участии Прокуратуры Ульяновской области, в котором просило признать незаконным:
Отказ Управления в государственной регистрации прекращения права на земельный участок с кадастровым номером 73:21:030701:105, содержащийся в сообщении от 03.07.2014 N 07/109/2014-206, и обязать Управление осуществить государственную регистрацию прекращения права на земельный участок с кадастровым номером 73:21:030701:105 в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Отказ Управления в государственной регистрации права собственности, прочие ограничения (обременения) на земельный участок с кадастровым номером 73:21:030701:4788, содержащийся в сообщении от 03.07.2014 N 07/109/2014-208, 864, и обязать Управление осуществить государственную регистрацию права собственности ООО "Простор" на земельный участок с кадастровым номером 73:21:030701:4788 в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Отказ Управления в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 73:21:030701:4789, содержащийся в сообщении от 03.07.2014 N 07/109/2014-210, и обязать Управление осуществить государственную регистрацию права собственности ООО "Простор" на земельный участок с кадастровым номером 73:21:030701:4789 в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Отказ Управления в государственной регистрации права собственности, прочие ограничения (обременения) на земельный участок с кадастровым номером 73:21:030701:4790, содержащийся в сообщении от 03.07.2014 N 07/109/2014-211, 869, 865, 866, 868, 867, и обязать Управление осуществить государственную регистрацию права собственности ООО "Простор" на земельный участок с кадастровым номером 73:21:030701:4790 в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Отказ Управления в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 73:21:030701:4791, содержащийся в сообщении от 03.07.2014 N 07/109/2014-212, и обязать Управление осуществить государственную регистрацию права собственности ООО "Простор" на земельный участок с кадастровым номером 73:21:030701:4791 в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Отказ Управления в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 73:21:030701:4792, содержащийся в сообщении от 03.07.2014 N 07/109/2014-213, и обязать Управление осуществить государственную регистрацию права собственности ООО "Простор" на земельный участок с кадастровым номером 73:21:030701:4792 в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Отказ Управления в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 73:21:030701:4793, содержащийся в сообщении от 03.07.2014 N 07/109/2014-214, и обязать Управление осуществить государственную регистрацию права собственности ООО "Простор" на земельный участок с кадастровым номером 73:21:030701:4793 в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 17.02.2015 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2015 заявленные требования ООО "Простор" удовлетворены.
Управление Росреестра по Ульяновской области обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, мотивируя неправильным применением судом норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представители Управления и прокуратуры Ульяновской области поддержали позицию, изложенную в кассационной жалобе, а представитель заявителя, считая доводы жалобы несостоятельными, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании был объявлен перерыв до 14.07.2015 до 13 часов 45 минут, после окончания которого судебное заседание продолжено в том же составе суда. Информация о перерыве размещена на официальном сайте суда кассационной инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 16.06.2009 общество с ограниченной ответственностью "Монолит" (далее - ООО "Монолит") на основании договора купли-продажи приобрело на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 73:21:030701:66 вид разрешенного использования: земли сельскохозяйственного назначения.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 18.03.2010 N 98-П "О включении земельных участков в границы населенного пункта село Архангельское муниципального образования "Мирновское сельское поселение" Чердаклинского района Ульяновской области земельный участок площадью 9 331 201 кв. м с кадастровым номером 73:21:030701:66, прилегающий к южной границе села Архангельское, включен в границы населенного пункта село Архангельское муниципального образования "Мирновское сельское поселение" Чердаклинского района Ульяновской области и изменен вид разрешенного использования земельных участков с "земель сельскохозяйственного назначения" на вид "для комплексного освоения в целях жилищного строительства".
Согласно выписки из ЕГРЮЛ ООО "Монолит" прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения, правопреемником является ООО "Простор".
Согласно кадастровых паспортов земельных участков из земельного участка с кадастровым номером 73:21:030701:66 путем раздела был образован земельный участок с кадастровым номером 73:21:030701:94, а из земельного участка с кадастровым номером 73:21:030701:94 путем раздела образован земельный участок с кадастровым номером 73:21:030701:105, 23.09.2013 Управление зарегистрировало право собственности на земельный участок с кадастровым номером 73:21:030701:105 за ООО "Простор" с разрешенным видом использования: для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Общество произвело раздел земельного участка с кадастровым номером 73:21:030701:105 на шесть земельных участков: 73:21:030701:4788, 73:21:030701:4789, 73:21:030701:4790, 73:21:030701:4791, 73:21:030701:4792, 73:21:030701:4793, сведения о которых носят временный характер (т. 1 л.д. 48 - 61), и обратилось в Управление с заявлением о прекращении права собственности на земельный участок с кадастровым номером 73:21:030701:105 и государственной регистрацией права собственности на шесть земельных участков образованных в результате раздела вышеуказанного земельного участка.
03.06.2014 Управление приостановило государственную регистрацию, 03.07.2014 отказало в государственной регистрации, в связи с тем, что не представлены документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; и ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный вопрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения общества в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 2 Закона о государственной регистрации отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд.
В силу статьи 13 Закона о государственной регистрации государственная регистрация прав включает правовую экспертизу документов, представленных для государственной регистрации прав, установление отсутствия оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
В соответствии с абзацами 8, 10 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества, а также в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Порядок государственной регистрации прав на земельные участки, образованные при разделе, предусмотрен в статье 22.2 Закона о государственной регистрации. Согласно указанной норме основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, является:
1) решение о разделе или об объединении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков;
2) соглашение о разделе, об объединении, о перераспределении земельных участков или о выделе из земельных участков;
3) иной документ, на основании которого в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами осуществляется образование земельных участков.
Государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе или объединении земельных участков, находящихся в собственности одного лица, осуществляется на основании заявления такого лица (пункт 2 статьи 22.2 Закона о государственной регистрации).
Обязательными приложениями к документам, представляемым в соответствии с пунктами 1 и 2 указанной статьи, являются:
1) правоустанавливающий документ на земельный участок, из которого образованы земельные участки (далее - исходный земельный участок). Представление правоустанавливающего документа не требуется в случае, если право на соответствующий земельный участок ранее было зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке;
2) согласие в письменной форме лиц на образование земельных участков в случае, если необходимость такого согласия предусмотрена Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 3 статьи 22.2 Закона о государственной регистрации).
Государственная регистрация прав осуществляется одновременно в отношении всех земельных участков, образуемых при разделе, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков (пункт 4 статьи 22.2 Закона о государственной регистрации).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельного кодекса) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков. Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Законом о государственной регистрации.
В пункте 5 статьи 11.4 Земельного кодекса установлено, что раздел земельного участка, предоставленного для комплексного освоения в целях жилищного строительства, осуществляется лицом, с которым заключен договор аренды земельного участка для комплексного освоения в целях жилищного строительства, в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.
Порядок предоставления земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован положениями статьи 30.2 Земельного кодекса.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 30.2 Земельного кодекса земельные участки для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, которое включает в себя подготовку документации по планировке территории, выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществление жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду без предварительного согласования места размещения объекта. Предоставление в аренду земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства осуществляется на аукционе в порядке, установленном статьей 38.2 настоящего Кодекса.
Согласно статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
В случае, если по инициативе правообладателей земельных участков осуществляются разделение земельного участка на несколько земельных участков, объединение земельных участков в один земельный участок, изменение общей границы земельных участков, подготовка документации по планировке территории не требуется. При этом размеры образованных земельных участков не должны превышать предусмотренные градостроительным регламентом максимальные размеры земельных участков и не должны быть меньше предусмотренных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков. Обязательным условием разделения земельного участка на несколько земельных участков является наличие подъездов, подходов к каждому образованному земельному участку. Объединение земельных участков в один земельный участок допускается только при условии, если образованный земельный участок будет находиться в границах одной территориальной зоны.
Частью 8.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если в отношении земельного участка заключен договор аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства либо договор о развитии застроенной территории, подготовка документации по планировке территории в границах таких земельного участка или территории осуществляется лицами, с которыми заключены соответствующие договоры.
К земельным отношениям при разделе земельного участка, предоставленного для комплексного освоения в целях жилищного строительства, где стороной является лицо, у которого земельный участок находится в собственности, применяются вышеуказанные нормы по аналогии.
Руководствуясь названными положениями, суд первой инстанции пришел к выводу, что подготовка документации по планировке территории, применительно к процедуре раздела земельного участка по инициативе его правообладателей, не требуется, как и предоставление заявителями в регистрирующий орган каких-либо письменных обязательств.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции в указанной части.
Из совокупного толкования статей 30.2 и 38.2 Земельного кодекса следует, что комплексное освоение земельных участков в целях жилищного строительства - это совокупность процедур, специально предусмотренных для освоения сравнительно больших площадей земли и строительства на них нескольких объектов капитального строительства.
Условия комплексного освоения земельного участка требуют от лица, его осуществляющего, проведения на основании документов планировки территории работ по размежеванию территории в границах земельного участка, в том числе работ по образованию земельных участков.
Образование новых земельных участков в составе процедур комплексного освоения заключается в разделе земельного участка, предоставленного для комплексного освоения. При образовании земельных участков следует руководствоваться нормами главы I.1 Земельного кодекса.
Принимая во внимание, что спорный земельный участок предназначен для комплексного освоения в целях жилищного строительства, а публичные интересы в сфере градостроительной деятельности обеспечивают интересы всех иных владельцев разделенного земельного участка, а также сохранение мест общего пользования, в данном случае допустимо применение земельного законодательства, регулирующего сходные отношения (аналогия закона), как меры, направленной на исключение пробелов в правовом регулировании и, в конечном итоге, - на защиту интересов участников соответствующих правоотношений.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции с учетом положений части 5 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации пришел к обоснованному выводу о том, что необходимым условием для осуществления раздела земельного участка с разрешенным видом использования "для комплексного освоения в целях жилищного строительства" является установление факта соответствия произведенного раздела проекту межевания территории.
Инициатива изготовления проекта межевания территории в границах земельного участка, принадлежащего лицу на праве собственности, то есть планируемые варианты его использования, в силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации отнесена к полномочиям собственника, в связи с чем суд первой инстанции правильно указал, что требование регистратора о необходимости представления проекта межевания территории, утвержденного в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, в данном случае является правомерным.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований и оснований для отмены его решения у суда апелляционной инстанции не имелось.
При таких данных постановление апелляционной инстанции подлежит отмене на основании статьи 288 АПК РФ, как принятое с неправильным применением норм материального права, а решение суда первой инстанции - оставлению без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2015 по делу N А72-13580/2014 отменить, решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17.02.2015 оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и срок, предусмотренном статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА
Судьи
В.А.ПЕТРУШКИН
В.А.КАРПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 21.07.2015 N Ф06-25645/2015 ПО ДЕЛУ N А72-13580/2014
Требование: О признании незаконными отказов в государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок, права собственности на земельные участки, образованные в результате раздела вышеуказанного земельного участка, об обязании провести государственную регистрацию.Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: Отказы мотивированы непредставлением обществом документов, необходимых для проведения государственной регистрации прав.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июля 2015 г. N Ф06-25645/2015
Дело N А72-13580/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Петрушкина В.А., Карповой В.А.,
при участии представителей:
заявителя - Осиповой Е.В., доверенность от 25.08.2014,
заинтересованного лица - Елисеевой Л.В., доверенность от 12.01.2015 N 14,
третьего лица (прокуратуры Ульяновской области) - Гумеровой Г.Р., удостоверение N 147254,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле - извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2015 (председательствующий судья Бажан П.В., судьи Рогалева Е.М., Кувшинов В.Е.)
по делу N А72-13580/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Простор", (ИНН 6319174027), г. Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, г. Ульяновск, с участием третьих лиц: Правительства Ульяновской области, г. Ульяновск, муниципального учреждения администрации муниципального образования "Мирновское сельское поселение" Чердаклинского района Ульяновской области, поселок Мирный Чердаклинского района Ульяновской области, общества с ограниченной ответственностью "Аметист", г. Саратов, общества с ограниченной ответственностью "Возрождение", г. Ульяновск, общества с ограниченной ответственностью "Скиф", г. Самара, Прокуратуры Ульяновской области, г. Ульяновск, о признании незаконными отказов, об обязании,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Простор" (далее - ООО "Простор", заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (далее - Управление Росреестра по Ульяновской области, Управление), с привлечением в качестве третьих лиц Правительства Ульяновской области, Муниципального учреждения администрации муниципального образования "Мирновское сельское поселение" Чердаклинского района Ульяновской области, общества с ограниченной ответственностью "Аметист", общества с ограниченной ответственностью "Возрождение", общества с ограниченной ответственностью "Скиф", при участии Прокуратуры Ульяновской области, в котором просило признать незаконным:
Отказ Управления в государственной регистрации прекращения права на земельный участок с кадастровым номером 73:21:030701:105, содержащийся в сообщении от 03.07.2014 N 07/109/2014-206, и обязать Управление осуществить государственную регистрацию прекращения права на земельный участок с кадастровым номером 73:21:030701:105 в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Отказ Управления в государственной регистрации права собственности, прочие ограничения (обременения) на земельный участок с кадастровым номером 73:21:030701:4788, содержащийся в сообщении от 03.07.2014 N 07/109/2014-208, 864, и обязать Управление осуществить государственную регистрацию права собственности ООО "Простор" на земельный участок с кадастровым номером 73:21:030701:4788 в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Отказ Управления в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 73:21:030701:4789, содержащийся в сообщении от 03.07.2014 N 07/109/2014-210, и обязать Управление осуществить государственную регистрацию права собственности ООО "Простор" на земельный участок с кадастровым номером 73:21:030701:4789 в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Отказ Управления в государственной регистрации права собственности, прочие ограничения (обременения) на земельный участок с кадастровым номером 73:21:030701:4790, содержащийся в сообщении от 03.07.2014 N 07/109/2014-211, 869, 865, 866, 868, 867, и обязать Управление осуществить государственную регистрацию права собственности ООО "Простор" на земельный участок с кадастровым номером 73:21:030701:4790 в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Отказ Управления в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 73:21:030701:4791, содержащийся в сообщении от 03.07.2014 N 07/109/2014-212, и обязать Управление осуществить государственную регистрацию права собственности ООО "Простор" на земельный участок с кадастровым номером 73:21:030701:4791 в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Отказ Управления в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 73:21:030701:4792, содержащийся в сообщении от 03.07.2014 N 07/109/2014-213, и обязать Управление осуществить государственную регистрацию права собственности ООО "Простор" на земельный участок с кадастровым номером 73:21:030701:4792 в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Отказ Управления в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 73:21:030701:4793, содержащийся в сообщении от 03.07.2014 N 07/109/2014-214, и обязать Управление осуществить государственную регистрацию права собственности ООО "Простор" на земельный участок с кадастровым номером 73:21:030701:4793 в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 17.02.2015 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2015 заявленные требования ООО "Простор" удовлетворены.
Управление Росреестра по Ульяновской области обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, мотивируя неправильным применением судом норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представители Управления и прокуратуры Ульяновской области поддержали позицию, изложенную в кассационной жалобе, а представитель заявителя, считая доводы жалобы несостоятельными, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании был объявлен перерыв до 14.07.2015 до 13 часов 45 минут, после окончания которого судебное заседание продолжено в том же составе суда. Информация о перерыве размещена на официальном сайте суда кассационной инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 16.06.2009 общество с ограниченной ответственностью "Монолит" (далее - ООО "Монолит") на основании договора купли-продажи приобрело на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 73:21:030701:66 вид разрешенного использования: земли сельскохозяйственного назначения.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 18.03.2010 N 98-П "О включении земельных участков в границы населенного пункта село Архангельское муниципального образования "Мирновское сельское поселение" Чердаклинского района Ульяновской области земельный участок площадью 9 331 201 кв. м с кадастровым номером 73:21:030701:66, прилегающий к южной границе села Архангельское, включен в границы населенного пункта село Архангельское муниципального образования "Мирновское сельское поселение" Чердаклинского района Ульяновской области и изменен вид разрешенного использования земельных участков с "земель сельскохозяйственного назначения" на вид "для комплексного освоения в целях жилищного строительства".
Согласно выписки из ЕГРЮЛ ООО "Монолит" прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения, правопреемником является ООО "Простор".
Согласно кадастровых паспортов земельных участков из земельного участка с кадастровым номером 73:21:030701:66 путем раздела был образован земельный участок с кадастровым номером 73:21:030701:94, а из земельного участка с кадастровым номером 73:21:030701:94 путем раздела образован земельный участок с кадастровым номером 73:21:030701:105, 23.09.2013 Управление зарегистрировало право собственности на земельный участок с кадастровым номером 73:21:030701:105 за ООО "Простор" с разрешенным видом использования: для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Общество произвело раздел земельного участка с кадастровым номером 73:21:030701:105 на шесть земельных участков: 73:21:030701:4788, 73:21:030701:4789, 73:21:030701:4790, 73:21:030701:4791, 73:21:030701:4792, 73:21:030701:4793, сведения о которых носят временный характер (т. 1 л.д. 48 - 61), и обратилось в Управление с заявлением о прекращении права собственности на земельный участок с кадастровым номером 73:21:030701:105 и государственной регистрацией права собственности на шесть земельных участков образованных в результате раздела вышеуказанного земельного участка.
03.06.2014 Управление приостановило государственную регистрацию, 03.07.2014 отказало в государственной регистрации, в связи с тем, что не представлены документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; и ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный вопрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения общества в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 2 Закона о государственной регистрации отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд.
В силу статьи 13 Закона о государственной регистрации государственная регистрация прав включает правовую экспертизу документов, представленных для государственной регистрации прав, установление отсутствия оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
В соответствии с абзацами 8, 10 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества, а также в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Порядок государственной регистрации прав на земельные участки, образованные при разделе, предусмотрен в статье 22.2 Закона о государственной регистрации. Согласно указанной норме основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, является:
1) решение о разделе или об объединении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков;
2) соглашение о разделе, об объединении, о перераспределении земельных участков или о выделе из земельных участков;
3) иной документ, на основании которого в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами осуществляется образование земельных участков.
Государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе или объединении земельных участков, находящихся в собственности одного лица, осуществляется на основании заявления такого лица (пункт 2 статьи 22.2 Закона о государственной регистрации).
Обязательными приложениями к документам, представляемым в соответствии с пунктами 1 и 2 указанной статьи, являются:
1) правоустанавливающий документ на земельный участок, из которого образованы земельные участки (далее - исходный земельный участок). Представление правоустанавливающего документа не требуется в случае, если право на соответствующий земельный участок ранее было зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке;
2) согласие в письменной форме лиц на образование земельных участков в случае, если необходимость такого согласия предусмотрена Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 3 статьи 22.2 Закона о государственной регистрации).
Государственная регистрация прав осуществляется одновременно в отношении всех земельных участков, образуемых при разделе, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков (пункт 4 статьи 22.2 Закона о государственной регистрации).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельного кодекса) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков. Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Законом о государственной регистрации.
В пункте 5 статьи 11.4 Земельного кодекса установлено, что раздел земельного участка, предоставленного для комплексного освоения в целях жилищного строительства, осуществляется лицом, с которым заключен договор аренды земельного участка для комплексного освоения в целях жилищного строительства, в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.
Порядок предоставления земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован положениями статьи 30.2 Земельного кодекса.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 30.2 Земельного кодекса земельные участки для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, которое включает в себя подготовку документации по планировке территории, выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществление жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду без предварительного согласования места размещения объекта. Предоставление в аренду земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства осуществляется на аукционе в порядке, установленном статьей 38.2 настоящего Кодекса.
Согласно статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
В случае, если по инициативе правообладателей земельных участков осуществляются разделение земельного участка на несколько земельных участков, объединение земельных участков в один земельный участок, изменение общей границы земельных участков, подготовка документации по планировке территории не требуется. При этом размеры образованных земельных участков не должны превышать предусмотренные градостроительным регламентом максимальные размеры земельных участков и не должны быть меньше предусмотренных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков. Обязательным условием разделения земельного участка на несколько земельных участков является наличие подъездов, подходов к каждому образованному земельному участку. Объединение земельных участков в один земельный участок допускается только при условии, если образованный земельный участок будет находиться в границах одной территориальной зоны.
Частью 8.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если в отношении земельного участка заключен договор аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства либо договор о развитии застроенной территории, подготовка документации по планировке территории в границах таких земельного участка или территории осуществляется лицами, с которыми заключены соответствующие договоры.
К земельным отношениям при разделе земельного участка, предоставленного для комплексного освоения в целях жилищного строительства, где стороной является лицо, у которого земельный участок находится в собственности, применяются вышеуказанные нормы по аналогии.
Руководствуясь названными положениями, суд первой инстанции пришел к выводу, что подготовка документации по планировке территории, применительно к процедуре раздела земельного участка по инициативе его правообладателей, не требуется, как и предоставление заявителями в регистрирующий орган каких-либо письменных обязательств.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции в указанной части.
Из совокупного толкования статей 30.2 и 38.2 Земельного кодекса следует, что комплексное освоение земельных участков в целях жилищного строительства - это совокупность процедур, специально предусмотренных для освоения сравнительно больших площадей земли и строительства на них нескольких объектов капитального строительства.
Условия комплексного освоения земельного участка требуют от лица, его осуществляющего, проведения на основании документов планировки территории работ по размежеванию территории в границах земельного участка, в том числе работ по образованию земельных участков.
Образование новых земельных участков в составе процедур комплексного освоения заключается в разделе земельного участка, предоставленного для комплексного освоения. При образовании земельных участков следует руководствоваться нормами главы I.1 Земельного кодекса.
Принимая во внимание, что спорный земельный участок предназначен для комплексного освоения в целях жилищного строительства, а публичные интересы в сфере градостроительной деятельности обеспечивают интересы всех иных владельцев разделенного земельного участка, а также сохранение мест общего пользования, в данном случае допустимо применение земельного законодательства, регулирующего сходные отношения (аналогия закона), как меры, направленной на исключение пробелов в правовом регулировании и, в конечном итоге, - на защиту интересов участников соответствующих правоотношений.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции с учетом положений части 5 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации пришел к обоснованному выводу о том, что необходимым условием для осуществления раздела земельного участка с разрешенным видом использования "для комплексного освоения в целях жилищного строительства" является установление факта соответствия произведенного раздела проекту межевания территории.
Инициатива изготовления проекта межевания территории в границах земельного участка, принадлежащего лицу на праве собственности, то есть планируемые варианты его использования, в силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации отнесена к полномочиям собственника, в связи с чем суд первой инстанции правильно указал, что требование регистратора о необходимости представления проекта межевания территории, утвержденного в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, в данном случае является правомерным.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований и оснований для отмены его решения у суда апелляционной инстанции не имелось.
При таких данных постановление апелляционной инстанции подлежит отмене на основании статьи 288 АПК РФ, как принятое с неправильным применением норм материального права, а решение суда первой инстанции - оставлению без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2015 по делу N А72-13580/2014 отменить, решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17.02.2015 оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и срок, предусмотренном статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА
Судьи
В.А.ПЕТРУШКИН
В.А.КАРПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)