Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Гомзяков А.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Пономаревой Т.А.,
судей Тумашевич Н.С., Осиповой Е.А.,
при секретаре Д.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ООО "РОСТ" на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 6 декабря 2013 года, которым удовлетворен иск Выборгского городского прокурора Ленинградской области к ООО "РОСТ" об обязании ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Осиповой Е.А., объяснения представителя ООО "РОСТ" Ч., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения процессуального истца - представителя Ленинградской областной прокуратуры Гавриловой Е.В., возражения представителя третьего лица Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Я., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Выборгский городской прокурор Ленинградской области, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Выборгский городской суд Ленинградской области с иском к ООО "РОСТ" об обязании ответчика провести мероприятия по очистке земель лесного фонда от захламления путем вывоза бытовых отходов незаконно размещенных в квартале 55 выдела 16 Выборгского участкового лесничества Северо-Западного лесничества - филиала Ленинградского областного государственного казенного учреждения "Управление лесами Ленинградской области" на земельном участке лесного фонда после поворота налево в лесополосу с Приморского шоссе в 1700 метрах от информационной вывески "Внимание! Свалка мусора запрещена" и далее по грунтовой дороге, находящемся в границах территории муниципального образования "Город Выборг" Выборгского района Ленинградской области, площадью 60 кв. м и площадью 100 кв. м, специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с отходами, на санкционированный полигон твердых бытовых отходов.
В обоснование заявленных требований указано, что Выборгской городской прокуратурой совместно с представителями комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области, Северо-Западного лесничества - филиала Ленинградского областного государственного казенного учреждения "Управление лесами Ленинградской области" (далее Северо-Западное лесничество филиал ЛОГКУ "Ленобллес") проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства на территории Выборгского муниципального района Ленинградской области.
В ходе проведенной проверки установлено, что в квартале 55 выдела 16 Выборгского участкового лесничества Северо-Западного лесничества - филиала ЛОГКУ "Ленобллес" на земельном участке лесного фонда после поворота налево в лесополосу с Приморского шоссе в 1700 метрах от информационной вывески "Внимание! Свалка мусора запрещена" и далее по грунтовой дороге, находящемся в границах территории муниципального образования "Город Выборг" Выборгского района Ленинградской области, расположена несанкционированная свалка отходов производства и потребления, площадью 60 кв. м и площадью 100 кв. м.
Собственник данных отходов установлен не был, однако их размещение на не оборудованной для этих целей территории, не исключает возможности загрязнения почвы и подземных грунтовых вод.
Между тем, арендатором вышеуказанного земельного участка является ООО "РОСТ" на основании договора N от <...>, заключенного между ответчиком и Комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области, сроком до <...>, в связи с чем именно на данной организации лежит обязанность по поддержанию надлежащего состояния участка лесного фонда, а также проведению работ по предупреждению и устранению его загрязнения и захламления.
С учетом изложенного, ссылаясь на положения ст. 42 Конституции РФ, ст. ст. 309, 310, 616 Гражданского кодекса РФ, ст. ст. 4, 11, 55 Лесного кодекса РФ, ст. ст. 13, 42 Земельного кодекса РФ, ст. ст. 11, 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 14 Областного закона от 04.03.2010 N 7-ОЗ "Об обращении с отходами в Ленинградской области", п. 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 N Об обращении с отходами в Ленинградской области", а также п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 "Ресурсоснабжение. Обращение с отходами, термины и определения", прокурор указывал, что ненадлежащее исполнение ответчиком обязанностей возложенных на него как вышеприведенными нормативно-правовыми актами, так и договором аренды, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду (л.д. 2 - 6).
В судебном заседании представитель Выборгской городской прокуратуры Шаркова О.А. исковые требования поддерживал.
Представитель ответчика ООО "РОСТ" просила в иске отказать.
6 декабря 2013 года Выборгским городским судом Ленинградской области постановлено решение, которым иск Выборгского городского прокурора удовлетворен. На ООО "РОСТ", в лице его руководителя, возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по очистке земель лесного фонда, находящегося у ООО "РОСТ" на праве аренды, от захламления путем вывоза ТБО, незаконно размещенных на территории земель лесного фонда в квартале N 55 (выдел N 16) Выборгского участкового лесничества Северо-Западного лесничества филиала ЛОГКУ "Ленобллес" специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с ТБО, на санкционированный полигон ТБО. Кроме того, с ответчика в бюджет муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 рублей (л.д. 84 - 92).
Не согласившись с законностью и обоснованностью постановленного решения, представитель ООО "РОСТ" подала апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В качестве оснований для отмены постановленного решения, представитель ответчика ссылается на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении суда первой инстанции, обстоятельствам дела, а также на нарушение норм материального права, имея в виду применение закона не подлежащего применению и неприменение закона подлежащего применению.
Податель жалобы указывает, что суд первой инстанции не учел, что бытовые отходы появились не в результате деятельности юридического лица, а были брошены в лесу неустановленными лицами, осуществляющими пользование лесами. Поскольку Лесным кодексом РФ предусмотрен свободный доступ граждан в леса, ответчик не имеет законных оснований огородить арендованный лесной участок.
Кроме того, договором аренды не предусмотрена обязанность арендатора ООО "РОСТ" собирать и вывозить бытовые отходы и мусор с арендуемой территории, однако предусмотрено условие об освобождении ответчика от ответственности за причинение вреда лесному участку действиями третьих лиц. При этом арендатор обязан осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия на предоставленной ему территории исключительно на основании проекта освоения лесов. В свою очередь обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на всей территории муниципального образования, лежит на органах местного самоуправления. С учетом изложенного податель жалобы приходит к выводу, что ООО "РОСТ" является ненадлежащим ответчиком по заявленному иску.
Одновременно представитель ответчика обращает внимание на то, что положения ч. 9 ст. 14 Областного закона "Об обращении с отходами в Ленинградской области" не могут быть применены при разрешении настоящего дела, поскольку противоречат требованиям Гражданского кодекса РФ, а также ч. 4 ст. 4 ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В остальной части доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление, представленных в суде первой инстанции, а также объяснениям представителя ответчика данным в ходе рассмотрения дела по существу (л.д. 149 - 157).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Статья 42 Конституции РФ гарантирует право каждому на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", части 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
В соответствии с п. п. 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 года N 4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы.
Из материалов дела следует, что <...> между Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области и ООО "РОСТ" был заключен договор аренды N лесного участка с целью заготовки древесины, площадью 24750 га, расположенного в Ленинградской области, Выборгском районе, Северо-Западном лесничестве, Выборгском участковом лесничестве в границах кварталов N N 1-175, Вещевском участковом лесничестве в границах кварталов N N 1-7, 13, 14, 19-22, 26-33, 39-47, 52-58, 67-72, 79-83, 89-91. Срок действия настоящего договора установлен с момента государственной регистрации и до <...> (л.д. 21 - 28).
Согласно подпунктам "з" и "и" пункта 15 вышеуказанного договора, арендатор обязан в соответствии со ст. 13 Земельного кодекса РФ проводить мероприятия по защите лесного участка от загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в пределах разрабатываемого участка, а также осуществлять работы по обеспечению пожарной и санитарной безопасности.
В ходе проверки соблюдения требований природоохранного законодательства на территории Выборгского муниципального района Ленинградской области, проведенной Выборгской городской прокуратурой, установлено, что на вышеуказанной территории, в квартале 55 выдела 16 Выборгского участкового лесничества Северо-Западного лесничества - филиала ЛОГКУ "Ленобллес", на земельном участке лесного фонда после поворота налево в лесополосу с Приморского шоссе в 1700 метрах от информационной вывески "Внимание! Свалка мусора запрещена" и далее по грунтовой дороге, находящемся в границах территории муниципального образования "Город Выборг" Выборгского района Ленинградской области, расположена несанкционированная свалка отходов производства и потребления, площадью 60 кв. м и площадью 100 кв. м.
Факты загрязнения и захламления лесов бытовым и строительном мусором, а также наличия соответствующих отходов также нашли свое отражение в акте о нарушении лесного законодательства и акте обследования территории от 02 сентября 2013 года (л.д. 16 - 17).
Между тем, положение статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по: сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения и захламления земель.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий (статья 42 ЗК РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 55 Лесного кодекса Российской Федерации, подпунктом "г" пункта 2 и пунктом 4 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414, на лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов. Согласно положениям п. 28 указанных Правил санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Статья 616 ГК РФ обязывает арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Таким образом, обязанность арендатора по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий на арендуемом лесном участке установлена как законом, так и иными правовыми актами.
Установленные судом обстоятельства, в том числе выявленные в ходе прокурорской проверки, обоснованно положены в основу решения суда об удовлетворении иска, направленного на защиту прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, и обязании именно ООО "РОСТ", как арендатора лесного участка, на котором размещена несанкционированная свалка ТБО, устранить нарушения.
Необоснованными являются доводы ответчика о наличии обязанности по сбору и вывозу мусора на арендуемом им участке у органов местного самоуправления, поскольку обязанность арендатора участка лесного фонда проводить очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия прямо предусмотрена нормами специального законодательства, регулирующего правоотношения по использованию лесов.
Ссылка представителя ответчика на противоречия, содержащиеся в ч. 9 ст. 14 Областного закона "Об обращении с отходами в Ленинградской области" с одной стороны, и положениями Гражданского кодекса РФ и ч. 4 ст. 4 ФЗ "Об отходах производства и потребления" с другой, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции при рассмотрении заявленного спора правильно установил юридически значимые для дела обстоятельства, произвел полную и всестороннюю оценку представленных сторонами доказательств по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, применил нормы материального права, подлежащие применению к возникшим правоотношениям, и постановил законное и обоснованное решение при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Между тем, судебная коллегия отмечает, что основания для возложения обязанности по ликвидации свалки непосредственно на руководителя ООО "РОСТ" отсутствуют, в связи с чем в данной части решение суда подлежит изменению.
В остальном доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную его представителем в суде первой инстанции, тщательно исследованную и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ч. 2 ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 06 декабря 2013 года изменить, изложив абзац второй резолютивной части решения суда в следующей редакции:
Обязать ООО "РОСТ" в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по очистке земель лесного фонда, находящегося у ООО "РОСТ" на праве аренды, от захламления путем вывоза ТБО, незаконно размещенных на территории земель лесного фонда в квартале N 55 (выдел N 16) Выборгского участкового лесничества Северо-Западного лесничества филиала ЛОГКУ "Ленобллес" специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с ТБО, на санкционированный полигон ТБО.
В остальной части решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 06 декабря 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества ООО "РОСТ" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 06.02.2014 N 33-586/2014
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 февраля 2014 г. N 33-586/2014
Судья Гомзяков А.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Пономаревой Т.А.,
судей Тумашевич Н.С., Осиповой Е.А.,
при секретаре Д.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ООО "РОСТ" на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 6 декабря 2013 года, которым удовлетворен иск Выборгского городского прокурора Ленинградской области к ООО "РОСТ" об обязании ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Осиповой Е.А., объяснения представителя ООО "РОСТ" Ч., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения процессуального истца - представителя Ленинградской областной прокуратуры Гавриловой Е.В., возражения представителя третьего лица Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Я., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Выборгский городской прокурор Ленинградской области, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Выборгский городской суд Ленинградской области с иском к ООО "РОСТ" об обязании ответчика провести мероприятия по очистке земель лесного фонда от захламления путем вывоза бытовых отходов незаконно размещенных в квартале 55 выдела 16 Выборгского участкового лесничества Северо-Западного лесничества - филиала Ленинградского областного государственного казенного учреждения "Управление лесами Ленинградской области" на земельном участке лесного фонда после поворота налево в лесополосу с Приморского шоссе в 1700 метрах от информационной вывески "Внимание! Свалка мусора запрещена" и далее по грунтовой дороге, находящемся в границах территории муниципального образования "Город Выборг" Выборгского района Ленинградской области, площадью 60 кв. м и площадью 100 кв. м, специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с отходами, на санкционированный полигон твердых бытовых отходов.
В обоснование заявленных требований указано, что Выборгской городской прокуратурой совместно с представителями комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области, Северо-Западного лесничества - филиала Ленинградского областного государственного казенного учреждения "Управление лесами Ленинградской области" (далее Северо-Западное лесничество филиал ЛОГКУ "Ленобллес") проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства на территории Выборгского муниципального района Ленинградской области.
В ходе проведенной проверки установлено, что в квартале 55 выдела 16 Выборгского участкового лесничества Северо-Западного лесничества - филиала ЛОГКУ "Ленобллес" на земельном участке лесного фонда после поворота налево в лесополосу с Приморского шоссе в 1700 метрах от информационной вывески "Внимание! Свалка мусора запрещена" и далее по грунтовой дороге, находящемся в границах территории муниципального образования "Город Выборг" Выборгского района Ленинградской области, расположена несанкционированная свалка отходов производства и потребления, площадью 60 кв. м и площадью 100 кв. м.
Собственник данных отходов установлен не был, однако их размещение на не оборудованной для этих целей территории, не исключает возможности загрязнения почвы и подземных грунтовых вод.
Между тем, арендатором вышеуказанного земельного участка является ООО "РОСТ" на основании договора N от <...>, заключенного между ответчиком и Комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области, сроком до <...>, в связи с чем именно на данной организации лежит обязанность по поддержанию надлежащего состояния участка лесного фонда, а также проведению работ по предупреждению и устранению его загрязнения и захламления.
С учетом изложенного, ссылаясь на положения ст. 42 Конституции РФ, ст. ст. 309, 310, 616 Гражданского кодекса РФ, ст. ст. 4, 11, 55 Лесного кодекса РФ, ст. ст. 13, 42 Земельного кодекса РФ, ст. ст. 11, 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 14 Областного закона от 04.03.2010 N 7-ОЗ "Об обращении с отходами в Ленинградской области", п. 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 N Об обращении с отходами в Ленинградской области", а также п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 "Ресурсоснабжение. Обращение с отходами, термины и определения", прокурор указывал, что ненадлежащее исполнение ответчиком обязанностей возложенных на него как вышеприведенными нормативно-правовыми актами, так и договором аренды, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду (л.д. 2 - 6).
В судебном заседании представитель Выборгской городской прокуратуры Шаркова О.А. исковые требования поддерживал.
Представитель ответчика ООО "РОСТ" просила в иске отказать.
6 декабря 2013 года Выборгским городским судом Ленинградской области постановлено решение, которым иск Выборгского городского прокурора удовлетворен. На ООО "РОСТ", в лице его руководителя, возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по очистке земель лесного фонда, находящегося у ООО "РОСТ" на праве аренды, от захламления путем вывоза ТБО, незаконно размещенных на территории земель лесного фонда в квартале N 55 (выдел N 16) Выборгского участкового лесничества Северо-Западного лесничества филиала ЛОГКУ "Ленобллес" специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с ТБО, на санкционированный полигон ТБО. Кроме того, с ответчика в бюджет муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 рублей (л.д. 84 - 92).
Не согласившись с законностью и обоснованностью постановленного решения, представитель ООО "РОСТ" подала апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В качестве оснований для отмены постановленного решения, представитель ответчика ссылается на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении суда первой инстанции, обстоятельствам дела, а также на нарушение норм материального права, имея в виду применение закона не подлежащего применению и неприменение закона подлежащего применению.
Податель жалобы указывает, что суд первой инстанции не учел, что бытовые отходы появились не в результате деятельности юридического лица, а были брошены в лесу неустановленными лицами, осуществляющими пользование лесами. Поскольку Лесным кодексом РФ предусмотрен свободный доступ граждан в леса, ответчик не имеет законных оснований огородить арендованный лесной участок.
Кроме того, договором аренды не предусмотрена обязанность арендатора ООО "РОСТ" собирать и вывозить бытовые отходы и мусор с арендуемой территории, однако предусмотрено условие об освобождении ответчика от ответственности за причинение вреда лесному участку действиями третьих лиц. При этом арендатор обязан осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия на предоставленной ему территории исключительно на основании проекта освоения лесов. В свою очередь обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на всей территории муниципального образования, лежит на органах местного самоуправления. С учетом изложенного податель жалобы приходит к выводу, что ООО "РОСТ" является ненадлежащим ответчиком по заявленному иску.
Одновременно представитель ответчика обращает внимание на то, что положения ч. 9 ст. 14 Областного закона "Об обращении с отходами в Ленинградской области" не могут быть применены при разрешении настоящего дела, поскольку противоречат требованиям Гражданского кодекса РФ, а также ч. 4 ст. 4 ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В остальной части доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление, представленных в суде первой инстанции, а также объяснениям представителя ответчика данным в ходе рассмотрения дела по существу (л.д. 149 - 157).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Статья 42 Конституции РФ гарантирует право каждому на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", части 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
В соответствии с п. п. 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 года N 4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы.
Из материалов дела следует, что <...> между Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области и ООО "РОСТ" был заключен договор аренды N лесного участка с целью заготовки древесины, площадью 24750 га, расположенного в Ленинградской области, Выборгском районе, Северо-Западном лесничестве, Выборгском участковом лесничестве в границах кварталов N N 1-175, Вещевском участковом лесничестве в границах кварталов N N 1-7, 13, 14, 19-22, 26-33, 39-47, 52-58, 67-72, 79-83, 89-91. Срок действия настоящего договора установлен с момента государственной регистрации и до <...> (л.д. 21 - 28).
Согласно подпунктам "з" и "и" пункта 15 вышеуказанного договора, арендатор обязан в соответствии со ст. 13 Земельного кодекса РФ проводить мероприятия по защите лесного участка от загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в пределах разрабатываемого участка, а также осуществлять работы по обеспечению пожарной и санитарной безопасности.
В ходе проверки соблюдения требований природоохранного законодательства на территории Выборгского муниципального района Ленинградской области, проведенной Выборгской городской прокуратурой, установлено, что на вышеуказанной территории, в квартале 55 выдела 16 Выборгского участкового лесничества Северо-Западного лесничества - филиала ЛОГКУ "Ленобллес", на земельном участке лесного фонда после поворота налево в лесополосу с Приморского шоссе в 1700 метрах от информационной вывески "Внимание! Свалка мусора запрещена" и далее по грунтовой дороге, находящемся в границах территории муниципального образования "Город Выборг" Выборгского района Ленинградской области, расположена несанкционированная свалка отходов производства и потребления, площадью 60 кв. м и площадью 100 кв. м.
Факты загрязнения и захламления лесов бытовым и строительном мусором, а также наличия соответствующих отходов также нашли свое отражение в акте о нарушении лесного законодательства и акте обследования территории от 02 сентября 2013 года (л.д. 16 - 17).
Между тем, положение статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по: сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения и захламления земель.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий (статья 42 ЗК РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 55 Лесного кодекса Российской Федерации, подпунктом "г" пункта 2 и пунктом 4 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414, на лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов. Согласно положениям п. 28 указанных Правил санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Статья 616 ГК РФ обязывает арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Таким образом, обязанность арендатора по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий на арендуемом лесном участке установлена как законом, так и иными правовыми актами.
Установленные судом обстоятельства, в том числе выявленные в ходе прокурорской проверки, обоснованно положены в основу решения суда об удовлетворении иска, направленного на защиту прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, и обязании именно ООО "РОСТ", как арендатора лесного участка, на котором размещена несанкционированная свалка ТБО, устранить нарушения.
Необоснованными являются доводы ответчика о наличии обязанности по сбору и вывозу мусора на арендуемом им участке у органов местного самоуправления, поскольку обязанность арендатора участка лесного фонда проводить очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия прямо предусмотрена нормами специального законодательства, регулирующего правоотношения по использованию лесов.
Ссылка представителя ответчика на противоречия, содержащиеся в ч. 9 ст. 14 Областного закона "Об обращении с отходами в Ленинградской области" с одной стороны, и положениями Гражданского кодекса РФ и ч. 4 ст. 4 ФЗ "Об отходах производства и потребления" с другой, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции при рассмотрении заявленного спора правильно установил юридически значимые для дела обстоятельства, произвел полную и всестороннюю оценку представленных сторонами доказательств по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, применил нормы материального права, подлежащие применению к возникшим правоотношениям, и постановил законное и обоснованное решение при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Между тем, судебная коллегия отмечает, что основания для возложения обязанности по ликвидации свалки непосредственно на руководителя ООО "РОСТ" отсутствуют, в связи с чем в данной части решение суда подлежит изменению.
В остальном доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную его представителем в суде первой инстанции, тщательно исследованную и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ч. 2 ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 06 декабря 2013 года изменить, изложив абзац второй резолютивной части решения суда в следующей редакции:
Обязать ООО "РОСТ" в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по очистке земель лесного фонда, находящегося у ООО "РОСТ" на праве аренды, от захламления путем вывоза ТБО, незаконно размещенных на территории земель лесного фонда в квартале N 55 (выдел N 16) Выборгского участкового лесничества Северо-Западного лесничества филиала ЛОГКУ "Ленобллес" специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с ТБО, на санкционированный полигон ТБО.
В остальной части решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 06 декабря 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества ООО "РОСТ" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)