Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 октября 2014 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: С.А. Логвиненко
Судей: Я.В. Кондратьевой, Е.О. Никитина
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Престиж": Курбанов В.В., представитель по доверенности от 03.03.2014 N 03/03/14
от Министерства имущественных отношений Хабаровского края: Шуйская Т.С., представитель по доверенности от 29.11.2013 N 1-11-14261
от общества с ограниченной ответственностью "Тимару Эссетс": Коваленко В.В., представитель по доверенности от 14.01.2014 N 02/14
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Престиж", Министерства имущественных отношений Хабаровского края
на решение от 23.05.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2014
по делу N А73-2960/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья И.М. Луговая, в апелляционной инстанции - судьи: Е.Г. Харьковская, Е.В. Вертопрахова, Е.И. Сапрыкина
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Престиж"
к Министерству имущественных отношений Хабаровского края
о признании незаконным решения от 24.01.2014 N 1-11-600 об отказе в выборе земельного участка
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Тимару Эссетс"
общество с ограниченной ответственностью "Престиж" (ОГРН 1132722002467, ИНН 2725120718, далее - общество, ООО "Престиж") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Хабаровского края (далее - министерство) от 24.01.2014 N 1-11-600 об отказе в выборе земельного участка площадью 10 501 кв. м для размещения здания склада в Железнодорожном районе по местоположению относительно ориентира, расположенного за пределами участка (ориентир - нежилое здание; земельный участок расположен примерно в 168,4 м от ориентира по направлению на восток; почтовый адрес ориентира: г. Хабаровск, проезд Воронежский, д. 12), а также об обязании министерства устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества путем проведения торгов (конкурс, аукцион) по продаже права на заключение договора аренды названного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Тимару Эссетс" (далее - ООО "Тимару Эссетс").
Решением суда от 23.05.2014, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2014, в удовлетворении заявленных ООО "Престиж" требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебным решением и постановлением, ООО "Престиж" и министерство, обжаловали их в Арбитражный суд Дальневосточного округа.
ООО "Престиж" в кассационной жалобе, а его представитель в судебном заседании кассационной инстанции настаивают на незаконности обжалуемых судебных актов, просят отменить их и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы приводят доводы о несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Министерство, по существу соглашаясь с постановлением апелляционного суда, просит изменить содержание мотивировочной части решения суда, исключив вывод об ошибочности своей позиции в отношении заявления ООО "Престиж" от 03.10.2013 и необходимости осуществления процедуры проведения торгов на право заключения договора аренды. Представитель министерства в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе, дала по ним пояснения.
Представитель ООО "Тимару Эссетс" в судебном заседании отклоняет доводы кассационной жалобы ООО "Престиж", высказывается против отмены решения суда от 23.05.2014, постановления от 23.07.2014.
Лица, участвующие в деле, отзывы на кассационные жалобы не представили.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, заслушав в заседании суда пояснения представителей участвующих в деле лиц, проверив правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражными судами, Министерством строительства Хабаровского края (далее - министерство строительства) 28.02.2012 за вх. N 6160/03 зарегистрировано заявление ООО "Тимару Эссетс" на организацию работ по формированию земельного участка для капитального строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
11.03.2012 министерство строительства направило в адрес мэра г. Хабаровска письмо об организации выбора земельного участка в соответствии с порядком организации таких работ, установленном постановлением Правительства Хабаровского края от 28.04.2007 N 85-пр "Об организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемыми для целей, связанных со строительством, на территории городского округа "Город Хабаровск".
По результатам рассмотрения указанного письма Департамент архитектуры, строительства и землепользования Администрации г. Хабаровска (далее - департамент) уведомил министерство строительства о подготовке проекта постановления о разрешении выбора земельного участка заинтересованному лицу.
Постановлением Администрации г. Хабаровска от 18.04.2012 N 1483 ООО "Тимару Эссетс" разрешен выбор земельного участка.
Между тем, в связи с переходом с 01.09.2012 полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемыми для целей связанных со строительством на территории города Хабаровска к Министерству имущественных отношений Хабаровского края, 31.08.2012 заявление ООО "Тимару Эссетс" передано вместе с имеющимися материалами для рассмотрения министерству.
Распоряжением департамента от 26.09.2013 N 391-ра утверждена схема расположения земельного участка.
В целях соблюдения положений статей 30 - 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) Администрация города Хабаровска в приложении к газете "Хабаровские вести" от 27.09.2013 N 150-151 (2757-2758) опубликовала информацию для населения о возможном предоставлении земельного участка площадью 10 501,0 кв. м для размещения здания склада в Железнодорожном районе по местоположению: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка; ориентир - нежилое здание. Участок находится примерно в 168,4 м от ориентира по направлению на восток, почтовый адрес ориентира: Хабаровский край, г. Хабаровск, проезд Воронежский, 12 (заявление от 15.03.2012 N 1753).
В ответ на данную публикацию ООО "Престиж" обратилось с заявлением в министерство, в котором просило о предоставлении ему в соответствии с публикацией в газете Хабаровские вести N 150-151 от 27.09.2013 земельного участка площадью 10 501,0 кв. м для размещения здания склада в Железнодорожном районе по местоположению: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир - нежилое здание. Участок находится примерно в 168,4 м от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: Хабаровский край, г. Хабаровск, проезд Воронежский, 12 (заявление от 15.03.2012 N 1753). К заявлению приложена газета Хабаровские вести N 150-151 от 27.09.2013. Указанное заявление зарегистрировано министерством за вх. N 20238 от 03.10.2013.
17.10.2013 в министерство обратилось ООО "Тимару Эссетс" с заявлением об утверждении акта выбора земельного участка.
28.10.2013 министерством направлен запрос в департамент о предоставлении сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД). Запрашиваемые сведения поступили в министерство 13.12.2013.
Письмом от 24.01.2014 N 1-11-600 министерство сообщило ООО "Престиж" о подготовке распоряжения об утверждении акта выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта на испрашиваемом им земельном участке в Железнодорожном районе г. Хабаровска, ввиду чего отсутствуют основания для удовлетворения заявления ООО "Престиж" N 20238.
Полагая решение министерства об отказе в удовлетворении своего заявления незаконным, нарушающим его права на осуществление выбора земельного участка, ООО "Престиж" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства.
Отказывая в удовлетворении требований ООО "Престиж", арбитражный суд первой инстанции признал решение министерства, изложенное в письме от 24.01.2014 N 1-11-600, законным и не нарушающим прав ООО "Престиж". Судебный акт мотивирован тем, что ООО "Престиж" с заявлением об обеспечении акта выбора земельного участка не обращалось, а решение министерства не содержит отказа в согласовании акта выбора спорного земельного участка. При этом, арбитражный суд первой инстанции указал на ошибочность позиции министерства относительно наличия только одного претендента (ООО "Тимару Эссетс") на предоставление конкретного земельного участка.
В ходе апелляционного рассмотрения спора суд согласился с выводами суда первой инстанции по существу, однако сделал вывод о наличии неточностей в решении суда первой инстанции, которые не повлекли принятия неправильного судебного акта. Кроме того, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что у министерства не возникло обязанности рассматривать заявление ООО "Престиж" в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Суд указал, что заявление ООО "Престиж" не соответствовало требованиям Порядка организации работ по распоряжению земельными участками, предоставляемыми для целей, связанных со строительством, на территории городского округа "Город Хабаровск", утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 28.04.2007 N 85-пр (далее - Порядок), а именно: в заявлении ООО "Престиж" отсутствовало указание права предполагаемого использования земельного участка и направлялось в министерство без необходимых документов.
Между тем, принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных ООО "Престиж" требований, арбитражные суды не учли следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и (или) незаконными решений и действии (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установление их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (статья 65 и часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Из материалов дела видно, что формирование спорного земельного участка осуществлялось по процедуре предоставления с предварительным согласованием места размещения объекта.
Порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта урегулирован статьями 30, 31, 32 ЗК РФ.
При этом указанными нормами подробно регламентирована последовательность действий уполномоченного публичного органа, который по заявлению заинтересованного лица:
- - обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра недвижимости и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения соответствующих процедур согласования (пункт 2 статьи 31 ЗК РФ);
- - информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (пункт 3 статьи 31 ЗК РФ);
- - оформляет результаты выбора актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ);
- При этом, необходимо учитывать, что порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Земельным кодексом Российской Федерации не урегулирован.
Как установлено арбитражными судами, обязанность органа местного самоуправления по информированию населения о возможном предоставлении земельного участка исполнена Администрацией города Хабаровска 27.09.2013. При этом содержание данной информации подтверждает то, что указанная информация была адресована неопределенному кругу лиц. На эту информацию последовало обращение заявителя в министерство.
В соответствии с частью 1 статьи 32 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Согласно пункту 6 статьи 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В силу пункта 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Из материалов дела видно и установлено судами, что распоряжением министерства от 27.01.2014 N 333 ООО "Тимару Эссетс" предварительно согласовано место размещения здания склада в Железнодорожном районе г. Хабаровска.
10.02.2014 спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 27:23:0040502:76.
28.02.2014 ООО "Тимару Эссетс" обратилось в министерство с заявлением о предоставлении в аренду указанного земельного участка.
Из материалов дела в отношении спорного земельного участка усматривается заинтересованность двух лиц, следовательно, право на его предоставление подлежит выставлению на торги.
Проанализировав приведенные нормы права в их взаимосвязи с обстоятельствами дела, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что арбитражные суды отклонили требования ООО "Престиж" по формальным признакам со ссылкой на нарушение ООО "Престиж" Порядка при подаче заявления о предоставлении ему земельного участка с вх. N 20238 от 03.10.2013.
Между тем, исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 ЗК РФ стадий и условий выбора земельного участка публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок. На этой стадии заинтересованными лицами может быть подано заявление о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 ЗК РФ, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги. Указанный подход изложен в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10.
Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 ЗК РФ, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Кроме того, из требований статей 30 - 32 ЗК РФ усматривается, что при наличии нескольких претендентов на конкретный земельный участок утверждение акта выбора земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта свидетельствуют о возникновении обременения земельного участка, препятствующего предоставлению такого участка другому лицу, а вопрос о проведении торгов на право заключения договора аренды земельного участка может быть поставлен только до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Вместе с тем, арбитражным судам при разрешении спора следовало дать правовую оценку сроку подачи заявления ООО "Тимару Эссетс" об утверждении акта выбора спорного земельного участка, наличии или отсутствии акта выбора земельного участка и сроку обращения ООО "Престиж" в министерство с заявлением о предоставлении ему данного земельного участка.
С учетом изложенного, при разрешении спора суды не выяснили, имелись ли законные основания для проведения процедуры предоставления земельного участка без проведения торгов; соответствует ли поданное в министерство заявление ООО "Престиж" требованиям, установленным пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ; влечет ли подача такого заявления правовые последствия, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации.
Пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ кассационный суд уполномочен на отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции и направление дела на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемом решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Направление дела на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд обусловлено необходимостью принятия находящегося вне компетенции суда кассационной инстанции комплекса процессуальных мер, направленных на установление дополнительных обстоятельств и оценки представленных доказательств (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
При таких условиях, суд кассационной инстанции считает выводы судов о законности решения министерства и об отсутствии нарушения прав ООО "Престиж" оспариваемым актом органа власти преждевременными, сделанными при неполном исследовании доказательств и обстоятельств по делу.
В этой связи принятые судебные акты не могут быть признаны законными, поэтому подлежат отмене в соответствии с частью 1 статьи 288 АПК РФ и передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, всесторонне и полно установить юридически значимые обстоятельства дела, дать надлежащую правовую оценку имеющимся в деле доказательствам в их совокупности и взаимной связи, исключить неточности в выводах, проверить в полном объеме доводы лиц, участвующих в деле, и при правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права принять законное и обоснованное решение.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за подачу кассационных жалоб судом кассационной инстанции не рассматривается. В силу абзаца 2 части 3 статьи 289 АПК РФ при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается судом, вновь рассматривающим дело.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 23.05.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2014 по делу N А73-2960/2014 Арбитражного суда Хабаровского края отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
С.А.ЛОГВИНЕНКО
Судьи
Я.В.КОНДРАТЬЕВА
Е.О.НИКИТИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 20.10.2014 N Ф03-3902/2014 ПО ДЕЛУ N А73-2960/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 октября 2014 г. N Ф03-3902/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 октября 2014 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: С.А. Логвиненко
Судей: Я.В. Кондратьевой, Е.О. Никитина
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Престиж": Курбанов В.В., представитель по доверенности от 03.03.2014 N 03/03/14
от Министерства имущественных отношений Хабаровского края: Шуйская Т.С., представитель по доверенности от 29.11.2013 N 1-11-14261
от общества с ограниченной ответственностью "Тимару Эссетс": Коваленко В.В., представитель по доверенности от 14.01.2014 N 02/14
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Престиж", Министерства имущественных отношений Хабаровского края
на решение от 23.05.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2014
по делу N А73-2960/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья И.М. Луговая, в апелляционной инстанции - судьи: Е.Г. Харьковская, Е.В. Вертопрахова, Е.И. Сапрыкина
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Престиж"
к Министерству имущественных отношений Хабаровского края
о признании незаконным решения от 24.01.2014 N 1-11-600 об отказе в выборе земельного участка
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Тимару Эссетс"
общество с ограниченной ответственностью "Престиж" (ОГРН 1132722002467, ИНН 2725120718, далее - общество, ООО "Престиж") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Хабаровского края (далее - министерство) от 24.01.2014 N 1-11-600 об отказе в выборе земельного участка площадью 10 501 кв. м для размещения здания склада в Железнодорожном районе по местоположению относительно ориентира, расположенного за пределами участка (ориентир - нежилое здание; земельный участок расположен примерно в 168,4 м от ориентира по направлению на восток; почтовый адрес ориентира: г. Хабаровск, проезд Воронежский, д. 12), а также об обязании министерства устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества путем проведения торгов (конкурс, аукцион) по продаже права на заключение договора аренды названного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Тимару Эссетс" (далее - ООО "Тимару Эссетс").
Решением суда от 23.05.2014, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2014, в удовлетворении заявленных ООО "Престиж" требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебным решением и постановлением, ООО "Престиж" и министерство, обжаловали их в Арбитражный суд Дальневосточного округа.
ООО "Престиж" в кассационной жалобе, а его представитель в судебном заседании кассационной инстанции настаивают на незаконности обжалуемых судебных актов, просят отменить их и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы приводят доводы о несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Министерство, по существу соглашаясь с постановлением апелляционного суда, просит изменить содержание мотивировочной части решения суда, исключив вывод об ошибочности своей позиции в отношении заявления ООО "Престиж" от 03.10.2013 и необходимости осуществления процедуры проведения торгов на право заключения договора аренды. Представитель министерства в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе, дала по ним пояснения.
Представитель ООО "Тимару Эссетс" в судебном заседании отклоняет доводы кассационной жалобы ООО "Престиж", высказывается против отмены решения суда от 23.05.2014, постановления от 23.07.2014.
Лица, участвующие в деле, отзывы на кассационные жалобы не представили.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, заслушав в заседании суда пояснения представителей участвующих в деле лиц, проверив правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражными судами, Министерством строительства Хабаровского края (далее - министерство строительства) 28.02.2012 за вх. N 6160/03 зарегистрировано заявление ООО "Тимару Эссетс" на организацию работ по формированию земельного участка для капитального строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
11.03.2012 министерство строительства направило в адрес мэра г. Хабаровска письмо об организации выбора земельного участка в соответствии с порядком организации таких работ, установленном постановлением Правительства Хабаровского края от 28.04.2007 N 85-пр "Об организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемыми для целей, связанных со строительством, на территории городского округа "Город Хабаровск".
По результатам рассмотрения указанного письма Департамент архитектуры, строительства и землепользования Администрации г. Хабаровска (далее - департамент) уведомил министерство строительства о подготовке проекта постановления о разрешении выбора земельного участка заинтересованному лицу.
Постановлением Администрации г. Хабаровска от 18.04.2012 N 1483 ООО "Тимару Эссетс" разрешен выбор земельного участка.
Между тем, в связи с переходом с 01.09.2012 полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемыми для целей связанных со строительством на территории города Хабаровска к Министерству имущественных отношений Хабаровского края, 31.08.2012 заявление ООО "Тимару Эссетс" передано вместе с имеющимися материалами для рассмотрения министерству.
Распоряжением департамента от 26.09.2013 N 391-ра утверждена схема расположения земельного участка.
В целях соблюдения положений статей 30 - 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) Администрация города Хабаровска в приложении к газете "Хабаровские вести" от 27.09.2013 N 150-151 (2757-2758) опубликовала информацию для населения о возможном предоставлении земельного участка площадью 10 501,0 кв. м для размещения здания склада в Железнодорожном районе по местоположению: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка; ориентир - нежилое здание. Участок находится примерно в 168,4 м от ориентира по направлению на восток, почтовый адрес ориентира: Хабаровский край, г. Хабаровск, проезд Воронежский, 12 (заявление от 15.03.2012 N 1753).
В ответ на данную публикацию ООО "Престиж" обратилось с заявлением в министерство, в котором просило о предоставлении ему в соответствии с публикацией в газете Хабаровские вести N 150-151 от 27.09.2013 земельного участка площадью 10 501,0 кв. м для размещения здания склада в Железнодорожном районе по местоположению: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир - нежилое здание. Участок находится примерно в 168,4 м от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: Хабаровский край, г. Хабаровск, проезд Воронежский, 12 (заявление от 15.03.2012 N 1753). К заявлению приложена газета Хабаровские вести N 150-151 от 27.09.2013. Указанное заявление зарегистрировано министерством за вх. N 20238 от 03.10.2013.
17.10.2013 в министерство обратилось ООО "Тимару Эссетс" с заявлением об утверждении акта выбора земельного участка.
28.10.2013 министерством направлен запрос в департамент о предоставлении сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД). Запрашиваемые сведения поступили в министерство 13.12.2013.
Письмом от 24.01.2014 N 1-11-600 министерство сообщило ООО "Престиж" о подготовке распоряжения об утверждении акта выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта на испрашиваемом им земельном участке в Железнодорожном районе г. Хабаровска, ввиду чего отсутствуют основания для удовлетворения заявления ООО "Престиж" N 20238.
Полагая решение министерства об отказе в удовлетворении своего заявления незаконным, нарушающим его права на осуществление выбора земельного участка, ООО "Престиж" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства.
Отказывая в удовлетворении требований ООО "Престиж", арбитражный суд первой инстанции признал решение министерства, изложенное в письме от 24.01.2014 N 1-11-600, законным и не нарушающим прав ООО "Престиж". Судебный акт мотивирован тем, что ООО "Престиж" с заявлением об обеспечении акта выбора земельного участка не обращалось, а решение министерства не содержит отказа в согласовании акта выбора спорного земельного участка. При этом, арбитражный суд первой инстанции указал на ошибочность позиции министерства относительно наличия только одного претендента (ООО "Тимару Эссетс") на предоставление конкретного земельного участка.
В ходе апелляционного рассмотрения спора суд согласился с выводами суда первой инстанции по существу, однако сделал вывод о наличии неточностей в решении суда первой инстанции, которые не повлекли принятия неправильного судебного акта. Кроме того, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что у министерства не возникло обязанности рассматривать заявление ООО "Престиж" в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Суд указал, что заявление ООО "Престиж" не соответствовало требованиям Порядка организации работ по распоряжению земельными участками, предоставляемыми для целей, связанных со строительством, на территории городского округа "Город Хабаровск", утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 28.04.2007 N 85-пр (далее - Порядок), а именно: в заявлении ООО "Престиж" отсутствовало указание права предполагаемого использования земельного участка и направлялось в министерство без необходимых документов.
Между тем, принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных ООО "Престиж" требований, арбитражные суды не учли следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и (или) незаконными решений и действии (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установление их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (статья 65 и часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Из материалов дела видно, что формирование спорного земельного участка осуществлялось по процедуре предоставления с предварительным согласованием места размещения объекта.
Порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта урегулирован статьями 30, 31, 32 ЗК РФ.
При этом указанными нормами подробно регламентирована последовательность действий уполномоченного публичного органа, который по заявлению заинтересованного лица:
- - обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра недвижимости и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения соответствующих процедур согласования (пункт 2 статьи 31 ЗК РФ);
- - информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (пункт 3 статьи 31 ЗК РФ);
- - оформляет результаты выбора актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ);
- При этом, необходимо учитывать, что порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Земельным кодексом Российской Федерации не урегулирован.
Как установлено арбитражными судами, обязанность органа местного самоуправления по информированию населения о возможном предоставлении земельного участка исполнена Администрацией города Хабаровска 27.09.2013. При этом содержание данной информации подтверждает то, что указанная информация была адресована неопределенному кругу лиц. На эту информацию последовало обращение заявителя в министерство.
В соответствии с частью 1 статьи 32 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Согласно пункту 6 статьи 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В силу пункта 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Из материалов дела видно и установлено судами, что распоряжением министерства от 27.01.2014 N 333 ООО "Тимару Эссетс" предварительно согласовано место размещения здания склада в Железнодорожном районе г. Хабаровска.
10.02.2014 спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 27:23:0040502:76.
28.02.2014 ООО "Тимару Эссетс" обратилось в министерство с заявлением о предоставлении в аренду указанного земельного участка.
Из материалов дела в отношении спорного земельного участка усматривается заинтересованность двух лиц, следовательно, право на его предоставление подлежит выставлению на торги.
Проанализировав приведенные нормы права в их взаимосвязи с обстоятельствами дела, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что арбитражные суды отклонили требования ООО "Престиж" по формальным признакам со ссылкой на нарушение ООО "Престиж" Порядка при подаче заявления о предоставлении ему земельного участка с вх. N 20238 от 03.10.2013.
Между тем, исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 ЗК РФ стадий и условий выбора земельного участка публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок. На этой стадии заинтересованными лицами может быть подано заявление о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 ЗК РФ, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги. Указанный подход изложен в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10.
Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 ЗК РФ, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Кроме того, из требований статей 30 - 32 ЗК РФ усматривается, что при наличии нескольких претендентов на конкретный земельный участок утверждение акта выбора земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта свидетельствуют о возникновении обременения земельного участка, препятствующего предоставлению такого участка другому лицу, а вопрос о проведении торгов на право заключения договора аренды земельного участка может быть поставлен только до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Вместе с тем, арбитражным судам при разрешении спора следовало дать правовую оценку сроку подачи заявления ООО "Тимару Эссетс" об утверждении акта выбора спорного земельного участка, наличии или отсутствии акта выбора земельного участка и сроку обращения ООО "Престиж" в министерство с заявлением о предоставлении ему данного земельного участка.
С учетом изложенного, при разрешении спора суды не выяснили, имелись ли законные основания для проведения процедуры предоставления земельного участка без проведения торгов; соответствует ли поданное в министерство заявление ООО "Престиж" требованиям, установленным пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ; влечет ли подача такого заявления правовые последствия, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации.
Пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ кассационный суд уполномочен на отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции и направление дела на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемом решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Направление дела на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд обусловлено необходимостью принятия находящегося вне компетенции суда кассационной инстанции комплекса процессуальных мер, направленных на установление дополнительных обстоятельств и оценки представленных доказательств (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
При таких условиях, суд кассационной инстанции считает выводы судов о законности решения министерства и об отсутствии нарушения прав ООО "Престиж" оспариваемым актом органа власти преждевременными, сделанными при неполном исследовании доказательств и обстоятельств по делу.
В этой связи принятые судебные акты не могут быть признаны законными, поэтому подлежат отмене в соответствии с частью 1 статьи 288 АПК РФ и передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, всесторонне и полно установить юридически значимые обстоятельства дела, дать надлежащую правовую оценку имеющимся в деле доказательствам в их совокупности и взаимной связи, исключить неточности в выводах, проверить в полном объеме доводы лиц, участвующих в деле, и при правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права принять законное и обоснованное решение.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за подачу кассационных жалоб судом кассационной инстанции не рассматривается. В силу абзаца 2 части 3 статьи 289 АПК РФ при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается судом, вновь рассматривающим дело.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 23.05.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2014 по делу N А73-2960/2014 Арбитражного суда Хабаровского края отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
С.А.ЛОГВИНЕНКО
Судьи
Я.В.КОНДРАТЬЕВА
Е.О.НИКИТИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)