Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.04.2013 ПО ДЕЛУ N А72-8295/2012

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 апреля 2013 г. по делу N А72-8295/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 04 апреля 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от заявителя - Шартдинов Р.Р., доверенность от 04.05.2012 г.,
от ответчика - не явился, извещен,
от третьих лиц:
организации научного обслуживания опытно-производственного хозяйства "Тимирязевское" государственного научного учреждения Ульяновский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук - не явился, извещен,
Федерального агентства по управлению государственным имуществом - не явился, извещен,
Государственного научного учреждения Ульяновский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук - не явился, извещен,
Российской академии сельскохозяйственных наук - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 01 апреля 2013 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13 декабря 2012 года по делу N А72-8295/2012 (судья Лубянова О.А.),
по заявлению открытого акционерного общества "Семеноводческое хозяйство "Тимирязевское", Ульяновская область, п. Тимирязевское,
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, г. Ульяновск,
третьи лица:
организация научного обслуживания опытно-производственного хозяйства "Тимирязевское" государственного научного учреждения Ульяновский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук, г. Ульяновск,
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, г. Москва,
Государственное научное учреждение Ульяновский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук, Ульяновская область, п. Тимирязевский,
Российская академия сельскохозяйственных наук, г. Москва,
о признании незаконным решения,
установил:

Открытое акционерное общество "Семеноводческое хозяйство "Тимирязевское" (далее - заявитель, ОАО "Семеноводческое хозяйство "Тимирязевское", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области (далее - ответчик, ТУ Росимущества в Ульяновской области, Теруправление) о признании незаконным решения от 27.06.2012 г. N 4232; об обязании ТУ Росимущества в Ульяновской области принять решение о предоставлении заявителю земельного участка с кадастровым номером 73:19:051101:19, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для целей сельскохозяйственного производства и размещения объектов сельскохозяйственного производства, общая площадь 22598664 кв. м, адрес объекта: Ульяновская область, Ульяновский район, д. Михайловка, в 1920 м на юго-восток от здания медпункта по ул. Советская, д. 2, в месячный срок направить в адрес заявителя проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
Заявитель также просил взыскать с ТУ Росимущества в Ульяновской области в пользу ОАО "Семеноводческое хозяйство "Тимирязевское" государственную пошлину за рассмотрение дела в арбитражном суде в размере 2 000 руб. и судебные расходы на услуги представителя в размере 20 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 13 декабря 2012 года заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что право на выкуп земельных участков сельскохозяйственного назначения принадлежит лицам, имеющим статус сельскохозяйственных организаций или осуществляющим деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, которые используют принадлежащие им земельные участки по целевому назначению.
Доказательства наличия у заявителя статуса сельскохозяйственной организации подтверждается налоговыми декларациями по единому сельскохозяйственному налогу.
Сумма судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 20 000 руб. является разумной и подтверждена документально.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТУ Росимущества в Ульяновской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что 07.05.2010 г. зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 73:19:051101:19.
На спорный земельный участок распространяется запрет на согласование сделок, введенный для федеральных органов исполнительной власти Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2008 г. N 234 "Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности".
20.03.2009 г. между организацией научного обслуживания опытно-производственного хозяйства "Тимирязевское" государственного научного учреждения Ульяновский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук и открытым акционерным обществом "ОНО ОПХ "Тимирязевское" ГНУ УНИИСХ РАСХН" подписан договор N 03-01, согласно п. 1.3 которого полученное акционерным обществом право постоянного (бессрочного) пользования на землю подлежит переоформлению на право аренды земельным участком.
Таким образом, оформляя в 2009 году договор, стороны выбрали вариант переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на землю, что устанавливает невозможность для заявителя обращаться за предоставлением участка в собственность.
Исходя из положений ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие в действие Земельного кодекса Российской Федерации" для приобретения спорного участка в собственность необходимо предварительное приобретение его в аренду на три года.
ТУ Росимущества в Ульяновской области также указывает, что представитель заявителя трудоустроен в ОАО "Ульяновскмолпром", которое является владельцем 17,99 обыкновенных именных акций ОАО "Семеноводческое хозяйство "Тимирязевское". Следовательно, работодатель представителя заявителя является аффилированным лицом по отношению к заявителю.
В отзыве на апелляционную жалобу ОАО "Семеноводческое хозяйство "Тимирязевское", считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 07.05.2010 г. в соответствии с п. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и на основании распоряжения ТУ Росимущества по Ульяновской области от 07.04.2010 г. N 106-р зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 73:19:051101:19, категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для целей сельскохозяйственного производства и размещения объектов сельскохозяйственного производства, общая площадь 22598664 кв. м, адрес объекта: Ульяновская область, Ульяновский район, д. Михайловка, в 1920 м на юго-восток от здания медпункта по ул. Советская, д. 2, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 07.05.2010 г. серии 73-АУ N 072126 (т. 1 л.д. 116).
07.09.2011 г. на основании решения Третейского суда для разрешения экономических споров при Ульяновской торгово-промышленной палате от 27.05.2010 г. по делу N ТР-385/2010 и исполнительного листа, выданного Арбитражным судом Ульяновской области 08.07.2011 г. по делу N А72-2596/2011, зарегистрировано право постоянного бессрочного пользования ОАО "Семеноводческое хозяйство "Тимирязевское" на земельный участок с кадастровым номером 73:19:051101:19, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 07.09.2011 г. серии 73-АА N 255281 (т. 1 л.д. 31).
22.06.2012 г. ОАО "Семеноводческое хозяйство "Тимирязевское" обратилось в ТУ Росимущества в Ульяновской области с заявлением N 22юр о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 73:19:051101:19 (т. 1 л.д. 35).
27.06.2012 г. ТУ Росимущества в Ульяновской области письмом N 4232 отказало в предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка в собственность.
Отказ мотивирован тем, что спорный земельный участок свободный от зданий, сооружений и строений. В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ") земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах), а в силу п. 4 ст. 10 Закона N 101-ФЗ переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Не согласившись с указанным решением ответчика, Общество обжаловало его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п. 7 ст. 10 Закона N 101-ФЗ приобретение сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ).
В свою очередь, пунктом 2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ установлено, что юридические лица, за исключением указанных в п. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 13 ст. 3 Закона N 137-ФЗ для целей настоящей статьи переоформление права на земельный участок включает в себя:
- подачу заявления заинтересованным лицом о предоставлении ему земельного участка на соответствующем праве при переоформлении этого права в соответствии с настоящей статьей или подачу заявления заинтересованным лицом о предоставлении ему земельного участка на праве, предусмотренном статьями 15 или 22 Земельного кодекса Российской Федерации, при переоформлении этого права в соответствии с пунктами 2 и 5 настоящей статьи;
- принятие решения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве;
- государственную регистрацию права в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Пунктом 6 ст. 36 ЗК РФ установлено, что в месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Таким образом, сельскохозяйственные организации вправе приобрести в собственность земельные участки, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования, в порядке, установленном Законом N 137-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель (далее - сельскохозяйственный товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Статус заявителя, как сельскохозяйственной организации, подтверждается налоговыми декларациями по единому сельскохозяйственному налогу за 2009 - 2011 г.г.
Право постоянного (бессрочного) пользования заявителя на земельный участок с кадастровым номером 73:19:051101:19 в установленном порядке не оспорено и не признано недействительным.
Следовательно, заявитель имеет право приобрести в собственность земельный участок в порядке, установленном Законом N 137-ФЗ.
Довод ТУ Росимущества в Ульяновской области о том, что заявитель может приобрести спорный земельный участок в собственность только на торгах (конкурсах, аукционах) либо по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка, арбитражным апелляционным судом не принимается во внимание, поскольку противоречит положениям п. 7 ст. 10 Закона N 101-ФЗ, в котором не установлено таких ограничений.
Ссылка Теруправления на Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2008 г. N 234 "Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности" является несостоятельной, исходя из следующего.
Пунктом 1 данного Постановления Правительства Российской Федерации установлен запрет на согласование сделок, связанных с распоряжением земельными участками, находящимися в федеральной собственности. При этом указанные участки должны быть предоставлены федеральным государственным учреждениям, федеральным государственным унитарным предприятиям, Российской академии наук, отраслевым академиям наук и созданным такими академиями организациям либо не предоставлены гражданам или юридическим лицам.
То есть для применения данного постановления необходимо, чтобы земельные участки были предоставлены федеральным государственным учреждениям, федеральным государственным унитарным предприятиям, Российской академии наук, отраслевым академиям наук и созданным такими академиями организациям либо не были предоставлены гражданам или юридическим лицам.
В рассматриваемом случае, как уже отмечено выше, спорный земельный участок находится у заявителя на праве постоянного (бессрочного) пользования и данное право заявителя не оспорено в исковом порядке. Следовательно, действие Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2008 г. N 234 не распространяется на данный земельный участок.
Судом апелляционным инстанции также отклоняется довод Теруправления о том, что на основании п. 1.3 договора от 20.03.2009 г. N 03-01 заявитель принял обязательство переоформить спорный земельный участок на праве аренды, поскольку предоставленное п. 2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ право переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретение земельных участков в собственность не может быть ограничено на основании договора, в том числе и на основании договора, заключенного с лицом, не обладающим правом на распоряжение таким земельным участком.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение ответчика не соответствует вышеприведенным нормами и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно, в соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ, признал оспариваемое решение ТУ Росимущества в Ульяновской области от 27.06.2012 г. N 4232 незаконным.
Заявителем также было заявлено требование о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в сумме 20 000 руб.
Согласно ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В силу статей 101 и 106 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом. К судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей).
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 3 Информационного письма от 05.12.2007 г. N 121 "Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах" указал, что лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, доказывает их размер и факт выплаты, другая сторона вправе доказывать их чрезмерность.
В подтверждение факта несения расходов на оплату услуг представителя в сумме 20 000 руб. заявитель представил договор от 02.07.2012 г. N АПК/01-22, заключенный с ООО "Агропланета-Консультант", трудовой договор ООО "Агропланета-Консультант" с Шартдиновым Р.Р. (представитель заявителя по настоящему делу), акт выполненных работ от 07.12.2012 г. и приходный кассовый ордер от 19.08.2012 г. на сумму 20 000 руб.
Теруправление не представило суду доказательств того, что указанные понесенные заявителем расходы на оплату услуг представителя являются чрезмерными.
Довод ответчика о том, что представитель заявителя является работником аффилированной к заявителю организации, судом апелляционной инстанции не принимается во внимание, поскольку аффилированность организаций не является основанием для отказа во взыскании понесенных стороной судебных расходов.
Более того, Теруправление не представило со ссылкой на нормы права доказательств того, что ОАО "Ульяновскмолпром" и заявитель в силу закона являются аффилированными лицами.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно взыскал с Теруправления в пользу заявителя расходы на оплату услуг представителя в размере 20 000 руб.
Доводы, приведенные ТУ Росимущества в Ульяновской области в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13 декабря 2012 года по делу N А72-8295/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.Ю.МАРЧИК
Судьи
П.В.БАЖАН
Е.М.РОГАЛЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)