Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена: 14 апреля 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 17 апреля 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Рогалевой Е.М., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - Гаджиева Т.В., доверенность от 13 декабря 2013 г.,
от ответчика - извещен, не явился,
от третьего лица - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 11 февраля 2014 г. по делу N А55-23565/2013 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению открытого акционерного общества "КУЗНЕЦОВ" (ИНН 6319033379, ОГРН 1026301705374), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
третье лицо - Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара,
о признании недействительным отказа, обязании совершить определенные действия,
установил:
Открытое акционерное общество "КУЗНЕЦОВ" (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее ответчик) с заявлением о признании недействительным отказа N 12-2/0224/13 от 18.07.2013 г в предоставлении в аренду земельного участка площадью 8 591 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, город Самара, Красноглинский район, ул. С. Лазо, кадастровый номер 63:01:0317003:844, занимаемого промплощадкой, обязании предоставить в аренду ОАО "КУЗНЕЦОВ" указанный земельный участок.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11 февраля 2014 г. по делу N А55-23565/2013 заявленное требование удовлетворено.
Ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленного требования, считает. что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 28.05.2013 г. ОАО "КУЗНЕЦОВ" обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в долгосрочную аренду земельного участка площадью 8 591 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, город Самара, Красноглинский район, ул. С. Лазо, кадастровый номер 63:01:0317003:844, фактически занимаемого промплощадкой (под производственным зданием).
18.07.2013 г. ответчик письмом N 12-2/0224/13 отказал заявителю в предоставлении вышеуказанного участка в аренду в связи с невозможностью реализации полномочий ответчика по распоряжению лесными участками по причине отсутствия лесохозяйственных регламентов в отношении городских лесов, расположенных на территории городского округа Самара.
Из материалов дела следует и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что ОАО "КУЗНЕЦОВ" является собственником корпуса N 86, расположенного на земельном участке, предоставленном постановлением администрации города Самара N 320 от 28.02.1994 г. согласно свидетельству N 200701 от 10.06.1994 г. на праве постоянного бессрочного пользования СГНПО "ТРУД", правопреемником которого является ОАО "КУЗНЕЦОВ".
Заявитель обратился к ответчику за оформлением права землепользования на земельный участок под объектом недвижимости, являющимся собственностью заявителя.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков гражданами и юридическими лицами - собственниками зданий, строений, сооружений осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
В силу статьи 9 Лесного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Статьей 3 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что лесным законодательством регулируются лесные отношения, а имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом РФ.
Из материалов дела следует, что заявитель обратился к ответчику не за предоставлением лесного участка для целей лесопользования, а за оформлением права землепользования под объектом недвижимости, расположенном на лесном участке, и являющимся собственностью заявителя.
В этой связи арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемый отказ противоречит требованиям ст. 36 Земельного кодекса РФ и нарушает права заявителя на оформление испрашиваемого земельного участка в аренду.
В силу статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган.
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержден Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74. Согласно пунктам 2.1., 2.2, 2.3 и 2.4 вышеуказанного Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка по форме с приложением соответствующих документов.
Министерство не позднее следующего дня с даты поступления заявления с соответствующими документами проводит их проверку на соответствие установленным требованиям. В двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, Министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами.
Пунктом 3.3 Порядка в случае, если после получения кадастрового паспорта земельного участка выявились предусмотренные действующим законодательством или настоящим Порядком обстоятельства, являющиеся основанием для принятия решения об отказе в приеме заявления и возврате представленных документов или об отказе в предоставлении земельного участка, министерство принимает соответствующее решение в двухнедельный срок с момента выявления указанных обстоятельств и уведомляет об этом заявителя.
Согласно пункту 2.4 Порядка отказано в предоставлении земельного участка может быть в случае выявления на основании информации органов, осуществляющих ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также иных органов государственной власти и органов местного самоуправления препятствий для предоставления земельного участка. В своем отказе Заинтересованное лицо не ссылается на информацию, полученную от вышеуказанных органов и свидетельствующую о наличии препятствий для предоставления испрашиваемого земельного участка, а также обременении или ограничений в использовании земельного участка.
В данном случае ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих довод ответчика о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка.
Из материалов дела следует, что испрашиваемый заявителем земельный участок сформирован, поставлен на кадастровый учет, границы его определены и соответствуют результатам межевания, о чем свидетельствует кадастровый паспорт земельного участка.
Довод третьего лица о том, что участок расположен в границах квартала 65 Самарского лесничества, то есть является лесным участком, расположенным на землях иных категорий, является не обоснованным.
Из материалов дела следует, что земельный участок отнесен к категории "земли населенных пунктов".
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок, а также площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
Содержащиеся в кадастровом паспорте сведения не оспаривались в установленном порядке и не признаны недействительными. Доказательств обратного суду не представлено.
Согласно ч. 1 ст. 68 Лесного кодекса РФ лесоустройство включает в себя проектирование лесных участков. При проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков.
Статья 92 ЛК предусматривает осуществление государственного кадастрового учета лесных участков. При этом проектирование лесного участка в рассматриваемом случае не представляется возможным: в границах участка уже расположено здание; местоположение, границы и площадь самого участка определены по правилам действующего законодательства на основании свидетельства о праве постоянного бессрочного пользования в порядке исполнения требований пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Вид разрешенного использования также определен в кадастровом паспорте - фактически занимаемый земельный участок промплощадкой.
Таким образом, земельный участок является сформированным в соответствии со статьей 92 Лесного кодекса РФ, в связи с чем довод заявителя о возможном его предоставлении в аренду как объекта недвижимости, обладающего уникальными характеристиками является обоснованным.
Ссылка ответчика на статью 14.1 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", согласно которой после 01.01.2009 г. предусмотрен запрет на предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без определения видов и параметров использования лесов, установленных лесохозяйственными регламентами, судом признается несостоятельной.
В силу части 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
Согласно части 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 Кодекса).
В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации, лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса РФ.
Положениями статьи 92 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в отношении лесных участков осуществляется государственный кадастровый учет в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Между тем в рассматриваемом случае правовые основания предоставления участка обусловлены положениями статьи 36 Земельного кодекса РФ, предполагающей исключительное право собственника объекта недвижимого имущества на приобретение участка, занимаемого данным объектом, в связи с чем правила статьи 36 Земельного кодекса имеют приоритет перед нормами Лесного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
Ссылка ответчика на решение Арбитражного суда Самарской области от 17.12.2012 г. и постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 29.07.2013 г. по делу А55-27316/2012 является несостоятельной, поскольку обстоятельства, установленные по делу N А55-27316/2012, и обстоятельства, установленные по настоящему делу, не являются схожими. В частности, по делу N А55-27316/2012 предметом спора являлся отказ в предоставлении земельного участка под размещение временного оздоровительного лагеря без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией.
Арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемый отказ в предоставлении земельного участка противоречит положениям статьи 28, 36 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и экономической деятельности, что согласно ст. 201 АПК РФ является основанием для признания его недействительным.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 11 февраля 2014 г. по делу N А55-23565/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
Е.М.РОГАЛЕВА
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.04.2014 N 11АП-4714/2014 ПО ДЕЛУ N А55-23565/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 апреля 2014 г. по делу N А55-23565/2013
Резолютивная часть постановления объявлена: 14 апреля 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 17 апреля 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Рогалевой Е.М., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - Гаджиева Т.В., доверенность от 13 декабря 2013 г.,
от ответчика - извещен, не явился,
от третьего лица - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 11 февраля 2014 г. по делу N А55-23565/2013 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению открытого акционерного общества "КУЗНЕЦОВ" (ИНН 6319033379, ОГРН 1026301705374), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
третье лицо - Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара,
о признании недействительным отказа, обязании совершить определенные действия,
установил:
Открытое акционерное общество "КУЗНЕЦОВ" (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее ответчик) с заявлением о признании недействительным отказа N 12-2/0224/13 от 18.07.2013 г в предоставлении в аренду земельного участка площадью 8 591 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, город Самара, Красноглинский район, ул. С. Лазо, кадастровый номер 63:01:0317003:844, занимаемого промплощадкой, обязании предоставить в аренду ОАО "КУЗНЕЦОВ" указанный земельный участок.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11 февраля 2014 г. по делу N А55-23565/2013 заявленное требование удовлетворено.
Ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленного требования, считает. что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 28.05.2013 г. ОАО "КУЗНЕЦОВ" обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в долгосрочную аренду земельного участка площадью 8 591 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, город Самара, Красноглинский район, ул. С. Лазо, кадастровый номер 63:01:0317003:844, фактически занимаемого промплощадкой (под производственным зданием).
18.07.2013 г. ответчик письмом N 12-2/0224/13 отказал заявителю в предоставлении вышеуказанного участка в аренду в связи с невозможностью реализации полномочий ответчика по распоряжению лесными участками по причине отсутствия лесохозяйственных регламентов в отношении городских лесов, расположенных на территории городского округа Самара.
Из материалов дела следует и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что ОАО "КУЗНЕЦОВ" является собственником корпуса N 86, расположенного на земельном участке, предоставленном постановлением администрации города Самара N 320 от 28.02.1994 г. согласно свидетельству N 200701 от 10.06.1994 г. на праве постоянного бессрочного пользования СГНПО "ТРУД", правопреемником которого является ОАО "КУЗНЕЦОВ".
Заявитель обратился к ответчику за оформлением права землепользования на земельный участок под объектом недвижимости, являющимся собственностью заявителя.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков гражданами и юридическими лицами - собственниками зданий, строений, сооружений осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
В силу статьи 9 Лесного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Статьей 3 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что лесным законодательством регулируются лесные отношения, а имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом РФ.
Из материалов дела следует, что заявитель обратился к ответчику не за предоставлением лесного участка для целей лесопользования, а за оформлением права землепользования под объектом недвижимости, расположенном на лесном участке, и являющимся собственностью заявителя.
В этой связи арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемый отказ противоречит требованиям ст. 36 Земельного кодекса РФ и нарушает права заявителя на оформление испрашиваемого земельного участка в аренду.
В силу статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган.
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержден Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74. Согласно пунктам 2.1., 2.2, 2.3 и 2.4 вышеуказанного Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка по форме с приложением соответствующих документов.
Министерство не позднее следующего дня с даты поступления заявления с соответствующими документами проводит их проверку на соответствие установленным требованиям. В двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, Министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами.
Пунктом 3.3 Порядка в случае, если после получения кадастрового паспорта земельного участка выявились предусмотренные действующим законодательством или настоящим Порядком обстоятельства, являющиеся основанием для принятия решения об отказе в приеме заявления и возврате представленных документов или об отказе в предоставлении земельного участка, министерство принимает соответствующее решение в двухнедельный срок с момента выявления указанных обстоятельств и уведомляет об этом заявителя.
Согласно пункту 2.4 Порядка отказано в предоставлении земельного участка может быть в случае выявления на основании информации органов, осуществляющих ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также иных органов государственной власти и органов местного самоуправления препятствий для предоставления земельного участка. В своем отказе Заинтересованное лицо не ссылается на информацию, полученную от вышеуказанных органов и свидетельствующую о наличии препятствий для предоставления испрашиваемого земельного участка, а также обременении или ограничений в использовании земельного участка.
В данном случае ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих довод ответчика о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка.
Из материалов дела следует, что испрашиваемый заявителем земельный участок сформирован, поставлен на кадастровый учет, границы его определены и соответствуют результатам межевания, о чем свидетельствует кадастровый паспорт земельного участка.
Довод третьего лица о том, что участок расположен в границах квартала 65 Самарского лесничества, то есть является лесным участком, расположенным на землях иных категорий, является не обоснованным.
Из материалов дела следует, что земельный участок отнесен к категории "земли населенных пунктов".
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок, а также площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
Содержащиеся в кадастровом паспорте сведения не оспаривались в установленном порядке и не признаны недействительными. Доказательств обратного суду не представлено.
Согласно ч. 1 ст. 68 Лесного кодекса РФ лесоустройство включает в себя проектирование лесных участков. При проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков.
Статья 92 ЛК предусматривает осуществление государственного кадастрового учета лесных участков. При этом проектирование лесного участка в рассматриваемом случае не представляется возможным: в границах участка уже расположено здание; местоположение, границы и площадь самого участка определены по правилам действующего законодательства на основании свидетельства о праве постоянного бессрочного пользования в порядке исполнения требований пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Вид разрешенного использования также определен в кадастровом паспорте - фактически занимаемый земельный участок промплощадкой.
Таким образом, земельный участок является сформированным в соответствии со статьей 92 Лесного кодекса РФ, в связи с чем довод заявителя о возможном его предоставлении в аренду как объекта недвижимости, обладающего уникальными характеристиками является обоснованным.
Ссылка ответчика на статью 14.1 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", согласно которой после 01.01.2009 г. предусмотрен запрет на предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без определения видов и параметров использования лесов, установленных лесохозяйственными регламентами, судом признается несостоятельной.
В силу части 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
Согласно части 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 Кодекса).
В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации, лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса РФ.
Положениями статьи 92 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в отношении лесных участков осуществляется государственный кадастровый учет в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Между тем в рассматриваемом случае правовые основания предоставления участка обусловлены положениями статьи 36 Земельного кодекса РФ, предполагающей исключительное право собственника объекта недвижимого имущества на приобретение участка, занимаемого данным объектом, в связи с чем правила статьи 36 Земельного кодекса имеют приоритет перед нормами Лесного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
Ссылка ответчика на решение Арбитражного суда Самарской области от 17.12.2012 г. и постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 29.07.2013 г. по делу А55-27316/2012 является несостоятельной, поскольку обстоятельства, установленные по делу N А55-27316/2012, и обстоятельства, установленные по настоящему делу, не являются схожими. В частности, по делу N А55-27316/2012 предметом спора являлся отказ в предоставлении земельного участка под размещение временного оздоровительного лагеря без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией.
Арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемый отказ в предоставлении земельного участка противоречит положениям статьи 28, 36 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и экономической деятельности, что согласно ст. 201 АПК РФ является основанием для признания его недействительным.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 11 февраля 2014 г. по делу N А55-23565/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
Е.М.РОГАЛЕВА
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)