Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 декабря 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г.Н.,
судей Борзенковой И.В., Голубцова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Вихаревой М.М.,
при участии:
- от истца Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (ОГРН 1065902004354, ИНН 5902293298) в лице ГКУ "Очерское лесничество" - Шахов М.И., паспорт, доверенность от 07.11.2014;
- от ответчика ООО "МТМ-Строй" (ОГРН 1045901548747, ИНН 5916014890) - Кейзеров Д.М., паспорт, доверенность от 16.05.2014;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика ООО "МТМ-Строй"
на решение Арбитражного суда Пермского края от 30 сентября 2014 года
по делу N А50-9115/2014,
принятое судьей Лядовой Г.В.,
по иску Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края
к ООО "МТМ-Строй"
о взыскании 296 920,77 руб.,
установил:
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края в лице ГКУ "Очерское лесничество" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к ООО "МТМ-СТРОЙ" (далее - ответчик) о взыскании 296 920,77 руб. неустойки.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 30.09.2014 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное решение отменить и принять по делу новый судебный акт. Считает, что при принятии решения судом не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, суд неправильно применил нормы материального и процессуального права. Настаивает на том, что неустойка начислена незаконно, истцом подтверждено, что порубочных остатков на местах рубок не имеется, а имеется неубранная валежная древесина, обязанности убирать которую у ответчика как арендатора по договорам аренды не существует. Кроме того, полагает, что нарушены Указания по освидетельствованию мест рубок, подсочки насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов, утвержденных Приказом Гослесхоза СССР от 01.11.1083 N 130, а именно, пробные площади надлежащим образом вынесены не были.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика доводы жалобы поддержал, представитель истца в соответствии с письменным отзывом на апелляционную жалобу просил решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между Агентством по природопользованию Пермского края (Арендодатель) и ответчиком (Арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 433 от 12.11.2009 года, в соответствии с условиями которого, Арендодатель на основании протокола о результатах аукциона от 28.10.2009 года N 9 обязуется предоставить, а Арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок для заготовки древесины с предварительно определенным годовым объемом использования лесов, находящийся в государственной собственности, площадью 7828 га, местоположение: Пермский край, Большесосновский муниципальный район, ГКУ "Частинское лесничество", Большесосновское сельское участковое лесничество, кварталы 2, 4-6 (СХПК "Память Ильича"), кварталы 1-3 (СХПК "Пермяковский"), кварталы 1-3 (СХПК "Солодовский"), кварталы 3, 7, 10-12 (СХПК "Черновское"), кварталы 1-4, 6-9, 11-18 (СХПК "Верхпоткинский"); категория земель - земли лесного фонда; номер учетной записи 920-2009-11.
Договор заключен на срок с 12.11.2009 по 11.11.2058.
Также Агентством по природопользованию Пермского края (Арендодатель) и ответчиком (Арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 12.11.2009 N 434, в соответствии с условиями которого, Арендодатель на основании протокола о результатах аукциона от 28.10.2009 года N 8 обязуется предоставить, а Арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок для заготовки древесины с предварительно определенным годовым объемом использования лесов, находящийся в государственной собственности, площадью 6823 га, местоположение: Пермский край, Большесосновский муниципальный район, ГКУ "Частинское лесничество", Большесосновское сельское участковое лесничество, кварталы 1-4 (СХПК "Советский"), кварталы 2-8 (СХПК "Юрковский"), кварталы 1-4 (СХПК "Западный"), кварталы 1-6, 8, 9, 11 (СХПК "Кленовское"), кварталы 3, 6, 8 (СХПК "Русь"); категория земель - земли лесного фонда; номер учетной записи 919-2009-11.
Договор заключен на срок с 12.11.2009 по 11.11.2058.
На основании Указа губернатора Пермского края от 05.07.2011 N 53 "О внесении изменений в Указ губернатора Пермского края от 29.12.2007 N 121 "Об утверждении структуры исполнительных органов государственной власти Пермского края и состава Правительства Пермского края" Агентство по природопользованию Пермского края было переименовано в Министерство лесного хозяйства Пермского края.
На основании Постановления Правительства Пермского края от 03.09.2012 N 756-п "О Министерстве природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края", Министерство лесного хозяйства Пермского края реорганизовано в форме присоединения к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края.
В соответствии с пунктами 3.4.9, 3.4.13., 3.4.24, 3.12, 4.21, 4.25 Положения о Министерстве природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 03.09.2012 N 756-п, Министерство осуществляет владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности Пермского края, предоставляет в пределах земель лесного фонда лесные участки в аренду, организует и осуществляет заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности Пермского края, проводит единую политику внедрения и совершенствования арендных отношений в лесопользовании, осуществляет функции администратора доходов федерального бюджета от платы за использование лесов, а также наделено правом, в установленном порядке предъявлять иски и осуществлять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации права.
Таким образом, с 10.09.2012 арендодателем по договорам аренды лесного участка от 12.11.2009 N 433, N 434 является Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края.
В целях проверки соблюдения Арендатором выполнения условий договора аренды, требований лесного законодательства, истцом произведен осмотр арендованных лесных участков, по результатам которого составлены акты осмотра мест рубок (мест заготовки древесины) от 07.11.2013, 08.11.2013 с участием представителя ответчика - заместителя директора Никитина Н.Д., отказавшимся от подписания актов. Согласно данным актам ответчиком допущены нарушения, что нашло отражение в актах осмотра мест рубок (л.д. 34-45, 46-51, т.1)
Также истцом произведен осмотр арендованных лесных участков, по результатам которого составлены акты осмотра мест рубок (мест заготовки древесины) от 13.11.2013-12.11.2013 (л.д. 84-93, т. 1). Согласно данным актам нарушений на лесосеке не выявлено.
Извещением от 12.11.2013 N 1596 истец повторно пригласил представителей ответчика на обследование спорных лесных участков, дата осмотра назначена на 15.11.2013.
Письмом от 27.02.2014 N 12 ответчик сообщил истцу о несогласии с результатами осмотра мест рубок (мест заготовки древесины) от 07.11.2013, 08.11.2013, указав при этом, что по данным осмотра мест рубок, проведенного ответчиком без вызова представителей истца, нарушений со стороны ответчика не имеется.
Письмом от 20.03.2014 N СЭД-30-01-25.4-1259 истец сообщил ответчику об отклонении актов осмотра, составленных ответчиком в одностороннем порядке, указав на то, что данные документы являются внутренними документами ответчика, с указанием на п. 63 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Рослесхоза от 01.08.2011 N 337.
Исходя из выявленных нарушений, истцом начислена неустойка в общей сумме 296 920,77 руб.
Претензионным письмом от 27.11.2013 N 1624 истец уведомил ответчика о необходимости оплаты неустойки ввиду нарушения Правил заготовки древесины, а именно, были выявлены неудовлетворительная очистка мест рубок в пасеках, не вывезенная спиленная ликвидная древесина, оставленная у пня на пасеках(л.д. 8-9, т. 1).
Арендатору было предложено в срок до 20.12.2013 внести в доход федерального бюджета начисленную неустойку.
Поскольку требования, изложенные в претензии об оплате неустойки, ответчиком добровольно не исполнены, истец обратился в арбитражный суд с соответствующим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции признал начисление неустойки в заявленном размере правомерным.
Изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав мнения представителей сторон, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции находит выводы арбитражного суда правильными, соответствующими требованиям закона и материалам дела.
В соответствии со статьей 99 Лесного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.
В соответствии с п. 2 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
Пунктом 1 Правил, действовавших в период заключения договора аренды, (данный документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 N 339, вступившего в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования (опубликовано в "Собрании законодательства РФ" - 24.05.2010) установлено, что настоящие Правила определяют порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Согласно подп. "б" п. 8 указанных Правил в договоре аренды лесного участка за нарушение условий данного договора устанавливается ответственность в виде неустойки (штрафа, пени).
При этом согласно п. 3 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации, и п. 2 Правил подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 N 324, к договору применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
Исходя из положений ст. 330, 394 Гражданского кодекса Российской Федерации за ненадлежащее исполнение обязательств по договору должник обязан оплатить кредитору неустойку (определенную законом или договором денежную сумму).
Согласно ч. 3 ст. 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется Правилами заготовки древесины, Правилами санитарной безопасности в лесах, Правилами пожарной безопасности в лесах, Правилами ухода за лесами.
Во исполнение названных положений Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 01.08.2011 N 337 утверждены Правила заготовки древесины, устанавливающие требования к заготовке древесины во всех лесных районах Российской Федерации.
В соответствии с названными Правилами заготовка древесины осуществляется в пределах расчетной лесосеки лесничества (лесопарка) по видам целевого назначения лесов, категориям рубок. При этом перечень лесонарушений, недопустимых при заготовке древесины, закреплен в пункте 13 Правил.
Подпунктом "к" пункта 13 Правил не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки.
Работы по очистке лесосек при лесозаготовках включают в себя как уборку в кучи порубочных остатков, лак и ликвидацию захламленности - валежной ликвидной древесины.
Согласно разделу 3.6. пункта 60 "Руководства по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий", утвержденного Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.12.2007 N 523 уборка валежной древесины проводится одновременно с другими лесохозяйственными мероприятиями - рубками ухода, выборочными и сплошными санитарными рубками.
Проектом освоения лесов на лесном участке, арендованном ответчиком по договору аренды от 12.09.2009 N 433 (таблица 5.2.1) предусмотрено, что уборка захламленности проводится одновременно с проведением всех видов рубок и как отдельное мероприятие не проектируется.
Изменением к проекту освоения лесов на лесном участке, арендованном ответчиком по договору аренды от 12.09.2009 N 434 (таблица 3.1.32) также предусмотрено, что мероприятия по ликвидации захламленности участков лесного фонда не проектируются и проводятся одновременно в процессе рубок.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что факт нарушения лесопользователем обязательств по названным договорам в части условий заготовки древесины установлен в ходе проведения проверки, подтвержден актами, представленными в материалы дела.
Как пояснил в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца и установлено материалами дела, по результатам контрольного освидетельствования. Проведенного 07.11.2013 и 08.11.2013 комиссией с участием государственного лесного инспектора Министерства Елохова Е.В., представителя ответчика Никитина Н.Д. и специалистов лесного хозяйства ГКУ "Очерское лесничество" на всех лесосеках, пройденных рубкой, при закладке ленточных диагональных пробных площадей в соответствии с требованием п. 23 "Указаний по освидетельствованию мест рубок, подсочки и заготовки второстепенных лесных материалов", утв. Госкомитетом СССР по лесному хозяйству от 01.11.10983 N 130 на лесных участках СХПК "Советский" и СХПК "Соловский", выявлено массовое захламление пасек валежной ликвидной дровяной древесиной, которая должна быть убранной одновременно с заготовкой древесины, распилена и уложена в кучи, что не было выполнено.
При этом протяженность участков захламления ликвидным валежом фиксировалась навигатором, что подтвердили свидетели в ходе судебного заседания суда первой инстанции, затем площадь суммировалась по каждой лесосеке.
В соответствии с подп. "к" п. 13 "Правил заготовки древесины", п. 4 приложения N 4 к договорам аренды лесных участков от 12.11.2009 N 433, 434 за неудовлетворительную очистку мест рубок начислена неустойка в размере 276 565,80 руб.
Кроме того, в квартале 4 выдел 23 площадь 11 га СХПК "Советский" на ленточной диагональной пробной площади размером 0,51 га оставлена спиленная хвойная древесина в пасеках у пня в объеме 3, 337 м3, что в переводе на площадь пасеки объем оставленной древесины составил 46,72 м3. В соответствии с п. 13 "Правил заготовки древесины" и приложением 4 п. 2 к договорам аренды от 12.11.2009 N 433. 434 за данное нарушение была начислена неустойка в размере 2 0354,97 руб.
Таким образом, факт совершения нарушений законодательства и условий договора, вопреки доводам апелляционной жалобы, подтвержден материалами дела и не опровергнут свидетелями, допрошенными в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции.
Расчет неустойки проверен судом апелляционной инстанции и признан обоснованным.
При отсутствии со стороны ответчика доказательств, опровергающих требования истца, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению.
Доводы ответчика об отсутствии в законе и заключенном договоре соответствующей ответственности не принимаются во внимание судом апелляционной инстанции как основанные на неверном толковании законодательства.
В связи с изложенным судом первой инстанции правомерно взыскана неустойка в сумме 296 920,77 руб.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины относятся на заявителя жалобы в сумме 2000 руб.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 30 сентября 2014 года по делу N А50-9115/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Г.Н.ГУЛЯКОВА
Судьи
И.В.БОРЗЕНКОВА
В.Г.ГОЛУБЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.12.2014 N 17АП-15331/2014-АК ПО ДЕЛУ N А50-9115/2014
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2014 г. N 17АП-15331/2014-АК
Дело N А50-9115/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 декабря 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г.Н.,
судей Борзенковой И.В., Голубцова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Вихаревой М.М.,
при участии:
- от истца Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (ОГРН 1065902004354, ИНН 5902293298) в лице ГКУ "Очерское лесничество" - Шахов М.И., паспорт, доверенность от 07.11.2014;
- от ответчика ООО "МТМ-Строй" (ОГРН 1045901548747, ИНН 5916014890) - Кейзеров Д.М., паспорт, доверенность от 16.05.2014;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика ООО "МТМ-Строй"
на решение Арбитражного суда Пермского края от 30 сентября 2014 года
по делу N А50-9115/2014,
принятое судьей Лядовой Г.В.,
по иску Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края
к ООО "МТМ-Строй"
о взыскании 296 920,77 руб.,
установил:
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края в лице ГКУ "Очерское лесничество" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к ООО "МТМ-СТРОЙ" (далее - ответчик) о взыскании 296 920,77 руб. неустойки.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 30.09.2014 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное решение отменить и принять по делу новый судебный акт. Считает, что при принятии решения судом не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, суд неправильно применил нормы материального и процессуального права. Настаивает на том, что неустойка начислена незаконно, истцом подтверждено, что порубочных остатков на местах рубок не имеется, а имеется неубранная валежная древесина, обязанности убирать которую у ответчика как арендатора по договорам аренды не существует. Кроме того, полагает, что нарушены Указания по освидетельствованию мест рубок, подсочки насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов, утвержденных Приказом Гослесхоза СССР от 01.11.1083 N 130, а именно, пробные площади надлежащим образом вынесены не были.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика доводы жалобы поддержал, представитель истца в соответствии с письменным отзывом на апелляционную жалобу просил решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между Агентством по природопользованию Пермского края (Арендодатель) и ответчиком (Арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 433 от 12.11.2009 года, в соответствии с условиями которого, Арендодатель на основании протокола о результатах аукциона от 28.10.2009 года N 9 обязуется предоставить, а Арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок для заготовки древесины с предварительно определенным годовым объемом использования лесов, находящийся в государственной собственности, площадью 7828 га, местоположение: Пермский край, Большесосновский муниципальный район, ГКУ "Частинское лесничество", Большесосновское сельское участковое лесничество, кварталы 2, 4-6 (СХПК "Память Ильича"), кварталы 1-3 (СХПК "Пермяковский"), кварталы 1-3 (СХПК "Солодовский"), кварталы 3, 7, 10-12 (СХПК "Черновское"), кварталы 1-4, 6-9, 11-18 (СХПК "Верхпоткинский"); категория земель - земли лесного фонда; номер учетной записи 920-2009-11.
Договор заключен на срок с 12.11.2009 по 11.11.2058.
Также Агентством по природопользованию Пермского края (Арендодатель) и ответчиком (Арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 12.11.2009 N 434, в соответствии с условиями которого, Арендодатель на основании протокола о результатах аукциона от 28.10.2009 года N 8 обязуется предоставить, а Арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок для заготовки древесины с предварительно определенным годовым объемом использования лесов, находящийся в государственной собственности, площадью 6823 га, местоположение: Пермский край, Большесосновский муниципальный район, ГКУ "Частинское лесничество", Большесосновское сельское участковое лесничество, кварталы 1-4 (СХПК "Советский"), кварталы 2-8 (СХПК "Юрковский"), кварталы 1-4 (СХПК "Западный"), кварталы 1-6, 8, 9, 11 (СХПК "Кленовское"), кварталы 3, 6, 8 (СХПК "Русь"); категория земель - земли лесного фонда; номер учетной записи 919-2009-11.
Договор заключен на срок с 12.11.2009 по 11.11.2058.
На основании Указа губернатора Пермского края от 05.07.2011 N 53 "О внесении изменений в Указ губернатора Пермского края от 29.12.2007 N 121 "Об утверждении структуры исполнительных органов государственной власти Пермского края и состава Правительства Пермского края" Агентство по природопользованию Пермского края было переименовано в Министерство лесного хозяйства Пермского края.
На основании Постановления Правительства Пермского края от 03.09.2012 N 756-п "О Министерстве природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края", Министерство лесного хозяйства Пермского края реорганизовано в форме присоединения к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края.
В соответствии с пунктами 3.4.9, 3.4.13., 3.4.24, 3.12, 4.21, 4.25 Положения о Министерстве природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 03.09.2012 N 756-п, Министерство осуществляет владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности Пермского края, предоставляет в пределах земель лесного фонда лесные участки в аренду, организует и осуществляет заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности Пермского края, проводит единую политику внедрения и совершенствования арендных отношений в лесопользовании, осуществляет функции администратора доходов федерального бюджета от платы за использование лесов, а также наделено правом, в установленном порядке предъявлять иски и осуществлять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации права.
Таким образом, с 10.09.2012 арендодателем по договорам аренды лесного участка от 12.11.2009 N 433, N 434 является Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края.
В целях проверки соблюдения Арендатором выполнения условий договора аренды, требований лесного законодательства, истцом произведен осмотр арендованных лесных участков, по результатам которого составлены акты осмотра мест рубок (мест заготовки древесины) от 07.11.2013, 08.11.2013 с участием представителя ответчика - заместителя директора Никитина Н.Д., отказавшимся от подписания актов. Согласно данным актам ответчиком допущены нарушения, что нашло отражение в актах осмотра мест рубок (л.д. 34-45, 46-51, т.1)
Также истцом произведен осмотр арендованных лесных участков, по результатам которого составлены акты осмотра мест рубок (мест заготовки древесины) от 13.11.2013-12.11.2013 (л.д. 84-93, т. 1). Согласно данным актам нарушений на лесосеке не выявлено.
Извещением от 12.11.2013 N 1596 истец повторно пригласил представителей ответчика на обследование спорных лесных участков, дата осмотра назначена на 15.11.2013.
Письмом от 27.02.2014 N 12 ответчик сообщил истцу о несогласии с результатами осмотра мест рубок (мест заготовки древесины) от 07.11.2013, 08.11.2013, указав при этом, что по данным осмотра мест рубок, проведенного ответчиком без вызова представителей истца, нарушений со стороны ответчика не имеется.
Письмом от 20.03.2014 N СЭД-30-01-25.4-1259 истец сообщил ответчику об отклонении актов осмотра, составленных ответчиком в одностороннем порядке, указав на то, что данные документы являются внутренними документами ответчика, с указанием на п. 63 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Рослесхоза от 01.08.2011 N 337.
Исходя из выявленных нарушений, истцом начислена неустойка в общей сумме 296 920,77 руб.
Претензионным письмом от 27.11.2013 N 1624 истец уведомил ответчика о необходимости оплаты неустойки ввиду нарушения Правил заготовки древесины, а именно, были выявлены неудовлетворительная очистка мест рубок в пасеках, не вывезенная спиленная ликвидная древесина, оставленная у пня на пасеках(л.д. 8-9, т. 1).
Арендатору было предложено в срок до 20.12.2013 внести в доход федерального бюджета начисленную неустойку.
Поскольку требования, изложенные в претензии об оплате неустойки, ответчиком добровольно не исполнены, истец обратился в арбитражный суд с соответствующим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции признал начисление неустойки в заявленном размере правомерным.
Изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав мнения представителей сторон, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции находит выводы арбитражного суда правильными, соответствующими требованиям закона и материалам дела.
В соответствии со статьей 99 Лесного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.
В соответствии с п. 2 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
Пунктом 1 Правил, действовавших в период заключения договора аренды, (данный документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 N 339, вступившего в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования (опубликовано в "Собрании законодательства РФ" - 24.05.2010) установлено, что настоящие Правила определяют порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Согласно подп. "б" п. 8 указанных Правил в договоре аренды лесного участка за нарушение условий данного договора устанавливается ответственность в виде неустойки (штрафа, пени).
При этом согласно п. 3 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации, и п. 2 Правил подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 N 324, к договору применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
Исходя из положений ст. 330, 394 Гражданского кодекса Российской Федерации за ненадлежащее исполнение обязательств по договору должник обязан оплатить кредитору неустойку (определенную законом или договором денежную сумму).
Согласно ч. 3 ст. 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется Правилами заготовки древесины, Правилами санитарной безопасности в лесах, Правилами пожарной безопасности в лесах, Правилами ухода за лесами.
Во исполнение названных положений Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 01.08.2011 N 337 утверждены Правила заготовки древесины, устанавливающие требования к заготовке древесины во всех лесных районах Российской Федерации.
В соответствии с названными Правилами заготовка древесины осуществляется в пределах расчетной лесосеки лесничества (лесопарка) по видам целевого назначения лесов, категориям рубок. При этом перечень лесонарушений, недопустимых при заготовке древесины, закреплен в пункте 13 Правил.
Подпунктом "к" пункта 13 Правил не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки.
Работы по очистке лесосек при лесозаготовках включают в себя как уборку в кучи порубочных остатков, лак и ликвидацию захламленности - валежной ликвидной древесины.
Согласно разделу 3.6. пункта 60 "Руководства по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий", утвержденного Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.12.2007 N 523 уборка валежной древесины проводится одновременно с другими лесохозяйственными мероприятиями - рубками ухода, выборочными и сплошными санитарными рубками.
Проектом освоения лесов на лесном участке, арендованном ответчиком по договору аренды от 12.09.2009 N 433 (таблица 5.2.1) предусмотрено, что уборка захламленности проводится одновременно с проведением всех видов рубок и как отдельное мероприятие не проектируется.
Изменением к проекту освоения лесов на лесном участке, арендованном ответчиком по договору аренды от 12.09.2009 N 434 (таблица 3.1.32) также предусмотрено, что мероприятия по ликвидации захламленности участков лесного фонда не проектируются и проводятся одновременно в процессе рубок.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что факт нарушения лесопользователем обязательств по названным договорам в части условий заготовки древесины установлен в ходе проведения проверки, подтвержден актами, представленными в материалы дела.
Как пояснил в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца и установлено материалами дела, по результатам контрольного освидетельствования. Проведенного 07.11.2013 и 08.11.2013 комиссией с участием государственного лесного инспектора Министерства Елохова Е.В., представителя ответчика Никитина Н.Д. и специалистов лесного хозяйства ГКУ "Очерское лесничество" на всех лесосеках, пройденных рубкой, при закладке ленточных диагональных пробных площадей в соответствии с требованием п. 23 "Указаний по освидетельствованию мест рубок, подсочки и заготовки второстепенных лесных материалов", утв. Госкомитетом СССР по лесному хозяйству от 01.11.10983 N 130 на лесных участках СХПК "Советский" и СХПК "Соловский", выявлено массовое захламление пасек валежной ликвидной дровяной древесиной, которая должна быть убранной одновременно с заготовкой древесины, распилена и уложена в кучи, что не было выполнено.
При этом протяженность участков захламления ликвидным валежом фиксировалась навигатором, что подтвердили свидетели в ходе судебного заседания суда первой инстанции, затем площадь суммировалась по каждой лесосеке.
В соответствии с подп. "к" п. 13 "Правил заготовки древесины", п. 4 приложения N 4 к договорам аренды лесных участков от 12.11.2009 N 433, 434 за неудовлетворительную очистку мест рубок начислена неустойка в размере 276 565,80 руб.
Кроме того, в квартале 4 выдел 23 площадь 11 га СХПК "Советский" на ленточной диагональной пробной площади размером 0,51 га оставлена спиленная хвойная древесина в пасеках у пня в объеме 3, 337 м3, что в переводе на площадь пасеки объем оставленной древесины составил 46,72 м3. В соответствии с п. 13 "Правил заготовки древесины" и приложением 4 п. 2 к договорам аренды от 12.11.2009 N 433. 434 за данное нарушение была начислена неустойка в размере 2 0354,97 руб.
Таким образом, факт совершения нарушений законодательства и условий договора, вопреки доводам апелляционной жалобы, подтвержден материалами дела и не опровергнут свидетелями, допрошенными в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции.
Расчет неустойки проверен судом апелляционной инстанции и признан обоснованным.
При отсутствии со стороны ответчика доказательств, опровергающих требования истца, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению.
Доводы ответчика об отсутствии в законе и заключенном договоре соответствующей ответственности не принимаются во внимание судом апелляционной инстанции как основанные на неверном толковании законодательства.
В связи с изложенным судом первой инстанции правомерно взыскана неустойка в сумме 296 920,77 руб.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины относятся на заявителя жалобы в сумме 2000 руб.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 30 сентября 2014 года по делу N А50-9115/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Г.Н.ГУЛЯКОВА
Судьи
И.В.БОРЗЕНКОВА
В.Г.ГОЛУБЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)