Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Сентяковой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания З.Н.З.,
с участием:
прокурора Демидова Д.С.,
представителей заявителя - Б.Н.В., З.С.Ю. действующих на основании доверенности N 12 от 23 октября 2013 года сроком на один год,
представителя органа, чье решение оспаривается - Правительства Удмуртской Республики Ч.О.Ю., действующего на основании доверенности N 7-195/22 от 17 сентября 2013 года сроком по 17 сентября 2014 года,
представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике - Г.Э.С., действующей на основании доверенности от 25 декабря 2013 года сроком до 31 декабря 2014 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению автогаражного кооператива "<данные изъяты>" о признании недействующим с момента принятия постановления Правительства Удмуртской Республики от 21 мая 2012 года N 211 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года" в части,
заявитель автогаражный кооператив "<данные изъяты>" (далее - АК "<данные изъяты>", заявитель) обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействующим с момента принятия постановления Правительства Удмуртской Республики от 21 мая 2012 года N 211 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" (далее - постановление Правительства УР N 211) в части подпункта 10 пункта 1 об изменении цифр "<данные изъяты>" на цифры "<данные изъяты>" в пункте <данные изъяты> раздела "Город Ижевск" приложения N 1 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 г." (далее - постановление Правительства УР N 275).
Данные требования заявителем обоснованы тем, что он является арендатором земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>. Договор аренды N <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный на основании постановления Администрации г. Ижевска от 02 апреля 2007 года N 160/42, зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Удмуртской Республике 20 августа 2007 г. Заявитель уплачивает арендную плату по договору, которая рассчитывается на основании постановления Правительства Удмуртской Республики от 06 ноября 2007 года N 172 "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Удмуртской Республики, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена". Арендная плата по договору за период с 2009 года по 2013 год заявителем оплачивалась в полном объеме. Оспариваемым постановлением Правительства УР N 211 были внесены изменения в постановление Правительства УР N 275. В частности в пункте <данные изъяты> раздела "Город Ижевск" приложения N 1 цифры "<данные изъяты>" были заменены на цифры "<данные изъяты>". Пунктом 4 постановления Правительства УР N 211 установлено, что его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года. Увеличение кадастровой стоимости предоставленного в аренду земельного участка в соответствии с постановлением Правительства УР N 211, а также придание указанному акту обратной силы привело к увеличению размера арендной платы по договору аренды за период с 2009 по 2013 год. Заявитель считает постановление Правительства УР N 211 незаконным и нарушающим его права, поскольку оно принято с нарушением процедуры государственной кадастровой оценки земли и утверждения ее результатов.
В судебном заседании представители АК "<данные изъяты>" Б.Н.В., З.С.Ю. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Правительства Удмуртской Республики Ч.О.Ю. просил в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях.
В письменных возражениях представитель Правительства Удмуртской Республики указывает, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере <данные изъяты> рублей была утверждена постановлением Правительства УР N 275 (п. 3346 таблицы 26 приложения 1). Результаты государственной кадастровой оценки земель были внесены в Правительство УР Управлением Росреестра по УР в виде проекта указанного постановления, подготовленного в соответствии с Отчетом об определении кадастровой стоимости, составленного Пермским филиалом ФГУП ФКЦ "Земля". В результате информационного обмена с органами местного самоуправления была выявлена необходимость пересмотра статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков, предоставленных для размещения гаражей и автостоянок. Сопроводительным письмом от 26 июля 2010 года Пермский филиал ФГУП ФКЦ "Земля" представил исправленный отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 1 января 2007 года с учетом изменений на 12 июля 2010 года. На основании исправленного отчета Управлением Росреестра по УР был подготовлен проект будущего постановления Правительства УР от 21 мая 2012 года N 211. В обоснование необходимости принятия проекта постановления подготовлена Пояснительная записка к проекту. Постановления Правительства УР N 275 от 24 ноября 2008 года, N 211 от 21 ноября 2012 года представлялись в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия. Порядок информационного взаимодействия не предполагает направление протоколов, решений либо иной информации о воспроизведенной в государственном кадастре недвижимости ошибки в акте Правительства УР об утверждении результатов кадастровой ошибки иным заинтересованным лицам (собственникам, правообладателям объектов недвижимости). Принятие оспариваемого постановления осуществлено в рамках полномочий Правительства УР и в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу. Кадастровая ошибка, устранение которой было осуществлено оспариваемым постановлением, была фактически выявлена 20 мая 2010 года внесением изменений в ранее подготовленный Отчет. Действующим законодательством функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель и предоставления для утверждения результатов оценки возложены на Росреестр и его территориальные органы, а функции органа кадастрового учета переданы ФГУ "Земельная кадастровая палата", поэтому в данном случае подлежит применению часть 4 ст. 28 Закона о кадастре, допускающая устранение кадастровой ошибки путем информационного взаимодействия.
Представитель Управления Росреестра по УР Г.Э.С. просила в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях.
В письменных возражениях доводы Управления Росреестра по УР аналогичны доводам, приведенным Правительством Удмуртской Республики.
Заинтересованное лицо - Администрация муниципального образования "Город Ижевск" о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, каких-либо пояснений по заявленным требованиям не представила. Гражданское дело рассмотрено в отсутствие представителя Администрации муниципального образования "Город Ижевск".
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, заслушав заключение прокурора об удовлетворении заявленных требований, суд приходит к выводу, что заявление АК "<данные изъяты>" подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года. Согласно приложению 1 под пунктом 7806 значится земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, кадастровая стоимость которого составляет <данные изъяты>.
Постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" зарегистрировано в Управлении Минюста России по УР 22 декабря 2008 года N <данные изъяты>, было опубликовано в "Собрании законодательства Удмуртской Республики" от 24 декабря 2008 N 22.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 21 мая 2012 года N 211 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года в постановление Правительства УР N 275 внесены изменения, в том числе: в разделе "Город Ижевск" в пункте <данные изъяты> цифры "<данные изъяты>" (кадастровая стоимость земельного <данные изъяты>) заменены цифрами "<данные изъяты>".
Пунктом 4 постановления Правительства УР N 211 установлено, что оно распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года.
Постановление Правительства УР от 21 мая 2012 N 211 зарегистрировано в Управлении Минюста России по УР 05 июня 2012 года N <данные изъяты>, опубликовано в "Собрании законодательства Удмуртской Республики" от 31 июля 2012 года N 41.
АК "<данные изъяты>" является арендатором земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, на основании заключенного с Администрацией г. Ижевска договора аренды земельного участка N <данные изъяты> от 19 июля 2007 года.
Полагая, что постановление Правительства Удмуртской Республики от 21 мая 2012 года N 211 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" не соответствует ст. 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N 316, АК "<данные изъяты>" обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с заявлением о признании его недействующим с момента принятия в части подпункта 10 пункта 1 об изменении цифр "<данные изъяты>" на цифры "<данные изъяты>" в пункте <данные изъяты> раздела "Город Ижевск" приложения N 1 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ (далее по тексту - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Кадастровая стоимость земли устанавливается для целей налогообложения.
Согласно части 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов (далее по тексту - Правила оценки), согласно которым организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра недвижимости (далее - Роснедвижимость) и его территориальными органами, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункты 1, 10 Правил).
Таким образом, Правительству Удмуртской Республики, как органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, предоставлено право утверждать кадастровую оценку земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка, и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 (далее - Методические указания).
Как следует из материалов дела, работы по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории Удмуртской Республики проводились Федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - ФГУП "ФКЦ "Земля").
По результатам проведенных работ ФГУП "ФКЦ "Земля" был составлен отчет, который был представлен в Роснедвижимость на предмет проверки соответствия Методическим указаниям.
По итогам проверки Роснедвижимостью было принято решение в виде акта проверки о соответствии отчета Методическим указаниям, который вместе с результатами кадастровой оценки был направлен в Управление Роснедвижимости по Удмуртской Республике, которое, в свою очередь, представило их на утверждение в Правительство Удмуртской Республики.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртии утверждены постановлением Правительства Удмуртской Республики N 275 от 24 ноября 2008 года.
18 ноября 2009 года Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации было вынесено определение, которым постановление Правительства Удмуртской Республики N 275 от 24 ноября 2008 года было признано соответствующим положениям федерального законодательства, поскольку единственный федеральный орган исполнительной власти, компетентный в осуществлении государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", при кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Удмуртской Республики, не нашел нарушений Методических указаний. Данное определение суда вступило в законную силу (Определение N 43-Г09-19 от 18 ноября 2009 года).
Указом Президента РФ от 25 декабря 2008 года N 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости было упразднено, его функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), созданную в результате переименования Федеральной регистрационной службы и возложения на нее функций по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
Изложенное свидетельствует о том, что постановление Правительства Удмуртской Республики N 211 от 21 мая 2012 года "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года", оспариваемое в рамках настоящего дела, принято Правительством Удмуртской Республики в пределах полномочий, предоставленных ему законом.
В соответствии со статьей 245 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям граждан об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов.
Согласно подпункта 2 части 1 статьи 26 ГПК РФ данное гражданское дело относится к подсудности Верховного Суда Удмуртской Республики.
Оспариваемое постановление Правительства УР N 211 от 21 мая 2012 года носит нормативный характер, поскольку принято органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, опубликовано в средствах массовой информации и устанавливает правовые нормы в сфере кадастровой оценки земель, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение.
В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПК РФ организация, считающая, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются ее права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с приложением 1 постановления Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" кадастровая земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляла <данные изъяты> руб.
Согласно приложения N 1 постановления Правительства Удмуртской Республики N 211 от 21 мая 2012 г. "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года" показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <данные изъяты> был изменен на цифру <данные изъяты> руб.
Соответственно при использовании измененных в большую сторону удельных показателей кадастровой стоимости, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> увеличилась.
Из установленных по делу обстоятельств следует, что постановление Правительства Удмуртской Республики N 211 от 21 мая 2012 года непосредственно затрагивает права и законные интересы заявителя поскольку, увеличение кадастровой стоимости арендованного заявителем земельного участка, отнесенного к категории земель "земли населенных пунктов", влечет увеличение размера арендной платы за пользование земельным участком.
Указанные обстоятельства следуют из договора аренды, выставленных заявителю счетов на оплату за пользование земельным участком, справки по начислению и оплате арендной платы. Кроме этого, из письма Управления Росреестра по УР от 16 декабря 2013 года следует, что постановлением Правительства УР N 211 утверждены новые результаты кадастровой оценки для земельных участков, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок.
Таким образом, у суда не вызывает сомнений тот факт, что увеличение кадастровой стоимости арендованного заявителем земельного участка нарушает права АК "<данные изъяты>". Кроме того, каждый вправе рассчитывать на то, чтобы отношения, участником которых он является, были урегулированы в полном соответствии с требованиями закона.
Согласно статье 253 ГПК РФ и пункту 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" - суд устанавливает нарушение прав и свобод заявителей, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами и проверяет соответствие оспариваемого нормативного правового акта и его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Рассматривая вопрос о соответствии оспариваемого постановления Правительства Удмуртской Республики N 211 от 21 мая 2012 года нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Из преамбулы постановления Правительства УР от 21 мая 2012 N 211 следует, что оно принято в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 года N 945 "О государственной кадастровой оценке земель", Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", с частями 4 и 5 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Закон N 221-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 28 Закона N 221-ФЗ, ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Техническая ошибка подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (часть 2 ст. 28 Закона N 221-ФЗ).
В соответствии с ч. 4 ст. 28 Закона N 221-ФЗ, кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Согласно ч. 5 ст. 28 Закона N 221-ФЗ, действующей на момент принятия оспариваемого постановления, орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 настоящей статьи порядке.
Таким образом, кадастровая ошибка в сведениях государственного кадастрового учета недвижимости подлежит исправлению органами кадастрового учета в порядке, установленном ч. 4, 5 ст. 28 Закона N 221-ФЗ.
Согласно п. 3 Правил оценки, государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет.
Как установлено судом по материалам дела и объяснениям представителей участников процесса, основанием для принятия Правительством УР оспариваемого постановления послужил представленный Пермским филиалом ФГУП ФКЦ "Земля" в 2010 году в Управление Росреестра по УР новый исправленный Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов УР по состоянию на 01 января 2007 года, что подтверждается пояснительной запиской к проекту постановления.
Протоколы выявления кадастровой ошибки и решения о необходимости устранения кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости не принимались, что подтверждается письмом Управления Росреестра по УР от 16 декабря 2013 года и представителями Правительства УР и Управления Росреестра по УР не оспаривается. Ссылка представителя Правительства УР на пояснительную записку Управления Росреестра по УР к проекту постановления Правительства УР как на доказательства наличия кадастровой ошибки в сведениях, судом отклоняется. Данная пояснительная записка не соответствует требованиям ч. 5 ст. 28 Закона N 221-ФЗ, поскольку в ней отсутствуют дата выявления кадастровой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.
В нарушение ч. 1 ст. 249 ГПК РФ Правительством УР не представлено доказательств того, что в кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, утвержденной постановлением Правительства УР от 24 ноября 2008 года N 275 в размере <данные изъяты> руб., была допущена ошибка и имелась необходимость ее исправления.
Федеральная служба государственной регистрации Министерства экономического развития РФ в письме от 3 апреля 2009 года N 3-1324-ГЕ информировала о последовательности исправления ошибки, допущенной в отчете. Так, орган кадастрового учета принимает в соответствии с частью 5 статьи 28 Закона решение о необходимости устранения кадастровой ошибки и направляет его заказчику работ по ГКОЗ для исправления такой ошибки. Исполнитель работ по ГКОЗ в рамках гарантийных обязательств, установленных соответствующими государственными контрактами (договорами) на проведение работ по ГКОЗ в субъекте Российской Федерации, осуществляет расчет кадастровой стоимости земельного участка, указанного в Решении, на основании Отчета, содержащего проверенные Роснедвижимостью, впоследствии утвержденные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и внесенные в ГКН результаты государственной кадастровой оценки земель. Результаты данного расчета исполнитель работ представляет заказчику.
Довод представителя Правительства УР о том, что кадастровая ошибка была исправлена путем информационного взаимодействия, и потому не требовалось принятия решения об исправлении кадастровой ошибки, судом отклоняется, как основанный на ошибочном толковании закона.
Кадастровая ошибка в сведениях ГКН подлежит исправлению органами кадастрового учета в порядке, установленном частями 4, 5 статьи 28 Закона N 221-ФЗ. Указанный представителем Правительства УР способ исправления кадастровой ошибки не освобождает от необходимости соблюдения процедуры проведения кадастровой оценки в порядке, урегулированном постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2000 года N 316.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о нарушении Правительством УР процедуры государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Удмуртской Республики, поскольку измененная Правительством УР кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего заявителю на праве аренды, установлена произвольно, без соблюдения процедуры проведения государственной кадастровой оценки земли и утверждения ее результатов, что привело к нарушению прав заявителя. При этом орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не наделен полномочиями произвольно, по собственному усмотрению без соблюдения процедуры, установленной законодательством, определять показатели кадастровой оценки земель.
Суд также находит обоснованными требования заявителя о необходимости признания оспариваемого нормативного правового акта частично недействующим с момента его принятия.
Исходя из смысла правовых положений части 2 статьи 253 ГПК РФ и пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (в редакции постановления Пленума Верховного Суда РФ N 13 от 10 июня 2010 года), нормативный правовой акт может быть признан недействующим как со дня его принятия, так и с иного, указанного судом времени. Исключение составляют лишь нормативные правовые акты, которые в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации могут быть проверены в процедуре конституционного судопроизводства. Такие акты признаются недействующими с момента вступления решения суда в законную силу, что полностью соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации N 1-П от 27 января 2004 года. Между тем, оспариваемое заявителем постановление Правительства УР N 211 к таковым не относится.
Кроме того, суд отмечает, что принятые изменения, внесенные постановлением Правительства УР N 211, распространены на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года, однако указанное противоречит основному принципу действия закона во времени, согласно которому придание обратной силы закону допускается в исключительных случаях, строго оговоренных в законе.
Учитывая изложенное, постановление Правительства Удмуртской Республики от 21 мая 2012 года N 211 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" в оспариваемой части не соответствует ст. 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N 316, в связи с чем является недействующим в части подпункта 10 пункта 1 об изменении цифр "<данные изъяты>" (кадастровая стоимость земельного участка в рублях) на цифру "<данные изъяты>" в пункте <данные изъяты> в раздела "Город Ижевск" приложения N 1 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 N 275.
С учетом изложенного суд находит требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд
Заявление автогаражного кооператива "<данные изъяты>" удовлетворить.
Признать недействующим с момента принятия постановление Правительства Удмуртской Республики от 21 мая 2012 года N 211 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" в части подпункта 10 пункта 1 об изменения цифр "<данные изъяты>" на цифру "<данные изъяты>" в пункте <данные изъяты> раздела "Город Ижевск" приложения N 1 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение изготовлено судьей 29 января 2014 года.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 28.01.2014 ПО ДЕЛУ N 3-7/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 28 января 2014 г. по делу N 3-7/2014
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Сентяковой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания З.Н.З.,
с участием:
прокурора Демидова Д.С.,
представителей заявителя - Б.Н.В., З.С.Ю. действующих на основании доверенности N 12 от 23 октября 2013 года сроком на один год,
представителя органа, чье решение оспаривается - Правительства Удмуртской Республики Ч.О.Ю., действующего на основании доверенности N 7-195/22 от 17 сентября 2013 года сроком по 17 сентября 2014 года,
представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике - Г.Э.С., действующей на основании доверенности от 25 декабря 2013 года сроком до 31 декабря 2014 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению автогаражного кооператива "<данные изъяты>" о признании недействующим с момента принятия постановления Правительства Удмуртской Республики от 21 мая 2012 года N 211 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года" в части,
установил:
заявитель автогаражный кооператив "<данные изъяты>" (далее - АК "<данные изъяты>", заявитель) обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействующим с момента принятия постановления Правительства Удмуртской Республики от 21 мая 2012 года N 211 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" (далее - постановление Правительства УР N 211) в части подпункта 10 пункта 1 об изменении цифр "<данные изъяты>" на цифры "<данные изъяты>" в пункте <данные изъяты> раздела "Город Ижевск" приложения N 1 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 г." (далее - постановление Правительства УР N 275).
Данные требования заявителем обоснованы тем, что он является арендатором земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>. Договор аренды N <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный на основании постановления Администрации г. Ижевска от 02 апреля 2007 года N 160/42, зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Удмуртской Республике 20 августа 2007 г. Заявитель уплачивает арендную плату по договору, которая рассчитывается на основании постановления Правительства Удмуртской Республики от 06 ноября 2007 года N 172 "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Удмуртской Республики, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена". Арендная плата по договору за период с 2009 года по 2013 год заявителем оплачивалась в полном объеме. Оспариваемым постановлением Правительства УР N 211 были внесены изменения в постановление Правительства УР N 275. В частности в пункте <данные изъяты> раздела "Город Ижевск" приложения N 1 цифры "<данные изъяты>" были заменены на цифры "<данные изъяты>". Пунктом 4 постановления Правительства УР N 211 установлено, что его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года. Увеличение кадастровой стоимости предоставленного в аренду земельного участка в соответствии с постановлением Правительства УР N 211, а также придание указанному акту обратной силы привело к увеличению размера арендной платы по договору аренды за период с 2009 по 2013 год. Заявитель считает постановление Правительства УР N 211 незаконным и нарушающим его права, поскольку оно принято с нарушением процедуры государственной кадастровой оценки земли и утверждения ее результатов.
В судебном заседании представители АК "<данные изъяты>" Б.Н.В., З.С.Ю. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Правительства Удмуртской Республики Ч.О.Ю. просил в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях.
В письменных возражениях представитель Правительства Удмуртской Республики указывает, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере <данные изъяты> рублей была утверждена постановлением Правительства УР N 275 (п. 3346 таблицы 26 приложения 1). Результаты государственной кадастровой оценки земель были внесены в Правительство УР Управлением Росреестра по УР в виде проекта указанного постановления, подготовленного в соответствии с Отчетом об определении кадастровой стоимости, составленного Пермским филиалом ФГУП ФКЦ "Земля". В результате информационного обмена с органами местного самоуправления была выявлена необходимость пересмотра статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков, предоставленных для размещения гаражей и автостоянок. Сопроводительным письмом от 26 июля 2010 года Пермский филиал ФГУП ФКЦ "Земля" представил исправленный отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 1 января 2007 года с учетом изменений на 12 июля 2010 года. На основании исправленного отчета Управлением Росреестра по УР был подготовлен проект будущего постановления Правительства УР от 21 мая 2012 года N 211. В обоснование необходимости принятия проекта постановления подготовлена Пояснительная записка к проекту. Постановления Правительства УР N 275 от 24 ноября 2008 года, N 211 от 21 ноября 2012 года представлялись в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия. Порядок информационного взаимодействия не предполагает направление протоколов, решений либо иной информации о воспроизведенной в государственном кадастре недвижимости ошибки в акте Правительства УР об утверждении результатов кадастровой ошибки иным заинтересованным лицам (собственникам, правообладателям объектов недвижимости). Принятие оспариваемого постановления осуществлено в рамках полномочий Правительства УР и в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу. Кадастровая ошибка, устранение которой было осуществлено оспариваемым постановлением, была фактически выявлена 20 мая 2010 года внесением изменений в ранее подготовленный Отчет. Действующим законодательством функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель и предоставления для утверждения результатов оценки возложены на Росреестр и его территориальные органы, а функции органа кадастрового учета переданы ФГУ "Земельная кадастровая палата", поэтому в данном случае подлежит применению часть 4 ст. 28 Закона о кадастре, допускающая устранение кадастровой ошибки путем информационного взаимодействия.
Представитель Управления Росреестра по УР Г.Э.С. просила в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях.
В письменных возражениях доводы Управления Росреестра по УР аналогичны доводам, приведенным Правительством Удмуртской Республики.
Заинтересованное лицо - Администрация муниципального образования "Город Ижевск" о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, каких-либо пояснений по заявленным требованиям не представила. Гражданское дело рассмотрено в отсутствие представителя Администрации муниципального образования "Город Ижевск".
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, заслушав заключение прокурора об удовлетворении заявленных требований, суд приходит к выводу, что заявление АК "<данные изъяты>" подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года. Согласно приложению 1 под пунктом 7806 значится земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, кадастровая стоимость которого составляет <данные изъяты>.
Постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" зарегистрировано в Управлении Минюста России по УР 22 декабря 2008 года N <данные изъяты>, было опубликовано в "Собрании законодательства Удмуртской Республики" от 24 декабря 2008 N 22.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 21 мая 2012 года N 211 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года в постановление Правительства УР N 275 внесены изменения, в том числе: в разделе "Город Ижевск" в пункте <данные изъяты> цифры "<данные изъяты>" (кадастровая стоимость земельного <данные изъяты>) заменены цифрами "<данные изъяты>".
Пунктом 4 постановления Правительства УР N 211 установлено, что оно распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года.
Постановление Правительства УР от 21 мая 2012 N 211 зарегистрировано в Управлении Минюста России по УР 05 июня 2012 года N <данные изъяты>, опубликовано в "Собрании законодательства Удмуртской Республики" от 31 июля 2012 года N 41.
АК "<данные изъяты>" является арендатором земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, на основании заключенного с Администрацией г. Ижевска договора аренды земельного участка N <данные изъяты> от 19 июля 2007 года.
Полагая, что постановление Правительства Удмуртской Республики от 21 мая 2012 года N 211 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" не соответствует ст. 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N 316, АК "<данные изъяты>" обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с заявлением о признании его недействующим с момента принятия в части подпункта 10 пункта 1 об изменении цифр "<данные изъяты>" на цифры "<данные изъяты>" в пункте <данные изъяты> раздела "Город Ижевск" приложения N 1 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ (далее по тексту - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Кадастровая стоимость земли устанавливается для целей налогообложения.
Согласно части 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов (далее по тексту - Правила оценки), согласно которым организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра недвижимости (далее - Роснедвижимость) и его территориальными органами, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункты 1, 10 Правил).
Таким образом, Правительству Удмуртской Республики, как органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, предоставлено право утверждать кадастровую оценку земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка, и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 (далее - Методические указания).
Как следует из материалов дела, работы по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории Удмуртской Республики проводились Федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - ФГУП "ФКЦ "Земля").
По результатам проведенных работ ФГУП "ФКЦ "Земля" был составлен отчет, который был представлен в Роснедвижимость на предмет проверки соответствия Методическим указаниям.
По итогам проверки Роснедвижимостью было принято решение в виде акта проверки о соответствии отчета Методическим указаниям, который вместе с результатами кадастровой оценки был направлен в Управление Роснедвижимости по Удмуртской Республике, которое, в свою очередь, представило их на утверждение в Правительство Удмуртской Республики.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртии утверждены постановлением Правительства Удмуртской Республики N 275 от 24 ноября 2008 года.
18 ноября 2009 года Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации было вынесено определение, которым постановление Правительства Удмуртской Республики N 275 от 24 ноября 2008 года было признано соответствующим положениям федерального законодательства, поскольку единственный федеральный орган исполнительной власти, компетентный в осуществлении государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", при кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Удмуртской Республики, не нашел нарушений Методических указаний. Данное определение суда вступило в законную силу (Определение N 43-Г09-19 от 18 ноября 2009 года).
Указом Президента РФ от 25 декабря 2008 года N 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости было упразднено, его функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), созданную в результате переименования Федеральной регистрационной службы и возложения на нее функций по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
Изложенное свидетельствует о том, что постановление Правительства Удмуртской Республики N 211 от 21 мая 2012 года "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года", оспариваемое в рамках настоящего дела, принято Правительством Удмуртской Республики в пределах полномочий, предоставленных ему законом.
В соответствии со статьей 245 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям граждан об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов.
Согласно подпункта 2 части 1 статьи 26 ГПК РФ данное гражданское дело относится к подсудности Верховного Суда Удмуртской Республики.
Оспариваемое постановление Правительства УР N 211 от 21 мая 2012 года носит нормативный характер, поскольку принято органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, опубликовано в средствах массовой информации и устанавливает правовые нормы в сфере кадастровой оценки земель, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение.
В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПК РФ организация, считающая, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются ее права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с приложением 1 постановления Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" кадастровая земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляла <данные изъяты> руб.
Согласно приложения N 1 постановления Правительства Удмуртской Республики N 211 от 21 мая 2012 г. "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года" показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <данные изъяты> был изменен на цифру <данные изъяты> руб.
Соответственно при использовании измененных в большую сторону удельных показателей кадастровой стоимости, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> увеличилась.
Из установленных по делу обстоятельств следует, что постановление Правительства Удмуртской Республики N 211 от 21 мая 2012 года непосредственно затрагивает права и законные интересы заявителя поскольку, увеличение кадастровой стоимости арендованного заявителем земельного участка, отнесенного к категории земель "земли населенных пунктов", влечет увеличение размера арендной платы за пользование земельным участком.
Указанные обстоятельства следуют из договора аренды, выставленных заявителю счетов на оплату за пользование земельным участком, справки по начислению и оплате арендной платы. Кроме этого, из письма Управления Росреестра по УР от 16 декабря 2013 года следует, что постановлением Правительства УР N 211 утверждены новые результаты кадастровой оценки для земельных участков, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок.
Таким образом, у суда не вызывает сомнений тот факт, что увеличение кадастровой стоимости арендованного заявителем земельного участка нарушает права АК "<данные изъяты>". Кроме того, каждый вправе рассчитывать на то, чтобы отношения, участником которых он является, были урегулированы в полном соответствии с требованиями закона.
Согласно статье 253 ГПК РФ и пункту 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" - суд устанавливает нарушение прав и свобод заявителей, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами и проверяет соответствие оспариваемого нормативного правового акта и его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Рассматривая вопрос о соответствии оспариваемого постановления Правительства Удмуртской Республики N 211 от 21 мая 2012 года нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Из преамбулы постановления Правительства УР от 21 мая 2012 N 211 следует, что оно принято в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 года N 945 "О государственной кадастровой оценке земель", Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", с частями 4 и 5 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Закон N 221-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 28 Закона N 221-ФЗ, ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Техническая ошибка подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (часть 2 ст. 28 Закона N 221-ФЗ).
В соответствии с ч. 4 ст. 28 Закона N 221-ФЗ, кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Согласно ч. 5 ст. 28 Закона N 221-ФЗ, действующей на момент принятия оспариваемого постановления, орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 настоящей статьи порядке.
Таким образом, кадастровая ошибка в сведениях государственного кадастрового учета недвижимости подлежит исправлению органами кадастрового учета в порядке, установленном ч. 4, 5 ст. 28 Закона N 221-ФЗ.
Согласно п. 3 Правил оценки, государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет.
Как установлено судом по материалам дела и объяснениям представителей участников процесса, основанием для принятия Правительством УР оспариваемого постановления послужил представленный Пермским филиалом ФГУП ФКЦ "Земля" в 2010 году в Управление Росреестра по УР новый исправленный Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов УР по состоянию на 01 января 2007 года, что подтверждается пояснительной запиской к проекту постановления.
Протоколы выявления кадастровой ошибки и решения о необходимости устранения кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости не принимались, что подтверждается письмом Управления Росреестра по УР от 16 декабря 2013 года и представителями Правительства УР и Управления Росреестра по УР не оспаривается. Ссылка представителя Правительства УР на пояснительную записку Управления Росреестра по УР к проекту постановления Правительства УР как на доказательства наличия кадастровой ошибки в сведениях, судом отклоняется. Данная пояснительная записка не соответствует требованиям ч. 5 ст. 28 Закона N 221-ФЗ, поскольку в ней отсутствуют дата выявления кадастровой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.
В нарушение ч. 1 ст. 249 ГПК РФ Правительством УР не представлено доказательств того, что в кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, утвержденной постановлением Правительства УР от 24 ноября 2008 года N 275 в размере <данные изъяты> руб., была допущена ошибка и имелась необходимость ее исправления.
Федеральная служба государственной регистрации Министерства экономического развития РФ в письме от 3 апреля 2009 года N 3-1324-ГЕ информировала о последовательности исправления ошибки, допущенной в отчете. Так, орган кадастрового учета принимает в соответствии с частью 5 статьи 28 Закона решение о необходимости устранения кадастровой ошибки и направляет его заказчику работ по ГКОЗ для исправления такой ошибки. Исполнитель работ по ГКОЗ в рамках гарантийных обязательств, установленных соответствующими государственными контрактами (договорами) на проведение работ по ГКОЗ в субъекте Российской Федерации, осуществляет расчет кадастровой стоимости земельного участка, указанного в Решении, на основании Отчета, содержащего проверенные Роснедвижимостью, впоследствии утвержденные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и внесенные в ГКН результаты государственной кадастровой оценки земель. Результаты данного расчета исполнитель работ представляет заказчику.
Довод представителя Правительства УР о том, что кадастровая ошибка была исправлена путем информационного взаимодействия, и потому не требовалось принятия решения об исправлении кадастровой ошибки, судом отклоняется, как основанный на ошибочном толковании закона.
Кадастровая ошибка в сведениях ГКН подлежит исправлению органами кадастрового учета в порядке, установленном частями 4, 5 статьи 28 Закона N 221-ФЗ. Указанный представителем Правительства УР способ исправления кадастровой ошибки не освобождает от необходимости соблюдения процедуры проведения кадастровой оценки в порядке, урегулированном постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2000 года N 316.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о нарушении Правительством УР процедуры государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Удмуртской Республики, поскольку измененная Правительством УР кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего заявителю на праве аренды, установлена произвольно, без соблюдения процедуры проведения государственной кадастровой оценки земли и утверждения ее результатов, что привело к нарушению прав заявителя. При этом орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не наделен полномочиями произвольно, по собственному усмотрению без соблюдения процедуры, установленной законодательством, определять показатели кадастровой оценки земель.
Суд также находит обоснованными требования заявителя о необходимости признания оспариваемого нормативного правового акта частично недействующим с момента его принятия.
Исходя из смысла правовых положений части 2 статьи 253 ГПК РФ и пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (в редакции постановления Пленума Верховного Суда РФ N 13 от 10 июня 2010 года), нормативный правовой акт может быть признан недействующим как со дня его принятия, так и с иного, указанного судом времени. Исключение составляют лишь нормативные правовые акты, которые в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации могут быть проверены в процедуре конституционного судопроизводства. Такие акты признаются недействующими с момента вступления решения суда в законную силу, что полностью соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации N 1-П от 27 января 2004 года. Между тем, оспариваемое заявителем постановление Правительства УР N 211 к таковым не относится.
Кроме того, суд отмечает, что принятые изменения, внесенные постановлением Правительства УР N 211, распространены на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года, однако указанное противоречит основному принципу действия закона во времени, согласно которому придание обратной силы закону допускается в исключительных случаях, строго оговоренных в законе.
Учитывая изложенное, постановление Правительства Удмуртской Республики от 21 мая 2012 года N 211 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" в оспариваемой части не соответствует ст. 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N 316, в связи с чем является недействующим в части подпункта 10 пункта 1 об изменении цифр "<данные изъяты>" (кадастровая стоимость земельного участка в рублях) на цифру "<данные изъяты>" в пункте <данные изъяты> в раздела "Город Ижевск" приложения N 1 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 N 275.
С учетом изложенного суд находит требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление автогаражного кооператива "<данные изъяты>" удовлетворить.
Признать недействующим с момента принятия постановление Правительства Удмуртской Республики от 21 мая 2012 года N 211 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" в части подпункта 10 пункта 1 об изменения цифр "<данные изъяты>" на цифру "<данные изъяты>" в пункте <данные изъяты> раздела "Город Ижевск" приложения N 1 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение изготовлено судьей 29 января 2014 года.
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики
СЕНТЯКОВА Н.Н.
Удмуртской Республики
СЕНТЯКОВА Н.Н.
Копия верна:
Судья
СЕНТЯКОВА Н.Н.
Судья
СЕНТЯКОВА Н.Н.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)