Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Катькиной Н.Н., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Ибрагимовым Э.А.,
при участии в заседании:
от Комитета по управлению имуществом и экономике Администрации Солнечногорского муниципального района: Варламов М.С. по доверенности от 12.01.2015,
от ООО "ДИЛИЖАН": Соловцова Л.В. по доверенности от 12.01.2015,
от третьих лиц: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом и экономике Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 25 февраля 2015 года по делу N А41-80624/14, принятое судьей Кулматовым Т.Ш., по исковому заявлению Комитета по управлению имуществом и экономике Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области к ООО "ДИЛИЖАН" о признании договоров аренды земельных участков недействительными и обязании передать земельные участки Комитету по управлению имуществом и экономике Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области, при участии третьих лиц: администрации Солнечногорского муниципального района Московской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Правительства Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области,
установил:
Комитет по управлению имуществом и экономике Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области (далее - комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Московской области к обществу с ограниченной ответственностью "ДИЛИЖАН" (далее - общество, ответчик, ООО "ДИЛИЖАН") со следующими требованиями:
- - признать недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка от 15.07.2013 N 189-АП/13, заключенный между Комитетом по управлению имуществом и экономике администрации Солнечногорского района и ООО "ДИЛИЖАН";
- - признать недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка от 15.07.2013 N 188-АП/13, заключенный между Комитетом по управлению имуществом и экономике администрации Солнечногорского района и ООО "ДИЛИЖАН";.
- - признать недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка от 15.07.2013 N 187-АП/13, заключенный между Комитетом по управлению имуществом и экономике администрации Солнечногорского района и ООО "ДИЛИЖАН";
- - обязать ООО "ДИЛИЖАН" передать Комитету по управлению имуществом администрации Солнечногорского муниципального района земельный участок общей площадью 280 кв. м, категория земель "земли населенных пунктов", с кадастровым номером 50:09:0070102:2980, расположенный по адресу: Московская область, Солнечногорский район, городское поселение Андреевка, рабочий поселок Андреевка, разрешенный вид использования "для общественно делового и гражданского строительства (под размещение магазина и комплекса бытовых услуг)";
- - обязать ООО "ДИЛИЖАН" передать Комитету по управлению имуществом администрации Солнечногорского муниципального района земельный участок общей площадью 220 кв. м, категория земель "земли населенных пунктов", с кадастровым номером 50:09:0070102:2982, расположенный по адресу: Московская область, Солнечногорский район, городское поселение Андреевка, рабочий поселок Андреевка, разрешенный вид использования "для общественно делового и гражданского строительства (под размещение магазина и комплекса бытовых услуг)";
- - обязать ООО "ДИЛИЖАН" передать Комитету по управлению имуществом администрации Солнечногорского муниципального района земельный участок общей площадью 355 кв. м, категория земель "земли населенных пунктов", с кадастровым номером 50:09:0070102:2981, расположенный по адресу: Московская область, Солнечногорский район, городское поселение Андреевка, рабочий поселок Андреевка, разрешенный вид использования "для общественно делового и гражданского строительства (под размещение магазина и комплекса бытовых услуг)".
В качестве третьих лиц в деле, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены администрация Солнечногорского муниципального района Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Правительство Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25 февраля 2015 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Комитет обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, во исполнение постановлений главы Солнечногорского района от 05.07.2013 N 4402, N 4400, N 4401 между Комитетом (арендодатель) и ООО "ДИЛИЖАН" (арендатор) были заключены договоры аренды земельных участков:
- - N 189-АП/13 от 15.07.2013 на аренду земельного участка площадью 280 кв. м с кадастровым номером 50:09:0070102:2980 категории "земли населенных пунктов", по адресу: Московская область, Солнечногорский район, г.п. Андреевка, рабочий поселок Андреевка, вид разрешенного использования "для общественно делового и гражданского строительства (под размещение магазина и комплекса бытового обслуживания)";
- - N 188-АП/13 от 15.07.2013 на аренду земельного участка площадью 220 кв. м с кадастровым номером 50:09:0070102:2982 категории "земли населенных пунктов", по адресу: Московская область, Солнечногорский район, г.п. Андреевка, рабочий поселок Андреевка, вид разрешенного использования "для общественно делового и гражданского строительства (под размещение магазина и комплекса бытового обслуживания)";
- - N 187-АП/13 от 15.07.2013 на аренду земельного участка площадью 355 кв. м с кадастровым номером 50:09:0070102:2981 категории "земли населенных пунктов", по адресу: Московская область, Солнечногорский район, г.п. Андреевка, рабочий поселок Андреевка, вид разрешенного использования "для общественно делового и гражданского строительства (под размещение магазина и комплекса бытового обслуживания)".
Установив, что указанные договоры аренды заключены с нарушением требований о публичном информировании населения о возможности формирования и предоставления земельных участков, администрацией в порядке самоконтроля постановления от 05.07.2013 N 4400, N 4401, N 4402 были отменены.
Ссылаясь на то, что формирование и предоставление земельных участков совершено с нарушениями законодательства, полагая, что спорные договоры являются незаконными, Комитет обратился в Арбитражный суд Московской области.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что основания для признания заключенных договоров аренды недействительными (ничтожными) из представленных истцом доказательств не усматривается, а также ссылается на то, что истцом пропущен годичный срок исковой давности.
Обжалуя решение суда первой инстанции, Комитет ссылается на то, что формирование и предоставление земельных участков совершено с нарушениями земельного законодательства, указывает, что постановления об утверждении актов о выборе земельных участков вынесены 30.05.2013 до публикации сообщения о предоставлении спорных земельных участков.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Комитета поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель общества возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы, высказался согласно позиции, изложенной в письменных пояснениях.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
В соответствии со статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из основных принципов земельного законодательства является участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю. Согласно ему граждане РФ, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, установленных законодательством. Данный принцип должен учитываться при осуществлении любого использования земель, затрагивающего интересы населения, поскольку служит гарантией обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности.
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ в редакции, действующей на момент обращения в арбитражный суд, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
Согласно части 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу части 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
Статьей 31 ЗК РФ установлен порядок предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд.
Из смысла указанных норм следует, что до принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков.
Как усматривается из материалов дела, сообщения о предоставлении спорных земельных участков публиковались в сети Интернет на официальном сайте муниципального образования в период с 31.05.2013 до 30.06.2013.
Законодательством способ информирования населения о предстоящем предоставлении земельных участков для строительства не определен. Однако следует учитывать, что само по себе отсутствие прямого указания в законе на способ информирования населения не освобождает орган местного самоуправления от обязанности размещать такие объявления способом, позволяющим обеспечить справедливость, публичность, открытость, прозрачность процедуры предоставления земельного участка и привлечение возможно большего количества заинтересованных лиц.
При этом исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 ЗК РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
Как следует из материалов дела, 30.05.2013 администрацией Солнечногорского муниципального района приняты постановления N 3534, N 3535, N 3536 изданы постановления об утверждении акта о выборе земельного участка, схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории (т. 1, л.д. 84).
Таким образом, даже в случае признания публикации о предоставлении спорных земельных участков в сети Интернет на официальном сайте муниципального образования в период с 31.05.2013 до 30.06.2013 правомерной, апелляционный суд не может признать правомерным вынесение 30.05.2013 администрацией постановлений N 3534, N 3535, N 3536 об утверждении акта о выборе земельного участка до осуществления такого публичного информирования.
Орган местного самоуправления проинформировал население о предоставлении спорного земельного участка для строительства после утверждения акта о выборе земельного участка для строительства, чем нарушил последовательность процедуры выбора земельных участков для строительства, установленной статьей 31 ЗК РФ, согласно которой принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждению акта о выборе земельного участка, предшествуют обращение заинтересованного лица в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением и информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Публичное информирование призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан. Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков, если имеется только одна заявка.
Правомерность выводов о незаконности предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта при нарушении последовательности процедуры выбора земельных участков для строительства и публикации сообщения об этом подтверждена сложившейся судебной практикой, в частности постановлением Арбитражного суда Московского округа от 26 января 2015 года по делу N А41-17555/14, которым были отменены судебные акты судов первой и апелляционной инстанций и принят новый судебный акт о признании незаконными ненормативных актов о предоставлении земельного участка и договоров аренды.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции необоснованно пришел к выводу, что осуществляемые действия и принятые ненормативные правовые акты органом местного самоуправления, являются законными, а заключенные в результате их исполнения договоры аренды земельных участков соответствует требования действующего законодательства, регулирующего предоставление земельных участков.
Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Пунктом 2 статьи 166 ГК РФ установлено, что требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом.
В соответствии со статьей 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
При указанных выше обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку процедура предоставления земельного участка в аренду не была соблюдена, заключенные с ответчиком договоры аренды являются ничтожными сделками.
Апелляционный суд не может согласиться с выводами суда первой инстанции о пропуске истцом годичного срока исковой давности.
Пунктом 1 статьи 181 ГК РФ установлено, что срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.
Принимая во внимание, что Комитет обратился в Арбитражный суд Московской области 18 декабря 2014 года, что подтверждается штемпелем суда, а спорные договоры аренды заключены 15 июля 2013 года, срок исковой давности истцом пропущен не был.
С учетом изложенного у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявленных требований, в связи с чем обжалуемый судебный акт подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 25 февраля 2015 года по делу N А41-80624/14 отменить.
Признать недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка от 15.07.2013 N 189-АП/13, заключенный между ООО "ДИЛИЖАН" и Комитетом по управлению имуществом и экономике администрации Солнечногорского района.
Признать недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка от 15.07.2013 N 188-АП/13, заключенный между ООО "ДИЛИЖАН" и Комитетом по управлению имуществом и экономике администрации Солнечногорского района.
Признать недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка от 15.07.2013 N 187-АП/13, заключенный между ООО "ДИЛИЖАН" и Комитетом по управлению имуществом и экономике администрации Солнечногорского района.
Обязать ООО "ДИЛИЖАН" передать Комитету по управлению имуществом администрации Солнечногорского муниципального района земельный участок общей площадью 280 кв. м, категория земель "земли населенных пунктов", с кадастровым номером 50:09:0070102:2980, расположенный по адресу: Московская область, Солнечногорский район, городское поселение Андреевка, рабочий поселок Андреевка, разрешенный вид использования "для общественно делового и гражданского строительства (под размещение магазина и комплекса бытовых услуг)".
Обязать ООО "ДИЛИЖАН" передать Комитету по управлению имуществом администрации Солнечногорского муниципального района земельный участок общей площадью 220 кв. м, категория земель "земли населенных пунктов", с кадастровым номером 50:09:0070102:2982, расположенный по адресу: Московская область, Солнечногорский район, городское поселение Андреевка, рабочий поселок Андреевка, разрешенный вид использования "для общественно делового и гражданского строительства (под размещение магазина и комплекса бытовых услуг)".
Обязать ООО "ДИЛИЖАН" передать Комитету по управлению имуществом администрации Солнечногорского муниципального района земельный участок общей площадью 355 кв. м, категория земель "земли населенных пунктов", с кадастровым номером 50:09:0070102:2981, расположенный по адресу: Московская область, Солнечногорский район, городское поселение Андреевка, рабочий поселок Андреевка, разрешенный вид использования "для общественно делового и гражданского строительства (под размещение магазина и комплекса бытовых услуг)".
Председательствующий судья
В.Ю.БАРХАТОВ
Судьи
Н.Н.КАТЬКИНА
Е.Н.КОРОТКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.06.2015 N 10АП-2250/2015 ПО ДЕЛУ N А41-80624/14
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июня 2015 г. по делу N А41-80624/14
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Катькиной Н.Н., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Ибрагимовым Э.А.,
при участии в заседании:
от Комитета по управлению имуществом и экономике Администрации Солнечногорского муниципального района: Варламов М.С. по доверенности от 12.01.2015,
от ООО "ДИЛИЖАН": Соловцова Л.В. по доверенности от 12.01.2015,
от третьих лиц: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом и экономике Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 25 февраля 2015 года по делу N А41-80624/14, принятое судьей Кулматовым Т.Ш., по исковому заявлению Комитета по управлению имуществом и экономике Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области к ООО "ДИЛИЖАН" о признании договоров аренды земельных участков недействительными и обязании передать земельные участки Комитету по управлению имуществом и экономике Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области, при участии третьих лиц: администрации Солнечногорского муниципального района Московской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Правительства Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области,
установил:
Комитет по управлению имуществом и экономике Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области (далее - комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Московской области к обществу с ограниченной ответственностью "ДИЛИЖАН" (далее - общество, ответчик, ООО "ДИЛИЖАН") со следующими требованиями:
- - признать недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка от 15.07.2013 N 189-АП/13, заключенный между Комитетом по управлению имуществом и экономике администрации Солнечногорского района и ООО "ДИЛИЖАН";
- - признать недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка от 15.07.2013 N 188-АП/13, заключенный между Комитетом по управлению имуществом и экономике администрации Солнечногорского района и ООО "ДИЛИЖАН";.
- - признать недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка от 15.07.2013 N 187-АП/13, заключенный между Комитетом по управлению имуществом и экономике администрации Солнечногорского района и ООО "ДИЛИЖАН";
- - обязать ООО "ДИЛИЖАН" передать Комитету по управлению имуществом администрации Солнечногорского муниципального района земельный участок общей площадью 280 кв. м, категория земель "земли населенных пунктов", с кадастровым номером 50:09:0070102:2980, расположенный по адресу: Московская область, Солнечногорский район, городское поселение Андреевка, рабочий поселок Андреевка, разрешенный вид использования "для общественно делового и гражданского строительства (под размещение магазина и комплекса бытовых услуг)";
- - обязать ООО "ДИЛИЖАН" передать Комитету по управлению имуществом администрации Солнечногорского муниципального района земельный участок общей площадью 220 кв. м, категория земель "земли населенных пунктов", с кадастровым номером 50:09:0070102:2982, расположенный по адресу: Московская область, Солнечногорский район, городское поселение Андреевка, рабочий поселок Андреевка, разрешенный вид использования "для общественно делового и гражданского строительства (под размещение магазина и комплекса бытовых услуг)";
- - обязать ООО "ДИЛИЖАН" передать Комитету по управлению имуществом администрации Солнечногорского муниципального района земельный участок общей площадью 355 кв. м, категория земель "земли населенных пунктов", с кадастровым номером 50:09:0070102:2981, расположенный по адресу: Московская область, Солнечногорский район, городское поселение Андреевка, рабочий поселок Андреевка, разрешенный вид использования "для общественно делового и гражданского строительства (под размещение магазина и комплекса бытовых услуг)".
В качестве третьих лиц в деле, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены администрация Солнечногорского муниципального района Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Правительство Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25 февраля 2015 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Комитет обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, во исполнение постановлений главы Солнечногорского района от 05.07.2013 N 4402, N 4400, N 4401 между Комитетом (арендодатель) и ООО "ДИЛИЖАН" (арендатор) были заключены договоры аренды земельных участков:
- - N 189-АП/13 от 15.07.2013 на аренду земельного участка площадью 280 кв. м с кадастровым номером 50:09:0070102:2980 категории "земли населенных пунктов", по адресу: Московская область, Солнечногорский район, г.п. Андреевка, рабочий поселок Андреевка, вид разрешенного использования "для общественно делового и гражданского строительства (под размещение магазина и комплекса бытового обслуживания)";
- - N 188-АП/13 от 15.07.2013 на аренду земельного участка площадью 220 кв. м с кадастровым номером 50:09:0070102:2982 категории "земли населенных пунктов", по адресу: Московская область, Солнечногорский район, г.п. Андреевка, рабочий поселок Андреевка, вид разрешенного использования "для общественно делового и гражданского строительства (под размещение магазина и комплекса бытового обслуживания)";
- - N 187-АП/13 от 15.07.2013 на аренду земельного участка площадью 355 кв. м с кадастровым номером 50:09:0070102:2981 категории "земли населенных пунктов", по адресу: Московская область, Солнечногорский район, г.п. Андреевка, рабочий поселок Андреевка, вид разрешенного использования "для общественно делового и гражданского строительства (под размещение магазина и комплекса бытового обслуживания)".
Установив, что указанные договоры аренды заключены с нарушением требований о публичном информировании населения о возможности формирования и предоставления земельных участков, администрацией в порядке самоконтроля постановления от 05.07.2013 N 4400, N 4401, N 4402 были отменены.
Ссылаясь на то, что формирование и предоставление земельных участков совершено с нарушениями законодательства, полагая, что спорные договоры являются незаконными, Комитет обратился в Арбитражный суд Московской области.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что основания для признания заключенных договоров аренды недействительными (ничтожными) из представленных истцом доказательств не усматривается, а также ссылается на то, что истцом пропущен годичный срок исковой давности.
Обжалуя решение суда первой инстанции, Комитет ссылается на то, что формирование и предоставление земельных участков совершено с нарушениями земельного законодательства, указывает, что постановления об утверждении актов о выборе земельных участков вынесены 30.05.2013 до публикации сообщения о предоставлении спорных земельных участков.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Комитета поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель общества возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы, высказался согласно позиции, изложенной в письменных пояснениях.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
В соответствии со статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из основных принципов земельного законодательства является участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю. Согласно ему граждане РФ, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, установленных законодательством. Данный принцип должен учитываться при осуществлении любого использования земель, затрагивающего интересы населения, поскольку служит гарантией обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности.
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ в редакции, действующей на момент обращения в арбитражный суд, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
Согласно части 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу части 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
Статьей 31 ЗК РФ установлен порядок предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд.
Из смысла указанных норм следует, что до принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков.
Как усматривается из материалов дела, сообщения о предоставлении спорных земельных участков публиковались в сети Интернет на официальном сайте муниципального образования в период с 31.05.2013 до 30.06.2013.
Законодательством способ информирования населения о предстоящем предоставлении земельных участков для строительства не определен. Однако следует учитывать, что само по себе отсутствие прямого указания в законе на способ информирования населения не освобождает орган местного самоуправления от обязанности размещать такие объявления способом, позволяющим обеспечить справедливость, публичность, открытость, прозрачность процедуры предоставления земельного участка и привлечение возможно большего количества заинтересованных лиц.
При этом исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 ЗК РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
Как следует из материалов дела, 30.05.2013 администрацией Солнечногорского муниципального района приняты постановления N 3534, N 3535, N 3536 изданы постановления об утверждении акта о выборе земельного участка, схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории (т. 1, л.д. 84).
Таким образом, даже в случае признания публикации о предоставлении спорных земельных участков в сети Интернет на официальном сайте муниципального образования в период с 31.05.2013 до 30.06.2013 правомерной, апелляционный суд не может признать правомерным вынесение 30.05.2013 администрацией постановлений N 3534, N 3535, N 3536 об утверждении акта о выборе земельного участка до осуществления такого публичного информирования.
Орган местного самоуправления проинформировал население о предоставлении спорного земельного участка для строительства после утверждения акта о выборе земельного участка для строительства, чем нарушил последовательность процедуры выбора земельных участков для строительства, установленной статьей 31 ЗК РФ, согласно которой принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждению акта о выборе земельного участка, предшествуют обращение заинтересованного лица в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением и информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Публичное информирование призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан. Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков, если имеется только одна заявка.
Правомерность выводов о незаконности предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта при нарушении последовательности процедуры выбора земельных участков для строительства и публикации сообщения об этом подтверждена сложившейся судебной практикой, в частности постановлением Арбитражного суда Московского округа от 26 января 2015 года по делу N А41-17555/14, которым были отменены судебные акты судов первой и апелляционной инстанций и принят новый судебный акт о признании незаконными ненормативных актов о предоставлении земельного участка и договоров аренды.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции необоснованно пришел к выводу, что осуществляемые действия и принятые ненормативные правовые акты органом местного самоуправления, являются законными, а заключенные в результате их исполнения договоры аренды земельных участков соответствует требования действующего законодательства, регулирующего предоставление земельных участков.
Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Пунктом 2 статьи 166 ГК РФ установлено, что требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом.
В соответствии со статьей 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
При указанных выше обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку процедура предоставления земельного участка в аренду не была соблюдена, заключенные с ответчиком договоры аренды являются ничтожными сделками.
Апелляционный суд не может согласиться с выводами суда первой инстанции о пропуске истцом годичного срока исковой давности.
Пунктом 1 статьи 181 ГК РФ установлено, что срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.
Принимая во внимание, что Комитет обратился в Арбитражный суд Московской области 18 декабря 2014 года, что подтверждается штемпелем суда, а спорные договоры аренды заключены 15 июля 2013 года, срок исковой давности истцом пропущен не был.
С учетом изложенного у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявленных требований, в связи с чем обжалуемый судебный акт подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 25 февраля 2015 года по делу N А41-80624/14 отменить.
Признать недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка от 15.07.2013 N 189-АП/13, заключенный между ООО "ДИЛИЖАН" и Комитетом по управлению имуществом и экономике администрации Солнечногорского района.
Признать недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка от 15.07.2013 N 188-АП/13, заключенный между ООО "ДИЛИЖАН" и Комитетом по управлению имуществом и экономике администрации Солнечногорского района.
Признать недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка от 15.07.2013 N 187-АП/13, заключенный между ООО "ДИЛИЖАН" и Комитетом по управлению имуществом и экономике администрации Солнечногорского района.
Обязать ООО "ДИЛИЖАН" передать Комитету по управлению имуществом администрации Солнечногорского муниципального района земельный участок общей площадью 280 кв. м, категория земель "земли населенных пунктов", с кадастровым номером 50:09:0070102:2980, расположенный по адресу: Московская область, Солнечногорский район, городское поселение Андреевка, рабочий поселок Андреевка, разрешенный вид использования "для общественно делового и гражданского строительства (под размещение магазина и комплекса бытовых услуг)".
Обязать ООО "ДИЛИЖАН" передать Комитету по управлению имуществом администрации Солнечногорского муниципального района земельный участок общей площадью 220 кв. м, категория земель "земли населенных пунктов", с кадастровым номером 50:09:0070102:2982, расположенный по адресу: Московская область, Солнечногорский район, городское поселение Андреевка, рабочий поселок Андреевка, разрешенный вид использования "для общественно делового и гражданского строительства (под размещение магазина и комплекса бытовых услуг)".
Обязать ООО "ДИЛИЖАН" передать Комитету по управлению имуществом администрации Солнечногорского муниципального района земельный участок общей площадью 355 кв. м, категория земель "земли населенных пунктов", с кадастровым номером 50:09:0070102:2981, расположенный по адресу: Московская область, Солнечногорский район, городское поселение Андреевка, рабочий поселок Андреевка, разрешенный вид использования "для общественно делового и гражданского строительства (под размещение магазина и комплекса бытовых услуг)".
Председательствующий судья
В.Ю.БАРХАТОВ
Судьи
Н.Н.КАТЬКИНА
Е.Н.КОРОТКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)