Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 19.02.2015 ПО ДЕЛУ N 33-902

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 февраля 2015 г. по делу N 33-902


Судья: Бирюкова И.Г.
Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А.,
судей Поляниной О.А., Литвиновой М.В.,
при секретаре Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Федерального агентства лесного хозяйства о признании недействующим в части решения Совета муниципального образования город Балаково от 29.10.2010 года N 217 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования город Балаково до 2025 года", по апелляционной жалобе Совета муниципального образования город Балаково на решение Балаковского районного суда Саратовской области от 24.10.2014 года, которым требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А., объяснения представителя администрации Балаковского муниципального района Саратовской области М., поддержавшего апелляционную жалобу, представителя министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области В., возражавшего против удовлетворения жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия
установила:

Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в суд с заявлением об оспаривании решения Совета муниципального образования город Балаково от 29.10.2010 года N 217 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования город Балаково до 2025 года" в части включения в границы населенного пункта города Балаково лесных участков, расположенных на принадлежащих Российской Федерации на праве собственности землях лесного фонда, в выделах 1-14 квартала 20, выделе 1 квартала 96, выдела 1 квартала 103 Балаковского участкового лесничества Саратовской области.
В обоснование требований заявитель указывал, что оспариваемым нормативным актом определена граница муниципального образования город Балаково. В состав земель муниципального образования включены лесные участки, расположенные на землях лесного фонда в выделах 1-14 квартала 20, выделе 1 квартала 96, выдела 1 квартала 103 Балаковского участкового лесничества Балаковского лесничества Саратовской области. Тем самым был изменен правовой режим земель лесного фонда, осуществлен фактический перевод указанных земель из одной категории в другую категорию (земли населенных пунктов), что противоречит требованиям Земельного кодекса РФ, Лесного кодекса РФ, Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". При включении в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, посредством установления и изменения границы населенного пункта, при переводе земельных участков земель лесного фонда в земли других (иных) категорий необходима процедура согласования с Федеральных агентством лесного хозяйства - федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в области лесных отношений, осуществляющим рассмотрение в установленном порядке схем территориального планирования, генеральных планов, подготовку заключений в пределах своей компетенции.
Заявитель полагает, что Советом муниципального образования город Балаково при принятии оспариваемого нормативного акта не соблюдена установленная действующим законодательством процедура согласования включения в границы населенного пункта земельных участков из состава земель лесного фонда.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил решение, которым решение Совета муниципального образования город Балаково от 29.10.2010 года N 217 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования город Балаково до 2025 года" признано недействующим и не подлежащим применению в части включения в границы населенного пункта города Балаково лесных участков, расположенных на принадлежащих Российской Федерации на праве собственности землях лесного фонда в выделах 1-14 квартала 20, выделе 1 квартала 96, выдела 1 квартала 103 Балаковского участкового лесничества Балаковского лесничества Саратовской области.
В апелляционной жалобе Совет муниципального образования город Балаково просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении требований. Автор жалобы указывает, что судом допущено нарушение норм материального права, поскольку оспариваемое решение принято уполномоченным органом, в соответствии с действующим законодательством. Установленный законодательством порядок опубликования и принятия данного решения соблюден. Надлежащим доказательством принадлежности земельного участка к той или иной категории, виду разрешенного использования являются сведения государственного кадастра недвижимости. Заявителем не представлены доказательства, подтверждающие факт формирования и постановки на кадастровый учет спорных земельных участков. Вывод суда о том, что оспариваемое решение является недействующим, в связи с отсутствием согласования нормативного правового акта с Федеральным агентством лесного хозяйства, является необоснованным, поскольку постановление Правительства РФ от 23.09.2010 года N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства", устанавливающее такое согласование вступило в силу 11.10.2010 года. Пакет документов, необходимый для рассмотрения, главе муниципального образования город Саратов был предоставлен 23.09.2010 года.
В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура города Балаково, Федеральное агентство лесного хозяйства и министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области просят решение суда оставить без изменения.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям статьи 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
Согласно статье 5 Лесного кодекса Российской Федерации (редакция от 22.07.2010 года) использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
В соответствии со статьей 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса (статья 7 Лесного кодекса РФ).
В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Исходя из статьи 69 Лесного кодекса РФ местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
В силу части 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Согласно части 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, в том числе земли поселений и земли лесного фонда (часть 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ).
Землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные чертой от земель других категорий (часть 1 статьи 83 Земельного кодекса РФ). К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) (часть 1 статьи 101 Земельного кодекса РФ).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов является переводом земель или земельных участков в составе таких земель в земли населенных пунктов.
Из материалов дела следует, что решением Совета муниципального образования город Балаково от 29.10.2010 года N 217 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования город Балаково до 2025 года" в границы населенного пункта город Балаково включены лесные участки, расположенные на принадлежащих Российской Федерации на праве собственности землях лесного фонда в выделах 1-14 квартала 20, выделе 1 квартала 96, выдела 1 квартала 103 Балаковского участкового лесничества Балаковского лесничества Саратовской области.
Разрешая спор, суд пришел к выводу, что наличие утвержденного Генерального плана МО город Балаково не влечет за собой автоматический перевод земель лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, в категорию земель населенных пунктов. Кроме того, отсутствовало согласование проекта оспариваемого решения с Федеральным агентством лесного хозяйства, следовательно решение Совета муниципального образования город Балаково от 29.10.2010 года N 217 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования город Балаково до 2025 года" является недействительным в части включения в границы населенного пункта город Балаково лесных участков, расположенных на принадлежащих Российской Федерации на праве собственности землях лесного фонда в выделах 1-14 квартала 20, в выделе 1 квартала 96, выдела 1 квартала 103 Балаковского участкового лесничества Балаковского лесничества Саратовской области.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ перевод земель, находящихся в федеральной собственности, из одной категории в другую осуществляется Правительством РФ.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В силу части 14 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" при наличии генеральных планов городских округов в случае, если предполагается включение земельных участков в границы населенного пункта и установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков из состава земель лесного фонда требуется проведение дополнительного согласования в федеральных органах исполнительной власти.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, городского округа определен статьей 24 Градостроительного кодекса РФ, предусматривающей обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со статьей 25 Градостроительного кодекса РФ с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном этим органом, в том числе и в случае, когда предусматривается включение в соответствии с проектом генерального плана в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из категории земель лесного фонда.
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере лесного хозяйства в соответствии с Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства (утв. постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 года N 283 и впоследствии постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 года N 736) на момент принятия оспариваемого решения являлось Федеральное агентство лесного хозяйства.
Согласно статье 7 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Исходя из положений статьи 9, части 6 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения об изменении границ населенных пунктов, в том числе путем перевода земель из одной категории в другую, вносятся в государственный кадастр недвижимости.
Из материалов дела следует, что согласно свидетельству о государственной регистрации права серии N N Российской Федерации на праве собственности принадлежит участок лесного фонда площадью 9768,5 га, расположенный на территории Вольского и Балаковского районов Саратовской области.
Доказательств того, что перевод спорных земельных участков из состава лесного фонда в состав земель населенного пункта согласован с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на распоряжение участками лесного фонда, а также произведен кадастровый учет такого перевода, суду не представлено.
Таким образом, процедура перевода спорных земельных участков в установленном законом порядке не завершена, в связи с чем они не могут считаться свободными от прав прежнего землепользователя.
Довод жалобы о внесении проекта оспариваемого решения главе МО город Балаково до вступления в силу постановления Правительства РФ от 23.09.2010 года N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства", правового значения не имеет. Оспариваемое решение Совета принято 29.10.2010 года, следовательно, необходимо было руководствоваться нормами законодательства, действовавшими на момент принятия указанного решения.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что спорные лесные участки включены в границы населенного пункта с нарушением процедуры согласования, в связи с чем решение Совета муниципального образования город Балаково от 29.10.2010 года N 217 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования город Балаково до 2025 года" правильно признано недействующим и не подлежащим применению в части включения в границы населенного пункта города Балаково лесных участков, расположенных на принадлежащих Российской Федерации на праве собственности землях лесного фонда в выделах 1-14 квартала 20, выделе 1 квартала 96, выдела 1 квартала 103 Балаковского участкового лесничества Балаковского лесничества Саратовской области.
Доводы жалобы не содержат оснований, влекущих отмену решения суда, все они были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
Нарушений норм материального или процессуального права, которые могут служить основанием для отмены обжалуемого решения, судом не допущено.
При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

решение Балаковского районного суда Саратовской области от 24.10.2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета муниципального образования г. Балаково - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)