Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.01.2014 N 05АП-15068/2013 ПО ДЕЛУ N А51-27668/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 января 2014 г. N 05АП-15068/2013

Дело N А51-27668/2013

Резолютивная часть постановления оглашена 20 января 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 января 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей А.В. Гончаровой, С.В. Гуцалюк,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу департамента земельных и имущественных отношений Приморского края,
апелляционное производство N 05АП-15068/2013
на решение от 18.11.2013
судьи Е.И. Голуб
по делу N А51-27668/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению дачного некоммерческого товарищества "Заря" (ИНН 2537082749, ОГРН 1102537002920, дата регистрации 18.06.2010)
к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, дата регистрации 21.06.2007)
третье лицо: Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации 20.05.2009)
о признании незаконным решения от 09.07.2013 N 20/03/02-14/15175,
при участии в заседании:
- от заявителя: представитель А.К. Сергеева (доверенность от 11.09.2013);
- от департамента: представитель Т.А. Якушева (доверенность от 30.12.2013 N 20/37243);
- от УГА: не явились, уведомлены надлежаще;

- установил:

Дачное некоммерческое товарищество "Заря" (далее по тексту - заявитель, товарищество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (далее по тексту - департамент) от 09.07.2013 N 20/03/02-14/15175 об отказе в предоставлении земельного участка площадью 14615 кв. м с кадастровым номером 25:28:050052:1354, расположенного примерно в 60 м от ориентира по направлению на юг, почтовый адрес ориентира: г. Владивосток, ул. Лесная, 54, в аренду сроком на 49 лет для ведения дачного хозяйства и об обязании департамент в двухнедельный срок с момента принятия судебного акта издать распоряжение о предоставлении спорного земельного участка.
Определением от 21.10.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Владивостока (далее по тексту - третье лицо, управление, УГА).
Решением от 18.11.2013 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. В целях восстановления нарушенных прав заявителя суд обязал департамент в двухнедельный срок со дня вступления решения в законную силу издать распоряжение о предоставлении заявителю земельного участка с кадастровым номером 25:28:050052:1354 площадью 14615 кв. м в аренду сроком на 49 лет для ведения дачного хозяйства.
Обжалуя указанное решение в апелляционном порядке, департамент ссылается на отсутствие оснований для предоставления земельного участка заявителю. Пояснил, что земельный участок расположен в территориальной зоне "Ж-1", в границах которой ведение дачного хозяйства не предусмотрено.
Товарищество по тексту представленного в материалы дела отзыва, поддержанного представителем в судебном заседании, возражало против доводов апелляционной жалобы. Решение суда просило оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлено надлежаще. На основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителя третьего лица.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
26.08.2010 товарищество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 18000 кв. м для целей, не связанных со строительством - ведения дачного хозяйства в районе ул. Лесная, 54 в г. Владивостоке.
Письмом от 12.10.2010 N 29/06-20-16595 департамент отказал товариществу в предоставлении земельного участка со ссылкой на его нахождение в границах лесного фонда.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 25.04.2011 по делу N А51-18955/2010 отказ департамента признан незаконным.
Во исполнение указанного решения письмом от 22.07.2011 N 29/06/02-12/12879 департамент направил заявление товарищества в администрацию г. Владивостока (далее по тексту - администрация) для решения вопроса о формировании земельного участка.
Письмом от 07.10.2011 N 9799д администрации отказала товариществу в утверждении схемы расположении земельного участка на кадастровом плане территории со ссылкой на нахождение в его границах жилого дома и дороги, являющейся территорией общего пользования.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 20.01.2012 по делу N А51-19579/2011 отказ администрации признан незаконным.
24.01.2012 товарищество обратилось в УГА с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения спорного земельного участка, площадь которого была уменьшена заявителем до 14615 кв. м.
Письмом от 06.02.2012 N 1687/1у УГА отказало товариществу в формировании земельного участка, указав на наличие обеспечительных мер, принятых определением от 12.12.2011 по делу N А51-19579/2011 и определениями Ленинского районного суда г. Владивостока. Кроме того, заявителю было сообщено о нахождении земельного участка в границах зоны Ж-1.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 04.07.2012 по делу N А51-7289/2012 отказ УГА признан незаконным.
Во исполнение указанного решения распоряжением УГА от 04.09.2012 N 1573 заявителю утверждена схема земельного участка площадью 14615 кв. м по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Лесная, 54 на кадастровом плане территории для целей, не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства).
10.12.2012 спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 25:28:050052:1354.
17.06.2013 заявителем в адрес департамента направлено распоряжение УГА от 04.09.2012 N 1573 и кадастровый паспорт спорного земельного участка.
Рассмотрев представленные документы, департамент письмом от 09.07.2013 N 20/03/02-14/15175 отказал товариществу в предоставлении земельного участка со ссылкой на его нахождение в границах зоны Ж-1, градостроительным регламентом которой ведение дачного хозяйства не предусмотрено. Кроме того, департамент указал на непредставление заявителем выписки из ЕГРЮЛ, подтверждающей состав участников товарищества и полномочия председателя правления.
Полагая, что отказ департамента, оформленный вышеуказанным письмом, не соответствует земельному законодательству и нарушает его права и законные интересы, товарищество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Оценив доводы сторон и представленные в материалы дела документы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ для признания решения государственного органа незаконным суду необходимо установить наличие одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушения данным решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, между сторонами сложились правоотношения, связанные с предоставлением заявителю земельного участка площадью 14615 кв. м в районе ул. Лесная, 54 в г. Владивостоке для ведения дачного хозяйства.
Согласно пункту 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ, Кодекс) порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
При этом по правилам пункта 2 статьи 7 ЗК РФ земли должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Возможность предоставления тех или иных земельных участков для ведения дачного хозяйства в силу требований Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее по тексту - Закон N 66-ФЗ) определяется исходя из зонирования территории.
Так, в соответствии со статьей 12 Закона N 66-ФЗ при зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на развитие межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков.
В схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков, разрешенном использовании земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам.
Варианты предоставления земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагаются органом, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий (пункт 2 статьи 14 Закона N 66-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 15 Закона N 66-ФЗ предусмотрена возможность выделения на территории муниципального образования зон, в которых не предоставляются садовые, огородные и дачные земельные участки или ограничиваются права на их использование (особо охраняемые природные территории, территории с зарегистрированными залежами полезных ископаемых, особо ценные сельскохозяйственные угодья, резервные территории развития городских и других поселений, территории с развитыми карстовыми, оползневыми, селевыми и другими природными процессами, представляющими угрозу жизни или здоровью граждан, угрозу сохранности их имущества).
Виды разрешенного использования земельных участков указываются в градостроительном регламенте, являющемся частью правил землепользования и застройки (части 2, 3 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ)).
Частью 4 статьи 30 ГрК РФ предусмотрено, что границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования и должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
В силу части 3 статьи 35 ГрК РФ территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства, могут включаться в состав жилых зон.
Пунктом 1 статьи 22, пунктом 1, подпунктом 1 пункта 2 статьи 23 Правил землепользования и застройки г. Владивостока (в редакции решения Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462) ведение дачного хозяйства было отнесено к основному виду разрешенного использования земельных участков в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1).
Решением Думы г. Владивостока от 14.10.2011 N 742, вступившим в законную силу 18.10.2011 (опубликовано в Вестнике Думы г. Владивостока), введена зона застройки индивидуальными жилыми домами, включающая территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства (Ж-4). При этом из видов разрешенного использования градостроительного регламента зоны Ж-1 ведение дачного хозяйства исключено.
Таким образом, на территории Владивостокского городского округа установлены границы территориальных зон и утверждены градостроительные регламенты. Для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства определена зона Ж-4.
Коллегией установлено, что испрашиваемый товариществом земельный участок с кадастровым номером 25:28:050052:1354 расположен в границах зоны Ж-1. Указанный факт подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 10.12.2012 N 25/00-12-161510, схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной распоряжением УГА от 04.09.2012 N 1573, и товариществом не оспаривается.
Поскольку ведение дачного хозяйства не предусмотрено градостроительным регламентом зоны Ж-1 в качестве разрешенного использования, коллегия приходит к выводу о том, что основания для предоставления спорного земельного участка заявителю у департамента отсутствовали.
Делая вывод об обратном, суд первой инстанции исходил из того, что спорные правоотношения возникли до вступления в действие изменений в Правила землепользования и застройки в редакции от 14.10.2011, и заявитель не должен претерпевать какие-либо неблагоприятные последствия бездействия департамента и органов местного самоуправления, не рассмотревших заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с требованиями закона.
Действительно, на момент обращения заявителя за предоставлением земельного участка - 26.08.2010 градостроительный регламент зоны Ж-1, в границах которой заявителем испрашивается земельный участок, относил к основным видам разрешенного использования данной зоны территории, предназначенные для садоводства и ведения дачного хозяйства.
Вместе с тем юридически значимым в процедуре предоставления земельного участка является не дата обращения заинтересованного лица с соответствующим заявлением, а дата формирования земельного участка, на которую должны быть учтены требования градостроительного зонирования соответствующей территории, поскольку при разрешении вопросов о предоставлении земельных участков уполномоченный орган руководствуется действующим на момент принятия решения земельным и градостроительным законодательством, и обязан исходить из принципа деления земель по целевому назначению и обязательности исполнения требований градостроительных регламентов.
Спорный земельный участок сформирован в соответствии с распоряжением УГА от 04.09.2012 N 1573, то есть уже после внесения изменений в перечень видов разрешенного использования зоны Ж-1.
То обстоятельство, что ведение садоводства и дачного хозяйства ранее было отнесено к названной зоне, не может служить основанием для предоставления земельного участка в заявленных целях в силу принципа деления земель по целевому назначению и обязательности исполнения требований градостроительных регламентов (пункт 8 статьи 1, статья 42, пункт 3 статьи 85 ЗК РФ). Иное применение норм ЗК РФ приведет к невозможности использования заинтересованным лицом предоставленного ему земельного участка.
При этом возможность ведения садоводства и дачного хозяйства в зоне Ж-1, существовавшая до внесения изменений в Правила землепользования и застройки, не может расцениваться как основание для признания незаконным оспариваемого решения.
Делая вывод об обратном со ссылками на положения пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции не учел, что при регулировании земельных отношений применяется, как следует из пункта 11 статьи 1 ЗК РФ, принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, который состоит в том, что гражданское законодательство устанавливает общие нормы регулирования имущественных отношений, в том числе и земельных, а земельное законодательство - специальные нормы регулирования земельных отношений. Специфика разграничения обусловлена публичным характером регулирования земельных отношений.
Исходя из этого, согласно пункту 3 статьи 3 ЗК РФ гражданским законодательством регулируются имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними, если иное не предусмотрено земельным, лесным, природоохранительным, иными специальными федеральными законами. При этом гражданские правоотношения по использованию земельного участка возникают не с момента обращения заявителя за предоставлением земельного участка, а после принятия решения о предоставлении земельного участка на определенном праве, в связи с этим ссылка на статью 4 Гражданского кодекса Российской Федерации несостоятельна.
Ссылки товарищества на судебные акты по делу N А51-7289/2012 как на имеющие преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела апелляционной коллегией не принимаются, поскольку в силу части 2 статьи 69 АПК РФ основания для применения преюдиции отсутствуют (иной предмет спор, иные лица, участвующие в деле).
Доводы департамента, связанные с непредставлением выписки из ЕГРЮЛ, подтверждающей состав участников товарищества и полномочия председателя правления, коллегией отклоняются как не имеющие значения для рассмотрения настоящего спора по существу.
Учитывая изложенное, коллегия приходит к выводу о том, что у департамента имелись основания для отказа в предоставлении земельного участка заявителю.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку в ходе рассмотрения дела коллегией установлено отсутствие оснований для признания оспариваемого отказа незаконным, то, соответственно, основания для удовлетворения требований заявителя отсутствуют. В этой связи решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ как принятое с нарушением норм материального права.
На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы по госпошлине, уплаченной товариществом при обращении в суд с заявлением, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 18.11.2013 по делу N А51-27668/2013 отменить.
В удовлетворении заявления дачного некоммерческого товарищества "Заря" отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
Н.Н.АНИСИМОВА

Судьи
А.В.ГОНЧАРОВА
С.В.ГУЦАЛЮК















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)