Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Шевелев Л.А.
Суд апелляционной инстанции Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Мясникова А.А.,
судей Шетогубовой О.П., Луневой С.П.
при секретаре судебного заседания Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя администрации г. Ставрополя Я. на решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 27 ноября 2013 года по гражданскому делу по иску У. к администрации города Ставрополя и комитету градостроительства администрации города Ставрополя о признании права на первоочередное предоставление земельного участка и обязании администрации города Ставрополя предоставить земельный участок,
заслушав доклад судьи Шетогубовой О.П.,
установил:
У. обратился в суд с исковым заявлением, впоследствии уточненным, о признании за ним права на первоочередное предоставление земельного участка и возложении на администрацию города Ставрополя обязанности по предоставлению У. земельного участка для ведения дачного хозяйства на территории города Ставрополя, мотивировав исковые требования следующим.
Истец является инвалидом второй группы, что подтверждается справкой МСЭ-2012 г. N 2263353 от 16.08.2011 г.
Одной из мер социальной защиты инвалидов, из числа установленных ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", является право на первоочередное получение земельных участков для ведения подсобного, дачного хозяйства и садоводства (ч. 14 ст. 17 Закона). Совокупное толкование норм действующего законодательства о социальной защите инвалидов, а также судебной практики по данном вопросу сводится к возможности получения в первоочередном порядке земельного участка для ведения подсобного, дачного хозяйства и садоводства без учета признака нуждаемости в улучшении жилищных вопросов.
Так, в соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 г. N 901, инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления (п. 17 Правил).
Истец У. 06.09.2013 г. обратился в Комитет градостроительства администрации города Ставрополя с заявлением о предоставлении в первоочередном порядке земельного участка в границах г. Ставрополя для ведения подсобного, дачного хозяйства и садоводства.
По результатам рассмотрения заявления истца Комитет градостроительства в ответе от 19.09.2013 г. за N 3566-09/7-17/3 сообщил, что орган местного самоуправления не уполномочен предоставлять земельные участки в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом товариществе, поскольку эти вопросы отнесены к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных).
Дополнительно Комитет градостроительства указал, что в настоящее время в границах города Ставрополя отсутствуют земельные участки, специально предназначенные для инвалидов для ведения подсобного, дачного хозяйства и садоводства, отсутствует и порядок предоставления таких земельных участков.
Ссылаясь на положения п. 1 ст. 13, ст. 15 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" и ст. 11 Земельного кодекса РФ, истец полагает, что доводы, изложенные в ответе Комитета градостроительства администрации города Ставрополя, основаны на неверном толковании норм права, поскольку именно на органы местного самоуправления возложена законная обязанность по определению и реализации порядка первоочередного предоставления земельных участков данной категории граждан.
В связи с чем, истец просил суд признать за ним право на первоочередное предоставление земельного участка для ведения дачного хозяйства на территории города Ставрополя и обязать администрацию города Ставрополя предоставить У. земельный участок для ведения дачного хозяйства на территории города Ставрополя.
Решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 27 ноября 2013 года исковые требования У. удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением, представитель администрации г. Ставрополя Я. подал апелляционную жалобу, в которой считает решение незаконным и необоснованным. Указывает, что право истца на первоочередное предоставление земельного участка для ведения дачного хозяйства, закреплено в ч. 14 ст. 17 ФЗ от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ и никем не оспаривается, следовательно, исковые требования У., ввиду отсутствия спора о праве, заявлены неверно. Считает, что такие требования должны быть заявлены в порядке главы 25 ГПК РФ. Также полагает, что при применении п. 1 ст. 8 ФЗ от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ судом неправильно истолкован закон, что в свою очередь повлекло неправильное применение норм материального права. Учитывая доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просит решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца У. - по доверенности Т. считает доводы жалобы необоснованными, в связи с чем просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав объяснения Т., проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об оставлении решения без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях.
Суд первой инстанции при рассмотрении гражданского дела и судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в процессе проверки решения установили следующее.
Согласно справке серии МСЭ-2012 N 2263353 от 16.08.2013 г., истец У. является инвалидом второй группы (л.д. 6).
06.09.2013 г. истец обратился в комитет градостроительства администрации города Ставрополя с заявлением о предоставлении ему как инвалиду в первоочередном порядке земельного участка расположенного на территории города Ставрополя для дачного хозяйства и садоводства (л.д. 7).
В ответе от 19.09.2013 г. за N 3566-09/7-17/3 комитет градостроительства администрации города Ставрополя сообщил истцу, что орган местного самоуправления не уполномочен предоставлять земельные участки в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом товариществе, поскольку эти вопросы, по мнению ответчика, отнесены к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных). Также в ответе указано, что в настоящее время в границах города Ставрополя отсутствуют земельные участки, специально предназначенные для инвалидов для ведения подсобного, дачного хозяйства и садоводства, отсутствует и порядок предоставления таких земельных участков (л.д. 8).
Пунктами "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что социальная защита, включая социальное обеспечение, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 10 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям субъектов Российской Федерации отнесены разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления. Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определена Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в соответствии со статьей 17 которого инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Согласно пункту 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901 инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
Следовательно, право У. как инвалида на предоставление в первоочередном порядке земельного участка, расположенного на территории города Ставрополя, для дачного хозяйства и садоводства закреплено действующим законодательством.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ и п. 1 ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", обязанность по обеспечению граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, возложена на органы местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
И поскольку, как правильно указал в решении суд первой инстанции, Комитет градостроительства администрации города Ставрополя является отраслевым (функциональным) органом администрации города Ставрополя, созданным для решения вопросов, отнесенных в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Ставропольского края, муниципальными правовыми актами города Ставрополя к компетенции администрации города Ставрополя в области градостроительства и землепользования на территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края и действует на основании Положения о комитете градостроительства администрации города Ставрополя, утвержденного постановлением администрации города Ставрополя от 20.06.2013 г. N 2008., действия У. по поводу обращения с заявлением о внеочередном предоставлении земельного участка в Комитет правомерны.
На основании изложенного судебная коллегия считает, что суд правильно установил все юридически значимые обстоятельства дела, в соответствии с положениями ст. 198 ГПК РФ проверил все доводы сторон, дал им надлежащую правовую оценку и вынес обоснованное решение, правильно применив нормы материального и процессуального права, подлежащие применению при разрешении данного спора.
Доводы апелляционной жалобы о том, что настоящие требования должны были быть заявлены и рассмотрены в порядке главы 25 ГПК РФ, судебная коллегия считает необоснованными, поскольку по настоящему делу имеет место спор о праве, в связи с чем У. вправе был обратиться за защитой нарушенного права путем подачи искового заявления.
Другие доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене законного и обоснованного решения суда первой инстанции также не содержат, поскольку не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения.
Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 329 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
определил:
Решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 27 ноября 2013 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 08.04.2014 ПО ДЕЛУ N 33-1739/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 апреля 2014 г. по делу N 33-1739/2014
Судья: Шевелев Л.А.
Суд апелляционной инстанции Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Мясникова А.А.,
судей Шетогубовой О.П., Луневой С.П.
при секретаре судебного заседания Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя администрации г. Ставрополя Я. на решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 27 ноября 2013 года по гражданскому делу по иску У. к администрации города Ставрополя и комитету градостроительства администрации города Ставрополя о признании права на первоочередное предоставление земельного участка и обязании администрации города Ставрополя предоставить земельный участок,
заслушав доклад судьи Шетогубовой О.П.,
установил:
У. обратился в суд с исковым заявлением, впоследствии уточненным, о признании за ним права на первоочередное предоставление земельного участка и возложении на администрацию города Ставрополя обязанности по предоставлению У. земельного участка для ведения дачного хозяйства на территории города Ставрополя, мотивировав исковые требования следующим.
Истец является инвалидом второй группы, что подтверждается справкой МСЭ-2012 г. N 2263353 от 16.08.2011 г.
Одной из мер социальной защиты инвалидов, из числа установленных ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", является право на первоочередное получение земельных участков для ведения подсобного, дачного хозяйства и садоводства (ч. 14 ст. 17 Закона). Совокупное толкование норм действующего законодательства о социальной защите инвалидов, а также судебной практики по данном вопросу сводится к возможности получения в первоочередном порядке земельного участка для ведения подсобного, дачного хозяйства и садоводства без учета признака нуждаемости в улучшении жилищных вопросов.
Так, в соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 г. N 901, инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления (п. 17 Правил).
Истец У. 06.09.2013 г. обратился в Комитет градостроительства администрации города Ставрополя с заявлением о предоставлении в первоочередном порядке земельного участка в границах г. Ставрополя для ведения подсобного, дачного хозяйства и садоводства.
По результатам рассмотрения заявления истца Комитет градостроительства в ответе от 19.09.2013 г. за N 3566-09/7-17/3 сообщил, что орган местного самоуправления не уполномочен предоставлять земельные участки в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом товариществе, поскольку эти вопросы отнесены к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных).
Дополнительно Комитет градостроительства указал, что в настоящее время в границах города Ставрополя отсутствуют земельные участки, специально предназначенные для инвалидов для ведения подсобного, дачного хозяйства и садоводства, отсутствует и порядок предоставления таких земельных участков.
Ссылаясь на положения п. 1 ст. 13, ст. 15 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" и ст. 11 Земельного кодекса РФ, истец полагает, что доводы, изложенные в ответе Комитета градостроительства администрации города Ставрополя, основаны на неверном толковании норм права, поскольку именно на органы местного самоуправления возложена законная обязанность по определению и реализации порядка первоочередного предоставления земельных участков данной категории граждан.
В связи с чем, истец просил суд признать за ним право на первоочередное предоставление земельного участка для ведения дачного хозяйства на территории города Ставрополя и обязать администрацию города Ставрополя предоставить У. земельный участок для ведения дачного хозяйства на территории города Ставрополя.
Решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 27 ноября 2013 года исковые требования У. удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением, представитель администрации г. Ставрополя Я. подал апелляционную жалобу, в которой считает решение незаконным и необоснованным. Указывает, что право истца на первоочередное предоставление земельного участка для ведения дачного хозяйства, закреплено в ч. 14 ст. 17 ФЗ от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ и никем не оспаривается, следовательно, исковые требования У., ввиду отсутствия спора о праве, заявлены неверно. Считает, что такие требования должны быть заявлены в порядке главы 25 ГПК РФ. Также полагает, что при применении п. 1 ст. 8 ФЗ от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ судом неправильно истолкован закон, что в свою очередь повлекло неправильное применение норм материального права. Учитывая доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просит решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца У. - по доверенности Т. считает доводы жалобы необоснованными, в связи с чем просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав объяснения Т., проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об оставлении решения без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях.
Суд первой инстанции при рассмотрении гражданского дела и судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в процессе проверки решения установили следующее.
Согласно справке серии МСЭ-2012 N 2263353 от 16.08.2013 г., истец У. является инвалидом второй группы (л.д. 6).
06.09.2013 г. истец обратился в комитет градостроительства администрации города Ставрополя с заявлением о предоставлении ему как инвалиду в первоочередном порядке земельного участка расположенного на территории города Ставрополя для дачного хозяйства и садоводства (л.д. 7).
В ответе от 19.09.2013 г. за N 3566-09/7-17/3 комитет градостроительства администрации города Ставрополя сообщил истцу, что орган местного самоуправления не уполномочен предоставлять земельные участки в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом товариществе, поскольку эти вопросы, по мнению ответчика, отнесены к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных). Также в ответе указано, что в настоящее время в границах города Ставрополя отсутствуют земельные участки, специально предназначенные для инвалидов для ведения подсобного, дачного хозяйства и садоводства, отсутствует и порядок предоставления таких земельных участков (л.д. 8).
Пунктами "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что социальная защита, включая социальное обеспечение, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 10 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям субъектов Российской Федерации отнесены разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления. Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определена Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в соответствии со статьей 17 которого инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Согласно пункту 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901 инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
Следовательно, право У. как инвалида на предоставление в первоочередном порядке земельного участка, расположенного на территории города Ставрополя, для дачного хозяйства и садоводства закреплено действующим законодательством.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ и п. 1 ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", обязанность по обеспечению граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, возложена на органы местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
И поскольку, как правильно указал в решении суд первой инстанции, Комитет градостроительства администрации города Ставрополя является отраслевым (функциональным) органом администрации города Ставрополя, созданным для решения вопросов, отнесенных в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Ставропольского края, муниципальными правовыми актами города Ставрополя к компетенции администрации города Ставрополя в области градостроительства и землепользования на территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края и действует на основании Положения о комитете градостроительства администрации города Ставрополя, утвержденного постановлением администрации города Ставрополя от 20.06.2013 г. N 2008., действия У. по поводу обращения с заявлением о внеочередном предоставлении земельного участка в Комитет правомерны.
На основании изложенного судебная коллегия считает, что суд правильно установил все юридически значимые обстоятельства дела, в соответствии с положениями ст. 198 ГПК РФ проверил все доводы сторон, дал им надлежащую правовую оценку и вынес обоснованное решение, правильно применив нормы материального и процессуального права, подлежащие применению при разрешении данного спора.
Доводы апелляционной жалобы о том, что настоящие требования должны были быть заявлены и рассмотрены в порядке главы 25 ГПК РФ, судебная коллегия считает необоснованными, поскольку по настоящему делу имеет место спор о праве, в связи с чем У. вправе был обратиться за защитой нарушенного права путем подачи искового заявления.
Другие доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене законного и обоснованного решения суда первой инстанции также не содержат, поскольку не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения.
Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 329 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
определил:
Решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 27 ноября 2013 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)