Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 16.01.2014 ПО ДЕЛУ N А42-7816/2012

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 января 2014 г. по делу N А42-7816/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 января 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Кадулина А.В., Сергеевой И.В., при участии от индивидуального предпринимателя Рейзвиха А.К. - Симакова М.В. (доверенность от 06.07.2012), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу правительства Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 01.04.2013 (судья Лесной И.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2013 (судьи Тимухина И.А., Жиляева Е.В., Серикова И.А.) по делу N А42-7816/2012,

установил:

Индивидуальный предприниматель Рейзвих Андрей Кокарович, ОГРНИП 304510225800010, обратился в Арбитражный суд Мурманской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", место нахождения: 107078, Москва, Орликов пер., д. 10, строение 1, ОГРН 1027700485757 (далее - Кадастровая палата), об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 81 110 кв. м с кадастровым номером 51:20:0001054:50, расположенного по адресу: г. Мурманск, Траловая ул., в размере его рыночной стоимости, равной 75 513 000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет имущественных отношений города Мурманска, место нахождения: 183038, г. Мурманск, Комсомольская ул., д. 10, ОГРН 1025100861004 (далее - Комитет), и правительство Мурманской области, место нахождения: 183038, г. Мурманск, пр. Ленина, д. 75, ОГРН 1025100847881 (далее - Правительство).
Решением от 01.04.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08.10.2013, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Правительство, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить решение от 01.04.2013 и постановление от 08.10.2013 и отказать в иске.
Податель жалобы указывает на следующее: представленный истцом отчет об оценке рыночной стоимости спорного участка не может быть использован в качестве доказательства по делу, поскольку получен с нарушением закона; у истца нет преимущественного права на выкуп спорного участка, поэтому рыночная стоимость участка, приведенная в указанном отчете, не является той рыночной стоимостью, которая подлежит определению в случае продажи участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности; арендатор земельного участка не наделен правом на обращение за проведением оценки арендуемого им имущества.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель предпринимателя просил оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Комитет (арендодатель) и предприниматель (арендатор) заключили договор от 05.06.2012 N 10965 аренды земельного участка площадью 81 110 кв. м с кадастровым номером 51:20:0001054:50, расположенного по адресу: г. Мурманск, Первомайский административный округ, Траловая ул., для использования под части здания радиоцеха, бытовые помещения блока корпусных цехов, часть здания производственной части блока корпусных цехов и судоремонтные причалы N 10-15. Данный участок относится к землям, право государственной собственности на которые не разграничено.
Согласно пункту 1.4 договора аренды срок его действия установлен с 12.04.2012 по 31.03.2042.
Земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи от 05.06.2012.
Постановлением Правительства от 28.08.2012 N 425-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Мурманской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области, определенные по состоянию на 01.01.2011.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 51:20:0001054:50 установлена в размере 657 426 561 руб.
В соответствии с отчетом от 01.12.2012 N 58/08-12 об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненным по заказу истца обществом с ограниченной ответственностью "Оценка-Сервис", рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 20.09.2012 составляет 75 513 000 руб.
Согласно положительному экспертному заключению от 14.12.2012 N Э-061212, выполненному некоммерческим партнерством "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет", отчет от 01.12.2012 N 58/08-12 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Предприниматель обратился с настоящим иском в суд, ссылаясь на то, что кадастровая стоимость названного земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость и должна быть установлена в соответствии с пунктом 3 статьи 66 земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в размере рыночной стоимости.
Суды обеих инстанций, исследовав материалы дела и оценив представленные в дело доказательства, пришли к выводу об обоснованности заявленных требований.
Суды исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Вместе с тем пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), которая была введена Законом N 167-ФЗ, также предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в Государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Статьей 65 АПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В силу статьи 68 того же Кодекса обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Истец в обоснование своих требований представил суду отчет от 01.12.2012 N 58/08-12 об оценке рыночной стоимости земельного участка. Соответствие данного отчета требованиям Закона N 137-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности подтверждено экспертным заключением от 14.12.2012 N Э-061212, выполненным некоммерческим партнерством "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет".
При рассмотрении дела ни Кадастровая палата, ни Правительство, ни Комитет не представили доказательств того, что рыночная стоимость спорного земельного участка является иной, не ходатайствовали о назначении экспертизы, в связи с чем у судов не имелось оснований для отказа в удовлетворении требования об установлении кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости, определенной на основании заключения оценщика.
С учетом фактических обстоятельств настоящего дела и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной в соответствии с отчетом от 01.12.2012 N 58/08-12.
Апелляционный суд правомерно отклонил ссылку Правительства на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, опубликованное на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети Интернет 18.09.2013. Как указано в названном постановлении, правовая позиция о том, что рыночная стоимость объекта должна быть доказана истцом на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, подлежит применению судами в делах, по которым к моменту опубликования данного постановления не вынесено решение суда первой инстанции. Решение по настоящему делу вынесено задолго до принятия названного постановления. К тому же ответчик и Правительство не представители доказательств того, что рыночная стоимость спорного участка по состоянию на 01.01.2011 существенно отличается от его рыночной стоимости по состоянию на 26.09.2012.
Несостоятелен довод подателя жалобы о том, что предприниматель, являющийся арендатором спорного участка, не вправе обращаться за проведением оценки рыночной стоимости арендуемого им имущества.
Согласно статье 6 Закона N 135-ФЗ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки.
При этом действующее законодательство не связывает возможность проведения оценки объекта с наличием исключительно права собственности на этот объект. Наличие у предпринимателя права аренды земельного участка, арендная плата за пользование которым определяется с учетом его кадастровой стоимости, является достаточным основанием для реализации права на проведение оценки рыночной стоимости соответствующего объекта.
Принимая во внимание изложенное, кассационной инстанции считает, что суды обеих инстанций правильно применили нормы материального и процессуального права, и не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 01.04.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2013 по делу N А42-7816/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу правительства Мурманской области - без удовлетворения.

Председательствующий
И.Л.ГРАЧЕВА

Судьи
А.В.КАДУЛИН
И.В.СЕРГЕЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)