Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Джамбинов Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Пюрвеевой А.А.,
судей Шихановой О.Г. и Шовгуровой Т.А.
при секретаре О.Д.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Л.Т., Л.В. к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия о сносе самовольной постройки по апелляционной жалобе истцов на решение Целинного районного суда РК от 13 февраля 2013 года.
Заслушав доклад судьи Пюрвеевой А.А., объяснения истцов Л.Т., Л.В., представителя ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия Ч., представителей третьих лиц Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия Э., Целинного районного муниципального образования Республики Калмыкия Д., Троицкого сельского муниципального образования Республики Калмыкия О.Н., ООО "Целинный водоканал" Б.Ч., судебная коллегия,
установила:
Л.Т., Л.В. с учетом уточнений обратились в суд с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия (далее - Министерство ЖКХ) о сносе самовольной постройки.
В обоснование иска указали, постановлением главы Администрации Целинного районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее - Администрация Целинного РМО РК) от *** года N *** в общую долевую собственность граждан предоставлен земельный участок в границах Троицкого сельского муниципального образования Республики Калмыкия (далее Троицкое СМО РК), общей площадью *** га, из них: пашни - *** га, пастбищ - *** га, сенокосов - *** га с долей каждого от общей площади ***. На основании свидетельств о государственной регистрации права от *** г. они являются собственниками земельных участков с кадастровыми номерами ****. После выделения земельных участков в натуре и межевания установлено, что на участках расположены пять скважин водопроводной сети, осуществляющие водоснабжение водой с. Троицкое. Считают, что данный объект является самовольной постройкой. Разрешение на строительство этого объекта, осуществление контроля за его строительством, подписание акта ввода объекта водоснабжения в эксплуатацию осуществляло Министерство ЖКХ РК. Просят обязать ответчика снести объект "Внешнее водоснабжение с. Троицкое Целинного района из подземных вод *** месторождения Республики Калмыкия", состоящего из пяти скважин и линии электропередач, расположенных на их земельных участках в границах Троицкого СМО в *** км. по направлению на северо-запад от с. Троицкое.
В судебном заседании истцы Л.Т., Л.В., их представитель С. поддержали заявленные требования, указав, что *** г. они получили в УФРС по РК свидетельства о праве собственности на земельные участки. После проведения межевания участков, в январе - феврале 2012 г., выяснилось, что на двух земельных участках имеются пять скважин, три действующие и две резервные скважины, а также 40 столбов линии электропередач.
Представитель ответчика Министерства ЖКХ по РК Ч. иск не признал, пояснив, что министерство является заказчиком данного объекта, который строился в соответствии с федеральной программой "Жилище", подпрограммой "Модернизация ЖКХ". Разрешение на строительство объекта выдано Администрацией Целинного РМО до выделения земельных участков в собственность граждан *** года. Разрешение действовало до **** г. После завершения строительства, **** года подписан акт приемки данного объекта в эксплуатацию. Объект не является самовольной постройкой и подлежит оформлению в государственную собственность республики с последующей передачей в муниципальную собственность. Оформление объекта не произведено, поскольку истцы в настоящее время являются собственниками земельных участков, на которых расположен объект водоснабжения.
Представители третьего лица Администрации Целинного РМО РК К. и Д. возражая против удовлетворения требований истцов, указали, что строительство объекта "Внешнее водоснабжение с. Троицкое Целинного района из подземных вод *** месторождения РК", планировалось в 1990-е годы. После обнаружения геологической разведкой в 1995 году необходимых запасов воды, в 2003 г. составлена проектно-сметная документация, получены экспертное, гидрогеологическое и сводное заключения. В 2007 г. Администрация Целинного РМО РК выдала разрешение на строительство объекта ГУП "Дирекция по газоводоснабжению РК", затем функции заказчика переданы Министерству территориального развития РК, реорганизованного в настоящее время в Министерство ЖКХ. Строительство объекта водоснабжения проводилось с 2007 по 2009 гг. Объект состоит из * действующих скважин, * резервных, насосных станций, напорных сооружений и водовода протяженностью *** км. Ввиду несогласованности действий отделов Администрации Целинного РМО, в долевую собственность оказались выделенными земли, на которых уже был расположен объект водоснабжения.
Представители третьих лиц Администрации Троицкого РМО РК Б.Д., Министерства по земельным и имущественным отношениям РК Э., ООО "Целинный водоканал" Б.Ч. считают требования истцов необоснованными, полагая, что объект не является самовольной постройкой. Он построен по федеральной программе, в настоящее время обеспечивает водоснабжением население с. Троицкое.
Решением Целинного районного суда Республики Калмыкия от 13 февраля 2013 г. в удовлетворении исковых требований Л.Т., Л.В. отказано.
В апелляционной жалобе истцы просят решение суда отменить и удовлетворить заявленные требования. Считают, что строительство осуществлено ответчиком незаконно, так как в разрешениях на строительство объекта не указан конкретный адрес объекта. С содержанием данного разрешения их никто не знакомил, они не имели возможность оспорить разрешения. В свидетельствах о праве собственности и разрешениях на строительство объекта указаны разные ориентиры. Законность местоположения их земельных участков подтверждена судебными решениями, виновных действий с их стороны не имеется. Строительство объекта осуществлено незаконно и самовольно, поэтому подлежит сносу.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения истцов Л.Т., Л.В., представителя ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия Ч., представителей третьих лиц Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия Э., Целинного районного муниципального образования Республики Калмыкия Д., Троицкого сельского муниципального образования Республики Калмыкия О.Н., ООО "Целинный водоканал" Б.Ч., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, ст. 3 ФЗ "Об архитектурной деятельности в РФ" строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство. Разрешение выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство, при этом к заявлению о выдаче такого разрешения в обязательном порядке прилагаются правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации, а также иные документы, предусмотренные Градостроительным кодексом РФ.
Как установлено судом, **** г. ГУП "Дирекция по газоводоснабжению Республики Калмыкия" обратилось в Целинное РМО РК с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта "Внешнее водоснабжение с. Троицкое Целинного района из подземных вод *** месторождения Республики Калмыкия" с приложением документов: сводного заключения Управления Главгосэкспертизы России по Волгоградской области N *** от *** г. положительного заключения Управления Главгосэкспертизы России по Волгоградской области N *** от *** г. (к строительству водяных скважин *** месторождения) (л.д. 50).
**** года отведен и составлен акт выбора земельного участка, находившегося в муниципальной собственности, который утвержден постановлением Главы Целинного РМО N ** от **** года (л.д. 166,168-171).
**** г. Целинное РМО РК выдало разрешение заказчику ГУП "Дирекция по газоводоснабжению Республики Калмыкия" на строительство объекта капитального строительства "Внешнее водоснабжение с. Троицкое Целинного района из подземных вод *** месторождения Республики Калмыкия", расположенного по адресу: ****, одновременно Министерству территориального развития РК со сроком действия разрешения до *** г. (л.д. 48-49)
Справкой отдела архитектуры Целинного РМО РК установлено, что в рамках реализации подпрограммы "Модернизация объектов ЖКХ", с *** года начато строительство объекта, проложена трасса водовода диаметром *** мм., протяженностью *** км. и освоено ***руб. из федерального бюджета. В *** году на строительство объекта из федерального бюджета выделено ***руб., пробурены * эксплуатационные скважины, общей мощностью ***м3 в сутки, построен водовод протяженностью ** км., площадка с напорно-регулируемыми сооружениями и установка для очистки воды (л.д. 80).
Строительство завершено *** года, и объект "Внешнее водоснабжение с. Троицкое Целинного района из подземных вод *** месторождения Республики Калмыкия" введен в эксплуатацию *** г., что подтверждается подписанным Министерством территориального развития Республики Калмыкия актом приемки в эксплуатацию названного объекта и разрешением на ввод N RU *** (л.д. 99,118).
Согласно данному документу введено в эксплуатацию магистральный водовод из полиэтиленовых труб, протяженностью *** и *** км, эксплуатационные скважины НС 1 подъема в количестве *шт. и НС 2-го подъема в количестве * шт., водонапорные башни емк. **м3 и емк. ** м 3, установка на получение питьевой воды в количестве * шт. и резервуар на ** м 3 в количестве * шт.
Распоряжением Министерства по управлению государственным имуществом РК от *** г. N 234-р "Внешнее водоснабжение с. Троицкое Целинного района из подземных вод *** месторождения Республики Калмыкия", стоимостью *** руб., закрепленное на праве хозяйственного ведения за ГУП "Дирекция по газоводоснабжению РК", передано в оперативное управление Министерства территориального развития РК.
Из пояснений представителя ответчика Ч. следует, что заказчиком строительства вначале было государственное унитарное предприятие "Дирекция по газоводоснабжению РК", затем Министерство территориального развития Республики Калмыкия, преобразованное в Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК.
Земельный участок категории земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в фонде перераспределения земель Целинного района в границах Троицкого СМО предоставлен в общую долевую собственность граждан для сельскохозяйственного производства согласно списку граждан (Приложение 1), в том числе истцам Л.Т. и Л.В. постановлением Целинного РМО РК N *** от *** г. (л.д. 7).
Свидетельства о государственной регистрации права N ** РК *** и N ** РК ** получены Л.Т. и Л.В. на земельные участки категории земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью ** га, расположенных в границах Троицкого СМО в ** км и ** км соответственно по направлению на северо-запад от с. Троицкое ** года (л.д. 8,22).
Из кадастрового паспорта земельного участка N ** от ** г. с кадастровым номером **, из кадастрового паспорта земельного участка N *** от *** г. с кадастровым номером ***, и схем земельных участков видно, что в настоящее время на земельных участках истцов находятся строения объекта "Внешнее водоснабжение с. Троицкое Целинного района из подземных вод *** месторождения Республики Калмыкия" (л.д. 9-10,23-24).
Анализ этих доказательств свидетельствует, что строительство объекта водоснабжения осуществлено на землях, находившихся в муниципальной собственности на основании акта отвода и выбора земельного участка, а также разрешения на строительство, выданного в установленном порядке уполномоченным органом до выделения гражданам в долевую собственность земельного участка, в том числе истцам. Строительство объекта завершено, и объект водоснабжения введен в эксплуатацию до получения истцами свидетельств о праве собственности на земельные участки.
При таких обстоятельствах, имея ввиду, что объект "Внешнее водоснабжение с. Троицкое Целинного района из подземных вод *** месторождения Республики Калмыкия" построен и введен в действие, когда земли находились в муниципальной собственности и на основании установленного законом разрешения, оснований считать данный объект самовольной постройкой не имеется.
С учетом изложенного, довод жалобы о том, что объект "Внешнее водоснабжение с. Троицкое Целинного района из подземных вод *** месторождения Республики Калмыкия" является самовольной постройкой не основан на материалах дела и является несостоятельным.
Не может быть принят во внимание довод жалобы об отсутствии точного указания местоположения объекта капитального строительства в разрешении на строительство, по следующим основаниям.
По смыслу положений ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории и дающий застройщику право осуществлять строительство объектов капитального строительства.
Форма разрешения на строительство утверждена Постановлением Правительства РФ от *** г. N *** "О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию", приказом Минрегиона РФ от *** N *** утверждена также Инструкции о порядке заполнения формы разрешения на строительство.
Как видно из материалов дела, разрешение на строительство объекта "Внешнее водоснабжение с. Троицкое Целинного района из подземных вод *** месторождения Республики Калмыкия" соответствует требованиям приведенных правовых актов, в нем указан строительный адрес, присвоенный объекту капитального строительства. При этом конкретного указания улицы либо номера дома, не требуется.
Ссылка в жалобе на разные ориентиры не может быть признана убедительной, так как судом установлено и сторонами не оспаривается факт расположения в настоящее время на земельных участках истцов объекта водоснабжения.
Другие доводы, приведенные в жалобе, правового значения по делу не имеют.
При таких обстоятельствах решение суда законно и обоснованно, основания для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия,
определила:
Решение Целинного районного суда РК от 13 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
А.А.ПЮРВЕЕВА
Судьи
О.Г.ШИХАНОВА
Т.А.ШОВГУРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ ОТ 28.05.2013 ПО ДЕЛУ N 33-1100/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 мая 2013 г. по делу N 33-1100/2013
Судья: Джамбинов Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Пюрвеевой А.А.,
судей Шихановой О.Г. и Шовгуровой Т.А.
при секретаре О.Д.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Л.Т., Л.В. к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия о сносе самовольной постройки по апелляционной жалобе истцов на решение Целинного районного суда РК от 13 февраля 2013 года.
Заслушав доклад судьи Пюрвеевой А.А., объяснения истцов Л.Т., Л.В., представителя ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия Ч., представителей третьих лиц Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия Э., Целинного районного муниципального образования Республики Калмыкия Д., Троицкого сельского муниципального образования Республики Калмыкия О.Н., ООО "Целинный водоканал" Б.Ч., судебная коллегия,
установила:
Л.Т., Л.В. с учетом уточнений обратились в суд с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия (далее - Министерство ЖКХ) о сносе самовольной постройки.
В обоснование иска указали, постановлением главы Администрации Целинного районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее - Администрация Целинного РМО РК) от *** года N *** в общую долевую собственность граждан предоставлен земельный участок в границах Троицкого сельского муниципального образования Республики Калмыкия (далее Троицкое СМО РК), общей площадью *** га, из них: пашни - *** га, пастбищ - *** га, сенокосов - *** га с долей каждого от общей площади ***. На основании свидетельств о государственной регистрации права от *** г. они являются собственниками земельных участков с кадастровыми номерами ****. После выделения земельных участков в натуре и межевания установлено, что на участках расположены пять скважин водопроводной сети, осуществляющие водоснабжение водой с. Троицкое. Считают, что данный объект является самовольной постройкой. Разрешение на строительство этого объекта, осуществление контроля за его строительством, подписание акта ввода объекта водоснабжения в эксплуатацию осуществляло Министерство ЖКХ РК. Просят обязать ответчика снести объект "Внешнее водоснабжение с. Троицкое Целинного района из подземных вод *** месторождения Республики Калмыкия", состоящего из пяти скважин и линии электропередач, расположенных на их земельных участках в границах Троицкого СМО в *** км. по направлению на северо-запад от с. Троицкое.
В судебном заседании истцы Л.Т., Л.В., их представитель С. поддержали заявленные требования, указав, что *** г. они получили в УФРС по РК свидетельства о праве собственности на земельные участки. После проведения межевания участков, в январе - феврале 2012 г., выяснилось, что на двух земельных участках имеются пять скважин, три действующие и две резервные скважины, а также 40 столбов линии электропередач.
Представитель ответчика Министерства ЖКХ по РК Ч. иск не признал, пояснив, что министерство является заказчиком данного объекта, который строился в соответствии с федеральной программой "Жилище", подпрограммой "Модернизация ЖКХ". Разрешение на строительство объекта выдано Администрацией Целинного РМО до выделения земельных участков в собственность граждан *** года. Разрешение действовало до **** г. После завершения строительства, **** года подписан акт приемки данного объекта в эксплуатацию. Объект не является самовольной постройкой и подлежит оформлению в государственную собственность республики с последующей передачей в муниципальную собственность. Оформление объекта не произведено, поскольку истцы в настоящее время являются собственниками земельных участков, на которых расположен объект водоснабжения.
Представители третьего лица Администрации Целинного РМО РК К. и Д. возражая против удовлетворения требований истцов, указали, что строительство объекта "Внешнее водоснабжение с. Троицкое Целинного района из подземных вод *** месторождения РК", планировалось в 1990-е годы. После обнаружения геологической разведкой в 1995 году необходимых запасов воды, в 2003 г. составлена проектно-сметная документация, получены экспертное, гидрогеологическое и сводное заключения. В 2007 г. Администрация Целинного РМО РК выдала разрешение на строительство объекта ГУП "Дирекция по газоводоснабжению РК", затем функции заказчика переданы Министерству территориального развития РК, реорганизованного в настоящее время в Министерство ЖКХ. Строительство объекта водоснабжения проводилось с 2007 по 2009 гг. Объект состоит из * действующих скважин, * резервных, насосных станций, напорных сооружений и водовода протяженностью *** км. Ввиду несогласованности действий отделов Администрации Целинного РМО, в долевую собственность оказались выделенными земли, на которых уже был расположен объект водоснабжения.
Представители третьих лиц Администрации Троицкого РМО РК Б.Д., Министерства по земельным и имущественным отношениям РК Э., ООО "Целинный водоканал" Б.Ч. считают требования истцов необоснованными, полагая, что объект не является самовольной постройкой. Он построен по федеральной программе, в настоящее время обеспечивает водоснабжением население с. Троицкое.
Решением Целинного районного суда Республики Калмыкия от 13 февраля 2013 г. в удовлетворении исковых требований Л.Т., Л.В. отказано.
В апелляционной жалобе истцы просят решение суда отменить и удовлетворить заявленные требования. Считают, что строительство осуществлено ответчиком незаконно, так как в разрешениях на строительство объекта не указан конкретный адрес объекта. С содержанием данного разрешения их никто не знакомил, они не имели возможность оспорить разрешения. В свидетельствах о праве собственности и разрешениях на строительство объекта указаны разные ориентиры. Законность местоположения их земельных участков подтверждена судебными решениями, виновных действий с их стороны не имеется. Строительство объекта осуществлено незаконно и самовольно, поэтому подлежит сносу.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения истцов Л.Т., Л.В., представителя ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия Ч., представителей третьих лиц Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия Э., Целинного районного муниципального образования Республики Калмыкия Д., Троицкого сельского муниципального образования Республики Калмыкия О.Н., ООО "Целинный водоканал" Б.Ч., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, ст. 3 ФЗ "Об архитектурной деятельности в РФ" строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство. Разрешение выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство, при этом к заявлению о выдаче такого разрешения в обязательном порядке прилагаются правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации, а также иные документы, предусмотренные Градостроительным кодексом РФ.
Как установлено судом, **** г. ГУП "Дирекция по газоводоснабжению Республики Калмыкия" обратилось в Целинное РМО РК с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта "Внешнее водоснабжение с. Троицкое Целинного района из подземных вод *** месторождения Республики Калмыкия" с приложением документов: сводного заключения Управления Главгосэкспертизы России по Волгоградской области N *** от *** г. положительного заключения Управления Главгосэкспертизы России по Волгоградской области N *** от *** г. (к строительству водяных скважин *** месторождения) (л.д. 50).
**** года отведен и составлен акт выбора земельного участка, находившегося в муниципальной собственности, который утвержден постановлением Главы Целинного РМО N ** от **** года (л.д. 166,168-171).
**** г. Целинное РМО РК выдало разрешение заказчику ГУП "Дирекция по газоводоснабжению Республики Калмыкия" на строительство объекта капитального строительства "Внешнее водоснабжение с. Троицкое Целинного района из подземных вод *** месторождения Республики Калмыкия", расположенного по адресу: ****, одновременно Министерству территориального развития РК со сроком действия разрешения до *** г. (л.д. 48-49)
Справкой отдела архитектуры Целинного РМО РК установлено, что в рамках реализации подпрограммы "Модернизация объектов ЖКХ", с *** года начато строительство объекта, проложена трасса водовода диаметром *** мм., протяженностью *** км. и освоено ***руб. из федерального бюджета. В *** году на строительство объекта из федерального бюджета выделено ***руб., пробурены * эксплуатационные скважины, общей мощностью ***м3 в сутки, построен водовод протяженностью ** км., площадка с напорно-регулируемыми сооружениями и установка для очистки воды (л.д. 80).
Строительство завершено *** года, и объект "Внешнее водоснабжение с. Троицкое Целинного района из подземных вод *** месторождения Республики Калмыкия" введен в эксплуатацию *** г., что подтверждается подписанным Министерством территориального развития Республики Калмыкия актом приемки в эксплуатацию названного объекта и разрешением на ввод N RU *** (л.д. 99,118).
Согласно данному документу введено в эксплуатацию магистральный водовод из полиэтиленовых труб, протяженностью *** и *** км, эксплуатационные скважины НС 1 подъема в количестве *шт. и НС 2-го подъема в количестве * шт., водонапорные башни емк. **м3 и емк. ** м 3, установка на получение питьевой воды в количестве * шт. и резервуар на ** м 3 в количестве * шт.
Распоряжением Министерства по управлению государственным имуществом РК от *** г. N 234-р "Внешнее водоснабжение с. Троицкое Целинного района из подземных вод *** месторождения Республики Калмыкия", стоимостью *** руб., закрепленное на праве хозяйственного ведения за ГУП "Дирекция по газоводоснабжению РК", передано в оперативное управление Министерства территориального развития РК.
Из пояснений представителя ответчика Ч. следует, что заказчиком строительства вначале было государственное унитарное предприятие "Дирекция по газоводоснабжению РК", затем Министерство территориального развития Республики Калмыкия, преобразованное в Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК.
Земельный участок категории земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в фонде перераспределения земель Целинного района в границах Троицкого СМО предоставлен в общую долевую собственность граждан для сельскохозяйственного производства согласно списку граждан (Приложение 1), в том числе истцам Л.Т. и Л.В. постановлением Целинного РМО РК N *** от *** г. (л.д. 7).
Свидетельства о государственной регистрации права N ** РК *** и N ** РК ** получены Л.Т. и Л.В. на земельные участки категории земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью ** га, расположенных в границах Троицкого СМО в ** км и ** км соответственно по направлению на северо-запад от с. Троицкое ** года (л.д. 8,22).
Из кадастрового паспорта земельного участка N ** от ** г. с кадастровым номером **, из кадастрового паспорта земельного участка N *** от *** г. с кадастровым номером ***, и схем земельных участков видно, что в настоящее время на земельных участках истцов находятся строения объекта "Внешнее водоснабжение с. Троицкое Целинного района из подземных вод *** месторождения Республики Калмыкия" (л.д. 9-10,23-24).
Анализ этих доказательств свидетельствует, что строительство объекта водоснабжения осуществлено на землях, находившихся в муниципальной собственности на основании акта отвода и выбора земельного участка, а также разрешения на строительство, выданного в установленном порядке уполномоченным органом до выделения гражданам в долевую собственность земельного участка, в том числе истцам. Строительство объекта завершено, и объект водоснабжения введен в эксплуатацию до получения истцами свидетельств о праве собственности на земельные участки.
При таких обстоятельствах, имея ввиду, что объект "Внешнее водоснабжение с. Троицкое Целинного района из подземных вод *** месторождения Республики Калмыкия" построен и введен в действие, когда земли находились в муниципальной собственности и на основании установленного законом разрешения, оснований считать данный объект самовольной постройкой не имеется.
С учетом изложенного, довод жалобы о том, что объект "Внешнее водоснабжение с. Троицкое Целинного района из подземных вод *** месторождения Республики Калмыкия" является самовольной постройкой не основан на материалах дела и является несостоятельным.
Не может быть принят во внимание довод жалобы об отсутствии точного указания местоположения объекта капитального строительства в разрешении на строительство, по следующим основаниям.
По смыслу положений ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории и дающий застройщику право осуществлять строительство объектов капитального строительства.
Форма разрешения на строительство утверждена Постановлением Правительства РФ от *** г. N *** "О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию", приказом Минрегиона РФ от *** N *** утверждена также Инструкции о порядке заполнения формы разрешения на строительство.
Как видно из материалов дела, разрешение на строительство объекта "Внешнее водоснабжение с. Троицкое Целинного района из подземных вод *** месторождения Республики Калмыкия" соответствует требованиям приведенных правовых актов, в нем указан строительный адрес, присвоенный объекту капитального строительства. При этом конкретного указания улицы либо номера дома, не требуется.
Ссылка в жалобе на разные ориентиры не может быть признана убедительной, так как судом установлено и сторонами не оспаривается факт расположения в настоящее время на земельных участках истцов объекта водоснабжения.
Другие доводы, приведенные в жалобе, правового значения по делу не имеют.
При таких обстоятельствах решение суда законно и обоснованно, основания для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия,
определила:
Решение Целинного районного суда РК от 13 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
А.А.ПЮРВЕЕВА
Судьи
О.Г.ШИХАНОВА
Т.А.ШОВГУРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)