Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 30.04.2015 ПО ДЕЛУ N 33-3052

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 апреля 2015 г. по делу N 33-3052


Судья Мандрыгина И.А.

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Украинцевой С.Н.
судей Королевой Е.В., Ровенко П.А.
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО "Транснефть-Дальний Восток" о признании недействующим решения муниципального комитета Губеровского сельского поселения Пожарского муниципального района Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ N "О ставках арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Пожарского муниципального района", с изменениями, внесенными решением муниципального комитета Губеровского сельского поселения Пожарского муниципального района Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ в части установления коэффициента 10 к арендной плате за использование земельных участков государственная собственность на которые не разграничена по апелляционной жалобе заявителя на решение Пожарского районного суда Приморского края от 15 января 2015 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Украинцевой С.Н., объяснения представителя ООО "Транснефть-Дальний Восток" Л.С.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения муниципального комитета Губеровского сельского поселения Пожарского муниципального района <адрес> А.Л.С., заключение прокурора Н.Ф.А., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

ООО "Транснефть-Дальний Восток" обратилось в суд с названным заявлением указав, что на территории Губеровского сельского поселения арендует земельный участок по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, на котором расположены объекты трубопроводной системы "...", являющиеся собственностью общества. Земельные участки предоставлены в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в порядке, установленном Земельным кодексом РФ, и подпадают под категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, информатики и земли специального назначения. Размер арендной платы по договору аренды за пользование земельным участком рассчитывается исходя из ставки арендной платы равной 10, утвержденной решением муниципального комитета Губеровского сельского поселения Пожарского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N "О внесении изменений в решение муниципального комитета Губеровского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ N "О ставках арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Губеровского сельского поселения" для строительства и эксплуатации нефтепроводов, газопроводов, иных объектов трубопроводного транспорта и для эксплуатации нефтепроводов, газопроводов, иных объектов трубопроводного транспорта. Заявитель полагает, что оспариваемое решение противоречит Федеральному закону от 25 октября 2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", статьям 22 и 65 Земельного кодекса РФ, подпункту "в" пункта 3 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ" согласно которому предельный размер арендной платы ограничен 2% от кадастровой стоимости арендованных земельных участков. Просит признать недействующими пункт 2 подпункта 11 в части ставки арендной платы в год - 10; пункт 2 подпункта 15 в части ставки арендной платы в год - 10 решения муниципального комитета Губеровского сельского поселения N с изменениями внесенными решением N от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание представитель заявителя не явился.
Представитель заинтересованного лица муниципального комитета Губеровского сельского поселения Пожарского муниципального района возражал против заявления, указав, что оспариваемое решение вынесено в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, а договор аренды заключен в отношении земельного участка, являющегося собственностью Губеровского сельского поселения, оспариваемое решение прав заявителя не нарушает.
Судом вынесено указанное решение, с которым не согласился заявитель, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения как незаконного.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, считает решение подлежащим отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ).
Из материалов дела следует, что решением от ДД.ММ.ГГГГ N муниципального комитета Губеровского сельского поселения, с изменениями внесенными решением N от ДД.ММ.ГГГГ предписано применять формулу определения размера арендной платы, утвержденную Постановлением администрации Приморского края от 19 марта 2009 года N 71-па "О порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории <адрес>".
В силу положений статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством РФ (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса РФ в редакции, действующей на момент рассмотрения дела судом первой инстанции).
Отказывая ООО "Транснефть-Дальний Восток" в удовлетворении заявленных требований суд исходил из того, что арендованный заявителем земельный участок находится в муниципальной собственности, вопросы распоряжения данным участком относятся к вопросам местного значения, при этом Постановление Правительства РФ N 582 регулирует способы расчета арендной платы, порядок и условия внесения арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации. Суд пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление не противоречит федеральному законодательству, или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принято уполномоченным органом, в пределах его компетенции.
С данным выводом судебная коллегия согласиться не может.
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса РФ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости расчета арендной платы, запрета необоснованных предпочтений.
В соответствии с принципом экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, принципы определения арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю являются общеобязательными во всех случаях, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом.
Применение указанного принципа экономической обоснованности исключает существенное различие ставок арендной для земель, расположенных в одном субъекте Российской Федерации, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа.
В силу пункта 5 Правил определения размера арендной платы, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 582, в редакции, действующей на момент рассмотрения судом спора, арендная плата в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, и предоставленных (занятых) для размещения объектов Единой системы газоснабжения, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации.
Приказом Министерства экономического развития РФ от 14 января 2011 года N 9 утверждены ставки арендной платы в отношении таких земельных участков. Ставка арендной платы определена в рублях за квадратный метр и различается по субъектам Российской Федерации.
Учитывая основные принципы определения арендной платы, закрепленные в Постановлении Правительства РФ N 582 от 16 июля 2009 года, Минэкономразвития РФ признало на территории Приморского края экономически обоснованной ставку арендной платы в размере 0,23 рубля за квадратный метр земель, принадлежащих Российской Федерации, и переданных в аренду для размещения нефтепроводов.
Значительное отличие ставки арендной платы, установленной для земель Губеровского сельского поселения Пожарского муниципального района Приморского края, используемых для размещения нефтепроводов от размера ставки, установленного Минэкономразвития России, свидетельствует о произвольном подходе органа местного самоуправления к определению платы за землю.
Кроме того, часть 4 статья 39.7 Земельного кодекса РФ в редакции Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ предусматривает, что размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения линейных объектов федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Из материалов дела следует, что на арендуемом заявителем земельном участке располагаются объекты единой трубопроводной системы федерального значения "Трубопроводная система "..." (...).
Все функции по организации финансированию, проектированию и строительству трубопроводной системы "..." возложены Правительством Российской Федерации на Акционерную компанию по транспорту нефти "Транснефть", как субъекта естественных монополий (распоряжение Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1737-р).
Следовательно, внесенные изменения в Земельный кодекс РФ сделали невозможным с ДД.ММ.ГГГГ установление разных ставок арендной платы для земель, расположенных в одном субъекте Российской Федерации, обеспечивающих деятельность структурных предприятий АК "Транснефть" - собственников линейных объектов лишь по причине различия публичных собственников земельных участков.
Таким образом, оспариваемое заявителем положение нормативно-правового акта муниципального комитета Губеровского сельского поселения Пожарского муниципального района Приморского края с 1 марта 2015 года вступило в противоречие с положениями статьи 39.7 Земельного кодекса РФ.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципального комитета Губеровского сельского поселения Пожарского муниципального района Приморского края, приходит к выводу, что ставка арендной платы в год 10 за земельный участок, находящиеся в собственности Губеровского сельского поселения Пожарского муниципального района Приморского края, и предназначенный для строительства нефтепроводов, газопроводов, иных объектов трубопроводного транспорта, установлен без учета основных принципов определения арендной платы. Выявленное судом противоречие упомянутому выше Постановлению Правительства РФ N 582, имеющему большую юридическую силу, влечет за собой признание нормативного правового акта органа местного самоуправления недействующим в оспариваемой части.
В соответствии с пунктом 28 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" о том, что если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку оспариваемые положения нормативно-правового акта применялись сторонами при расчете арендной платы по гражданско-правовому договору, решение муниципального комитета Губеровского сельского поселения Пожарского муниципального района Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ N "О ставках арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Пожарского муниципального района", с изменениями, внесенными решением муниципального комитета Губеровского сельского поселения Пожарского муниципального района Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ следует признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. Возможность освобождения ответчика от уплаты судебных расходов, понесенных истцом, выигравшим судебный спор, главой 7 Гражданского процессуального кодекса РФ не предусмотрена.
Поскольку ООО "Транснефть-Дальний Восток", в пользу которого состоялось решение суда, понесло расходы на оплату государственной пошлины в размере ... руб., судебная коллегия приходит к выводу о необходимости взыскать указанные расходы с муниципального комитета Губеровского сельского поселения Пожарского муниципального района Приморского края.
Руководствуясь статьями 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Пожарского районного суда Приморского края от 15 января 2015 года отменить, принять новое решение.
Заявление ООО "Транснефть-Дальний Восток" удовлетворить.
Признать недействующими с даты вступления решения в законную силу пункт 2 подпункта 11 и пункт 2 подпункта 15 решения муниципального комитета Губеровского сельского поселения Пожарского муниципального района Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ N "О ставках арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Пожарского муниципального района", с изменениями, внесенными решением муниципального комитета Губеровского сельского поселения Пожарского муниципального района Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, в части установления коэффициента 10 к арендной плате за использование земельных участков государственная собственность на которые не разграничена.
Взыскать с Губеровского сельского поселения Пожарского муниципального района Приморского края в пользу ООО "Транснефть-Дальний Восток" судебные расходы в размере ... руб.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)