Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.09.2014 ПО ДЕЛУ N А27-18150/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 сентября 2014 г. по делу N А27-18150/2013


резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2014 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко Н.В.,
судей Журавлевой В.А., Усаниной Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания без использования средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Дмитриевой Ю.А.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 02 июня 2014 года по делу N А27-18150/2013 (судья Ходякова О.С.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Азимут" (ОГРН 1124205017122, ИНН 4205251965, 650000, Кемеровская обл., г. Кемерово, ул. Красная, 4-89)
к Администрации города Кемерово (650000, Кемеровская обл., г. Кемерово, Советский проспект, 54)
третье лицо: Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области (650000, Кемеровская обл., г. Кемерово, Советский проспект, 58)
о признании незаконным отказа в обеспечении выбора земельного участка,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Азимут" (далее - ООО "Азимут", Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Администрации города Кемерово (далее - Администрация), выраженного в письмах от 11.09.2013 N 06-02-05-05/1811 и 18.09.2013 N 06-02-06-02/1859, в обеспечении выбора земельного участка ориентировочной площадью 10000 кв. м, расположенного по адресу: г. Кемерово, западнее жилого дома N 11б по пр.Молодежному, для размещения комплекса социального обслуживания населения, об обязании администрации обеспечить выбор земельного участка ориентировочной площадью 10000 кв. м, расположенного по адресу: г. Кемерово, западнее жилого дома N 11б по пр.Молодежному, для размещения комплекса социального обслуживания населения в соответствии с порядком, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, в том числе рассмотреть заявление от 02.08.2013 N 8763 об утверждении и выдаче схемы расположения данного земельного участка, о признании незаконным отказа Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области, выраженного в письме от 20.09.2013 N 10-6-09/1089, в предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, расположенного по адресу: г. Кемерово, западнее жилого дома N 11б по пр.Молодежному, ориентировочной площадью 10000 кв. м для размещения комплекса социального обслуживания населения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области (далее - Комитет, КУГИ КО).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 02.06.2014 года требования заявителя удовлетворены в части признания незаконным отказа Администрации обеспечить выбор земельного участка ориентировочной площадью 10000 кв. м, расположенного по адресу: г. Кемерово, западнее жилого дома N 116 по пр. Молодежному, в порядке, предусмотренном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации. На Администрацию возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов ООО "Азимут" путем обеспечения выбора земельного участка ориентировочной площадью 10000 кв. м, расположенного по адресу: г. Кемерово, западнее жилого дома N 11б по пр.Молодежному, в порядке, предусмотренном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации. Этим же решением признан незаконным отказ Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области, оформленный письмом от 20.09.2013 N 10-6-09/1089, в предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 10000 кв. м с предварительным согласованием места размещения объекта, расположенного по адресу: г. Кемерово, западнее жилого дома N 11б по пр.Молодежному, для размещения комплекса социального обслуживания населения; отказано в удовлетворении требования в части обязания Комитета устранить нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Азимут".
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Комитет в апелляционной жалобе просит решение суда отменить полностью, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ООО "Азимут" в полном объеме.
Комитет полагает, что Общество в заявлении о выборе земельного участка не обозначило конкретный перечень услуг, в связи с чем размещение комплексов социального обслуживания не предусмотрено в качестве условно разрешенного вида использования земельного участка.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Общество представило возражения на апелляционную жалобу, в которой просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя просила в удовлетворении жалобы отказать, считает решение суда законным и обоснованным.
Заинтересованное и третье лицо о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции своих представителей не направили. На основании статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителей указанных лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав представителя заявителя, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 13.12.2012 Общество обратилось в Комитет с заявлением об осуществлении выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта капитального строительства - комплекса социального обслуживания населения. В качестве предполагаемого места размещения комплекса заявитель указал земельный участок площадью 3050 кв. м западнее жилого дома N 11б по пр.Молодежному в г. Кемерово. В дальнейшем площадь участка уточнена до 10 000 кв. м.
Комитет направил в администрацию запрос от 21.12.2012 об обеспечении выбора земельного участка.
Общество направило 02.08.2013 года в адрес Администрации схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории для подготовки акта выбора земельного участка.
Управление городского развития администрации города Кемерово в письме от 11.09.2013 N 06-02-05-02/1811 сообщило Комитету о том, что испрашиваемый земельный участок входит в состав проекта межевания территории микрорайона N 60 Заводского района города Кемерово, утвержденного распоряжением администрации г. Кемерово от 14.03.2011 N 1034, и определен в качестве резервной территории для перспективного развития территории микрорайона. Проектом межевания территории не устанавливается назначение объекта капитального строительства в составе территории и разрешенное использование рассматриваемого земельного участка отсутствует. Для определения назначения размещаемого объекта и установления разрешенного использования земельного участка необходима подготовка, утверждение проекта планировки территории и корректировка утвержденного проекта межевания территории в порядке ст. ст. 42, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки в городе Кемерово, утвержденными постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 24.11.2006 N 75, земельный участок находится в территориальной зоне Ж1 - жилой зоне с многоэтажными жилыми домами.
В соответствии с градостроительным регламентом данной территориальной зоны в качестве условно разрешенного вида использования земельного участка предусмотрено размещение отдельно стоящих комплексов бытового и социального обслуживания населения микрорайонного и районного обслуживания (библиотеки, отделения связи, почтовые отделения, междугородные переговорные пункты, фотосалоны, транспортные агентства по сервисному обслуживанию населения (кассы по продаже билетов, менеджерские услуги и др.), фирмы по предоставлению услуг сотовой связи, жилищно-эксплуатационные организации, отделения и участковые пункты полиции, кредитные учреждения, нотариальные и адвокатские конторы, центры по предоставлению полиграфических услуг (ксерокопии, ламинирование, брошюровка и др.), туристические агентства и др.). Из содержания данной нормы следует, что данный вид разрешенного использования земельного участка включает в себя именно комплекс (набор функций), в котором присутствуют объекты торговли, объекты бытового обслуживания, объекты социального обслуживания. Таким образом, размещение комплексов социального обслуживания населения не предусмотрено.
Комитет в письме от 20.09.2013 N 10-6-12/1089 сообщил Обществу об ответе Управления городского развития администрации города Кемерово от 11.09.2013 N 06-02-05-02/1811.
Управление городского развития администрации города Кемерово в письме от 18.09.2013 N 06-02-06-02/1859 по вопросу утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка сообщило Обществу о том, что в соответствии с пунктом 7 статьи 31 Земельного кодекса, постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 16.12.2009 N 496 "Об утверждении Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории административного центра Кемеровской области - города Кемерово" формирование земельных участков для строительства, утверждение и выдача схемы расположения земельных участков, на территории города Кемерово право собственности на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления по поручению Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области, а не по заявлению лица, обратившегося за предоставлением земельного участка. Для утверждения и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по заявлению Общества правовые основания отсутствуют.
Общество, полагая, что Администрация незаконно отказала ему в утверждении акта выбора земельного участка для строительства комплекса социального обслуживания, а Комитет незаконно отказал в предоставлении земельного участка для строительства, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя частично заявленные в отношении Администрации и Комитета требования, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель в соответствии со статьей 31 ЗК РФ определил назначение объекта - комплекс социального обслуживания населения с возможными видами деятельности, предусмотренными ГОСТ Р 52143-2003, что исключает основание для отказа в обеспечении выбора спорного земельного участка. При этом суд пришел к выводу об отсутствии оснований для возложения на Комитет обязанности совершить какие-либо действия в связи с тем, что вопрос о предоставлении земельного участка зависит от процедуры выбора земельного участка, которая не завершена.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования места размещения объекта либо с предварительным согласованием места размещения объекта.
В силу пункта 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Таким образом, в случае предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта ему должен предшествовать выбор участка для строительства, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 ЗК РФ.
В силу статьи 31 ЗК РФ лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок (пункт 1).
При этом орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения соответствующих процедур согласования.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков предоставляется владеющими этой информацией лицами по запросу органа местного самоуправления бесплатно в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления (пункт 2 статьи 31 ЗК РФ).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ).
Согласно пункту 6 статьи 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Из анализа приведенных норм права следует, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. При этом бремя подготовки акта выбора земельного участка при осуществлении процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов возложено на органы местного самоуправления, в рассматриваемом случае, на администрацию города Кемерово. Наличие акта о выборе земельного участка является необходимым условием для принятия уполномоченным органом решения о предварительном согласовании места размещения объекта либо об отказе в размещении объекта. Отсутствие акта о выборе земельного участка является препятствием для принятия одного из указанных решений.
В соответствии с пунктом 5 статьи 85 ЗК РФ земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам
Согласно части 3 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки в городе Кемерово, утвержденных постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 24.11.2006 N 75, испрашиваемый заявителем земельный участок находится в территориальной зоне Ж1 - жилой зоне с многоэтажными жилыми домами.
Согласно статье 33 Правил землепользования и застройки в городе Кемерово данная зона определена как зона многоэтажной жилой застройки (5 - 25 этажей) с размещением многоквартирных домов (секционных, точечных), общежитий, зданий многофункционального использования с жилыми помещениями и встроенными объектами обслуживания населения, а также отдельно стоящих, пристроенных объектов социального, культурного, коммерческого, делового и коммунального-бытового обслуживания населения микрорайона и жилого района. Размещение отдельно стоящих, пристроенных объектов, указанных в перечне основных видов разрешенного использования и условно разрешенных видов использования, возможно при наличии резервных территорий в границах территориальной зоны Ж1.
Таким образом, в территориальной зоне Ж1 условно разрешенными видами использования земельных участков являются, в том числе, отдельно стоящие комплексы бытового и социального обслуживания населения микрорайонного и районного обслуживания (библиотеки, отделения связи, почтовые отделения, междугородные переговорные пункты, фотосалоны, транспортные агентства по сервисному обслуживанию населения (кассы по продаже билетов, менеджерские услуги и др.), фирмы по предоставлению услуг сотовой связи, жилищно-эксплуатационные организации, отделения и участковые пункты полиции, кредитные учреждения, нотариальные и адвокатские конторы, центры по предоставлению полиграфических услуг (ксерокопии, ламинирование, брошюровка и др.), туристические агентства и др.).
Распоряжением администрации города Кемерово от 14.03.2011 N 1034 утвержден проект межевания микрорайона N 60 Заводского района города Кемерово, категория земель - земли населенных пунктов.
Согласно перечню земельных участков, входящих в проект межевания территории микрорайона N 60 Заводского района города Кемерово (приложение к распоряжению от 14.03.2011 N 1034), земельный участок на плане под номером 24.7 значится как территория для перспективного развития микрорайона проектной площадью.
Оценивая доводы заявителя в части требований о разработке проекта планировки, о внесении изменений в проект межевания, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание сложившуюся судебную практику (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.09.2010 по делу N А27-796/2010).
Принимая во внимание заключение в области градостроительства и землеустройства от 06.12.2013 ООО "А-ПРОЕКТ КЕМЕРОВО-ПСК", суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о соответствии размещения комплекса социального обслуживания населения градостроительному регламенту территориальной зоны Ж2.
Согласно заключению перечень возможных видов деятельности в комплексе социального обслуживания населения, указанный в Правилах землепользования и застройки города Кемерово, не является исчерпывающим.
В комплексе социального обслуживания населения в соответствии с ГОСТом Р 52143-2003 "Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг" могут быть предусмотрены следующие виды деятельности: социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан в быту; социально-медицинские, направленные на поддержание и улучшение здоровья граждан; социально-психологические, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан для их адаптации в среде обитания (обществе); социально-педагогические, направленные на профилактику отклонения в поведении и аномалий личного развития клиентов социальных служб, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, организацию их досуга, оказание содействия в семейном воспитании детей; социально-экономические, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня; социально-правовые, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правильно указал, что заявитель в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации определил назначение объекта - комплекс социального обслуживания населения с возможными видами деятельности, предусмотренными ГОСТ Р 52143-2003, что исключает основание для отказа в обеспечении выбора спорного земельного участка.
Кроме того, при рассмотрении апелляционной жалобы апелляционный суд учитывает, что часть доводов КУГИ КО (необходимость в целях информирования населения и проведения публичных слушаний указания видов и типов учреждений социального обслуживания; отсутствие у заявителя права заниматься деятельностью в области социального обслуживания) не была предметом рассмотрения в арбитражном суде первой инстанции, то есть фактически Комитет ссылается на новые доводы, которые им не были заявлены в суде первой инстанции, а, соответственно, данные выводы не были предметом рассмотрения судом первой инстанции, что не соответствует положениям пункта 3 статьи 257, пункта 7 статьи 268 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы и возражений на них, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что заявитель указал в заявлении назначение объекта с возможными видами деятельности, предусмотренными ГОСТ Р 52143-2003, то есть исполнил требования статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах, отказ Администрации в обеспечении выбора земельного участка, оформленный письмами от 11.09.2013 года N 06-02-05/1811, 18.09.2013 года N 06-02-06-02/1859, а также отказ Комитета в предоставлении земельного участка, оформленный письмом от 20.09.2013 года N 10/6-09/1089 не соответствуют земельному законодательству, нарушают права и законные интересы заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о незаконности оспариваемого отказа в выборе земельного участка и нарушении в данном случае прав и законных интересов заявителя являются обоснованными.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционных жалоб у суда апелляционной инстанции не имеется.
Апеллянт в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобожден, в связи с чем на основании статьи 110 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы государственная пошлина и судебные расходы с лиц, участвующих в деле, не взыскиваются.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 02 июня 2014 года по делу N А27-18150/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий
Н.В.МАРЧЕНКО

Судьи
В.А.ЖУРАВЛЕВА
Н.А.УСАНИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)