Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.08.2015 N 10АП-6082/2015 ПО ДЕЛУ N А41-10813/15

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 августа 2015 г. по делу N А41-10813/15


Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 07 августа 2015 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Игнахиной М.В., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Белкиным Н.А.,
при участии в заседании:
от заявителя - Савельев А.Л., по доверенности от 01.04.2015 N 9/15, Волкова И.А., по доверенности от 17.07.2015 N 8,
от заинтересованных лиц:
от Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Железнодорожный Московской области - Осадчук Т.В., по доверенности от 30.06.2015 N 3781,
от администрации городского округа Железнодорожный Московской области - Карпенко Л.П., по доверенности от 15.12.2014 N исх3295,
от третьих лиц - представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ЮТА" на решение Арбитражного суда Московской области от 24 апреля 2015 года по делу N А41-10813/15, принятое судьей Богатиной Ю.Г., по исковому заявлению ООО "ЮТА" (ИНН 7730641754, ОГРН 1117746250093) к Комитету по управлению имуществом администрации городского округа Железнодорожный Московской области, администрации городского округа Железнодорожный Московской области, третьи лица: Управление Росреестра по Московской области, ЗАО "Гелиос" (ИНН 5405421461, ОГРН 1105476063714), ОАО "Мостермостекло", о разделе земельного участка с кадастровым номером 50:50:0040504:201,

установил:

ООО "ЮТА" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК Российской Федерации, к Комитету по управлению имуществом администрации городского округа Железнодорожный Московской области, администрации городского округа Железнодорожный Московской области с требованиями:
- об обязании администрации городского округа Железнодорожный Московской области в течение одного месяца с даты предоставления истцом вступившего в законную силу решения суда принять в установленном порядке постановление о разделе земельного участка с кадастровым номером 50:50:0040504:201 на два самостоятельных земельных участка:
- на земельный участок N 1 - площадью 968 кв. м; местоположение: Московская область, г. Железнодорожный, ул. Автозаводская; категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: под размещение производственных мощностей и территории ассимиляции; с геодезическими данными МСК - 50














































- на земельный участок N 2 - площадью 23 977 кв. м, местоположение: Московская область, г. Железнодорожный, ул. Автозаводская; категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: под размещение производственных мощностей и территории ассимиляции; с геодезическими данными МСК - 50





































































































































































































































































- и утвердить схему расположения земельного участка N 1 - площадью 968 кв. м на кадастровом плане территории городского округа Железнодорожный, местоположение: Московская область, г. Железнодорожный, ул. Автозаводская; категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: под размещение производственных мощностей и территории ассимиляции;
- - об обязании Комитета по управлению имуществом городского округа Железнодорожный Московской области в течение одного месяца с даты предоставления истцом вступившего в законную силу решения суда организовать предоставление муниципальной услуги, в том числе согласований, необходимых для получения муниципальной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы (органы местного самоуправления) и организации о разделе земельного участка с кадастровым номером 50:50:0040504:201 на два самостоятельных земельных участка:
- - на земельный участок N 2 - площадью 23 977 кв. м, местоположение: Московская область, г. Железнодорожный, ул. Автозаводская; категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: под размещение производственных мощностей и территории ассимиляции;
- - на земельный участок N 1 - площадью 968 кв. м, местоположение: Московская область, г. Железнодорожный, ул. Автозаводская; категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: под размещение производственных мощностей и территории ассимиляции, с геодезическими данными МСК - 50, и составить схему расположения земельного участка N 1 - площадью 968 кв. м на кадастровом плане территории городского округа Железнодорожный, местоположение: Московская область, г. Железнодорожный, ул. Автозаводская; категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: под размещение производственных мощностей и территории ассимиляции.
В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, участвуют Управление Росреестра по Московской области, ЗАО "Гелиос", ОАО "Мостермостекло".
Решением от 24 апреля 2015 года Арбитражный суд Московской области в удовлетворении заявленных требований общества отказал.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "ЮТА" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным и необоснованным, вынесенным при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Просит решение суда отменить.
В судебном заседании апелляционного суда в обоснование доводов жалобы представитель заявителя пояснил, что ООО "ЮТА" имеет право пользования земельным участком под зданием, принадлежащим ему на праве собственности, в силу части 1 статьи 35 ЗК РФ. Обществом в Комитет и администрацию представлены все документы, необходимые для выдачи схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровой карте. Межевой план земельного участка изготавливается кадастровым инженером только на основании схемы расположения земельного участка, утвержденной Комитетом. Формирование границ земельного участка по фундаменту здания общества не нарушает права смежных землепользователей. В силу части 6 статьи 11.2 ЗК РФ в случае образования земельных участков на основании решения суда не требуется согласия землепользователей исходных земельных участков. Таким образом, отсутствие согласия ЗАО "Гелиос" не является препятствием для раздела испрашиваемого земельного участка. В обоснование требований также ссылается на пункт 6 статьи 11.2 ЗК РФ.
Представители заинтересованных лиц возражали против доводов жалобы. Просили обжалуемое решение оставить без изменения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Управления Росреестра по Московской области, ЗАО "Гелиос", ОАО "Мостермостекло", извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "ЮТА" является собственником бытового помещения, трансформаторной подстанции завода N 4, общей площадью 2565,6 кв. м, с местоположением: Московская область, г. Железнодорожный, ул. Автозаводская, д. 48а, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05.12.2012.
Указанный объект недвижимого имущества расположен на земельном участке с кадастровым номером 50:50:0040504:201 площадью 24945 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под размещение производственных мощностей и территорию ассимиляции.
Кроме того, на данном земельном участке расположен объект недвижимого имущества, принадлежащий ЗАО "Гелиос" на праве собственности.
Земельный участок с кадастровым номером 50:50:0040504:201 образован из земельного участка, ранее предоставленного в аренду по договору от 26.02.2004 N 45015-Z ОАО "Мостермостекло", как собственнику объектов недвижимости на нем расположенных.
Письмами от 21.07.2014 N 35, от 18.08.2014, от 26.11.2014 вх. N 22/3723 ООО "ЮТА" обращалось в администрацию городского округа Железнодорожный и в Комитет по управлению имуществом городского округа Железнодорожный с просьбой разделить земельный участок с кадастровым номером 50:50:0040504:201 и заключить долгосрочный договор аренды земельного участка.
Письмами от 10.09.2014 N 6229, от 23.12.2014 N 8098 Комитет по управлению имуществом городского округа Железнодорожный сообщил заявителю о том, что в адрес комитета заявление ООО "Гелиос" о разделе земельного участка с кадастровым номером 50:50:0040504:201 не поступало, согласия на раздел не представлено, для раздела земельного участка ООО "ЮТА" и ООО "Гелиос" необходимо оформить гражданско-правовые отношения по пользованию таким земельным участком.
Поскольку администрацией городского округа Железнодорожный и Комитетом по управлению имуществом городского округа Железнодорожный раздел земельного участка с кадастровым номером 50:50:0040504:201 не произведен, ООО "ЮТА" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 части статьи 1 ЗК РФ все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов).
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. В случае перехода права собственности на здание, строение, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, строение, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком. Площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 настоящего Кодекса.
Статьей 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок образования земельных участков, согласно которой земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки (пункт 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки (пункт 6 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования земельные участки, занимаемые недвижимым имуществом и необходимые для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из положений пункта 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" следует, что приобретатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение.
Как следует из материалов дела, на земельном участке с кадастровым номером 50:50:0040504:201 расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности ООО "ЮТА" и ЗАО "Гелиос".
Оба объекта согласно пояснениям заявителя и материалам технического учета зданий имеют общую стену. Раздел земельного участка необходимо сделать по границе общей стены.
ООО "ЮТА" направило в администрацию городского округа Железнодорожный и в Комитет по управлению имуществом городского округа Железнодорожный письма от 21.07.2014 N 35, от 18.08.2014, от 26.11.2014 вх. N 22/3723 с просьбой разделить земельный участок с кадастровым номером 50:50:0040504:201 и заключить долгосрочный договор аренды земельного участка.
Администрацией городского округа Железнодорожный и Комитетом по управлению имуществом городского округа Железнодорожный раздел земельного участка с кадастровым номером 50:50:0040504:201 не произведен.
ООО "ЮТА", обращаясь в суд за защитой своего нарушенного права, заявило требования в порядке главы 24 АПК Российской Федерации и просит суд обязать администрацию принять в установленном порядке постановление о разделе земельного участка с кадастровым номером 50:50:0040504:201 на два самостоятельных земельных участка.
Учитывая положения статьи 198 АПК Российской Федерации, в порядке главы 24 АПК Российской Федерации могут быть оспорены ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
Под бездействием, обжалуемым в порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует понимать неисполнение органом власти, должностным лицом обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц. К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Между тем, ООО "ЮТА" по настоящему делу не заявлены требования об оспаривании ненормативных правовых актов, решений или действий (бездействия) администрации городского округа Железнодорожный и Комитета по управлению имуществом городского округа Железнодорожный, которые, по мнению общества, нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обществом не представлены доказательства оспаривания в установленном порядке ответов Комитета, выраженных в письмах от 10.09.2014 N 6229, от 23.12.2014 N 8098, в которых заявителю сообщено о том, что в адрес комитета заявление ООО "Гелиос" о разделе земельного участка с кадастровым номером 50:50:0040504:201 не поступало, для раздела земельного участка ООО "ЮТА" и ООО "Гелиос" необходимо оформить гражданско-правовые отношения по пользованию таким земельным участком.
Также обществом не оспаривается бездействие администрации и Комитета, выраженное в непринятии соответствующих решений для раздела земельного участка с кадастровым номером 50:50:0040504:201, а непосредственно заявляет требования в порядке главы 24 АПК РФ в порядке восстановления нарушенного права о понуждении заинтересованного лица осуществить раздел земельного участка, что недопустимо.
В обоснование заявленных требований общество ссылается на судебные акты по делам N А63-3033/12, N А64-2538/12, N А64-248/11, в рамках которых суды пришли к выводу о разделе земельных участков со ссылкой на часть 6 статьи 11.2 ЗК Российской Федерации.
Апелляционным судом указанная судебная практика не принимается во внимание как не применимая к рассматриваемому спору, поскольку в рамках вышеуказанных дел требования заявлены к лицам, права которых на земельные участки затрагиваются при их разделе на самостоятельные участки, а именно: к владельцам и собственникам объектов недвижимости, расположенных на подлежащих разделу земельных участках.
ООО "ЮТА" по настоящему делу требования об обязании разделить земельный участок с кадастровым номером 50:50:0040504:201 на два самостоятельных участка заявлены к Комитету по управлению имуществом администрации городского округа Железнодорожный Московской области и администрации городского округа Железнодорожный Московской области.
При этом, как следует из материалов дела, на спорном земельном участке также располагается объект недвижимости, находящийся в собственности ООО "Гелиос".
Как пояснили представитель администрации и Комитета апелляционному суду, администрация не вправе разделить земельный участок самостоятельно без согласия ЗАО "Гелиос".
Таким образом, при разделе земельного участка с кадастровым номером 50:50:0040504:201 непосредственно затрагиваются права ООО "Гелиос" как лица, использующего спорный земельный участок при эксплуатации принадлежащего ему объекта недвижимости.
Между тем, поскольку дело рассмотрено в порядке главы 24 АПК РФ ООО "Гелиос" привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Таким образом, при таком процессуальном статусе и соответствующем ему процессуальных правах ООО "Гелиос" в рамках настоящего дела суд лишен возможности объективно рассмотреть спор с позиции соблюдения прав ООО "Гелиос" на спорный земельный участок.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции на дату спорных правоотношений), предусматривающей порядок образования земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Согласно статье 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" необходимыми для кадастрового учета документами являются: межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
При этом в силу статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Если в соответствии со статьей 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования (пункт 3 статьи 38).
Порядок согласования местоположения границ земельных участков определен статьей 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Из анализа приведенных норм следует, что утвержденная уполномоченным органом схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории является основанием для проведения кадастровых работ и подготовки межевого плана.
Согласно перечню документов, указанному в приложениях к письмам, обращаясь в администрацию городского округа Железнодорожный и в Комитет по управлению имуществом городского округа Железнодорожный, ООО "ЮТА" представило заявление на согласование и схемы согласования раздела земельного участка, копию выписки из ЕГРП на земельный участок с кадастровым номером 50:50:0040504:201, копию технического паспорта БТИ на здание, свидетельство о государственной регистрации права собственности, свидетельство ООО "ЮТА", ЗАО "Гелиос", копию уведомления из ЕГРП, схемы расположения земельных участков площадью 968 кв. м и 23977 кв. м, карту границ участка с кадастровым номером 50:50:0040504:201, информационные листы схемы расположения земельных участков ООО "ЮТА" и ЗАО "Гелиос".
Кроме того, ООО "ЮТА" обратилось к ЗАО "Гелиос" за согласованием раздела земельного участка письмом от 13.10.2014 N 23/14, которое осталось без рассмотрения.
Отсутствие согласия землепользователей исходного земельного участка на образование из них земельных участков делает невозможным осуществление государственного кадастрового учета образуемых земельных участков.
Осуществляя по своему усмотрению гражданские права, граждане и юридические лица самостоятельно избирают способ защиты нарушенного или оспоренного права, поэтому при обращении с настоящими требованиями, заявитель обязан в порядке статей 41, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представить доказательства нарушения его прав и законных интересов, подлежащих судебной защите.
При таких обстоятельствах апелляционный суд поддерживает суд первой инстанции в выводе об отказе в удовлетворении заявленных требований ООО "ЮТА", не находит оснований для удовлетворения жалобы заявителя, считает ее ошибочной, основанной на неправильном толковании норм законодательства.
Также апелляционный суд не находит безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, не усматривает процессуальных нарушений при принятии оспариваемого судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 24.04.2015 по делу N А41-10813/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
Е.Н.ВИТКАЛОВА

Судьи
М.В.ИГНАХИНА
Е.А.МИЩЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)