Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 03.06.2015 N 41-АПГ15-12

Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости.

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Заявитель ссылается на то, что кадастровая стоимость принадлежащего ему на праве собственности земельного участка не соответствует его рыночной стоимости.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 июня 2015 г. N 41-АПГ15-12


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Корчашкиной Т.Е.,
судей Абакумовой И.Д. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ливенцова А.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости,
по апелляционной жалобе Ливенцова А.В. на решение Ростовского областного суда от 4 февраля 2015 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя Ливенцова А.В. по доверенности Блинова А.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Ливенцов А.В. обратился в суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: г. <...>, <...>, в размере, равном его рыночной стоимости, по состоянию на 1 января 2007 г. на период с 1 января по 31 декабря 2014 г.
В обоснование заявленных требований он указал на то, что кадастровая стоимость земельного участка составляет <...> руб. и не соответствует его рыночной стоимости - <...> руб., определенной в отчете независимого оценщика. Данное обстоятельство нарушает его право на установление действительной налоговой обязанности и ведет к уплате земельного налога за налоговый период 2014 года в завышенном размере.
К участию в деле привлечены филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ростовской области, Правительство Ростовской области, Администрация г. Донецка Ростовской области, комитет по управлению имуществом администрации г. Ростов-на-Дону.
Решением Ростовского областного суда от 4 февраля 2015 г. в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Ливенцов А.В. просит отменить решение суда, как постановленное с нарушением норм материального права, принять новый судебный акт об удовлетворении его заявления.
Относительно апелляционной жалобы Правительством Ростовской области поданы возражения о несостоятельности ее доводов и законности судебного постановления.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу о том, что имеются основания для отмены решения суда, как постановленного с нарушением норм материального права, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Ливенцов А.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м, категория земель "земли населенных пунктов", разрешенное использование "для эксплуатации производственных помещений", расположенного по адресу: г. <...>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 17 января 2015 г. и свидетельством о государственной регистрации права от 11 мая 2010 г.
Результаты государственной кадастровой стоимости оценки земель населенных пунктов Ростовской области по состоянию на 1 января 2007 г. утверждены постановлением Администрации Ростовской области от 28 апреля 2008 г. N 212 (далее - постановление от 28 апреля 2008 г. N 212), вступившим в силу с 1 января 2009 г. Земельный участок поставлен на кадастровый учет 14 июля 2004 г., и его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2007 г. составляет <...> руб.
Постановлением Правительства Ростовской области от 25 ноября 2014 г. N 776 утверждены новые результаты определения кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов в границах городских округов Ростовской области по состоянию на 1 января 2014 г. (далее - постановление от 25 ноября 2014 г. N 776). Постановление опубликовано 27 ноября 2014 г. на "Официальном интернет-портале правовой информации" и вступило в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, то есть 27 декабря 2014 г.
По заданию Ливенцова А.В. оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Бета консалтинг" Кориневским А.Ю. подготовлен отчет об оценке рыночной стоимости упомянутого земельного участка от 4 декабря 2014 г. N 73-2014.
Из отчета следует, что рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2007 г. составляет <...> руб.
Согласно экспертному заключению, подготовленному саморегулируемой организацией "Национальная коллегия специалистов-оценщиков" от 29 декабря 2014 г. N 141222-2181 отчет от 4 декабря 2014 г. N 73-2014 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что положения пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, а также статьи 24.18 и абзаца пятого статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 225-ФЗ не подлежат применению к рассматриваемым правоотношениям, поскольку договор на проведение государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2007 г. был заключен до истечения срока, указанного в Федеральном законе от 22 июля 2010 г. N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Однако данный вывод суда является ошибочным.
Федеральным законом от 22 июля 2010 г. N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) Закон об оценочной деятельности дополнен главой III.1 "Государственная кадастровая оценка".
Действительно, согласно статье 5 Федерального закона N 167-ФЗ его положения не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования этого Закона и работы по проведению которой не завершились в указанный срок (пункт 1).
Государственная кадастровая оценка земель, работы по проведению которой не завершились до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования поименованного Федерального закона, проводится в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации (пункт 2).
Правительство Российской Федерации Постановлением от 8 апреля 2000 г. N 316 утвердило Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, определяющие, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и территориальных органов Роснедвижимости - управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяет Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель".
Исходя из анализа указанных нормативных правовых актов следует, что пункты 1 и 2 статьи 5 Федерального закона N 167-ФЗ относятся к процедурным вопросам принятия решения о проведении государственной кадастровой оценки, определения кадастровой стоимости и составления отчета об определении кадастровой стоимости, экспертизы такого отчета, утверждения результатов определения кадастровой стоимости и не касаются вопросов оспаривания кадастровой стоимости в суде путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Следовательно, требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, должно быть рассмотрено вне зависимости от того, до или после вступления в силу Федерального закона N 167-ФЗ были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель.
Суд первой инстанции в качестве основания для отказа в удовлетворении заявления также указал, что результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области по состоянию на 1 января 2007 г. не затрагивают прав заявителя, так как утрачивают силу, становятся неактуальными и не подлежат применению, поскольку постановлением от 25 ноября 2014 г. утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области по состоянию на 1 января 2014 г.
Однако суд не учел, что согласно статье 24.20 Закона об оценочной деятельности сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости. В случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 названного Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости.
В данном случае Ливенцов А.В. обратился в Ростовский областной суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, 10 декабря 2014 г.
Постановление от 25 ноября 2014 г. N 776, которым утверждены новые результаты определения кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов в границах городских округов Ростовской области по состоянию на 1 января 2014 г., вступило в силу 27 декабря 2014 г.
Дата формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (в данном случае 1 января 2014 г.), является датой, по состоянию на которую произведена оценка, а не датой, с которой эту оценку следует применять.
Следовательно, установленная судом рыночная стоимость подлежит применению с 1 января 2014 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Вместе с тем в силу статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Как усматривается из материалов дела, лица, участвующие в деле, не представили возражений, касающихся достоверности отчета, а также доказательств, опровергающих выводы, изложенные в отчете независимого оценщика от 4 декабря 2014 г. N 73-2014, либо содержащих сведения об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.
Соответствие названного отчета требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности подтверждено экспертным заключением некоммерческого партнерства саморегулируемой организации "Национальная коллегия специалистов-оценщиков" от 29 декабря 2014 г. N 141222-218.
Таким образом, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении заявления.
Нарушение норм материального и процессуального права, повлекшее неправильное разрешение дела, в силу пункта 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного акта в апелляционном порядке.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 327, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Ростовского областного суда от 4 февраля 2015 г. отменить, принять новое решение.
Заявление Ливенцова А.В., поданное 10 декабря 2014 г. в Ростовский областной суд, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м, категория земель "земли населенных пунктов", разрешенное использование "для эксплуатации производственных помещений", расположенного по адресу: г. <...>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2007 г. в размере <...> руб. на период с 1 января 2014 г. по 31 декабря 2014 г.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)