Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 августа 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Епифанцевой С.Ю., Катькиной Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Ибрагимовым Э.А.,
при участии в заседании:
- от Комитета лесного хозяйства Московской области - Булаев А.В. по доверенности от 15.07.2014;
- от ООО "Трансвэй Сервис" - Тимофеева О.С. по доверенности от 06.12.2013;
- от ЗАО "Уваровский леспромхоз" - Курзякова О.П. по доверенности от 21.07.2014;
- от ООО "Уваровский ЛПХ" - Макарова Е.М. по доверенности от 20.10.2014;
- от администрации городского поселения Уваровка Можайского муниципального района Московской области - Быстров Н.В. по доверенности от 05.03.2014;
- от Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, администрация городского поселения Уваровка Можайского муниципального района Московской области - не явились, извещены;
- от ЗАО "Инвестиционная Строительная Компания "АНТ" - не явились, извещены;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 05.03.2014 по делу N А41-56773/13, принятое судьей Бирюковой Р.Ш., по иску Комитета лесного хозяйства Московской области к обществу с ограниченной ответственностью "Трансвэй Сервис", закрытому акционерному обществу "Уваровский леспромхоз", при участии в качестве третьих лиц Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, администрация городского поселения Уваровка Можайского муниципального района Московской области, ЗАО "Инвестиционная Строительная Компания "АНТ", ООО "Уваровский ЛПХ", о признании права собственности отсутствующим, истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, снятии с кадастрового учета, обязании совершить определенные действия, взыскании причиненного ущерба.
установил:
Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - истец, Комитет лесного хозяйства) обратился в Арбитражный суд к Обществу с ограниченной ответственностью "Трансвэй Сервис", Закрытому акционерному обществу "Уваровский леспромхоз" с исковым заявлением, в котором просит суд:
- - истребовать из чужого незаконного владения ЗАО "Уваровский леспромхоз" земельный участок с кадастровым номером 50:18:0020202:43;
- - признать право собственности ЗАО "Уваровский леспромхоз" на земельный участок с кадастровым номером 50:18:0020202:43 отсутствующим;
- - снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 50:18:0020202:43, расположенный в пос. Уваровка Можайского района Московской области;
- - взыскать солидарно с ЗАО "Уваровский леспромхоз" и ООО "Трансвей Сервис" в бюджет Российской Федерации ущерб, причиненный незаконным использованием лесного участка в размере 11 968 935 руб. 00 коп.;
- - обязать ответчиков произвести демонтаж (снос) зданий ремонтно-механических мастерских, здания трансформатора, подъездной дороги, железнодорожного пути широкой колеи, подкрановых путей на лесных участках в квартале 105 выделах 9,34 и квартале 105 выделах 23, 25, 26, 28, 29 Колоцкого участкового лесничества Бородинского филиала ГКУ МО "Мособллес" на общей площади 12,6891 га в п. Уваровка Можайского муниципального района Московской области;
- - расходы по демонтажу (сносу) зданий ремонтно-механических мастерских, здания трансформатора, подъездной дороги, железнодорожного пути широкой колеи, подкрановых путей на лесных участках в квартале 105 выделах 9, 34 и квартале 105 выделах 23, 25, 26, 28, 29 Колоцкого участкового лесничества Бородинского филиала ГКУ МО "Мособллес" возложить на ответчиков.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом к участию в деле привлечены Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Администрация городского поселения Уваровка Можайского муниципального района Московской области (далее - Администрация городского поселения Уваровка), Закрытое акционерное общество "Инвестиционная Строительная Компания "АНТ" (далее - ЗАО "ИСК "АНТ"), Общество с ограниченной ответственностью "Уваровский ЛПХ" (далее - ООО "Уваровский ЛПХ"), ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 05.03.2014 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, комитет обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм права.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением Главы администрации поселка Уваровка Можайского района Московской области N 92 от 05.11.1992 года Уваровскому леспромхозу было выдано Свидетельство о праве собственности на землю от 03.12.1992 года N 195, в соответствии с которым в пользование данному юридическому лицу под промышленными и административными зданиями и сооружениями, принадлежащими ему, предоставлялся земельный участок общей площадью 174 321 кв. м.
Земельный участок был поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный и ему был присвоен кадастровый номер 50:18:0020202:43, что подтверждается копией кадастрового дела в отношении указанного земельного участка, имеющегося в материалах дела, в том числе Кадастровым планом земельного участка от 27.08.2007 года N 18.16/07-340, имеющегося в материалах дела.
В соответствии с подготовленным Межевым делом, решением ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области об учете изменений объекта недвижимости от 21.02.2012 года N МО-12/РКФ-53579 в государственный кадастр недвижимости были внесены изменения в сведения об объекте недвижимости, в части определения местоположения (границ) земельного участка с кадастровым номером 50:18:0020202:43.
В соответствии с п. 16 кадастровой выписки от 24.06.2013 года N МО-13/3В-716021 граница земельного участка с кадастровым номером 50:18:0020202:43 состоит из 5 контуров, а уточненная площадь земельного участка по сведениям ГКН составляет 120 519 кв. м.
При этом в кадастровом деле содержится согласие ЗАО "Уваровский леспромхоз" на уменьшение площади земельного участка, в соответствии с которым ЗАО "Уваровский леспромхоз" выражает свое согласие на уменьшение площади земельного участка с кадастровым номером 50:18:0020202:43 в соответствии с фактическим пользованием на 53 802 кв. м.
Указанный земельный участок в соответствии со сведениями в ГКН имеет категорию земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "под производственные и административные здания и сооружения".
Сотрудниками Бородинского филиала КГУ МО "Мособллес" в результате патрулирования земель лесного фонда были составлены Акты от 13.02.2013, из содержания которых следовало, что в квартале 105 выделах 23, 25, 26, 28, 29 и выделах 9, 34 Колоцкого участкового лесничества незаконно используется участок лесного фонда площадью 12,6891 га, относящийся к лесному фонду и расположенный в п. Уваровка Можайского района Московской области, на котором располагаются объекты недвижимости - здание ремонтно-механических мастерских, здание трансформатора, подъездная дорога, железнодорожные пути широкой колеи, подкрановые пути.
В ходе разбирательства Комитетом лесного хозяйства было установлено, что земельный участок, который, по мнению истца, незаконно используется из земель лесного фонда, имеет кадастровый номер 50:18:0020202:43.
Считая, что ЗАО "Уваровский леспромхоз" незаконно владеет указанным земельным участком, на земельном участке незаконно возведены объекты недвижимости, принадлежащие по сведениям Комитета лесного хозяйства на праве собственности ООО "Трансвэй Сервис", истец обратился в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что истец не предоставил документального подтверждения отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда. Комитетом выбран ненадлежащий способ защиты. Кроме того, пропущен срок исковой давности.
Обжалуя решение суда первой инстанции, комитет указывает, что в силу положений статей 3, 8, 67 - 69 Лесного кодекса Российской Федерации, статей 4.1 - 4.2, 4, 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", пункта 1 части 6 статьи 39 Федерального закона от 21.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" границы участка лесного фонда в рассматриваемом случае определены и установлены в соответствии с действующим законодательством. Границы спорного земельного участка на земли лесного определены и индивидуализированы.
В судебном заседании апелляционного суда представитель комитета поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить. Пояснил суду, что решение суда первой инстанции обжалуется только в части, а именно в части отказа в удовлетворении требований о признании отсутствующим права ответчика на спорный земельный участок. В части отказа в удовлетворении остальных требований решение суда первой инстанции не обжалуется.
Представители ООО "Трансвэй Сервис", ЗАО "Уваровский леспромхоз", ООО "Уваровский ЛПХ", администрации городского поселения Уваровка Можайского муниципального района Московской области против доводов апелляционной жалобы возражали, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Третьи лица в судебное заседание апелляционного суда своих представителей не направили, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Выслушав представителей истца, ответчика, третьих лиц, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, в связи со следующим.
В силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в арбитражный суд вправе обратиться лицо за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав.
По смыслу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации определение законом способов защиты гражданских прав направлено, в первую очередь, на максимальное восстановление нарушенного права. Перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, комитет указывает, что спорный земельный участок относятся к землям лесного фонда, что, по его мнению, подтверждается лесоустроительной документацией (картографические материалы в виде лесоустроительного планшета).
Вместе с тем в соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса Российской Федерации.
Статьей 67 Лесного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень земель, на которых проводится лесоустройство: на землях лесного фонда, а также на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса; населенных пунктов, на которых расположены городские леса; особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Статьей 69 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков.
Согласно статье 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статьей 4.4 названного Федерального закона предусмотрено, что в случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Вместе с тем в рассматриваемом случае, спорный земельный участок с кадастровым номером 50:18:0020202:43 является ранее учтенным, сведения о местоположении (границах) земельного участка внесены в Государственный кадастр недвижимости в 2012 г.
Тот факт, что в силу положений статей 4.2, 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" план лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным и может быть использован для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта, само по себе не свидетельствует об отсутствии у ответчика права на спорный земельный участок.
Лесной участок, который, по мнению Комитета лесного хозяйства, располагается в квартале 105 выделах 23, 25, 26, 28, 29 и выделах 9, 34 Колоцкого участкового лесничества и с которым пересекаются границы земельного участка с кадастровым номером 50:18:0020202:43 на кадастровый учет не поставлен.
Обосновывая свои доводы о том, что земельный участок с кадастровым номером 50:18:0020202:43 был незаконно образован из земель лесного фонда, Комитет лесного хозяйства ссылается только на то, что данный факт подтверждается Проектом организации и ведения лесного хозяйства Бородинского лесхоза Московского управления лесами (таксационное описание Колоцкого лесничества) 1999-2000 годов, составленным в результате проведения работ по лесоустройству.
Суд первой инстанции указал, что доказательств того, что до предоставления спорного земельного участка в пользование ЗАО "Уваровский леспромхоз" и составления Проекта организации и ведения лесного хозяйства Бородинского лесхоза Московского управления лесами (таксационное описание Колоцкого лесничества) 1999 - 2000 годов, указанная территория относилась к землям лесного фонда, Комитет лесного хозяйства не представил.
В силу статьи 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Из материалов дела усматривается, что на земельный участок площадью 174 321 кв. м Уваровскому леспромхозу было выдано Свидетельство о праве собственности на землю от 03.12.1992 N 195, в соответствии с которым земельный участок предоставляется в пользование данному юридическому лицу под промышленными и административными зданиями и сооружениями, принадлежащими ему в соответствии с постановлением главы администрации поселка Уваровка Можайского района Московской области от 05.11.1992 N 92.
В соответствии с подготовленным Межевым делом, решением ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области об учете изменений объекта недвижимости от 21.02.2012 года N МО-12/РКФ-53579 в государственный кадастр недвижимости были внесены изменения в сведения об объекте недвижимости, в части определения местоположения (границ) земельного участка с кадастровым номером 50:18:0020202:43.
В соответствии с п. 16 кадастровой выписки от 24.06.2013 года N МО-13/3В-716021 граница земельного участка с кадастровым номером 50:18:0020202:43 состоит из 5 контуров, а уточненная площадь земельного участка по сведениям ГКН составляет 120 519 кв. м.
При этом в кадастровом деле содержится согласие ЗАО "Уваровский леспромхоз" на уменьшение площади земельного участка, в соответствии с которым ЗАО "Уваровский леспромхоз" выражает свое согласие на уменьшение площади земельного участка с кадастровым номером 50:18:0020202:43 в соответствии с фактическим пользованием на 53 802 кв. м.
Указанный земельный участок в соответствии со сведениями в ГКН имеет категорию земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "под производственные и административные здания и сооружения".
Следовательно, при формировании земельного участка, принадлежащего ответчику, его границы были надлежащим образом согласованы со смежными землепользователями, в том числе с органом, в ведении которого находились земли лесного фонда.
Кроме того, из кадастрового паспорта земельного участка площадью 120 519 кв. м с кадастровым номером 50:18:0020202:43 усматривается, что данный земельный участок относится к категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под производственные и административные здания и сооружения.
Отнесение спорного земельного участка к указанной выше категории земель в установленном законом порядке не оспорено.
Одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Отнесение земельного участка, принадлежащего ЗАО "Уваровский леспромхоз", к землям лесного фонда комитетом не доказано.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем доводам истца и представленным по делу доказательствам и принят правильный судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, направленных на оспаривание права ответчика в отношении спорного земельного участка.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований в обжалуемой части. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 05.03.2014 по делу N А41-56773/13 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
В.Ю.БАРХАТОВ
Судьи
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Н.Н.КАТЬКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.08.2014 ПО ДЕЛУ N А41-56773/13
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 августа 2014 г. по делу N А41-56773/13
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 августа 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Епифанцевой С.Ю., Катькиной Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Ибрагимовым Э.А.,
при участии в заседании:
- от Комитета лесного хозяйства Московской области - Булаев А.В. по доверенности от 15.07.2014;
- от ООО "Трансвэй Сервис" - Тимофеева О.С. по доверенности от 06.12.2013;
- от ЗАО "Уваровский леспромхоз" - Курзякова О.П. по доверенности от 21.07.2014;
- от ООО "Уваровский ЛПХ" - Макарова Е.М. по доверенности от 20.10.2014;
- от администрации городского поселения Уваровка Можайского муниципального района Московской области - Быстров Н.В. по доверенности от 05.03.2014;
- от Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, администрация городского поселения Уваровка Можайского муниципального района Московской области - не явились, извещены;
- от ЗАО "Инвестиционная Строительная Компания "АНТ" - не явились, извещены;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 05.03.2014 по делу N А41-56773/13, принятое судьей Бирюковой Р.Ш., по иску Комитета лесного хозяйства Московской области к обществу с ограниченной ответственностью "Трансвэй Сервис", закрытому акционерному обществу "Уваровский леспромхоз", при участии в качестве третьих лиц Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, администрация городского поселения Уваровка Можайского муниципального района Московской области, ЗАО "Инвестиционная Строительная Компания "АНТ", ООО "Уваровский ЛПХ", о признании права собственности отсутствующим, истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, снятии с кадастрового учета, обязании совершить определенные действия, взыскании причиненного ущерба.
установил:
Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - истец, Комитет лесного хозяйства) обратился в Арбитражный суд к Обществу с ограниченной ответственностью "Трансвэй Сервис", Закрытому акционерному обществу "Уваровский леспромхоз" с исковым заявлением, в котором просит суд:
- - истребовать из чужого незаконного владения ЗАО "Уваровский леспромхоз" земельный участок с кадастровым номером 50:18:0020202:43;
- - признать право собственности ЗАО "Уваровский леспромхоз" на земельный участок с кадастровым номером 50:18:0020202:43 отсутствующим;
- - снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 50:18:0020202:43, расположенный в пос. Уваровка Можайского района Московской области;
- - взыскать солидарно с ЗАО "Уваровский леспромхоз" и ООО "Трансвей Сервис" в бюджет Российской Федерации ущерб, причиненный незаконным использованием лесного участка в размере 11 968 935 руб. 00 коп.;
- - обязать ответчиков произвести демонтаж (снос) зданий ремонтно-механических мастерских, здания трансформатора, подъездной дороги, железнодорожного пути широкой колеи, подкрановых путей на лесных участках в квартале 105 выделах 9,34 и квартале 105 выделах 23, 25, 26, 28, 29 Колоцкого участкового лесничества Бородинского филиала ГКУ МО "Мособллес" на общей площади 12,6891 га в п. Уваровка Можайского муниципального района Московской области;
- - расходы по демонтажу (сносу) зданий ремонтно-механических мастерских, здания трансформатора, подъездной дороги, железнодорожного пути широкой колеи, подкрановых путей на лесных участках в квартале 105 выделах 9, 34 и квартале 105 выделах 23, 25, 26, 28, 29 Колоцкого участкового лесничества Бородинского филиала ГКУ МО "Мособллес" возложить на ответчиков.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом к участию в деле привлечены Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Администрация городского поселения Уваровка Можайского муниципального района Московской области (далее - Администрация городского поселения Уваровка), Закрытое акционерное общество "Инвестиционная Строительная Компания "АНТ" (далее - ЗАО "ИСК "АНТ"), Общество с ограниченной ответственностью "Уваровский ЛПХ" (далее - ООО "Уваровский ЛПХ"), ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 05.03.2014 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, комитет обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм права.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением Главы администрации поселка Уваровка Можайского района Московской области N 92 от 05.11.1992 года Уваровскому леспромхозу было выдано Свидетельство о праве собственности на землю от 03.12.1992 года N 195, в соответствии с которым в пользование данному юридическому лицу под промышленными и административными зданиями и сооружениями, принадлежащими ему, предоставлялся земельный участок общей площадью 174 321 кв. м.
Земельный участок был поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный и ему был присвоен кадастровый номер 50:18:0020202:43, что подтверждается копией кадастрового дела в отношении указанного земельного участка, имеющегося в материалах дела, в том числе Кадастровым планом земельного участка от 27.08.2007 года N 18.16/07-340, имеющегося в материалах дела.
В соответствии с подготовленным Межевым делом, решением ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области об учете изменений объекта недвижимости от 21.02.2012 года N МО-12/РКФ-53579 в государственный кадастр недвижимости были внесены изменения в сведения об объекте недвижимости, в части определения местоположения (границ) земельного участка с кадастровым номером 50:18:0020202:43.
В соответствии с п. 16 кадастровой выписки от 24.06.2013 года N МО-13/3В-716021 граница земельного участка с кадастровым номером 50:18:0020202:43 состоит из 5 контуров, а уточненная площадь земельного участка по сведениям ГКН составляет 120 519 кв. м.
При этом в кадастровом деле содержится согласие ЗАО "Уваровский леспромхоз" на уменьшение площади земельного участка, в соответствии с которым ЗАО "Уваровский леспромхоз" выражает свое согласие на уменьшение площади земельного участка с кадастровым номером 50:18:0020202:43 в соответствии с фактическим пользованием на 53 802 кв. м.
Указанный земельный участок в соответствии со сведениями в ГКН имеет категорию земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "под производственные и административные здания и сооружения".
Сотрудниками Бородинского филиала КГУ МО "Мособллес" в результате патрулирования земель лесного фонда были составлены Акты от 13.02.2013, из содержания которых следовало, что в квартале 105 выделах 23, 25, 26, 28, 29 и выделах 9, 34 Колоцкого участкового лесничества незаконно используется участок лесного фонда площадью 12,6891 га, относящийся к лесному фонду и расположенный в п. Уваровка Можайского района Московской области, на котором располагаются объекты недвижимости - здание ремонтно-механических мастерских, здание трансформатора, подъездная дорога, железнодорожные пути широкой колеи, подкрановые пути.
В ходе разбирательства Комитетом лесного хозяйства было установлено, что земельный участок, который, по мнению истца, незаконно используется из земель лесного фонда, имеет кадастровый номер 50:18:0020202:43.
Считая, что ЗАО "Уваровский леспромхоз" незаконно владеет указанным земельным участком, на земельном участке незаконно возведены объекты недвижимости, принадлежащие по сведениям Комитета лесного хозяйства на праве собственности ООО "Трансвэй Сервис", истец обратился в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что истец не предоставил документального подтверждения отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда. Комитетом выбран ненадлежащий способ защиты. Кроме того, пропущен срок исковой давности.
Обжалуя решение суда первой инстанции, комитет указывает, что в силу положений статей 3, 8, 67 - 69 Лесного кодекса Российской Федерации, статей 4.1 - 4.2, 4, 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", пункта 1 части 6 статьи 39 Федерального закона от 21.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" границы участка лесного фонда в рассматриваемом случае определены и установлены в соответствии с действующим законодательством. Границы спорного земельного участка на земли лесного определены и индивидуализированы.
В судебном заседании апелляционного суда представитель комитета поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить. Пояснил суду, что решение суда первой инстанции обжалуется только в части, а именно в части отказа в удовлетворении требований о признании отсутствующим права ответчика на спорный земельный участок. В части отказа в удовлетворении остальных требований решение суда первой инстанции не обжалуется.
Представители ООО "Трансвэй Сервис", ЗАО "Уваровский леспромхоз", ООО "Уваровский ЛПХ", администрации городского поселения Уваровка Можайского муниципального района Московской области против доводов апелляционной жалобы возражали, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Третьи лица в судебное заседание апелляционного суда своих представителей не направили, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Выслушав представителей истца, ответчика, третьих лиц, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, в связи со следующим.
В силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в арбитражный суд вправе обратиться лицо за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав.
По смыслу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации определение законом способов защиты гражданских прав направлено, в первую очередь, на максимальное восстановление нарушенного права. Перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, комитет указывает, что спорный земельный участок относятся к землям лесного фонда, что, по его мнению, подтверждается лесоустроительной документацией (картографические материалы в виде лесоустроительного планшета).
Вместе с тем в соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса Российской Федерации.
Статьей 67 Лесного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень земель, на которых проводится лесоустройство: на землях лесного фонда, а также на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса; населенных пунктов, на которых расположены городские леса; особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Статьей 69 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков.
Согласно статье 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статьей 4.4 названного Федерального закона предусмотрено, что в случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Вместе с тем в рассматриваемом случае, спорный земельный участок с кадастровым номером 50:18:0020202:43 является ранее учтенным, сведения о местоположении (границах) земельного участка внесены в Государственный кадастр недвижимости в 2012 г.
Тот факт, что в силу положений статей 4.2, 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" план лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным и может быть использован для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта, само по себе не свидетельствует об отсутствии у ответчика права на спорный земельный участок.
Лесной участок, который, по мнению Комитета лесного хозяйства, располагается в квартале 105 выделах 23, 25, 26, 28, 29 и выделах 9, 34 Колоцкого участкового лесничества и с которым пересекаются границы земельного участка с кадастровым номером 50:18:0020202:43 на кадастровый учет не поставлен.
Обосновывая свои доводы о том, что земельный участок с кадастровым номером 50:18:0020202:43 был незаконно образован из земель лесного фонда, Комитет лесного хозяйства ссылается только на то, что данный факт подтверждается Проектом организации и ведения лесного хозяйства Бородинского лесхоза Московского управления лесами (таксационное описание Колоцкого лесничества) 1999-2000 годов, составленным в результате проведения работ по лесоустройству.
Суд первой инстанции указал, что доказательств того, что до предоставления спорного земельного участка в пользование ЗАО "Уваровский леспромхоз" и составления Проекта организации и ведения лесного хозяйства Бородинского лесхоза Московского управления лесами (таксационное описание Колоцкого лесничества) 1999 - 2000 годов, указанная территория относилась к землям лесного фонда, Комитет лесного хозяйства не представил.
В силу статьи 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Из материалов дела усматривается, что на земельный участок площадью 174 321 кв. м Уваровскому леспромхозу было выдано Свидетельство о праве собственности на землю от 03.12.1992 N 195, в соответствии с которым земельный участок предоставляется в пользование данному юридическому лицу под промышленными и административными зданиями и сооружениями, принадлежащими ему в соответствии с постановлением главы администрации поселка Уваровка Можайского района Московской области от 05.11.1992 N 92.
В соответствии с подготовленным Межевым делом, решением ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области об учете изменений объекта недвижимости от 21.02.2012 года N МО-12/РКФ-53579 в государственный кадастр недвижимости были внесены изменения в сведения об объекте недвижимости, в части определения местоположения (границ) земельного участка с кадастровым номером 50:18:0020202:43.
В соответствии с п. 16 кадастровой выписки от 24.06.2013 года N МО-13/3В-716021 граница земельного участка с кадастровым номером 50:18:0020202:43 состоит из 5 контуров, а уточненная площадь земельного участка по сведениям ГКН составляет 120 519 кв. м.
При этом в кадастровом деле содержится согласие ЗАО "Уваровский леспромхоз" на уменьшение площади земельного участка, в соответствии с которым ЗАО "Уваровский леспромхоз" выражает свое согласие на уменьшение площади земельного участка с кадастровым номером 50:18:0020202:43 в соответствии с фактическим пользованием на 53 802 кв. м.
Указанный земельный участок в соответствии со сведениями в ГКН имеет категорию земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "под производственные и административные здания и сооружения".
Следовательно, при формировании земельного участка, принадлежащего ответчику, его границы были надлежащим образом согласованы со смежными землепользователями, в том числе с органом, в ведении которого находились земли лесного фонда.
Кроме того, из кадастрового паспорта земельного участка площадью 120 519 кв. м с кадастровым номером 50:18:0020202:43 усматривается, что данный земельный участок относится к категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под производственные и административные здания и сооружения.
Отнесение спорного земельного участка к указанной выше категории земель в установленном законом порядке не оспорено.
Одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Отнесение земельного участка, принадлежащего ЗАО "Уваровский леспромхоз", к землям лесного фонда комитетом не доказано.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем доводам истца и представленным по делу доказательствам и принят правильный судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, направленных на оспаривание права ответчика в отношении спорного земельного участка.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований в обжалуемой части. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 05.03.2014 по делу N А41-56773/13 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
В.Ю.БАРХАТОВ
Судьи
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Н.Н.КАТЬКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)