Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 14.10.2014 N Ф03-4140/2014 ПО ДЕЛУ N А73-15197/2013

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 октября 2014 г. N Ф03-4140/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2014 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Гребенщикова С.И.
Судей: Цирулик О.В., Лесненко С.Ю.
при участии
от администрации г. Хабаровска: Протасов В.А., представитель по доверенности от 27.01.2014 N 1.1.27-504
от Минобороны России и от ФГКУ "ДВ ТУИО": Комляков А.С., представитель по доверенностям от 10.02.2014 N 159 и от 29.08.2014 "N 56
от других участвующих в деле лиц: представители не явились
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 24.03.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2014
по делу N А73-15197/2013 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Букина Е.А., в апелляционном суде судьи Дроздова В.Г., Гричановская Е.В., Иноземцев И.В.
По иску администрации города Хабаровска
к федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю, Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом
о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком
Администрация города Хабаровска (ОГРН 1032700305978, ИНН 2702015107; место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 66; далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1072723005079, ИНН 2723020115; место нахождения: 680038, г. Хабаровск, ул. Ханкайская, 27; далее - ФГКУ "ДВ ТУИО"), Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261; место нахождения: 119160, г. Москва, ул. Знаменка, 19; далее - Минобороны России), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае (ОГРН 1092721008005, ИНН 2721172546; место нахождения: 680030, г. Хабаровск, ул. Запарина, 65; далее - Теруправление), Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом (ОГРН 1087746829994, ИНН 7710723134; место нахождения: 109012, г. Москва, пер. Никольский, 9; далее - Росимущество) о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования федерального государственного учреждения "Хабаровская квартирно-эксплуатационная часть" (далее - Хабаровская КЭЧ, правопредшественник ФГКУ "ДВ ТУИО") на земельный участок с кадастровым номером 27:23:0030409:8 площадью 7 375,56 кв. м под трансформаторной подстанцией и многоквартирным жилым домом, являющимися муниципальной собственностью и расположенными по адресу: г. Хабаровск, ул. Гамарника 45Д.
Решением суда от 24.03.2014, оставленным постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2014 без изменения, иск удовлетворен полностью.
Минобороны России в кассационной жалобе выражает несогласие с принятыми по делу судебными актами, ссылается на неправильное применение арбитражными судами норм материального права, нарушение норм процессуального права и неполное выяснение значимых для дела обстоятельств, в связи с чем просит их отменить и отказать администрации в удовлетворении заявленного иска.
По мнению заявителя поданной жалобы, истцом неверно избран способ защиты нарушенного права путем прекращения права постоянного (бессрочного) пользования на спорный участок, без учета норм статей 45, 54 Земельного кодекса РФ и положений пункта 8 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 423-ФЗ), предусматривающих специальный внесудебный порядок разрешения данного вопроса. Поскольку соответствующего решения о передаче в муниципальную собственность земельного участка с кадастровым номером 27:23:0030409:8 до настоящего времени Минобороны России не приняло, администрация вправе обжаловать бездействие данного публичного органа в порядке, предусмотренном нормами глав 24 АПК РФ.
Теруправление в отзыве на кассационную жалобу поддерживает позицию Минобороны РФ и указывает на необходимость получения предварительного отказа землепользователя от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Остальные участвующие в деле лица отзывы на кассационную жалобу не представили.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Минобороны России и ФГКУ "ДВ ТУИО" настаивал на удовлетворении поданной жалобы по изложенным в ней доводам, против чего возражал представитель администрации.
Представители других участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе с учетом публикации необходимой информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, в заседание кассационного суда не явились.
Проверив в порядке и пределах статьей 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены.
Как установлено арбитражными судами и подтверждается материалами дела, ранее на основании решения Главы администрации города Хабаровска от 04.08.1992 N 737 за Хабаровской КЭЧ на праве постоянного (бессрочного) пользования закреплен земельный участок в районе ул. Гамарника, 45 в г. Хабаровске, что подтверждается свидетельством от 22.03.1994 N 28 и не оспаривается участвующим в деле лицами.
Согласно кадастровому плану от 06.12.2011 N 2700/301/11-35754 на земельный участок N 27:23:0030409:8 его площадь составляет 7 375,56 кв. м и он предоставлен Хабаровской КЭЧ на основании указанного выше свидетельства от 22.03.1994 N 28 (графа 15 плана).
Впоследствии в соответствии с распоряжением Теруправления от 29.05.2007 N 831 принято решение о прекращении права оперативного управления ФГКУ "ДВ ТУИО" на относящееся к федеральной собственности имущество и передаче его в муниципальную собственность согласно приложению, в котором в числе прочих объектов указан жилой дом с инженерными коммуникациями, по адресу г. Хабаровск, ул. Гамарника, 45.
Факт состоявшейся передачи в муниципальную собственность объектов социального назначения (высвобождаемое военное имущество) участвующими в деле лицами не отрицался, несмотря на отсутствие регистрации права собственности муниципального образования на это имущество.
Вместе с тем, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 27.11.2007 серии 27АВ N 111936 в настоящее время в муниципальной собственности городского округа "город Хабаровск" также находится здание трансформаторной подстанции ТП 120, площадью 30,7 кв. м, лит. А, расположенное по адресу: г. Хабаровск, ул. Гамарника, 43Е.
Указанный объект энергоснабжения и жилой дом по адресу: г. Хабаровск, ул. Гамарника, 43Д, фактически размещены в границах спорного земельного участка N 27:23:0030409:8 площадью 7 375,56 кв. м, предоставленном ранее в постоянное (бессрочное) пользование Хабаровской КЭЧ, правопреемником которой является ФГКУ "ДВ ТУИО".
Поскольку наличие указанного права на спорный участок препятствует муниципальному образованию надлежащему использованию принадлежащего ему имущества и вопрос о прекращении данного права до настоящего времени в установленном законом порядке не решен, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Согласно статье 273 ГК РФ при переходе права на здание, строение, сооружение, принадлежащее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания (сооружения) переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием и необходимый для его использования.
По общему правилу, закрепленному в статье 35 Земельного кодекса РФ и статье 552 ГК РФ, при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В силу пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
С момента введения в действие названной нормы права соответствующие земельные участки признаются находящимися в муниципальной собственности. Данное положение представляет собой реализацию закрепленного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
В данном случае арбитражными судами установлено и участвующим в деле лицами не оспаривается, что на спорном земельном участке фактически находится имущество социального назначения и жилой дом, переданные в муниципальную собственность в порядке высвобождения военного имущества. Вместе с тем в деле отсутствуют доказательства расположения на земельном участке иных объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации либо ином вещном праве ответчиков.
Таким образом, спорный земельный участок фактически не находится во владении Минобороны России в связи с передачей им находящихся на земельном участке объектов недвижимости в муниципальную собственность.
Подпунктом 3 части 2 статьи 45 Земельного кодекса РФ прямо предусмотрена возможность принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования в случаях, установленных федеральными законами.
По смыслу пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" права на находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности объекты недвижимости регистрируются одновременно с правами на земельные участки, на которых расположены данные объекты недвижимости, на основании указанных в настоящей части решений, подписанных передаточных актов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, на основании выше приведенных норм гражданского и земельного законодательства, уполномоченный орган по распоряжению федеральным имуществом передав объекты социального и жилищного назначения, находящиеся на спорном земельном участке, в муниципальную собственность, фактически тем самым распорядился и земельным участком, на котором они расположены.
В такой ситуации оформлению прав муниципального образования на земельный участок препятствует наличие права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком Хабаровская КЭЧ (правопредшественник ФГКУ ДВ ТУИО").
При этом реализация муниципальным образованием права на использование спорного участка не требует предварительного отказа Минобороны России или подведомственного ему учреждения от права постоянного (бессрочного) пользования на этот участок.
По смыслу пункта 1 статьи 45 и статьи 53 Земельного кодекса РФ для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком путем отказа землепользователя от этого права правообладатель подает соответствующее заявление в орган, уполномоченный распоряжаться земельным участком от имени собственника, который принимает решение о прекращении права и обязан обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации прекращения права.
В то же время действующее законодательство не содержит предписаний, обязывающих заинтересованное лицо, которым в данном случае является администрация, обратиться к правообладателю за истребованием у него отказа от права.
Доводы заявителя жалобы о необходимости соблюдения установленного законом порядка принятия решения о высвобождении спорного земельного участка, судом кассационной инстанции отклоняются, как противоречащие вышеперечисленным нормам права. Наличие административного порядка прекращения права бессрочного пользования не отменяет и не исключает возможности принудительного прекращения такого права в судебном порядке по требованию заинтересованного лица.
Поскольку в данном случае право муниципальной собственности на земельный участок возникло в силу закона, однако оформлению соответствующих прав на земельный участок препятствует существование права постоянного (бессрочного) пользования, то избранный истцом способ защиты соответствует характеру спорных правоотношений и направлен на восстановление нарушенного права.
Ссылка Минобороны России на установленные Законом N 423-ФЗ особенности внесудебного порядка принудительного прекращения права постоянного бессрочного пользования, и наделение ответчика соответствующими полномочиями по принудительному прекращению указанного права окружным судом также не принимается.
В соответствии со статьи 1 указанного Закона его положения применяется к отношениям, связанным с безвозмездной передачей военного недвижимого имущества перечисленного в части 1 статьи 2, включая: земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящихся в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков); в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений.
Однако, как установлено судами обеих инстанций, спорный земельный участок находится в границах муниципального образования "Город Хабаровск" и не подпадает под критерии, установленные названной выше нормой Закона N 432-ФЗ, поскольку он не используется для обеспечения деятельности войск и на нем не ведется специальное строительство.
Кроме того, согласно правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19.07.2011 N 2178/11, закрепленное в пункте 3 статьи 3.1 Вводного закона правило о разграничении государственной и муниципальной собственности на землю должно реализовываться вне проведения каких-либо специальных процедур по передаче участков.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции полагает, что выводы арбитражных судов об удовлетворении заявленного администрацией иска в полной мере соответствуют характеру рассмотренного спора, имеющимся в деле доказательствам и подлежащим применению нормам материального права.
Доводы заявителя кассационной жалобы в целом являлись предметом исследования судов обеих инстанций, в результате чего мотивированно ими отклонены, и по существу направлены на иную оценку доказательств и установление новых фактических обстоятельств дела, что само по себе не свидетельствует о нарушениях судами норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и потому не может служить достаточным основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по правилам норм главы 35 АПК РФ.
Таким образом кассационная жалоба Минобороны РФ удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 24.03.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2014 по делу N А73-15197/2013 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
С.И.ГРЕБЕНЩИКОВ

Судьи
О.В.ЦИРУЛИК
С.Ю.ЛЕСНЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)