Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 16 октября 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Баркановой Я.В.
судей Жиляевой Е.В., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: до перерыва секретарем Евстегнеевой Е.В., после перерыва секретарем Кривобоковым К.В.
при участии:
от истца: представитель Малтыз И.Н. (по доверенности от 29.01.2014)
от ответчика: представители Татаринова Н.Ю. (по доверенности от 24.04.2014), Макуйлова О.Л. (по доверенности от 09.01.2014)
от 3-го лица: представитель Краснобаев Е.И. (по доверенности от 11.06.2014)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19180/2014) ООО "Сидней" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.07.2014 по делу N А56-21628/2014 (судья Воробьева Ю.В.), принятое
по заявлению ООО "Сидней"
к Правительству Санкт-Петербурга
3-е лицо: Комитет по строительству Санкт-Петербурга
о признании незаконным действия,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сидней" (195027, г. Санкт-Петербург, наб. Свердловская, д. 60, лит. А, пом. 1Н, комн. N 314, ОГРН: 5067847030015; ИНН: 7806338013) (далее - Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Правительству Санкт-Петербурга (191060, Санкт-Петербург, Смольный; ОГРН: 1027809257178; ИНН: 7830002078) (далее - Правительство) с учетом уточненных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требований, принятых арбитражным судом первой инстанции, о признании незаконным бездействия Правительства в предоставлении Обществу для целей строительства земельного участка с кадастровым номером 78:36:1310101:45 площадью 32 011 кв. м, расположенного по адресу: Выборгский р-н, пос. Парголово, пр. Энгельса, уч. 2 (западнее пер. с 3-м Верхним пер.), а также обязании Правительства принять решение о предоставлении указанного земельного участка путем издания соответствующего постановления о проектировании и строительстве.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по строительству Санкт-Петербурга (далее - Комитет).
Решением арбитражного суда от 09.07.2014 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе Общество, считая решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, просит решение отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные Обществом требования. В обоснование своих доводов податель жалобы ссылается на то, что судом первой инстанции не дана надлежащая оценка доводам Общества о наличии действующего разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка. Податель жалобы полагает, что им не было допущено нарушений ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Также Общество указало на отсутствие на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимости, не принадлежащих Санкт-Петербургу на праве собственности. Кроме того, податель жалобы считает, что бездействие Правительства заключается в том, что решение о предоставлении земельного участка для строительства не принято в двухнедельный срок.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
Представители Правительства и Комитета возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзывах, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании был объявлен перерыв до 09.10.2014, после перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда при ведении протокола секретарем Кривобоковым К.В.
Исследовав материалы дела и заслушав мнения представителей сторон, апелляционный суд установил следующее.
В соответствии с договором аренды от 29.05.2010 N 02/ЗКИ-07750 Общество использует земельные участки с кадастровым номером 78:36:13101А:12 площадью 20 499 кв. м и кадастровым номером 78:36:13101А:13 площадью 70 290 кв. м, расположенные по адресам: Выборгский район, пос. Парголово, пр. Энгельса, уч. 1 (западнее пересечения 3-м Верхним пер.), участок (юго-западнее пересечения 3-м Верхним пер.), и предоставленные Заявителю для проведения изыскательских работ на основании постановления Правительства от 15.04.2010 N 362.
Как было установлено судом первой инстанции, распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре (далее - КГА) от 09.12.2010 N 254-пр утвержден проект границ земельного участка, разработанный в масштабе 1:500, шифр 10-2558 для предоставления на инвестиционных условиях (реестровый N 1966-ННН-02), и установлена площадь земельных участков в границах проектирования 1 - 26 301 кв. м, 2 - 32 011 кв. м, 3 - 19 657 кв. м, разрешенное использование участков: 1 - размещение коммерческих объектов, не связанных с проживанием населения, 2 - размещение многоэтажного гаража и автовокзала, 3 - размещение коммерческих объектов, не связанных с проживанием населения.
Распоряжением КГА от 03.02.2011 N 303 утвержден акт о выборе земельного участка для строительства коммерческого объекта, не связанного с проживанием населения, выполненный на основании комплекта инженерно-градостроительной документации, включающего заключение Комитета по градостроительству и архитектуре от 11.01.2011 N 1-1-50/5, Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 03.09.2010 N 646, Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры от 30.12.2010 N 2-9983-1, санитарно-эпидемиологическое заключение Управления по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 30.08.2010 N 78.01.02.000.Т.002240.08.10, распоряжение КГА от 30.08.2010 N 2696 "О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка", распоряжение КГА от 09.12.2010 N 254-пр "Об утверждении проекта границ земельного участка".
26.11.2013 земельный участок по адресу Санкт-Петербург, поселок Парголово, проспект Энгельса, участок 2 (западнее пересечения с 3-м Верхним переулком) поставлен на кадастровый учет с присвоением номера 78:36:1310101:45.
18.12.2013 для принятия Правительством решения о предоставлении Обществу земельного участка для целей строительства Общество получило отчет об оценке рыночной стоимости комплекса прав на объект недвижимости N р-186-1/13.
В соответствии с пунктом 3.15 Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования, утвержденного постановлением Правительства от 30.12.2010 N 1813 (далее - Положение N 1813), Заявитель 30.12.2013 обратился в Комитет с приложением соответствующего комплекта документов.
Однако, письмом от 09.01.2014 Комитет вернул пакет документов на доработку со ссылкой на п. 3.16.1 Положения N 1813, указав, что в нем отсутствует разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка, в границах участка имеются объекты недвижимости, не принадлежащие Санкт-Петербургу, срок действия тарифов на присоединение к электрическим сетям истек 31.12.2013, не предоставлена публикация акта о выборе земельного участка, а 03.02.2014 истек срок его действия.
Ссылаясь на то, что правовых оснований для возврата документов Заявителю у Комитета не имелось, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании незаконным бездействия Правительства, а также об обязании Правительства принять решение о предоставлении названного земельного участка путем издания соответствующего постановления.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.
Из положений статей 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оценив правомерность заявленных требований применительно к положениям 24 главы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд первой инстанции обоснованно посчитал указанные требования не подлежащими удовлетворению.
Процедура предоставления земельных участков для строительства регламентирована Земельным кодексом Российской Федерации (статьи 29 - 32), Законом Санкт-Петербурга от 17.06.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга" (далее - Закон N 282-43), Положением N 1813.
В соответствии со статьей 3 Закона N 282-43 решение о предоставлении объектов недвижимости для целей строительства и реконструкции принимается Правительством, которое утверждает инвестиционные условия. Решение принимается по инициативе исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга или по инициативе потенциальных инвесторов. Заявления потенциальных инвесторов о предоставлении объектов недвижимости рассматриваются в соответствии со статьей 3-1 названного Закона. Основания для отклонения содержащегося в заявлении инвестора предложения перечислены в пункте 4 названной статьи.
Положение N 1813 определяет порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
Как следует из пунктов 3.13, 3.15 Положения N 1813 для принятия решения о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта на инвестиционных условиях потенциальный инвестор обращается с заявлением, приложив необходимые документы, в Комитет по строительству.
Согласно пункту 3.16 Положения N 1813 Комитет по строительству проверяет переданные документы на соответствие составу и требованиям действующего законодательства и названного Положения.
В данном случае, Комитет в установленный законом срок письмом от 09.01.2014 N 14-27758/13 возвратил Обществу документы на доработку, сославшись на их несоответствие указанным выше требованиям.
Так, Комитет указал на то, что по сведениям КЗРиЗ, изложенным в письме от 13.11.2013 N 65591/к, на испрашиваемом земельном участке имеются временные строения, в отношении которых не представлено сведений об их правообладателе. Также Заявителем не представлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 78:36:1310101:45. Кроме того, Комитет указал на то, что срок действия тарифов по электроснабжению, указанных в заключении Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 20.12.2013 N 613, истек 31.12.2013.
Как было установлено судом первой инстанции на основании заключения КЗРиЗ от 13.11.2013 N 65591/к в границах испрашиваемого земельного участка расположены временные строения (частично). При этом согласно заключению КЗРиЗ от 30.12.2010 N 49479/к в границах земельного участка расположены растворобетонный узел, открытый склад сыпучих материалов, подъездной железнодорожный путь.
Справкой Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга от 19.11.2013 N 30296-32 подтверждается отсутствие обременений земельного участка правами иных лиц.
Апелляционный суд согласен с доводами Общества относительно того, что наличие на испрашиваемом земельном участке временных сооружений не является препятствием для проектирования и строительства.
Вместе с тем, в силу ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, следовательно, использование земельного участка в соответствии с условно разрешенным видом его использования возможно только после получения разрешения на такое использование. В силу части 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, которые в силу пункта 1 статьи 3 Закона N 282-43 утверждаются Правительством.
Учитывая, что порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, установленный статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривает как возможность принятия решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, так и возможность отказа в предоставлении такого разрешения, разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка должно быть получено до предоставления земельного участка для строительства.
Как следует из письма КГА от 10.12.2013 N 1-4-65242/5, разрешение на условно разрешенный вид использования испрашиваемого Обществом земельного участка им не получено. При этом в соответствии с частью 3 статьи 28 Закона N 29-10 от 16.02.2009 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" размещение автовокзалов в границах территориальной зоны ТД1-2-2, в которой расположен испрашиваемый земельный участок, относится к условно разрешенным видам использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Распоряжение КГА от 30.08.2010 N 2696, которым Обществу предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования "для размещения автовокзалов" для земельного участка с кадастровым номером 78:36:131101 А:139, не могло быть принято Комитетом, поскольку кадастровый номер испрашиваемого Обществом земельного участка - 78:36:1310101:45, при этом земельные участки имеют различную площадь, в связи с чем в отсутствие доказательств обратного оснований считать идентичным режим их использования не имеется.
Учитывая, что в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый номер земельного участка является одной из уникальных характеристик земельного участка, в соответствии с пунктом 1 статьи 5 указанного Федерального закона каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый государственный учетный номер (кадастровый номер), следует признать, что земельный участок, в отношении которого получено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка, и испрашиваемый земельный участок являются разными объектами гражданских прав.
Апелляционный суд не может согласиться с доводом Общества о том, что испрашиваемый земельный участок образован в результате выделения из земельного участка с кадастровым номером 78:36:131101 А:139, так как кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка не содержит соответствующих сведений.
Кроме того, следует отклонить доводы подателя жалобы, о том, что в Комитет были представлены актуальные сведения о тарифах по электроснабжению.
Как следует из материалов дела, срок действия тарифов по электроснабжению согласно заключению от 20.12.2013 N 613 на момент обращения Общества в Комитет с заявлением 30.12.2013 истек 31.12.2013, следовательно, требования части 9 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации при обращении заявителя в Комитет не были выполнены. При этом, устранив замечания Комитета, отраженные в письме от 09.01.2014 N 14-27758/13, в части информации о технических условиях, Общество в последующем предоставило лишь актуализированную информацию КЭИО о тарифах (письмо КЭИО от 23.01.2014 N 15-814/14-0-1) без предоставления заявления о предоставлении земельного участка и необходимого комплекта документации, предусмотренного пунктами 3.12 - 3.13.7, 3.15 Положения N 1813.
С учетом изложенного следует признать, что у Комитета имелись законные основания для возвращения комплекта документов Заявителю.
Между тем, заявленные Обществом требования о признании незаконным бездействия в предоставлении Обществу земельного участка адресованы Правительству.
Пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Как было указано выше, порядок предоставления земельных участков для строительства на территории Санкт-Петербурга регулируется Законом N 282-43 и Положением N 1813.
Согласно пункту 3.17 Положения N 1813 согласование проекта постановления Правительства, в том числе устранение разногласий в отношении инвестиционных условий при предоставлении земельного участка для строительства на инвестиционных условиях, производится на совещании у вице-губернатора Санкт-Петербурга в течение десяти рабочих дней со дня подготовки проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для строительства на инвестиционных условиях в порядке, установленном постановлением Правительства от 16.12.2003 N 100 "Об утверждении Регламента Правительства Санкт-Петербурга".
Однако, судом первой инстанции было установлено, что в отношении испрашиваемого Обществом земельного участка соответствующий проект правового акта на рассмотрение Правительства не поступал по причине обоснованного возврата пакета документов на доработку Комитетом, в связи с чем оснований для принятия решения о предоставлении земельного участка у Правительства не имелось.
Поскольку Обществом не была соблюдена установленная Положением 1813 процедура получения земельного участка под строительство, требования Заявителя о признании незаконным бездействия Правительства нельзя признать обоснованными.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы Общества не содержат фактов, которые не были бы проверены и оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного акта. Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.07.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Я.В.БАРКАНОВА
Судьи
Е.В.ЖИЛЯЕВА
И.А.ТИМУХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.10.2014 ПО ДЕЛУ N А56-21628/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 октября 2014 г. по делу N А56-21628/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 16 октября 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Баркановой Я.В.
судей Жиляевой Е.В., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: до перерыва секретарем Евстегнеевой Е.В., после перерыва секретарем Кривобоковым К.В.
при участии:
от истца: представитель Малтыз И.Н. (по доверенности от 29.01.2014)
от ответчика: представители Татаринова Н.Ю. (по доверенности от 24.04.2014), Макуйлова О.Л. (по доверенности от 09.01.2014)
от 3-го лица: представитель Краснобаев Е.И. (по доверенности от 11.06.2014)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19180/2014) ООО "Сидней" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.07.2014 по делу N А56-21628/2014 (судья Воробьева Ю.В.), принятое
по заявлению ООО "Сидней"
к Правительству Санкт-Петербурга
3-е лицо: Комитет по строительству Санкт-Петербурга
о признании незаконным действия,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сидней" (195027, г. Санкт-Петербург, наб. Свердловская, д. 60, лит. А, пом. 1Н, комн. N 314, ОГРН: 5067847030015; ИНН: 7806338013) (далее - Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Правительству Санкт-Петербурга (191060, Санкт-Петербург, Смольный; ОГРН: 1027809257178; ИНН: 7830002078) (далее - Правительство) с учетом уточненных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требований, принятых арбитражным судом первой инстанции, о признании незаконным бездействия Правительства в предоставлении Обществу для целей строительства земельного участка с кадастровым номером 78:36:1310101:45 площадью 32 011 кв. м, расположенного по адресу: Выборгский р-н, пос. Парголово, пр. Энгельса, уч. 2 (западнее пер. с 3-м Верхним пер.), а также обязании Правительства принять решение о предоставлении указанного земельного участка путем издания соответствующего постановления о проектировании и строительстве.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по строительству Санкт-Петербурга (далее - Комитет).
Решением арбитражного суда от 09.07.2014 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе Общество, считая решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, просит решение отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные Обществом требования. В обоснование своих доводов податель жалобы ссылается на то, что судом первой инстанции не дана надлежащая оценка доводам Общества о наличии действующего разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка. Податель жалобы полагает, что им не было допущено нарушений ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Также Общество указало на отсутствие на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимости, не принадлежащих Санкт-Петербургу на праве собственности. Кроме того, податель жалобы считает, что бездействие Правительства заключается в том, что решение о предоставлении земельного участка для строительства не принято в двухнедельный срок.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
Представители Правительства и Комитета возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзывах, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании был объявлен перерыв до 09.10.2014, после перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда при ведении протокола секретарем Кривобоковым К.В.
Исследовав материалы дела и заслушав мнения представителей сторон, апелляционный суд установил следующее.
В соответствии с договором аренды от 29.05.2010 N 02/ЗКИ-07750 Общество использует земельные участки с кадастровым номером 78:36:13101А:12 площадью 20 499 кв. м и кадастровым номером 78:36:13101А:13 площадью 70 290 кв. м, расположенные по адресам: Выборгский район, пос. Парголово, пр. Энгельса, уч. 1 (западнее пересечения 3-м Верхним пер.), участок (юго-западнее пересечения 3-м Верхним пер.), и предоставленные Заявителю для проведения изыскательских работ на основании постановления Правительства от 15.04.2010 N 362.
Как было установлено судом первой инстанции, распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре (далее - КГА) от 09.12.2010 N 254-пр утвержден проект границ земельного участка, разработанный в масштабе 1:500, шифр 10-2558 для предоставления на инвестиционных условиях (реестровый N 1966-ННН-02), и установлена площадь земельных участков в границах проектирования 1 - 26 301 кв. м, 2 - 32 011 кв. м, 3 - 19 657 кв. м, разрешенное использование участков: 1 - размещение коммерческих объектов, не связанных с проживанием населения, 2 - размещение многоэтажного гаража и автовокзала, 3 - размещение коммерческих объектов, не связанных с проживанием населения.
Распоряжением КГА от 03.02.2011 N 303 утвержден акт о выборе земельного участка для строительства коммерческого объекта, не связанного с проживанием населения, выполненный на основании комплекта инженерно-градостроительной документации, включающего заключение Комитета по градостроительству и архитектуре от 11.01.2011 N 1-1-50/5, Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 03.09.2010 N 646, Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры от 30.12.2010 N 2-9983-1, санитарно-эпидемиологическое заключение Управления по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 30.08.2010 N 78.01.02.000.Т.002240.08.10, распоряжение КГА от 30.08.2010 N 2696 "О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка", распоряжение КГА от 09.12.2010 N 254-пр "Об утверждении проекта границ земельного участка".
26.11.2013 земельный участок по адресу Санкт-Петербург, поселок Парголово, проспект Энгельса, участок 2 (западнее пересечения с 3-м Верхним переулком) поставлен на кадастровый учет с присвоением номера 78:36:1310101:45.
18.12.2013 для принятия Правительством решения о предоставлении Обществу земельного участка для целей строительства Общество получило отчет об оценке рыночной стоимости комплекса прав на объект недвижимости N р-186-1/13.
В соответствии с пунктом 3.15 Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования, утвержденного постановлением Правительства от 30.12.2010 N 1813 (далее - Положение N 1813), Заявитель 30.12.2013 обратился в Комитет с приложением соответствующего комплекта документов.
Однако, письмом от 09.01.2014 Комитет вернул пакет документов на доработку со ссылкой на п. 3.16.1 Положения N 1813, указав, что в нем отсутствует разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка, в границах участка имеются объекты недвижимости, не принадлежащие Санкт-Петербургу, срок действия тарифов на присоединение к электрическим сетям истек 31.12.2013, не предоставлена публикация акта о выборе земельного участка, а 03.02.2014 истек срок его действия.
Ссылаясь на то, что правовых оснований для возврата документов Заявителю у Комитета не имелось, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании незаконным бездействия Правительства, а также об обязании Правительства принять решение о предоставлении названного земельного участка путем издания соответствующего постановления.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.
Из положений статей 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оценив правомерность заявленных требований применительно к положениям 24 главы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд первой инстанции обоснованно посчитал указанные требования не подлежащими удовлетворению.
Процедура предоставления земельных участков для строительства регламентирована Земельным кодексом Российской Федерации (статьи 29 - 32), Законом Санкт-Петербурга от 17.06.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга" (далее - Закон N 282-43), Положением N 1813.
В соответствии со статьей 3 Закона N 282-43 решение о предоставлении объектов недвижимости для целей строительства и реконструкции принимается Правительством, которое утверждает инвестиционные условия. Решение принимается по инициативе исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга или по инициативе потенциальных инвесторов. Заявления потенциальных инвесторов о предоставлении объектов недвижимости рассматриваются в соответствии со статьей 3-1 названного Закона. Основания для отклонения содержащегося в заявлении инвестора предложения перечислены в пункте 4 названной статьи.
Положение N 1813 определяет порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
Как следует из пунктов 3.13, 3.15 Положения N 1813 для принятия решения о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта на инвестиционных условиях потенциальный инвестор обращается с заявлением, приложив необходимые документы, в Комитет по строительству.
Согласно пункту 3.16 Положения N 1813 Комитет по строительству проверяет переданные документы на соответствие составу и требованиям действующего законодательства и названного Положения.
В данном случае, Комитет в установленный законом срок письмом от 09.01.2014 N 14-27758/13 возвратил Обществу документы на доработку, сославшись на их несоответствие указанным выше требованиям.
Так, Комитет указал на то, что по сведениям КЗРиЗ, изложенным в письме от 13.11.2013 N 65591/к, на испрашиваемом земельном участке имеются временные строения, в отношении которых не представлено сведений об их правообладателе. Также Заявителем не представлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 78:36:1310101:45. Кроме того, Комитет указал на то, что срок действия тарифов по электроснабжению, указанных в заключении Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 20.12.2013 N 613, истек 31.12.2013.
Как было установлено судом первой инстанции на основании заключения КЗРиЗ от 13.11.2013 N 65591/к в границах испрашиваемого земельного участка расположены временные строения (частично). При этом согласно заключению КЗРиЗ от 30.12.2010 N 49479/к в границах земельного участка расположены растворобетонный узел, открытый склад сыпучих материалов, подъездной железнодорожный путь.
Справкой Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга от 19.11.2013 N 30296-32 подтверждается отсутствие обременений земельного участка правами иных лиц.
Апелляционный суд согласен с доводами Общества относительно того, что наличие на испрашиваемом земельном участке временных сооружений не является препятствием для проектирования и строительства.
Вместе с тем, в силу ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, следовательно, использование земельного участка в соответствии с условно разрешенным видом его использования возможно только после получения разрешения на такое использование. В силу части 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, которые в силу пункта 1 статьи 3 Закона N 282-43 утверждаются Правительством.
Учитывая, что порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, установленный статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривает как возможность принятия решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, так и возможность отказа в предоставлении такого разрешения, разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка должно быть получено до предоставления земельного участка для строительства.
Как следует из письма КГА от 10.12.2013 N 1-4-65242/5, разрешение на условно разрешенный вид использования испрашиваемого Обществом земельного участка им не получено. При этом в соответствии с частью 3 статьи 28 Закона N 29-10 от 16.02.2009 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" размещение автовокзалов в границах территориальной зоны ТД1-2-2, в которой расположен испрашиваемый земельный участок, относится к условно разрешенным видам использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Распоряжение КГА от 30.08.2010 N 2696, которым Обществу предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования "для размещения автовокзалов" для земельного участка с кадастровым номером 78:36:131101 А:139, не могло быть принято Комитетом, поскольку кадастровый номер испрашиваемого Обществом земельного участка - 78:36:1310101:45, при этом земельные участки имеют различную площадь, в связи с чем в отсутствие доказательств обратного оснований считать идентичным режим их использования не имеется.
Учитывая, что в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый номер земельного участка является одной из уникальных характеристик земельного участка, в соответствии с пунктом 1 статьи 5 указанного Федерального закона каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый государственный учетный номер (кадастровый номер), следует признать, что земельный участок, в отношении которого получено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка, и испрашиваемый земельный участок являются разными объектами гражданских прав.
Апелляционный суд не может согласиться с доводом Общества о том, что испрашиваемый земельный участок образован в результате выделения из земельного участка с кадастровым номером 78:36:131101 А:139, так как кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка не содержит соответствующих сведений.
Кроме того, следует отклонить доводы подателя жалобы, о том, что в Комитет были представлены актуальные сведения о тарифах по электроснабжению.
Как следует из материалов дела, срок действия тарифов по электроснабжению согласно заключению от 20.12.2013 N 613 на момент обращения Общества в Комитет с заявлением 30.12.2013 истек 31.12.2013, следовательно, требования части 9 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации при обращении заявителя в Комитет не были выполнены. При этом, устранив замечания Комитета, отраженные в письме от 09.01.2014 N 14-27758/13, в части информации о технических условиях, Общество в последующем предоставило лишь актуализированную информацию КЭИО о тарифах (письмо КЭИО от 23.01.2014 N 15-814/14-0-1) без предоставления заявления о предоставлении земельного участка и необходимого комплекта документации, предусмотренного пунктами 3.12 - 3.13.7, 3.15 Положения N 1813.
С учетом изложенного следует признать, что у Комитета имелись законные основания для возвращения комплекта документов Заявителю.
Между тем, заявленные Обществом требования о признании незаконным бездействия в предоставлении Обществу земельного участка адресованы Правительству.
Пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Как было указано выше, порядок предоставления земельных участков для строительства на территории Санкт-Петербурга регулируется Законом N 282-43 и Положением N 1813.
Согласно пункту 3.17 Положения N 1813 согласование проекта постановления Правительства, в том числе устранение разногласий в отношении инвестиционных условий при предоставлении земельного участка для строительства на инвестиционных условиях, производится на совещании у вице-губернатора Санкт-Петербурга в течение десяти рабочих дней со дня подготовки проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для строительства на инвестиционных условиях в порядке, установленном постановлением Правительства от 16.12.2003 N 100 "Об утверждении Регламента Правительства Санкт-Петербурга".
Однако, судом первой инстанции было установлено, что в отношении испрашиваемого Обществом земельного участка соответствующий проект правового акта на рассмотрение Правительства не поступал по причине обоснованного возврата пакета документов на доработку Комитетом, в связи с чем оснований для принятия решения о предоставлении земельного участка у Правительства не имелось.
Поскольку Обществом не была соблюдена установленная Положением 1813 процедура получения земельного участка под строительство, требования Заявителя о признании незаконным бездействия Правительства нельзя признать обоснованными.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы Общества не содержат фактов, которые не были бы проверены и оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного акта. Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.07.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Я.В.БАРКАНОВА
Судьи
Е.В.ЖИЛЯЕВА
И.А.ТИМУХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)