Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04.12.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 10.12.2013.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Игротек" (ОГРН 1033302009146, ИНН 3302020129, г. Владимир, ул. Разина, д. 4А)
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 26.07.2013
по делу N А11-3049/2013,
принятое судьей Рыжковой О.Ю.
по заявлению администрации города Владимира
о признании недействительным решения филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Владимирской области от 13.08.2012 N 33/601/12-40934,
при участии:
- от администрации города Владимира - Шошина Е.Н. по доверенности от 29.12.2012 N 01-01/1807;
- от общества с ограниченной ответственностью "Игротек" - Головановой В.В. по доверенности от 21.01.2013, Аракеляна Э.С. по доверенности от 21.01.2013,
и
администрация города Владимира (далее - администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Владимирской области (далее - Учреждение) от 13.08.2012 N 33/601/12-40934.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Игротек" (далее - ООО "Игротек").
Решением от 26.07.2013 Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил требования администрации.
ООО "Игротек" не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и дополнениями к ней, в которых просит его отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт.
Представители ООО "Игротек" в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней.
Представитель администрации в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу просил в ее удовлетворении отказать, решение суда - оставить без изменения.
Учреждение, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направило.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Владимирской области от 26.07.2013 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвовавших в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как установил суд первой инстанции и усматривается из материалов дела, 15.11.2005 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 33:22:011020:27 площадью 31405 кв. м, 22.05.2007 - о земельном участке с кадастровым номером 33:22:024073:37 площадью 10388 кв. м, 06.12.2007 - о земельном участке с кадастровым номером 33:22:032014:28 площадью 2106 кв. м. Арендатором данных земельных участков является ООО "Игротек".
Кадастровая стоимость земельных участков была определена: актами об определении кадастровой стоимости от 11.01.2009 N 22/697 (33:22:011020:27), от 11.01.2009 б/н (33:22:011020:37), от 11.01.2009 б/н (33:22:011020:28) на основе результатов государственной кадастровой оценки.
В связи с выявлением технических ошибок в кадастровых сведениях об объектах недвижимости - земельных участков с кадастровыми номерами 33:22:011020:27, 33:22:024073:37, 33:22:032014:28 Учреждение 13.08.2012 приняло решение N 33/601/12-40934 об исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях.
Данным решением установлено правильное значение характеристики: стоимость земельного участка с кадастровым номером 33:22:011020:27 составила 178 832 632 руб., земельного участка с кадастровым номером 33:22:024073:37-54 464 491,76 руб., земельного участка с кадастровым номером 33:22:032014:28-11 665 513,08 руб.
Посчитав решение Учреждения незаконным и нарушающим ее права и законные интересы, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулирует Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ).
На основании пункта 3 статьи 1 Федерального закона от N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных названных Законом сведений о недвижимом имуществе.
В части 1 статьи 3 Федерального закона N 221-ФЗ предусмотрено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
В силу подпункта 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель определен Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила N 316).
На основании пунктов 1 - 4, 10 Правил N 316 организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В силу пункта 1.3 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
Поскольку указанный нормативный акт вступил в силу в 2007 году, перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке земель, составлялся по состоянию на 01.01.2007.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 21.11.2008 N 808 (далее - Постановление N 808), вступившим в силу с 01.01.2009, утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Владимирской области по состоянию на 01.01.2008.
В Постановлении N 808 утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов во Владимирской области (конкретных участков) - приложение N 1; удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов и видов разрешенного использования - приложение N 2; средние удельные показатели кадастровой стоимости участков земель населенных пунктов в разрезе муниципальных образований и видов разрешенного использования - приложение N 3.
Пунктом 2 данного Постановления признаны утратившими силу постановления Губернатора Владимирской области от 26.12.2002 N 659 и от 18.06.2004 N 359.
Утвержденная указанными постановлениями кадастровая оценка проводилась в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39, которые предусматривали определение кадастровой стоимости индивидуальных земельных участков, а также расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель в разрезе кадастровых кварталов.
Судом первой инстанции установлено, что Постановлением N 808 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01.01.2008 согласно инвентаризационной описи, составленной на 01.01.2007. Спорные земельные участки с кадастровыми номерами 33:22:011020:27, 33:22:032014:28, 33:22:024073:37 не вошли в перечень земельных участков, результаты оценки которых утверждены указанным Постановлением, его кадастровая стоимость в приложении N 1 к Постановлению N 808 отсутствует.
При этом удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков утвержден Постановлением N 808 и отражен в приложении N 2 к нему.
В силу пункта 13 Правил N 316 при проведении государственного кадастрового учета вновь образованных земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
Во исполнение пунктов 11 и 13 Правил N 316 приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 были утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее - Методические указания N 222).
В соответствии с пунктом 1.2 Методических указаний N 222 настоящие Методические указания применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях: образования нового земельного участка; изменения площади земельного участка при упорядочении его границ; изменения вида разрешенного использования земельного участка; перевода земельного участка из донной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель; выявления ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи.
Кадастровая стоимость земельных участков в случаях, перечисленных в пункте 1.2 Методических указаний N 222, определяется Земельной кадастровой палатой по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченной на обеспечение ведения Государственного реестра земель кадастрового района. Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков отражаются в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков, который удостоверяется должностным лицом управления Роснедвижимости по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченным на выполнение учетных кадастровых записей (пункты 1.3, 1.4 Методических указаний N 222).
В случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка в границах существующего поселения кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка (абзац 1 пункта 2.1.3 Методических указаний N 222).
Согласно пункту 2.4 Методических указаний N 222 в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка при упорядочении его границы, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или выявление ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи, происходят после 1 января года проведения государственной кадастровой оценки земель и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.
В рассматриваемом случае спорные земельные участки являются вновь образованными применительно к проводимой кадастровой оценке, сведения о которых включены в Перечень земельных участков, не вошедших в состав объектов оценки. В связи с этим кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 33:22:011020:27. 33:22:032014:28, 33:22:024073:37 определялась в соответствии с Методическими указаниями N 222. Определение кадастровой стоимости данных земельных участков подлежит с применением удельного показателя в соответствии с Постановлением N 808.
Одним из принципов ведения государственного кадастра недвижимости является принцип непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, установленный пунктом 1 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ.
Кадастровая стоимость спорных земельных участков, определенная на основании постановления Губернатора Владимирской области от 26.12.2002 N 659, с момента прекращения действия этого постановления (с 01.01.2009) и утверждения новых результатов кадастровой оценки Постановлением N 808 утратила свою силу. Акт определения кадастровой стоимости от 11.12.2007 также утратил силу с 01.01.2009.
В этой связи кадастровая стоимость земельных участков после утверждения новых результатов государственной кадастровой оценки земель не могла определяться на основании постановления Губернатора Владимирской области от 26.12.2002 N 659.
Вместе с тем оспариваемое администрацией решение Учреждения об исправлении технической ошибки основано на утратившем силу нормативно-правовом акте.
Применение утратившего силу постановления Губернатора Владимирской области от 26.12.2002 N 659 создает ситуацию, при которой государство в лице уполномоченных органов ставит в неравное положение участников хозяйственного оборота, выражающееся в применении разных подходов к регулированию одних и тех же отношений, что противоречит принципу обеспечения стабильности регулирования гражданских правоотношений.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 28 Федерального закона N 221-ФЗ ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (техническая ошибка в сведениях); воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (кадастровая ошибка в сведениях).
При этом техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Решение органа кадастрового учета об исправлении технической ошибки в сведениях должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит исправление такой ошибки. В случае исправления технической ошибки в сведениях об объекте недвижимости орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения об исправлении такой ошибки, направляет данное решение по почтовому адресу правообладателя указанного объекта недвижимости или, если в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения об этом адресе, по почтовому адресу правообладателя в соответствии с кадастровыми сведениями, предусмотренными пунктом 8 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (при наличии таких сведений). Решение об исправлении технической ошибки в сведениях может быть обжаловано в судебном порядке.
В случае, если существуют основания полагать, что исправление технических ошибок может причинить вред либо нарушить законные интересы правообладателей земельных участков или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в государственном кадастре недвижимости, такое исправление осуществляется на основании решения суда, арбитражного суда (письмо Минфина Российской Федерации от 10.03.2011 N 03-05-04-02/21).
Согласно письму Федеральной регистрационной службы от 03.04.2009 N 3-1324-ГЕ "Об исправлении ошибок при расчете кадастровой стоимости земельного участка" ошибка, допущенная в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков в рамках проведения работ по ГКОЗ (далее - Отчет) и воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости, является кадастровой ошибкой.
Кадастровая ошибка в сведениях государственного кадастра недвижимости подлежит исправлению органами кадастрового учета в порядке, установленном частями 4 - 6 статьи 28 Федерального закона N 221-ФЗ.
Исправление ошибки, допущенной в Отчете (ошибки в определении группы вида разрешенного использования земельного участка, характеристик земельного участка и т.п.), осуществляется в следующей последовательности:
1. Орган кадастрового учета принимает в соответствии с частью 5 статьи 28 Федерального закона N 221-ФЗ решение о необходимости устранения кадастровой ошибки (далее - Решение) и направляет его заказчику работ по ГКОЗ для исправления такой ошибки.
2. Исполнитель работ по ГКОЗ в рамках гарантийных обязательств, установленных соответствующими государственными контрактами (договорами) на проведение работ по ГКОЗ в субъекте Российской Федерации, осуществляет расчет кадастровой стоимости земельного участка, указанного в решении, на основании Отчета, содержащего проверенные Роснедвижимостью, впоследствии утвержденные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и внесенные в государственный кадастр недвижимости результаты государственной кадастровой оценки земель. Результаты данного расчета исполнитель работ представляет заказчику.
3. Заказчик в соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 29.01.2009 N 03-05-06-02/05 обеспечивает внесение обратным числом на указанную дату изменений в нормативный правовой акт об утверждении кадастровой стоимости земельных участков только в части земельного участка, кадастровая стоимость которого была исправлена.
4. В соответствии с частью 6 статьи 28 Федерального закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета вносит сведения об исправленной кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости и передает их в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в органы ФНС России.
Таким образом, Учреждением при вынесении оспариваемого решения не был соблюден установленный законом порядок исправления кадастровой ошибки.
Подобное исправление могло быть осуществлено лишь при наличии согласия распорядителя земельных участков либо в случае отсутствия такого согласия - по решению арбитражного суда.
В свою очередь принятие такого решения повлекло уменьшение кадастровой стоимости земельного участка и, соответственно, уменьшение размера арендной платы за его использование.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Всесторонне, полно и объективно исследовав представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд первой инстанции с учетом установленных обстоятельств пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое решение Учреждения не соответствует действующему законодательству и нарушают права и законные интересы администрации.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На этом основании суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования администрации.
Доводы, приведенные ООО "Игротек" в апелляционной жалобе и дополнениях к ней, судом апелляционной инстанции рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
Не принимается во внимание утверждение заявителя апелляционной жалобы о неисполнимости судебного решения, поскольку доказательства того, каким образом нарушаются его права и законные интересы возложением судом на Учреждение обязанности по устранению нарушения прав и законных интересов администрации, в материалы дела не представлены.
При этом суд учитывает, что непосредственно Учреждением судебный акт, которым его решение признано незаконным, не обжалуется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба ООО "Игротек" по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Владимирской области от 26.07.2013 по делу N А11-3049/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Игротек" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.12.2013 ПО ДЕЛУ N А11-3049/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 декабря 2013 г. по делу N А11-3049/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 04.12.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 10.12.2013.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Игротек" (ОГРН 1033302009146, ИНН 3302020129, г. Владимир, ул. Разина, д. 4А)
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 26.07.2013
по делу N А11-3049/2013,
принятое судьей Рыжковой О.Ю.
по заявлению администрации города Владимира
о признании недействительным решения филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Владимирской области от 13.08.2012 N 33/601/12-40934,
при участии:
- от администрации города Владимира - Шошина Е.Н. по доверенности от 29.12.2012 N 01-01/1807;
- от общества с ограниченной ответственностью "Игротек" - Головановой В.В. по доверенности от 21.01.2013, Аракеляна Э.С. по доверенности от 21.01.2013,
и
установил:
администрация города Владимира (далее - администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Владимирской области (далее - Учреждение) от 13.08.2012 N 33/601/12-40934.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Игротек" (далее - ООО "Игротек").
Решением от 26.07.2013 Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил требования администрации.
ООО "Игротек" не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и дополнениями к ней, в которых просит его отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт.
Представители ООО "Игротек" в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней.
Представитель администрации в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу просил в ее удовлетворении отказать, решение суда - оставить без изменения.
Учреждение, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направило.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Владимирской области от 26.07.2013 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвовавших в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как установил суд первой инстанции и усматривается из материалов дела, 15.11.2005 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 33:22:011020:27 площадью 31405 кв. м, 22.05.2007 - о земельном участке с кадастровым номером 33:22:024073:37 площадью 10388 кв. м, 06.12.2007 - о земельном участке с кадастровым номером 33:22:032014:28 площадью 2106 кв. м. Арендатором данных земельных участков является ООО "Игротек".
Кадастровая стоимость земельных участков была определена: актами об определении кадастровой стоимости от 11.01.2009 N 22/697 (33:22:011020:27), от 11.01.2009 б/н (33:22:011020:37), от 11.01.2009 б/н (33:22:011020:28) на основе результатов государственной кадастровой оценки.
В связи с выявлением технических ошибок в кадастровых сведениях об объектах недвижимости - земельных участков с кадастровыми номерами 33:22:011020:27, 33:22:024073:37, 33:22:032014:28 Учреждение 13.08.2012 приняло решение N 33/601/12-40934 об исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях.
Данным решением установлено правильное значение характеристики: стоимость земельного участка с кадастровым номером 33:22:011020:27 составила 178 832 632 руб., земельного участка с кадастровым номером 33:22:024073:37-54 464 491,76 руб., земельного участка с кадастровым номером 33:22:032014:28-11 665 513,08 руб.
Посчитав решение Учреждения незаконным и нарушающим ее права и законные интересы, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулирует Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ).
На основании пункта 3 статьи 1 Федерального закона от N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных названных Законом сведений о недвижимом имуществе.
В части 1 статьи 3 Федерального закона N 221-ФЗ предусмотрено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
В силу подпункта 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель определен Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила N 316).
На основании пунктов 1 - 4, 10 Правил N 316 организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В силу пункта 1.3 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
Поскольку указанный нормативный акт вступил в силу в 2007 году, перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке земель, составлялся по состоянию на 01.01.2007.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 21.11.2008 N 808 (далее - Постановление N 808), вступившим в силу с 01.01.2009, утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Владимирской области по состоянию на 01.01.2008.
В Постановлении N 808 утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов во Владимирской области (конкретных участков) - приложение N 1; удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов и видов разрешенного использования - приложение N 2; средние удельные показатели кадастровой стоимости участков земель населенных пунктов в разрезе муниципальных образований и видов разрешенного использования - приложение N 3.
Пунктом 2 данного Постановления признаны утратившими силу постановления Губернатора Владимирской области от 26.12.2002 N 659 и от 18.06.2004 N 359.
Утвержденная указанными постановлениями кадастровая оценка проводилась в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39, которые предусматривали определение кадастровой стоимости индивидуальных земельных участков, а также расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель в разрезе кадастровых кварталов.
Судом первой инстанции установлено, что Постановлением N 808 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01.01.2008 согласно инвентаризационной описи, составленной на 01.01.2007. Спорные земельные участки с кадастровыми номерами 33:22:011020:27, 33:22:032014:28, 33:22:024073:37 не вошли в перечень земельных участков, результаты оценки которых утверждены указанным Постановлением, его кадастровая стоимость в приложении N 1 к Постановлению N 808 отсутствует.
При этом удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков утвержден Постановлением N 808 и отражен в приложении N 2 к нему.
В силу пункта 13 Правил N 316 при проведении государственного кадастрового учета вновь образованных земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
Во исполнение пунктов 11 и 13 Правил N 316 приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 были утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее - Методические указания N 222).
В соответствии с пунктом 1.2 Методических указаний N 222 настоящие Методические указания применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях: образования нового земельного участка; изменения площади земельного участка при упорядочении его границ; изменения вида разрешенного использования земельного участка; перевода земельного участка из донной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель; выявления ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи.
Кадастровая стоимость земельных участков в случаях, перечисленных в пункте 1.2 Методических указаний N 222, определяется Земельной кадастровой палатой по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченной на обеспечение ведения Государственного реестра земель кадастрового района. Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков отражаются в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков, который удостоверяется должностным лицом управления Роснедвижимости по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченным на выполнение учетных кадастровых записей (пункты 1.3, 1.4 Методических указаний N 222).
В случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка в границах существующего поселения кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка (абзац 1 пункта 2.1.3 Методических указаний N 222).
Согласно пункту 2.4 Методических указаний N 222 в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка при упорядочении его границы, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или выявление ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи, происходят после 1 января года проведения государственной кадастровой оценки земель и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.
В рассматриваемом случае спорные земельные участки являются вновь образованными применительно к проводимой кадастровой оценке, сведения о которых включены в Перечень земельных участков, не вошедших в состав объектов оценки. В связи с этим кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 33:22:011020:27. 33:22:032014:28, 33:22:024073:37 определялась в соответствии с Методическими указаниями N 222. Определение кадастровой стоимости данных земельных участков подлежит с применением удельного показателя в соответствии с Постановлением N 808.
Одним из принципов ведения государственного кадастра недвижимости является принцип непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, установленный пунктом 1 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ.
Кадастровая стоимость спорных земельных участков, определенная на основании постановления Губернатора Владимирской области от 26.12.2002 N 659, с момента прекращения действия этого постановления (с 01.01.2009) и утверждения новых результатов кадастровой оценки Постановлением N 808 утратила свою силу. Акт определения кадастровой стоимости от 11.12.2007 также утратил силу с 01.01.2009.
В этой связи кадастровая стоимость земельных участков после утверждения новых результатов государственной кадастровой оценки земель не могла определяться на основании постановления Губернатора Владимирской области от 26.12.2002 N 659.
Вместе с тем оспариваемое администрацией решение Учреждения об исправлении технической ошибки основано на утратившем силу нормативно-правовом акте.
Применение утратившего силу постановления Губернатора Владимирской области от 26.12.2002 N 659 создает ситуацию, при которой государство в лице уполномоченных органов ставит в неравное положение участников хозяйственного оборота, выражающееся в применении разных подходов к регулированию одних и тех же отношений, что противоречит принципу обеспечения стабильности регулирования гражданских правоотношений.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 28 Федерального закона N 221-ФЗ ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (техническая ошибка в сведениях); воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (кадастровая ошибка в сведениях).
При этом техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Решение органа кадастрового учета об исправлении технической ошибки в сведениях должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит исправление такой ошибки. В случае исправления технической ошибки в сведениях об объекте недвижимости орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения об исправлении такой ошибки, направляет данное решение по почтовому адресу правообладателя указанного объекта недвижимости или, если в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения об этом адресе, по почтовому адресу правообладателя в соответствии с кадастровыми сведениями, предусмотренными пунктом 8 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (при наличии таких сведений). Решение об исправлении технической ошибки в сведениях может быть обжаловано в судебном порядке.
В случае, если существуют основания полагать, что исправление технических ошибок может причинить вред либо нарушить законные интересы правообладателей земельных участков или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в государственном кадастре недвижимости, такое исправление осуществляется на основании решения суда, арбитражного суда (письмо Минфина Российской Федерации от 10.03.2011 N 03-05-04-02/21).
Согласно письму Федеральной регистрационной службы от 03.04.2009 N 3-1324-ГЕ "Об исправлении ошибок при расчете кадастровой стоимости земельного участка" ошибка, допущенная в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков в рамках проведения работ по ГКОЗ (далее - Отчет) и воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости, является кадастровой ошибкой.
Кадастровая ошибка в сведениях государственного кадастра недвижимости подлежит исправлению органами кадастрового учета в порядке, установленном частями 4 - 6 статьи 28 Федерального закона N 221-ФЗ.
Исправление ошибки, допущенной в Отчете (ошибки в определении группы вида разрешенного использования земельного участка, характеристик земельного участка и т.п.), осуществляется в следующей последовательности:
1. Орган кадастрового учета принимает в соответствии с частью 5 статьи 28 Федерального закона N 221-ФЗ решение о необходимости устранения кадастровой ошибки (далее - Решение) и направляет его заказчику работ по ГКОЗ для исправления такой ошибки.
2. Исполнитель работ по ГКОЗ в рамках гарантийных обязательств, установленных соответствующими государственными контрактами (договорами) на проведение работ по ГКОЗ в субъекте Российской Федерации, осуществляет расчет кадастровой стоимости земельного участка, указанного в решении, на основании Отчета, содержащего проверенные Роснедвижимостью, впоследствии утвержденные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и внесенные в государственный кадастр недвижимости результаты государственной кадастровой оценки земель. Результаты данного расчета исполнитель работ представляет заказчику.
3. Заказчик в соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 29.01.2009 N 03-05-06-02/05 обеспечивает внесение обратным числом на указанную дату изменений в нормативный правовой акт об утверждении кадастровой стоимости земельных участков только в части земельного участка, кадастровая стоимость которого была исправлена.
4. В соответствии с частью 6 статьи 28 Федерального закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета вносит сведения об исправленной кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости и передает их в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в органы ФНС России.
Таким образом, Учреждением при вынесении оспариваемого решения не был соблюден установленный законом порядок исправления кадастровой ошибки.
Подобное исправление могло быть осуществлено лишь при наличии согласия распорядителя земельных участков либо в случае отсутствия такого согласия - по решению арбитражного суда.
В свою очередь принятие такого решения повлекло уменьшение кадастровой стоимости земельного участка и, соответственно, уменьшение размера арендной платы за его использование.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Всесторонне, полно и объективно исследовав представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд первой инстанции с учетом установленных обстоятельств пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое решение Учреждения не соответствует действующему законодательству и нарушают права и законные интересы администрации.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На этом основании суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования администрации.
Доводы, приведенные ООО "Игротек" в апелляционной жалобе и дополнениях к ней, судом апелляционной инстанции рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
Не принимается во внимание утверждение заявителя апелляционной жалобы о неисполнимости судебного решения, поскольку доказательства того, каким образом нарушаются его права и законные интересы возложением судом на Учреждение обязанности по устранению нарушения прав и законных интересов администрации, в материалы дела не представлены.
При этом суд учитывает, что непосредственно Учреждением судебный акт, которым его решение признано незаконным, не обжалуется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба ООО "Игротек" по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 26.07.2013 по делу N А11-3049/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Игротек" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий
И.А.СМИРНОВА
И.А.СМИРНОВА
Судьи
Т.А.ЗАХАРОВА
Ю.В.ПРОТАСОВ
Т.А.ЗАХАРОВА
Ю.В.ПРОТАСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)