Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей; ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 июля 2008 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рогалевой Е.М.,
судей Марчик Н.Ю., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Базановой С.В.,
с участием:
- от заявителя - Рябова И.Ю., доверенность от 11 мая 2007 г. N 15/2007-д;
- от Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области - Филюк Е.В., доверенность от 24 сентября 2007 г. N 12-6774;
- от третьих лиц:
- от Департамента управления имуществом городского округа Самара - не явился, извещен;
- от Министерства имущественных отношений по Самарской области - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу
Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 28 апреля 2008 г.
по делу N А55-897/2008 (судья Мехедова В.В.),
по заявлению ООО "Старый город", г. Самара,
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
Департамент управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
Министерство имущественных отношений по Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным действия, обязании совершить определенные действия,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Старый город" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом уточнения, о признании незаконным действия Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области (далее - регистрирующий орган), выразившегося в отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка от 01 июня 2006 г. N 025642з, содержащемся в сообщении от 24 декабря 2007 г. N 01/274/2007-610, а также об обязании зарегистрировать договор аренды.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28 апреля 2008 г. заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что постановление главы города Самары от 30 сентября 2005 г. N 2592 "Об утверждении границ земельного участка для размещения временной автомобильной стоянки ООО "Старый город" и предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: ул. Тухачевского в Железнодорожном районе города Самары" не было признано в судебном порядке недействительным как принятое с нарушением порядка предоставления земельного участка юридическому лицу; решением Арбитражного суда Самарской области от 29 августа 2007 г. по делу N А55-34499/2005 установлено, что постановление главы города Самары от 30 сентября 2005 г. N 2592 "Об утверждении границ земельного участка для размещения временной автомобильной стоянки ООО "Старый город" и предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: ул. Тухачевского в Железнодорожном районе города Самары" издано уполномоченным должностным лицом, обоснованно, в соответствии с требованиями действующего законодательства; права на арендованный земельный участок у заявителя не возникли только потому, что данный договор не был зарегистрирован по причине отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области, содержащегося в сообщении от 19 февраля 2007 г.
Не согласившись с выводами суда, регистрирующий орган подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.
В апелляционной жалобе указывает, что судом первой инстанции неправильно истолкован закон и не применен закон, подлежащий применению, в частности, ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ); судебный акт от 29 августа 2007 г. по делу N А55-34499/2005 вынесен по спору между ЖСК-264 и главой г. Самара, то есть не имеет преюдициального значения для данного дела, поскольку в данном случае круг лиц, участвующих в деле, иной; кроме того, основанием оспаривания ненормативного акта явилось нарушение прав ЖСК-264, то есть при рассмотрении дела судом не исследовался вопрос соответствия порядку предоставления указанного земельного участка согласно ст. 34 ЗК РФ; ввиду того, что договор аренды от 01 июня 2006 г. не был зарегистрирован, следовательно, он не является заключенным, а, значит, к нему в полной мере применим абз. 8 п. 2.3. Регламента взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74.
В судебном заседании представитель регистрирующего органа доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель заявителя считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением главы города Самары от 30 сентября 2005 г. N 2592 "Об утверждении границ земельного участка для размещения временной автомобильной стоянки ООО "Старый город" и предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: ул. Тухачевского в Железнодорожном районе города Самары" заявителю был предоставлен в аренду сроком на 49 лет без права выкупа в собственность земельный участок площадью 9083, 90 кв. м.
В соответствии с вышеуказанным постановлением главы г. Самары ООО "Старый город" заключило договор аренды земельного участка с Комитетом по управлению имуществом г. Самары под N 025642з от 01 июня 2006 г. (л.д. 12-15).
Сообщением от 19 февраля 2007 г. заявителю в государственной регистрации договора аренды на объект недвижимого имущества - земельный участок, расположенный по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Тухачевского, было отказано на основании абзаца 4 пункта 1 ст. 20 Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) (л.д. 26-28).
По мнению Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области, ООО "Старый город" не представило документы, подтверждающие соблюдение процедуры предоставления земельного участка в аренду, а иные представленные документы не соответствуют требованиям действующего законодательства.
17 октября 2007 г. ООО "Старый город" повторно обратилось в Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области за регистрацией договора аренды земельного участка от 01 июня 2006 г. N 025642з, однако сообщением от 24 декабря 2007 г. ему было отказано в государственной регистрации вышеуказанного договора земельного участка.
При принятии решения о признании отказа в государственной регистрации указанного договора аренды незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 609 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
В обоснование отказа в регистрации регистрирующий орган ссылается на то, что п. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" содержит открытый перечень оснований для регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. К числу иных документов, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав в данной ситуации заинтересованное лицо относит документы, подтверждающие соблюдение принципа публичности (публикацию сведений о предоставлении такого земельного участка) в соответствии с процедурой, установленной ст. 34 ЗК РФ.
Данные доводы регистрирующего органа являются неосновательными в связи со следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона N 122-ФЗ установлены требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Особенностью государственной регистрации аренды недвижимого имущества в соответствии с п. 2 ст. 26 Закона N 122-ФЗ является то, что если в аренду сдается земельный участок (участок недр) или часть его, к договору аренды, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагается кадастровый план земельного участка с указанием части его, сдаваемой в аренду.
Все необходимые документы, отражающие вышеуказанную информацию, были представлены истцом на государственную регистрацию права аренды.
В Правилах ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. N 219, также указываются, какие сведения должны содержаться в ЕГРП о зарегистрированных правах и объектах.
Согласно п. 6 ст. 12 Закона N 122-ФЗ ЕГРП состоит из отдельных разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества.
Разделы Единого государственного реестра прав располагаются в соответствии с принципом единого объекта недвижимого имущества. Разделы, содержащие информацию о зданиях, сооружениях и об иных объектах недвижимого имущества, прочно связанных с земельным участком, располагаются непосредственно за разделом, содержащим информацию о данном земельном участке.
Каждый раздел состоит из трех подразделов.
В подразделе I содержится краткое описание каждого объекта недвижимого имущества: адрес (местоположение), вид (название) объекта, его площадь (по плану или иному документу, предусмотренному настоящим Федеральным законом и содержащему описание объекта недвижимого имущества, в отношении земельного участка - по кадастровому плану), назначение и иная необходимая информация, в том числе об отнесении объекта недвижимого имущества к объектам культурного наследия или к выявленным объектам культурного наследия.
В подраздел II вносятся записи о подлежащих государственной регистрации сделках об отчуждении объектов недвижимости, а также о праве собственности и об иных вещных правах на каждый объект недвижимого имущества, имя (наименование) правообладателя, реквизиты юридического лица, адрес, указанный правообладателем, вид права, размер доли в праве, наименования и реквизиты правоустанавливающих документов, дата внесения записи, имя государственного регистратора и его подпись.
В подраздел III вносятся записи об ограничениях (обременениях) права собственности и других прав на недвижимое имущество (сервитуте, аренде, аресте имущества, и других), дата внесения записи, имя государственного регистратора и его подпись. В записях об ограничениях (обременениях) права указывается содержание ограничения (обременения), срок его действия, и т.д.
Какие сведения не были представлены для внесения их в ЕГРП заявителем, регистрирующий орган не указал и мотивировал неправильной процедурой предоставления земельного участка, а именно отсутствием публикации в СМИ информации о предоставлении земельного участка.
Согласно п. 1 ст. 17 Закона N 122-ФЗ кроме указанного в пункте перечня (документы согласно которому были представлены ООО "Старый город" на регистрацию), являющегося основанием для проведения государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрирующий орган имеет право требовать иные документы, подтверждающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение прав.
Однако публикация в СМИ (газета, либо иной источник) о земельном участке не влечет за собой ни возникновение, ни прекращение, ни обременение, ни переход прав и не является правоустанавливающим документом.
Из норм ст. 34 ЗК РФ не следует тот факт, что договор аренды земельного участка заключается на основании публикации сообщения в СМИ.
Постановление главы города Самары от 30 сентября 2005 г. N 2592 "Об утверждении границ земельного участка для размещения временной автомобильной стоянки ООО Старый город" и предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: ул. Тухачевского в Железнодорожном районе города Самары" не было признано в судебном порядке недействительным как принятое с нарушением порядка предоставления земельного участка юридическому лицу.
Напротив, постановление главы города Самары от 30 сентября 2005 г. N 2592 обжаловалось в арбитражный суд и признано законным и соответствующим процедуре предоставления по ст. ст. 29, 34 ЗК РФ (абз. 11 лист 2 решения Арбитражного суда Самарской области от 29 августа 2007 г. по делу N А55-34499/2005) и в регистрирующий орган в составе пакета документов на регистрацию сдавалось.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о законности предоставления земельного участка.
Пунктом 1 ст. 20 Закона о регистрации установлен исчерпывающий перечень для отказа в государственной регистрации прав:
- право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом;
- с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;
- документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
- акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания;
- лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;
- лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий;
- правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;
- правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества;
- не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом для государственной регистрации прав;
- имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.
Отказ в государственной регистрации договора аренды не основывается ни на одном из пунктов данной статьи.
Кроме того, Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области ссылается на тот факт, что в соответствии с пунктом 2.3 Регламента взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74, с июля 2006 г. права и обязанности арендодателя по договорам аренды земельных участков, срок действия которых не истекает к 1 июля 2006 г., а также по договорам аренды земельных участков, заключенным (возобновленным) на неопределенный срок, осуществляется департаментом, что оформляется дополнительным соглашением к договору аренды, заключаемым между соответствующим органом местного самоуправления городского округа Самара и департаментом.
Заинтересованное лицо считает, что поскольку договор аренды земельного участка от 01 июня 2006 г. N 025642з не зарегистрирован, а, значит, не заключен, то к нему применим абзац 8 пункта 2.3 вышеуказанного Регламента, согласно которому решения о предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам, соответствующие требованиям действующего законодательства, в соответствии с которыми не были заключены в установленном порядке соответствующие договоры, являются основанием для принятия департаментом решения о предоставлении земельных участков указанным гражданам и юридическим лицам и последующего заключения соответствующих договоров.
Однако правоотношения между сторонами по договору возникли в момент его заключения.
Права на арендованный земельный участок у заявителя не возникли, т.к. данный договор не был зарегистрирован по причине отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области, содержащегося в сообщении от 19 февраля 2007 г.
Поэтому правомерным является вывод суда о том, что новое решение о предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам, в соответствии с которыми не были заключены в установленном порядке соответствующие договоры, является основанием для принятия решения о предоставлении земельных участков указанным гражданам и юридическим лицам и последующего заключения соответствующих договоров, принимается в случае, если между сторонами не были фактически составлены и подписаны договоры.
В данном случае согласно нормам земельного законодательства земельный участок предоставляется на основании единожды принятого решения уполномоченного на то органа.
Договор был составлен и подписан между уполномоченными на то лицами в рамках действующих норм гражданского и земельного законодательства, а, следовательно, требования регистрирующего органа о новом решении и, соответственно, договора аренды выходят за рамки требований гражданского и земельного законодательства и нарушают права и законные интересы ООО "Старый город".
Другие доводы, аналогичные доводам апелляционной жалобы, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 АПК РФ для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 28 апреля 2008 г. по делу N А55-897/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
Н.Ю.МАРЧИК
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.07.2008 ПО ДЕЛУ N А55-897/2008
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей; ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июля 2008 г. по делу N А55-897/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 июля 2008 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рогалевой Е.М.,
судей Марчик Н.Ю., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Базановой С.В.,
с участием:
- от заявителя - Рябова И.Ю., доверенность от 11 мая 2007 г. N 15/2007-д;
- от Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области - Филюк Е.В., доверенность от 24 сентября 2007 г. N 12-6774;
- от третьих лиц:
- от Департамента управления имуществом городского округа Самара - не явился, извещен;
- от Министерства имущественных отношений по Самарской области - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу
Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 28 апреля 2008 г.
по делу N А55-897/2008 (судья Мехедова В.В.),
по заявлению ООО "Старый город", г. Самара,
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
Департамент управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
Министерство имущественных отношений по Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным действия, обязании совершить определенные действия,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Старый город" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом уточнения, о признании незаконным действия Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области (далее - регистрирующий орган), выразившегося в отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка от 01 июня 2006 г. N 025642з, содержащемся в сообщении от 24 декабря 2007 г. N 01/274/2007-610, а также об обязании зарегистрировать договор аренды.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28 апреля 2008 г. заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что постановление главы города Самары от 30 сентября 2005 г. N 2592 "Об утверждении границ земельного участка для размещения временной автомобильной стоянки ООО "Старый город" и предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: ул. Тухачевского в Железнодорожном районе города Самары" не было признано в судебном порядке недействительным как принятое с нарушением порядка предоставления земельного участка юридическому лицу; решением Арбитражного суда Самарской области от 29 августа 2007 г. по делу N А55-34499/2005 установлено, что постановление главы города Самары от 30 сентября 2005 г. N 2592 "Об утверждении границ земельного участка для размещения временной автомобильной стоянки ООО "Старый город" и предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: ул. Тухачевского в Железнодорожном районе города Самары" издано уполномоченным должностным лицом, обоснованно, в соответствии с требованиями действующего законодательства; права на арендованный земельный участок у заявителя не возникли только потому, что данный договор не был зарегистрирован по причине отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области, содержащегося в сообщении от 19 февраля 2007 г.
Не согласившись с выводами суда, регистрирующий орган подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.
В апелляционной жалобе указывает, что судом первой инстанции неправильно истолкован закон и не применен закон, подлежащий применению, в частности, ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ); судебный акт от 29 августа 2007 г. по делу N А55-34499/2005 вынесен по спору между ЖСК-264 и главой г. Самара, то есть не имеет преюдициального значения для данного дела, поскольку в данном случае круг лиц, участвующих в деле, иной; кроме того, основанием оспаривания ненормативного акта явилось нарушение прав ЖСК-264, то есть при рассмотрении дела судом не исследовался вопрос соответствия порядку предоставления указанного земельного участка согласно ст. 34 ЗК РФ; ввиду того, что договор аренды от 01 июня 2006 г. не был зарегистрирован, следовательно, он не является заключенным, а, значит, к нему в полной мере применим абз. 8 п. 2.3. Регламента взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74.
В судебном заседании представитель регистрирующего органа доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель заявителя считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением главы города Самары от 30 сентября 2005 г. N 2592 "Об утверждении границ земельного участка для размещения временной автомобильной стоянки ООО "Старый город" и предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: ул. Тухачевского в Железнодорожном районе города Самары" заявителю был предоставлен в аренду сроком на 49 лет без права выкупа в собственность земельный участок площадью 9083, 90 кв. м.
В соответствии с вышеуказанным постановлением главы г. Самары ООО "Старый город" заключило договор аренды земельного участка с Комитетом по управлению имуществом г. Самары под N 025642з от 01 июня 2006 г. (л.д. 12-15).
Сообщением от 19 февраля 2007 г. заявителю в государственной регистрации договора аренды на объект недвижимого имущества - земельный участок, расположенный по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Тухачевского, было отказано на основании абзаца 4 пункта 1 ст. 20 Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) (л.д. 26-28).
По мнению Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области, ООО "Старый город" не представило документы, подтверждающие соблюдение процедуры предоставления земельного участка в аренду, а иные представленные документы не соответствуют требованиям действующего законодательства.
17 октября 2007 г. ООО "Старый город" повторно обратилось в Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области за регистрацией договора аренды земельного участка от 01 июня 2006 г. N 025642з, однако сообщением от 24 декабря 2007 г. ему было отказано в государственной регистрации вышеуказанного договора земельного участка.
При принятии решения о признании отказа в государственной регистрации указанного договора аренды незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 609 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
В обоснование отказа в регистрации регистрирующий орган ссылается на то, что п. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" содержит открытый перечень оснований для регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. К числу иных документов, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав в данной ситуации заинтересованное лицо относит документы, подтверждающие соблюдение принципа публичности (публикацию сведений о предоставлении такого земельного участка) в соответствии с процедурой, установленной ст. 34 ЗК РФ.
Данные доводы регистрирующего органа являются неосновательными в связи со следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона N 122-ФЗ установлены требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Особенностью государственной регистрации аренды недвижимого имущества в соответствии с п. 2 ст. 26 Закона N 122-ФЗ является то, что если в аренду сдается земельный участок (участок недр) или часть его, к договору аренды, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагается кадастровый план земельного участка с указанием части его, сдаваемой в аренду.
Все необходимые документы, отражающие вышеуказанную информацию, были представлены истцом на государственную регистрацию права аренды.
В Правилах ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. N 219, также указываются, какие сведения должны содержаться в ЕГРП о зарегистрированных правах и объектах.
Согласно п. 6 ст. 12 Закона N 122-ФЗ ЕГРП состоит из отдельных разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества.
Разделы Единого государственного реестра прав располагаются в соответствии с принципом единого объекта недвижимого имущества. Разделы, содержащие информацию о зданиях, сооружениях и об иных объектах недвижимого имущества, прочно связанных с земельным участком, располагаются непосредственно за разделом, содержащим информацию о данном земельном участке.
Каждый раздел состоит из трех подразделов.
В подразделе I содержится краткое описание каждого объекта недвижимого имущества: адрес (местоположение), вид (название) объекта, его площадь (по плану или иному документу, предусмотренному настоящим Федеральным законом и содержащему описание объекта недвижимого имущества, в отношении земельного участка - по кадастровому плану), назначение и иная необходимая информация, в том числе об отнесении объекта недвижимого имущества к объектам культурного наследия или к выявленным объектам культурного наследия.
В подраздел II вносятся записи о подлежащих государственной регистрации сделках об отчуждении объектов недвижимости, а также о праве собственности и об иных вещных правах на каждый объект недвижимого имущества, имя (наименование) правообладателя, реквизиты юридического лица, адрес, указанный правообладателем, вид права, размер доли в праве, наименования и реквизиты правоустанавливающих документов, дата внесения записи, имя государственного регистратора и его подпись.
В подраздел III вносятся записи об ограничениях (обременениях) права собственности и других прав на недвижимое имущество (сервитуте, аренде, аресте имущества, и других), дата внесения записи, имя государственного регистратора и его подпись. В записях об ограничениях (обременениях) права указывается содержание ограничения (обременения), срок его действия, и т.д.
Какие сведения не были представлены для внесения их в ЕГРП заявителем, регистрирующий орган не указал и мотивировал неправильной процедурой предоставления земельного участка, а именно отсутствием публикации в СМИ информации о предоставлении земельного участка.
Согласно п. 1 ст. 17 Закона N 122-ФЗ кроме указанного в пункте перечня (документы согласно которому были представлены ООО "Старый город" на регистрацию), являющегося основанием для проведения государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрирующий орган имеет право требовать иные документы, подтверждающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение прав.
Однако публикация в СМИ (газета, либо иной источник) о земельном участке не влечет за собой ни возникновение, ни прекращение, ни обременение, ни переход прав и не является правоустанавливающим документом.
Из норм ст. 34 ЗК РФ не следует тот факт, что договор аренды земельного участка заключается на основании публикации сообщения в СМИ.
Постановление главы города Самары от 30 сентября 2005 г. N 2592 "Об утверждении границ земельного участка для размещения временной автомобильной стоянки ООО Старый город" и предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: ул. Тухачевского в Железнодорожном районе города Самары" не было признано в судебном порядке недействительным как принятое с нарушением порядка предоставления земельного участка юридическому лицу.
Напротив, постановление главы города Самары от 30 сентября 2005 г. N 2592 обжаловалось в арбитражный суд и признано законным и соответствующим процедуре предоставления по ст. ст. 29, 34 ЗК РФ (абз. 11 лист 2 решения Арбитражного суда Самарской области от 29 августа 2007 г. по делу N А55-34499/2005) и в регистрирующий орган в составе пакета документов на регистрацию сдавалось.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о законности предоставления земельного участка.
Пунктом 1 ст. 20 Закона о регистрации установлен исчерпывающий перечень для отказа в государственной регистрации прав:
- право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом;
- с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;
- документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
- акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания;
- лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;
- лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий;
- правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;
- правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества;
- не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом для государственной регистрации прав;
- имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.
Отказ в государственной регистрации договора аренды не основывается ни на одном из пунктов данной статьи.
Кроме того, Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области ссылается на тот факт, что в соответствии с пунктом 2.3 Регламента взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74, с июля 2006 г. права и обязанности арендодателя по договорам аренды земельных участков, срок действия которых не истекает к 1 июля 2006 г., а также по договорам аренды земельных участков, заключенным (возобновленным) на неопределенный срок, осуществляется департаментом, что оформляется дополнительным соглашением к договору аренды, заключаемым между соответствующим органом местного самоуправления городского округа Самара и департаментом.
Заинтересованное лицо считает, что поскольку договор аренды земельного участка от 01 июня 2006 г. N 025642з не зарегистрирован, а, значит, не заключен, то к нему применим абзац 8 пункта 2.3 вышеуказанного Регламента, согласно которому решения о предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам, соответствующие требованиям действующего законодательства, в соответствии с которыми не были заключены в установленном порядке соответствующие договоры, являются основанием для принятия департаментом решения о предоставлении земельных участков указанным гражданам и юридическим лицам и последующего заключения соответствующих договоров.
Однако правоотношения между сторонами по договору возникли в момент его заключения.
Права на арендованный земельный участок у заявителя не возникли, т.к. данный договор не был зарегистрирован по причине отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области, содержащегося в сообщении от 19 февраля 2007 г.
Поэтому правомерным является вывод суда о том, что новое решение о предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам, в соответствии с которыми не были заключены в установленном порядке соответствующие договоры, является основанием для принятия решения о предоставлении земельных участков указанным гражданам и юридическим лицам и последующего заключения соответствующих договоров, принимается в случае, если между сторонами не были фактически составлены и подписаны договоры.
В данном случае согласно нормам земельного законодательства земельный участок предоставляется на основании единожды принятого решения уполномоченного на то органа.
Договор был составлен и подписан между уполномоченными на то лицами в рамках действующих норм гражданского и земельного законодательства, а, следовательно, требования регистрирующего органа о новом решении и, соответственно, договора аренды выходят за рамки требований гражданского и земельного законодательства и нарушают права и законные интересы ООО "Старый город".
Другие доводы, аналогичные доводам апелляционной жалобы, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 АПК РФ для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 28 апреля 2008 г. по делу N А55-897/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
Н.Ю.МАРЧИК
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)